Особенности применения упрощенной системы налогообложения

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Особенности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Особенности применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов.


Введение:

В контексте экономической политики переходного периода такие налоги на недвижимость, как налог на недвижимость и земельный налог, приобретают важное и новое значение, поскольку они являются постоянным и надежным источником формирования местного бюджета. В то же время система взимания налогов на имущество в Республике Беларусь наименее развита как с точки зрения теории, так и практического применения. Сами налоги в их нынешнем виде не выполняют ни фискальную, ни социальную функцию, а также не обеспечивают справедливого распределения налогового бремени. В этих условиях необходимость реформирования существующей системы налогообложения налога на имущество становится крайне актуальной.   

Как известно, налогообложение имущества имеет чрезвычайно выгодные особенности. В конце концов, земельные ресурсы и недвижимость нельзя спрятать, спрятать или передать другому государству. В отличие от прибыли или заработной платы, если существуют развитые институты государственной и независимой оценки, практически невозможно существенно снизить их стоимость. Использование этих функций должно стать основой системы налогообложения имущества Республики Беларусь   

Целью данной научной работы является теоретический анализ современной системы налогообложения имущества в Республике Беларусь и обоснование возможных путей ее совершенствования.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрыть экономическую сущность налога на имущество.
  2. Изучить опыт сбора этих налогов на примере таких зарубежных стран, как: Япония, США, Великобритания.
  3. Проанализировать действующий механизм налогообложения имущества в Республике Беларусь.

Теоретические основы налога на имущество

Экономическая сущность налогов на имущество и их роль в развитии государства

Как известно, в успешной экономике основную часть доходов бюджета обеспечивают прямые налоги на конечные доходы населения, в том числе взносы социального страхования и налоги на так называемое накопительное имущество (имущество). Их доля в общем объеме налоговых поступлений составляет в среднем более 60%. 

Налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, обычно делятся на реальные и личные:

  • реальные налоги строятся без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Факт существования имущества является основанием для налогообложения. 
  • личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц либо у источника дохода, либо по декларации. В мировой практике личные налоги представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налог на опросы, подоходный налог с предприятий, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

Исторически прямое налогообложение началось с реального, существовавшего в качестве основного вида на протяжении многих веков. Реальные налоги являются налогами на имущество. Первым источником дохода и, соответственно, формой собственности была земля, а первым реальным налогом была земля. Первое упоминание о земельных налогах, взимаемых с владельцев земельных участков, относится к древним временам. Вторым «в свою очередь», с большой временной разницей, был подомой налог, который был введен в период расцвета средневековья со строительством городов и появлением многоквартирных домов. Производственный период капитализма предусматривает торговый налог. Развитие кредитных отношений и фондового рынка приводит к устойчивым новым видам доходов и налогов - на денежный капитал.      

Современная система налогов на имущество представлена ​​налогообложением капитала и имущества, которое осуществляется в развитых странах с использованием следующих групп налогов: подоходный налог с физических лиц, налоги на наследство и дарение, налог на прирост капитала, налоги на определенные виды имущества (землю). , здания).

В мировой практике налог на имущество физических лиц взимается с имущества физических лиц за вычетом обязательств, вытекающих из права собственности на это имущество. Оценка имущества осуществляется по рыночной стоимости. Патенты, страховые полисы (страхование жизни), мебель, произведения искусства, некоторые виды частных сбережений, автомобили и другие транспортные средства, а также здания, сооружения, застроенные и незастроенные земельные участки, когда они подлежат специальному налогообложению, освобождены от налогообложения, освобождаются от налогов. Особенностями этого налога являются довольно высокая сумма, с которой начинается сбор, а также значительные льготы, предоставляемые при налогообложении. Налог на личное имущество, как правило, имеет нормативное значение, поскольку в подавляющем большинстве стран, где он применяется, доход от него не превышает 0,5% от общей суммы налоговых поступлений. Наряду с навязыванием личного состояния существует аналогичная система ежегодного налогообложения штата корпораций. Доходы от этого вида налогообложения в общей сумме налоговых поступлений также незначительны.       

Налог на наследство - это налог на имущество (как движимое, так и недвижимое), переходящее к новому владельцу по наследству. Подарок налог налог на имущество (движимое или недвижимое) , что передача от одного владельца к другому в виде подарка. В большинстве стран оба налога являются отдельными; в некоторых случаях был принят единый налог на наследство и дарение.     

Известны два вида налогообложения наследственного и подарочного налога:

  • когда взимается стоимость всего наследства или дара (США и Великобритания);
  • когда доля каждого получателя имущества облагается налогом.

Устаревшие и подарочные налоговые ставки построены на сложной прогрессии. Как правило, существует система налоговых классов, согласно которой наследники и получатели подарков делятся на классы в зависимости от степени родства (I - наследники первой линии; II - супруги; III - братья и сестры; IV - дальние родственники). Налоговые ставки тем выше, чем ниже степень родства. Размер суммы, с которой начинается налогообложение, а также применение ряда вычетов, разрешенных законом.        

Налог на прирост капитала взимается с доходов физических или юридических лиц, полученных от продажи имущества (в Дании, Ирландии, Португалии, Швейцарии и Великобритании). Специальное налогообложение капитала прироста капитала для юридических лиц (как частных предприятий, так и корпораций) осуществляется в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах. В других странах ОЭСР налогообложение прироста капитала регулируется положениями законов о подоходном налоге. Этот тип налогообложения является в значительной степени вспомогательным, что позволяет облагать налогом увеличение стоимости активов. Объектом налогообложения является увеличение стоимости имущества, то есть разницы между продажной ценой имущества и ценой его приобретения, за вычетом расходов, понесенных при его обслуживании. Все виды имущества, независимо от местоположения, рассматриваются как объекты налогообложения этого налога. Это может включать землю и здания в государстве, полезные ископаемые, запасы, активы, используемые в коммерческих целях, а также материальное имущество (нематериальные активы) и другие виды активов, за исключением национальной валюты.      

Налоги на определенные виды недвижимости (недвижимость) очень разнообразны, и во всех странах они отнесены к компетенции местных органов власти. Однако на центральном (федеральном) уровне, как правило, их сбор регулируется. Налог на имущество имеет 145 стран. Однако разница в тарифах, базе, способе оплаты очень значительна.   

Эта группа налогов включает земельный налог на здания. Он взимается со зданий, расположенных в стране. Основными типами зданий являются: сооружения или укрытия для людей, оборудование и материалы (мастерские, ангары, производственные помещения любого типа); складские помещения; жестко и прочно построенные трубы; произведения архитектуры и искусства (мосты, набережные, виадуки, туннели); суда на стоянке; сайты, используемые в производственных целях и для рекламы.

Налог, как правило, не взимается с структур, находящихся в государственной (коллективной) собственности. К ним относятся здания и помещения, принадлежащие как государственным, так и территориальным организациям, общественным объединениям. Разрешается не взимать этот налог с сельскохозяйственных помещений, предназначенных для животноводства и вспомогательных целей (подвалы, чердаки и т. Д.). Налог не распространяется на здания и сооружения, принадлежащие иностранным государствам и предназначенные для официальных представительств их дипломатических представительств, а также для проживания сотрудников этих организаций и консульских служб, аккредитованных правительством.   

Ставка земельного налога для зданий устанавливается на основе кадастровой стоимости с учетом затрат на управление имуществом, страхование, амортизацию, содержание и ремонт. Кадастровые инспекционные органы определяют стоимость жилья, используя общую методологию, действующую на всей территории страны. 

Не последним местом в системе налогов на имущество является земельный налог. Этот вид налога взимается ежегодно со всех видов имущества, находящихся на территории государства и не облагаемых земельным налогом на здания. На особых условиях некоторые объекты государственной собственности освобождаются от земельного налога: скверы, кладбища, наклонные укрепления. Земельный налог не взимается:   

  • из парков и садов вокруг зданий, принадлежащих обществам инвалидов войны и труда, освобожденных от уплаты земельного налога на здания.
  • от земли, принадлежащей профсоюзам.

Налог на недвижимость включает в себя налог на жилье. Этот налог налагается на здания и помещения, принадлежащие любым лицам и используемые в качестве основного и дополнительного местоположения. Помещения, являющиеся частью дома или квартиры, которые не используются для жилья владельцем или пользователем, не подлежат налогообложению по этой статье налога. Налог на этот налог также включает помещения, используемые для официальных целей (гаражи, подсобные помещения).   

Ставка налога устанавливается в отношении физического или юридического лица, которое является официальным владельцем или арендатором помещения.

По данному налогу от налогообложения освобождаются:

  1. используется в производственных целях и владелец которого платит коммерческий налог;
  2. производственные помещения, используемые для общественных (общественных) целей: столовые, медицинские учреждения, раздевалки;
  3. предназначен для учащихся школ, лицеев, колледжей, пансионатов, а также используется для учебных занятий;
  4. занимают офисы государственных и общественных организаций.

Юридические лица, действующие в области науки, образования и различной помощи - медицинской, социальной. Освобождаются от уплаты этого налога. Он также не взимается с представительств иностранных дипломатических, торговых и консульских служб.

Определенные категории граждан могут быть освобождены от уплаты налога: это вдовы (вдовцы), инвалиды и пожилые люди.

Налоговая ставка на жилье является постоянной для этого типа помещений и определяется в соответствии с кадастровой стоимостью жилья, которая основана на фактической стоимости официально утвержденной таблицы оценки. Это значение пересчитывается ежегодно в соответствии с курсом национальной валюты. 

Не менее важным является налог на имущество. Во-первых, это гарантирует определенную долю поступлений в бюджет независимо от уровня экономического статуса владельца. Во-вторых, при заранее определенных оптимальных налоговых ставках это дает производителю определенные преимущества, в частности: те, кто производит больше продуктов, получат выгоду от равных производственных ресурсов, но более эффективного использования и равных налоговых платежей. В-третьих, налог на имущество стимулирует освобождение предпринимателей от излишних и неэффективных материальных ресурсов, в результате чего рынок пополняется дополнительными объектами продажи. В-четвертых, этот налог способствует перераспределению собственности в пользу деловых людей, которые используют его более эффективно.    

Налог на имущество в зарубежных странах принял форму личного налогообложения. Объект является недвижимым имуществом, а плательщиками являются юридические и физические лица, владеющие этим имуществом. Оценка имущества осуществляется плательщиком в налоговой декларации. Законодательство предусматривает различные налоговые льготы. Налоговые ставки обычно пропорциональны и относительно низки. В этом случае применяется необлагаемый минимум. Налог обычно взимается местными органами власти.      

В нашей стране попытка обложения налогом на недвижимость была предпринята в последней трети 20-го века. (введена плата за производственные активы), но имела небольшой успех. Этот платеж значительно отличался от налога на недвижимость, подлежащую налогообложению, размера и источника платежа.  

Таким образом, современная система имущественных налогов представлена ​​налогообложением капитала и имущества и имущества. Представленная группа налогов является прямым источником пополнения государственного бюджета. Кроме того, налоги на имущество играют важную роль в системе местного налогообложения, которая позволяет строить и ремонтировать инфраструктуру, то есть компенсировать расходы, необходимые для обеспечения нормальной жизни граждан и содержания самой недвижимости.  

Зарубежный опыт налогообложения имущества юридических и физических лиц

Налоговая система Великобритании развилась в девятнадцатом веке, но механизмы налоговых расчетов прошлого века успешно используются в настоящее время. Налоговые поступления составляют 37,4% доходов государственного бюджета. Доля налогов на имущество в общем количестве налоговых поступлений составляет 11,9%. Доходная часть центрального бюджета состоит из таких налогов на имущество, как налог на наследство и дарение, налог на прирост капитала.   

Великобритания относится к странам, где применение налога на капитал является традиционным. Но поступления от этого налога вторичны. Налог на прирост капитала взимается с продажи определенных видов активов, которые являются прибыльными. Целью налога является ограничение размера и прибыльности спекулятивных операций. Доходы рассчитываются как разница между рыночной ценой данного объекта недвижимости и ценой его приобретения. Налог уплачивается по самой высокой из действующих ставок подоходного налога для физических лиц и по базовой ставке корпоративной прибыли для юридических лиц.     

Основным источником налоговых поступлений в местные бюджеты является налог на недвижимость. Это списывается с владельцев или арендаторов недвижимости. Эта концепция включает в себя землю. Среди плательщиков этого налога - лица, снимающие жилье или платящие арендную плату. Оценка недвижимости обычно проводится каждые 10 лет. Он представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи в аренду данного типа имущества. Ставка налога устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах, поэтому ставка заметно варьируется в округах и городах Великобритании.       

В апреле 1990 года и в Уэльсе они начали взимать налог на душу населения, который охватывает почти всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Он был установлен в фиксированном размере независимо местными властями и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт взимания налога на опросы оказался неудачным, и в апреле 1993 года он был заменен новым муниципальным налогом. Это сделано в зависимости от рыночной стоимости имущества и количества взрослых членов каждой семьи со скидками для ряда категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми категорий оценки, а затем облагается налогом по дифференцированным налоговым ставкам.     

Налоговая система США, как и другие страны с федеральной структурой (Германия, Россия), характеризуется множеством налогов, которые делают общее налоговое бремя менее заметным. Поэтому доля налогов США по отношению к ВВП составляет 29,6%. Доля налогов на имущество от всех доходов составляет 10,1%. К налогам на имущество, которые поступают в федеральный бюджет, относится налог на имущество, передаваемый по наследству или дарению. Налоговые ставки являются прогрессивными и в отношении большого количества подарков и наследства могут достигать от 18% до 55 %. Самая высокая ставка применяется , если стоимость наследства превышает 2,5 миллиона долларов, в то время , принимая во внимание степень родства. Налоги на имущество, переданное по наследству на сумму до 10 тысяч долларов, освобождаются от этого налога. Доля этого налога в общем объеме федеральных налоговых поступлений составляет 1–2% и имеет тенденцию к снижению из-за значимости на местном уровне.         

Налог на имущество является одним из основных источников пополнения муниципалитетов в США. Все 50 штатов имеют свои собственные законы и методы расчета суммы такого налога. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает до 43% собственных доходов бюджета. С владельцев взимается около 900 тысяч зданий и сооружений. Кроме того, коммерческая и другая недвижимость облагается налогом по дифференцированным ставкам. Владелец квартиры платит меньше, чем владелец арендованного многоквартирного дома или владелец основных средств. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается, когда владелец назначает арендную плату. Личное имущество для собственного потребления не облагается налогом.       

Обычно облагаемое налогом имущество может быть классифицировано следующим образом:

  1. Земля, здания, сооружения, то есть недвижимость.
  2. Материальная личная собственность:
    1. оборудование, используемое для получения дохода, в том числе сельскохозяйственное оборудование, машины, инвентарь, скот;
    2. товары длительного пользования.
  3. Нематериальные активы: акции, другие ценные бумаги, денежные средства.

Как правило, от налога освобождаются:

  • недвижимость государственных органов;
  • имущество благотворительных, религиозных и иных некоммерческих организаций, если оно не используется в коммерческих целях;
  • нематериальные активы освобождены от налогов в 36 штатах;
  • В 4 штатах личное имущество освобождено от уплаты налога.

Например, в Уинтоне, штат Иллинойс, налог на недвижимость установлен на уровне 6,75%. Налогооблагаемая собственность включает землю и здания. Налоговая база составляет одну треть рыночной стоимости. Владелец получает письмо каждые четыре года с обновленной оценкой своего имущества. Налог поступает в бюджеты уездных, городских, школьных и парковых округов. Переоценка недвижимости на основе рыночных цен проводится ежегодно. Распространенность методов оценки варьируется между территориями и во многом зависит от исторических традиций. Широко распространенный метод сравнения продаж. Во время оценки земля и здания на ней оцениваются отдельно, то есть единый налог на имущество заменяется налогом с двумя ставками или, как его еще называют, налогом на разделение, когда ставка налога на стоимость земли увеличивается, а ставка на стоимость зданий уменьшается. Следует отметить, что переход на двойную налоговую систему в направлении повышения земельных налогов стимулировал строительную активность в городах США. Налог на имущество уплачивается в течение 2 года равными долями и составляет в среднем 1,4 %.             

Для предотвращения уклонения от уплаты налогов предусмотрено:

  1. увеличение налоговой базы путем периодической переоценки без увеличения налоговой ставки;
  2. возможное превышение ставки в 1%, если дополнительная сумма дохода идет на погашение долгов местных органов власти.

Роль налога на движимое имущество снижается среди местных налогов, поскольку возникают трудности в сборе и контроле его уплаты. Все налоги на имущество вычитаются при расчете налога на прибыль на любом уровне. 

Современная налоговая система в Японии имеет свои особенности и несколько отличается от налоговой системы в Соединенных Штатах и ​​странах Западной Европы. Особенностью налоговой системы Японии является самый низкий уровень налогообложения (27,1% ВВП), который оказывает минимальное влияние на распределение ресурсов. Существенным отличием является то, что местные налоги не составляют основную долю в местных бюджетах. Основу бюджета Японии составляют прямые налоги. Их можно разделить на три большие группы:    

  • прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц;
  • прямые налоги на имущество;
  • прямые и косвенные потребительские налоги.

Вторая группа налогов включает налоги на имущество, которые составляют 10,3% всех налоговых поступлений. Налоги на имущество формируют как государственный (25% доходов), так и местные бюджеты (31,4%). Субъектами этого налога являются юридические и физические лица, для которых предусмотрена одинаковая ставка налога. Обычно это 1,48% от стоимости имущества. Переоценка проводится один раз в три года. Налогообложение включает в себя: всю недвижимость, землю, ценные бумаги , проценты по банковским вкладам. Налоги также уплачиваются в момент передачи права собственности от одного владельца другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту группу входят налог на регистрацию налогов, гербовый сбор, налог на ирригацию и мелиорацию, налог на наследство (большое внимание уделяется передаче прав собственности от одного владельца другому). Существует две основные формы передаваемого имущества - подарок и завещание. Видом налога на имущество является налог на наследство и дарение, налоговая ставка которого не может превышать 75% фактической доли наследников. Особенностью японской системы сбора этого налога является то, что на него распространяется не вся стоимость наследства или дара (США, Великобритания), а доля каждого получателя имущества.            

Очень сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земли. Во второй половине 80-х годов в Японии начался резкий рост цен на землю, чему способствовал возросший спрос на офисы, поскольку Токио, наряду с Нью-Йорком и Лондоном, становится одним из информационных и банковских центров в мире. Количество спекулятивных сделок, направленных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков и различных международных компаний, увеличилось. В те же годы правительство Японии объявило план реконструкции столицы, который предусматривал большое развитие. После публикации плана началась лихорадочная покупка земли в надежде на выгодную перепродажу государственным органам. В отличие от другой недвижимости, налоги не взимались при покупке земельной сделки. Кроме того, банки легко и на выгодных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. В результате в последние годы темпы роста Земли составляли 50–70%.       

Повышенная цена земли влияет на внутригородскую миграцию, жилые здания начинают превращаться в офисы. Из-за высокой стоимости муниципалитеты не могли приобретать новые земли в общественных целях. В зависимости от стоимости увеличение налогов может усугубить негативные последствия. В связи с этим была введена процедура, согласно которой земельный налог не может быть увеличен более чем на 10% по сравнению с последней переоценкой. Для оценки земельных участков и улучшений (зданий, сооружений, сооружений) используются различные методы: рыночная стоимость земли оценивается с использованием метода сравнения продаж, а рыночная стоимость улучшений является дорогостоящим методом.    

Мировая практика показывает, что формирование определенных традиций и специфических особенностей налогообложения недвижимости и других видов имущества, характерных для отдельного государства, происходит на протяжении десятилетий. К числу общепринятых правил при построении этой группы налогов относятся:   

  • регулярная (каждые три или пять лет) переоценка имущества с целью определения его стоимости, соответствующей реальным рыночным условиям;
  • соблюдение социальной функции налогов - освобождение от налогов лиц пенсионного возраста, имеющих определенные заслуги перед обществом, использование необлагаемого налогом минимума в стоимости имущества или применение пониженной ставки для семей с низким доходом;
  • традиционная поддержка организаций, занятых в сфере сельского хозяйства, финансируемых из бюджета, некоммерческой и научной сферы;
  • дифференцированный подход к налогообложению коммерческой и другой недвижимости;
  • концентрация доходов от этих видов налогов в местном бюджете.

Вышеуказанный зарубежный опыт налогообложения имущества свидетельствует о несовершенстве действующей системы взимания этих налогов в Республике Беларусь. Следуя мировой практике, можно значительно повысить роль налогов на имущество в формировании местных бюджетов. Таким образом, для реформирования этой категории налогов целесообразно детально изучить действующую налоговую систему в нашей стране.   

Оценка действующей системы налогообложения имущества в Республике Беларусь

Анализ налогов на имущество в Республике Беларусь

Начало 90-х годов было периодом возрождения и формирования новой налоговой системы Республики Беларусь. Впервые были включены налоги на недвижимость рыночного типа: налог на недвижимость, плата за землю, экологический налог, налог на добычу и использование полезных ископаемых и налог на топливо. 

Введение налога на недвижимость заменило ранее применявшееся: платеж за средства и налог с владельцев зданий, взимаемый с физических лиц. Однако, по сути, объекты налогообложения остались прежними - остаточная стоимость основных фондов предприятий и стоимость зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам. В то же время, несмотря на почти ежегодную переоценку основных средств, из-за низкого коэффициента обновления, их физического и морального износа, налог на недвижимость занимал незначительную долю в доходах консолидированного бюджета: не более 2 - 4% для Весь период функционирования действующих налоговых систем и менее 1% ВВП. (Приложение)   

Введение платы за землю (земельный налог) предусматривало переход к новым экономическим отношениям государства с собственниками (пользователями) земли. Поэтапная оценка качества земель (плодородия) проводилась с учетом капитальных вложений (возделываемых и природных сельскохозяйственных угодий, вновь построенных и существующих производственных объектов в городах). Для реального определения стоимости земли были предусмотрены повышающие (понижающие) ставки в зависимости от расположения, расположения памятников истории и культуры.  

Однако, несмотря на рыночный подход к оценке стоимости земли, земельный налог не нашел своего реального развития по ряду причин:

  • низкие фиксированные налоговые ставки, установленные на 1 га земли, не отражали реальный уровень инфляции;
  • включение налога в себестоимость продукции не соответствует политике ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;
  • медленная и кропотливая кадастрализация не давала возможности воспользоваться рыночной оценкой земли.

Вышеуказанные причины были также следствием незначительной доли земельного налога в доходах бюджета: около 2% и менее 1% в ВВП.   

Изучение структуры платежей при реализации программных мероприятий по совершенствованию налоговой системы нашей страны свидетельствует о недостаточной эффективности с точки зрения оптимизации. Таким образом, рентабельность налога на имущество в целом в 2007 году снизилась до 1,595% ВВП. Несмотря на то, что налог на недвижимость показал положительную динамику доходов (темп роста - 113,7 процента), его доля в ВВП осталась на уровне 1 квартала 2006 года и составила 1,3 процента. 

В структуре смешанных налогов, на которые приходится около 5,5% всех налоговых поступлений, земельный налог составляет 15,1%, а его доля в ВВП не превышает 0,5%. 

Эти данные являются четким свидетельством того, что пройдет много времени, прежде чем земельный налог станет важным источником дохода для местных органов власти, который играет важную роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.

Таким образом, очевидно, что роль земельной ренты в финансовой системе страны недооценена. Это также выражается в отсутствии четко определенной государственной политики в области реформы земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не закладываются ипотечные и арендные отношения, действует система земельного кадастра и регистрации земельных участков. Права на земельные участки и сделки с ними не созданы, кадастровая стоимость городских земель не оценена. В результате налоговая база не связана с арендной стоимостью земли, а отсутствие механизма дифференциации ставок не обеспечивает справедливого распределения налогового бремени.   

Наличие большого количества льгот не создает стимулов для рационального использования земель. Так, по данным Министерства по налогам и сборам за 2008 год, из всех собственников и землепользователей только 54% ​​являются плательщиками земельного налога. 

Кроме того, продолжающиеся инфляционные процессы в экономике требуют ежегодной индексации земельного налога и стоимости недвижимости. В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» в 2008 году ставки земельного налога по отношению к 2003 году были проиндексированы на 70%. Для сравнения: в 2007 году ставки земельного налога по отношению к 2003 году были проиндексированы на 60%, в 2006 году - на 48%, в 2005 году - на 34%. Фактически по сравнению с прошлым годом ставки земельного налога увеличились на 6%. Прогнозируемый уровень инфляции в 2008 году составит 13,5%. Таким образом, реальная стоимость земельных ресурсов значительно меньше номинальной, что негативно сказывается на государственном бюджете.       

Для переоценки зданий и сооружений, стоимость которых уже определена, в рамках действующей системы оценки необходимо проводить ежегодную техническую инвентаризацию недвижимости, принадлежащей частным лицам. Существующая сложная система оценки, когда более 50 нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов используются для определения стоимости здания (сооружения), не способствуют повышению налогов на этот налог. Так, сейчас в Беларуси насчитывается более 44 тысяч объектов неоцененной недвижимости, по которым практически невозможно определить сумму налога, подлежащего уплате. Но это реальные потери бюджета.   

Согласно действующему порядку налогообложения недвижимости, владельцы имеют возможность в течение длительного времени держать имущество «в резерве», не используя его и не испытывая финансовых трудностей, возникающих из-за этого. Причем налоги на имущество, уплачиваемые юридическими лицами, поступают не в местный бюджет по месту нахождения имущества, а по месту регистрации предприятия. Это приводит к снижению интереса местных органов власти к сбору этого налога, развитию приватизации и рынка недвижимости.  

Совершенствовать систему сбора налогов на имущество невозможно без учета налоговой системы государства. Следует отметить, что в Беларуси в 2007-2008 гг. встал на путь упрощения процедур налогового администрирования и снижения налоговой нагрузки. Однако эти изменения все еще довольно незначительны, и многое еще предстоит сделать. Так, согласно отчету Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2009», исследования которого охватывают реформы с 1 июня 2007 года по 1 июня 2008 года, наша страна занимает 181 место в налоговой системе.     

Изучив белорусскую налоговую систему в 2008 году, Всемирный банк пришел к выводу, что если местная компания будет платить все налоги, их сумма будет превышать валовую прибыль, составляющую 117,5% от нее. Более того, в течение года компании придется произвести 112 налоговых платежей трем различным организациям, потратив на это 1188 часов. 

Свидетельством реализации совершенствования налоговой системы являются ежегодно принимаемые законы о бюджете и другие законодательные акты по вопросам налогообложения.

Так, Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 года № 145 «О некоторых вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций» был принят с целью дальнейшего упрощения налоговой системы и направлена ​​на снижение частоты уплаты отдельных платежей в бюджет и представления налоговых деклараций (расчетов).

В основном эти изменения повлияли на налоги на имущество. Согласно этому документу, по земельному налогу и арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, квартальные периоды платежей устанавливаются в размере 1/4 годовой суммы налога (до вступления в силу Указа организации ежемесячно производили платежи). и налоговые декларации подавались один раз в год). При этом налоговые декларации по налогу на недвижимость будут представляться организациями один раз в год не позднее 20-го числа первого месяца отчетного года, а налог будет выплачиваться один раз в квартал в размере 1/4 от годовая сумма налога (до вступления в силу указа декларации были представлены ежеквартально, а налог уплачивался ежемесячно в размере 1/3 от суммы квартального налога ).      

Реализация предложенных подходов позволяет сократить количество налоговых деклараций, поданных за год, как минимум на 6, а количество налоговых отчислений в бюджет - как минимум на 16.

Меры, принимаемые для упрощения налогового законодательства, не всегда приводят к реальному упрощению налоговой системы. Сегодня налог на недвижимость не вписывается в стратегию экономического развития, поскольку на самом деле это прямой налог на вложенный капитал. Когда-то это было введено в условиях гиперинфляции, поэтому никто не спорил много, но сегодня суммы, выплачиваемые налоговыми организациями по недвижимости, стали огромными. Поэтому в целях улучшения инвестиционного климата в 2009 году в проекте Основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь предусматривалось исключение из имущества налога на недвижимость активной части основных средств (машин, оборудования) и распределение налога только на недвижимость (здания, сооружения) Это позволит увеличить собственные финансовые источники инвестиций субъектов хозяйствования на сумму 312 млрд руб. и создаст дополнительные условия для обновления и расширения производственной базы.     

Таким образом, налоги на имущество в нашей стране не играют существенной роли в пополнении консолидированного бюджета. За весь период функционирования существующей налоговой системы они составили менее 2% ВВП. Тем не менее возникают трудности при расчете этих налогов. Это связано с ежегодной индексацией тарифов, сложной системой оценки недвижимости, наличием большого количества льгот, а также частыми изменениями в законодательстве.   

Характеристика правовых аспектов налога на имущество юридических и физических лиц в Республике Беларусь

Источниками регулирования налога на имущество, представленного налогом на имущество и земельным налогом, являются:

  1. Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. № 1314- XII "О платежах за землю"  
  2. Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года № 1337- XII "О налоге на недвижимость"  
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 06.03.2008 № 145 «О некоторых вопросах уплаты налогов, сборов и арендной платы при подаче налоговых деклараций».

Согласно вышеуказанным правовым нормам налогоплательщиками недвижимости являются владельцы недвижимости, физические и юридические лица.

В соответствии с гражданским законодательством под недвижимым имуществом подразумеваются объекты, движение которых без чрезмерного ущерба их назначению невозможно. К ним относятся: здания, сооружения, земля, водоемы, многолетние насаждения, а также водно-воздушные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации. 

Объектом налогообложения на недвижимость являются земельные участки, здания, сооружения и сооружения (в том числе подземные), жилые и нежилые помещения. Кроме того, объектом налогообложения является доля владения в перечисленных видах имущества, а в некоторых случаях незавершенные строительные проекты. 

Налог на имущество также взимается с имущества предприятий и организаций. Для того чтобы классифицировать предприятие как плательщика этого налога, оно должно иметь статус юридического лица и имущество на территории Республики Беларусь. Плательщиками являются:  

  1. предприятия, организации, учреждения;
  2. их филиалы и отдельные структурные подразделения;
  3. иностранные юридические лица.

При расчете налога учитывается не все имущество налогоплательщика, а только то, что относится к объекту налогообложения: основные средства, нематериальные активы, запасы и расходы, которые находятся на балансе налогоплательщика в соответствующих бухгалтерских счетах.

Пункт 1 статьи 44 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает, что исчисление суммы налога основывается на налоговой базе, ставке налога и налоговых льготах.  

Налоговая база - это стоимость зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, которая определяется:

  1. по фактической стоимости, предоставленной налоговым органом территориальными организациями для государственной регистрации недвижимости и прав на нее;
  2. согласно оценке здания или сооружения предыдущего года, увеличенной на коэффициент переоценки, установленный Министерством архитектуры и строительства;
  3. исходя из ориентировочной стоимости 1 кв. метр типового здания или сооружения, определяемый местными исполнительными или административными органами, и общая площадь оцениваемых зданий или сооружений с учетом факторов качества окружающей среды и типа населенного пункта. 

Годовая ставка налога на недвижимость для физических лиц установлена ​​в размере 0,1 процента от этой стоимости.

Юридические лица определяют налог на недвижимость ежеквартально на основе наличия основных производственных и непроизводственных активов по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки. Остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных активов определяется как стоимость основных средств согласно первичным данным бухгалтерского учета и соответствующей отчетности за вычетом их износа с учетом переоценки, проведенной в начале года. Если новые основные средства вводятся в эксплуатацию в течение отчетного квартала, налог на имущество, начисленный в начале отчетного квартала, не пересчитывается.  

Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена ​​в размере 1 процента.

Оценка незавершенных строительством зданий и сооружений проводится в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2003 г. № 121, с использованием понижающего коэффициента 0,8.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона № 1337-XII установлено, что если плательщик имеет облагаемые налогом предметы за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он зарегистрирован в налоговом органе, налог на недвижимость для таких объектов составляет выплачивается в административно-территориальную единицу по месту нахождения облагаемых объектов. Налог рассчитывается по ставке налога с использованием коэффициента, установленного на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения этих объектов налогообложения. 

Земельный налог находится в собственности, владении, пользовании или собственности юридических лиц (в том числе иностранных) и физических лиц (граждан и индивидуальных предпринимателей).

Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности или аренды земельного участка.

Объект налогообложения включает в себя: землю, земельные доли по категориям земельной собственности.

Ставки земельного налога и порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливаются Законом Республики Беларусь от 18.12.1991 N 1314-XII «О платежах за землю» (возможны изменения и дополнения).

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей с гектара земли. Его размер рассчитывается в зависимости от качества и местоположения земельного участка, независимо от результатов хозяйственной или иной деятельности. Налог на земли сельскохозяйственного назначения рассчитывается в соответствии с данными, указанными в земельном кадастре. Следует отметить, что ставки земельного налога ежегодно индексируются с использованием коэффициента, установленного законодательством о бюджете Республики Беларусь на следующий финансовый год, который учитывает происходящие экономические изменения. Итак, согласно ст. 41 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. N 191-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» ставки земельного налога в 2008 году были проиндексированы на 70 %.        

За арендуемую землю взимается плата в размере, определяемом договором. При определении размера арендной платы в иностранной валюте (в соответствии с договором) определяется ставка Национального банка Республики Беларусь, устанавливаемая в первый день первого месяца года, в котором уплачивается арендная плата. 

Земельные участки, находящиеся во временном пользовании и не возвращенные в установленный срок, незаконно занятые земельные участки, а также земельные участки, площадь которых превышает установленные нормы отвода, облагаются земельным налогом по ставке, в 10 раз превышающей норматив.  

Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ряд льгот по налогу на имущество. Так, например, от уплаты налога на недвижимость и земельных платежей освобождаются: 

  1. участники Великой Отечественной войны и другие лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;
  2. пенсионеры по старости, инвалиды I и II групп и другие инвалиды при отсутствии трудоспособных лиц, проживающих вместе или зарегистрированных в соответствии с данными домохозяйств или домохозяйств;
  3. многодетные семьи (имеющие трех и более несовершеннолетних детей);
  4. военнослужащие.

Следует отметить, что физические лица, перечисленные в статье 19 Закона Республики Беларусь «О плате за землю», имеют право не только на уплату земельного налога, но и на оплату аренды.

В то же время льготы не предоставляются в отношении земельных участков, предоставляемых этим категориям лиц для традиционных ремесел, сенокошения и выпаса скота, предпринимательской деятельности, а также в отношении участков обслуживания и неразрешенных земельных участков.

Объекты социально-культурного назначения, основные средства организаций, принадлежащих обществам инвалидов, основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, не являются облагается налогом на недвижимость. Более того, в соответствии с пунктом 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» здания, сооружения юридических лиц, впервые введенные в эксплуатацию, освобождаются от налога на недвижимость в течение года со дня их ввода в эксплуатацию. Однако при аренде объектов основных производственных и непроизводственных фондов, освобожденных от налогообложения, а также основных производственных и непроизводственных фондов организаций, финансируемых из бюджета, эти средства облагаются налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.     

Следует отметить, что в годовых законах о бюджете Республики Беларусь на следующий финансовый год установлена ​​норма о предоставлении местным Советам депутатов права повышать (уменьшать) ставки налога на имущество, но не более чем в два раза, то есть установить налоговые ставки, отличные от указанных в законе. Так, например, решением Гродненского городского Совета депутатов от 29 декабря 2007 г. № 42 «О бюджете города Гродно на 2008 год» установлены повышающие коэффициенты для юридических лиц всех форм собственности к ставкам:  

  1. земельный налог - 1,75;
  2. налог на недвижимость - 1,75;
  3. налог на незавершенное строительство по истечении периода строительства, определенный в соответствии со строительными нормами и правилами для зданий, сооружений, в соответствии с которыми были приняты нормативные условия на проектирование, реконструкцию и капитальный ремонт - 2,0, за исключением тех, что строится за счет бюджета.

Повышение коэффициента земельного налога и налога на недвижимость на 2008 год на 2,0 введено для гаражно-строительных (гаражных) кооперативов, а также для владельцев гаражей - физических лиц, чьи гаражи расположены в центральной части Гродно.  

Следует учитывать, что в соответствии с законами о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год местные Советы депутатов с учетом финансового положения отдельных лиц имеют право корректировать сумма земельного налога физическим лицам, которым передано право собственности на землю для пожизненного наследования, владения или пользования. Соответственно, если сумма земельного налога, представленного физическому лицу для оплаты, превышает его материальные возможности, то он имеет право обратиться в местный Совет депутатов с просьбой уменьшить сумму земельного налога или освободить его от уплаты налога в полное (в 2007 году это право закреплено в статье 43 Закона N 191-3). 

Последний день уплаты налога на имущество физических лиц - 15 ноября 2008 года. Что касается организаций, то оплата земельного налога и арендной платы за земельные участки, налога на имущество производится ежеквартально не позднее 22-го числа отчетного месяца каждого квартала. в размере 1/4 годовой суммы налога. Для земель сельскохозяйственного назначения - не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября и 15 ноября. Налоговая декларация по недвижимости подается организациями не позднее 20 января отчетного года.   

В заключение хотелось бы обратить внимание на тот факт, что за неисполнение налогового обязательства (за неуплату или несвоевременную уплату налога на имущество в установленный законом срок) с каждого плательщика взимается штраф. день просрочки, включая день уплаты налогов. За каждый день неуплаты взимается штраф в размере 0, 033%. Кроме того, законодательством предусмотрена административная ответственность за уклонение от уплаты налогов.       

Таким образом, правовые основы налогообложения имущества подтверждаются такими законодательными документами, как: Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. № 1314- XII «О платежах за землю», Закон Республики Беларусь от 23 декабря. 1991 г. № 1337-XII "О налоге на недвижимость". Кроме того, в ежегодных законах о бюджете Республики Беларусь на следующий финансовый год закреплена норма о предоставлении местным Советам депутатов права повышать (уменьшать) налоговые ставки.   

Вывод

Современная система налогов на имущество представлена ​​налогообложением капитала и имущества, которое осуществляется в развитых странах с использованием следующих групп налогов: подоходный налог с физических лиц, налоги на наследство и дарение, налог на прирост капитала, налоги на определенные виды имущества (землю). 

Налоги на имущество являются основным источником государственного бюджета. Кроме того, представленная группа налогов играет значительную роль в системе местного налогообложения, которая позволяет строить и ремонтировать инфраструктуру, то есть компенсировать расходы, необходимые для обеспечения нормальной жизни граждан и содержания недвижимости. сам. 

Налоги на недвижимость в нашей стране не играют существенной роли в пополнении консолидированного бюджета. За весь период функционирования существующей налоговой системы они составили менее 2% ВВП. Тем не менее, существуют трудности при расчете этих налогов. Это связано с ежегодной индексацией тарифов, сложной системой оценки недвижимости, наличием большого количества льгот, а также частыми изменениями в законодательстве.   

Вышеуказанный зарубежный опыт налогообложения имущества свидетельствует о несовершенстве действующей системы взимания этих налогов в Республике Беларусь. Следуя мировой практике, можно значительно повысить роль налогов на имущество в формировании местных бюджетов. 

Однако налоговый опыт одной страны не может быть полностью перенесен на отечественную практику. При проведении налоговой реформы каждая страна руководствуется набором классических принципов налогообложения, подтвержденных мировой теорией и практикой, а также принципами, которые отвечают национальным интересам в определенный период времени. Учитывая принятый в Беларуси курс на постепенную реформу и установление рыночных отношений с социальным уклоном, реформу системы налогообложения собственности следует проводить поэтапно.  

В Беларуси, где земля и здания облагаются налогом отдельно, можно поддерживать и развивать эти две налоговые базы с постепенным смещением центра тяжести налогового бремени на землю. Используя, таким образом, преимущество земельного налога, местные органы власти могут значительно повысить эффективность налоговой системы и обеспечить себя большими финансовыми доходами от дохода от изъятия земельной ренты, не полученной кем-либо лично. Одновременное снижение налогов на доходы, получаемые людьми от вложения своего труда и капитала, позволит постепенно перераспределять ресурсы. После реформирования системы налогообложения недвижимости начнет формироваться система регистрации прав собственности, и появится институт оценки. В рамках существующей системы регистрации будет разработан и сформирован земельный кадастр, получена фундаментальная ипотечная база, появятся сотни и тысячи новых рабочих мест.