Особенности регулирования рыночной конкуренции в различных странах

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Актуальность темы исследования заключается в том, что конкуренция является одним из основных элементов экономики, которые определяют эффективность рыночных взаимодействий и находятся в центре механизма саморегулирования. Возможности экономического роста зависят от степени его развития. Из-за этого конкуренция была объектом пристального внимания исследователей на протяжении более 200 лет, однако многие фундаментальные проблемы - о социально-экономической природе конкурентных отношений, содержании и сущности конкуренции, отношениях между монополией и конкуренцией требуют уточнение и конкретизация в отношении современных особенностей конкурентного процесса. Динамика экономического развития приводит к глобализации экономики, которая, с одной стороны, является одной из угроз конкуренции, распространяя тенденции монополизации на мировой уровень. С другой стороны, это является дополнительным условием развития рынка и конкуренции, расширяя границы рыночного пространства, расширяя его разнообразие, генерируя новые ресурсы и возможности.

Проблема развития конкуренции для России приобретает свои особенности: с теоретической точки зрения необходимо выделить специфику конкурентного процесса в переходный период и определить направления его развития; С точки зрения практики, исследование конкуренции должно быть сосредоточено на разработке рекомендаций по созданию благоприятной конкурентной среды, без которой не может быть подлинного соперничества. А поскольку конкурентная среда в современных условиях бурного развития мирового рынка включает в себя возможность взаимодействия как национальных, так и зарубежных экономических субъектов, при изучении конкуренции особое внимание необходимо уделять различным внешнеэкономическим, прежде всего, внешнеторговым взаимодействиям.

С началом рыночных преобразований интерес отечественной науки к конкуренции усилился. В то же время подавляющее большинство исследований характеризуется односторонностью: она изучается либо в контексте общетеоретических проблем развития рыночной экономики и рыночных структур, как в работах С. Авдашева, Н. Розанова, И. Корогодин, или с точки зрения конкурентоспособности, т. е. Результат, как в исследованиях А. Дьяченко, В. Оболенского, Ю. Куренкова, В. Матюшки и др. В целом как в зарубежной, так и в русской литературе Недостаточное внимание уделяется комплексному анализу конкуренции как сложной противоречивой системы.

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.

Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

  • изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
  • рассмотреть основные виды и функции соревнования;
  • отразить особенности государственного регулирования в разных странах;
  • определить место и роль конкуренции в современной рыночной системе в России и за рубежом;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении отражена актуальность темы курсовой работы, сформулированы цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, отражены методологические и теоретические основы исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования конкуренции» рассматриваются понятие и история развития, а также сущность конкуренции, ее виды и функции, а также механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике.

Во второй главе «Специфика регулирования рыночной экономики» рассматриваются особенности регулирования рыночной экономики в России и за рубежом.

В заключении обобщены основные выводы по теории вопроса и предложенные практические рекомендации.

Теоретические аспекты формирования конкуренции

История развития и сущность конкуренции

Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее полные теоретические положения о конкуренции и ее движущих силах появились только в середине 18 века. Большая заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды теория конкуренции получила значительное развитие благодаря работам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Дж. Шумпетера, П. Сраффа, М. Портера и др.

Этимологически слово «соревнование» восходит к латинскому «concurrentia», что означает «столкновение», «соревнование». Именно поведенческая интерпретация этой категории была первоначально установлена ​​в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, не сговорчивым соперничеством между участниками рынка за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Он видел изменения цен как основной метод конкуренции. В то же время он заметил, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиняющаяся единому плану, тем не менее следует строгим правилам поведения на рынке. Согласно этим правилам, свободная конкуренция выступает в качестве силы, которая обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, уравновешивая рыночные цены. В результате конкуренции между покупателями и продавцами устанавливается общая цена на аналогичные товары и определенный тип кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. В то же время конкуренция является механизмом регулирования пропорций общественного производства, поскольку вследствие конкуренции происходит перераспределение капитала между секторами. Конкуренция - это та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.

Идеи ценового регулирования рынка за счет конкуренции были разработаны Д. Рикардо. Теория совершенной конкуренции, теоретическая модель которой он разработал, помогла понять, как «естественные» цены в условиях долгосрочного равновесия сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию экономики.

В будущем поведенческое понимание конкуренции улучшилось в направлении более точного указания его цели и методов поведения. Итак, в марксистской интерпретации конкуренция называется антагонистической борьбой, присущей товарному производству, между частными товаропроизводителями за более благоприятные условия для производства и продажи товаров, за получение максимальной прибыли.

Неоклассическая версия поведенческой интерпретации конкуренции, одним из основателей которой справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические товары и, конечно же, за деньги потребителя, за которые они могут быть купить. Логика такого подхода заключается в том, что большинство товаров (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальных потребностей общества. Поэтому владельцы товаров имеют возможность распространять их, руководствуясь собственной выгодой. Они устанавливают условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т. д.) И, в зависимости от выполнения этих условий, решают, кому предоставлять льготы, а кому нет. «Конкуренция - это стремление максимально удовлетворить критерии доступа к редким товарам», - считает американский экономист П. Хейне.

Наряду с поведенческой интерпретацией конкуренции в 19-м и особенно в 20-м веке, структурная интерпретация получила широкое распространение. Его происхождение восходит к работам Ф. Эджворта, А. Курно, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина и других выдающихся ученых, положивших начало современной западной теории конкуренции.

Недовольство существующей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным вниманием, уделяемым только одному из ее видов (ценовая конкуренция), и невозможностью раскрыть суть конкурентной деятельности с ее помощью. Говоря о совершенной конкуренции, Дж. Шумпетер отметил: «... Это не тот тип конкуренции, который можно отнести к существующим товарам, но этот тип конкуренции может быть особенно актуален, когда речь идет о новом продукте, новой технологии, новом ресурсы или организация нового типа ". Ф. Хайек выразил себя более определенно:" ... Мы должны учитывать тот факт, что государственное устройство уже существует ... и процесс конкуренции происходит в уже существующей системе ". Если бы модель совершенной конкуренции когда-либо существовала в реальном состоянии, не было бы никаких ограничений во всех сферах деятельности. Но это практически невозможно, так как ограничения со стороны государства жизненно необходимы. 

Критики модели совершенной конкуренции указали на элементы монополии, которые пронизывают экономику и не отражаются в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии внес позднее Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселл (конкуренция и ценовая дискриминация), Дж. Шумпетер, Ф. Хайек и другие.

Суть конкуренции более полно раскрывается в ее функциях.

Она оказывает помощь:

  1. расширение предприятия, масштаб производства, повышение производительности труда и, вследствие этого, снижение себестоимости продукции на единицу продукции, а следовательно, и цены;
  2. экономия ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансовых и т. д.);
  3. внедрение достижений науки и техники в производство, что предопределяет рост производительности труда;
  4. улучшение качества продукции и сервиса (в том числе послепродажного) для потребителей;
  5. перераспределение капитала между регионами и выравнивание уровня рентабельности в разных сферах и сферах экономики;
  6. создание условий для банкротства предприятий, рост безработицы на этой основе;
  7. возникновение экономических кризисов;
  8. усиление процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащение одних и лишение других;
  9. монополизация экономики.

Существует четыре условия возникновения конкуренции на экономическом рынке:

  1. наличие на рынке большого количества производителей какого-либо конкретного товара или ресурса;
  2. свобода выбора экономической деятельности производителей;
  3. существует соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение;
  4. наличие рынка средств производства.

Конкуренция имеет свои преимущества и недостатки.

Позитивные аспекты конкуренции:

  1. конкуренция заставляет нас постоянно искать и использовать новые возможности в производстве;
  2. конкуренция требует совершенствования оборудования и технологий;
  3. конкуренция стимулирует улучшение качества продукции;
  4. конкуренция заставляет вас снижать расходы (и цены);
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижения цен на предлагаемые товары;
  6. конкуренция ориентирована на ассортимент товаров, пользующихся повышенным спросом;
  7. конкуренция улучшает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. конкурс вводит новые формы управления.

Негативные аспекты конкуренции: разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, формирование монополий и т. д.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выраженные в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке настолько сильны, что сам термин «конкуренция» часто используется в структурном смысле. Если необходимо подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, они часто используют другое слово - «соперничество».

Конкуренция в экономике - это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Конкуренция - это динамичный, ускоряющийся процесс. Он служит для лучшего снабжения рынка товарами.

Конкуренция является элементом рыночного механизма, обеспечивающего взаимодействие субъектов рынка в производстве и реализации продукции, а также в сфере капитальных вложений.

Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства и продажи (купли-продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, поскольку оно порождается следующими объективными условиями: наличием множества равных субъектов рынка; полная экономическая изоляция каждого из них; зависимость субъектов рынка от рыночных условий; противостояние со всеми другими участниками рынка для удовлетворения потребительского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание является экономическим законом рыночной экономики. Это борьба между продавцами, между покупателями, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продавать свою продукцию по более высокой цене, но конкуренция заставляет их продавать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать потребительский спрос. Иногда на рынке используется демпинг - продажа товаров по крайне низким (так называемым выгодным) ценам.

В конкуренции среди покупателей победителем становится тот, кто покупает больше или по более высокой цене, чем рыночная, несмотря на их естественную тенденцию приобретать материальные товары по более низкой цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать по более высокой цене) и покупателями (стремящимися купить по более низкой цене) выигрывают те, кто более сплочен и способен навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это связано с тем, что рыночное соперничество ведет к успеху, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего он стремится улучшить технологии и организацию, улучшить качество товаров, снизить затраты на производство единицы выход и, следовательно, имеет возможность снижения цен, расширяет ассортимент продукции, улучшает покупки и послепродажное обслуживание клиентов.

Общества, полагающиеся на конкуренцию, более успешны в достижении своих целей, чем другие, и именно конкуренция показывает, как создавать вещи более эффективно. Это способствует вытеснению неэффективных предприятий из производства, рациональному использованию ресурсов, а также предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. Это несомненная позитивная роль конкуренции в социальном развитии и эффективности конкурентных рынков.

Неспособность влиять на цену является ключевым моментом в современной интерпретации концепции конкуренции. Джозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста, конкуренция является соперничеством между старым и новым: новые продукты, новые технологии, новые источники поставок, новые типы организации.

Виды и функции соревнования

Существует шесть видов соревнований:

  • функциональная конкуренция - основана на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить разными способами;
  • специфической конкуренцией является конкуренция между похожими товарами, но разными по дизайну;
  • объективная конкуренция - конкуренция между похожими товарами, но разными по качеству продукции и привлекательности бренда;
  • ценовая конкуренция - снижение цен увеличивает продажи, ведет к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
  1. продажа личного предмета по цене конкурента;
  2. удешевление потребления товаров;
  3. незаконные методы:
  4. антиреклама продукции конкурентов;
  5. производство товаров-подражателей (подделка).

В зависимости от соотношения количества производителей и количества потребителей различают следующие типы конкурентных структур:

  1. большое количество независимых производителей какого-либо однородного продукта и масса изолированных потребителей этого продукта. Структура связей такова, что каждый потребитель в принципе может купить товар у любого производителя в соответствии со своей собственной оценкой полезности товара, его цены и собственных возможностей приобретения этого товара. Каждый производитель может продавать товар любому потребителю только в соответствии со своей выгодой. Ни один потребитель не получает сколько-нибудь значительной доли в общем спросе. Эта структура рынка называется полиполией и создает то, что называется совершенной конкуренцией.
  2. огромное количество изолированных потребителей и небольшое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Эта структура называется олигополия и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем этой структуры, когда против массы единственного производителя выступает единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим количеством производителей, предлагающих разнородные (разнородные) продукты, тогда мы говорим о монополистической конкуренции;
  3. единственный потребитель продукта и множество независимых производителей. В то же время один потребитель приобретает весь объем поставок товаров, который поставляется всеми многими производителями. Эта структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополией спроса);
  4. структура взаимосвязей, в которой одному потребителю противостоит один производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентоспособной, но также не является рыночной.

Конкуренцию можно условно разделить на честную и нечестную.

Основными методами добросовестной конкуренции являются: повышение качества продукции, снижение цен («ценовая война»), реклама, развитие предпродажного и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений научно-технической революции и т. д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

  • экономический промышленный шпионаж
  • контрафактная продукция конкурентов; взяточничество и шантаж;
  • обман потребителей; мошенническая деловая отчетность;
  • валютное мошенничество; скрытие дефектов и т. д.

Подводя итог, можно отметить, что понятия конкуренции разнообразны, мы будем рассматривать конкуренцию в экономике, это означает соперничество между отдельными субъектами рыночной экономики. Конкуренция по своему содержанию очень противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой - к объединению усилий в конкурентной борьбе.

Типы конкуренции чрезвычайно разнообразны: функциональная, специфическая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсония, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Как отмечалось ранее, сущность конкуренции заключается в ее функциях. Давайте подробнее рассмотрим эти функции.

Основные функции конкурса:

  • обеспечение того, чтобы производитель был ориентирован на запросы потребителей, без которых невозможно получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечение «выживания» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей; давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и уровнем прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предприятий;
  • стимулирование снижения цен и улучшение качества товаров.

Уровень конкуренции во многом зависит от «жизненного цикла», в течение которого происходит движение продуктов от его основания до прекращения производства. Он разделен на четыре этапа: внедрение, разработка новых продуктов. Эта фаза характеризуется незначительными объемами продаж и высокими ценами на производимую продукцию; рост, когда происходит увеличение объемов производства, увеличение спроса, поддержание высоких цен; зрелость, когда объем производства достигает максимума, наблюдается насыщение спроса, замедление темпов роста, усиление конкуренции и снижение цен; старение - окончательное. На этом этапе спрос на продукцию уменьшается до минимума, объем производства уменьшается, уровень конкуренции снижается, большая часть продукции снимается с производства и начинается их замена на новую.

Содержание конкурса является весьма спорным. С одной стороны, оно выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой стороны, стремление самих конкурентов защитить себя от превратностей борьбы, что указывает на центростремительную тенденцию к объединению усилий, своего рода экономическую солидарность, гарантом которой является государство, законы поведения на рынке защита интересов национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т. д. Кроме того, стремление победить в конкурентной борьбе приводит к установлению доминирующего положения на рынке, захвату рыночной власти и формированию монополий. Конкуренция и монополия - это не две разные противоположные экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике

В современных условиях государственное регулирование экономики в условиях рыночной экономики понимается как система стандартных мер законодательного, исполнительного и регулирующего характера, осуществляемых компетентными государственными органами и общественными организациями в целях стабилизации и адаптации существующего социально-экономического положения. Система для изменения условий.

Государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и серьезностью экономических и социальных проблем в конкретной стране в определенный период.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, в которых возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не решаются автоматически или решаются на расстоянии будущее, и устранение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач: фирмы, регионы, отрасли, отрасли экономики, экономика в целом (бизнес-цикл, денежное обращение, цены), глобальные (социальные отношения, экология). наднациональный (отношения с другими странами).

Общая цель государственного регулирования экономики заключается в обеспечении благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укреплении существующей внутри страны системы, адаптации ее к меняющимся условиям. В смешанной экономике государственное регулирование экономики должно обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики в тех областях, которые невозможно решить с помощью рыночного механизма.

Из этой общей цели вытекает дерево посредничества конкретных целей или направлений государственной экономической политики, без которого общая цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом, хотя они не одинаковы по смыслу и объему. Одна цель не может быть поставлена ​​и достигнута независимо от других. Итак, цель - обеспечение занятости - направлена ​​на объект - занятость, но она связана с созданием условий для накопления капитала, отраслевых, отраслевых и территориальных структур экономики, подготовки и переподготовки кадров.

Конкретные цели могут служить посредниками для достижения других, более высоких целей на текущий момент. Они частично перекрывают друг друга, один из них может оказаться более важным и подчинить других, в зависимости от реальной экономической ситуации, от приоритетов, выбранных правительством. Любая из целей может помочь или помешать достижению другой цели.

Положение отдельных целей или направлений государственного экономического регулирования в дереве целей нестабильно. Он постоянно меняется в зависимости от экономической ситуации, экономических задач, которые выходят на первый план. В условиях кризиса основная цель - выйти из него, то есть возрождение конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются основным. В условиях длительного дефицита платежного баланса, увеличения внешнего долга и сокращения валютных резервов основной целью является улучшение платежного баланса и его подчиненных целей - привлечение капитала в страну, увеличение конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках.

Цели государственного регулирования экономики зависят от многих обстоятельств: степени общего развития экономики, ее структуры (современной и желаемой в будущем), мер по вовлечению в международное разделение труда. Классический набор целей для буржуазного государства - это экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, ценовая стабильность, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая безопасность, торговый баланс.

Государственное регулирование экономики должно быть связано с регулированием других аспектов жизни (политика, культура). Кроме того, государство обязано обеспечить права и свободы граждан, защиту от мафии и коррупции, а также уважение верховенства закона.

Главной границей государственного регулирования экономики является возможное несоответствие ее целей частным интересам собственников капитала в условиях относительной свободы принятия экономических решений.

Экономическая основа государственного регулирования экономики является частью валового внутреннего продукта, который перераспределяется через государственный бюджет и внебюджетные фонды, а также в государственную собственность. Эта основа определяет формы государственного вмешательства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление промышленными предприятиями. Косвенное вмешательство государства в экономику - управление экономикой посредством различных мер экономической политики.

Обе эти формы тесно связаны друг с другом, но эти отношения в рыночной и централизованной экономике существенно различаются. Страны с рыночной экономикой, которые начали формироваться два-три века назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сформированного рыночного механизма. Страны с устоявшейся централизованной экономической системой пытаются в ходе денационализации с помощью государства (как бы парадоксально это не звучало) возродить этот очень мощный животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема не в том, чтобы убить этот жизненно важный интерес на гербе государства.

Типы государственного регулирования - централизованно контролируемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (неограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное правительство (большой неоклассический синтез), промежуточные формы (японские, шведские модели).

Государство выполняет свои функции, применяя различные инструменты, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.

Во-первых, любые действия государства, нарушающие рыночные связи, исключаются.

Во-вторых, на рынок можно влиять как на саморегулирующуюся систему в основном экономическими методами. Если государство опирается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. В то же время это не означает, что в развитой рыночной экономике административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, они должны применяться по принципу «не вмешиваться в рынок».

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно отслеживать положительные и отрицательные последствия, которые они приносят, и нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо влияет на хозяйственную деятельность регионов и субъектов хозяйственной деятельности.

Хотя в мировой экономической практике известно множество комбинаций различных методов регулирования, их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Некоторые методы (как экономические, так и административные) играют роль вспомогательной структуры в экономике, нацеленной на достижение поставленных целей, тогда как другие действуют как амортизаторы, предназначенные для устранения негативных последствий, которые неизбежно сопровождают государственное регулирование рыночной экономики.

Достижение целей экономической политики и реализация ее основных направлений обеспечиваются различными инструментами (административно-хозяйственными) государственного регулирования экономики.

Административные средства основаны на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Например, запреты и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности. Когда власти, например, заинтересованы в остановке нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо того, чтобы взимать штрафы и повышать налоги. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые области капиталовложений, расширяет экономическую активность. Принудительные меры включают в себя тот факт, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения и организовывать производственное обучение для молодежи.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Таким образом, любой экономический регулятор несет элементы администрирования, так как он контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть что-то экономическое в том смысле, что оно косвенно влияет на поведение субъектов экономической системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает особый экономический режим для производителей, заставляет их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капитальных вложений и т. д. Потребители тоже должны адаптироваться - изменить структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не ограничивают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют право на принятие решений на свободном рынке. Когда, например, государство использует процентную ставку по своим долговым обязательствам для регулирования экономики, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что ему доступны варианты выгодного размещения сбережений (банковский депозит, покупка ценных бумаг частного корпорации, покупка недвижимости и т. д.)) добавлен еще один. И здесь все зависит от способности государства привлечь на свою сторону владельца сбережений для достижения целей регулирования.

Напротив, административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а иногда и сводят ее к нулю. Это происходит, когда администрация выходит за рамки экономически оправданных границ, приобретает черты тотальности и вырождается в административно-командную систему. Затем контроль становится всеобъемлющим, охватывающим весь экономический процесс - производство и его структуру, затраты, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т. д.

В то же время административные меры, подавляющие индивидуальную экономическую свободу, полностью оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода некоторых субъектов превращается в большие потери для других субъектов и рыночной экономики в целом. Есть области, где использование административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный контроль над монопольными рынками.

Во-вторых, регулирование внешних воздействий и их последствий для окружающей среды. В этой области экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, поскольку, если озеро или лес будут уничтожены, никакие финансовые санкции не восстановят их. Необходимы административные меры: сохранение части национальных ресурсов, исключая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямой запрет на использование экологически вредных технологий.

В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и др., А также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированной минимальной заработной платы, пособий по безработице и т. д.

В-пятых, защита национальных интересов в мировой экономике, например, лицензирование экспорта или государственный контроль за импортом капитала.

Специфика регулирования рыночной экономики

Специфика регулирования рыночной экономики в Российской Федерации

Экономическое развитие страны критически зависит от ряда ключевых взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, которые определяют ее экономический потенциал: накопленного национального богатства, достигнутого уровня и структуры производства и потребления, наличия и уровня качества имеющихся ресурсов и экономической структуры. и политика, направленная на долгосрочное эффективное воспроизводство, повышение благосостояния населения, модернизацию производственного аппарата, рост конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности.

Важнейшими предпосылками успешной экономической политики являются продуманная стратегия экономического развития и гармонизация фискальной, внешнеэкономической, валютной и валютной политики для реализации этой стратегии. Между тем действующая политика не соответствует целям развития. Инициаторы реформ в их нынешнем варианте заявили, что они принесут процветание стране. Этого не произошло. Производство и богатство резко упали.

Основными видами природных ресурсов в развитых странах являются земли и леса. Россия, наряду с землями и лесами, обладает огромными запасами полезных ископаемых. В отчете о состоянии минерально-сырьевой базы, представленном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, стоимость разведанных полезных ископаемых оценивается в 28,6 трлн. долларов, а прогнозные запасы составляют 140 трлн. Кукла.

В то же время большинство российских запасов полезных ископаемых расположены в районах с неблагоприятными климатическими условиями или труднодоступными, и их участие в экономическом обороте требует огромных инвестиций. Учитывая размер инвестиционных затрат, Всемирный банк оценивает доказанные запасы полезных ископаемых на территории Российской Федерации в 10 трлн. долларов. Россия обладает крупнейшими в мире запасами лесных ресурсов, морепродуктов, питьевой воды и экологически чистых территорий, пригодных для сельскохозяйственного производства.

Однако в этой связи следует учитывать два обстоятельства. Минеральные ресурсы являются важным, но не решающим элементом экономического развития.

Совокупность природно-географических условий Российской Федерации такова, что производство, как правило, требует гораздо более высоких затрат, чем его аналоги в других странах мира. Это ставит российские предприятия в менее выгодные условия с точки зрения энергоемкости производства и транспортных расходов.

Потенциал современной России можно охарактеризовать следующим образом - Россия имеет:

  1. большая площадь;
  2. богатые природные ресурсы - мы можем удовлетворить наши потребности практически любым сырьем;
  3. большая численность населения - мы на 8 месте в мире по численности населения;
  4. удобное территориальное расположение - выход к морям и границам с другими странами;
  5. большинство населения имеет среднее и значительную часть, высшее образование;
  6. значительное количество исследователей и ученых
  7. развитая система безопасности страны - Россия обладает ядерным оружием и практически всеми современными средствами обороны и нападения;
  8. культурно-исторические ценности;
  9. статус ведущей мировой державы;
  10. прорывные технологии в основном в космической и оборонной промышленности.

А в России нет или не достаточно чтобы быть богатым, следующее:

  1. большая часть территории трудна для проживания, требует дополнительных затрат и, как следствие, малонаселенна;
  2. естественный прирост населения - количество смертей превышает количество рождений;
  3. высокий личный доход граждан;
  4. товары и услуги, производство которых получило широкое распространение в мире;
  5. передовые технологии, дающие преимущественное или монопольное экономическое развитие страны по сравнению с другими государствами;
  6. качественное образование, позволяющее создавать конкурентоспособные товары и услуги;
  7. развитая структура туризма - большинство людей в мире не стремятся путешествовать в Россию для отдыха.

Сейчас страна находится в творческой фазе, примеряя новые принципы частного капитализма и на рыночной основе, чтобы создать новые производительные силы, новые социально-экономические отношения, и она преуспевает в определенных структурах и сферах экономической жизни.

Федеральная служба государственной статистики отметила рост макроэкономических показателей Российской Федерации за последние годы до начала мирового финансового кризиса.

Ответственная налогово-бюджетная политика была самым важным вкладом правительства в поддержание роста с 1998 года. С 2003 года составлен федеральный бюджет, который остается профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его баланс независимо от колебаний цен на нефть.

Только в этом году из-за резкого падения цен на мировых энергетических рынках и мирового финансового кризиса, который стал катализатором сокращения иностранных инвестиций в национальную экономику России, было необходимо изолировать бюджет из-за возникающих дефицит бюджета (но это временное состояние). соблазн тратить дополнительные доходы и использовать значительную их часть для погашения внешнего долга и создания резервов, в частности, Стабилизационного фонда.

Жесткая фискальная политика также способствовала стерилизации некоторых притоков иностранной валюты, что обусловлено значительным положительным сальдо внешней торговли. В противном случае это привело бы к более существенному укреплению рубля или ускорению роста денежной массы. Фискальная стерилизация была обеспечена в основном за счет профицита бюджета, но все более и более недавно за счет изменения структуры суверенного долга путем уменьшения доли пассивов в нем в твердой валюте и соответствующего увеличения доли долговых обязательств, выраженных в рублях.

Налоговая реформа сыграла важную роль в восстановлении экономики. Упрощение механизма налогообложения помогло повысить его эффективность за счет уменьшения перекосов в экономической деятельности. Многие налоговые ставки были значительно снижены, а их налоговая база расширена. В результате, стимулы для уклонения от уплаты налогов были ослаблены, а масштабы такого поведения были ограничены. Кроме того, налоговая система была ориентирована на изъятие большей доли ренты за природные ресурсы. В частности, дополнительная прибыль обусловлена ​​высокими ценами на нефть. Наряду со снижением ставки подоходного налога и введением единого социального налога, это было первым шагом к снижению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном увеличении налогообложения ресурсного сектора.

В области бюджетных расходов произошли значительные структурные сокращения. Доля общих государственных расходов (включая расходы на всех уровнях государственных и социальных фондов) в ВВП сейчас примерно на 10 процентных пунктов ниже, чем это было до кризиса 1998 года, а отношение доходов к ВВП остается примерно на докризисном уровне , В то же время задолженность по заработной плате и пенсиям значительно сократилась. Таким образом, создание федерального казначейства, реформа бюджетных отношений на федеральном уровне и ограничение расходов органов государственного управления способствовали повышению эффективности управления бюджетными средствами. Погашение долга из профицита бюджета и укрепление рубля привели к резкому сокращению доли средств, расходуемых на обслуживание долга, в ВВП.

На федеральном уровне процентные расходы снизились с 3,4% ВВП в 2002 году до 1,7% в 2006 году. Снижение государственных расходов помогло снизить налоговую нагрузку на экономику, создав дополнительный стимул для частных инвестиций и потребления и, следовательно, для экономического роста.

Продуманная налогово-бюджетная политика и вытекающий из этого профицит бюджета сыграли ключевую роль в оживлении частных инвестиций. Выпуск новых государственных облигаций в период после кризиса 1998 года. был ограничен, они характеризовались отрицательными реальными процентными ставками, что стимулировало более продуктивное использование частного капитала и увеличение инвестиций. Кроме того, в последние годы возросло позитивное влияние жесткой финансовой политики на процентные ставки. Укрепление финансовой дисциплины помогло уменьшить спреды по российскому внешнему долгу и снизить реальные внутренние процентные ставки.

Снижение уровня суверенного внешнего долга наряду с улучшением оценок состояния российской экономики способствовало тому, что крупные российские компании стали все чаще привлекать кредиты от иностранных банков и брать кредиты на международных рынках. Общий объем внешних долговых обязательств российских предприятий в 2003-2006 годах увеличился более чем на 20 миллиардов долларов. Хотя эта тенденция связана с определенными системными рисками, ее положительной стороной является то, что российские банки вынуждены кредитовать более широкий круг корпоративных клиентов, а также физических лиц.

В последние годы денежно-кредитная политика была направлена ​​на достижение двух противоречивых целей. Центральный банк Российской Федерации (ЦР) проводил политику, направленную на постепенное снижение темпов инфляции, одновременно ограничивая рост реального курса рубля, чтобы не ухудшать конкурентоспособность российской промышленности. Учитывая значительный профицит счета текущих операций и уменьшение чистого оттока капитала, стремление предотвратить слишком быстрое укрепление рубля заставило Центральный банк активизировать свои интервенции на валютном рынке. В период до 2005 года его задаче способствовал значительный чистый отток частного капитала. Фискальная стерилизация также значительно ослабила внешнее давление на текущий счет, уменьшив необходимость вмешательства ЦБ РФ. Тем не менее, фискальная стерилизация снизилась в 2006 году, и ее влияние, вероятно, будет в любом случае недостаточным, поскольку чистый отток частного капитала резко сократился. Политика ограничения роста номинального и реального обменных курсов рубля все чаще стала проводиться путем крупномасштабных покупок Центральным банком иностранной валюты, ввозимой в страну.

В результате резервы Центробанка достигли очень высокого уровня по международным стандартам. Однако в отсутствие эффективных инструментов для масштабной стерилизации накопление резервов привело к значительному увеличению денежной массы.

Масштабная долгосрочная денежная стерилизация остается невозможной, поскольку Центральный банк все еще не может выпускать собственные долговые ценные бумаги. Хотя соответствующий закон был принят в 1993 году, он все еще не вступил в силу, поскольку недавно распущенная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг никогда не принимала требуемого законодательства. Вместо этого Центральный банк в настоящее время использует государственные облигации из своего портфеля в рамках операций обратного репо, главным образом для целей краткосрочной стерилизации.

В результате сочетания довольно жесткой фискальной и слабой денежно-кредитной политики реальные ставки по рублевым кредитам для юридических и физических лиц были очень низкими с середины 2003 года, в то время как реальные процентные ставки по депозитам и государственным облигациям были практически отрицательными, создавая очевидный стимул для экономического роста.

Учитывая эти обстоятельства, акцент на поддержание краткосрочного роста мог бы быть целесообразным, и Центральный банк все еще мог сдерживать инфляцию (чему способствовал быстрый рост спроса на деньги) и обеспечить ее замедление. В 2004-2011 гг. повышение реального курса рубля было ограничено примерно 6% в год, а инфляция снизилась с 20% в 2003 году до 12% в 2011 году. В 2006 году впервые после кризиса 1998 года инфляция оставалась в пределах Однако целевой диапазон, установленный правительством, после медленного снижения в течение примерно двух лет, базовая инфляция снова начала расти.

Тяжелая односторонняя экономика России с наклоном в сторону сырьевых отраслей, бюджет которой формируется на 90% за счет налогов и сборов с предприятий, негативно сказывается на благосостоянии населения, всей социальной сфере страна. При таком подходе средства, которые государство, предприятия и организации выплачивают работникам, формируются по остаточному принципу. Сформировался порочный круг: у нас очень низкие налоги на население (фиксированная ставка в 13% от дохода) и практически нет реального налога на имущество, в том числе на жилье для граждан, что, по-видимому, должно обеспечивать высокие реальные доходы граждан. Но эти низкие налоги взимаются с очень низкой заработной платы и низких доходов населения. Из-за низкой заработной платы население не может полностью оплатить жилье, коммунальные услуги, пассажирский транспорт, не может ничего вычесть за свои пенсии или медицинское обслуживание. Поэтому государство субсидирует расходы на жилье, коммунальные услуги, пенсии, медицинское страхование из своего бюджета, и все это полностью покрывается предприятиями и организациями, поэтому у нас такие высокие налоги.

Методологические основы государственной экономической политики определяются федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Он предусматривает разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепцию развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Прогнозы и концепция используются при разработке программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, которые отражают следующие направления политики: макроэкономическая, институциональная, инвестиционная, структурная, сельскохозяйственная, экологическая, социальная, региональная и внешнеэкономическая.

Территориальный аспект федеральной экономической политики представлен в законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» требованием разработки прогнозов как для Российской Федерации в целом, так и для регионов, а также включение раздела о региональной экономической политике в среднесрочную программу. В то же время система прогнозирования, разработанная на сегодняшний день, имеет существенные недостатки. Во-первых, он не охватывает основные элементы экономической структуры, связанные с реальным сектором экономики; во-вторых, он не определяет долгосрочные перспективы; в-третьих, он не обеспечивает координацию макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов прогнозов. Кроме того, территориальный аспект прогнозирования представлен в основном краткосрочными прогнозами, где преобладают данные о финансовых и бюджетных показателях субъектов Российской Федерации, которые играют важную роль в определении масштаба и направлений межбюджетных потоков.

Следующий тип региональной политики - федеральная региональная политика. Он регулируется Указом Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Он определяет категорию региональной политики как систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В качестве целей региональной экономической политики она определяет стабилизацию производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов, повышение уровня жизни населения на этой основе, создание научно-технических предпосылок для усиления положение Российской Федерации в мире.

Для их достижения Указом предусмотрено выполнение следующих задач:

  • укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
  • содействие развитию и углублению экономических реформ, формированию многоукладной экономики во всех регионах, формированию региональных и общероссийских рынков товаров, рабочей силы и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
  • снижение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;
  • развитие межрегиональных инфраструктурных систем;
  • улучшение экономического зонирования страны и т. д.

В качестве компонентов механизма реализации политики Указ предусматривает дальнейшее развитие таких методов и форм государственного регулирования, как прогнозирование и программирование. Большинство исследователей отмечают широкий круг вопросов, связанных с региональной политикой. Помимо экономической, в нее также входят следующие виды политики: развитие федеративных отношений, социальной, экологической и национальной. Очевидно, что большинство из них имеют независимый статус. В связи с этим рассматриваемый документ регулирует скорее не региональную политику, а региональные аспекты другой политики. На это также указывают методы его реализации, такие как, например, учет регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ, а также при разработке и реализации структурной политики.

Важное место в Указе занимают вопросы бюджетной политики. В частности, в нем сформулированы такие задачи, как обеспечение того, чтобы бюджеты большинства субъектов Федерации не были дефицитными, путем изменения налоговой системы и законодательного разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями управления. В последующие годы задачи бюджетной политики получили определенное развитие. Можно констатировать, что основным видом федеральной региональной политики является бюджетная политика и, в частности, политика межбюджетных отношений. В то же время гораздо меньше внимания уделяется другой политике, такой как структурная и инвестиционная.

Не умаляя значения федеральной региональной экономической политики, необходимо понимать, что она является дополнением к собственной социально-экономической политике регионов. Региональные власти избираются, более подотчетны населению и потенциально способны наиболее адекватно реагировать на проблемы региональной экономики и социальной сферы. В то же время анализ динамики социально-экономических процессов в регионах России показывает, что зачастую на региональном уровне не представляется возможным сформулировать эффективную социально-экономическую политику. Одной из причин этого является отсутствие в федеральном законодательстве четких требований к форме и содержанию данного вида региональной политики.

Отдельные аспекты методологии ее реализации представлены в федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В частности, предусматривается разработка и реализация мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, разработке и реализации программ социально-экономического развития.

В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации работы по формированию социально-экономической политики обычно проводятся структурными подразделениями администрации области, чаще всего комитетами по экономике. По нашему мнению, эта практика имеет ряд недостатков, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, бюрократическим процессом принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда и зачастую недостаточной квалификацией специалистов.

Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой региональной концепции социально-экономического развития в современном ее понимании. Подготовка сегодняшних программ и планов социально-экономического развития обычно заключается в механической интеграции различных программ, подготовленных отраслевыми комитетами администрации.

В России иррациональная и громоздкая структура управления, значительные финансовые ресурсы, перераспределяемые через государственные органы, а также традиции номенклатуры являются объективными предпосылками для развития бюрократии.

Современная система государственной власти в России, пожалуй, наиболее полно соответствует позиции Карла Маркса о государстве как частной собственности бюрократии.

Исторически в России господствовал колоссальный бюрократический аппарат. Роль насилия и наиболее детальное церковное регулирование всей жизни было «естественным» для государства.

На любом историческом этапе бюрократия пыталась сохранить имущество, полученное в свое распоряжение, как свое собственное, наследственное и присвоить его.

Характерно, что в России доминирующая ценность - опора на государство - сочетается с отчуждением от него. Государство, власть всегда "они", а не "мы". Такое отношение предполагает восприятие государства как внешней силы, независимой от личности, что естественно при отсутствии демократических традиций.

Эта двойственность отношения гражданина к господствующему государству глубоко укоренилась в основе российского самосознания и проявляется в ценностных ориентациях, социально-психологических характеристиках, мотивационном комплексе.

Специальные сравнительные исследования показывают, что в России очень высокая бюрократизация государственной власти. По этому показателю в начале 90-х годов из 43 исследованных стран Россия занимала 3-е место в мире (после Китая и Греции).

Считается, что степень бюрократизации в России в 4-5 раз выше, чем в таких странах, как Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Швейцария, Норвегия, Малайзия, Финляндия и Великобритания, которые имеют менее бюрократическую система государственной власти по мировым стандартам.

Вирус бюрократии заразил все эшелоны власти в России - от низших до высших. И если в некоторых странах бюрократические структуры выполняют творческие функции, то в России бюрократические традиции сдерживают эффективное проведение экономических реформ, они тормозят путь рыночных реформ.

В настоящее время в интересах российской бюрократии сохраняется неопределенность в вопросах собственности. Это позволяет номенклатуре не нести ответственность за «ничью» собственность и в то же время распоряжаться ею как своей, что, естественно, предотвращает появление реального эффективного собственника.

С другой стороны, через бюрократические структуры собственность перераспределяется в России, в том числе в пользу самой бюрократической элиты, которая имеет неограниченный доступ к национальному богатству страны. В России сформировался целый сегмент рынка финансовых ресурсов, где кредиты управляются бюрократической элитой.

Очевидно, что существует определенная взаимосвязь между степенью бюрократизации государственной власти и степенью ее коррупции, особенно в условиях радикального изменения структуры собственности и способности распоряжаться значительными.

Основные направления развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Реализация этих программ направлена ​​на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, снижения разрыв в уровне благосостояния с ведущими экономически развитыми странами и в укреплении конкурентоспособности и безопасности страны.

Для достижения поставленных целей Правительству Российской Федерации необходимо решить ряд важных социальных, институциональных, макроэкономических и структурных инвестиционных проблем.

Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет деловой и инвестиционный климат страны. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются.

В то же время в системе документов, определяющих перспективы развития, ключевое место принадлежит концепции комплексного социально-экономического развития.

Он разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов и включает следующие разделы:

  1. Оценка уровня социально-экономического развития России в целом и отдельно по регионам, характеристика реализации ранее поставленных целей и задач политики.
  2. Анализ наиболее важных проблем.
  3. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на долгосрочную перспективу, методы их реализации.
  4. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на среднесрочную перспективу, способы их реализации.

Основной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации должно стать резкое повышение конкурентоспособности России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложений по разработке топлива энергетический комплекс и отрасли, специализирующиеся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также на реализации национальных проектов.

В то же время, следующие принципы должны использоваться в качестве основополагающих принципов при реализации направлений повышения конкурентоспособности страны:

  • принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, который заменяет политику выравнивания уровня регионального развития и предполагает особое сосредоточение финансовых, административных, управленческих, людских и других ресурсов в «регионах поддержки» («полюсах»). «Локомотивы» роста), а также последующее распространение инновационной активности на другие регионы. Таким образом, экономический рост, предпринимательская активность и инновационный процесс в «регионах поддержки» наиболее интенсивны, влияя на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько ведущих регионов, практически равных по важности, но они также резко выделяются на фоне других территорий страны. Таким образом, в каждом государстве по природным, историческим и экономическим причинам выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации, учитывая масштабы своей территории, для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выявить и поддержать сеть «регионов поддержки»;
  • принцип «преференций для реформ». Если территория не получила статус поддерживающего региона, государственная поддержка должна быть направлена ​​в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, которые гарантируют реализацию конституционных прав граждан. Меры по стимулированию региональных инициатив должны быть направлены на достижение этой цели. Помимо прочего, финансовая помощь регионам должна быть трансформирована - она ​​должна поддерживать отсталые территории социальными трансфертами и ориентировать депрессивные территории на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны быть разработаны внебюджетные и инвестиционные инструменты для поддержки стратегических проектов регионального развития; в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна быть обеспечена выборочная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив;
  • принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Это требует, во-первых, синхронизации основных реформ, проводимых в стране и влияющих на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, согласование федеральных приоритетов в логике регионального сотрудничества. В-третьих, согласованность направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в области регионального развития, используемых федеральными органами власти;
  • принцип дифференциации государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в мировую экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и должны быть приняты различные меры для достижения этих целей. формируется;
  • принцип субсидиарности, который подразумевает децентрализацию полномочий и реализацию определенных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут осуществляться наиболее эффективным способом.

Именно путем мобилизации деятельности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов можно проводить социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - принимать комплекс мер по сокращению бедности.

Достижение конкурентоспособности России и ее регионов позволит добиться следующих преимуществ:

  • создать условия для эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорения социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развитие системы расселения и расширение связей страны, что должно открыть доступ к территориям и их населению к источникам социально-экономического роста;
  • стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста на территориях;
  • формирование глобально конкурентоспособных территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-интенсивных секторах экономики;
  • обеспечить переход к поляризованному развитию и созданию новых пространственных рамок страны из «регионов поддержки».

Второе ключевое направление - это консолидация ресурсов российских регионов для ускорения экономического роста и изменений в структуре экономики.

Эта цель направлена ​​на:

  • обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении независимости региональных и местных органов власти при принятии решений в пределах их компетенции;
  • устранение барьеров на пути свободного перемещения рабочей силы, товаров и услуг, капитала, открытие региональных рынков;
  • устранение препятствий на пути реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровнях и т. д.

Третьим направлением социально-экономического развития России является улучшение человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения, что предполагает:

  • обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях путем оказания поддержки молодым семьям и молодежи в стимулировании роста компенсационных коэффициентов рождаемости, формирование социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста
  • создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизацию его численности как в стране, так и на отдельных территориях;
  • содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов в ответ на вызовы новых экономических условий;
  • реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов в российских регионах, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;
  • повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.

Четвертое направление - это радикальное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, которые позволяют обеспечить формирование новой экономической модели и широкое использование экологически ориентированных методов управления.

Следует отметить, что реализация этих направлений, с нашей точки зрения, невозможна без стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускорению создания условий для высоких темпов роста в основных секторах экономики и увеличение доходов областного бюджета.

Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом

У разных стран есть свои варианты макрорегулирования экономического механизма. Они различаются по сферам действия рынка и государства, по функциям регуляторов, по формам и методам государственного управления экономикой.

Одним из вариантов является вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. В нем доминирует сектор рынка по сравнению с государственным сектором. Такова ситуация, например, в Соединенных Штатах, где в 1980-х годах около 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыночной системой, а остальное производилось под контролем государства. В этом варианте смешанной экономики государство выполняет минимально необходимые функции: обеспечение рынка деньгами, регулирование внешних воздействий (государство измеряет «внешние воздействия» и перераспределяет доходы граждан с помощью специального налога, проводит экологическую экспертизу новых проектов, административно запрещает производственную деятельность, которая наносит вред здоровью людей, обязывает предпринимателей тратить капитал на восстановление разрушенной природной среды), управление нерыночным сектором экономики, которое обеспечивает население товарами и услугами для коллективное использование.

Минимальное участие государства в экономическом макрорегулировании предполагает выполнение ряда других задач: обеспечение правовой базы для эффективного функционирования рыночной системы, защита конкуренции, перераспределение доходов и богатства, влияние на распределение ресурсов с целью улучшения Структура национального продукта, контролирующая уровень занятости и инфляции, стимулирующая экономический рост ... Решение этих проблем обеспечивается в основном экономическими методами.

Другим вариантом смешанного управления является максимально допустимое государственное регулирование. По его словам, на государственный сектор приходится до 40% ВВП. Такая ситуация наблюдается в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.

Предельно допустимые функции государства в этом случае означают: создание условий для эффективного управления, стабилизацию экономического развития, регулирование общественных отношений.

Так, для обеспечения эффективности рыночного механизма государство разрабатывает и внедряет экономическое законодательство (правовые основы предпринимательства, деятельность бирж, банковская система, налогообложение и т. д.); обеспечивает безопасность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и сокращению дефицита бюджета); укрепляет положение дел на определенных типах рынков (повышение конкурентоспособности национального капитала за счет содействия научно-техническому прогрессу, стимулирования экспорта). Стабилизация экономического развития предполагает сглаживание взлетов и падений деловой активности, обуздание инфляции и безработицы и поддержание устойчивого экономического роста.

Во время экономического спада государство увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита и снижает процентную ставку. В период восстановления эти меры имеют противоположное направление. Регулирование общественных отношений подразумевает, прежде всего, регулирование отношений между работодателями и работниками. Государство определяет минимальную заработную плату, следит за заключением коллективных договоров, страхованием работников, регулирует условия труда на предприятиях. Он перераспределяет доходы через налоговую систему, финансирует программы экологической безопасности для населения.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение неравенства в богатстве путем перераспределения национального дохода в пользу самых бедных слоев населения. Государство контролирует только 4% основных фондов, но доля государственных расходов в 90-х годах составляла 70% ВВП. В этой модели на государство возложены функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование), и многие элементы инфраструктуры (транспорт, исследования и разработки) и частные предприятия заняты в производстве.

Модель социальной рыночной экономики ФРГ была сформирована на основе ликвидации забот времен фашизма и обеспечения всех форм экономики возможностью устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические стандарты, поддерживает средние и малые предприятия, то есть конкурентную среду для обеспечения высокоэффективной предпринимательской деятельности.

Японская модель государственного регулирования характеризуется стимулированием высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке путем активной поддержки динамичного развития перспективных отраслей, отставания уровня жизни населения от роста производительности труда и нейтральной позиция государства по отношению к имущественному расслоению граждан.

В южнокорейской модели, которая имеет много общего с японцами, государство, среди прочего, активно поддерживает малый и средний бизнес, являющийся основой среднего класса. Он также характеризуется четким и сбалансированным разделением функций между центром и провинциями.

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, характера взаимодействия между центральными органами власти и органы местного самоуправления и др.

Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в правительстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которая обычно представлена ​​министерствами или аналогичными организациями.

Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количество министерств - 12-15, из которых министерства являются обязательными: финансы, иностранные дела, оборона, внутренние дела, здравоохранение, а остальные создаются в зависимости от специфики деревенские и национальные традиции (табл. 4).

Например, на Тайване в исполнительной власти всего 6 министерств, в Швейцарии - 7, в Аргентине - 10, в Малайзии и Сингапуре - 11, Таиланд - 12, Австралия - 16, Новая Зеландия - 18, Великобритания - 20 ,

Швейцария может служить примером разумной и оптимальной организации системы государственного управления. Коллективным главой государства и высшим исполнительным органом является Федеральный совет, в состав которого входят семь федеральных советников, избираемых парламентом страны на четырехлетний срок. Каждый из советников является руководителем одного федерального департамента (министерства).

Так, в Швейцарии фактически существует семь министерств - министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство полиции и юстиции, экономическое управление, финансовое управление, военное управление, министерство транспорта, связи и энергетики.

Согласно Конституции все федеральные советники равны в правах и принимают решения исключительно на коллегиальной основе. Президент Конфедерации избирается Парламентом из числа членов Федерального совета по годичной ротационной системе. Президент председательствует на заседаниях совета и выполняет преимущественно представительские функции.

Рациональная структура государственного управления является одним из основных факторов, позволяющих Швейцарии занять одно из первых мест в мире по качеству индекса институционального развития.

Как показывает мировой опыт, министерства создаются в соответствии с их функциональным назначением. В России даже по названиям министерств можно увидеть их искусственное разделение. Например, наряду с Министерством транспорта, существует Министерство путей сообщения, помимо Министерства топлива и энергетики, есть Министерство по атомной энергии, наряду с Министерством обороны с 2002 года, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям и др. функционируют.

Структура федеральных органов исполнительной власти характеризуется дублированием определенных функций. Например, некоторые подразделения администрации президента идентичны подразделениям государственного аппарата, а также министерствам и ведомствам. Все это в конечном итоге приводит к раздуванию аппарата управления.

По данным Госкомстата России, численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на начало 2004 года составляла 1163,3 тысячи человек, в том числе численность работников федеральных министерств и ведомств составляла 404,7 тысячи человек.

Согласно официальной статистике, общая численность работников центральных аппаратов федеральных органов власти в России в 2003-2004 гг. было около 30 тысяч человек и около 300 тысяч работников были заняты в территориальных организациях федеральных органов.

Число чиновников увеличивается в соответствии с хорошо известным первым законом Паркинсона, который гласит: «Количество чиновников и объем их работы никоим образом не связаны друг с другом». Одним из последствий этого закона является то, что как бы вы ни уменьшали аппарат, он все равно будет только увеличиваться.

Однако широко распространенное мнение о том, что в России живет рекордное количество бюрократов, довольно далеко от реальности. Так, в Канаде в середине 90-х был один чиновник на 79 жителей, в США - на 95 жителей, в России один чиновник обслуживал около 200 человек, что в 2 раза меньше, чем в США.

Теоретики так называемой школы позитивного управления считают, что успехи в социально-экономическом развитии малых европейских государств в первую очередь связаны с тем, что у них больше чиновников, чем в великих державах.

В то же время значительный размер административного аппарата, дублирование определенных функций, отсутствие научной организации управления приводят к снижению эффективности деятельности органов исполнительной власти, являются благодатной почвой для процветания бюрократии.

Основные черты массивного бюрократического аппарата одинаковы для всех систем и стран мира, но не везде негативно относятся к властным структурам и органам управления.

Например, в Японии многие экономисты считают, что при всех преимуществах чистой рыночной экономики Япония вряд ли достигла бы феноменального успеха, не полагаясь на превосходную бюрократию и государственную бюрократию, объединенную общенациональной идеей. Кредит на экономические достижения Японии так же важен, как и на предпринимателей.

Мудрость чиновника заключается не в том, чтобы управлять экономикой по телефону или в ведомственных инструкциях, а в том, чтобы определять приоритетные области экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, помогать поддерживать конкурентную среду и т. д.

В Японии сложилось самое уважительное отношение к структурам государственной власти. В настоящее время правительственный аппарат фактически концентрирует интеллектуальную элиту страны, которая становится мозговым центром экономической системы.

Однако в последние годы правительство Японии столкнулось с рядом трудностей, связанных с эффективным функционированием государственного аппарата, и разрабатывает планы реорганизации системы государственного управления.

Хорошо функционирующая бюрократическая машина координирует и направляет экономическое развитие через функциональные экономические системы, которые являются механизмами саморегулирования и обеспечивают динамизм и устойчивость социально-экономического развития страны. Рейтинг стран по степени бюрократизации государственной власти показан в таблице 5.

Даже в самых развитых демократиях реальные процессы политической и деловой жизни часто сопровождаются коррупцией. Как показывает практика, ни одно государство не смогло полностью решить эту проблему.

Результаты различных научных исследований показывают, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Социологические исследования и опросы, проведенные в конце 1990-х годов по распространенности коррупции в разных странах и среди разных категорий работников, дают очень печальные результаты.

В частности, 100% респондентов в Италии верили в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, во Франции - 75%, в Нидерландах - 70%, в Германии - 68%, США - 56%. Япония - 43%, Норвегия - 30%.

Единственным исключением является Сингапур, где почти 100% опрошенных государственных служащих считают, что их начальник никогда не нарушал закон и не брал взятки. Во многом это связано с уровнем зарплаты сингапурского чиновника. В частности, премьер-министр Сингапура Го Чок Тун является самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире, его годовая зарплата в начале третьего тысячелетия составляла 810 тысяч долларов. Министр в Сингапуре получал в три раза меньше, чем премьер, но эта сумма превышала годовой оклад президента США.

В конце 1990-х годов гонконгская фирма провела специальное исследование по распространенности коррупции в Азии. Основываясь на опросе руководителей иностранных фирм, работающих на азиатских рынках, фирма пришла к выводу, что Китай, Индия и Индонезия являются наиболее коррумпированными в регионе.

По словам заместителя госсекретаря США С. Эйзенстата, за период с 1997 по 1998 гг. Американские компании потеряли около 24 млрд долларов в международных контрактах. по причинам, связанным с коррупцией. За этот период обвинения в использовании взяток были выдвинуты в 294 случаях подписания международных контрактов на сумму 145 миллиардов долларов.

Например, в Германии, согласно официальной статистике полиции, в 1997 году около 2 тысяч государственных чиновников были осуждены за взятки. По оценкам экспертов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов на взятки оценивались в 10 миллиардов немецких марок. Громкий скандал разразился в конце 90-х годов вокруг многих немецких политиков, в том числе в связи с финансовыми злоупотреблениями бывшего канцлера Германии Гельмута Коля.

Во Франции в 1997-1998 гг. три министра подали в отставку из-за обвинений в коррупции. По мнению экспертов, концентрация власти, присущая Франции, и искажения во взаимоотношениях между государственным и частным секторами экономики в значительной степени способствуют процветанию коррупции. Уголовное расследование также проводилось судебной властью против покойного президента Франции Франсуа Миттерана, нынешнего президента Франции Жака Ширака, за финансовые нарушения, которые он совершил во время своего пребывания мэром Парижа и председателем Объединения за Республиканскую партию.

Конец 20-го века ознаменовался глобализацией коррупции - беспрецедентным всплеском коррупционных скандалов против высших чиновников ряда государств. В Италии в 1995 году, после десятилетия борьбы с мафией, специальная комиссия юристов в Милане начала расследование по делу премьер-министра Италии Беттино Кракси. Это расследование и последующая операция «Чистые руки» привели к раскрытию многочисленных фактов коррупции в высших эшелонах власти Италии. Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за помощь в пополнении казны партии социалистов взятками от бизнесменов в обмен на государственные контракты. В 1997 году было возбуждено уголовное дело по факту подкупа одного из инициаторов операции «Чистые руки» премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. В 1998 году было возбуждено уголовное дело по связям с мафией Джулио Андреотти, которого семь раз избирали премьер-министром Италии. В декабре 2002 года Андреотти был оправдан судом.

В последние годы в развитых странах стали появляться различные формы долгосрочного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется в нескольких направлениях: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы; развитие производственной инфраструктуры; поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но важных для национальной экономики; участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции посредством стандартизации; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международным технологическим сотрудничеством. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к сокращению краткосрочного регулирования, поскольку это необходимо для конкурентной рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственные органы развитых стран широко используют договорную (договорную) систему. В настоящее время государство в развитых странах является основным заказчиком современного современного сложного оборудования и технологий, особенно в военной и космической областях, информационных технологий, атомной энергетики, микроэлектроники, биотехнологии и др. Осуществляется реализация государственных научно-технических программ. выход не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и напрямую основан на условиях государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в Соединенных Штатах является сложным и разнообразным инструментом регулирования экономики страны. В его состав входят правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использования информационных систем, права на использование государственной собственности, привлечения внешней и иностранной рабочей силы, получение кредитов. и заимствования - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий спектр преимуществ и преимуществ перед корпорациями, работающими на частном рынке: право на бесплатное использование оборудования и научных лабораторий, льготы на закупку сырья у частных и государственных поставщиков и за рубежом, право тратить средства на собственные исследования и разработки и переподготовку кадров. Контракты присуждаются на конкурсной основе, подрядчик выбирается независимой экспертной комиссией. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без возмещения расходов подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба, вызванного невыполнением контракта, различные финансовые санкции публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в нарушении государственных заказов и т. д.

Вывод:

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. У него есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам конкуренции относятся: активизация инновационного процесса, гибкая адаптация к спросу, высокое качество продукции, высокая производительность труда, минимальные затраты и т. д., Что обеспечивает эффективность конкурентных рынков. Негативные последствия конкуренции включают в себя разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерную дифференциацию в условиях жизни, порождение нечестных практик, преступность, чрезмерную эксплуатацию природных ресурсов, экологические нарушения и т. д.

Конкуренция занимает одно из ведущих мест в рыночной экономике; это признак рынка как формы взаимного соперничества между участниками рынка и механизма регулирования общественного производства.

Целью государства в рыночной экономике является не регулирование рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, о чем свидетельствует опыт экономических реформ в нашей стране, приводит к крайне негативным последствиям.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и регулирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Важным элементом государственного регулирования экономики является дерево целей, которые постоянно меняются в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Высшая форма государственного регулирования экономики - государственное экономическое программирование. Осуществляется переход от подготовки чрезвычайных и целевых программ к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. Программы социально-экономического развития играют жизненно важную роль в развитии любой страны. Их разработка и дальнейшая реализация обеспечивает функционирование социальных секторов и позволяет решать стратегические задачи.

Важнейшие границы эффективности государственного регулирования экономики: мотивация предпринимательской деятельности; социальное налогообложение; Рост ВВП.

Следует иметь в виду, что устойчивое развитие экономики и общества, формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий органов власти.

Совершенствование государственного регулирования экономической деятельности в современных условиях России предполагает смещение акцента на региональный уровень в контексте проводимой в стране административной реформы. В то же время необходимым условием является реализация социально-экономической политики регионов в рамках государственной социально-экономической политики.