Особенности социальной политики государства в РФ

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Коммерческие банки, их операции   
Функции денег как система, их взаимосвязь и взаимообусловленность, способы измерения денег
Рынок труда, безработица и государственное регулирование занятости
Основные положения теории поведения потребителя


Введение:

Социальная политика государства - одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений между социальными группами, слоями общества, обеспечения условий повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создания социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства, в целом тесно связано с общеэкономической ситуацией стране.

Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закреплённых в Конституции социальных гарантий.

Социальная и экономическая политика государства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эффективность социальной политики, масштабность и финансовые возможности её реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики и уровнем экономического развития страны. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное воздействие на эффективность развития национального хозяйства. Эффективность социальной политики зависит не только от экономического положения страны, но и от самого государства как основного субъекта, определяющего и реализующего эту политику.

 

Сущность социальной политики: ее принципы и функции

 

Социальную политику (англ. social policy) необходимо рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, как систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Во-вторых, как составную часть общей стратегии государства, относящуюся к социальной сфере: целенаправленную деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. 

Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Политика - это:

  • отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
  • система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
  • практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
  • участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
  • искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства - власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.

Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.

В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.

В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.

Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих сущность требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

  • гуманизм, социальная справедливость;
  • последовательность, преемственность, преемственность;
  • баланс целей и возможностей для реализации социальной политики (как во времени, так и с точки зрения необходимых ресурсов);
  • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие «обратной связи» органов управления с массами);
  • демократизм в разработке и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов основных социально-политических решений, комплексное выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
  • эффективный контроль общества над реализацией социальной политики;
  • адресные меры по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Наиболее важными из них являются:

  • выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, его отдельных членов;
  • оптимальное разрешение социальных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
  • интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостного общественного строя, стабильности и порядка;
  • социальная защита населения;
  • управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается основная задача социальной политики - осуществляется гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

В социальной политике выделяются два относительно независимых блока:

  • социальная политика в широком смысле, которая включает в себя решения и действия, затрагивающие все аспекты жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, услугами жилья и социальной инфраструктуры, работой, доступным доходом, расширением и укреплением материальной базы защита и улучшение здоровья населения, его образования и культуры, создание системы гарантированных социальных условий для жизни граждан;
  • сама социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика социальной защиты пожилых людей и инвалидов). Социальная политика государства особенно ощутима в изменениях, которые происходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, поскольку именно здесь проявляется его гуманистическое содержание.

В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая морально-психологическая атмосфера, высокая культура семейных и брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом для формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

К сожалению, со стороны государства этому направлению социальной политики пока уделяется недостаточно внимания, и многие проблемы семейных и семейных отношений в атмосфере экономического кризиса усугубляются из года в год.

В Российской Федерации насчитывается более 72 миллионов семей, и ежегодно заключается около 3 миллионов браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья неполная. Уровень рождаемости катастрофически падает. Около 60% семей имеют только одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность заканчивается абортом. Число брошенных детей растет.

Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости - это реальная демократия, равенство и равенство всех граждан перед законом, социальные гарантии человеку в случае инвалидности, болезни, инвалидности и т. д.

Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности. Бедность - многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Так, в России сейчас около 60% населения имеют доход ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных. Бедность - это не только отсутствие денег или имущества, прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности - жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Одна из актуальных задач субъектов социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях - выработать новые, более эффективные механизмы рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Предстоит преодолеть остаточный "синдром" иждивенчества, переориентировать организацию исполнения социальной политики и социальную работу на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самогарантию гражданам своего материального благополучия и свободы.

Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.

Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.

Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.

 

Особенности социальной политики государства в РФ

Главная цель социальной политики - гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.

Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.

Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней.

Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реальности социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.

Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения - это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются.

 

Типы социальной политики государства

 

Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:

  • ценностные ориентации;
  • степень своевременности принятия государственных социальных программ;
  • временной критерий;
  • масштабность;
  • степень государственного содействия и охвата социальной помощью населения.

По ценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики:

  • индивидуалистическая,
  • коллективистская,
  • популистская.
  1. Расширенная социальная политика - означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства;
  2. Ограничительная социальная политика - означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы;
  3. Либеральная (социал-демократическая) социальная политика;
  4. Консервативная (жестко-рыночная) социальная политика;

Типы социальной политики в соответствии со степенью вмешательства государства в управление социальными процессами:

  • компенсаторные (остаточные) модели;
  • интервенционистские (институциональные) модели.

В первом случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее основы формируются под воздействием идей консерватизма.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами.

Так же различают типы социальной политики такие как:

  1. Территориально-государственный тип социальной политики;
  2. Сферный тип социальной политики обусловлен различием уровни жизни представителей различных отраслей народного хозяйства. Например, в России нефтедобывающая отрасль выделяется высокими заработными платами, что ведет к росту благосостояния работников данной отрасли. Педагоги, врачи и некоторые другие категории граждан, имеют в России низкие доходы, что ведет к их социальной незащищенности. Именно поэтому государство ориентирует социальную политику в пользу представителей определенных отраслей народного хозяйства, принимая меры их социальной защиты. Сферный тип социальной политики присущ так же социальной политике в отношении некоторых категорий граждан, которые обособлены по ряду признаков (инвалиды).
  3. Демографический тип социальной политики обусловлен различием в социальном положении разных возрастных категорий граждан. Как правило, это дети и старики, которые в силу своих возрастных особенностей не в состоянии самостоятельно заботиться о своем нормальном существовании.

 

Основные направления социальной политики государства

 

Содержание, цели и задачи социальной политики государства во многом зависят от экономических возможностей страны, демографической ситуации, темпов и характера индустриализации общества, традиций и истории институтов благосостояния. Они зависят от фазы делового цикла, расстановки политических сил и других факторов.

Основные направления социальной политики:

  1. Система пенсионного страхования.
  2. Государственная политика в области образования детей и взрослых.
  3. Система здравоохранения.
  4. Социальная помощь (система помощи бедным группам населения).
  5. Государственная политика на рынке труда.
  6. Программы помощи фермерам и др. 

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита - совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие. Последние называются социально незащищенными слоями.

Социальная защита - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке.

В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соцобслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты - приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной защиты, в свою очередь, складывается из двух основных форм - социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются регулирующей ролью государства и источниками финансирования.

Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается за счет его доходов при ограниченных дотациях из национального бюджета. Основной предпосылкой появления социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования: физиологический (болезнь и преждевременная смерть), экономический (разорение) и социальный (уничтожение больших групп людей и целых народов, например, в результате стихийных бедствий, войн). В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны (макроэкономика) такой риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам. 

Важнейшей задачей социально-культурной политики любого демократического государства является достижение уровня равновесия в общественной жизни через:

  • предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического "взрыва" и т.д.;
  • перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.

 

Особенности социальной политики в России

 

Основные направления социальной политики в России

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Существует шесть основных направлений социальной политики:

  1. политика в области улучшения жилищных условий;
  2. политика в области регулирования пенсионного обеспечения;
  3. политика в области здравоохранения;
  4. политика в области образования.
  5. политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;
  6. политика в области регулирования доходов населения.

В социальной политике государства составную часть представляет политика доходов, которая призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подрывая при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Следующая составляющая деятельности государства связана с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства.

Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к свойствам труда и его качества у самого работника. К таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. Функция перераспределения государством ВВП в том, чтобы уменьшить эти различия и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов. Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах, но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счёт прибыли предприятий и различных фондов.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании новых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трём направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда.

Второе направление определяется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом работника, а в расчёт берётся размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления заключается в том, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода дополнительные доходы: они не проходят через бюджет семьи.

Такие доходы распределяются без учёта меры труда и целиком определяются интересами и возможностями общества.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Они также способствуют удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения общеобразовательного и культурного уровня, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Социальная политика государства включает также гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства. Инструментом такого взаимодействия являются трёхсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов. Эти комиссии ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.

Соглашения о социальном партнёрстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест и т.д.) и наёмных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт, с одной стороны, к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в экономической и духовной сфере жизнедеятельности человека.

 

Проблемы социальной политики России и пути их решения

 

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

  • становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;
  • образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый "челночный" бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п.

Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его "блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменения экономической ситуации в стране обусловили необходимость создания правовой базы. Регулирование поведения всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости является первым правовым актом, нормы которого в основном соответствуют отношениям на развивающихся рынках, его отдельные статьи и механизм реализации привели к ряду социальных проблем. Социально-экономическое положение сегодняшних безработных крайне противоречиво.

На первый взгляд, нормы социальной защиты безработных, введенные Законом о занятости, довольно либеральны: минимальный опыт работы, достаточный для получения пособий, составляет всего 12 недель в предыдущем году, размер пособий по безработице гарантирован не ниже, чем минимальная заработная плата и довольно высокие пороги для шкалы пособий определены. Однако, учитывая преобладающую инфляционную динамику, реальное содержание этих платежей быстро обесценивается, и пособия не способны эффективно выполнять функцию поддержания доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите этой категории людей.

Хуже всего положение тех, кто долгое время не работал. В настоящее время не существует четкого законодательства в отношении тех, кто после 12 или 15 месяцев не имеет ни работы, ни работы, ни права на получение пособий. В то же время наблюдается средняя тенденция к увеличению средней продолжительности безработицы. Недостаточное развитие этого круга вопросов, по сути, означает, что оно вынуждает государство платить значительные дополнительные средства для помощи безработным, а также из-за того, что оно необратимо меняет качество рабочей силы (потеря квалификации и трудовых навыков). 

Регистрация и регистрация безработных в органах ФСЗ сегодня является его основной функцией, которая, несмотря на свою важность, никоим образом не может рассматриваться как инструмент активной политики на рынке труда. В СФЗ разработан ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как диапазон этих мер, так и их влияние ограничены. Например, идея сохранения или создания рабочих мест является не чем иным, как декларацией, если она противоречит текущей структурной политике и формирующейся экономической ситуации. Фонд занятости не может поддерживать малый и средний бизнес, если в конкретном регионе нет необходимых экономических условий. Система профессионального обучения и переподготовки работников не может быть эффективной, хотя бы потому, что она не ориентирована на потребности современного производства.

В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, являются стихийными, неорганизованными и что реальное влияние СФЗ на их минимально. С точки зрения стабилизации рынка труда особые надежды были возложены на реализацию идеи социального партнерства и регулирования занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 год, заключенное между правительством Российской Федерации, Российской ассоциацией профсоюзов и ассоциациями предпринимателей, в котором отражены основные направления содействия занятости и развития рынка труда.

В условиях массового выпуска тарифных соглашений им предоставляется ряд гарантий:

  • направление на переподготовку или освоение другой профессии с перерывом в производстве с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платой по месту последней работы;
  • защита интересов работников в период массовых увольнений общественными организациями (профсоюзами);
  • приоритетное право работника, временно переданное другому предприятию, для восстановления его прежней должности в конце реконструкции и т. д.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без эффективной социальной политики. Социальная политика в период перехода к рынку должна базироваться на трех основных принципах:

  • приоритетность проблем социальной защиты населения;
  • повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социальных, культурных и бытовых потребностей населения и устранение зависимости на этой основе;
  • организация нового механизма финансирования социальной сферы, т. е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальное обеспечение населения в условиях перехода к рынку требует дифференциации социальной поддержки по уровню доходов, степени трудоспособности, а в некоторых случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторым слоям населения нужны специальные социальные программы.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций и населения. Благотворительные фонды социальной помощи могут сыграть определенную роль в социальной защите населения. Политика социальной защиты населения в контексте перехода к рынку включает систему социального страхования и государственной помощи.

В современных условиях проблемы безработицы и инфляции приобрели особую сторону. Социальная защита от безработицы осуществляется посредством обучения, организации фонда помощи безработным с установлением размера пособий. Защита от растущей инфляции, которая значительно снижает уровень жизни населения, заключается в индексации при повышении их номинальной стоимости для предотвращения снижения их реального уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной заработной платы, доходов и процентных ставок. Индексация может следовать за ростом цен или предшествовать им. В первом случае это осуществляется через равные промежутки времени. Во втором случае повышение заработной платы производится заранее с учетом ожидаемого роста цен. Но предварительная индексация направлена ​​на то, чтобы компании наращивали заработную плату в контрактных ценах, тем самым стимулируя инфляцию.

Таким образом, результаты социальной политики, реализованной на сегодняшний день, очень противоречивы, происходят значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не менее уровень бедности в стране свидетельствует о ее низкой эффективности.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод:

Социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  • обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • выдача помощи на случай безработицы;
  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальная политика выполняет следующий ряд функций:

  • обеспечение политической устойчивости власти;
  • обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое
  • признавалось бы большинством справедливым;
  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы;
  • обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.

Выделяют два типа моделей социальной политики:

  1. По типу субъекта социальной ответственности;
  2. По типу участия государства в реализации социальной политики.

Основными направлениями социальной политики России являются:

  • Политика в области улучшения жилищных условий.
  • Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.
  • Политика в области здравоохранения.
  • Политика в области образования.
  • Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.
  • Политика в области регулирования доходов населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.

После рассмотрения и анализа вышеуказанных проблем и предложений по их решению напрашивается вывод, что для нормального функционирования социальной политики государства необходимы следующие конкретные шаги, такие как немедленное принятие и строгое выполнение нормативных и законодательных актов направлена ​​на повышение занятости населения и оказание государственной социальной поддержки населению; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых институтов, присущих рыночной экономике, как биржи труда, рынок труда, центры занятости и профессионального развития.

Государство участвует в социальных процессах, удовлетворяя социальные потребности за счет государственных источников, помогая людям решать их проблемы, проводя общую социальную политику, вытекающую из функций государства и соответствующую его ресурсным возможностям.

Степень участия государства в социальной экономике, способы такого участия во многом зависят от общественно-политической системы страны, государственного устройства и складывающейся экономической ситуации. Следует также учитывать, что влияние государства на социальные процессы и его участие в этих процессах не ограничиваются только мерами экономической поддержки малообеспеченных слоев населения, государственным финансированием социальных секторов и социальными программами.

Социальная политика государства означает в то же время обеспечение социальных прав и свобод граждан, гарантированных конституцией страны и действующим законодательством. Необходимость участия государства в формировании и реализации социальной политики, направленной на повышение благосостояния людей, обусловлена ​​не только социальной миссией государства, ради которой оно в первую очередь создано и существует.