Особенности переживания обиды в зависимости от индивидуально-психологических свойств личности

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Индивидуально-психологическая характеристика способов эмоционального реагирования
Эмоциональные предпосылки неустойчивого поведения личности
Особенности эмоциональных состояний лиц переживающих утрату
Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации


Введение:

Понятие «личность» многогранно. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

В результате, проблема в изучении этого понятия, даже в рамках единой науки - психологии, - это совокупность теорий и определений.

Вот только некоторые из них:

  • Личность - совокупность социальных отношений, реализуемых в разнообразных видах деятельности (А.Н. Леонтьев).
  • Личность - «живой человек из плоти и крови», вплетенный во многие отношения с миром; эпицентр "взрывных" изменений в бытии; Быть трансформирующимся в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность - субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью временно регулировать жизнь и разрешать жизненные противоречия (К.А. Абулханова)
  • Личность - это публичная личность, объект и субъект общественных отношений и исторического процесса, проявляющийся в общении, в деятельности, в поведении (В.А. Гансен).
  • Понятие личности обозначает человека как члена общества, суммирует социально значимые черты, заложенные в нем (И.С. Кон).
  • Личность - субъект социального поведения и общения (Б. Г. Ананьев).
  • Личность - личность как публичная личность, субъект познания и объективной трансформации мира, разумное существо с речью и способным работать (А.В. Петровский).
  • Личность - личность как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Человек - это совокупность индивидуальных психологических характеристик, которые формируются в течение жизни и определяют отношение, присущее данному человеку к себе, обществу и окружающему его миру в целом (Ю. В. Щербатых).
  • Человек - это конкретная личность, которая является носителем сознания, способным к познанию, опыту, трансформации окружающего его мира и построению определенных отношений с этим миром и с миром других личностей. (M.N.Sherbakov)
  • Человек - это динамическая организация тех психофизических систем в человеке, которые определяют его поведение и мышление. (Г.У. Оллпорт)

Все определения схожи по своему значению, но, тем не менее, ученые не пришли к общему мнению за долгие века существования проблемы, ее изучения и попыток структурировать знания.

В качестве отправной точки, давайте скажем, что человека называют человеком в психологии как носителя сознания. Считается, что они не рождаются как личности, а становятся в процессе бытия и работы, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «я». Психологические свойства (черты) человека полностью и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешности человека.

Личность, индивидуальность, индивидуальность

Личности разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоко моральные и мерзкие, но в то же время каждая личность уникальна. Иногда это свойство - оригинальность - называют индивидуальностью, как проявлением личности.

Однако понятия индивида, личности и индивидуальности не идентичны по содержанию: каждое из них раскрывает определенный аспект индивидуального бытия человека. Человек может быть понят только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные отношения, которые формируют человека в команде, проявляются в форме общения или субъект-субъектных отношений наряду с субъектно-объектными отношениями, характерными для объективной деятельности.

Личность каждого человека наделена только присущим ей сочетанием черт и характеристик, которые формируют ее индивидуальность - сочетанием психологических характеристик человека, составляющих его самобытность, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально-философское понятие выделяет в многообразии присущих данному человеку качеств и свойств только социально устойчивый, социально типичный, характеризующий социальное содержание ее личности, раскрывающий личность, его стиль поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкус не из его психологических особенностей, которые отличают его от других людей, но со стороны тех свойств и черт личности, которые установлены самим фактом его существования в определенном обществе. Но если индивидуальность - это не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и уникальное проявление общего в жизни индивида, то индивид также является социальным. Следовательно, образ жизни индивида выступает как глубоко индивидуализированная связь между объективной позицией человека в обществе и его внутренним миром, то есть представляет собой некое единство социально типизированного (единого) и индивидуального (уникального) поведения , общение, мышление и повседневная жизнь людей.

Другими словами, мировоззрение человека приобретает социально-практическую и моральную ценность в той мере, в которой оно стало образом жизни человека.

С моральной точки зрения признаком личностного развития человека является его способность действовать в соответствии с его внутренним убеждением в самых сложных повседневных ситуациях, не перекладывать ответственность на других, не слепо полагаться на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, мешать ходу событий, показывая свою волю, свой характер.

Большое значение и роль команды в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским учителем А.С. Макаренко: исходить из признания приемной личности. И это должно быть сделано со всей серьезностью, не отказываясь просвещать в признании возможности того, что они совершают те подвиги, о которых говорит учитель, как о высоких изображениях достижения исключительных результатов в областях производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся, и не все планы сбудутся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело учитель, будут достаточно одарены или смогут полностью раскрыть свои способности. Это о чем-то другом. Все они, несомненно, будут облагорожены, рассматривая их как высшую ценность, уникальных личностей, которые, при правильном развитии, могут открыть миру все достижения творческого духа, доступного человеку. В худшем случае творческий человек может не добиться успеха, но будет сформирован человек, который, как минимум, не помешает другим стать творческими личностями.

Вы не станете человеком, копируя кого-либо. Может получиться только жалкая односторонность. Самостоятельное строительство не может быть выполнено в соответствии с каким-либо стандартным проектом. Как максимум, здесь можно получить только общие настройки. Нужно всегда полагаться на максимальную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Я не добьюсь успеха», чтобы полностью ощутить наши склонности.

Следовательно, развитие человека - это процесс становления человека из личности под воздействием внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессирующее усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от невежества к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Роль воспитания и образования в развитии личности

Природа многое дала человеку, но родила слабых. Чтобы сделать его сильным, полностью независимым, вам все равно придется много работать. Прежде всего, для обеспечения физического развития. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как духовного развития. Процессы человеческого отражения реальности постоянно усложняются и углубляются: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека является продолжением психического развития. Он заключается в постепенном вступлении в его общество - в социальные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоение его функций в этих отношениях. Приобретя эти отношения и их функции в них, человек становится членом общества. Корона - это духовное развитие человека. Это означает понимание им своей высокой судьбы в жизни, появление ответственности перед нынешним и будущими поколениями, понимание сложной природы вселенной и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерилом духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все чаще признается ядром, ядром формирования личности человека.

Развитие каждого из своих представителей человечество обеспечивает посредством образования, передачи опыта своего и предыдущих поколений.

Образование - в широком смысле, это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки его к жизни и активного участия в работе. Образование в узком смысле этого слова - это систематическое и преднамеренное влияние педагога на воспитанных с целью формирования желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Родители передают опыт вертикальной ходьбы, словесное общение с новорожденным, опыт математических преобразований, письменное общение с младшими школьниками, опыт различных видов деятельности и т. д. Всю свою жизнь человек усваивает некий и чужой опыт и только на его основе создает свое. Только став наследником прошлого, он становится полноправным членом своего общества. В этом смысле образование является культурно-формирующим процессом. В процессе воспитания человека происходит его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, меняет, углубляет его. Лучшее образование ускоряет темпы развития, что опять же сказывается на образовании. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно поддерживают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с разных, но тесно связанных, социальных, идеологических, педагогических и т. д. Сторон, оценивая роль воспитания как высшую меру - влияние на развитие личности, на ход социального прогресса.

Они считали образование одним из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса об образовании являются цельной диалектико-материалистической концепцией, основанной на следующих принципах: образование обусловлено сложившимися общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные законы.

Под образованием мы понимаем три вещи:

  • Первое: психическое воспитание.
  • Во-вторых: физическое воспитание.
  • Третье: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идеологическому воспитанию, знакомству молодежи с историей и традициями революционной борьбы.

Под интеллектуальным (интеллектуальным) образованием основоположники марксизма понимали «умственное воспитание», которое молодое поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к стойкому, систематическому исследованию, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуются жизнью.

Необходимым условием технического образования молодого поколения Маркс и Энгельс назвали сочетание образования с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи, основоположников марксизма, важное место отводилось физической культуре. Энгельс также видел большую роль этих исследований в подготовке молодых людей к военной службе.

О каких бы «составных частях» образования ни говорили основатели марксизма, их мысль как-то была направлена ​​на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. В конечном счете, каждый из этих компонентов и весь процесс обучения в целом должны служить его формированию.

Таким образом, можно передавать опыт через средства массовой информации, в музеях через искусство, через религию, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на работе через производственные отношения и т. д. среди них выделяется образование.

Образование - это процесс и результат овладения определенной системой знаний и обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством преподавателей. Образование буквально означает создание имиджа, некой полноты образования в соответствии с определенным возрастным уровнем. Поэтому образование часто интерпретируется как результат усвоения человеком опыта поколений в форме системы знаний, навыков и способностей, отношений. Тогда они говорят о образованном человеке. Образование - это качество развитой личности, которая овладела опытом, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, адаптироваться к ней, защищать и обогащать ее, приобретать новые знания о ней и тем самым постоянно совершенствовать себя, то есть снова улучшать свое образование. ,

Человек рождается без знаний и навыков, но через воспитание и образование он получает все это в соответствии со своим возрастом. На каждой возрастной стадии развитие получает свою степень формирования, а не исчерпывает себя. Таким образом, идеалы, мотивы действий, взаимоотношений и других свойств человека постепенно формируются.

Но ведь сам человек активен с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромна, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью развиваться. Он не сосуд, где «сливается» опыт человечества. Он сам способен приобрести этот опыт. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами личности являются самообразование, самообразование, самообразование.

Самообразование - это процесс усвоения человеком опыта предыдущих поколений посредством внутренних психических факторов, обеспечивающих развитие. Самообразование - это процесс воспитания, который также направлен на развитие человека. Благодаря ему человек в любой образовательной системе сохраняет себя как самостоятельное природное и социальное существо, несмотря на всю интеграцию, то есть его единство с природой и обществом.

Образование, если это не насилие, без самообразования невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса или как взаимно продолжающиеся процессы.

Осуществляя самообразование, человек может самообразоваться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации для усвоения опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, который выполняет и обогащает образование, организованное обществом.

Самообразование - это аналог обучения.

Самообразование - это процесс, когда человек напрямую приобретает опыт поколений через свои собственные устремления и средства, выбранные им самим.

Здесь огромную роль играет внутренний ментальный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, способность учиться не только у учителя, но и у других людей, друзей и природы. Люди говорят о таком самообразовании: «учиться у жизни». Самообразование основано на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую ​​сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека всегда состоит из двух элементов: природного, укорененного в человеческом теле, и духовного, развивающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Но независимо от того, насколько разнообразны человеческие типы образованных народов, благодаря бесконечному разнообразию типов племенных, семейных и личных, природе всегда удается подчеркнуть черту национальности в бесчисленных характерных чертах внешнего вида человека.

Национальная черта не только заметна сама по себе, но и сочетается со всеми другими характерными чертами человека и придает каждому из них свой особый оттенок.

Государственное образование, которое укрепляет и развивает в человеке национальность, одновременно развивая его ум и самосознание, является мощным фактором развития национального самосознания в целом.

Если человек извлекает все свои знания, ощущения и т. д. Из чувственного мира и опыта, полученного из этого мира, но поэтому необходимо организовать мир вокруг него так, чтобы человек в нем познавал и ассимилировал действительно человеческого, поэтому что он знает себя как личность. Если характер человека создается обстоятельствами, то необходимо сделать обстоятельства гуманными.

Учитель К.Д. Ушинский был глубоко убежден в том, что воспитание свободной, независимой и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

Теории личности. Структура личности по З. Фрейду

Выше было сказано о различиях личности, индивидуальности, личности.

А также о важности воспитания и образования наряду с самообразованием и самообразованием.

Тем не менее, теории личности, используемые в психоанализе, в частности, его основатель - З. Фрейд и один из его учеников - Г. Юнг, представляются более интересными.

В начале 20-х гг. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Такое разделение личности на три части известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти компоненты следует рассматривать скорее как определенные процессы, а не как специальные «структуры» личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкции были гипотетическими, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время был недостаточным для определения их локализации в центральной нервной системе.

Id Слово «id» происходит от латинского «оно» и, согласно Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими импульсами (пища, сон, дефекация). совокупление), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, id - это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид остается центральным для человека на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным по своей сути, он свободен от всех ограничений. Будучи самой древней первоначальной структурой психики, ИД выражает основной принцип всей человеческой жизни - немедленное освобождение психической энергии, производимой биологически обусловленными импульсами, особенно сексуальными и агрессивными. Последние, когда они сдерживаются и не находят разряда, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленный разряд напряжения называется принципом удовольствия. Ид следует этому принципу, выражая себя импульсивным, иррациональным и нарциссическим (преувеличенно эгоистичным) образом индивида, независимо от последствий для окружающих или несмотря на самосохранение. Поскольку удостоверение личности не знает страха или беспокойства, оно не прибегает к мерам предосторожности при выражении своей цели - этот факт, считал Фрейд, может представлять опасность для человека и общества. Другими словами, идентификатор можно сравнить со слепым королем, чья жестокая сила и власть вынуждены подчиняться, но для того, чтобы использовать власть, он вынужден полагаться на своих подданных.

Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что он «напрямую связан с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и дает им психическое выражение, но мы не можем сказать, на каком основании эта связь установлена». Ид действует как резервуар для всех примитивных инстинктивных импульсов и черпает свою энергию непосредственно из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, с помощью которых человек снимает напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае идентификатор автоматически реагирует на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу же снимает стресс, вызванный раздражителем. Примерами таких механизмов врожденного рефлекса являются кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда пятно попадает в глаз. Однако следует признать, что рефлексивные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Таким образом, ни одно рефлекторное движение не позволит голодному ребенку получить еду. Когда рефлекторное действие может уменьшить стресс, в игру вступает другая функция id, называемая процессом первичной презентации. Ид формирует ментальный образ объекта, изначально связанный с удовлетворением основных потребностей. В примере с голодным ребенком этот процесс может вызвать изображение груди матери или бутылки молока. Другие примеры первичного процесса представления встречаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в умственной деятельности новорожденных.

Первичный процесс представляет собой нелогичную, иррациональную и фантазийную форму представлений человека, характеризующуюся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, между «я» и «не-я». Трагедия поведения в соответствии с основным процессом заключается в том, что индивид не может различить реальный объект, способный удовлетворить потребность, и его изображение (например, между водой и миражом воды для человека, блуждающего в пустыне). Такая путаница может быть фатальной, если нет внешних источников удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца невозможно научиться откладывать удовлетворение основных потребностей. Способность откладывать удовлетворение в первую очередь возникает, когда маленькие дети учатся тому, что, помимо их собственных потребностей и желаний, существует и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности - эго.

Эго (от лат. «Эго» - I) является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, навязанными внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от идентификатора, развивается из него и заимствует часть энергии идентификатора для своих нужд, чтобы удовлетворить требования социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание (как против внешнего социального мира, так и за инстинктивные потребности личности) эго должно постоянно различать события на ментальном плане и реальные события во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках пищи должен различать изображение пищи, представленное в представлении, и изображение пищи в реальности, если он хочет снять напряжение, то есть он или она должен научиться получать и потреблять пищу до стресса может быть облегчено Эта цель достигается с помощью определенных действий, которые дают возможность выразить свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира - искусство не всегда достижимо. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. Соответственно, эго использует стратегии когнитивного восприятия в своем стремлении удовлетворить желания и потребности личности.

В отличие от идентификатора, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого состоит в том, чтобы сохранить целостность тела, откладывая удовлетворение инстинктов до момента, когда можно достичь разрядки. подходящим образом и / или соответствующие условия во внешней среде находятся. Принцип реальности позволяет человеку замедлять, перенаправлять или постепенно выдавать грубую энергетическую идентификацию в рамках социальных ограничений и совести индивида. Например, удовлетворение сексуальной потребности откладывается до появления подходящего объекта и обстоятельств.

Суперэго. Чтобы человек мог эффективно функционировать в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, которые разумно совместимы с теми, которые приняты в его среде. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа - через формирование суперэго (от лат. «супер» - выше и «эго» - I).

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит цели принципа реальности. Супер-эго, пытаясь полностью замедлить любые социально осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и делах. Короче говоря, оно стремится убедить эго в превосходстве идеалистических целей над реалистическими.

Теории личности. Структура личности по Г. Юнгу

Густав Юнг (1875-1961) был одним из первых учеников Фрейда, который отмежевался от своего учителя. Юнг не мог полностью принять фрейдовский пансексуализм, и Фрейд отрицательно относился к пониманию Юнгом мифологии и оккультных явлений. Его собственный психотерапевтический опыт и хорошее знание восточной философии позволили Юнгу отметить, что психически больные и невротики часто «повторяют мифы, космогонию и примитивные научные представления древних и древних народов» до мелочей.

По его мнению, для понимания нормы и патологии человека необходимо опираться на данные культуры, духовной истории человечества, в которую входит индивид и который интернализуется. Юнг также, в отличие от Фрейда, признает существование, помимо личного, также так называемого коллективного бессознательного (теория архетипов).

Юнг также известен как создатель интересной классификации типологии личности. Он основан на признаках, указывающих на личностные различия в преобладающей направленности интересов человека на внешний (экстраверты) или внутренний (интроверты) мир.

Основные положения теории личности. Согласно К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Решающая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое носит врожденный характер и формируется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в форме архетипов («первичная модель», прототип) - направления идей, общих для всех людей, обобщенного опыта их предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под воздействием которых люди реализуют в своем поведении определенные универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

Мозг, который мы унаследовали от наших предков, является своего рода органическим результатом умственных и нервных функций всех наших предшественников. Он содержит следы, отпечатки основных путей, по которым уже давно сформировались чувства и мысли всего человечества. При рождении, конечно, нет врожденных идей, но мозг ребенка обладает генетически закрепленной способностью функционировать и развиваться определенным образом. Архетип как таковой отличается от обработанных форм - от сказок, мифов и т. д. Архетип, согласно Юнгу, является импринтом, формой без собственного содержания, которая определенным образом организует и направляет психические процессы. Его можно сравнить с руслом реки без воды, но если там течет вода (психические процессы), то она направлена ​​определенным образом и принимает форму канала.

Архетипы встречаются у людей не только во сне, но и в настоящем творчестве. Они выступают в качестве обобщенных образов опыта предков (героев народных сказок, мифов, фольклора, обрядов, традиций) и в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т. п.).

Количество архетипов в коллективном бессознательном не ограничено. Первичные образы (архетип «мать», «герой», «ребенок», «вражда братьев» и т. д.), Превращаясь в мотивы, заставляют человека вести себя в определенных ситуациях таким образом, который характерен для представителей всех культур. Основными архетипами являются собирательные образы матери и отца, а также архетип «Я» («Я»).

В структуре личности Юнг выделяет:

  • Сознание
  • Индивидуальное бессознательное
  • Коллективное бессознательное.

В структуре сознания есть два слоя: «Я для других» (Личность) и «На самом деле Я» (Эго).

Человек является наиболее поверхностным слоем-маской в ​​структуре сознания (архетип соответствия). Он включает в себя социальные роли, с помощью которых человек знакомится с другими людьми и обществом. Это наше публичное лицо. Здесь большое значение придается анализу различных видов символов, охватывающих себя (одежда), род занятий (инструменты, портфель) или социальный статус (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут появиться во сне. Например, человек со «слабым» человеком может видеть себя во сне без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания - Эго. Будучи одним из главных архетипов личности, Эго создает ощущение сознательно связанной и непрерывной циркуляции мыслей, чувств и действий. Хотя Эго возникает из бессознательного, оно имеет только сознательное содержание, которое было сформировано из личного опыта.

Индивидуальное бессознательное состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, а затем забыты и изгнаны из сознания. Он включает в себя Тень, Аниму и Анимус, а также Атман.

Тень - это то, что человек считает низким и безнравственным в себе, в своей личности. Как Эго является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличие от Фрейда, не как рассеянное, вытесненное в бессознательный материал сознания, а как некое целое - отрицательное Я. Тень часто воспринимается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно чаще «всматриваться в себя», потому что опасно не узнавать свою тень. Она, являясь неотъемлемой частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в бессознательном, храбрый, храбрый, робкий, добро-зло и добро-зло. Тень коренится в коллективном бессознательном и, следовательно, может обеспечить ценный материал для Эго.

Анима (для мужчин) и Анимус (для женщин) являются нежелательными представлениями о себе, выдавленном из сознания как мужчина или женщина. Таким образом, Анима - мужское начало в мужчине, а Анимус - мужское в женщине. Юнг считает, что эти образы представляют собой коллективные бессознательные образы (архетипы) женщины или мужчины как таковые и влияют на выбор супругов, проявляются в мечтах и ​​фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают существенное влияние на развитие Анима и Анимуса.

Центральный архетип индивидуального бессознательного - Я. «Я» является внутренним руководящим фактором целостной личности, своего рода «идеальной личностью». Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противопоставлены, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, согласование полярностей - это целостная личность, объединенная самим собой. Развитие Я - главная цель человеческой жизни, но для большинства людей их Я не знакомо, они не развиты и считают центром личности Эго. Архетип самости не осознается, пока не произойдет гармонизация всех аспектов души, и это может быть достигнуто не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворения и исчезновения Эго. Он продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается вместе с самим собой, объединяя сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется безлично в снах или образах - как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Эго и Самостью - это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.

Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессознательного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направлена ​​на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного. Устранение одного симптома заболевания не приводит к выздоровлению, потому что, удаляя один симптом, мы получаем взамен новые. Их коренная причина - эмоциональный «комплекс», и он должен быть целью терапевтических эффектов. Чтобы исправить «сложное», необходимо «извлечь» его из бессознательного, заново распознать и изменить эмоциональный знак - изменить направление воздействия. Психологическая коррекция эффективна, если и «тень», и «человек» исправляются одновременно.

Таким образом, мы видим другой подход к видению и пониманию личности: подход личностных теорий и глубокий психоанализ.

На основе различных теорий, сформулированных разными учеными в тот или иной момент, были выбраны черты личности, которые были более интересными, ясными и понятными с точки зрения обычного человека.

Индивидуально-психологические особенности личности

В процессе онтогенеза личность формируется как личность, она приобретает специфические свойства, которые выражают индивидуальную индивидуальность человека, опосредуют проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, всех аспектов его социального поведения. Основные индивидуальные черты личности включают темперамент, характер, ориентацию, способности.

Темперамент - это совокупность индивидуальных психологических свойств, определяющих общую активность и динамику субъекта. Согласно классификации Гиппократа-Павлова, выделяют 4 основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. По классификации К.Г. Юнг - Дж. Айзенк также различает 4 соответствующих типа: экстраверты - очень тревожные и с низкой тревогой, интроверты - с низкой тревогой и очень тревожные. Каждый темперамент, по мнению И.П. Павлова, имеет свой основной специфический тип высшей нервной деятельности, определяемый отношениями в коре головного мозга с характеристиками двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим различают 4 типа нервной системы - основы определенных темпераментов: сильный неуравновешенный (холерик), сильно сбалансированный лабильный (сангвиник), сильно сбалансированный инертный (флегматик) и слабый тип (меланхолик).

Принимая во внимание свойства темперамента, очень важно для профессионального отбора людей для тех видов деятельности, где требуется высокоскоростная обработка информации, объем внимания, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие свойства. Следует помнить, что при определении энергетических и динамических аспектов деятельности человека темперамент не определяет его специфическое содержание и социальную направленность. Темперамент является устойчивой естественной основой поведения человека, поэтому следует стремиться не изменять тип, а находить для представителя каждого темперамента наиболее подходящие условия для реализации его качеств, благоприятных для конкретных видов деятельности, поскольку Каждый человек, решая определенные профессиональные задачи, развивает определенный темп и стиль деятельности, приемлемый для него. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет нервно-психических затрат, потому что каждому нужен определенный запас времени, и все же в итоге они проявляют разную эффективность по отношению к различным видам труда и различным возможностям в области обучения, общения и эмоционально-волевая регуляция. Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам и партнерам по общению необходимо выбирать формы деятельности (в зависимости от напряженности, темпа работы, возможности возникновения стрессовых ситуаций, конфликтов и т. д.), к которым легче относится тот или иной темперамент. адаптироваться.

Холерик - сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип (экстраверт с сильным беспокойством). Он наиболее продуктивен, когда требуется высокая активность, преданность делу, концентрация внимания, ведущие роли, стабильность в преодолении препятствий и т. д. но его следует по возможности исключать из конкретных ситуаций, строго оценивать его успехи и тактично указывать на слабости, обучать себя -контроль и самообладание. Этот тип профессионально подходит для всех видов юридической деятельности, но особенно успешен в качестве прокурора благодаря своим «боевым» качествам, настойчивости и речевой деятельности.

Сангвиник - сильный, сбалансированный, лабильный тип (экстраверт с низкой тревожностью). Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает профессиональные и повседневные проблемы, обладает повышенным переключающим вниманием, эмоционален, очень общителен, проявляет высокую речевую активность, мало конфликтует и склонен к компромиссам. Его можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в группах, организации общения, совместной деятельности, лидерства. Сангвиник мало подвержен нервным срывам, стрессоустойчив. Однако они не очень продуктивны в условиях монотонной интенсивной активности, требующих длительной концентрации внимания, склонны к изменениям ситуации и видам деятельности, общению партнеров и т. д. Профессионально сангвиник наиболее подходит для деятельности юрист.

Флегматик - сильный, сбалансированный инертный тип (интроверт с низким уровнем тревоги). Он незаменим в ситуациях, требующих постоянного внимания, тщательности в делах, медленных, терпеливых, продуктивных в однообразных условиях деятельности. Он испытывает значительные трудности, когда необходимо быстро переключаться в меняющихся ситуациях, быстро принимать решения и ориентироваться в конфликтных и стрессовых ситуациях. Этот тип социально пассивен, не претендует на роль лидера в группах, неэмоциональн, необщителен, не склонен менять привычный образ жизни и знакомых друзей; неудачный в обсуждениях. В судебной практике он более успешен как судья, секретарь судебного заседания и т. д.

Меланхолик - слабый тип нервной системы (очень тревожный интроверт). Это сложный, очень чувствительный тип личности, который требует тактичного подхода и «щадящего» образа жизни. Он болезненно реагирует на нервные перегрузки, на стрессовые ситуации, пытается от них избавиться, поскольку следствием для него может стать нервная депрессия. Он не в конфликте, пытается обойти конфликтные ситуации, а не разрешать их. В таких ситуациях он теряется, тормозит, но глубоко переживает за их последствия; необщительный; не претендует на лидерство. В хорошей команде с позитивным психологическим климатом он эффективен, дисциплинирован, отзывчив, ищет поддержки в более сильной личности. В ситуациях, благоприятных для жизни, которые не требуют перенапряжения, он может проявить высокую интеллектуальную и физическую работоспособность, вдумчивость, ответственность и усердие. Склонен к созерцанию и самоанализу. С точки зрения юридической деятельности он больше подходит на роль судьи, секретаря суда, эксперта.

2Характер - совокупность устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружающей социальной реальности.

Структура характера рассматривается в первую очередь в соответствии с типами отношений, которые сложились в человеке:

  • другим людям, команде (например, доверчивость - недоверие, эмпатия - безразличие, щедрость - скупость, общительность - изоляция и т. д.);
  • к себе (самооценка и уровень притязаний, самокритика, скромность, гордость и т. д.);
  • к их деятельности (тяжелая работа - это лень, ответственность - безответственность, усердие и т. д.);
  • для общества, социальных институтов, моральных ценностей (целеустремленность, порядочность, убежденность и т. д.).

Если темперамент позволяет изменить динамическую сторону поведения, то характер позволяет определить его содержательную сторону, социальную активность, ценностные ориентации.

Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением в поведении различных проявлений основных психических процессов: познавательного (когнитивного), эмоционального, волевого.

В соответствии с этим различают три группы черт характера:

  1. интеллектуальные (критичность, наблюдение, мечтательность и т. д.);
  2. эмоциональные (чувствительность, честность, сочувствие, коммуникабельность, гордость, смелость и т. д.);
  3. волевые (решительность, решительность, настойчивость, порядочность, дисциплина и т. д.).

По отношению к уровню нормы поведения персонаж может быть:

  • нормативный, сбалансированный, то есть адекватный ответ на различные воздействия;
  • подчеркнутые, с чрезмерными проявлениями индивидуальных черт (например, экзальтация, гипертиреоз, неконтролируемость, беспокойство и т. д.);
  • психопатическая, когда некоторые признаки появляются на уровне патологии.

В контексте профессионального отбора людей на различные должности в правоохранительной системе важную роль играет психодиагностика черт характера, поскольку именно характер определяет пригодность человека к нормальному общению, добросовестное отношение к выполняемой работе, его мораль надежность и т. д.

В процессе онтогенеза темперамент и характер вступают в тесное взаимодействие, образуя связь между гено- и фенотипом, т. е. единство признаков врожденных и приобретенных (И.П. Павлов).

В этом единстве темперамент определяет динамическую основу для проявления характера - активность проявления его индивидуальных черт и скорость их формирования, а характер субъекта выступает в качестве средства саморегуляции и самоконтроля проявления его темперамента.

Ориентация личности является проявлением основных жизненных устремлений человека, его мотивации.

Направленная структура состоит из следующих компонентов поведения:

  • потребности (биологические и социальные) как выражение потребностей субъекта в определенных объектах, необходимых для его физического существования и социального развития;
  • интересы - форма познавательной и профессиональной ориентации, которая влияет на выбор типа обучения и работы;
  • идеалы - ориентация на конкретные закономерности социального поведения и профессиональной деятельности;
  • убеждения, выражающие единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.

Способности - это личностные качества, которые определяют его пригодность для успешной реализации учебных и профессиональных задач. Выделяйте разные типы способностей.

По отношению к объему задач, решаемых субъектом, выделяются:

  • общие способности как средство успешного выполнения различных видов деятельности (трудоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и т. д.);
  • специальные (профессиональные) умения как основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности (тренировка, труд, спорт). Итак, деятельность юриста требует определенного набора интеллектуальных, коммуникативных, речевых, характерологических качеств, которые должны быть указаны в професиограмме специалиста данного профиля.

Элементы новизны в выполняемой деятельности выделяют следующие способности:

  • выполнение, обеспечение выполнения стереотипных действий по заданному шаблону;
  • креативность, проявляющаяся в самостоятельном принятии новых решений, оригинальных способах решения профессиональных задач.

По уровню образования различают:

  • наклонности как естественная основа для развития способностей;
  • одаренность - комбинация составляющих, способствующих развитию определенных способностей;
  • способности - совокупность личностных качеств, обеспечивающих эффективность усвоения знаний и методов осуществления профессиональной деятельности;
  • Талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в выбранной человеком деятельности;
  • гениальность - высшая степень развития таланта, которая проявляется в развитии новых отраслей науки и практики.

Способности не являются врожденным даром для человека. Они основаны на естественной одаренности, но превращаются в способности только при благоприятных условиях для обучения, воспитания, обучения и самообразования человека. Способности могут быть определены только с помощью целенаправленно выбранного набора методов: анализа определенного вида профессиональной деятельности, професиографии и психограммы, оценки успешности решения конкретных задач, фокусировки, мотивации, психодиагностического теста.

Будучи необходимым условием для выполнения определенной деятельности, одновременно развиваются способности в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации и подготовки к решению конкретных задач, в связи с формированием профессионально важных личностных качеств специалиста. ,

Как личность человека в целом, так и его индивидуальные особенности являются результатом обучения в социальной среде. Структура этого окружения, а также формы взаимодействия субъекта с ним в онтогенезе являются определяющим фактором его социализации.

Ввиду разнообразия и сложности предлагаемых свойств человеческой личности, методы их изучения и составления выводов и выводов были разработаны с течением времени.

Ниже приведены некоторые из них.

Методы исследования личности

  • Наблюдение: отправная точка

Любое исследование, будь то изучение истории болезни, установление корреляционной зависимости или лабораторный эксперимент, включает наблюдение. Наблюдение - это то, без чего нет подхода к изучению личности. Еще один способ получить знания о поведении - это наблюдать и регистрировать его естественные проявления в реальных условиях жизни, но более методичный и строгий, чем при бессистемном наблюдении. Это так называемое естественное наблюдение.

  • Анамнезный метод

Детальное изучение поведения человека в течение длительного периода времени называется историей болезни или историей. Этот подход часто используется в клинической медицине для диагностики и лечения людей с психологическими проблемами. Метод изучения истории болезни как таковой обычно используется при работе с психически больными или проблемными пациентами, история жизни которых изучается во время психотерапии или при постановке диагноза.

  • Метод корреляции

Чтобы преодолеть ограничения метода клинического случая, исследователи личности часто используют альтернативную стратегию, известную как метод корреляции. Этот метод стремится установить связь между событиями (переменными) и внутри них.

  • Экспериментальный метод

Единственный способ для исследователя установить причинно-следственную связь (то есть определить, вызывает ли изменение одной переменной изменение другой переменной) - это провести эксперимент. Именно по этой причине экспериментальный метод можно считать идеальной стратегией для изучения центральных вопросов, касающихся личности.

  • Оценка личности

Общей темой в исследовании личности являются индивидуальные различия в поведении и опыте людей. При изучении индивидуальных различий - персонологи занимаются двумя взаимосвязанными проблемами.

Во-первых, они заинтересованы в описании множества параметров, по которым люди отличаются друг от друга. Это подтверждается огромным количеством теоретических концепций, используемых персонологами для описания индивидуальных различий. Такие термины, как черта, тип, мотив, ценность, темперамент, характер, убеждение и фактор, представляют собой набор концептуальных единиц измерения, которые использовались для описания постоянных аспектов человеческого поведения. Во-вторых, персонологи заинтересованы в дальнейшей разработке методов измерения индивидуальных различий, то есть в их оценке.

  • Виды методов оценки

Персонологи используют широкий спектр методов оценки для сбора информации о людях. К ним относятся вопросники, методы чернильного пятна, личные документы, процедуры оценки поведения, характеристики, данные сверстниками, рассказы о себе. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки в отношении методов получения ответа, подсчета и интерпретации данных, надежности и достоверности. Мы рассмотрим три области измерения или оценки личности: интервью, анкетные опросы личности и проективные методы.

  • Интервью как метод оценки

Интервью являются одним из самых старых и распространенных методов получения информации о людях. Во время собеседования персонолог получает информацию, задавая собеседнику конкретные вопросы и выслушивая ответы. Интервьюер и респондент ведут личный диалог, пытаясь достичь определенного результата.

Интервью как метод научного исследования направлены на сбор информации о человеке в рамках конкретной темы исследования. При всем разнообразии форм интервью их можно разделить на структурированные или неструктурированные.

  • Методы самоотчета

Ни одна работа, посвященная оценке индивидуальных различий, не будет полной без обсуждения результатов, полученных с помощью анкет для самоотчета. На самом деле анкеты самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В этом типе исследования субъектам предлагается в письменной форме ответить на вопросы, касающиеся характеристик их характера, ценностей, отношений, мотивов, чувств, интересов и способностей.

  • Проективные методы

Первоначально проективные личностные тесты предназначались для оказания помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных расстройств у пациента. Основой для появления проективных тестов является позиция теории Фрейда, согласно которой бессознательные процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки - выявить бессознательные конфликты человека, его страхи и источники беспокойства. Экспериментатор никогда не говорит субъекту истинную цель теста и не говорит, как он будет считать или интерпретировать свои ответы. В инструкциях подчеркивается, что не может быть правильных или неправильных ответов, и испытуемый имеет право отвечать по своему усмотрению. Наконец, расчет и интерпретация ответов испытуемого основаны главным образом на субъективных суждениях экспериментатора, который опирается на его клинический опыт.

Существует много разных типов проективных методов.

Линдсей делит их на следующие пять категорий:

  • Ассоциативные методы;
  • Конструктивные методы;
  • Методы заполнения;
  • Экспресс-методы;
  • Методы отбора или распределения по порядку.

Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются взаимоисключающими, и во многих тестах используются два или более из них.

  • Сила и слабость проективных методов

Сторонники проективных методов утверждают, что последние имеют два уникальных преимущества. Во-первых, тестовые стимулы здесь относительно неоднородны и неоднозначны, из-за чего субъект не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы. Проективные методы допускают практически неограниченное разнообразие возможных ответов, что позволяет скрыть истинную цель тестирования от предмета, а также снижает вероятность фальсифицированных и установочных ответов. Во-вторых, косвенный способ доставки тестового материала не запускает механизмы психологической защиты испытуемого, что позволяет получать информацию об аспектах личности, которые обычно скрыты от наблюдения.

Критика проективных тестов сводится к тому, что они недостаточно стандартизированы, нет четкой процедуры их реализации, оценки и интерпретации. В заключение можно сказать, что, несмотря на проблемы, связанные с использованием проективных тестов, многие клинические психологи продолжают обращаться к ним при изучении бессознательных конфликтов человека, его фантазий и мотивов.

Диагностика по методике испытаний

Тесты, известные в начале века, аналогичные тесту Бине и часто просто копируемые из него, получили широкую популярность во многих странах. Практика широкомасштабного использования наряду с восторженными обзорами, которые существовали вначале, позволили выявить ряд существенных недостатков тестирования с течением времени. Были предприняты попытки создать другие методы, использование которых могло бы обойти очевидные ограничения.

Одной из наиболее продуктивных из этих попыток было создание теста изображения. Следует отметить, что продукты зрительной активности долгое время считались диагностическим материалом. В начале века задача рисования человека использовалась многими специалистами как психологами и психиатрами - при обследовании детей. Однако в то время не было четкой системы анализа детских рисунков; Каждый исследователь полагался на свою собственную систему особенностей, в частности, благодаря своим представлениям о природе интеллекта и других изучаемых свойствах. Не было никакого вопроса о какой-либо стандартизации опроса.

Чтобы преодолеть неизбежную субъективность Ф. Гудинафа, была предпринята попытка создать стандартную шкалу атрибутов для оценки образа человека.

Результатом стал тест «Нарисуй человека». Первоначальная стандартизация этого метода была проведена в 1926 году. С тех пор, до 1963 года, тест использовался без существенных изменений и приобрел широкую популярность за это время. (По мнению А. Анастази. В настоящее время в мировой психодиагностической практике тест «Нарисуй человека» по частоте использования является вторым после известного метода чернильных пятен Г. Роршаха.) Для обновления норм теста. Студент Ф. Гудинаф Д. Харрис провел новую стандартизацию метода, результаты которой были опубликованы в 1963 году. Отныне тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинафа-Харриса.

Вывод:

Личность - это сложная психологическая структура, результат воспитания, социального влияния и установления гармонии в качествах, присущих человеку. В этом случае личность раскрывается как определение исключительно в обществе, без которого она не может существовать и развиваться.

Во многих отношениях для человека важно понять, кто он, как он функционирует и взаимодействует, что стоит за его или ее действиями, решениями, действиями, которые ведут к позитивным и какие негативные изменения в жизни, как достичь своих целей, и достичь гармонии с самим собой, не выпадая из социальной структуры, оставаясь человеком.

Раздел психологии, в котором изучается эта проблема, очень велик, но каждый из ученых, каждый из которых создал и сформулировал свою теорию, говорит о существовании личности и связывает ее с одними и теми же факторами, что дает человеку возможность выбрать подход, который понятен и приемлем для себя, чтобы научиться лучше понимать себя и преодолевать трудности на своем пути.