Особенности развития западноевропейской интеграции. ЕС и ЕАСТ

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сущность, главные предпосылки и цели интеграционных процессов в мировом хозяйстве
Этапы интеграционного процесса и основные типы интеграционных объединений
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка
Особенности интеграции в Североамериканском регионе и Латинской Америке

 

Введение:

Международная экономическая интеграция является характерной чертой современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. начало XXI века. он стал мощным инструментом ускорения развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран членов интеграционных групп. 

Исторически международная экономическая интеграция получила самое глубокое развитие в Западной Европе, где постепенно создавалось единое экономическое пространство.

Изучение западноевропейской интеграции важно как подкрепление теоретических основ практическими примерами. На примере Европы признаки, причины и механизмы интеграции четко прослеживаются. Это поможет более глубоко изучить процесс, определяющий будущее развитие мирового сообщества. 

Это еще более актуально для Российской Федерации сейчас, когда поднимаются вопросы о создании союзного государства с Беларусью, создании единого экономического пространства со странами СНГ и рублевой зоны, а также развитии интеграции со странами Азии.

Понятие интеграции

lat interum целое число) в общем случае означает объединение, взаимопроникновение. Объединение любых элементов (частей) в единое целое. Процесс взаимного сближения и формирования отношений. 

Существует пять основных признаков региональной интеграции.

Первый признак состоит в том, что в результате объединения государств в интеграционную группу появляется новое положительное качество для всех участников, которое было бы невозможно (или неизмеримо сложнее) получить на индивидуальной основе. Ярким примером такого явления является единая европейская валюта. Сегодня он имеет большую стабильность и вес на международной арене, чем предыдущие национальные валюты вместе взятые. 

Второе отличие состоит в том, что новый союз государств выделяется на фоне остального мира и так или иначе отделен от него. Таким образом, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера в отношении третьих государств. Поэтому, например, в Европейском союзе торговля пшеницей происходит без каких-либо ограничений, в то время как импорт зерна в ЕС из Канады или России облагается высокими налогами и, в некоторых случаях, запретительными антидемпинговыми пошлинами. 

Третья характеристика добровольный и партнерский характер интеграции. Поэтому насильственное объединение территорий захват колоний, создание протекторатов, создание империй нельзя назвать интеграцией. 

Четвертый признак интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Это отличает его от международных организаций и других форм международного сотрудничества. Региональные ассоциации всегда имеют политическую и экономическую составляющую, а также распространяют свою деятельность на другие сферы юриспруденцию, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование. 

Пятая характеристика интеграции вытекает из четырех предыдущих (особенно из первой и второй) и имеет ключевое значение для понимания сути этого явления. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция строится на осознании участниками сообщества своей будущей исторической судьбы. 

Этапы развития интеграции в Западной Европе

Развитие европейской интеграции происходило постепенно, в несколько этапов, по мере интенсификации интеграционных процессов между ее составляющими государствами и народами.

Начало западноевропейской интеграции положили французский дипломат Жан Моне и министр иностранных дел Франции Роберт Шуман. В своей речи 9 мая 1950 года (знаменитая Шуманская декларация) Р. Шуман говорил о необходимости передачи всего производства угля и стали во Франции и Германии под контроль единой организации, открытой для других европейских стран. Сегодня 9 мая считается «днем рождения» Европейского Союза. 

Так, 18 апреля 1951 года в Париже было подписано соглашение о создании Европейского сообщества угля и стали (EUSC), которое было подписано шестью странами: Германией, Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами.

Следующим этапом объединения Европы стало подписание так называемых Римских соглашений в конце 1950-х годов. 25 марта 1957 года в Риме государства ESUS подписали договоры, которые породили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). 

В 1967 году институты трех европейских сообществ (EUSC, EEC и Euratom) объединились: одна комиссия, один совет министров и Европейский парламент. Таким образом, объединились три крупные западноевропейские организации EUSC, EES и Euratom. 

Формирование первых интеграционных групп 

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в зоне свободной торговли. На начальном этапе интеграции между участниками таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю были отменены, но каждая страна-участница все еще сохраняла свой национальный таможенный тариф для третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего в области сельского хозяйства). 

Почти одновременно с ЕЭС, начиная с 1960 года, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группа, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если Франция сыграла ведущую роль в организации ЕЭС, Великобритания стала инициатором ЕАСТ. Первоначально (в 1960 г.) к ЕАСТ присоединились 7 стран: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, затем Исландия, Лихтенштейн, Финляндия. 

Они приняли конвенцию, которая предусматривала либерализацию торговли между государствами-членами ассоциации к 1970 году путем снижения таможенных пошлин и сокращения количественных ограничений.

ЕАСТ был ограничен более скромными задачами, чем ЕС. Согласно Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространяется только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на товары, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя независимую торговую политику. 

Кроме того, Великобритания превзошла по экономической мощи всех своих партнеров по ЕАСТ, вместе взятых, в то время как у ЕЭС было три центра силы (Германия, Франция, Италия), а самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группы. 

Политические и экономические успехи ЕЭС привели к тому, что три государства ЕАСТ, Великобритания, Дания и Ирландия решили присоединиться к соглашению.

Создание европейской валютной системы и шенгенской зоны 

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенный союз, был самым длинным с 1968 по 1986 год. Начало 70-х годов. была отмечена активизация переговоров между сообществом и неевропейскими государствами. Соглашение о свободной торговле вступило в силу между сообществом и Австрией, Швейцарией, Португалией и Швецией, а затем с Исландией, Норвегией и Финляндией. 

В 1973 году на конференции в Хельсинки (Финляндия) была заложена основа для создания Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (позднее преобразованного в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). В конце года энергетический кризис заставил страны сообщества договориться о соглашении об общей энергетической политике. 

В 1974 году было принято соглашение о свободном перемещении промышленных товаров в регионе, охватываемом ЕС и ЕАСТ. В марте 1975 года был создан Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). 

В ноябре 1978 года на совещании в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) на основе ECU (Европейская валютная единица). В марте 1979 года вступило в силу соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами-членами ЕЭС. 

1 января 1981 года Греция присоединилась к девяти странам сообщества, а затем, в 1986 году, Испания и Португалия присоединились к Европейскому сообществу.

Сообщество стран стало еще ближе с созданием так называемой Шенгенской зоны. 14 июня 1985 года в городе Шенген (Люксембург) представители пяти стран Европейского сообщества Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и Германии подписали Шенгенское соглашение. Согласно этому документу страны-участницы договорились об отмене многих межгосударственных барьеров, в том числе об отмене виз для пересечения внутриевропейских границ. Также было введено правило, согласно которому виза, выданная одной из стран-участниц, была признана действительной для въезда в другие страны. Позже еще несколько стран присоединились к этому соглашению. 

Создание общего рынка 

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992 гг., Был отмечен созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому закону 1986 года, в ЕЭС планировалось сформировать единый рынок как «пространство без внутренних границ, обеспечивающее свободное перемещение товаров, услуг, капитала и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, а также провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика процветала, все эти меры были реализованы довольно быстро. 

Конец 1980-х годов ознаменовался событием, которое значительно повлияло на объединение Европы. Это развал социалистического лагеря после серии «бархатных» революций в странах Центральной и Восточной Европы. Кроме того, 1989 год стал годом объединения Германии, одной из ключевых стран ЕЭС. 

Маастрихтский договор и принятие единой валюты 

Четвертый этап западноевропейской интеграции развитие экономического союза начался в 1993 году и продолжается по сей день. Преобразование стало возможным благодаря Маастрихтскому договору. Он был подписан в 1992 году на основе Европейского сообщества, объединяющего 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию и Францию. 

Еще до принятия документа к рассмотрению подготовленного проекта договора было созвано специальное заседание Европейского совета. 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды) был подписан договор о Европейском союзе, который вступил в силу 1 ноября 1993 года. Он завершил работу предыдущих лет по регулированию денежно-кредитной и политической систем европейских стран. 

Соглашение предусматривало создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка, то есть устранение всех препятствий на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей. Таким образом, сформировалось так называемое «Европа без границ». 

Страны Евросоюза теперь обязались проводить совместный курс в области внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координации политики в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью и т. д вместе с этим общее Европейское гражданство устанавливается, а Европейский валютный институт создается и Европейским центральным банком. Апофеозом Маастрихтского договора стало введение в 1999 году безналичной, а в 2002 году единой наличной валюты евро и реализация единой денежно-кредитной политики. 

Европейская конституция 

Пятый этап, который продолжается и сейчас, связан с принятием Конституции ЕС. Решение о начале работы над созданием общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 года . Рабочим органом по разработке проекта конституции была названа конвенция, которую возглавлял бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен. 

Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был утвержден на специальном саммите ЕС в июне 2004 года. 

29 октября 2004 года главы всех 25 стран-членов ЕС подписали новую европейскую конституцию в Риме. Уникальность этого документа заключается в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой обширной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению ее авторов, должна была способствовать возникновению общеевропейской идентичности и сделать ЕС образцом нового мирового порядка. 

Конституция изменяет структуру и функции институтов ЕС, предусматривает пост президента, который должен назначаться Советом сроком на 2,5 года. Пост министра иностранных дел ЕС также предусмотрен. Проект Конституции предусматривает сокращение состава Европейской комиссии: в настоящее время действует принцип «одна страна один европейский комиссар», но с 2014 года число европейских комиссаров должно было составлять две трети от числа членов страны. 

Проект Конституции расширил полномочия Европейского парламента, предложил отказаться от принципа консенсуса и заменить его принципом так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложение и культура, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовало не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения всего союза. Отдельные штаты не будут иметь «права вето». 

На данном этапе возникает проблема, поскольку главы государств подписали конституцию, а население большинства европейских стран отказывается ее принять, полагая, что это ущемляет их права. А для вступления в силу Конституции все страны ЕС должны были ее ратифицировать. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу. Нидерланды и Франция отклонили проект конституции после референдумов. 

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 года была достигнута принципиальная договоренность о разработке «Договора о реформе» вместо Конституции, облегченной версии, содержащей в основном положения о функционировании институтов ЕС в новых условиях. Такое соглашение было подписано в Лиссабоне 13 декабря 2007 года. В настоящее время почти все страны-члены ЕС ратифицировали это соглашение. Осложнения возникли в таких странах, как Ирландская Республика и Чешская Республика, где требуется 3/5 поддержки парламента для его утверждения. Принятие Лиссабонского договора открывает новую эру в развитии Европейского Союза, укрепляя баланс между целями и интересами стран-членов и ЕС, придавая последнему статус «сверхдержавы». Это соглашение закладывает основу для функционирования Европейского Союза на следующие 15-20 лет. 

Организационная структура ЕС

Европейский Союз является основной формой западноевропейской интеграции; Ассоциация 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). ЕС является уникальным международным образованием: он объединяет в себе черты международной организации и государства, но формально он не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, но он имеет право участвовать в международных отношениях и играет в них значительную роль. Рассмотрим его структуру более подробно. 

Храмовое строение ЕС

Для более наглядного представления особенностей разграничения полномочий ЕС и государств-членов используется структура Храма, которая появилась в Маастрихтском договоре. Он поддерживается тремя «столпами». 

Европейские экономические сообщества (ЕЭС).

Общая внешняя политика и политика безопасности (CFSP, ESDP).

Общая политика в области внутренних дел и юстиции.

С их помощью договоры проводят различие между сферами управления стран-членов ЕС и институтами ЕС в процессе принятия решений. В рамках первого столпа роль институтов ЕС является решающей. Он включает в себя вопросы, связанные с общим рынком, таможенным союзом, единой валютой, общей сельскохозяйственной и рыболовной политикой, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политикой сближения. 

Во втором и третьем столбах роль институтов ЕС минимальна, и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. 

Европейские учреждения

Европейская интеграция привела к созданию институтов и органов, общих для всего европейского сообщества.

Традиционное разделение стран на исполнительные, законодательные и судебные органы не характерно для ЕС. Если Суд ЕС можно считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат Совету ЕС, Европейской комиссии и Европейскому парламенту, а исполнительные органы Комиссии и Совету. 

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей министров иностранных дел. Член Европейского Совета также является Президентом Европейской Комиссии. 

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Разработка генеральной линии политической интеграции главная миссия Европейского Совета. Наряду с Советом министров Европейский совет выполняет политическую функцию изменения основных договоров европейской интеграции. Его заседания проводятся не реже двух раз в год, либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, в настоящее время возглавляющего Совет Европейского Союза. Встречи длятся два дня. 

Особенности развития западноевропейской интеграции. ЕС и ЕАСТ

Европейский Совет формально не является частью институтов Европейского Союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство. 

Европейская комиссия

Европейская комиссия является высшим исполнительным органом Европейского Союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При осуществлении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС и не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не имеют права влиять на членов Европейской комиссии. 

Европейская комиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и правительств предлагает кандидатуру президента Европейской комиссии, которая утверждается Европарламентом. Кроме того, Совет ЕС вместе с кандидатом на пост председателя Комиссии формирует предлагаемый состав Европейской комиссии с учетом пожеланий стран-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европейским парламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную область политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение. 

Комиссия играет важную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на реализацию основополагающих договоров. Она выдвигает законодательные инициативы и после одобрения наблюдает за их реализацией. В случае нарушения законодательства ЕС, Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе к апелляции в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, включая сельское хозяйство, торговлю, конкуренцию, транспорт, регион и т. д. комиссия имеет исполнительный орган, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза. 

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе. 

Совет ЕС

Совет Европейского Союза, или, неофициально, «Совет министров» наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, и поэтому его часто рассматривают как ключевой институт ЕС.

Он был создан в 1952 году и был призван сбалансировать Европейскую комиссию. Однако полномочия этих органов четко разделены. В то время как Европейская комиссия играет более административную роль, Совет министров ЕС осуществляет политическое руководство. 

Совет наиболее компетентен в вопросах, которые можно отнести ко второму и третьему столпу европейской интеграции. В то же время Совет ЕС входит в состав законодательных органов Европейского Союза. 

В состав Совета входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза. Однако практика созыва Совета в составе других отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. сложилась. 

Председательство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определенном Советом. Вращение происходит каждые шесть месяцев. 

Решения принимаются квалифицированным большинством. Более того, у каждого государства есть определенное количество голосов, в зависимости от его населения и экономического потенциала. 

Под эгидой Совета существуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача готовить решения Совета и контролировать Европейскую комиссию в случае делегирования ей определенных полномочий Совета. 

Европейский парламент

Европейский парламент это собрание из 785 депутатов, избираемых гражданами стран-членов ЕС на пятилетний срок. Президент Европейского парламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не на национальной основе, а в соответствии с их политической ориентацией. 

Основная роль Европейского парламента заключается в утверждении бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения парламента, либо хотя бы запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и имеет право распустить ее. 

Утверждение Парламента требуется при приеме новых членов в Союз, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых соглашений с третьими странами.

Последние выборы в Европейский парламент были проведены в 2004 году . Европейский парламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе. 

Европейский суд

Европейский Суд (Суд Европейских Сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является высшим судебным органом ЕС.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими или юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям. Он также выносит предварительные (предвзятые) решения по просьбе национальных судов о толковании учредительных договоров и правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС являются обязательными на территории ЕС. Как правило, юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС. 

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставляется право налагать штрафы на государства-члены, которые не выполняют его приказы.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми общих юристов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года половина судей обновляется. 

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза, основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда. 

Палата аудиторов

Палата аудиторов была создана в 1975 году для аудита бюджета ЕС и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением сроком на шесть лет и полностью независимы при исполнении своих обязанностей. 

Функции Палаты аудиторов:

  • проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его учреждений и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  • контролирует качество финансового менеджмента;
  • после окончания каждого финансового года составляет отчет о своей работе, а также представляет выводы или комментарии по конкретным вопросам в Европейский парламент и Совет;
  • помогает Европейскому Парламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

Штаб-квартира Палаты аудиторов находится в Люксембурге.

Европейский Центральный Банк 

Европейский центральный банк был образован в 1998 году из банков 11 стран ЕС в еврозоне (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной еврозоны. 

В соответствии со ст. 8 В соответствии с Договором об учреждении Европейского сообщества была создана Европейская система центральных банков, наднациональный орган финансового регулирования, объединяющий Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран-членов ЕС. Управление ЕСЦБ осуществляется руководящими органами ЕЦБ. 

Европейский инвестиционный банк 

Европейский инвестиционный банк создается в соответствии с Договором на основе капитала, предоставленного странами-членами. Он наделен функциями коммерческого банка, работает на международных финансовых рынках и предоставляет займы государственным органам стран-членов. 

Экономический и Социальный Комитет. Экономический и социальный комитет является консультативным органом ЕС. Создан в соответствии с Римским договором. Состоит из 344 членов, называемых советниками. 

Он консультирует Совет и Комиссию по социально-экономической политике ЕС. Представляет различные секторы экономики и социальные группы (работодатели, работники и свободные профессии, занятые в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, а также представители общественных организаций). 

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет избирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. Численность комитета не превышает 350 человек. Комитет собирается один раз в месяц в Брюсселе. 

Комитет регионов. Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет был создан Маастрихтским договором и действует с марта 1994 года. 

Он состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы власти, но абсолютно независимых в выполнении своих обязанностей. Число членов от каждой страны такое же, как в Экономическом и Социальном Комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет избирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. Численность комитета не превышает 350 человек. 

Комитет регионов консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Пленарные заседания проводятся в Брюсселе 5 раз в год. 

Европейский институт омбудсмена. Европейский институт омбудсмена занимается рассмотрением жалоб граждан на плохое управление учреждением или органом ЕС. Решения этого органа не являются обязательными, но имеют значительное социальное и политическое влияние. 

В дополнение к вышесказанному, есть еще 15 специализированных учреждений и органов. Среди них Европейский центр мониторинга по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст и др. 

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Помимо Европейского союза, который играет ведущую роль на западноевропейском пространстве, исторически на этой территории образовался еще один крупный союз Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) международная организация, созданная в 1960 году. Сегодня в нее входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. 

Три страны ЕАСТ являются частью внутреннего рынка Европейского Союза. Четвертая страна, Швейцария, решила заключить двусторонние соглашения с ЕС. Кроме того, страны ЕАСТ совместно заключили соглашения о свободной торговле со многими странами мира. 

Европейская ассоциация свободной торговли управляется Советом ЕАСТ, состоящим из представителей стран-членов и избираемым на уровне министров. Совет следит за выполнением Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации для правительств стран-участниц, создает комитеты по различным вопросам, например, по тарифам, бюджетам и т. д. 

Текущие дела ЕАСТ находятся в ведении Постоянного секретариата. Все органы управления Ассоциации, в отличие от органов ЕЭК, выполняют в основном консультативные функции. Кроме того, в связи с Соглашением 1992 года о Европейском экономическом пространстве были созданы еще две организации ЕАСТ: надзорный орган ЕАСТ и суд ЕАСТ. 

Секретариат ЕАСТ находится в Женеве, Швейцария. Штаб-квартира надзорного органа ЕАСТ находится в Брюсселе, а суд ЕАСТ в Люксембурге. 

Таким образом, ЕАСТ является менее развитой интеграционной формой: в ходе свободной торговли между принадлежавшими ей странами ни одна из них не ставила под угрозу какие-либо элементы своего суверенитета, и институты с законодательной властью не создавались. Страны ЕАСТ оказались слабо связаны экономически; он не смог продвинуться по пути интеграции так же эффективно, как ЕС. 

Европейское экономическое пространство

На современном этапе развития находится Европейское экономическое пространство (ЕЭП), основанное на соглашении о ЕЭП, которое вступило в силу 1 января 1994 года. После расширения Европейского Союза 1 мая 2004 года ЕЭП охватывает 25 стран ЕС, а также страны ЕАСТ Исландию, Лихтенштейн и Норвегию. Договор о ЕЭП не распространяется на Швейцарию, которая, однако, также является членом ЕАСТ. CES подчиняется своему собственному своду законов, касающихся торгово-экономических отношений. 

Соглашение SES предусматривает:

  • Участие стран на внутреннем рынке ЕЭП со свободным движением товаров, услуг, людей и капитала.
  • Регулирование правил и требований, которым рынок товаров и услуг подчиняется для обеспечения здоровья граждан, безопасности, защиты окружающей среды и защиты потребителей;
  • Разработка общих правил, регулирующих конкуренцию, условий государственной помощи и государственной поддержки в целях обеспечения законных правил конкуренции для всех предприятий, работающих на внутреннем рынке ЕЭП;
  • Расширение сотрудничества в других областях общественной деятельности, наиболее важными из которых являются исследования, образование, защита окружающей среды, политика в области защиты прав потребителей, культурные отношения, государственная политика, гендерное равенство, туризм и функционирование малого и среднего бизнеса.

Соглашение имеет ограничения, которые не позволяют странам ЕАСТ выходить на свободный рынок, хотя для них предусмотрены определенные таможенные льготы. Он постоянно обновляется. Такие решения принимаются Совместной комиссией ЕЭП, которая представляет страны ЕАСТ и Комиссию ЕС. Законодательство каждой из стран-участниц должно быть изменено с учетом новых правил, принятых Совместной комиссией. Надзорные органы и суд ЕАСТ обеспечивают соблюдение странами ЕАСТ требований договора ЕЭП. 

Шенгенское соглашение

Общее экономическое пространство в Западной Европе основано не только на договоре о ЕЭП. Основу единого пространства дала отмена пограничного контроля на этой территории. 14 июня 1985 года пять европейских государств (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия) подписали соглашение об отмене паспортного таможенного контроля нескольких стран Шенгенского соглашения "Европейский союз". Он вступил в силу 26 марта 1995 года. 

С тех пор еще несколько стран присоединились к соглашению, и по состоянию на конец 2007 года соглашение было подписано 30 странами и фактически действует (с отменой пограничного контроля) в 24 странах. Вместе эти страны образуют шенгенскую зону. Несколько других стран, в которых Шенгенское соглашение официально вступило в силу, еще не отменили пограничный контроль и, таким образом, остаются за пределами Шенгенской зоны. 

Заключение

На современном этапе глубокие изменения происходят во всей системе международных отношений. Их неотъемлемой чертой является глобализация, частью которой является экономическая и политическая интеграция. 

Я считаю, что игнорирование этого процесса недальновидно, и изучение этой темы важно как для будущих экономистов, так и для людей других профессий и специальностей. Ведь наша страна тоже участвует в интеграционном процессе. 

Пример Западной Европы показателен. Она сделала значительный шаг к экономической и политической интеграции. Это реальность, независимо от того, какими трудными могут быть будущие действия ее участников Западная Европа это конфедеративное сообщество государств, в котором есть как единый парламент, так и единое правительство и неформально даже объединенное гражданство, а также национальное гражданство; единая экономическая и социальная политика, координирующая внешнеполитическую деятельность всех ее участников. 

На мой взгляд, западноевропейская интеграция это живой пример формирования и развития интеграционных процессов в других регионах. Более того, примером является не зарождающаяся интеграция, а зрелая, эффективно функционирующая ассоциация.