Особенности социализации пожилых людей

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальная структура российского общества в конце ХХ – начале XXI веков
Образ Президента РФ в сознании россиян
Перспективы развития современной отечественной социологии
Реформы 1990-х и начала 2000-х гг. в сознании россиян


Введение:

Наступление старости является источником социального риска для человека, проблемы пожилых людей носят объективный, долгосрочный характер и требуют постоянного внимания, поиска дополнительных материальных, людских и других ресурсов в рамках специальной государственной социальной политики для пожилых людей. люди, которые являются новыми для современной России.

Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей в настоящее время является одной из наиболее актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом. Изучение особенностей кризисов пожилого возраста у людей в различных социальных и социальных ситуациях позволяет выявить новые факторы и закономерности психогенеза, которые до сих пор не известны. Изменения в условиях жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию ставят их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что эти процессы изучались более одного года, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактически остается вне внимания исследователей даже на концептуальном уровне.

Современная социальная ситуация во всем мире, ориентация на молодежь, активный образ жизни и философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым. Социально-психологическое положение пожилых людей в экономически нестабильных регионах особенно сложное. Как правило, слова «пожилой возраст» и «пожилые люди» имеют отрицательное семантическое значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «устаревший», что отражается в самосознании пожилых людей и отношении молодых слоев население к ним.

Нет ни малейшего сомнения в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и является более значимой для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей является одним из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая образа жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день малоизученных проблем, связанных с пожилыми людьми.

Довольно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди. Но уровень медицинской помощи и материального обеспечения не коррелирует напрямую с уровнем психологического комфорта и оптимального образа жизни человека. Это также подтверждается тем фактом, что вопросы, связанные с психологическим состоянием и социально-психологической адаптацией пожилых людей, прежде всего, начали изучаться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинская помощь пожилым людям на довольно высоком уровне.

Трудность заключается в том, что, если экономические и медицинские проблемы могут быть решены централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, психологические проблемы должны решаться индивидуально, исходя из личных качеств пожилого человека и социальной ситуации. Опросы, проведенные учеными, социологами и должностными лицами, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня их жизни, пожилые люди сообщают об одиночестве, состоянии здоровья и экономических проблемах. Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинской помощи и доходов, почти все пожилые люди страдают от психологических проблем: нарушение привычного образа жизни, невнимание со стороны общества и родственников, одиночество. Повседневная повседневная жизнь пожилых людей, как правило, не является выполнением какой-либо роли, а неструктурированные ситуации позднего возраста вызывают депрессию и беспокойство, поскольку пожилые люди испытывают вакуум социальных ожиданий и отсутствие у них норм. Совершенно верно, что старость называется стадией систематических социальных потерь и отсутствия прибылей.

Ученые рассмотрели проблемы социально-психологической адаптации и социализации пожилых людей, показали, что в их решении существует много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных представлений о личности и ее генезисе. Некоторые факторы, влияющие на психологическую устойчивость и активность пожилых людей, описаны нами выше. Однако следует признать, что для того, чтобы интерпретировать поздний период жизни человека как период развития личности, необходимо провести целенаправленное исследование характеристик самоидентификации, анализа «образа Самости» и степень его целостности, адекватности и осведомленности у пожилых людей, изменения в виде деятельности пожилого человека. Изучение роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социализации, влияния этих факторов на степень расстройства и психического стресса в пожилом возрасте, а также анализ степени влияния социальных изменений на целостность человека поможет решить эту проблему.

Объектом исследования являются работы (исследования и публикации) отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению проблемы социализации пожилых людей.

Предметом исследования является проблема социализации пожилых людей.

Целью исследования является анализ проблем социализации пожилых людей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы социализации пожилых людей;
  • определить понятие теории социализации;
  • выявить проблемы социализации пожилых людей;
  • определить цели и задачи устранения проблем социализации пожилых людей.

Большим вкладом в развитие науки в области социального управления, социализации и адаптации личности, в том числе пожилых людей, решение проблемы социальной защиты населения как на государственном, так и на региональном уровнях внесла такая группа ученых как: М.Д. Александрова М.Д., Н.В. Андреенкова, Ю.П. Аверин, Ю. И. Гилинский, Н. С. Данакин, Б. И. Жуков, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, И. В. Мостовая, А. М. Панов, С. Б. Спасибенко, Е. Р. Смирнова-Ярская, Е. И. Холостова, В. Д. Шапиро, Т. В. Шеляг и другие.

В то же время, несмотря на относительно большое количество опубликованных работ по социальной сфере в целом, вопросы социализации и адаптации пожилых людей к современным социально-экономическим условиям общества, а также управление этими процессами находятся в нашем Мнение, не достаточно.

Понятие теории социализации личности

Термин «социализация», несмотря на его широкое использование, не имеет однозначной интерпретации среди различных представителей психологической науки. В системе русской психологии используются еще два термина, которые иногда предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда выражается довольно критическое отношение к концепции социализации в целом, что связано не только с использованием, но и с сущностью вопроса. Не давая точного определения концепции социализации, скажем, что интуитивно угаданное содержание этой концепции состоит в том, что это процесс «вхождения человека в социальную среду», «ассимиляции социальных влияний», «ознакомления его с системой». социальных связей» и др. Процесс социализации - это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым человек усваивает определенную систему норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать как член общества.

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как окружающая среда влияет на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на окружающую среду посредством деятельности. Активность позиции личности здесь предполагается, потому что любое воздействие на систему социальных связей и отношений требует определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы трансформации, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в своем понимании никоим образом не противостоит процессу развития личности, а просто позволяет выявить разные точки зрения на проблему.

Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии - «со стороны взаимодействия личности и окружающей среды». 

Если исходить из принятого в общей психологии тезиса о том, что люди не будут рождаться как личность, они станут личностью, то станет ясно, что по своему содержанию социализация - это процесс становления человека, который начинается с первых минут жизни человека. Есть три направления, в которых это осуществляется, в первую очередь - это формирование личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих областей должна рассматриваться отдельно. Общей характеристикой всех этих трех областей является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид занимается расширением «каталога» видов деятельности, то есть осваивает все больше и больше видов деятельности. В этом случае есть еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентация в системе отношений, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными типами. Это осуществляется через личные значения, то есть означает выявление для каждого человека особенно значимых аспектов деятельности, и не только их разъяснение, но также и их развитие.

Продукт этой ориентации можно назвать личным выбором деятельности. В результате этого возникает второй процесс - сосредоточение вокруг основного, избранного, сосредоточение на нем и подчинение его всем остальным видам деятельности. Наконец, третий процесс - это усвоение индивидом в ходе осуществления деятельности новых ролей и осознание их значимости. Если кратко выразить суть этих трансформаций в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами стоит процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Этот общий теоретический план позволяет нам подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования, как правило, имеют пограничный характер между социальной и возрастной психологией; в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельности, что мотивирует выбор, который служит основой для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов адресности.

К сожалению, эта проблема, традиционно относящаяся к общей психологии, еще не была специально разработана в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентация личности не только в системе данных, непосредственно связанных с ней, но и в системе личностных значения, по-видимому, не могут быть описаны вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, то есть социальных групп. Это здесь сказано пока только в порядке постановки проблемы, в том числе в общей логике социально-психологического подхода к социализации.

Второе направление - общение, также рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления, что, разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов в каждой возрастной линии. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогу, децентрации, то есть умение сосредоточиться на партнере, его более точное восприятие.

Задача экспериментального исследования состоит в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких условиях осуществляется умножение общения и, во-вторых, что человек получает от этого процесса. Исследование этого плана имеет особенности междисциплинарного исследования, поскольку оно одинаково важно как для возраста, так и для социальной психологии.

Что касается некоторых других этапов человеческой жизни, то небольшое количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером еще одной проблемы социализации - проблемы ее этапов.

Наконец, третье направление социализации - развитие личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает формирование у человека образа себя. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе продольных, было установлено, что образ «я» у человека не возникает сразу, а развивается в течение его жизни под воздействием многочисленных социальных воздействий.

С точки зрения социальной психологии особенно интересно выяснить, как включение человека в различные социальные группы определяет этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может сильно различаться, что означает, что количество каналов связи также меняется? Или такая переменная, как количество групп, не имеет значения вообще, а качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития) является основным фактором? Как уровень развития самосознания человека влияет на поведение человека и его деятельность (в том числе в группах)? Это вопросы, на которые нужно ответить при изучении процесса социализации.

К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных представлений о личности, о которых уже упоминалось. Прежде всего, само определение «Я-образ» зависит от принятой автором концепции личности. Весь вопрос, как А.Н. Леонтьев опирается на то, что будет называться компонентами «Я-образа».

Существует несколько разных подходов к структуре «я». Наиболее распространенная схема включает в себя три компонента «Я»: когнитивный (самопознание), эмоциональный (самооценка), поведенческий (самоотношение). Существуют и другие подходы к тому, какова структура человеческого самосознания. 

Наиболее важный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, заключается в том, что он не может быть представлен в виде простого списка характеристик, а воспринимается человеком как определенная целостность в определении своей собственной идентичности. Только в рамках этой целостности мы можем говорить о наличии некоторых ее структурных элементов. Еще одним свойством самосознания является то, что его развитие в ходе социализации является контролируемым процессом, определяемым постоянным приобретением социального опыта в контексте расширения круга видов деятельности и общения. Хотя самосознание является одной из самых глубоких, самых интимных характеристик человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: только в нем постоянно проводится определенная «коррекция» картины самого себя по сравнению с развивающейся картиной. в глазах других. «Самосознание, которое не основано на реальной деятельности, исключая ее как« внешнюю », неизбежно заходит в тупик, становится« пустой концепцией »8.

Вот почему процесс социализации можно понимать только как единство изменений во всех трех обозначенных областях. В целом они создают для человека «расширяющуюся реальность», в которой он действует, учится и общается, осваивая тем самым не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Наряду с этим развитием человек приносит свой собственный опыт, свой творческий подход к нему; следовательно, нет никакой другой формы овладения реальностью, кроме ее активной трансформации. Это положение общего принципа означает необходимость определения конкретного «сплава», который возникает на каждой стадии социализации между двумя сторонами этого процесса: ассимиляция социальный опыт и его воспроизведение. Эта проблема может быть решена только путем определения этапов процесса социализации, а также институтов, в которых этот процесс осуществляется.

Анализ проблем социализации пожилых людей

Анализ положения пожилых людей по наиболее распространенным социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан России: плохое состояние здоровья, низкий доход, одиночество. Уровень и качество их жизни намного ниже, чем у трудоспособной части населения. Увеличение числа людей, страдающих от различных хронических заболеваний, которые приводят к инвалидности и инвалидности, снижает качество их жизни. Установлено, что качество жизни этой категории людей зависит главным образом от социально-экономической безопасности, удовлетворенности людей состоянием здоровья и уровнем социализации.

В настоящее время интерес исследователей к процессу социализации распространился на взрослую жизнь и старость, то есть на «третий возраст». Были сформированы различные концептуальные основы социализации таких ученых, как Г. М. Андреева, И. С. Кон, Дж. К. Коулман, И. Таллман и другие. Социализация - это двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение человеком социального опыта путем проникновения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей обусловлен его активной работой, активным включением в социальную среду. Таким образом, социализация традиционно понимается как развитие людьми знаний, навыков, поведенческих стереотипов, ценностных ориентаций и стандартов, обеспечивающих их полное участие в общепринятых формах социального взаимодействия.

Этап социализации после родов - еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может быть тот факт, что эта проблема даже новее, чем проблема социализации на этапе труда. Его формулировка обусловлена ​​объективными потребностями общества в социальной психологии, которые порождаются самим ходом общественного развития. Проблемы старости становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенной социальной политики государств, с другой (имеется в виду пенсионная система), приводит к тому, что в структуре населения старость начинает занимать значительное место. Прежде всего, его удельный вес увеличивается. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех людей, которые составляют такую ​​социальную группу, как пенсионеры. Не случайно такие дисциплины, как геронтология и гериатрия, переживают период бурного развития.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема посттрудовой стадии социализации. Основными позициями в дискуссии являются полярные противоположности: один из них считает, что само понятие социализации просто бессмысленно применительно к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции ограничены. С этой точки зрения указанный период вообще не может быть описан с точки зрения «усвоения социального опыта» или даже с точки зрения его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», возникшая после завершения процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологического характера старости. Довольно многочисленные экспериментальные исследования продолжающейся социальной активности пожилых людей говорят в пользу этой позиции, в частности, старость рассматривается как возраст, который вносит значительный вклад в воспроизводство социального опыта. Речь идет только об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Эриксона о наличии восьми человеческих возрастов (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Согласно Эриксону, только последний из возрастов - «зрелость» (период после 65 лет) может быть обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному формированию идентичности12. Если мы примем эту позицию, мы должны признать, что посттрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, на практике разыскиваются различные формы использования активности пожилых людей. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет как минимум право на обсуждение. Идея непрерывного образования, выдвинутая в последние годы в области педагогики, которая включает в себя образование взрослых, косвенно вписывается в дискуссию о том, целесообразно или нет включать стадию после родов в периодизацию процесса социализации.

Социализация пожилых людей отличается от социализации на более ранних этапах жизни тем, что роли пожилых людей четко не определены. Вдова больше не жена, отставной чиновник больше не вице-президент. Положение вдовы и пожилого гражданина нельзя даже считать ролями, поскольку они имеют мало общего с определенными нормами или идеалами. Без четко определенных ролей пожилые люди, как правило, выглядят молодыми в обществе, где энергия молодежи высоко ценится. Истинная роль пожилых людей в этом обществе остается неясной. Люди, значительная часть их жизни оставленная позади, не пользуются особым авторитетом или честью.

Проблема социализации пожилых людей заключается в том, что поле для самореализации пожилого человека ограничено в связи с социальной изоляцией. Термин «социальная изоляция», по мнению К. Гора, впервые использовался во Франции в 1974 году для обозначения социально уязвимым группам населения.

По выбранному критерию можно типологизировать социальную изоляцию:

  • социальная изоляция в профессиональной сфере;
  • социальная изоляция в материальной сфере, в повседневной жизни;
  • социальная изоляция в духовной сфере;
  • социальная изоляция в области знаний, в образовании;
  • социальная изоляция в области искусства;
  • социальная изоляция в семье;
  • социальная изоляция в публичной сфере. 

Чтобы возвращение было успешным, необходимо преодолеть барьеры, создаваемые социальной изоляцией, и создать соответствующие условия.

К числу условий, влияющих на самореализацию пожилого человека, относятся:

  1. целостность и развитие личности;
  2. смысло-жизненная ориентация;
  3. адаптационный потенциал (ресурсы);
  4. социальный капитал;
  5. набор направлений деятельности;
  6. профессиональный уровень и компетенции.

Целью социализации пожилого человека является восстановление его социального статуса, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной стабильности, то есть социальной реабилитации, которая предусматривает:

  • формирование навыков самообслуживания, движения, ориентации в окружающей среде, личной безопасности, общения, в том числе с использованием технических средств реабилитации, помощи в создании семьи;
  • тренинг по личной безопасности (правила личной безопасности при использовании бытовой техники, правила личной безопасности в окружающей среде); обучение решению личных и психологических проблем;
  • обучение социальному общению;
  • помощь и содействие в организации и проведении активного отдыха: посещение друзей, родственников, развлекательных заведений и мест отдыха, занятия доступными видами спорта.

Если вы попытаетесь одним словом выделить все принципы, сформулированные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о пожилых людях, то это, конечно, уважение. Уважение и цивилизация являются понятиями одного порядка. Уважение к пожилым людям выражают материальные условия жизни, которые общество может им предоставить: размер пенсий, качество жилья, уровень медицинского обслуживания и комфортность услуг. Следует понимать, что пожилые люди являются одной из крупнейших социально-демографических групп, их материальное расстройство может отрицательно сказаться на социальной стабильности общества.

Поэтому достойная старость является важнейшей государственной задачей. Но духовная сторона жизни - включение пожилого человека в общество - не менее важна. Материальная поддержка вне социальной коммуникации приводит к деградации личности, сокращению продолжительности жизни. Социальное общение в широком смысле - это участие в решении политических проблем общества. В узком смысле - в делах своей семьи, постоянного общения с другими людьми. Задача социальных работников, близких и общества в целом сводится к тому, чтобы как можно больше обеспечить пожилого человека знаниями и пониманием геронтопсихологии, материальной и моральной поддержки и уважения.

Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, потому что они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предсказывать будущее. Социальный работник нуждается в них, прежде всего, для того, чтобы организовать и организовать свои наблюдения, составить план действий, наметить последовательность шагов в отношениях с клиентом. Выбор конкретной теории определяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы организации интервью с клиентом.

Наконец, теория позволяет специалисту «сохранять дистанцию», то есть объективно оценивать ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные решения проблемы. Сознательно выбранная теория является гарантией того, что социальный работник не будет охвачен его собственными иллюзиями, предрассудками и симпатиями. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических принципов, работник социальной службы целенаправленно выполняет возложенную на него миссию - корректирует и стабилизирует социальное и функционирование личности, семьи, группы организаций. Кстати, именно эта социальная ориентация отличает социальную работу от дружеского участия или родственного вмешательства.

Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми включают теории; освобождение, активность, субкультура, меньшинства, возрастное расслоение и т. д.

Согласно теории эмансипации, в процессе старения люди отчуждаются от более молодых, кроме того, происходит процесс эмансипации пожилых людей от социальных ролей - мы имеем в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также лидерство и ответственность роли. Этот процесс отчуждения и освобождения определяется социальным контекстом, в котором находятся стареющие люди. Это также можно считать одним из способов приспособиться к своим ограниченным способностям и смириться с неизбежно надвигающейся смертью. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности должны в какой-то момент перейти к более молодым, способным и более продуктивно работающим. Некоторые критики называют эту теорию самой бесчеловечной, другие задают себе вопрос: является ли «освобождение», «отделение» универсальным и неизбежным явлением.

Эта теория в настоящее время в значительной степени вытесняется теорией деятельности, приверженцы которой утверждают, что когда стареющие люди расстаются со своими обычными ролями, их мучает чувство утраты и чувство их бесполезности в обществе. В то же время чувство собственного достоинства нарушается. Чтобы поддерживать свой моральный дух и позитивное самосознание, им не следует отказываться от активной жизни, а, наоборот, заниматься новыми делами. Продолжая играть активную, социально значимую роль и общаться с другими людьми (например, не работать полный рабочий день после выхода на пенсию или заниматься добровольной социальной деятельностью), стареющие люди сохраняют свое психологическое спокойствие.

В целом характер их деятельности на ранних этапах жизни во многом влияет на адаптацию людей к старости. Если во время приближения к старости человек освоил много разных ролей, ему легче пережить потерю тех ролей, которые он выполнял в прошлом. Люди с эмоциональной и психологической стабильностью и активностью в возрасте более 30 лет сохраняют жизненную энергию после 70 лет. Взрослые, склонные к депрессии, страху и консерватизму в возрасте 30 лет, беспокоятся до конца своей жизни.

Появились новые технологии для интеграции пожилых людей и инвалидов в общество, которые включают этапы и применяются в некоторых регионах России:

  1. комплексная медико-социальная реабилитация;
  2. трудотерапия - от самообслуживания к общественно полезной работе;
  3. общественная жизнь: участие в Совете самоуправления;
  4. социокультурная жизнь: участие в творческих мастерских;
  5. участие в микрогруппах, обществе пансионатов;
  6. создание пар;
  7. обеспечение самостоятельной жизни: перевод на постоянное место жительства из пансионата;
  8. социальное патронаж инвалида, пожилого человека учреждением социального обслуживания.

Для создания условий для социализации используются инновационные методы социально-педагогической реабилитации жителей, направленные на расширение круга общения, устранение чувства одиночества, это организация микрогрупп среди жителей, создание семейных пар.

Например, в интегрированном центре социальных служб для населения «Ирида» инновационной технологией, направленной на формирование социального статуса жителей, является развитие самоуправления в Пансионате. На основании Положения о самоуправлении в Пансионе действует Совет самоуправления в течение 9 лет. Совет избирается общим собранием и обеспечивает формирование инициативы и творчества каждого человека, формирует самоконтроль и минимальную зависимость от социального работника, помогает реализовать права и обязанности жителей. Под руководством Совета проводится конкурс «Лучшая комната» среди жителей города для поддержания порядка в доме, стимулирующего дальнейшее улучшение жилищных условий.

Особое значение в комплексной реабилитации имеет психологическая поддержка людей с психическими расстройствами, пограничными психическими состояниями, связанными с последствиями травм или с пожилым возрастом. Пансионат использует новые технологии медицинского и социального обслуживания, используя достижения в области геронтологии и гериатрии. Разработаны геронтоориентированные программы социально-медицинской реабилитации, которые предусматривают дифференцированный подход к использованию медицинских технологий в соответствии со спецификой отделений. Так были созданы: отделение милосердия (геронтологическая помощь, хоспис), отделение социальной реабилитации (комплексная реабилитация) и отделение активного долголетия (геронтологическая помощь, комплексная реабилитация).

Отличительной особенностью медицинского обслуживания и современной формы работы медико-социальных служб для пожилых людей и инвалидов является технология хосписа - медико-социальные услуги для тяжело больных пациентов, требующие особого ухода и более внимательного отношения со стороны персонала. Хоспис обеспечивает высочайший уровень качества, дает возможность жить обреченным людям без боли, страха и одиночества.

Новая технология социальной работы Пансионата - активация важнейших жизненно важных функций организма. Эти функции увеличивают физиологические резервы человека. В Пансионате разработан и успешно работает целый ряд мероприятий. В него входит: организация сбалансированного питания, витаминизация, физическая активность с учетом физиологических резервов организма.

Долгосрочное проживание в учреждении социального обслуживания стационарного типа влечет за собой ощущение отсутствия спроса. В пансионате значительное место отводится немедикаментозному лечению, которое предполагает постоянное стимулирование возможностей и желаний пожилого человека и инвалида становиться необходимыми. Для этого используются технологии для их социализации и социальной интеграции.

Ведущим компонентом комплексной реабилитации является трудотерапия, направленная на привлечение человека к труду для лечения и реабилитации. В пансионате было разработано положение о трудотерапии, программа трудотерапии «Доктор труда», которая определяет виды трудотерапии, правила и условия ее организации. Программа трудотерапии «Доктор Труда» рассчитана на три года. Организация занятости пожилых людей и людей с ограниченными возможностями основана на бригадном методе и индивидуальном подходе к выбору трудотерапии в зависимости от уровня самообслуживания человека. Выбор видов работы зависит от основного заболевания и направлен на восстановление функциональности пожилого человека и инвалида. Характер труда мягко активирующий, он не связан с использованием специального оборудования и механизмов. Трудотерапия выглядит как трудовая терапия с использованием ранее приобретенных навыков. В меру своих способностей и свидетельств пожилые люди и люди с ограниченными возможностями занимаются как самообслуживанием, так и на ферме. Вовлечение пожилых людей, людей с ограниченными возможностями в общественно полезную деятельность, направленную на воспитание чувства полезности, дает им возможность внести конструктивный вклад в работу волонтеров. Трудотерапия помогает человеку реализовать свой личный потенциал.

Таким образом, социализация пожилых людей и инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должна осуществляться по разным направлениям: медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-культурная, социально-бытовая реабилитация и адаптация.

В первом полугодии 2014 года для гостей открылись методические центры развития социальных услуг г. Сургут; Центр социальной помощи семье и детям «Апрель», Сургутский район; Интегрированный центр социальных служб "Милосердие", Белоярский; Интегрированный центр социальных услуг "Население", Нижневартовск; Пансионат для престарелых и инвалидов "Радость", Нижневартовск; Пансионат для престарелых и инвалидов "Дарина", Советский; Центр социальной помощи семье и детям "Вега", Ханты-Мансийск; Пансионат для престарелых и инвалидов "Комфорт", Ханты-Мансийский р-н.

Более 150 учащихся средних и средних специальных учебных заведений, студенты вузов, преподаватели и специалисты смежных отраслей изнутри увидели сложную работу специалистов учреждения: они ознакомились со структурой учреждений, спецификой предоставляемых услуг, условия проживания и отдыха клиентов учреждений, принимающих участие в мастер-классах и круглых столах.

После событий книги отзывов учреждения были заполнены восторженными заметками: «Меня поразила гармония, спокойствие в пансионате, все организовано, каждый сотрудник знает, что и зачем делает», «здесь вы отдыхаете», «Вы лучшие!», «Нам повезло узнать все нюансы социальной работы с пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями»... 

Вывод:

Современное общество, оценивая себя как цивилизованное, пытается решать проблемы, вызванные демографическими и социальными изменениями, с учетом личного потенциала социальных субъектов. К таким проблемам относится социальная изоляция пожилых людей, что привлекает особое внимание в ситуации катастрофического старения человечества, что влечет за собой значительное увеличение доли пожилых и пожилых людей в структуре общества.

Вопрос об исключении индивида из потока активной общественной жизни по возрастному критерию связан, как правило, с ограничениями его социального пространства и социальной активности. Такие ограничения имеют негативные последствия как для общества, лишенного носителей социального и профессионального опыта, так и для человека, лишенного возможности реализовать свое «я». Последнее противоречит пониманию принципа «цивилизованного» общества и требует поиска способа преодоления социального отчуждения «по возрасту», адекватного современной социальной реальности.

Для разработки успешной социальной стратегии государство должно принимать участие в решении социальных вопросов, оно должно быть заинтересовано в реализации таких программ, поскольку пожилые люди являются носителями социокультурного, морального, психологического и трудового опыта предыдущих поколений, хранителями нравственных традиций. Разработка проблемы качества жизни, здорового образа жизни после увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, решение вопросов социальной адаптации и реабилитации, социального долголетия пожилых и пожилых людей является основным направлением практического применения социальной геронтология в социальной работе с населением.