Особенности современной денежно-кредитной политики России

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Основной задачей денежно-кредитной системы Российской Федерации на современном этапе развития является поиск направления развития инвестиционных механизмов для реализации принципов конкуренции в рыночной экономике в финансово-денежной практике. Только эффективно функционирующая денежная система, отвечающая требованиям экономических законов, позволит добиться качественного реформирования экономики, способствующего улучшению социально-экономической ситуации в стране. В связи с этим изучение и анализ денежной системы на всех этапах ее развития в России является актуальной задачей.

В последние годы произошли значительные изменения в формировании кредитного механизма денежной системы Российской Федерации. Сформированы основные пути развития денежно-кредитных механизмов, закончено разделение клиентской базы между финансовыми институтами.

Денежно-кредитная система на данном этапе развития является важной областью народного хозяйства любой страны, которая претерпевает значительные изменения.

Переходный период в экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимых финансовых институтов требуют дальнейшего развития денежных отношений. Деньги и кредит способствуют развитию производительных сил, ускоряют формирование источников капитала, расширяют воспроизводство на основе достижений научно-технического прогресса. Денежно-кредитная система необходима для быстрого и цивилизованного формирования предприятий в рыночной экономике, внедрения новых видов предпринимательской деятельности внутри страны и во внешнеэкономическом пространстве.

На сегодняшний день формирование и развитие денежной системы в Российской Федерации изучено не полностью, по следующим причинам:

  •  после распада Советского Союза кредитная система все еще не полностью реформирована;
  •  аналитики опираются на несовершенную статистическую информацию, что приводит к игнорированию традиций формирования национальных кредитных систем.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей денежной системы Российской Федерации на современном этапе ее развития.

Объектом работы является механизм функционирования денежной системы в России.

Предметом исследования является денежная система Российской Федерации.

Для достижения этой цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

  •  рассмотреть понятие и сущность денежной системы;
  •  охарактеризовать структуру денежной системы России и ее основные элементы;
  •  изучить механизм функционирования денежной системы;
  •  проанализировать современное состояние денежной системы в России;
  •  рассмотреть методы регулирования денежной системы Российской Федерации.

Понятие и сущность денежной системы

Понятие денежной системы

Денежная система состоит из двух связанных и взаимодополняющих систем: денежной и кредитной.

Денежная система основана на категории денег, а кредит - на экономическом кредите. Современная валютная система характеризуется распределением функций между различными институтами. В частности, центральные банки выполняют функции эмиссии, в то время как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками.

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством, частью которой является денежная система, наделенная относительной независимостью. 

Деньги в процессе эволюции прошли несколько основных этапов, во время которых они изменили свою форму: металлические, бумажные, кредитные и электронные.

Металлические деньги изначально появились в виде золотых и серебряных монет и просуществовали до XVII века.

Появлению бумажных денег в обращении способствовали следующие причины:

  • стирание монет со временем;
  • сознательный урон металлическим монетам - снижение содержания металла в монетах с целью получения дополнительного дохода в казну;
  • выпуск бумажных денег с обязательной ставкой с целью получения эмиссионного дохода.

Бумажные деньги появились в России в 1769 году. Бумажные деньги - это банкноты, выпущенные для покрытия дефицита бюджета и не обменяемые на металл, а наделенные обязательной государственной ставкой. В связи с тем, что бумажные деньги выпускаются для покрытия дефицита государственного бюджета, объем их выпуска зависит от потребностей правительства страны, тогда как от потребностей в товарах тираж не учитывается.

Таким образом, особенностью бумажных денег является их волатильность и обесценение, что может быть вызвано следующими причинами:

  •  переизбыток денег в обращении;
  •  снижение доверия к правительству;
  •  отрицательный платежный баланс.

По мере развития обращения денежные формы заменяются кредитными деньгами.

Кредит подразумевает постоянное изменение форм капитала: денежная форма переходит в товар, товар - в производство, затем обратно в товар и деньги. Таким образом, кредит представляет собой экономические отношения, которые включают в себя мобилизацию свободных денежных средств национальной экономики и населения и их перераспределение на основе погашения, срочности, оплаты за расширенное воспроизводство.

Кредитная система представляет собой набор финансовых учреждений, которые накапливают и мобилизуют на рынке средства для получения ссудного капитала.

Кредитная система в рыночной экономике характеризуется двумя основными понятиями:

  •  набор кредитных и расчетно-платежных отношений, основанных на определенных формах и видах кредитования;
  •  набор кредитных и финансовых учреждений, работающих на кредитном рынке.

Первая концепция основана на движении ссудного капитала в его стоимости и товарной форме в форме банковского, коммерческого, государственного и других видов кредита.

Второй подразумевает, что кредитная система с помощью финансовых учреждений накапливает временно свободные денежные средства и предоставляет их в виде займа организациям, государству и другим заемщикам.

Существует два основных подхода к определению кредитной системы:

  •  функциональный подход, согласно которому кредитная система представлена ​​видами кредита, методами кредитования;
  •  институциональный подход, согласно которому кредитная система представлена ​​финансовыми институтами.

Кредитная система работает с использованием кредитного механизма, который:

  •  система отношений относительно накопления средств и мобилизации ссудного капитала между кредитными организациями и секторами экономики;
  •  система отношений относительно распределения ссудного капитала между финансовыми институтами на финансовых рынках;
  •  отношения между национальными кредитными организациями и международными валютными организациями.

Роль кредитной системы в экономике страны связана со следующими потребностями:

  •  организация кредитных отношений с помощью финансово-кредитных учреждений, которые накапливают временно свободные денежные средства и направляют их в виде кредита для развития производства и торговли;
  •  управление денежными потоками на рынке заемного капитала;
  •  организация движения денежных средств в экономике с помощью финансово-кредитных учреждений, которые выступают посредниками в обеспечении движения денежных средств между различными субъектами рынка.

В мировой экономике существует два типа кредитных систем:

  •  сегментированные - они существуют, когда государство устанавливает законодательные ограничения в отношении определенных финансово-кредитных учреждений, осуществляющих определенные операции на финансовом рынке;
  •  универсальные - они характеризуются отсутствием государственных ограничений на операции кредитных организаций, а также наличием системы государственного контроля за деятельностью этих учреждений.

Чтобы классифицировать кредитную систему как один из этих типов, считается наличие или отсутствие запрета коммерческих транзакций корпоративными банками за свой счет, поскольку эти операции имеют высокий уровень риска. Результатом является степень вовлеченности банка в корпоративные финансы.

Через кредитную систему выражается сущность и функции кредита. Кредитная система тесно связана с денежной системой, и поэтому часто можно встретить единую концепцию «денежной системы». Основной функцией кредитной системы является мобилизация временно свободных денежных средств и предоставление их во временное пользование за плату государству, юридическим и физическим лицам.

В случае классификации по формам собственности группы обычно называют уровнями. Кредитная система, в которую входят только государственные кредитные организации, называется одноуровневой. Кредитная система, в которую входят как государственные, так и негосударственные кредитные организации, называется двухуровневой.

В любой стране существует свой набор денежных институтов, который отличается от других стран. Различия обусловлены историческими особенностями развития валютных отношений, а также законодательными особенностями регулирования кредитных организаций. В промышленно развитых странах денежные системы обычно схожи.

Структура денежной системы

Согласно одному из определений, денежная система является исторически сложившейся формой организации денежного обращения, установленной государством в конкретной стране.

Денежная система состоит из банковской системы и системы специализированных финансовых институтов.

Банковская система состоит из банковских учреждений и небанковских финансовых учреждений, которые могут накапливать временно свободные денежные средства, размещая их в будущем с помощью займа. В разных странах небанковские финансовые учреждения представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными банками, ломбардами и кредитными кооперативами. Эти организации не являются банками, но они выполняют множество банковских операций.

Банковская система представляет собой совокупность банковских учреждений в стране. Как правило, банковская система имеет два уровня - Центральный банк и коммерческие банки.

Одноуровневая банковская система основана на горизонтальных связях между банками, функциональность которых универсальна.

Двухуровневая банковская система построена на связях между банками по горизонтали и вертикали. Вертикально отношения подчинения центральному банку формируются как руководящий и регулирующий орган остальных элементов системы.

На первом уровне банковской системы находится центральный банк, которому юридически закреплена монополия на выпуск национальной валюты и ряд других функций в области денежно-кредитной политики.

На втором уровне банковской системы находятся коммерческие банки, которые концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют различные банковские операции и предоставляют финансовые услуги юридическим и физическим лицам. Коммерческие банки создаются на акционерной основе и делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

Банковская система Российской Федерации является одним из основных элементов финансовой системы. В настоящее время банковская система претерпевает серьезные изменения с точки зрения ее структуры и функций. Изменения происходят на законодательном уровне и основаны на опыте зарубежных стран, предыдущих реформах, а также современных представлениях о природе и назначении банковских учреждений.

Российская банковская система включает в себя три группы финансовых институтов:

  •  Центральный банк России;
  •  коммерческие банки;
  •  специализированные финансовые институты.

Основой кредитной системы является Центральный банк Российской Федерации, имущество и собственность которого принадлежит государству. На него были возложены основные функции регулирования экономики.

Основными направлениями деятельности центральных банков являются:

  •  осуществление выдачи кредитных денег наличными;
  •  кредитование коммерческих банков;
  •  хранение денежных резервов других банков;
  •  осуществление расчетных операций;
  •  контроль за деятельностью других кредитных организаций.

Коммерческие банки являются кредитными организациями, которые осуществляют широкий спектр банковских операций, включая кредитные, фондовые и посреднические.

Специализированные финансовые институты работают в определенных секторах экономики. Как правило, они развиваются в узких секторах рынка капитала и выполняют одну или две операции.

Такие учреждения включают в себя:

  •  инвестиционные банки;
  •  сберегательные учреждения;
  •  страховые компании;
  •  пенсионные фонды;
  •  инвестиционные компании.

Инвестиционные банки осуществляют операции по выпуску и продаже ценных бумаг, привлечению капитала путем продажи собственных акций или посредством займа у коммерческих банков.

Сберегательные учреждения мобилизуют временно свободные денежные средства населения и финансируют коммерческое и жилищное строительство.

Основной функцией страховых организаций является страхование жизни, имущества и ответственности, а их участие в кредитной системе заключается в финансировании крупнейших корпораций в сфере промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионный фонд формирует страховой фонд экономики, необходимый для процесса расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои денежные резервы в облигации и акции частных компаний и государственных ценных бумаг, участвуя в финансировании экономики страны.

Инвестиционные компании являются промежуточным звеном между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, работающими в нефинансовой сфере. Существует несколько типов инвестиционных компаний в зависимости от колебаний цен на ценные бумаги. В основном инвестиционные компании инвестируют в корпоративные акции.

Сегодня специализированные кредитно-финансовые институты играют важную роль на финансовом рынке страны, фактически являясь источником долгосрочного капитала. Это, однако, не означает, что роль коммерческих банков в экономике значительно снизилась. Коммерческие банки продолжают выполнять наиболее важные функции денежной системы: выдача депозитных чеков, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование.

Механизм функционирования денежной системы

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

  •  операции на открытом рынке - операции с государственными облигациями;
  •  изменение резервных стандартов коммерческих банков;
  •  изменение учетной ставки - изменение процентной ставки, по которой центральные банки собирают платежи по кредитам коммерческим банкам.

Кроме того, правительство напрямую регулирует процентную ставку и устанавливает кредитные лимиты для коммерческих банков.

Инициатором продажи ценных бумаг является государство, и коммерческие банки участвуют в этом процессе. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению денежной массы в обращении, что влечет за собой стимулирование или сдерживание роста экономики. Чтобы уменьшить количество денег в обращении, Центральный банк заставляет коммерческие банки покупать государственные ценные бумаги. Когда в экономике происходит спад, Центральный банк скупает государственные ценные бумаги. Таким образом, Центральный банк является основным звеном, регулирующим денежное обращение в стране.

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации представляет собой комплекс мер, целью которых является изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудного капитала.

Целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики путем воздействия на состояние общего денежного оборота, который состоит из денежной массы в обращении и безналичных денег на банковских счетах.

Эта политика направлена ​​на стимулирование денежной эмиссии или ограничение ее в периоды восстановления экономики.

Основные инструменты, используемые Центральным банком Российской Федерации при реализации денежно-кредитной политики, классифицируются по ряду признаков:

  •  в зависимости от формы воздействия: прямой и косвенный;
  •  в зависимости от объекта воздействия: спрос и предложение на деньги;
  •  в зависимости от характера параметров, определенных в процессе регулирования: количественных и качественных.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются:

  •  изменение резервных требований, которые коммерческие банки размещают на счетах в Центральном банке Российской Федерации;
  •  установление официальной учетной ставки;
  •  осуществление операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Конкретный набор инструментов для проведения денежно-кредитной политики зависит от целей, стоящих перед государством на том или ином этапе экономического развития.

В соответствии с инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указом о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков, ЦБ РФ формирует Резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств третьих лиц, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная ставка депозитов коммерческих банков в Центральном банке Российской Федерации, которая устанавливается на уровне закона и рассчитывается как определенный процент от общей суммы депозитов коммерческих банков. Цель этого фонда состоит в том, чтобы, при необходимости, гарантировать способность коммерческих банков своевременно и полностью выполнять свои обязательства перед клиентами по возврату ранее привлеченных средств в связи с тем, что некоторые из этих средств размещаются и не используются банками в качестве кредитных ресурсов. 

Центральный банк Российской Федерации влияет на кредитную политику коммерческих банков и влияет на количество денег в обращении, что приводит к уменьшению количества свободных денежных средств в распоряжении коммерческих банков, которые используются для активных банковских операций. Снижение коэффициента резервирования позволяет коммерческим банкам в полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы.

Особое место среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы Центрального банка Российской Федерации занимает учетная ставка, которая выступает в качестве оперативного инструмента государственного воздействия на рынок ссудного капитала. В рыночной экономике централизованное регулирование учетной ставки устанавливает определенное направление для горизонтального перемещения кредита между банком и заемщиком, а также вертикально между Центральным банком и коммерческими банками. Ставка дисконта является ориентиром для рыночных процентных ставок. Его изменение кредитных ресурсов Центрального банка Российской Федерации увеличивает или уменьшает предложение кредитных ресурсов, тем самым регулируя спрос на них.

В связи с тем, что практически все коммерческие банки в той или иной степени используют кредиты Центрального банка Российской Федерации, влияние учетных ставок распространяется на всю экономику страны.

Операции Центрального банка Российской Федерации на открытом рынке включают продажу и покупку ценных бумаг по определенной ставке. Это наиболее гибкий инструмент регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции на открытом рынке влияют на количество свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков, что приводит к их уменьшению или увеличению, что, в свою очередь, влияет на ликвидность банков. Этот эффект осуществляется Центральным банком Российской Федерации путем изменения цены покупки или продажи ценных бумаг коммерческих банков.

Центральный банк Российской Федерации представляет интересы страны в отношениях с центральными банками иностранных государств, а также с другими международными валютно-финансовыми организациями.

Центральный банк России выступает проводником единой государственной денежно-кредитной политики, которая состоит из комплекса мер, направленных на укрепление внешнеэкономического положения страны. Реализация данной функции осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации регулирует резервы иностранной валюты и золота, выступая в качестве хранителя государственных золотовалютных резервов. Он регулирует международные платежи, платежный баланс, участвует в операциях на мировом рынке ссудного капитала и золота.

Для реализации вышеуказанных функций Центральный банк Российской Федерации может открывать свои представительства в других странах.

Центральный банк Российской Федерации выступает в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций представляет собой систему мер, с помощью которых Правительство обеспечивает стабильное функционирование банков, предотвращая кризисы в банковском секторе.

Контроль за банковской деятельностью осуществляется с целью обеспечения устойчивости коммерческих банков. Это подразумевает целостный и постоянный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Основной целью банковского регулирования и надзора является обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Вмешательство в оперативную деятельность коммерческих банков со стороны Центрального банка Российской Федерации допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Функция надзора и контроля за банковской деятельностью осуществляется Центральным банком Российской Федерации с использованием следующих инструментов:

  •  установление обязательных правил ведения банковских операций, учета, предоставления и отчетности;
  •  регистрация кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, лицензирование и отзыв лицензий.

Для обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ вводит обязательные стандарты, в том числе:

  •  минимальный размер уставного капитала для новых коммерческих учреждений;
  •  минимальный размер собственного капитала для существующих кредитных организаций;
  •  максимальный размер неденежной части уставного капитала;
  •  максимальная сумма риска на одного заемщика;
  •  максимальная сумма привлеченных денежных вкладов (вкладов) населения и многие другие.

Развитая система специализированных кредитно-финансовых учреждений позволяет накапливать свободные денежные средства и сбережения и делать их доступными для коммерческих и промышленных корпораций и государства. Таким образом, формирование и развитие денежной системы является одним из важнейших направлений экономики страны.

Современная валютная система Российской Федерации

Анализ денежной системы Российской Федерации

В настоящее время денежная система Российской Федерации характеризуется отсутствием согласованности и четкости методологических подходов.

Это находит выражение в следующих тенденциях:

  •  отсутствие четких целей политики процентных ставок;
  •  отсутствие методов оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежной массы;
  •  неэффективное управление валютными резервами.

Согласно опыту развитых стран, основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение основных показателей макроэкономической стабильности: экономического роста, занятости, стабильности цен и высоких условий финансового рынка.

Центральный банк Российской Федерации планирует завершить переход на режим таргетирования инфляции. Инфляционное таргетирование обычно понимается как своего рода денежно-кредитная политика, в которой центральный банк публично объявляет количественный показатель приемлемой инфляции и обязуется обеспечить повышение цен в пределах указанного диапазона. Основным механизмом достижения этой цели является влияние на инфляционные ожидания субъектов хозяйствования. Но в то же время краткосрочная процентная ставка используется в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

В соответствии с этим в ближайшее время перед Банком России будет поставлена ​​задача превратить процентную ставку в основной инструмент денежно-кредитной политики. Планируется обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям Центрального банка Российской Федерации и снижение волатильности ставок денежного рынка.

Повышение качества управления международными резервами также приобретает все большее значение с целью обеспечения их безопасности и высокой прибыльности, а также снижения инвестиционных рисков.

В последние годы наметилась тенденция к постоянному сокращению количества коммерческих банков в Российской Федерации. Эксперты считают, что к 2016-2017 годам в стране останется 500-600 банков. Эти прогнозы основаны на динамике числа коммерческих банков за последнее десятилетие.

По данным Центрального банка Российской Федерации, на 01.01.15 г. в России действовало 834 коммерческих банка, из которых только половина является крупной и соответствует новым требованиям к размеру уставного капитала. В 2014 году было закрыто 89 банков, а количество банков с 2007 по 2015 год уменьшилось на 302 банка, в то время как банковский сектор сокращается практически во всех федеральных округах. Если эта тенденция сохранится, региональные банки могут просто исчезнуть.

Одной из проблем, из-за которой происходит сокращение и прогноз банков, является введение новых требований к уставному капиталу банка.

Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают следующие преобразования:

  •  объединяться для увеличения и поддержания капитала;
  •  крупные банки поглощают более мелкие банки;
  •  закрыты из-за банкротства или из-за неспособности небольших банков соблюдать требования Центрального банка по работе и размеру уставного капитала.

Эти процессы продолжаются в банковском секторе, но после того, как ЦБ РФ выпустил новые требования к размеру уставного капитала, количество таких процессов резко возросло. Кроме того, некоторые банки принудительно закрываются из-за нарушения законов.

По мнению экспертов, финансовый кризис, который в настоящее время развивается в стране, приводит к тому, что сокращение числа коммерческих банков в России будет продолжаться. Невозможно однозначно сказать, хорошо это или плохо. Понятно только, что сегодня в России ощущается нехватка качественных банковских услуг в регионах и дисбаланс еще не изменился.

Состояние крупных коммерческих банков усилилось после экономического кризиса 2009 года в 2013 году. В результате активного роста кредитования крупного бизнеса в 2014 году эта тенденция сохранилась. В результате перспективы развития банковского сектора в 2015 году будут сопровождаться увеличением концентрации активов в крупных кредитных организациях.

В настоящее время деятельность коммерческих банков в Российской Федерации расширяется за счет выпуска средств для финансирования экономики, операций с ценными бумагами, посреднических и трастовых операций. В связи с этим организационная структура банков претерпевает изменения.

К специальным кредитным учреждениям относятся организации, которые представляют определенные формы кредитов или занимаются выполнением одной из функций коммерческого банка. Специальные кредитные учреждения необходимы для того, чтобы дополнить банковскую систему функциями, которые наиболее востребованы в конкретном секторе экономики.

Методы регулирования денежной системы Российской Федерации

Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» основные инструменты денежно-кредитной политики банка:

  •  процентные ставки по операциям Банка России;
  •  резервные требования;
  •  операции на открытом рынке;
  •  рефинансирование банков;
  •  депозитные операции;
  •  валютное регулирование;
  •  установление ориентиров для роста денежной массы;
  •  прямые количественные ограничения. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (10 июля 2002 г.)

Важным элементом формирования и развития денежной системы является государственное регулирование кредитно-финансовых учреждений.

Основными направлениями государственного регулирования денежной системы являются:

  •  политика центрального банка по отношению к финансовым институтам;
  •  государственная налоговая политика в смешанных и государственных кредитных организациях;
  •  законодательные меры исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов денежной системы.

Задачами государственного контроля за деятельностью денежных учреждений являются:

  •  проверка соответствия учреждений действующему законодательству;
  •  анализ рисков операций;
  •  проверка ликвидности деятельности;
  •  анализ рентабельности операций, структуры доходов и расходов;
  •  проверка фискальной и социальной защиты работников банковских учреждений.

Центральные банки развитых стран направляют свою политику в основном на коммерческие и сберегательные банки.

Политика центрального банка реализуется в следующих формах:

  •  учетная политика;
  •  регулирование резервных требований;
  •  проведение операций на открытом рынке;
  •  оказание прямого влияния на рынок ссудного капитала.

Учетная политика центрального банка заключается в учете коммерческих счетов коммерческих банков, полученных ими от различных организаций. Центральный банк выдает кредиты для оплаты счетов и определения учетной ставки. Учетная политика центрального банка направлена ​​на ограничение подсчета счетов, установление максимальной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, существует влияние на сумму кредитов, выданных банком. Учетная политика, как правило, сочетается с государственной установкой процентных ставок по кредитам и депозитам. Несмотря на то, что банки преимущественно наделены независимостью при определении процентов по кредитам и депозитам, они основаны на учетной ставке центрального банка. Следует отметить, что специфика учетной политики центрального банка имеет свои особенности, связанные с состоянием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике страны.

Одной из форм государственного регулирования денежной системы является определение центральным банком нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Он заключается в обязанности коммерческих банков хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в центральном банке. Коэффициент резервирования может меняться в зависимости от изменений на рынке капитала. Его рост отражается в уменьшении кредитной экспансии коммерческих банков, а уменьшение ведет к расширению кредитных ресурсов. Резервные ставки варьируются от 5 до 20% в разных странах.

Следующей формой регулирования центральным банком денежной системы являются операции центрального банка на открытом рынке с государственными облигациями путем их продажи и покупки кредитными и финансовыми организациями. Реализация государственных облигаций приводит к уменьшению денежных ресурсов банков и других финансовых учреждений, что отражается в повышении процентной ставки на рынке ссудного капитала. Это обязывает кредитные организации приобретать определенную долю государственных облигаций, тем самым финансируя дефицит государственного бюджета и государственный долг.

Другой формой регулирования со стороны центрального банка денежной системы является прямое вмешательство государства в кредитную систему страны путем издания прямых инструкций контролирующих органов в виде инструкций, директив и санкций за нарушения. В некоторых случаях центральный банк контролирует выдачу крупных кредитов, их ограничение, а также выборочные проверки кредитных организаций. Как правило, методы прямого воздействия нацелены на деятельность коммерческих и сберегательных банков и, реже, других финансовых учреждений.

Налоговая политика также является одним из методов регулирования денежной системы. Он заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, полученную различными финансовыми институтами. Подоходный налог применяется к финансовым учреждениям на общих основаниях.

Следующим способом регулирования денежной системы является участие государства в деятельности финансовых учреждений, что выражается в следующих областях:

  •  приобретение государством части кредитных организаций путем национализации;
  •  организация новых учреждений;
  •  государственный капитал путем приобретения акций финансовых учреждений. 

Используя этот метод, государство эффективно влияет на состояние всей кредитной системы страны. Законодательные меры, принимаемые правительством и местными властями, оказывают серьезное влияние на регулирование кредитной системы. Эти органы формулируют законы и инструкции, которые содержат положения о деятельности кредитных и финансовых учреждений. Основная регулирующая функция возлагается на органы исполнительной и законодательной власти, которые издают законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых учреждений. 

Исполнительная власть в этом случае осуществляется через центральный банк и министерство финансов.

Таким образом, система государственного регулирования денежной системы представляет собой сложный, эффективный и достаточно противоречивый механизм.

Заключение

Современная валютная система представляет собой сочетание денежных институтов денежно-кредитного регулирования и денежных инструментов.

Хорошо развитая и эффективно функционирующая валютная система является залогом успешного развития экономики любой страны.

Становление и развитие денежной системы в Российской Федерации выявило определенные проблемы и недостатки ее элементов, что обусловило необходимость реформирования денежной системы России для решения следующих задач:

  •  улучшение экономического климата в стране;
  •  достижение относительно равных условий доступности ресурсов для различных организаций;
  •  формирование эффективного механизма, который позволит государству регулировать финансовые потоки, в том числе кредитные, и направлять их на решение важных экономических проблем: модернизация экономики, развитие производства, внедрение новых технологий.

Важность регулирования денежного обращения заключается в следующем:

  •  отлаженный экономический оборот и платежно-расчетная система;
  •  возможность обеспечения баланса спроса и предложения на товарном рынке, избежание дефицита товаров;
  •  определение степени влияния на состояние денежной массы в стране инфляции и роста цен;
  •  минимизация нехватки денежных средств на предприятиях для выплаты заработной платы, финансовых оборотных средств.

В широком смысле денежно-кредитная политика направлена ​​на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильного экономического развития посредством регулирования денежного предложения в обращении, ликвидности банковской системы и долгосрочных процентных ставок. В узком смысле, цель денежно-кредитной политики заключается в достижении оптимального обменного курса с использованием валютных интервенций, изменения ставки Центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

В настоящее время необходимо создать механизмы, обеспечивающие благоприятные условия для привлечения капитала в финансовые учреждения. Представляется целесообразным создать ряд отраслевых банков развития, а также перепрофилировать крупные кредитные учреждения с государственным участием в преимущественном финансировании наукоемких и обрабатывающих отраслей.

По отношению к другим кредитным организациям необходимо проводить гибкую политику в банковском секторе, ориентированную на развитие специализации и концентрации банковского капитала. Внося поправки в законодательство Российской Федерации, необходимо структурировать денежную систему таким образом, чтобы некоторые организации специализировались на расчетах, частично - на различных видах кредитов, а частично - на инвестиционной деятельности. Наряду с этим необходимо стимулировать слияние банковских структур для повышения уровня концентрации банковского капитала. Для решения этих вопросов необходимо объединить усилия законодательной и исполнительной власти и самих субъектов денежной системы.

Среди наиболее актуальных проблем развития и функционирования денежной системы в России можно выделить следующие:

  •  наличие небольших учреждений, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
  •  проблема ипотечного кредитования заключается в недостаточном развитии рынка жилья и несоответствии цен на жилье средним доходам населения;
  •  отсутствие благоприятных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг;
  •  отсутствие реальной законодательной базы для регулирования рынка специализированных небанковских учреждений.

Таким образом, исходя из перечисленных проблем денежно-кредитной системы России, можно сделать вывод, что основной задачей сегодня является реструктуризация самой системы и повышение качества управления кредитными организациями.