Особенности торговой политики стран ЕС

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет и анализ движения денежных средств по данным бухгалтерской отчетности коммерческой организации
Формы и методы мировой торговли
Прибыль предприятия: формирование, распределение, оценка эффективности использования
Управление муниципальной и жилой недвижимостью

 

Введение:

Одним из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного периода является процесс объединения Европы. Идея «панъевропейского дома» существует уже давно. Древние римские императоры мечтали объединить Европу под своей властью. Значительный вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, которое стало важным объединяющим началом в жизни региона. Идея «Европа для всех» в 19 веке. пропагандируется В. Гюго. О перспективах «Соединенных Штатов Европы» писал В.И. Ленин. В 1946 году В. Черчилль призвал к созданию Соединенных Штатов Европы. Послевоенный процесс реального объединения стран Западной, а затем и Центральной и Восточной Европы в «общеевропейский дом» стал одним из важнейших факторов развития региона.

Европейское сообщество сегодня (с 01.11.93, Европейский Союз) является центром значительной части глобального экономического потенциала; образ жизни сотен миллионов людей; феномен, который задает корни новым политическим системам континента. Для Российской Федерации ЕС является крупнейшим торговым и одним из основных стратегических партнеров в мире.

Изучение отношений партнеров Сообщества способствует более четкому представлению о текущем состоянии и перспективах развития интеграционной группы, а также важно при выборе правильной стратегии сотрудничества с ЕС. Анализ уникального опыта партнерства группы государств с самой широкой диверсификацией национальных интересов внутри организации, основанный на понимании необходимости координации действий, объединения сил и средств, следует использовать в качестве примера для других интеграционных объединений.

Актуальность этой темы заключается в той огромной роли, которую Европейский союз играет сегодня в новом типе международных отношений в XXI веке как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Есть ряд причин для этого. Одним из главных, несомненно, является изменившаяся картина мирового порядка. Выход из политической жизни СССР, развал биполярной системы, создание ряда новых государств и, следовательно, новые проблемы — все это в совокупности побудило многие страны искать потерянный баланс в новых формах коллективного безопасность и экономическое сотрудничество — так называемые региональные организации. И одним из самых ярких примеров такой организации, конечно же, является ЕС. История имеет много примеров различных альянсов, союзов.

Этапы развития Европейского Союза

Этапы формирования ЕС

Европейский Союз (ЕС) является крупнейшей региональной межгосударственной интеграционной ассоциацией с сильными элементами наднациональности, что проявляется в разработке и реализации единой политики в области торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях. Внутри ЕС был создан экономический и валютный союз, была введена единая валюта — евро, которая с 2002 года полностью заменила национальные валюты подавляющего большинства стран-членов. Интеграционные процессы в Европе достигли самого высокого уровня в мире. Европейский Союз в настоящее время включает 27 европейских стран, и несколько стран являются кандидатами. История этого союза началась более полувека назад.

Важно отметить, что с самого начала западноевропейской интеграции большое значение придавалось созданию прочной, детализированной правовой базы, которая была фундаментальной предпосылкой ее успешного развития.

Первой вехой многостороннего западноевропейского сотрудничества в экономическом регионе стало образование в 1951 году Европейской ассоциации угля и стали (EUSC). Он основывался на идее, выдвинутой в трудные послевоенные годы французским политиком Жаном Моне и министром иностранных дел Франции Робертом Шуманном, объединить угольную и сталелитейную промышленность Германии и Франции под контролем наднационального органа. Первоначально в EUOU входили Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия.

Ассоциация была наделена статусом независимого юридического лица с правоспособностью в международных отношениях. Для управления ею была создана система институтов, базовая схема которой впоследствии была принята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).

EUSC была первой организацией не только в Европе, но и в мире, которая создала наднациональный механизм, потенциал которого развивался и укреплялся по мере углубления и расширения экономической интеграции Западной Европы. Этот потенциал оказался огромным; весь последующий процесс европейской интеграции был построен на создании наднациональной основы.

EUSC стал предвестником более широкой интеграционной ассоциации стран Западной Европы также потому, что соглашение о его создании, в дополнение к статьям о практических проблемах коллективного управления металлургической и угольной промышленностью, содержало пункты, которые ставили более широкие и более амбициозные цели, такие как как содействие экономическому развитию, росту занятости и повышению уровня жизни; поддержание мирных отношений; создание экономического сообщества, которое должно было стать основой для широкого и глубокого сообщества народов, надолго разделенных кровавыми конфликтами.

Однако на начальном этапе интеграции эти цели оказались преждевременными: попытки распространить принцип наднациональной интеграции на другие области межгосударственных отношений (в частности, на вопросы безопасности) потерпели неудачу из-за чувствительности национальных государств к его практическому применению. , Поэтому на долгие годы основным правилом западноевропейской интеграции стало постепенное и строгое соблюдение приоритета экономической интеграции как основы политической интеграции.

В 1955 году министры иностранных дел тех же «шести» государств решили подготовить соглашение, предусматривающее расширение сферы экономической интеграции, и резолюцию о создании общего рынка. В то же время изучался вопрос интеграции атомной промышленности Западной Европы. В результате 25 марта 1957 года в Риме были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), известный как Римский договор, и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Целью последнего было объединить усилия стран-членов по развитию ядерной энергетики в мирных целях.

Римский договор подчеркивал его чисто экономические цели. В политическом плане было сказано (в преамбуле) лишь решимость участвующих стран заложить основы для более тесного союза европейских народов. В то же время теперь мы можем с уверенностью сказать, что, по мнению авторов Римского договора, развитие интеграционных процессов должно привести к последовательному формированию не только таможни, но и экономического, а затем и политического союза страны ЕЭС. Римский договор был последовательной программой экономической интеграции.

Предполагается также постепенный переход к единой политике в различных сферах экономической и социально-экономической жизни стран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налогообложение). Переход к единой торговой политике должен был обеспечить согласованные действия членов группы во внешнеэкономической сфере и появление ЕЭС как единого целого в системе международных экономических отношений.

Этапы развития интеграции

Мировая практика показывает, что национальные экономики сходятся поэтапно, переходя от простой стадии интеграции к более сложной по схеме: зона свободной торговли- таможенный союз- общий рынок- экономические и валютные союзы- полная экономическая и политическая интеграция.

Зона свободной торговли

Первым импульсом к созданию зоны свободной торговли, а также общего рынка был Парижский договор (1951 г.), который установил первую форму отраслевой ассоциации, закрепленной за рынком угля и стали. Зона свободной торговли, что означает отмену таможенных, а также нетарифных ограничений и двойных тарифов в торговле между странами-участницами, начала действовать только через восемь лет после подписания Парижского договора, когда 1 января 1959 года таможенные тарифы были сокращены между странами, которые были частью Европейского экономического сообщества. Зона свободной торговли была создана до 1968 года, когда вступил в силу Таможенный союз.

В этот период, в 1957 году, в Риме были подписаны соглашения о создании ЕЭС и Евратома, в которых описан механизм проведения слияния в два этапа — таможенный союз и общий рынок. Созданию зоны свободной торговли способствовало (точнее, ожидаемое ею) введение преференций в торговле, которые частично исключали таможенные пошлины в товарообороте до тех пор, пока не был достигнут конечный результат — нулевая таможенная ставка внутри ЕЭС, которая имела место десять лет после начала экономической интеграции. В этом случае мы можем вспомнить, что торговые преференции европейских сообществ были также применены к новым странам — государствам-членам ЕС, включая Польшу, на основе соглашений об объединении ЕЭС.

Пример появления зоны свободной торговли до следующих форм европейской интеграции ясно показывает, что отношения между этими этапами не совсем очевидны, но их сегментация по времени (схематическое представление: сначала или сначала, затем следующий шаг) имеет характер модели, как в упомянутой выше модели Б. Баласа. Фактически, различные фазы интеграции в неявной форме перекрывают друг друга, реализуются их различные элементы, которые дополняют друг друга в долгосрочной перспективе.

С точки зрения общих целей экономической интеграции, зона свободной торговли, среди прочего, способствовала снижению цен. Как известно, таможенные пошлины являются важным элементом ценообразования. С большим обобщением и не вдаваясь в детали микро- и макроэкономического анализа, мы можем сказать, что глобальный эффект этой фазы ассоциации был выражен в повышении общего благосостояния потребителя при решении проблемы. выбора производителя, и в то же время нашло выражение в повышении уровня производства (снижение себестоимости продукции) и уровня товарооборота. Например, для Польши период 1992-2002 гг. Особенно важен, когда в результате заключения соглашений о зонах свободной торговли (особенно EACT / EFTA и CESST / CEFTA) произошел скачок в его развитии.

Таможенный союз

Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом: если страны-члены в зоне свободной торговли снижают таможенные пошлины при взаимном товарообороте, в то время как они могут сами определять свои ставки таможенных пошлин по отношению к третьим странам, конкурирующим между сами на внешних рынках, то в случае стран-членов таможенного союза договариваются о таможенных тарифах в отношении третьих стран. Таким образом, они проводят единую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно отметить, что на конкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зоны свободной торговли влияла ставка таможенной пошлины, а не очевидная стоимость производства товаров.

В результате увеличивается производство в странах-участницах, усиливается экономическое сотрудничество, и взаимный торговый обмен углубляется. Торговля с третьими странами встречает различные модификации или даже некоторые ограничения в интересах интеграционной ассоциации; углубляется производственная специализация, что в результате приводит к увеличению предложения товаров и услуг (эффект производства) в сочетании с повышением потребительских способностей отдельных потребителей (домашних хозяйств), и в конечном итоге происходит рост ВВП.

Основываясь на исследованиях результатов введения Таможенного союза в ЕС, отметим, что это должно привести к росту ВВП на 4,3-6,4%, причем этот рост наполовину обеспечен исчезновением торговых барьеров, а наполовину — соревнование.

Можно сказать, что в настоящее время нет никаких сомнений: динамические эффекты таможенного союза разнообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночную конкуренцию, и наряду с увеличением производства средние издержки снижаются. Это участие также способствует демонополизации. Другими словами, либерализация торговли в условиях таможенного союза ведет к изменениям в существовании монопольного и даже олигархического производителя, то есть способствует фрагментации или ограничению деятельности монополии. Если местный производитель не учитывал иностранную конкуренцию в своей деятельности, используя свое доминирующее положение на рынке, то в условиях таможенного союза из-за более низких цен снижается доход производителя.

Общий рынок

Общий рынок — определение следующего этапа европейской интеграции. Создание общего рынка в качестве одной из важных целей и одновременно следующего этапа интеграции было заложено в ст. 2 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества. Было решено, что этот процесс должен происходить эволюционно в течение 12 лет, до 1969 г. Однако само понятие общего рынка определялось только в очень общих терминах, как определенная территория (в определенном разделе — территория штатов), участников интеграционного объединения), в рамках которого была реализована свобода передвижения факторов производства или реализованы так называемые четыре свободы: движение капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Следствием нечеткости этой концепции было отсутствие описания конкретных инструментов или создание методов для реализации этой формы интеграции. На самом деле создания общего рынка не произошло, интеграционный процесс остановился на этапе таможенного союза. Кроме того, следует сказать, что положение ст. 2 выражали определенное направление и носили «рамочный», а не предписывающий характер.

Одним из главных инициаторов всех дел был тогдашний президент Европейской комиссии Жак Делорс. По его инициативе комиссия во главе с лордом Кокфельдом выпустила Белую книгу. Этот документ содержал, среди прочего, подробный анализ препятствий на пути создания общего рынка, а также перечислял инструменты для необходимых изменений. Утвержденная Европейской комиссией и принятая на саммите в Милане в июне 1985 года, «Белая книга» послужила основой для реальной программы создания общего рынка, которая совпала с реформой основных договоров сообщества, главным образом Римского договора, который заложил основу для создания ЕЭС. Принципы институциональных и политических изменений и необходимые импульсы для развития нашли свое окончательное выражение в Едином европейском акте, подписано в 1986 году всеми странами-членами Европейского Сообщества (вступило в силу 1 июля 1987 года). С нашей точки зрения, концепция общего рынка в этом акте была заменена концепцией внутреннего рынка, который был описан как пространство без внутренних границ. Впоследствии на основе этого соглашения было принято около 280 правовых актов, которые служили реализации этого рынка в соответствии с решением, принятым до 1992 года. В целом, для концепции общего рынка (внутреннего рынка) потребовалось почти 30 лет. стать реальностью.

Экономические и валютные союзы

Экономический и валютный союз. Согласно модели Баласа, этот вид объединения является предпоследней (IV) стадией полной интеграции. Это означает такой уровень международной интеграции, который с помощью денежного и денежного объединения дополняет таможенный союз, зону свободной торговли и общий рынок.

В рамках ЕС экономический и валютный союз начал функционировать с 1 января 1999 года в соответствии с Маастрихтским договором (Договор Европейского союза). Начиная с 1 января 2002 года, союз стал полностью валютным союзом — как вы знаете, единая валютная единица евро была введена в обращение в 12 странах, в которых эта единица заменила национальные валюты. Однако решение было принято в Гааге в 1969 году (1-2 декабря). Если мы предположим, что введение единой валюты является последним элементом, который венчает все многоуровневое построение валютного союза, то совершенно справедливо будет говорить о существовании 30-летнего периода строительства этого союза с различными последовательные фазы.

Проблемы развития Европейского Союза

Проблемы регионального развития

Скорее всего, скептическая точка зрения относительно дальнейшего расширения ЕС определенно имеет значение для экономического аргумента: слабая техническая инфраструктура, низкий уровень по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. В ЕС утверждаются новые члены (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение единства и равноправия во всех странах — членах ЕС становится все более проблематичным, и, следовательно, формирование общего бюджета ЕС может привести к сдерживающему эффекту развития ЕС.

В этом случае может начать играть более значимую роль Одни государства находятся в привилегированном положении. Другие же — в более худшем положении. Речь идет не только о проблемах, связанных с принятием решений в отношении согласованных интеграционных политик или их положений в европейских сообществах (в Европейском союзе). В основе этого лежит фундаментальная необходимость: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле. В отдельных странах — членах ЕС будут участвовать в реализации различных этапов экономической интеграции, которые описывают модель Бела Баласа (Бела Баласса). Достигнутый прогресс в достижении экономического объединения становится призрачным.

Поддержка интеграции

Поворотным моментом в процессе европейской интеграции стало подписание в 1985 году Единого европейского акта (ЕАОС), который ознаменовал начало его нового этапа, создание на основе существующих сообществ Европейского сообщества и углубление компетенции ЕС. в координации не только экономической, но и многих других областей внутренней и внешней политики. Маастрихтский договор о Европейском союзе (1992) закрепил цели, изложенные в ЕЭП, и ввел общее европейское гражданство.

Эти изменения в настроениях населения стали особенно болезненными для процесса европейской интеграции, поскольку они начались именно тогда, когда ЕС вступил в наиболее активную фазу своего развития, в которой одобрение его европейских граждан становилось все более важным. До Маастрихта процесс интеграции касался только вопросов межгосударственного сотрудничества, но после него интеграция заставила изменить внутреннюю политическую жизнь каждой страны и стала непосредственно влиять на жизнь простых граждан.

Граждане Европы начали задавать вопросы о политике на совершенно разных уровнях — от регулирования ЕС продажи определенных продуктов питания и напитков до общего характера системы распределения. Но главный вопрос заключался в том, в каком направлении движется европейская интеграция, а кто у ее руля. Как показали опросы, в 1992 году только 14% граждан ЕС были удовлетворены уровнем «демократического влияния», доступного им в институтах ЕС. В том же году впервые было зафиксировано численное превосходство граждан ЕС, которые не были удовлетворены тем, как демократия работает в их собственной стране (52% против 45%).

Со временем, когда европейское население начало привыкать к новым условиям, новый уровень интеграции был воспринят как должное, и полномочия Европейского парламента постепенно расширились, показатель поддержки европейской интеграции среди граждан ЕС стабилизировался в коридоре от От 48% до 56%. не опускаться ниже нижней планки, достигнутой в 1996 году, но и не достигать предыдущих высот. Таким образом, практически всеобщая поддержка интеграции, при которой основная часть населения не была посвящена содержанию европейской политики, была заменена более прагматичным отношением к ней, и число граждан, удовлетворенных состоянием демократии в ЕС, увеличилось с 35% в 1997 году до 49% в 2005 году.

Однако, несмотря на колебания в поддержке интеграции в целом европейским населением, всегда были те, кто поддерживал это больше, и те, кто поддерживал это меньше. Какие социальные слои, скорее всего, поддержат, а какие, скорее всего, не поддержат процесс европейской интеграции?

Мы видим, что разочарование в работе демократии и в целом в европейской политике не сильно повлияло на соотношение сторонников и противников интеграции в каждой из выявленных социальных групп. Как в 1991 году (до падения поддержки), так и в 1996 году интеграция поддерживалась в большей степени более образованными, более состоятельными и молодыми слоями населения. В этом случае, прежде всего, поддержка интеграции зависит от уровня образования и уровня доходов, связанных с ним.

Общее снижение поддержки интеграции после Маастрихта происходит главным образом из-за его снижения в менее образованных и менее богатых слоях (эта зависимость от возраста не прослеживается), то есть среди тех, кто ранее поддерживал его меньше, чем другие. Те же категории населения, которые раньше были лучше связаны с интеграционным процессом (более образованным и обеспеченным), в большей степени, чем другие, поддержали его новый этап — Маастрихтский договор.

Мы видим, что вид деятельности оказывает большое влияние на отношение к Маастрихту: менеджеры в большей степени голосуют за новый уровень интеграции и, по крайней мере, за работников, а также за уровень образования, непосредственно связанный с ним. Возраст, как и прежде, имеет наименьшее значение.

Каждый следующий этап интеграции, как с точки зрения его углубления (от Европейской ассоциации угля и стали до разработки Европейской конституции), так и с точки зрения расширения числа участников (от Европы-6 до Европы-25 и далее) вызывает новое сопротивление населения, которое все больше задается вопросом, каковы границы интеграции. После рациональной оценки вклада, который он вносит в национальную экономику, граждане начинают опасаться, что дальнейший процесс интеграции будет угрожать национальной самобытности. А те, кто согласен с нынешним списком членов и нынешним уровнем интеграции, могут быть против расширения его до культурно чуждой Турции и дальнейшего углубления, что может привести к окончательной утрате национального суверенитета.

Эти чувства были выражены в отказе населения Франции и Нидерландов принять конституцию, предусматривающую более глубокий уровень интеграции. В то же время в 2005 году на референдумах можно было проследить предыдущую тенденцию распределения голосов между различными категориями населения. Среди наименее образованных, поддержка Европейской Конституции была крайне низкой, в то время как среди тех, кто получил высшее образование, было большинство. Европейская конституция была поддержана социальной элитой и была отвергнута большинством рабочих и пенсионеров.

Конституция 2005 года была неудачной попыткой сделать шаг вперед к более глубокому уровню интеграции. Одно время такой же попыткой, но безуспешно, был Маастрихтский договор 1992 года. И если вы сравните голосование во Франции по Маастрихтскому договору (его одобрили 51% французов) »и голосование по Европейской конституции, становится очевидным, что многие особенности социальной поддержки этих двух уровней и этапов интеграции имеют не изменилось. Во Франции бизнесмены и лидеры бизнеса, которые поддерживали Европейскую конституцию в 2005 г., в 1992 г., по большей части, проголосовали против Маастрихта (51%). Но даже в 1992 г. поддержка интеграции осуществлялась людьми с высшим образованием. (71%) и представители свободных профессий и интеллигенции (70%) были значительно выше среднего, а люди без диплома (43%) и работники (42%) — ниже.

В 1992 году Маастрихтский договор, который едва прошел ратификацию, стал таким же смелым шагом вперед в неизвестном будущем, как и в 2005 году провалившаяся Европейская конституция. Но теперь договор 1992 года стал нормой, частью привычного мира. И созданный им существующий уровень интеграции поддерживается гораздо более широкими слоями общества, чем когда-то поддерживал сам Маастрихт.

Поддержка более образованной интеграции не уникальна для пожилых членов Европейского Союза. Аналогичная картина формируется из опроса населения 13 стран-кандидатов в 2003 году. Как в старых членах ЕС, так и в новых на разных этапах интеграции проявляются некоторые постоянные тенденции. Поддержка интеграции тесно связана с образованием: она максимальна среди самых и минимальна среди наименее образованных. Поддержка интеграции выше среди людей свободных профессий и интеллигенции («по определению» наиболее образованных) и ниже среди рабочих, выше среди самых богатых и ниже среди бедных. Это максимум в больших городах — концентрация интеллектуальной жизни — и минимальный в сельской местности.

Проблема безработицы

Высокая доля безработных среди экономически активного населения является долгосрочной проблемой для всех стран ЕС. Причины роста уровня безработицы кроются в демографической ситуации (рост числа рабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активного населения в районах, где проблема безработицы является наиболее острой), а также зависит от ситуации , В начале XXI в. Среди стран, относительно благополучных по этому критерию, можно назвать Австрию, Великобританию, Ирландию и Нидерланды. Швеция (менее 5%). Наибольшая безработица в Испании составляет 11,3%, во Франции — 9,7, в Греции — 9,6, в Финляндии — 9,0%.

Большой проблемой для ЕС является преодоление долгосрочной безработицы. Так называемое «исключенное» соотношение (доля ищущих работу за год в общем количестве безработных) в Европейском Союзе очень высока (49%). По абсолютной численности безработных в ЕС-25 лидируют Германия — 4,0 млн., Польша — 3,3 млн., Франция — 2,6 млн., Италия — 2,1 млн., Испания — 2,1 млн., Великобритания — 1,4 млн.

Страны Европейского Союза — желанная цель для ищущих работу иммигрантов. По мнению немецких экономистов, важным условием устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе является рост населения. Из-за медленных темпов роста европейским странам трудно конкурировать с Соединенными Штатами, экономика которых существует с 1960-х годов. развивался быстрее европейского. В Соединенных Штатах каждая женщина в среднем рожает двоих детей, что обеспечивает как минимум стабильное население. В странах ЕС этот показатель не достигает 1,5, поэтому, по мнению экспертов, для пополнения рынка труда ЕС необходима иммиграция квалифицированной рабочей силы из третьих стран. Об этом свидетельствует недостаток рабочей силы в определенных секторах экономики стран ЕС. Страны ЕС проводят различную иммиграционную политику.

В Австрии, где в послевоенные десятилетия ощущалась нехватка рабочей силы среди низкооплачиваемых групп работников, проводилась очень либеральная иммиграционная политика, что привело к увеличению доли иностранцев в ЕС (исключая Люксембург) среди населения. , Каждый год в Австрии доля иностранных работников в общей численности работников растет.

Германия также привлекательна для многих ищущих работу иммигрантов. По данным Федерального статистического управления Германии, в 2001 году в страну въехало на 273 тысячи человек больше, чем осталось, 84 тысячи из них были немцами, а 188 тысяч — иностранцами. Большинство из них пополнилось экономически активным населением. В 2002 году, по данным того же ведомства, приток населения превысил его отток более чем на 200 тысяч человек. В принципе, рынок труда Германии открыт не только для жителей стран-членов ЕС, но и для граждан Исландии, Норвегии и Лихтенштейна.

В Великобритании с 1997 года правительство почти утроило количество разрешений на работу для людей, живущих за пределами ЕС, в результате чего их число достигло 140 тысяч в год. Но даже этого было недостаточно для английской экономики, в некоторых секторах которой не хватает рабочей силы, несмотря на 5% безработицы. Правительство намерено выдать дополнительные 10 тысяч разрешений для иммигрантов, желающих работать в пищевой промышленности, гостиничном и ресторанном секторах. Также будет рассмотрена программа, облегчающая процесс иммиграции иностранных студентов, специализирующихся в области математики, естественных наук и техники.

Бельгия и Нидерланды, несмотря на официально провозглашенную ограничительную политику, относительно доступны для иностранных работников, не в последнюю очередь для нелегальных иммигрантов, число которых трудно оценить. Что касается легальной иммиграции рабочей силы, то здесь воссоединение семьи по-прежнему играет основную роль. Но Люксембург является лидером в ЕС, где в настоящее время 37% из 441 тысячи жителей составляют иностранцы. Они занимают около 60% из 280 тысяч рабочих мест, доступных в стране. И каждый день ее границу пересекают граждане Франции, Бельгии и Германии, которые приезжают на работу в Люксембург. Почти автоматически разрешения на работу получают граждане третьих стран, если они могут подтвердить, что они зарабатывают в четыре раза меньшую минимальную заработную плату в Люксембурге, равную 1368 евро. Те, кто зарабатывает меньше, должны дождаться решения иммиграционной комиссии. В 2002 году 4. Выдано 6 тысяч разрешений на работу, около 60% из них гражданам Восточной и Центральной Европы. В 2001 и 2002 годах около 3 тысяч черногорцев получили вид на жительство в Люксембурге.

Испания имеет относительно либеральную иммиграционную политику по сравнению с другими странами Западной Европы. Большинство иммигрантов приезжают сюда из Латинской Америки, потому что у них нет языковых проблем в Испании. Иммиграция латиноамериканцев, у которых есть некоторые из профессий, необходимых стране, даже поощряется. Более сложной является проблема интеграции жителей Северной Африки, образующих вторую по величине группу иммигрантов. В основном они нелегально в Испании, поэтому они заняты там на самых низкооплачиваемых работах, например, в сельском хозяйстве.

Французское правительство в настоящее время пытается помешать иммиграции. Более того, он не только принимает более строгие меры против нелегальных иммигрантов, но и усложняет выдачу вида на жительство легальным иммигрантам. Впоследствии он будет выдан только тем, кто проявит желание интегрироваться во французское общество и овладеть французским языком. Особенно трудно устроиться на работу темнокожим африканцам, хотя на французском все еще широко говорят в бывших колониях Франции.

Перспективы

После вступления в ЕС стран-новичков углубление интеграционных процессов распространяется на всю новую территорию ЕС. По мнению российских экономистов О. Буторина и Ю. Борко, выраженный несколько лет назад, «переход к Экономическому и валютному союзу сопряжен с такими трудностями, требует таких усилий и затрат, что именно на этапе перехода к лому расширение становится, если не препятствием, то, по крайней мере, тормозом. «Теперь, после вступления 10 стран в ЕС, эта точка зрения выглядит еще более законной. Еврозона становится структурой, объединяющей меньшинство членов ЕС, и результаты референдума в Швеции, который давно закрыл путь к вступлению страны в ЭВС, почти наверняка задержат введение евро в двух других странах — Великобритания и Дания.

Динамику ЕС в ближайшие 15-20 лет можно представить следующим образом:

  • 2010 — десятки стран завершают переходный период и полностью интегрированы в единый внутренний рынок ЕС с его «четырьмя свободами»; четыре государства — Венгрия, Мальта. Словения и Чехия — могут войти в ЭВС; возможно, к этому времени или несколько раньше Великобритания и Дания также присоединятся к EMU;
  • 2010-2015 гг. — остальные десятки стран вступают в ЭВС; К концу периода переходный период завершен, и Болгария и Румыния полностью интегрированы в единый внутренний рынок; Турция, Хорватия, Македония становятся членами ЕС;
  • 2015-2020 гг. — Болгария и Румыния присоединяются к EMU, Турция, Хорватия, Македония завершают переходный период и, возможно, также присоединяются к EMU; Сербия и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина входят в ЕС.

Все это время институтам ЕС придется решать проблему координации макроэкономической политики трех групп государств: членов ЕВС, участников единого внутреннего рынка и новичков в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессу реального сближения трех десятков стран, которое, по сути, начинается заново и, вероятно, займет не менее трех десятилетий. Цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.

Заключение

Объединяясь в Европейский Союз, страны-участницы руководствовались не только торговыми интересами и экономическими соображениями. Конечно, они играют важную роль, но европейское единство также основано на общей идеологии, системах ценностей и уважении прав и свобод человека, присущих всем европейским политическим системам. Именно положение человека в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами потребностям человека, а не какой-то абстрактный социальный слой, рассматриваются в качестве одного из эффективных стимулов для объединения.

Конечно, последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группе; они больше не будут такими же, какими они были до расширения. Еще до принятия новых членов в ЕС-15 стала очевидной неоднородность Сообщества, что потребовало дифференциации в реализации определенных типов политики. В частности, 15 стран были разделены на те, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе (12 государств), и те, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это все еще считается «внешним исключением», и эта ситуация не привела к расколу в группе. В Сообществе, состоящем из 27 государств, необходимость в дифференциации еще возрастает. Такая ситуация создает потребность в изменениях в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие «разноскоростной» интеграции в ЕС-15 требует еще более ярко выраженных форм в расширенном европейском союзе, где один из участников должен быть впереди идущих локомотивов, а также других — прицепных вагонов.