Особенности учета НДС в строительстве

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет заработной платы в коммерческих структурах
Учет заработной платы в бюджетной сфере
Учет НДС при экспортных операциях
Учет НДС при импортных операциях - особенности и проблемы


Введение:

В настоящее время НДС является одним из важнейших федеральных налогов. Этот налог традиционно относится к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своего рода премий взимаются путем включения в цену товаров, перенося основное бремя налогообложения на конечных потребителей товаров, работ, услуг.

За время существования налога на добавленную стоимость существующий механизм его исчисления и сбора претерпел значительные изменения. Практика применения НДС показала, что в российском законодательстве есть спорные вопросы, «белые пятна», которые необходимо устранить. В связи с этим у налогоплательщиков возникает много вопросов, касающихся толкования и уточнения порядка налогообложения этого налога. Это обстоятельство, в основном, определяет актуальность выбранной темы.

Таким образом, проблемы курсовой работы связаны со сложностью и неоднозначностью толкования действующего законодательства о НДС.

Изменения, произошедшие в социально-экономической системе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между потребителями строящихся (реконструируемых) зданий и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объем строительных работ, выполняемых за счет бюджетных средств, особенно в сфере жилищного строительства, сократился во много раз, а в некоторых регионах практически сошел на нет. Инвестиции в сфере капитального строительства носят преимущественно негосударственный характер. Приватизация государства в результате приватизации оставила большинство предприятий строительной отрасли. Таким образом, к середине 90-х гг. в рассматриваемой сфере явно преобладали отношения частной собственности, что требовало адекватного правового регулирования. Указанная необходимость была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации), по существу, была создана новая правовая база отношений в сфере капитального строительства.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей исчисления и взимания НДС в строительстве.

В процессе исследования решаются следующие задачи:

  • рассмотрение экономического содержания налога, его места и роли в налоговой системе Российской Федерации;
  • изучение особенностей применения НДС в строительстве;
  • изучение современных проблем, связанных с использованием НДС в строительстве и возможных решений.

Теоретический аспект учета НДС в строительстве

Особенности учета НДС в строительстве

Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее успешным видом косвенных налогов, который получил широкое распространение во всем мире. К моменту своего появления в России он работал в 21 из 24 стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Идея создания конструкции (механизма) налога на добавленную стоимость принадлежит французскому экономисту М. Лауре, который представил в 1954 году схему действий по НДС и доказал эффективность сбора этого налога и способность противодействовать уклонению от уплаты налогов.

Сегодня НДС является не только основным косвенным налогом, но и основным в формировании доходов бюджета. С 2001 года 100% налоговых поступлений зачисляются в федеральный бюджет, а доля НДС в налоговых поступлениях федерального бюджета в 2004-2009 годах колеблется на уровне 40-30%.

В настоящее время НДС является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его коллекции, как следует из названия, является добавленная стоимость, созданная на всех этапах производства и обращения товаров.

Оценка места и роли НДС неоднозначна, поскольку практики считают, что этот налог обеспечивает наилучшие бюджетные потребности, и аналитики критикуют этот налог за чрезмерную «фискальность», неразвитую налоговую базу и чрезмерно высокие ставки.

Также нельзя отрицать регулирующее влияние этого налога на экономику. Через механизм налогообложения НДС и, в частности, через систему установления ставок, это влияет на ценообразование и инфляцию, поскольку фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Разумеется, вопрос о положительной стороне этого влияния остается открытым, поскольку рост цен способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны, НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку фактическим плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от налога на доходы физических лиц, в меньшей степени влияет на трудовые стимулы, затрагивая не домашние расходы, а доходы. Таким образом, конечный потребитель, платя цену за товар, не замечает завышения суммы налога, в то время как вычет из доходов граждан более ощутим.

Посредством применения льгот для определенных видов продукции или конкретных операций, а также льгот, предоставляемых определенным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и т. д.) стимулировать экспорт отечественных товаров за рубеж. Наконец, благодаря повторной НДС на всех этапах производства продуктов, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, и государство может осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Обладая полной и точной информацией, полученной из финансовой отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

При выполнении работ объектом налогообложения является объем строительных, монтажных, ремонтных, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.

Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий налогооблагаемым оборотом по налогу на добавленную стоимость является стоимость реализованной строительной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

При строительстве объекта в качестве заказчика может выступать только одна организация, которая в соответствии с положением о заказчике-застройщике выполняет функции заказчика-застройщика и других заинтересованных организаций (инвесторов) или отдельных лиц, которые заключили договоры на часть стоимости строительства этого объекта, перечислили средства для финансирования строительства его части объекта и после ввода объекта в эксплуатацию эта часть передается организации-заинтересованному лицу (инвестору) и является ее свойство.

При расчете НДС подрядчики должны учитывать следующие нюансы.

При определении выручки от выполнения строительно-монтажных работ в него также включается стоимость работ, выполняемых субподрядчиками.

Этот вопрос особенно актуален, когда субподрядчик не является плательщиком НДС (применяет упрощенную систему налогообложения или получает освобождение от НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации).

Независимо от того, что стоимость субподряда в этом случае не включает НДС, подрядчик (генеральный подрядчик) платит НДС на общую сумму выполненных работ.

По завершении работ по контракту (после подписания акта приемки) подрядчик выставляет заказчику счет на оплату выполненных работ. Счет выставляется в течение пяти дней со дня подписания соответствующего акта.

Регистрация счетов в книге продаж осуществляется подрядчиком в зависимости от метода, используемого для определения выручки для целей расчета НДС (для отгрузки или оплаты).

Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным подрядчиком для строительных работ, вычитаются в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями, установленными статьями 170-172 Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, чтобы принять суммы «входного» НДС к вычету, вам не нужно ждать момента сдачи выполненных работ заказчику.

Проблемы с вычетом «входного» НДС могут возникнуть у контрагента только в том случае, если в данном налоговом периоде (месяце, квартале) он не имел оборотов по счету 68, субсчет «Расчеты по НДС». Налоговые органы в этой ситуации могут оспорить право подрядчика на вычет «входного» НДС.

Для тех, кто не готов спорить с налоговыми органами, выход из этой ситуации прост. Необходимо дождаться, пока по кредиту счета 68 произойдет начисление хотя бы некоторой суммы НДС, и в этом налоговом периоде вычесть (отразить в налоговой декларации) весь накопленный «входной» НДС, накопленный к этому моменту.

Порядок учета сумм НДС, уплаченных подрядчику по договору, зависит, во-первых, от того, какие работы были выполнены подрядчиком, а во-вторых, от того, чем занимается подрядная организация.

Мероприятия, выполняемые организацией-заказчиком, вызывают у нас интерес, поскольку основным условием представления «входного» НДС, подлежащего вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, является использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления предмета деятельности. к НДС.

Если организация-заказчик не является плательщиком НДС (применяется один из специальных налоговых режимов - в виде единого сельскохозяйственного налога, единого вмененного налога на прибыль или упрощенной системы налогообложения), то сумма НДС, представленная ему подрядчиком Следует учитывать стоимость выполненных работ (пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса).

Аналогичная процедура применяется, если организация-заказчик освобождается от НДС по ст. 145 Налогового кодекса.

Если организация-заказчик является плательщиком НДС, то она имеет право использовать вычеты по НДС. Однако это не означает, что весь «входящий» НДС автоматически вычитается (возмещается) им.

Суммы «входного» НДС могут быть вычтены только при условии, что приобретенные товары (работы, услуги) используются в сделках, облагаемых НДС.

И кроме того, необходимо выполнить еще три условия (см. Статьи 171, 172 Налогового кодекса):

  1. сумма НДС, уплачиваемая поставщику (подрядчику);
  2. товары (работы, услуги) учтены;
  3. Есть правильно составленный счет от поставщика.

Если все вышеперечисленные условия соблюдены, организация имеет право на вычет. В то же время, когда сумма НДС, уплаченная подрядчику, может быть вычтена, это зависит от того, какая работа была выполнена.

Все счета-фактуры, полученные от поставщиков и подрядчиков в период строительства, заносятся в реестр полученных счетов-фактур. В месяц, когда организация имеет право на вычет, все эти счета-фактуры должны быть внесены в книгу покупок.

Если для строительства выпущены материалы, которые уже были вычтены на сумму НДС, этот НДС должен быть восстановлен и уплачен в бюджет.

При осуществлении капитальных вложений в арендованные основные средства следует учитывать следующие особенности.

Если арендатор произвел отдельные улучшения арендованного имущества, признал его своим имуществом и включил их в свои основные средства, то «входной» НДС вычитается в общеустановленном порядке в соответствии с пунктом 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 Налогового кодекса (то есть вычет предоставляется в том месяце, когда амортизация начинает начисляться по этой статье основных средств).

Если арендатор произвел неотделимые улучшения, затраты на которые арендодателем не возмещаются, то, по мнению налоговых органов, арендатор не имеет права вычитать суммы НДС, уплаченные при производстве таких улучшений. Этот запрет неразрывно связан с позицией Министерства по налогам и сборам в отношении включения стоимости таких улучшений в состав расходов при расчете налога на прибыль.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на добавленную стоимость, уплачиваемый поставщикам по приобретенным основным средствам и другим товарно-материальным запасам для непроизводственных нужд, не подлежит возмещению из бюджета, а покрывается соответствующими источниками финансирования.

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при приобретении основных средств и нематериальных активов в производственных целях, принимается для расчетов с бюджетом (для зачета) в полном объеме в момент их принятия к бухгалтерскому учету.

Что касается введенных в эксплуатацию завершенных объектов капитального строительства, независимо от источника финансирования, сумма налога на добавленную стоимость, выплачиваемая подрядчикам, не принимается к возмещению со стороны заказчика, но относится к увеличению балансовой стоимости объекта.

При реализации введенных в эксплуатацию объектов завершенного капитального строительства, в том числе жилья, указанных в бухгалтерском балансе организаций по себестоимости, отражающей фактические затраты на строительство, в том числе сумму налога, уплаченного за товары (работы, услуги), использованные при их строительстве, производится расчет Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате, уплата в бюджет производится из суммы разницы между себестоимостью реализованной продукции и фактическими затратами на их строительство, исключая переоценки, произведенные в установленном порядке, по расчетной ставке 16,67%.

В случае, когда цена продажи равна или ниже, чем фактические затраты на строительство объекта, облагаемый оборот НДС не облагается.

Аналогичным образом налог на добавленную стоимость рассчитывается для продажи незавершенного строительства.

Параграф 1 ПБУ 2/2008 устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), которые являются юридическими лицами в соответствии с законодательством Российская Федерация и выступая в качестве подрядчиков или субподрядчиков в договорах на строительство, продолжительность которых составляет более одного отчетного года или даты начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

Параграф 2 ПБУ 2/2008 гласит, что Регламент также применяется к договорам на оказание услуг в области архитектуры, инженерного и технического проектирования в строительстве и других услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, для восстановления зданий, сооружений. судов и их ликвидации (включая демонтаж), включая связанные с этим восстановление окружающей среды, продолжительность которых составляет более одного отчетного года (долгосрочного) или даты начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

ПБУ 2/2008 применяется, если:

  1. заключенный договор носит долгосрочный характер - срок его реализации составляет более одного отчетного года;
  2. дата начала и окончания действия контракта приходится на разные отчетные периоды.

ПБУ 2/2008 не распространяется:

  1. подрядчики и подрядчики по краткосрочным (менее одного отчетного года) строительным договорам и смежным договорам, имеющим характер разового выполнения работ (оказания услуг);
  2. заказчиками, застройщиками, инвесторами (в отличие от «Положения по бухгалтерскому учету« Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство ») РСБУ 2/94, утвержденного Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167 и истекшего с введение в действие ПБУ 2/2008).

Раздел II ПБУ 2/2008 определяет объекты учета для договоров.

В частности, в статьях 4-6 приводятся причины для объединения договоров в одну учетную позицию или для разделения договора на несколько учетных статей:

  • если в одном договоре предусматривается строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков в рамках одного проекта, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта следует рассматривать как отдельный договор при соблюдении следующих условий:
  1. имеется техническая документация на строительство каждого объекта;
  2. для каждого объекта могут быть достоверно определены доходы и расходы (пункт 4 ПБУ 2/2008);
  • два или более договоров, заключенных организацией с одним или несколькими покупателями, должны рассматриваться для целей бухгалтерского учета как один договор при соблюдении следующих условий:
  1. из-за взаимосвязи отдельные контракты фактически относятся к одному проекту с нормой доходности, определяемой, как правило, контрактами;
  2. контракты исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим) (пункт 5 ПБУ 2/2008);
  • если при выполнении договора дополнительный объект строительства (дополнительные работы) включается в техническую документацию, для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (дополнительные работы) следует рассматривать как отдельный договор при условии, по крайней мере, одного из следующие условия:
  1. дополнительный объект (дополнительная работа) по конструктивным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;
  2. цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определяется на основе дополнительной сметы, согласованной сторонами (пункт 6 ПБУ 2/2008).

Обзор правил

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех этапах производства и определяется как разница между стоимостью проданных товаров (работ, услуг) и стоимостью материалов. затраты, связанные с производством и распределением затрат.

Плательщиками НДС являются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признанные плательщиками в связи с перемещением товаров через российскую границу.

Объектами налогообложения являются продажа товаров (работ, услуг) в России; строительно-монтажные работы для собственного потребления; суммы авансовых платежей и предоплат; квитанции за проданные товары, услуги в виде финансовой помощи; работа выполняется бесплатно; импорт товаров в Российскую Федерацию.

В строительстве облагаемым налогом оборотом (налоговой базой) при строительно-монтажных работах признаются объемы продаж, отраженные в организации по кредиту счета 90 «Продажи», на основе метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), установленной организацией при принятии учетной политики за год (кассовый метод или метод начисления).

Налогооблагаемый оборот по НДС определяется на основании счета-фактуры, который составляется для любых операций, признанных субъектом НДС, в том числе освобожденных от него.

Ставки НДС применяются три ставки - 0, 10, 18 процентов:

  • 0 процентов - для товаров (работ, услуг), связанных с таможенным режимом экспорта;
  • 10 процентов - на продукты питания (исключая подакцизные товары) и товары для детей, согласно перечню, утвержденному Правительством России;
  • 18 процентов - на другие товары (работы, услуги), включая строительно-монтажные работы.

Налоговые вычеты (суммы, уменьшающие общую сумму НДС) применяются в случае их уплаты поставщиком. Суммы НДС, рассчитанные и уплаченные в бюджет при приобретении основных средств, нематериальных активов, работ и услуг производственного характера, из сумм авансов или других платежей в счет будущих поставок товаров (работ, услуг) подлежат налоговые вычеты.

Также вычитаются суммы налога, представленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства.

В ходе исследования были выявлены особенности расчета и уплаты НДС в строительстве, которые могут осуществляться исключительно за счет собственных ресурсов организации для собственных нужд (экономическим методом) и при строительстве с привлечением сторонних организаций, с которым заключается договор строительного подряда (метод договора).

Итак, для возникновения такого объекта налогообложения НДС, как выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, необходимо одновременно выполнить следующие условия:

  • строительно-монтажные работы выполняются субъектом для собственных нужд непосредственно самостоятельно;
  • строительно-монтажные работы носят капитальный характер, результатом чего является либо создание нового основного средства, в том числе недвижимости, либо увеличение первоначальной стоимости существующего имущества.

Учет и анализ учета НДС на предприятии ООО "СтройКа"

Организационно-экономическая характеристика ООО "СтройКа"

Общество с ограниченной ответственностью «СтройКа» создано для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом, а также иными правовыми актами Российской Федерации. ООО «СтройКа» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации.

Название компании: Общество с ограниченной ответственностью "СтройКа" (сокращенное наименование ООО "СтройКа"). Компания находится в Иркутске.

Размер уставного капитала составляет 100 тысяч рублей.

ООО «СтройКа» является юридическим лицом, имеет собственный баланс, может заключать договоры от своего имени, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, суде и третейском суде. Он имеет круглую печать, может иметь печать и бланк с изображением своего названия на русском языке, эмблему и товарный знак, а также другие атрибуты юридического лица, открывает расчетные и другие банковские счета. Осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном законодательством.

Миссия ООО «СтройКа» - интеллектуальное стремление к совершенству на пути к благосостоянию через постоянное улучшение социально ориентированного бизнеса без ущерба для здоровья и окружающей среды.

ООО «СтройКа» включает в себя продажу, установку и настройку спутникового оборудования для приема телевизионных программ, радиостанций и интернет-соединений с космических спутников. Монтаж телевизионных, телефонных и компьютерных сетей в квартирах, домах и офисах

Финансовый учет предоставляет систематическую информацию о работе предприятия и его отдельных мастерских руководству и непосредственно генеральному директору предприятия.

Главный бухгалтер подчиняется одному бухгалтеру, который ведет учет областей бухгалтерского учета, которые несут за него ответственность. Все работники бухгалтерии ООО «СтройКа» действуют на основании должностных инструкций, которые определяют функциональные обязанности, права, ответственность работников и условия их работы.

Главный бухгалтер ООО «СтройКа» обеспечивает соответствие хозяйственной деятельности законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Главный бухгалтер ООО «СтройКа» назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю изучаемого предприятия.

Основные показатели, характеризующие работу ООО «СтройКа». К основным показателям финансовых результатов деятельности предприятия относятся выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль и т. д. Финансовые результаты деятельности предприятия зависят от таких показателей, как себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), хозяйственные и административные расходы, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, сумма потраченных средств, налог на прибыль.

По сравнению с 2012 и 2013 годами, в 2014 году наблюдался рост выручки от реализации продукции в результате роста продаж, а также роста цен на предоставляемые услуги. Затраты также увеличились в результате повышения закупочных цен на товары, увеличения арендной платы за арендуемые офисные помещения.

Остаточная стоимость основных средств уменьшилась в результате износа, то есть перенесла стоимость в затраты. В связи с увеличением выручки производительность капитала увеличилась на 18,67%, а капиталоемкость снизилась соответственно на 16,36%.

В 2014 году по сравнению с 2012 годом уровень рентабельности увеличился, за счет увеличения чистой прибыли, за счет уменьшения прибыли в 2014 году по сравнению с 2013 годом рентабельность также снизилась.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: ООО «СтройКа» является экономически эффективным, экономически устойчивым предприятием.

Синтетический и аналитический учет НДС на предприятии

Сегодня многие организации занимаются строительством в своих интересах. Строительно-монтажные работы (строительно-монтажные работы) для собственного потребления могут быть выполнены двумя способами: экономическим (строительство осуществляется исключительно собственными силами организации) и подрядным (стороннее предприятие привлекается для строительства, с которым строительный договор заключен).

В соответствии с положениями гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления признается объектом налога на добавленную стоимость. Практика показывает, что порядок исчисления налога на данный объект налогообложения вызывает много вопросов у налогоплательщиков. Поэтому мы рассмотрим особенности этого объекта налогообложения, а также порядок исчисления суммы налога, ее уплаты в бюджет и применения отчислений.

Сложность определения этого объекта налогообложения для плательщика НДС заключается в том, что налоговое законодательство не раскрывает, что подразумевается под строительно-монтажными работами для собственного потребления. Поэтому на основании пункта 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе обратиться к другим отраслям права, раскрывающим данное понятие. В частности, строительно-монтажные работы, выполненные для собственного потребления (экономичным способом), описаны в пункте 22 постановления Росстата от 14 января 2013 г. № 2 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического мониторинга № 1-». Предприятие «Основные сведения о деятельности организации».

Под строительно-монтажными работами, выполняемыми для собственного потребления, мы подразумеваем работу, выполняемую для собственных нужд организациями, в том числе работу, для которой организация выделяет основные виды деятельности для строительства рабочих с выплатой заработной платы за строительные работы, а также работы выполняются строителями организаций собственного строительства (не в рамках строительных договоров, а, например, при реконструкции собственного административного здания, строительстве собственной производственной базы и т. д.).

В целях НДС строительно-монтажные работы следует рассматривать как капитальные работы, в результате которых:

  • создаются новые основные средства, в том числе недвижимость (здания, сооружения и т. д.);
  • первоначальная стоимость основных средств в эксплуатации изменяется в случаях достройки, переоборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по другим аналогичным причинам.

В тех случаях, когда строительные или монтажные работы не носят капитальный характер, но, например, связаны с текущим ремонтом, объект обложения НДС не возникает.

Таким образом, для возникновения такого объекта налогообложения НДС, как выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • строительно-монтажные работы проводятся субъектом для собственных нужд непосредственно самостоятельно.
  • строительно-монтажные работы носят капитальный характер, результатом чего является либо создание нового основного средства, в том числе недвижимости, либо увеличение первоначальной стоимости существующего имущества.

Для целей налогообложения территория Российской Федерации признана местом осуществления строительно-монтажных работ. Если строительно-монтажные работы выполняются за пределами территории Российской Федерации, то такие работы не облагаются НДС на территории Российской Федерации.

Порядок исчисления налога установлен гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривает, что для определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить:

  • налоговая база для строительно-монтажных работ, с которой налог исчисляется;
  • момент определения налоговой базы;
  • ставка налога, по которой рассчитывается налог.

В пункте 2 ст. 159 Налогового кодекса Российской Федерации указывается, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, рассчитанная исходя из всех фактических затрат налогоплательщика на их выполнение, в том числе расходы реорганизованной (реорганизованной) организации. Другими словами, налог следует рассчитывать исходя из стоимости всех строительно-монтажных работ, выполненных во время строительства.

Рассмотрим, например, порядок расчета НДС на объекте, построенном для собственного потребления в 2014 году без привлечения подрядчиков:

Организация СтройКа осуществляет деятельность по производству технического картона и платит НДС ежеквартально.

В январе организация начала строительство картонного склада. В июне строительство склада было завершено и склад был введен в эксплуатацию. В том же месяце организация подала документы для государственной регистрации права собственности на построенный объект и получила свидетельство о собственности. Организация начала рассчитывать амортизацию по объекту недвижимости в июле.

Фактические затраты на строительство склада составили 2 359 000 руб.

Организация начисляет НДС на стоимость работ в следующем порядке:

  • 31 марта - стоимость работ, рассчитанная исходя из фактических затрат на их выполнение в I квартале ((459 000 руб. + 408 000 руб. + 327 000 руб.) Х 18% = 214 920 руб.);
  • 30 июня - стоимость работ, рассчитанная исходя из фактических затрат на их выполнение во II квартале ((421 000 руб. + 450 000 руб. + 294 000 руб.) Х 18% = 209 700 руб.).

В связи с неоднозначным толкованием пункта 2 ст. 159 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос определения налоговой базы для строительства осуществляется смешанным образом (то есть когда организация выполняет одну часть строительно-монтажных работ самостоятельно, а другую - со стороны подрядная строительная организация) уже давно является предметом споров между регулирующими органами и организациями, строящими объекты в своих интересах. Так, Минфин России в письме от 16.01.2014 N 03-04-15 / 01 настаивал на том, что в налоговую базу должны быть включены не только расходы на строительно-монтажные работы, выполненные самостоятельно, но и на работы, выполненные подрядчики.

Надо сказать, что во многих случаях суды соглашались, что при смешанном ведении строительства у заказчика строительства стоимость работ подрядчика должна быть исключена из налога на строительство и монтаж, поскольку в данном случае речь идет не о строительстве и строительстве. работа, но о приобретении работы у подрядчика.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прекратил споры по данному вопросу, который в своем Постановлении от 06.03.2007 N 15182/06 признал недействительным положение Письма Минфина России от 16.01.2014 N 03-04-15 / 01 относительно включения стоимости выполненных работ в налоговую базу по СМР подрядным организациям. Следовательно, у организаций, которые строят объекты для собственных нужд смешанным образом, больше не должно возникать вопросов относительно того, включать ли в налоговую базу работу, выполняемую подрядными организациями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению организация отслеживает расходы, понесенные в ходе строительства, с использованием субсчета 08-3 «Строительство основных средств», открытого для балансового счета. 08 «Инвестиции во внеоборотные активы». Другими словами, фактические затраты на строительство объекта отражаются в дебете счета 08-3 в соответствии со счетами материальных ценностей и других затрат, использованных для строительство.

Поэтому, чтобы заранее упростить расчеты по определению налоговой базы для строительно-монтажных работ, компания должна организовать ведение субсчетов второго порядка, например 08-3-1 «Затраты на строительно-монтажные работы для Собственное потребление, учитываемое при определении налоговой базы »и 08-3-2« Затраты на строительно-монтажные работы для собственного потребления », не включенные в налоговую базу».

Строительно-монтажные работы капитального характера, как правило, являются долгосрочной деятельностью и продолжаются в течение ряда лет. Поэтому многие налогоплательщики все еще проводят строительно-монтажные работы, которые начались в 2013, 2012 гг. И даже раньше. Более того, до 1 января 2014 года им приходилось определять налоговую базу в ином порядке, чем сейчас, а именно на дату регистрации завершенного строительного объекта (пункт 10 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ)).

В соответствии с пунктом 10 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы для строительно-монтажных работ является последний день каждого налогового периода. С 1 января 2013 года квартал является налоговым периодом исключительно для всех налогоплательщиков, налог исчисляется ежеквартально, и это необходимо сделать в последний день соответствующего квартала.

Согласно ст. 164 НК РФ налогообложение строительно-монтажных работ для собственного потребления производится по ставке 18%.

Рассмотрим, например, процедуру расчета НДС по объекту, построенному смешанным способом. Стоимость работ, выполненных подрядчиками после 1 января 2014 года, включена в налоговую базу по НДС:

Организация СтройКа в октябре 2012 года начала строительство здания цеха по производству картона. В процессе строительства отдельные виды строительных работ выполнялись специализированными подрядными организациями.

В феврале 2014 года строительство цеха было завершено, и цех был введен в эксплуатацию. В том же месяце организация представила документы для государственной регистрации права собственности на построенный цех и получила свидетельство о праве собственности на цех. Организация начала рассчитывать амортизацию для цеха с марта 2014 года.

Фактические расходы организации составили 8 672 200 рублей.

Для начисления НДС эта сумма расходов должна быть отнесена на периоды их осуществления.

Организация взимает НДС в следующем порядке:

  • 31 декабря 2013 г. - НДС по стоимости работ, рассчитанный исходя из фактических затрат на их выполнение в период с 1 января по 31 декабря 2013 г. (3 029 000 руб. X 18% = 545 220 руб.). Напомним, что в течение этого периода организация должна была начислить налог на стоимость строительно-монтажных работ, выполняемых только самостоятельно;
  • 31 января 2014 года - НДС по стоимости работ, рассчитанный исходя из фактических затрат на их выполнение в январе 2014 года (746 200 руб. Х 18% = 134 316 руб.). В этом случае организация начисляла НДС на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных как самостоятельно, так и подрядчиками;
  • 28 февраля 2014 года - НДС по стоимости работ, рассчитанный исходя из фактических затрат на их выполнение в феврале 2014 года (345 000 руб. Х 18% = 62 100 руб.). В этом случае организация начисляла НДС на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных как самостоятельно, так и подрядчиками;
  • 1 марта 2014 г. - НДС по стоимости работ, рассчитанный исходя из фактических затрат на их выполнение в 2012 г. (1 352 000 руб. X 18% = 243 360 руб.). То есть, за этот период организация начислила налог на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных только самостоятельно.

В соответствии с пунктом 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик НДС обязан выставить счет-фактуру за любую операцию, признанную объектом налогообложения НДС, в том числе при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Особенность выставления счета на этом основании заключается в том, что при заполнении реквизитов счета, таких как «Продавец», «Грузополучатель и его адрес», «Грузоотправитель и его адрес» и «Покупатель», плательщик НДС, здание Объект, должен указать свои данные. Счет-фактура выдается в двух экземплярах: один налогоплательщик должен зарегистрировать в журнале выставленных счетов-фактур и соответственно внести свои цифры в книгу продаж; другой хранится в журнале полученных счетов, а его данные заносятся в книгу покупок.

Также необходимо обратить внимание на то, что плательщик НДС, выполняющий строительно-монтажные работы для собственного потребления, имеет право на вычет НДС, рассчитанный из суммы строительно-монтажных работ.

Согласно ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации данный вычет применяется налогоплательщиком в момент определения налоговой базы, то есть в последний день соответствующего налогового периода по НДС.

Такие изменения в п. 5 ст. С 1 января 2014 года Федеральным законом от 26 ноября 2013 года N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты» была введена статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Акты Российской Федерации ». Однако налогоплательщик вправе использовать новый порядок применения вычетов только в отношении сумм налога, начисленных им за 1 квартал 2014 года.

Плательщик НДС может получить вычет по суммам налога, рассчитанным за период с 1 января 2014 года по 1 января 2014 года, в определенном порядке: сначала налогоплательщик должен фактически уплатить сумму налога в бюджет, и только затем применять налоговый вычет рассчитывается исходя из объема выполненных строительно-монтажных работ. Другими словами, налог был уплачен налогоплательщиком за один налоговый период, а вычет НДС был применен в налоговом периоде, следующем за периодом платежа.

С 1 января 2014 года плательщик НДС мог получать вычет одновременно с налогом.

Особенностью выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления является также то, что в этом случае налогоплательщик имеет право не только вычитать рассчитанную им сумму налога независимо от суммы строительно-монтажных работ, но и за суммы «входного» налога:

  • оплачивается им поставщикам (подрядчикам) при закупке материалов (работ, услуг), использованных для строительства объекта;
  • объект незавершенного капитального строительства, оплаченный им продавцу, который налогоплательщик выполняет самостоятельно.

Более того, эти два вида вычетов применяются налогоплательщиками в общем порядке, то есть после регистрации товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Рассмотрим, например, порядок вычета сумм «входного» НДС на материалы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в 2014 году: СтройКа самостоятельно строила склад с января по июнь.

«Входной» НДС по платным материалам, использованным при строительстве склада, составил 235 800 рублей:

  • в январе - 54 000 руб .;
  • в феврале - 36 000 рублей;
  • в марте - 27 000 руб .;
  • в апреле - 45 000 руб .;
  • в мае - 48 600 руб .;
  • в июне - 25 200 руб.

Документация

Если строительство ведется исключительно собственными силами организации для собственных нужд, речь идет об экономическом методе. Когда в строительстве участвует сторонняя компания, с которой заключен строительный договор, мы должны поговорить о способе заключения договора.

По договору на строительство подрядчик обязуется в течение установленного договором срока построить конкретный объект по указанию заказчика или выполнить другие строительные работы. Заказчик, в свою очередь, обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить оговоренную цену.

Очевидно, что 3 р. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в данной ситуации не применяется, поскольку выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления считается объектом НДС (это характерно для строительства экономичным способом). Если речь идет о способе заключения договора, то налогоплательщик сам не выполняет никаких работ, он только заключает договор со сторонней организацией, заказывая ей определенный объем строительно-монтажных работ. Следовательно, клиент не взимает CMR и не платит в бюджет.

При выполнении строительно-монтажных работ с привлечением подрядных строительных организаций обязанность по уплате НДС возникает только для самой подрядной организации.

Анализ НДС

На первом этапе анализа важно проверить правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и ее составных элементов:

  1. установить случаи и причины занижения объектов налогообложения, виновных лиц, допустивших искажение налогооблагаемой базы;
  2. определить экономические санкции, потери и убытки для предприятия; правильно отражать налоги и другие обязательные платежи в бухгалтерском и налоговом учете; выявить случаи, причины и исполнителей, допустивших несвоевременную уплату налогов в бюджет и сумму финансовых санкций за несвоевременные выплаты в бюджет;
  3. разработать меры по совершенствованию бухгалтерской и платежной дисциплины и других хозяйственных работ по налогообложению.

Следует отметить, что отсутствие системного подхода к изучению различных факторов по налогам и сборам не позволяет провести всесторонний и углубленный анализ налогообложения. При проведении факторного анализа налогообложения важно определить и оценить влияние различных факторов на обязательные платежи в бюджет, а также рассчитать влияние налогов на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Учитывая специфику предприятий отрасли, необходимо более детально проанализировать динамику налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров.

По данным ООО «СтройКа», в 2014 году сумма анализируемой группы налогов составила 3684232 тыс. руб., Что составляет 2518605 тыс. руб. (на 216, б 1%) больше, чем в 2012 году, и на 1 598 209 тыс. руб. (76, 6%), больше, чем в 2013 году. В то же время увеличение суммы налогов, уплаченных с выручки от продажи товаров, произошло в основном за счет На увеличение сумм транспортного и земельного налога и НДС, а именно сумма транспортного и земельного налога в 2014 году составила 1783846 тыс. руб., что составляет 1708731 тыс. руб., (на 1374,8%) больше, чем в 2012 году и на 1248994 тыс. руб. больше, чем в 2013 году. Сумма НДС за 2014 год составила 1498248 тыс. руб., что составляет 663358 тыс. руб. (на 79,5%) больше, чем в 2012 году и на 286864 тыс. руб. (23,75) больше, чем в 2013 году.

Размер акцизного налога в 2014 году состав. 45 тысяч рублей, что составляет 18 тысяч рублей. (на 66,7%) больше, чем в 2012 году, но на 919 тыс. руб. (На 99,9%) меньше, чем в 2013 году. По прочим налогам, уплаченным с выручки от реализации товаров, сумма в 2014 году составила 402 093 тыс. руб., Что составляет 146498 тыс. руб. (57,3%) больше, чем в 2014 году и 63 252 тыс. руб. (18,7%) больше, чем в 2013 году.

Сумма валовых налоговых вычетов составила 5575732, что составляет 3297683 тыс. руб. более 2012 и 1937631 тыс. руб. больше, чем в 2013 году. Кроме того, 66,1% - это налоги, уплаченные с доходов от продажи товаров, 29,1% - это налоги и вычеты, включенные в издержки обращения, 4,2% налоговых платежей были выплачены из прибыли (дохода) и 0,6% налогов и сборов. взимается из других источников.

Следовательно, увеличение суммы налогов на обязательные платежи в бюджет позволяет нам положительно охарактеризовать работу предприятия, поскольку увеличение налогов этой группы связано с увеличением выручки от продажи товаров. Кроме того, при небольшом увеличении издержек обращения компания получит больше прибыли, что также является положительным аспектом ее работы.

Сумма налогов и других обязательных платежей рассматривается как функция зависимости размера налоговой базы, размера налоговых льгот, ставки обязательного платежа, льгот по ставке и суммы обязательного платежа.

Далее необходимо изучить влияние на изменение суммы обязательных платежей в бюджет в разрезе отдельных групп налогов по следующим факторам: размер налоговой базы, ставка налога.

Итак, на основании расчетов, наблюдается динамика роста коэффициентов налоговой интенсивности выручки от продажи товаров. Налогово-интенсивное соотношение затрат на сбыт и коэффициентов налогообложения прибыли в 2014 году увеличилось по сравнению с 2012 годом, но снизилось по сравнению с 2013 годом. Ставка налога на прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия в 2014 году, осталась на уровне 2012 года, но по сравнению с 2013 году он почти удвоился.

Для ООО «СтройКа» общая налоговая нагрузка (включая косвенные налоги) в 2014 году составила 62,4%, что на 21,2% больше, чем в 2012 году, и на 14,7% больше, чем в 2013 году.

Налоговая нагрузка без учета косвенных налогов составляет 20,1%, что на 1,1% больше, чем в 2012 году, и на 0,9% больше, чем в 2013 году. Следовательно, влияние косвенных налогов на ООО «СтройКа» составляет 41,2%.

Интегральный показатель оценки налоговой нагрузки для ООО «СтройКа» в отчетном году составил 14,0%, что на 2,8% больше, чем в 2012 году, но на 6,8% меньше, чем в 2013 году.

Пути совершенствования учета НДС в строительстве

В настоящее время НДС является одним из важнейших федеральных налогов. Однако в процессе исчисления и уплаты этого налога возникают проблемы как для самих организаций, так и нередко для налоговых органов.

Очень часто в экономической практике предприятия, выполняющего строительно-монтажные работы, возникают споры, связанные с заполнением счета-фактуры: в частности, столбцы 3 «Количество» и 4 «Цена (тариф) за единицу измерения» при выполнении строительства и монтажные работы для собственного потребления.

По мнению многих экспертов, работы, указанные в счетах, представляют собой сложный комплекс строительно-монтажных работ, который включает в себя широкий спектр различных операций и этапов их выполнения. При выполнении такой работы невозможно определить и указать единицу измерения выполненной работы, цену (тариф) за единицу измерения.

В связи со спецификой определения налоговой базы, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, при отсутствии существенного результата строительно-монтажных работ, связанных с конкретным налоговым периодом, организация не имеет возможности определить единицу Мероприятие по строительно-монтажным работам выполнено для собственного потребления, и оно не должно быть указано в накладной.

В соответствии с пп. 6 и 7 стр. 5 В статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации количество работ, исходя из принятых единиц измерения, указывается только для «поставленных (отгруженных)» работ, а указывается только цена (тариф) за единицу измерения. в соответствии с договором (контрактом).

Очевидно, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления ни доставки (отгрузки) работ, ни договора на их доставку не существует, поэтому организация не обязана заполнять соответствующие столбцы счета-фактуры.

Однако такие действия часто являются поводом для обращения налоговых органов в суд. Поэтому необходимо законодательно закрепить порядок выдачи таких счетов-фактур, чтобы устранить разногласия между организациями и налоговыми органами.

Еще одним спорным вопросом в практике строительно-монтажных работ являются ситуации, связанные с исчислением НДС в связи с получением средств от долевых инвесторов в жилищном строительстве: с одной стороны, согласно пп. 14 стр. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации средства, накопленные на счетах застройщиков, полученные от акционеров, являются целевыми. Поэтому их невозможно учесть для целей налогообложения. С другой стороны, соглашение об участии в долевом строительстве имеет характеристики строительного контракта, в результате чего эти средства должны рассматриваться как авансы с НДС.

Однако для целей налогового учета возникает проблема и для ее устранения необходимо четко разграничить юридически: какие средства и в каком случае будут авансами, а какие - средствами целевого финансирования.

Также необходимо учитывать проблему, связанную с налогообложением добавленной стоимости при консервации незаконченного объекта.

Строительная консервация является временной приостановкой строительства, что предполагает возобновление строительных работ в будущем. То есть, после устранения причин, приведших к консервации, работы на объекте будут продолжены.

Сохранение проекта строительства предполагает приостановку строительных и других работ и реализацию после этого мер, направленных на предотвращение повреждения, разрушения, другого ухудшения технических характеристик оборудования, механизмов, коммуникаций и обеспечение безопасности строительной площадки как объекта. все.

Подготовка объектов к консервации, а также их последующее обслуживание требуют определенных затрат (оплата стоимости материалов, услуг сторонних организаций, в том числе проектирование, контракт, освещение, охрана и т. д.).

Многие эксперты сходятся во мнении, что застройщик не имеет права вычитать сумму НДС из стоимости материалов и работ подрядчика по сохранению объекта. Также невозможно вычесть «входной» налог из суммы расходов, понесенных в период временного приостановления строительства. То есть, когда строительство остановлено, нельзя сказать, что товары, работы, услуги, приобретенные застройщиком, используются для выполнения операций, признанных объектами НДС. Нельзя включать суммы «невозмещенного» налога в стоимость материалов (работ, услуг), поскольку ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень ситуаций, когда бухгалтер имеет право сделать это, а рассматриваемая операция в нем не названа. Следовательно, дебет счета 91-2 «Прочие расходы» будет источником классификации налога, не принятого к вычету.

Очевидно, что такое толкование норм гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации крайне невыгодно для организаций. Смелые налогоплательщики могут попытаться доказать (в суде) законность представления вычитаемого «входного» налога, но, к сожалению, нельзя гарантировать, что суды поддержат застройщика.

Таким образом, необходимо более подробно изучить этот вопрос и внести четкие поправки в законодательные акты, касающиеся рассматриваемого вопроса.

Часто возникают проблемы налогообложения добавленной стоимости, связанные с получением разрешения на строительство.

В подавляющем большинстве случаев требуется разрешение на строительство (реконструкцию) объекта. Однако очень часто работа начинает проводиться до получения этого документа.

В результате возникает вопрос: можно ли вычесть НДС, показанный подрядчиком во время разрешения на строительство?

По этому вопросу письма Министерства финансов и Федеральной налоговой службы не удалось найти. В то же время известны случаи, когда налоговые органы, сравнивая дату понесенных расходов (например, в актах приемки выполненных работ, оказанных услуг) и дату, указанную в разрешении на строительство, исключили «входные данные» НДС с отчислений.

В этом случае обычно дается одно из двух оснований:

  • поскольку застройщик не имеет разрешения на строительство, операции, связанные с созданием объекта, не осуществляются юридически, поэтому они не могут считаться объектами НДС;
  • понесенные расходы и представленный НДС не приводят к вычету, поскольку они не учитываются в порядке, установленном законодательством о капитальном строительстве. В любом случае положения ст. 172 Налогового кодекса не соблюдаются, а значит, вычеты невозможны.

Бухгалтер не вправе учитывать эту сумму НДС, не представленную для вычета, в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, поскольку нарушены требования пунктов 1 и 2 статьи 1. 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Понятно, что заявленная позиция крайне невыгодна для разработчиков. Поэтому они стремятся добиться отмены принятых решений. Однако обычно предприятиям удается отстоять свое право на вычет. Суды не согласны с рекомендациями налоговых органов и указывают, что Налоговый кодекс не содержит такого ограничения на вычеты, поскольку организация имеет разрешение на строительство. Поэтому, если разработчик выполнил остальные требования (есть счет, работа, услуги, принятые для учета), суды отменяют решение о начислении задолженности, штрафов и штрафов.

В то же время некоторые суды, хотя и поддерживают налогоплательщиков, более осторожны. В ФАС ПО в Указе от 15.01.2009 № А12-9558 / 2008 отмечено, что подготовительные работы, проведенные в проверяемом периоде, не требовали какого-либо разрешения, поэтому налогоплательщик не нарушал нормы действующего законодательства, регулирующего капитальное строительство. Поскольку налоговый орган не предоставил суду доказательства работ, непосредственно связанных со строительством объекта, суд удовлетворил иск организации.

В целом, арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, поэтому у них есть хорошие шансы отстоять в суде право вычитать НДС, представленный до выдачи разрешения на строительство.

Вывод:

Сегодня НДС является не только основным косвенным налогом, но и основным в формировании доходной части бюджета страны.

Однако для правильного расчета и сбора НДС необходимо знать особенности применения этого налога.

В ходе исследования были выявлены особенности расчета и уплаты НДС в строительстве, которые могут осуществляться исключительно за счет собственных ресурсов организации для собственных нужд (экономическим методом) и при строительстве с привлечением сторонних организаций, с которым заключается договор строительного подряда (метод договора).

Итак, для возникновения такого объекта налогообложения НДС, как выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, необходимо одновременно выполнить следующие условия:

  • строительно-монтажные работы выполняются субъектом для собственных нужд непосредственно самостоятельно;
  • строительно-монтажные работы носят капитальный характер, результатом чего является либо создание нового основного средства, в том числе недвижимости, либо увеличение первоначальной стоимости существующего имущества.

Налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, рассчитанная исходя из всех фактических затрат налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизованной) организации.

Особенностью выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления является также то, что в этом случае налогоплательщик имеет право не только вычитать рассчитанную им сумму налога независимо от суммы строительно-монтажных работ, но и за суммы «входного» налога:

  • оплачивается им поставщикам (подрядчикам) при закупке материалов (работ, услуг), использованных для строительства объекта;
  • объект незавершенного капитального строительства, оплаченный им продавцу, который налогоплательщик выполняет самостоятельно.

При выполнении строительно-монтажных работ с привлечением подрядных строительных организаций обязанность по уплате НДС возникает только для самой подрядной организации.

Налог на добавленную стоимость является одним из самых сложных для понимания и расчета налогов в Российской Федерации. Но в то же время налог на добавленную стоимость является одним из самых распространенных. Поэтому очень важно создать четкий механизм его применения, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Большинство ошибок ненадлежащего использования возникают из-за непонимания в отдельных случаях, а также из-за постоянных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации, о чем свидетельствуют вышеуказанные особенности исчисления и уплаты НДС, а также связанные с этим проблемы и трудности.

Как показывает анализ законодательства и практики начисления налога на добавленную стоимость в Российской Федерации применительно к строительно-монтажным работам, действующая система исчисления налогов имеет недостатки, которые требуют внесения изменений и дополнений в существующий порядок применения НДС.