Особенности учебной деятельности младшего школьника и подростка

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала
Тендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности
Жизненные стратегии личности зрелого человека
Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника


Введение:

Младший ученик является началом социальной жизни человека как субъекта деятельности, в данном случае образовательного. В этом качестве младший ученик в первую очередь характеризуется готовностью к нему. Он определяется уровнем физиологического (анатомического и морфологического) и умственного, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность обучения. Основные показатели готовности ребенка к школе: формирование у него внутренней позиции, произвольность, умение ориентироваться в системе правил и т. д. Готовность к обучению означает формирование отношения к школе, обучение, обучение как радость открытия, вступления новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственность перед школой, учителем и классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. В качестве эмоционального опыта познавательной потребности интерес представляет то, что внутренняя мотивация учебной деятельности основана на том, что познавательная потребность младшего студента «удовлетворяет» содержанию обучения, которое удовлетворяет эту потребность.

Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «домашними» навыками ухода за собой, культура поведения, общения, элементарной работы, языковые навыки, предпосылки для овладения письмом ( развитие тонкой мускулатуры запястья), умение сотрудничать и желание учиться. Интеллектуальные, личностные, деятельностные качества, необходимые студенту как субъекту учебной деятельности, формируются буквально с момента рождения. В значительной степени вступление ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, а также его участие в учебной деятельности в значительной степени зависят от уровня его образования.

В начальной школе ученик начальной школы формирует основные элементы учебной деятельности, ведущие в этот период необходимые образовательные навыки. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие дальнейшее усвоение системы научного знания, развитие научного, теоретического мышления. Вот предпосылки для самостоятельной ориентации в учебе, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости». Выявлен целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший ученик с новой жизненной позицией, то есть позиция ученика как предмета. Это трудности нового образа жизни, новых отношений - с учителем. В это время первоначальная радость знакомства со школой часто заменяется равнодушием, апатией, вызванной неспособностью преодолеть эти трудности. Для учителя особенно важно учитывать основные психические новообразования этого возраста - произвол, внутренний план действий и рефлексию, проявляющийся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается самосознание как предмет обучения.

Образовательная деятельность, в том числе овладение новыми знаниями, умение решать различные проблемы, радость образовательного сотрудничества, принятие авторитета учителя, являются ведущими в этот период развития человека, который находится в системе образования. В образовательной деятельности учащегося начальной школы такие частные действия формируются как написание, чтение, работа на компьютере, визуальная деятельность, а также начало дизайнерской и композиционной деятельности. Младший школьник, как субъект образовательной деятельности, развивается и формируется в нем, осваивая новые методы анализа, синтеза, обобщения, классификации в учебной деятельности младшего школьника, формируется отношение к себе, миру, обществу, другие люди и, самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность, как отношение к содержанию и методам обучения, учитель, класс, школа.

Объект ученик начальной школы.

Предмет образовательной деятельности.

Общая характеристика младшего школьного возраста

Школьный возраст, как и все возрасты, начинается с критического или критического периода. Отмечается, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более сложным в учебном плане, чем раньше. Это своего рода переходный этап - уже не дошкольник и еще не школьник.

7-летний ребенок быстро растягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называют возрастом смены зубов, возрастом удлинения. Действительно, ребенок резко меняется, а изменения глубже, сложнее. Ребенок начинает вести себя, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется нечто преднамеренное, абсурдное и искусственное, какая-то ловкость, клоунада, клоунада; ребенок делает себя шутом. Ребенок до 7 лет может быть клоуном. Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или гримасу перед зеркалом, он просто развлекается. Но когда ребенок входит в комнату со сломанной походкой, говорит скрипучим голосом - это не мотивировано, это поражает. Никто не удивится, если ребенок дошкольного возраста будет говорить глупости, шутить, играть, но если ребенок превращает себя в шута и тем самым вызывает осуждение, а не смех, это создает впечатление немотивированного поведения.

Внешняя отличительная черта 7-летнего ребенка - потеря детской спонтанности, появление непонятных странностей, у него несколько претенциозное, искусственное, воспитанное, напряженное поведение. Самой значимой чертой семилетнего кризиса можно было бы назвать начало разграничения внутренней и внешней сторон личности ребенка. Наивность и спонтанность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. У взрослых очень мало детской наивности, спонтанности, а их присутствие у взрослых производит комическое впечатление. Потеря спонтанности означает привнесение в наши действия интеллектуального момента, который вклинивается между опытом и непосредственным действием, что является полной противоположностью наивного и немедленного действия, присущего ребенку. Это не означает, что семилетний кризис ведет от прямого, наивного, недифференцированного опыта к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом опыте, в каждом из его проявлений возникает определенный интеллектуальный момент.

В 7 лет мы имеем дело с началом возникновения такой структуры чувств, когда ребенок начинает понимать, что значит «я счастлив», «я расстроен», «я зол», « Я добрый »,« Я злой », то есть он имеет значимую ориентацию в своем собственном опыте. Подобно тому, как 3-летний ребенок открывает свои отношения с другими людьми, так и семилетний раскрывает факт своего опыта. Опыт приобретает смысл (злой ребенок понимает, что он злой), благодаря этому у ребенка появляются такие новые отношения с самим собой, которые были невозможны до обобщения переживаний.

К кризису семи лет впервые появляется обобщение опыта или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые терпят неудачу на каждом шагу: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но они отказывают ему, он идет по улице, и они смеются над ним. Одним словом, он проигрывает на каждом шагу. В каждом случае у него есть реакция на собственную недостаточность, и через минуту вы смотрите - он полностью доволен собой. Тысячи индивидуальных неудач, и нет общего ощущения его собственной ценности, он не обобщает то, что уже произошло много раз. Ребенок школьного возраста имеет обобщение чувств, то есть, если с ним много раз случалась ситуация, он имеет аффективное образование, характер которого также относится к одному переживанию или влиянию, поскольку понятие относится к единое восприятие или память. Например, у дошкольника нет истинной самооценки, самооценки. Уровень наших запросов к себе, к нашему успеху, к нашей ситуации возникает именно в связи с семилетним кризисом.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самооценка как обобщенное отношение к себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, но самооценка как таковая, но обобщенного отношения к другим и понимания своей собственной ценности не существует для ребенок этого возраста. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и радикально меняются, они принципиально отличаются от трудностей дошкольного возраста. Сохраняются такие новообразования, как самооценка, самооценка, а симптомы кризиса (маньеризм, выходки) преходящи. В кризис семи лет, из-за того, что существует различие между внутренним и внешним, что впервые существует чувственный опыт, также возникает острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какую конфету взять - больше или слаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он колеблется.

Если вы дадите какую-то общую формальную позицию, было бы правильно сказать, что окружение определяет развитие ребенка через опыт окружения. Поэтому наиболее значимым является отказ от абсолютных экологических показателей; ребенок является частью социальной ситуации, отношение ребенка к окружающей среде и среде к ребенку определяется опытом и деятельностью ребенка; окружающие силы становятся направляющими благодаря опыту ребенка. Это требует глубокого внутреннего анализа переживаний ребенка, т. е. Изучения окружающей среды, которая в значительной степени передается внутри самого ребенка, а не сводится к изучению внешней среды его жизни.

Развитие ученика начальной школы

В шестилетнем возрасте ребенка ждут первые серьезные перемены в жизни. Переход к школьному возрасту связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Обучение становится ведущей деятельностью, меняется образ жизни, появляются новые обязанности, а отношения ребенка с другими становятся новыми.

Биологически младшие школьники проходят второй период округления: их рост замедляется по сравнению с предыдущим возрастом, а их вес заметно увеличивается; скелет окостенел, но этот процесс еще не завершен. Наблюдается интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивает мышечную силу. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте улучшается нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются аналитические и синтетические функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Психика ребенка быстро развивается. Меняется связь между процессами возбуждения и торможения: последний становится сильнее, но процесс возбуждения все еще преобладает - и ученики младшего возраста очень возбудимы. Точность чувств. По сравнению с дошкольным возрастом цветовая чувствительность увеличивается на 45%, суставные и мышечные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%.

Когнитивная деятельность младшего школьника в основном происходит в процессе обучения. Не менее важным является расширение сферы общения. Быстрое развитие, множество новых качеств, которые должны быть сформированы или развиты среди школьников, диктуют строгую ориентацию всей образовательной деятельности на учителей.

Восприятие младших школьников отличается нестабильностью и дезорганизацией, но в то же время остротой, свежестью и «созерцательным любопытством». Младший ученик может спутать цифры 9 и 6, мягкие и жесткие знаки с буквой «р», но в то же время он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день открывает ему что-то новое. Небольшая дифференциация восприятия, слабость анализа частично компенсируется выраженной эмоциональностью восприятия. Исходя из этого, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и наблюдать, развивать наблюдательность. Ребенок завершает первый этап школы тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, приобретает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно стабильно, ограничено в объеме. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянно проявлять добровольное внимание, волевые усилия, чтобы сосредоточиться. Произвольное внимание развивается наряду с другими функциями и, прежде всего, с мотивацией обучения, чувством ответственности за успех образовательной деятельности.

Мышление в начальной школе развивается от эмоционального до абстрактно-логического. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый уровень, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школе интеллект развивается, как никогда. Роль школ и учителей здесь особенно велика. Исследования показали, что при различной организации образовательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методов организации познавательной деятельности могут быть получены совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается вместе с их речью. Лексика нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500 - 4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что словарный запас ребенка значительно обогащается, но, прежде всего, в приобретении чрезвычайно важной способности выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Большое значение в познавательной деятельности студента имеет память. Природные способности школьника первого уровня очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, что позволяет ему легко справляться с задачами буквального запоминания. Сравните: из 15 предложений дошкольник помнит 3-5, а младший школьник - 6-8. Его память носит прежде всего визуально-образный характер. Безошибочно запоминающийся материал интересный, конкретный, яркий. Однако учащиеся начальной школы не знают, как управлять своей памятью и подчинять ее целям обучения. Учителям необходимо приложить немало усилий для развития навыков самоконтроля во время запоминания, навыков самоконтроля, знания рациональной организации воспитательной работы.

Формирование личности маленького школьника происходит под влиянием новых взаимоотношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (преподавания) и общения, включения в единую систему коллективов (общешкольные, аудиторные). Он развивает элементы социальных чувств и формирует навыки социального поведения (коллективизм, ответственность за действия, дух товарищества, взаимопомощь и т. д.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных качеств личности. Податливость и общеизвестная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым обладает их учитель, создают благоприятные условия для формирования высоко нравственной личности. Основы нравственного поведения заложены именно в начальной школе, его роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа включает своих учеников в разумно организованную, выполнимую для них продуктивную работу, важность которой в формировании социальных качеств личности несопоставима. Работа, которую выполняют дети, носит характер самообслуживания, помогая взрослым или старшеклассникам. Сочетание труда с игрой дает хорошие результаты - при этом инициатива, инициатива, соревнование самих ребят максимально проявляются. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, стремление окунуться в чудесный мир чудес, испытать двигательную активность - все это должно быть удовлетворено в разумной, полезной и приятной игре, которая развивает трудолюбие, культуру движений, навыки коллективные действия и разносторонняя деятельность у детей.

Школьное образование - его особенности

Ребенок учится всему, и, более того, с самых ранних лет, с первых дней своей жизни. Без участия взрослого, без шаблонов действий ребенок не смог бы освоить ни одного элементарного действия с предметами. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без участия и помощи взрослых, не может раскрыть свои общественные цели. На вещи социально разработанные методы их использования не указываются, а на действиях - смысл и задачи той деятельности, содержанием которой они являются. Чем младше ребенок, тем больше ему требуется помощь, показ, руководство от взрослых.

В настоящее время знакомы самые разнообразные методы и формы обучения: имитацией, игрой, процессом производительной деятельности (рисование, моделирование, проектирование) при выполнении элементарных трудовых задач самообслуживания.

Поступление в школу в корне меняет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, социальную по содержанию и функции, деятельность - деятельность по обучению. Их жизненное положение, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее теперь определяются тем, как они выполняют свои первые, новые и важные социально значимые обязанности. Начало школьного периода жизни ребенка должно характеризоваться коренным изменением всей его системы. Чем четче обозначена эта граница, тем более понятен переход ребенка к новой позиции, тем более определенными будут изменения во всей системе его отношений со взрослыми и сверстниками, чем лучше, поскольку это способствует укреплению сознания ребенка о его новая должность школьника и другие обязанности. Это обеспечивается специальным школьным режимом, школьной одеждой, домашними заданиями и формой организации школьных уроков, в которых каждый выполняет одинаковую работу при соблюдении одинаковых правил поведения. Главное - это совершенно новая система взаимоотношений с учителем, который в глазах ребенка выступает не в роли заместителя родителей, а в качестве воспитателя в дошкольном учреждении, а в качестве полномочного представителя общества, вооруженного всеми средствами. контроля для оценки, действуя от имени и по поручению компании.

Основной характерной чертой школьного образования является то, что, когда ребенок входит в школу, он начинает осуществлять (возможно, впервые в своей жизни) социально значимую и социально оцениваемую деятельность - образовательную деятельность, и это ставит его в совершенно новую позицию в отношение ко всем, кто его окружает. Посредством осуществления новой деятельности, новой должности определяются все другие отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, самооценка и самооценка. Это важнейшая образовательная функция обучения, функция формирования личности.

Образовательная деятельность является публичной по своему содержанию (она ассимилирует все накопленные человечеством богатства культуры и науки), публичной по смыслу (социально значимой и социально оцениваемой), публичной по форме реализации (реализуется в соответствии с социально развитым стандартов), он лидирует в младшем школьном возрасте, т. е. в период его формирования. Следует подчеркнуть, что та или иная деятельность наиболее полно выполняет свою ведущую функцию в период ее развития и формирования. Младший школьный возраст - период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Одним из противоречий, присущих образовательной деятельности, является то, что, будучи социальным по смыслу, содержанию, форме реализации, он в то же время индивидуален в результате, то есть знания, навыки, методы действия, приобретенные в процессе образовательной деятельности - приобретение индивидуального студента. Вторая существенная особенность систематического обучения заключается в том, что оно требует обязательного выполнения ряда одинаковых правил, которые регулируют поведение ученика в школе. Многие правила служат организации воспитательной работы каждого отдельного студента - сидеть прямо, не сгорбившись; держать тетради и учебники в порядке: делать заметки в тетрадях определенным образом; рисовать поля в тетрадях строго определенной ширины и т. д. Некоторые правила направлены на регулирование отношений учащихся между собой и с учителем.

При индивидуальном обучении многие из этих правил исчезают, потому что учитель и ученик общаются напрямую; в классном обучении общение учителя с каждым отдельным учеником включается в общение с классом в целом. Все, что говорит и делает учитель, обращаясь к отдельному ученику, относится ко всем одновременно; в то же время все, что говорит учитель при обращении к классу, относится к каждому ученику. В свою очередь, все ответы ученика на вопросы учителя относятся ко всему классу. Эта взаимосвязь работы каждого отдельного студента с работой всего класса и работой всего класса с работой каждого отдельного студента также требует подчинения действий каждого человека определенным правилам, потому что, если таких правил нет и каждый ученик будет действовать по своему прямому побуждению, работа в классе станет невозможной.

Таким образом, по своей природе эти правила представляют собой социально развитые способы поведения, которые обеспечивают, прежде всего, продуктивность работы всего коллектива класса, и, следовательно, они социально ориентированы в соответствии с их содержанием.

Подчинение правилам, с одной стороны, требует, чтобы ребенок был в состоянии регулировать свое поведение, а с другой стороны, формирует более высокие формы добровольного управления поведением в соответствии с правилами, которые имеют публичную коллективистскую направленность - самое важное функция обучения в школе. К сожалению, очень часто, когда речь идет об обучении, они подразумевают чисто образовательные функции, то есть формирование знаний и навыков учащихся, предусмотренных в программе. Это ограниченный взгляд на обучение. С его содержанием и формой организации, обучения и воспитания, то есть формирует определенные свойства и личностные качества человека. Образовательные задачи обучения могут быть хорошо выполнены, если его образовательные функции реализованы на высоком уровне.

Третья существенная особенность систематического обучения заключается в том, что с поступлением в школу изучение науки начинается в системе или логике самой науки. Научные знания напрямую не совпадают с практическими, эмпирическими знаниями, которые ребенок развивает в процессе личного опыта использования предметов или решения практических задач, опыта, приобретенного под руководством взрослых в дошкольном периоде.

В дошкольном возрасте ребенок достигает достаточно высокого уровня восприятия тех или иных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, представленных в наглядно-образной форме. Однако ребенок еще не проник в видимость вещей, и это естественно, поскольку вещи существуют для него и интересуют его только как объекты непосредственной практической деятельности. Непосредственно воспринимаемые свойства предметов предстают перед ребенком как ориентиры их практического использования. Специфика мышления детей - «центрирование» и непонимание постоянства основных свойств вещей (объем, вес, количество, площадь) - тесно связаны друг с другом и определяются характеристиками деятельности ребенка. Ребенок этого возраста, его общее, в основном практическое, отношение к миру вещей.

Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и ​​явлениях реальности. Прежде всего, это новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, которые в них происходят. На преднаучной стадии развития мышления ребенок судит о вещах и их изменениях с его непосредственной точки зрения, а при переходе к усвоению научной картины мира ему необходимо судить об этом с объективно-социальной позиции то есть из того, с чем другие судят людей, не только одного человека, даже очень авторитетного, но и людей, представляющих точку зрения социально разработанных критериев.

Многие дети, приходя в школу, знают буквы, умеют добавлять слова из букв и даже читают их. Взрослые дали детям расколотый алфавит в их руках и научили их именам отдельных букв: «это», «это», «это» и т. д. Таким образом, дети, читая, имеют дело с буквами и их именами. Они относительно быстро поняли, что чтение - это быстрое именование букв - сокращенное, но все же именование. Однако на самом деле это не так. Более того, в результате такого чисто практического обучения детей складывается неправильное представление о связи между звуками языка и буквами, которые их обозначают. Многие дети, которые приходят в школу на чтение, ничего не знают о звуках языка; для них буквы - это иконки, объекты, которые, как и любые другие, имеют свои собственные имена.

Ребенок, который научился читать таким образом, имеет инверсию, извращенное представление о буквах и звуках и их отношениях. Такой ребенок должен быть переподготовлен, давая ему научное понимание этих отношений. Для этого, прежде всего, следует научить его слышать и различать отдельные звуки, разделять их по определенным знакам на гласные и согласные, мягкие и жесткие и т. д. Затем вводить его в буквы как обычные символы звуков, установить, что Соотношение между звуками и буквами может быть различным: одни буквы обозначают один конкретный звук, а другие, в зависимости от положения в слове, два (мягкие и жесткие согласные обозначаются одними и теми же буквами). Так ребенок знакомится с объективным устройством языка и его написанием. Такое введение в исследование полностью меняет отношение ребенка к его языку. Из простого средства общения язык превращается в объект познания со своими собственными законами и соотношениями, присущими только ему.

Ситуация аналогична введению в изучение математики. Большинство детей приходят в школу, уже имея практический отчет и представление о количестве. Однако особенности этого описания, основанные на прямых представлениях о количестве отдельных объектов в группе, не совпадают с математическими характеристиками собственно количественных отношений. Для ребенка, который умеет считать, число - это только название количества предметов, а отдельный предмет принимается за единицу учета. Это эмпирическая концепция единицы и количества. В школе необходимо значительно реконструировать доминирующие математические представления ребенка о числе и превратить их в математическое понятие, предметом которого является определенное соотношение величин. Существенной особенностью ассимиляции наук является также тот факт, что научные концепции являются системой и не могут быть изучены в случайном порядке. Практическое ознакомление с предметами не имеет своей внутренней логики. Он может начинаться с любого предмета и переходить к любому. Все зависит от того, с какими предметами ребенок сталкивается в своей практической жизни.

Четвертая существенная особенность систематического обучения заключается в том, что при переходе на него ребенок должен радикально изменить всю систему отношений со взрослыми, воспитывая его. Система отношений непосредственного становится опосредованной, т. е. Для общения учителя с учениками и учениками с учителем необходимо освоить специальные средства. Это относится, прежде всего, к способности правильно воспринимать шаблоны действий, показанные учителем во время объяснения, и адекватно интерпретировать оценки, которые дает преподаватель, действиям, выполненным учащимися, и их результатам. Такие навыки приходят не сразу, дети должны этому научиться. 

Образовательная деятельность ученика начальной школы

Прием в школу является поворотным моментом в жизни ребенка. Отличительной чертой позиции студента-студента является то, что его учеба является обязательной, социально значимой деятельностью. За нее он отвечает перед учителем, школой, семьей. Жизнь студента подчиняется системе строгих правил, которые одинаковы для всех студентов. Его основным содержанием является усвоение знаний, общих для всех детей.

Между учителем и учеником формируется особый тип отношений. Учитель - это не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем социальных требований для ребенка. Оценка, которую студент получает на уроке, является не выражением личных отношений учителя с ребенком, а объективной мерой его знаний и его учебных обязанностей. Плохая оценка не может быть компенсирована послушанием или раскаянием. Отношения детей в классе отличаются от отношений в игре. Основным определяющим положение ребенка в группе сверстников является оценка учителя, успеваемость. В то же время совместное участие в обязательных мероприятиях порождает новый тип отношений, основанных на общей ответственности.

Усвоение знаний и перестройка, изменение себя становятся единственной образовательной целью. Знания и учебная деятельность приобретаются не только для настоящего, но и для будущего, для будущего. Знания, которые дети получают в школе, носят научный характер. Если раньше начальное образование было подготовительным шагом к систематическому овладению основами наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого овладения, которое начинается с первого класса.

Основной формой организации воспитательной работы детей является урок, в котором время исчисляется с точностью до минуты. На уроке все дети должны следовать указаниям учителя, четко следовать им, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами. Все эти требования касаются развития различных аспектов личности, умственных качеств, знаний и навыков. Учащийся должен нести ответственность за учебу, осознавать ее социальную значимость, соблюдать требования и правила школьной жизни. Для успешного обучения ему необходимо развить познавательные интересы, достаточно широкий кругозор. Студенту абсолютно необходим тот набор качеств, который организует способность к обучению. Это включает в себя понимание значения образовательных задач, их отличия от практических, понимание того, как выполнять действия, навыки самоконтроля и самооценки.

Важным аспектом психологической готовности к школе является достаточный уровень волевого развития ребенка. Для разных детей этот уровень оказывается разным, но типичной особенностью, которая отличает детей 6-7 лет, является подчиненность мотивов, которая дает ребенку возможность контролировать свое поведение и которая необходима для того, чтобы немедленно стать частью общей деятельности и принять систему требований для школы и учителя. Что касается случайности когнитивной деятельности, то, хотя она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, она не достигает полного развития к моменту поступления в школу: ребенку трудно поддерживать стабильное добровольное внимание в течение длительного времени, запоминать значительный по объему материал и т. д. Образование в начальной школе учитывает эти особенности детей и структурировано таким образом, что требования к случайности их познавательной деятельности постепенно возрастают, а в процессе обучения совершенствуются.

Готовность ребенка к школе в области психического развития включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Ребенок, поступающий в первый класс, нуждается в определенном запасе знаний об окружающем его мире: об объектах и ​​их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их работе и других аспектах общественной жизни, о «что хорошо и что это плохо », то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, ясности и обобщения идей, преобладающих в дошкольном детстве.

Образное мышление старшего дошкольника предоставляет довольно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а благодаря хорошо организованному обучению дети осваивают идеи, отражающие основные законы явлений, относящихся к различным областям реальности. Такие представления являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе приобретать научные знания. Вполне достаточно, если в результате дошкольного воспитания ребенок знакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения различных наук, начинает их различать, различать живое от неживого, растения от животных, природные от искусственного, вредного от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных концепций - дело будущего.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно связанными с самой школой - грамотностью, счетом и решением арифметических задач. Начальная школа предназначена для детей, которые не прошли специальную подготовку, и начинает обучение грамоте и математике с самого начала. Следовательно, соответствующие знания и навыки не могут считаться обязательным компонентом готовности ребенка к обучению в школе. В то же время значительная часть детей, поступающих в первый класс, может читать, и почти все дети имеют баллы в той или иной степени. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может повлиять на успех обучения. Воспитание у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от объективного значения этих вещей имеет положительное значение. Это поможет ребенку учиться в школе и усвоить понятие числа, некоторые другие исходные математические понятия. Что касается навыков чтения, счета, решения проблем, их полезность зависит от того, на какой основе они построены и насколько хорошо сформированы. Таким образом, умение читать повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что оно построено на основе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является непрерывным или слоговым. Буквальное чтение, которое часто встречается среди дошкольников, усложнит работу учителя, так как ребенок должен будет пройти переподготовку. Ситуация такая же с учетной записью - опыт будет полезен, если он основан на понимании математических отношений, значении чисел, и бесполезен или даже вреден, если учет изучен механически.

О готовности к освоению школьной программы свидетельствует не только знания и умения, но и уровень развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Общее положительное отношение к школе и обучению недостаточно для обеспечения устойчивого успешного обучения, если ребенок не привлекается к содержанию знаний, приобретенных в школе, не заинтересован в чем-то новом, что он узнает в классе, если он не привлекает к учебному процессу. Когнитивные интересы развиваются постепенно, в течение длительного периода времени и не могут возникнуть сразу после поступления в школу, если им не уделяют достаточного внимания их воспитанию. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые к концу дошкольного возраста не обладают достаточными знаниями и навыками, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, которым не хватает желания и привычки мыслить для решения проблем, которые не имеет прямого отношения к которому любой ребенок заинтересован в игре или повседневной ситуации. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется глубокая индивидуальная работа с ребенком.

Уровень развития познавательной активности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и достаточный для успешного обучения в начальной школе, включает, помимо упомянутого ранее произвольного контроля над этой деятельностью, и некоторые качества восприятие и мышление ребенка.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь систематически изучать предметы, явления и выделять их различные свойства. Ему нужно иметь достаточно полное, точное и расчлененное восприятие, поскольку начальное школьное образование в значительной степени основано на собственной работе детей с различными материалами, выполняемыми под руководством учителя. В процессе такой работы выделяются существенные свойства вещей. Хорошая ориентация ребенка в пространстве и времени важна. Буквально с первых дней в школе ребенок получает инструкции, которые не могут выполняться без учета пространственных признаков вещей, без знания направлений пространства. Таким образом, учитель может предложить провести линию «наклонно от верхнего левого угла к нижнему правому углу» или «прямо вниз по правой стороне ячейки» и т. д. Идея времени и ощущения времени, способность определить, сколько он прошел, является важным условием для организованной работы студента в классе, для своевременного выполнения заданий.

Школа предъявляет особенно высокие требования к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть подобное и превосходное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Другой стороной психического развития, которая определяет готовность ребенка к обучению, является развитие речи - овладение способностью связано, последовательно, понятно для других, чтобы описать объект, картину, событие, передать свои мысли, объяснить то или иное явление, правило , Наконец, психологическая готовность к школе включает в себя качество, личность ребенка, помогая ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем и включиться в общую деятельность. Это социальные мотивы поведения, принятые ребенком правила поведения по отношению к другим людям и способность устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Основное место в подготовке ребенка к школе играет организация игр и продуктивных действий, именно в этих видах деятельности впервые появляются социальные мотивы поведения, формируется иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления. и социальные навыки отношений развиваются. Конечно, это происходит не само по себе, а при постоянном руководстве деятельностью детей взрослыми, которые передают опыт социального поведения подрастающему поколению, передают необходимые знания и развивают необходимые навыки. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе систематического обучения дошкольников на уроках - это элементарные навыки в сфере учебной деятельности, достаточный уровень продуктивности познавательных процессов.

В психологической подготовке детей к школе важную роль играет получение обобщенных и систематизированных знаний. Способность ориентироваться в определенных культурных областях реальности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка) помогает овладеть определенными навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения дети развивают те элементы теоретического подхода к реальности, которые позволят им осознанно усваивать различные знания.

Субъективно готовность к школе растет вместе с неизбежностью посещения школы первого сентября. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенок с готовностью готовится к школе.

Особая проблема - адаптация к школе. Ситуация неопределенности всегда волнующая. А перед школой каждый ребенок испытывает сильное волнение. Он оживает в новых условиях по сравнению с детским садом. Может случиться так, что ребенок в начальных классах будет подчиняться большинству вопреки его собственной воле. Поэтому необходимо помочь ребенку в этот сложный период его жизни обрести себя, научить его нести ответственность за свои поступки.

Общая характеристика образовательной деятельности

Образовательная деятельность ребенка развивается так же постепенно, благодаря опыту его освоения, как и все предыдущие действия (манипуляция, предмет, игра) Учебная деятельность - это деятельность, направленная на самого ученика. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществить усвоение этих знаний.

Образовательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свой предмет - это личность. В случае обсуждения воспитательной деятельности ученик начальной школы, ребенок. Изучая способы письма, счета, чтения и т. д., Ребенок ориентируется на самоизменение - он осваивает необходимые способы официальных и умственных действий, присущие его культуре. Размышляя, он сравнивает себя с прежним, а себя с настоящим. Собственные изменения отслеживаются и выявляются на уровне достижений.

Самое важное в образовательной деятельности - это размышления о себе, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Я не знал как» - «Я знаю как», «Я не мог» - «Я могу», «Я был» - «Сталь» - ключевые оценки результата глубокого отражения моих достижений и изменения. Очень важно, чтобы ребенок стал для себя и субъектом изменения, и субъектом, который осуществляет это изменение себя. Если ребенок получает удовлетворение от размышлений о его подъеме к более продвинутым методам учебной деятельности, саморазвитию, то это означает, что он психологически погружен в учебную деятельность.

Все образовательные мероприятия начинаются с размышлений об изменениях и с того, что учитель оценивает ребенка, а ребенок учится оценивать себя. Оценка как внешнее действие, закрепленное на результате, способствует тому, что ребенок идентифицирует себя как субъект изменения.

Образовательная деятельность имеет свою структуру, Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. учебное задание - это то, что студент должен усвоить, способ обучения;
  2. учебная деятельность - что студент должен сделать, чтобы сформировать модель ассимилированного действия и воспроизвести эту модель;
  3. контрольное действие - сравнение воспроизводимого действия с образцом;
  4. действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменения, произошедшего в самом ребенке.

Это структура образовательной деятельности в развернутом и зрелом виде. Однако образовательная деятельность постепенно приобретает такую ​​структуру, и это очень далеко от этого для ученика начальной школы. Иногда ребенок стремится правильно оценить свои достижения, понять задачу или предпринять контрольные действия. Все зависит от организации образовательной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Таким образом, при обучении чтению ребенка их обучают обучающему действию, выделяя основной способ чтения слога. При обучении письму элементы контрольного действия подсвечиваются. Разные дисциплины в курсе начальной школы содержат необходимость использования разных компонентов учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность освоить компоненты учебной деятельности и постепенно психологически в нее вступать.

Конечной целью образовательной деятельности является сознательная воспитательная деятельность студента, которую он сам строит в соответствии с объективными законами, присущими ей. Образовательная деятельность, организованная изначально взрослым, должна превратиться в самостоятельную деятельность учащегося, в которой он формулирует учебное задание, выполняет учебные и контрольные действия, осуществляет оценку, то есть воспитательную деятельность через отражение ребенка в своих поворотах. в самообразование.

В образовательной деятельности действия выполняются преимущественно с идеальными объектами - буквами, цифрами, звуками. Учитель устанавливает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции.

Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, переносимых внутри. Этот перевод осуществляется при условии совместной деятельности взрослого и ребенка. В образовательной деятельности - учитель и ученик. Совместная деятельность носителя высших психических функций (прежде всего учителя в широком смысле слова) и того, кто назначает эти функции (ученика в широком смысле слова), является необходимой стадией в развитии психических функций. в каждом отдельном человеке. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение форм действия является основой учебной деятельности.

В группе сверстников отношения строятся по типу синхронного (противоположный диахронике). Именно в синхронизированных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества, как способность воспринимать точку зрения другого, понимать, как сверстник двигался в решении конкретной проблемы. Мышление в процессе образовательной деятельности в какой-то степени аналогично мышлению ученого, излагающего результаты своего исследования через содержательные абстракции, обобщения и теоретические концепции. В то же время предполагается, что знание, характерное для других «высоких» форм общественного сознания, также получает возможность целостного воспроизводства таким же образом - художественное, моральное и правовое мышление выполняет операции, связанные с теоретическим знанием.

Теория содержания и структуры образовательной деятельности получила подтверждение в практике обучения детей младшего школьного возраста.

Чтобы овладеть предлагаемыми знаниями и образовательными действиями самостоятельно, ребенок учится отождествлять свои действия с теми, которые ему придется назначить. В то же время ребенок взаимодействует со сверстниками - потому что методы действия сверстника ему ближе, так как здесь общая синхронизация усвоения учебной деятельности обеспечивает поддержку. 

Деятельность и их взаимодействие

В любой период своего развития ребенок осуществляет несколько видов деятельности. Это могут быть такие виды деятельности, как игры, тренировки, общение, спорт и т. д. Разнообразные виды деятельности субъекта пересекаются друг с другом и связаны объективными социальными связями в узлы. Набор и рисунок этих узлов, придающих каждому из них определенный уровень значимости для ребенка, образуют образ ребенка, который мы называем индивидуальностью. В каждом из видов деятельности ребенок включен в результате определенного социального влияния со стороны его внутреннего круга и общества. Влияние окружающей среды формирует высокий уровень мотивации к определенному виду деятельности у ребенка. У него особое отношение к этому виду деятельности, и в его глазах он приобретает важную и, возможно, самую важную (доминирующую) ценность. Говорят, что для ребенка складывается особая социальная ситуация развития, фокусирующаяся на этом конкретном виде деятельности.

Социальная ситуация развития определяется типом отношений, которые развиваются у ребенка с эталонными людьми и группами. Отношения между некоторыми можно определить по активности общения в группе сверстников. Более того, разные группы, в которых находится ребенок, могут находиться на разных уровнях развития и даже иметь разные интеллектуальные и социальные ориентации развития.

У других детей отношения определяются организационной или образовательной деятельностью в сочетании с положением, которое они занимают в классе, у третьего - в спортивных мероприятиях в общешкольной команде и статусом в нем, у четвертого - игровые занятия в Театральный кружок, а у кого-то это незаконная деятельность в хулиганской компании с фактическим пренебрежением обучением и работой.

Прежде чем ребенок пойдет в школу, общество создает для него ситуацию социального развития, которая целенаправленно формирует мотивацию для обучения. Суть его заключается в словах: «Я хочу быть школьником!» Возможно, что дети, даже после 7 лет, будут играть в детском саду, не думая о школе и не испытывая состояния психического кризиса, если общество через систему педагогических воздействий не сформирует для них соответствующую мотивацию, не будет подготовить их к переходу в новую эпоху.

Переход к каждому новому возрастному периоду обусловлен объективными социально-историческими условиями, общей «социальной ситуацией развития» детства. Переход на новый этап развития не означает, что ребенок перерос предыдущий этап или его возможности истощены. Вовсе нет необходимости. Чаще всего для ребенка возникает ситуация социального развития, требующая такого перехода. Например, российское законодательство обязывает родителей отправлять ребенка в возрасте 7 лет в общеобразовательное учреждение.

В начальной школе и в подростковом возрасте развитие интеллекта обеспечивается включением ребенка в образовательную деятельность, а для интеллектуального развития ведущей является образовательная деятельность. Наряду с этим социальное развитие и определенный уровень социальной активности определяются соответствующей мотивированной социальной активностью - социальной активностью. Физическое совершенство задается теми видами спорта и отдыха, в которые входит ребенок. Трудовые навыки и соответствующая мотивация к работе формируются в основном за счет работы в семье, на приусадебных участках в деревне или на приусадебных участках. Параллельно с этим происходит нравственное развитие ребенка, осуществляемое в ходе взаимодействия с референтными группами и личностями, что позволяет освоить закономерности нравственно оправданного поведения в повседневной жизни и в школе.

Развитие ребенка идет сразу по нескольким направлениям. И развитию каждого из них в большей степени способствует его «ведущий вид деятельности». Чем больше направлений развивает ребенок, чем больше видов деятельности он выполняет, тем больше расширяются связи ребенка с миром. Это означает, что различные виды деятельности чаще пересекаются друг с другом, и поэтому их взаимодействие является более активным, а их взаимное влияние друг на друга более выражено. Действия, реализующие одно из его направлений деятельности, одно направление развития, объективно оказываются реализующими другое его направление. В то же время развиваются не только виды деятельности, которые изолированы друг от друга, но и эти виды деятельности интегрируются в систему взаимосвязанных видов деятельности, которая является индивидуальной для каждого человека и развития всей системы в целом. В такой системе невозможно различить деятельность, ведущую для данного возраста, и незнающие виды деятельности, которые ее сопровождают. Развитие личности, по-видимому, вовсе не подразумевает выделение одного ведущего вида деятельности для данного возрастного периода и, соответственно, для каждого ребенка данной возрастной группы.

Выделение единственной ведущей деятельности приводит к одностороннему формированию личности. Происходит чрезмерное вздутие живота одной из его сторон и снижение внимания к другим. Это приводит к торможению гармоничного развития ученика. Примеры одностороннего развития можно найти у некоторых молодых спортсменов или студентов в специализированных физико-математических или музыкальных школах.

Таким образом, на каждом возрастном этапе развития ребенка формируется динамическая система действий. Каждое действие в этой системе решает свою особую задачу, которая отвечает социальным ожиданиям общества.

Разработка игр. Развивающее образование в дошкольном возрасте может быть построено в контексте игры, которая дает нам возможность выявлять, поддерживать и развивать все потенциальные способности и наклонности ребенка. Основное различие между игрой и продуктивной деятельностью заключается в том, что игра ориентирована на сам процесс, а не на результат. В игре дошкольник получает удовольствие от самого процесса, даже если в игре присутствует определенный результат (например, спортивные игры с правилами, которые распространены в основном в старшем дошкольном возрасте). Конечно, он будет опечален потерей, но во время игры он почувствовал удовольствие от самих игровых действий и возможность проиграть не помешает ему хотеть играть в эту игру снова и снова. Что касается ролевых игр, то они, в принципе, не имеют результата, и их смысл для ребенка в том, что ему интересно просто играть в определенных ситуациях, пробуя себя в разных ролях. Часто можно увидеть, как дети младшего и среднего дошкольного возраста могут играть в такие игры часами, продолжая или начиная ту же игру на следующий день, в течение следующей недели, через месяц и даже через год. Цель дошкольника - играть ради игры.

В некотором смысле мы можем сказать, что ролевая игра, в которой всегда участвуют партнеры (включая взрослых и детей разных возрастов), а также часто строится с использованием социальных ситуаций в качестве сюжета и предполагает принятие социальных ролей детьми, является одна из важнейших форм общения в дошкольном возрасте. Именно в развитых типах коллективной игры дети разрабатывают позитивные способы разрешения возникающих конфликтов, находят свое место в общении со сверстниками, дают и получают от своих партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребенком разных ролей является очень важной предпосылкой для развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, которые играют различную роль: ребенок начинает понять, что такое роль поведения.

Сама игра достаточно привлекательна для ребенка, и если он не вмешается, он будет готов играть целыми днями. Однако игра может быть разной, даже в дошкольном возрасте разные виды игр сменяют друг друга. Иногда ребенок задерживается на любом предыдущем этапе разработки игры (например, на этапе предметно-манипулятивной игры или игры с замещающими объектами). Это, конечно, не очень хорошо для его развития. А учитель может попытаться заинтересовать его другими играми (например, ролевыми), организовав с ним совместную игру, возможно, с участием других детей.

Причиной задержки в развитии игры может быть то, что у ребенка недостаточно средств, т. е. он не знает, как играть. Большое значение для разработки игровых инструментов имеет детское сообщество, в котором передаются правила игр, роли, способы их распространения, сюжетные линии и т. д. Разработанные типы игр (ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры) Не слишком распространен среди современных детей, их ассортимент обычно невелик, а формы довольно просты.

Довольно часто в детских садах можно увидеть, как дети 4-5 лет, играющие в какой-то известный традиционный сюжет (например, «мама-дочка»), очень долго повторяют одни и те же игровые действия, остаются в течение одного или двух Простые ситуации (например, кормление «дочери» и укладывание ее в постель) часто играют наедине с куклой или, в лучшем случае, с одним партнером. Этот уровень развития игры происходит уже в возрасте 3-4 лет, поэтому, если он остается неизменным в среднем дошкольном возрасте, это позволяет нам зафиксировать задержку в развитии игры. Мы не видим здесь развития роли, поскольку сюжет не развивается, воображение детей тоже не развивается; одни и те же простые правила не дают ребенку возможности развить его способность принимать более сложные правила, что необходимо для развития сознательного произвола; игра в одиночку или с одним постоянным партнером не позволяет детям улучшить социальные навыки. Такая игра, скорее всего, окончательно рухнет и умрет, не достигнув возраста 5-6 лет.

Дошкольник не только играет. Есть еще много видов детских занятий, в которых он принимает участие. В дошкольном возрасте ребенок рисует, читает, общается со сверстниками, создает здания, поет, играет на музыкальных инструментах, бегает, прыгает и т. д. Все эти виды деятельности продуктивны (т. е. Имеют конкретный продукт) и ориентированы на результат. Главная особенность игры заключается в том, что во время игры ребенок получает не столько результат, сколько сам процесс игры. Обычно говорят, что мотив игры заключается в самом процессе, а не в результате, хотя выигрыш влияет на эмоциональное состояние игрока, вызывая чувство волнения и желание победить. Таким образом, игра не имеет определенного продукта, и, следовательно, является непродуктивной деятельностью.

Разумеется, не только в игре, но и в продуктивной деятельности развиваются психические процессы и личность дошкольника (например, процессы мышления и воображения ребенка развиваются в строительной деятельности, в рисовании, и т.д.).

Недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, что игра не является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Преобладают продуктивные действия, такие как проектирование, чтение, настольные игры (которые сильно отличаются от ролевых игр, поскольку они ориентированы на результат, а не на процесс), а также информативное обсуждение книг, телевизионных или радиопрограмм, и т.д.

Практика показывает, что детям нравится играть, если им показывают, как это делать. Специфика дошкольного возраста, в частности, заключается в том, что дети самоотверженно готовы играть 24 часа в сутки, они полностью поглощаются игрой, если она им интересна. Невозможно представить себе маленького «профессора», который серьезно просит взрослого что-то обсудить с ним, но очень часто мы слышим от ребенка: «Играй со мной!» И даже если ребенок просит, например, взрослого почитать его или нарисовать вместе, то, как правило, это означает: «Оставайся со мной, я люблю тебя». Это запрос на общение, а не на игру, хотя у ребенка, конечно, есть познавательные потребности, которые лучше всего развиваются в игре.

Роль переводчика возможных игровых сюжетов, ролей и правил берет на себя преподаватель. Учитель должен начать совместную игру с детьми и участвовать в ней в качестве игрового партнера. Как и в других видах деятельности, при организации совместной игры нет смысла оказывать давление на ребенка или занимать доминирующее положение, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода. Если дети чувствуют, что учитель так же заинтересован в игре с ними, как и они сами, если он деликатно, чувствуя себя равным партнером в игре, предлагает новые сюжетные повороты, ролевые движения, привлекает всех к игре - игре будут подобраны сами дети. Когда учитель видит, что игра начинает разворачиваться и набирает свои силы, когда лидеры, которые могут продолжать играть в игру, начинают выделяться, он может спокойно покинуть игру, давая детям возможность играть без непосредственного участия взрослого. Но это происходит не сразу. Сами дети смогут играть только после того, как третий или десятый (в зависимости от сложности игры) игровой сюжет.

Развитие образовательной деятельности. Младшим школьникам в образовательной деятельности нравится, когда они что-то делают, они хотят получить хорошую оценку, получить одобрение и похвалу учителя или близких взрослых. Уважение взрослых, сверстников и чувство собственного достоинства связаны с ним успехами в его образовательной деятельности, то есть его целью является достижение определенных результатов. Таким образом, образовательная деятельность относится к производительной деятельности, в то время как игра является непродуктивной деятельностью.

Совершенствуя свою учебную деятельность, ребенок осваивает способы выполнения различных действий, ставит перед собой все более сложные задачи. Кажется, он поднимается на вершину высокой горы. Скорость его подъема может быть разной: кто-то движется медленно и постепенно, пробуя каждый камешек под ногой, кто-то перепрыгивает через трещины и трещины, рискуя ошибкой и ломаясь.

Но даже в этом случае учитель, ведущий ребенка, должен помнить: это его субъективная деятельность, он сам делает выбор, как его двигать. В этом случае задача учителя состоит в том, чтобы объяснить, как, с его точки зрения (учителя), имеет смысл двигаться и информировать ребенка о возможных опасностях и ошибках. Не имеет смысла навязывать свой собственный образ действий еще и потому, что он действительно может оказаться не единственным, но, возможно, не лучшим. С точки зрения развития ребенка, такое образование не очень эффективно, поскольку ребенок в конечном итоге привык действовать только по подсказке, не может принимать самостоятельные решения и перестает верить в свои силы. Ему доступен только репродуктивный (то есть воспроизводящий образы, показанные ему взрослыми) способ мышления; его не интересуют виды деятельности, предлагаемые детским садом или школой, поскольку основными предметами этих занятий являются учителя. Это их, а не его деятельность, он не свободен в этом и ничего не определяет. Как естественное следствие этой ситуации, ребенок обычно начинает интересоваться другими видами деятельности, где взрослые не имеют доступа и где он может реализовать себя. В то же время перед ним открыты два пути: либо в ваш внутренний мир, в мир ваших фантазий и вымыслов, либо в детские, подростковые или молодежные группы, которые иногда оказываются связанными с криминальным миром. В первом случае непосвященный, безответственный, неуверенный в себе человек может вырасти из ребенка; последствия второго варианта развития очевидны.

Конечная цель учебной деятельности - это задача, направленная на собственные изменения.

Вывод:

Начало обучения и воспитания ребенка является значительным поворотным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента находятся в ее организации, в новых обязанностях ребенка как студента. Однако этот переломный момент имеет глубокую внутреннюю основу - с появлением школы ребенок начинает изучать основы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением. людей.

В процессе учебной деятельности, будучи лидером в младшем школьном возрасте, дети воспроизводят не только знания и навыки, но и те исторически возникающие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления - рефлексия, анализ и мысленный эксперимент. Другими словами, содержанием образовательной деятельности являются теоретические знания.

Термин «образовательная деятельность», обозначающий один из видов репродуктивной деятельности детей, не следует отождествлять с термином «обучение». Дети, как известно, учатся различным видам деятельности (игре, работе, занятиям спортом и т. д.). Образовательная деятельность, однако, имеет свое особое содержание и структуру, и ее следует отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровых, социальных, организационных, трудовых и т. д.). Более того, в младшем школьном возрасте дети выполняют много видов деятельности, но ведущим и основным из них является образовательный - он определяет возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников и формирование их личности в целом.