Особенности общения дошкольников со сверстниками

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности когнитивной сферы пожилых людей
Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и креативными способностями
Особенности представлений о «Я» в подростковом возрасте
Особенности развития познавательных процессов подростков


Введение:

Проблема развития общения между сверстниками в дошкольном возрасте является относительно молодой, но быстро развивающейся областью психологии развития. Его предком, как и многими другими проблемами генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он в 1930-х годах привлек внимание детских психологов к своим сверстникам как важный фактор и необходимое условно-социальное и психологическое развитие ребенка, способствующее разрушению эгоцентризма. Однако в те годы эта позиция Ж. Пиаже, не имеющая особого резонанса в психологической литературе, оставалась на уровне общего предложения. Общение является очень важной составляющей жизни ребенка, и насколько он овладеет методами общения, это будет определять его успех в процессе взросления.

По словам С. Л. Рубинштейна, «... первым из первых условий жизни человека является другой человек. Отношение к другому человеку, к людям - это основная ткань человеческой жизни, ее ядро. «Сердце» человека соткано из его отношений с другими людьми; они связаны с основным содержанием ментальной, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. 

Концептуальные основы развития проблемы общения связаны с работами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Г. М. Андреева, Б. Спока, супругов Г. и М. Харлау, А. Кимпинского, В. Хартап, Б. Коутс, Дж. Пиаже и другие отечественные и зарубежные психологи, считавшие общение важным условием психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Поэтому целью нашей работы является: изучить особенности общения старших дошкольников и их сверстников.

Объектом нашего исследования является общение дошкольников.

Предметом исследования является процесс общения старших дошкольников со сверстниками.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста общение не приобретает черт внезитуативности, устойчивые избирательные предпочтения не складываются.

Задачи:

  1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучение концепции общения.
  3. Характеристика детей дошкольного возраста.
  4. Развитие общения детей 6 лет со сверстниками.
  5. Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников и сверстников.
  6. Обобщение и систематизация полученной информации.

Для достижения наших целей и задач мы использовали следующие методы научного исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • методы массового сбора материала (беседа, наблюдение);
  • методы диагностики;
  • психолого-педагогический эксперимент.

Работа состоит из ссылки, двух глав, заключения, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе освещается проблема развития общения между старшими дошкольниками и их сверстниками. Вторая глава - предоставить данные исследований, их обработку и анализ.

Теоретическое изучение особенностей общения детей дошкольного возраста

Понятие общения

Определение общения необходимо прежде всего потому, что сам термин широко используется в русской повседневной повседневной речи, где имеет интуитивное, но не научно определенное значение. Это определение также необходимо, потому что в научной литературе значение термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его используют.

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы хода и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев) и специалистов по социальной психологии (Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева), Детская и психология развития (В.С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие коммуникации далеко не одно и то же значение.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют нежную речь взрослого человека обращенной к младенцу общением; М. С. Каган считает законным говорить о общении человека с природой и с самим собой.

Некоторые исследователи (Г. А. Болл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгглло) признают реальность отношений между человеком и машиной, в то время как другие считают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, компьютерами) имеет только метафорическое значение. «Известно, что многие определения общения также предлагаются за рубежом. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев сообщает, что только в английской литературе к 1969 г. было предложено 96 предложений концепции общения.

Коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия между людьми и как информационный процесс, как отношения людей друг с другом и как процесс их взаимного влияния друг на друга, как процесс эмпатии и взаимопонимания. 

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но только на человеческом уровне процесс общения становится сознательным, связанным вербальными и невербальными действиями.

Коммуникация также характеризуется тем, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический объект, «тело». Обследование врачом пациента в бессознательном состоянии, а не в общении. Общаясь, люди уверены, что партнер ответит на них и рассчитывает на его обратную связь. А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи обращают внимание на эту особенность общения. Исходя из этого, Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение - это взаимодействие людей, входящих в него как субъектов», и чуть дальше: «Для общения нужны как минимум два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Коммуникация - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение - это не просто действие, а просто взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых в равной степени является носителем деятельности и предполагает это в своих партнерах.

Понятие общения тесно связано с понятием общения. Акт общения оценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат - субъект общения, адресат - кому было отправлено сообщение; сообщение - передаваемый контент; Код - средство передачи сообщения, канал связи и результат - что достигается в результате общения. 

Этот подход представлен в работах К. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреева Ю.А. Черковина и другие. Это системно-коммуникативный-информационный подход.

Еще один распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем как активность, и поэтому для нас термин коммуникативная деятельность является синонимом общения.

Поэтому существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. 

Несколько разнородных теорий деятельности были разработаны. Наиболее известными из них были концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева.

Различают следующие аспекты общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Эти аспекты общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров по коммуникации при условии, что они однозначно кодируют и декодируют знаковые (вербальные, невербальные) системы связи, воспринимающие - в «чтении» собеседника. из-за психологических механизмов, таких как сравнение, идентификация, восприятие, отражение. 

Самым универсальным средством человеческого общения является язык и речь. Язык - это основная система, с которой мы кодируем информацию, и основной инструмент коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, объективируется самопознание личности в языке. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении такие функции как:

  • смысл, значение слов, фраз. Точность использования слов, их выразительность, доступность, правильное произношение звуков, гибкость и выразительность интонации играют важную роль.
  • Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.
  • Выразительное качество голоса.
  • Неречевые эффекты включают выражения лица, пантомимику, жесты, а также расстояние, на котором общаются собеседники.
  • Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравных, неравных партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопряжение и одновременность действий; взаимозаменяемость позиций действующей и отражающей, взаимно интеллектуально-волевой деятельности; обменный характер действия.

Различают два типа монологического общения: императив и манипулирование:

  • Ролевое общение предполагает некоторую форму регулирования содержания, средств коммуникации; общение осуществляется с точки зрения соответствующих социальных ролей. Личное общение возможно со знанием личности партнера, умением предугадывать его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  • Ритуальное общение чаще всего является прологом к построению отношений, но оно также может выполнять независимые функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрацию своих взглядов и ценностей, то есть в Ритуальное общение человека подтверждает его существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути это ролевая игра. Отличительной чертой ритуальных отношений является их безличность.
  • Диалоговое общение является равным предметом субъективного взаимодействия с целью взаимного познания, самопознания и саморазвития партнеров по общению.
  • Отношения, в которых социальные нормы и правила не имеют выраженного косвенного эффекта, могут быть описаны как прямые, контактные, а тип общения, который их создает, является межличностным типом общения.

Таким образом, общение многогранно; включает в себя множество форм, типов. До сих пор нет единства в интерпретации понятия «общение», его механизмов. Это порождает разные подходы к изучению общения, однако почти все исследователи отмечают, что без человеческого общения полное развитие ребенка невозможно; общение является важнейшим фактором формирования личности, а общение - это лучший способ познать себя.

Характеристика детей дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет), быстрое развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательного аппарата, не отмечено. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, меняются пропорции тела. Существенные изменения в высшей нервной деятельности происходят. По своим характеристикам мозг шестилетнего ребенка более близок к мозгу взрослого человека. Тело ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности перейти на более высокий уровень развития возраста, что предполагает более интенсивный психический и физический стресс, связанный с систематическим обучением. 

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; появляются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, стремление делать важные вещи для других, «взрослые» вещи, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: старшие дошкольники активно интересуются коллективом формы деятельности и, в то же время, желание в игре и других действиях быть первыми, лучшими; необходимо действовать в соответствии с установленными правилами и этическими стандартами и т. д.); возникает новый (косвенный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок принимает определенную систему социальных ценностей; Моральные нормы и правила поведения в обществе, в некоторых ситуациях он может сдерживать свои непосредственные желания и действовать не так, как он хочет в данный момент, а потому, что ему нужно (я хочу смотреть мультфильмы, но моя мама просит поиграть с ее младшим брат или пойти в магазин, я не хочу убирать игрушки, но это обязанность дежурного офицера, что означает, что это должно быть сделано, и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и прямыми, как и раньше, становятся менее понятыми для других. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) разума ребенка во внутренней и внешней жизни. 

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети до сих пор не осознают, какое место они занимают в жизни. Поэтому у них нет сознательного желания измениться. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят удовлетворения в рамках образа жизни, который они ведут, это вызывает бессознательный протест и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает несоответствие между тем, какое положение он занимает среди других людей, и каковы его реальные возможности и желания. Явно выражено желание занять новую, более «взрослую» жизненную позицию и заниматься новым важным делом не только для себя, но и для других людей. Ребенок как бы «выпадает» из обычной жизни, а применяемая к нему педагогическая система теряет интерес к дошкольной деятельности. В условиях всеобщего обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному статусу учащегося и к обучению как новому социально значимому виду деятельности («В школе они большие, а в детском саду только дети»), а также По мере желания выполнять определенные задачи взрослые, брать на себя часть своих обязанностей, стать помощником в семье. 

Возникновение такого стремления готовится всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда он осознает себя не только как субъект действия, но и как субъект в системе человеческих отношений. Если переход к новой социальной позиции и новой активности не происходит своевременно, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли, соответствующей его потребностям. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и формируется соответствующее отношение к успеху и провалу в деятельности (для одного характерно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других наиболее важно избегать неудач и неприятных переживаний).

Слово «самосознание» в психологии обычно относится к системе представлений, образов и оценок, существующих в человеческом разуме и относящихся к нему. В самосознании различают два взаимосвязанных компонента: содержание - знание и представление о себе (Кто я?) - и оценочный, или самооценка (Кто я?).

Содержательные и оценочные аспекты самосознания представляют собой единое неразделимое целое. Любое суждение о себе, любое самоописание, в той или иной степени, включает самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникающие, сразу приобретают определенное отношение к себе.

В процессе развития ребенок формирует не только представление о своих присущих ему качествах и способностях (образ реального «я» - «то, что я есть»), но и представление о том, каким он должен быть, то, как другие хотят его видеть (образ идеального «я» - «кем я хотел бы быть»). Совпадение настоящего «я» с идеалом считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочный компонент самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Позитивная самооценка основана на чувстве собственного достоинства, чувстве собственной значимости и позитивном отношении ко всему, что входит в самооценку. Отрицательная самооценка выражает самоотречение, самоотречение, негативное отношение к личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются рефлексии - способность анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, опыт и действия с мнениями и оценками других, поэтому самооценка старших дошкольников становится более реалистичной в знакомых ситуациях. и знакомые действия это подходит адекватно. В незнакомой ситуации и необычной деятельности их самооценка переоценивается.

Низкая самооценка у дошкольников рассматривается как отклонение в развитии личности.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены сочетанием условий развития, свойственных каждому ребенку.

Одним из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте является расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае мы имеем в виду совокупный результат умственных и практических действий, которые ребенок сам совершает в окружающем объективном мире.

Еще одним важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свой опыт.

Если в ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей является непроизвольным и в результате ребенок неосознанно подражает поведению других, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится сфокусированным и осознанным. У дошкольника довольно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает вспоминать последовательность событий в психологии, называется «единство и идентичность« я »». Следовательно, даже в этом возрасте мы можем говорить об определенной целостности и единстве самосознания.

В старшем дошкольном возрасте осмысленная ориентация возникает в собственном опыте, когда ребенок начинает осознавать свой опыт и понимать, что «я счастлив», «я расстроен», «я зол», «мне стыдно» и т. д. Кроме того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно детям 4-5 лет), возникает обобщение опыта или аффективное обобщение. Это означает, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, он неправильно ответил на урок, не был принят в игру и т. д.), То он отрицательно оценивает свои способности в этом типе деятельность («Я не знаю, как это сделать», «У меня такого не получится», «Никто не хочет играть со мной»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - умение анализировать себя и свою деятельность. 

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и действия других людей и свои собственные. В знакомых ситуациях и при знакомых действиях оценки других (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником, только если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов саморазвития характерно не для всех детей, которые фактически достигли старшего дошкольного возраста, а только для тех, чей общий уровень умственного развития соответствует переходному периоду - семилетнему кризису.

Таким образом, старший дошкольный возраст представляет собой сложный многоплановый процесс развития ребенка, в течение которого ребенок проходит долгий путь в освоении социального пространства с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок учится правилам адекватного лояльного взаимодействия с людьми и, в благоприятных условиях, может действовать в соответствии с этими правилами.

Особенности общения детей 6 лет

В дошкольном возрасте мир ребенка больше не ограничивается семьей. Важными людьми для него сейчас являются не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И когда ребенок вырастет, контакты и конфликты со сверстниками станут для него более важными. Почти в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений между детьми. Дошкольники дружат, ссорятся, примиряются, обижаются, завидуют, помогают друг другу, а иногда и делают небольшие «грязные трюки». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашиваются массой различных эмоций. 

Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показала, что в состоянии возбуждения дети визуально удваивались и с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстникам, чем к взрослым. В общении со сверстниками лечение старших дошкольников становится более эмоциональным, чем при контактах со взрослыми. Дошкольники активно апеллируют к сверстникам по разным причинам.

Эмоциональное напряжение и конфликт детских отношений намного выше, чем у взрослых. Родители и педагоги иногда не знают о богатой гамме чувств и отношений, которые испытывают их дети, и, конечно же, не придают большого значения дружбе, ссорам и оскорблениям детей. 

Между тем опыт первых взаимоотношений со сверстниками является той основой, на которой основано дальнейшее развитие личности ребенка. От стиля общения, от ситуации среди сверстников зависит то, как ребенок чувствует себя спокойным, довольным, в какой степени он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и это далеко не всегда позитивно. Для многих детей в дошкольном возрасте формируется и укрепляется негативное отношение к другим, что может иметь очень печальные долгосрочные последствия. В общении с детьми быстро развиваются отношения, в которых появляются предпочтительные и отвергнутые сверстники. «Для радости общения» ребенок тратит много сил на чувства, связанные с успешной идентификацией и страданиями отчуждения.

Вовремя выявить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребенку преодолеть их - самая важная задача родителей. Помощь взрослого должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе определенных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают постоянный конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют ребенка чувствовать себя одиноким, и это одно из самых трудных и разрушительных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребенка требует от взрослых не только внимания и наблюдения, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития детского общения.

Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений.

К 6-7 годам отношение к сверстникам снова значительно меняется. В это время ребенок способен к не ситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что они видели, рассказывают о своих планах или предпочтениях, оценивают качества и поступки других детей. В этом возрасте общение между ними уже возможно в обычном для нас смысле этого слова, то есть не связано с играми и игрушками. Дети могут просто долго разговаривать (чего они не знали, как делать в младшем дошкольном возрасте), не совершая никаких практических действий. Отношения между ними также значительно меняются. К 6 годам дружелюбие и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и опыт сверстников значительно возрастают. Часто старшие дошкольники тщательно следят за действиями сверстников и эмоционально в них участвуют. Довольно часто, даже вопреки правилам игры, они стремятся помочь годовалому ребенку, рассказать ему правильный ход. Если дети в возрасте четырех-пяти лет после взрослого охотно осуждают действия своих сверстников, то шестилетние дети, наоборот, защищают товарища или даже могут поддержать его «оппозицию» взрослому. В то же время сохраняется конкурентоспособное, конкурентное начало в общении детей.

Однако наряду с этим старшие дошкольники имеют возможность видеть в партнере не только его игрушки, ошибки или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста не только говорят о себе, но и задают вопросы своим сверстникам: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что он видел. Эти наивные вопросы отражают возникновение бескорыстного, личного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей появляется желание помочь своим сверстникам, дать или дать ему что-нибудь. Злобность, зависть, конкуренция встречаются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать успехам и неудачам сверстников. Такое эмоциональное участие в действиях годовалых детей свидетельствует о том, что сверстники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с самими собой, а не только предпочтительными партнерами. Интерес к сверстнице как к самоценному человеку выходит на первый план, важный и интересный независимо от ее достижений и целей, которыми она обладает. Родители, конечно, должны поддерживать такое отношение к своим сверстникам у детей, на личном примере, учить заботе о других и серьезно относиться к чувствам своих детей.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека в каждой) и имеют явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «с кем дружить» или «в пути». Ребенок может серьезно испытывать недостаток взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в этом случае очень важна. Ребенок должен поделиться своими проблемами с кем-то, выразить свои обиды. Серьезное и отзывчивое отношение близких взрослых, их советы, поддержка помогут ребенку пережить этот первый опыт и найти друзей. Более того, дети очень легко ссорятся и примиряются и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстникам в дошкольном возрасте. Однако это далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его благополучие, положение среди других и, в конечном итоге, особенности формирования личности.

Также к 6-7 годам дошкольный возраст значительно увеличивает благосклонность по отношению к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, конкурентное начало сохраняется на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении постепенно выявляется способность видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и чем он занимается, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. между старшими дошкольниками. Дошкольники теперь не только говорят о себе, но и задают вопросы своим сверстникам: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что он видел и т. д. Интерес к личности сверстника пробуждается, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей значительно возросла эмоциональная вовлеченность в деятельность и опыт своих сверстников. Для детей важно, что и как делает другой ребенок (что он играет, рисует, какие книги он смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересным сам по себе. Иногда, даже вопреки принятым правилам, они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. В то время как дети 4-5 лет охотно, после того, как взрослый осуждает действия своих сверстников, 6-летние мальчики, напротив, могут объединиться с другом в их «конфронтации» со взрослым, защищать или оправдать его. Например, когда взрослый отрицательно оценил одного мальчика (точнее, его конструкцию из конструктора), другой защитил своего товарища: «Он знает, как правильно строить, он просто еще не закончил, теперь подождите, и у него все получится».

Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание его собственных достоинств, но и непосредственно на другого ребенка, чтобы он чувствовал себя лучше.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам одного возраста. Так, например, они радуются, когда воспитательница в детском саду хвалит своего друга, и расстраиваются или пытаются помочь, когда ему это не удается. Таким образом, сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и объектом сравнения с самим собой, не только предпочтительным партнером, но и ценным человеком, важным и интересным, независимо от его достижений и его игрушек.

Дети начинают интересоваться тем, что другой ребенок испытывает и предпочитает. Пир - теперь не только объект для сравнения с самим собой и не только партнер в захватывающей игре, но и ценная, значимая человеческая личность со своими чувствами и предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально делают что-то специально для своих сверстников, чтобы помочь ему или как-то сделать его лучше. Они сами понимают это и могут объяснить свои действия. Очень важно, чтобы дети думали не только о том, как помочь своим сверстникам, но и о его настроении и желаниях; они искренне хотят приносить радость и удовольствие. С таким вниманием к другу, с заботой о нем начинается дружба.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, независимо от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом со столом, гулять и т. д. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что они видели, делятся своими планами или предпочтениями, оценивают свои качества и действия других.

Таким образом, у ребенка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной активности - не ситуационно-личностное общение. Во-первых, яркой характеристикой общения со сверстниками является его чрезвычайное эмоциональное богатство. Контакты дошкольников характеризуются повышенной эмоциональностью и расслабленностью, чего нельзя сказать о взаимодействии малыша со взрослым. Если ребенок обычно разговаривает со взрослым относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик и смех. В среднем, в общении со сверстниками в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от сильного негодования до насильственной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Второй важной особенностью контактов детей является их нестандартный и ненормативный характер. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при общении со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движения характеризуются особой раскованностью и естественностью: дети прыгают, принимают причудливые позы, гримасы, визжат, бегают друг за другом, подражают друг другу, изобретают новые слова и сочиняют басни и т. д. Третья отличительная черта общения со сверстниками - преобладание инициативных действий над ответом. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, умение слышать его и отвечать на его предложения.

Перечисленные особенности характерны для контактов детей на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет).

В теоретической части исследования мы обнаружили, что в последние десятилетия психологические проблемы общения детей и сверстников привлекают внимание исследователей. Основным вопросом, волнующим ученых разных стран, является роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.

Концептуальные основы развития проблемы общения связаны с работами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Г. Андреева, Б. Спока, супругов Г. и М. Харлау, А. Кимпинского, У. Хартап, Б. Коутс, Дж. Пиаже и другие отечественные и зарубежные психологи, считавшие общение важным условием психического развития человека, социализации и индивидуализации, формирования личности.

Мы в своей работе придерживаемся концепции М.И. Лисина, она дает следующее определение коммуникации: общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата. Будет верно, что он согласится со всеми, кто подчеркивает, что общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых в равной степени является носителем деятельности и предполагает это в своих партнерах.

В зависимости от содержания, целей и средств коммуникации можно разделить на несколько типов. По своему содержанию он может быть представлен как материальный (обмен объектами и продуктами деятельности), когнитивный (обмен знаниями), условный (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационный (обмен мотивами, целями, интересами, мотивами, потребности), деятельность (обмен действиями, операциями, навыками). Во время материального общения субъекты, занимаясь индивидуальной деятельностью, обмениваются своей продукцией, что, в свою очередь, служит средством удовлетворения их реальных потребностей. Благодаря условному общению люди оказывают влияние друг на друга, призванные привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, взбодриться или, наоборот, испортить его.

Таким образом, формирование личности возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии упор делается на общение детей друг с другом.

Экспериментальная идентификация особенностей общения детей дошкольного возраста

Обоснование выбора и описание методов

Обобщая теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы была выдвинута следующая научная позиция: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста общение не приобретает черт внезитуативности, устойчивые избирательные предпочтения не складываются.

Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, мы провели исследование.

Цель: изучить особенности общения со сверстниками у дошкольников.

В соответствии с целью, задачами исследования были определены:

  1. Выберите методы, направленные на диагностику общения со сверстниками у дошкольников.
  2. Организовать диагностическое обследование детей по выбранным методам.
  3. Сравните данные, полученные в результате исследования.
  4. Подведите итоги, сделайте выводы.

Первый этап нашей экспериментальной работы посвящен подбору наиболее эффективных методов и приемов, методов диагностики, направленных на изучение особенностей общения со сверстниками у дошкольников. В рамках поставленных задач в соответствии с целью исследования необходимым этапом стал выбор методов последующей организации диагностического обследования детей дошкольного возраста.

В поисках наиболее оптимальных, возрастных методов исследования и эффективных методов, направленных на изучение особенностей их общения со сверстниками, мы обратились к изучению практической литературы по детской психологии разных авторов (Г.А. Урунтаева, Р.С. Немова; О.Н. Истратова ).

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные работы, мы пришли к выбору методов:

  1. «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. 
  2. «Что такое ребенок в отношениях с окружающими его людьми?» Протоколист Немов.
  3. «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратова.

Диагностика развития общения со сверстниками.

Дизайн Орлова И.А. и Холмогорова В.М. этот метод включает мониторинг индивидуальных действий ребенка по отношению к сверстнику в процессе наблюдения (интерес ребенка к сверстнику, чувствительность к воздействиям, инициатива ребенка в общении, просоциальные действия, эмпатия и средства общения).

Цель: выявить уровень коммуникативных способностей дошкольников со сверстниками.

Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:

  • параметры общения со сверстниками;
  • весы для оценки параметров развития общения со сверстниками.

Параметрами общения детей со сверстниками являются такие параметры общения, как:

  • Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, осматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, осматривает его одежду, лицо, фигуру).
  • Инициатива (желание ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация его способностей, участие в совместных действиях).
  • Чувствительность (активность) - желание ребенка взаимодействовать со сверстником, желание ребенка действовать сообща, способность реагировать на влияния сверстников и реагировать на них, контролировать действия сверстников, желание адаптироваться к ним, имитировать действия сверстников.
  • Просоциальные действия (способность ребенка принимать во внимание желания сверстника, способность делиться, помогать, делать что-то вместе).
  • средства общения (действия, с помощью которых ребенок стремится привлечь внимание своего сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Индикаторы этого параметра:
  • экспрессивно-мимические выражения (эмоциональная окраска действий детей, раскованность сверстников);
  • активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

"Что такое ребенок в отношениях с окружающими его людьми?"

Данная методика представляет собой опросный лист, предназначенный для экспертной оценки коммуникативных качеств личности дошкольника. Межличностные отношения или коммуникативные качества личности ребенка, которые функционально связаны с ними в этом случае, определяются небольшой группой независимых взрослых, которые хорошо знают этого ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных образовательных учреждений. Целесообразно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и является более или менее эмоционально нейтральным (не равнодушным, но не субъективным). Исключением из этого правила является только тот случай, когда ребенок принят в дошкольное учреждение, и никто, кроме его родственников, пока не может по-настоящему оценить его.

Используя следующую анкету, оцениваются следующие коммуникативные качества и типы отношений между ребенком и людьми:

  1. Доброта.
  2. Внимательность к людям.
  3. Истина, честность.
  4. Вежливость.
  5. Общительность.
  6. Щедрость.
  7. Отзывчивость, готовность помочь.
  8. Справедливость.
  9. Бодрость.
  10. Ответственность.

Чтобы изучить общение со сверстниками дошкольников, мы решили использовать следующую форму.

«Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом». 

Инструкция: Уважаемые родители, теперь вы должны ответить на ряд вопросов о том, как ваши дети относятся к своим сверстникам, как развивается их общение друг с другом. Пожалуйста, постарайтесь ответить искренне и правдиво.

Изучение и анализ данных

Завершив выбор методов проведения постановочного эксперимента, мы начали фактически выполнять задачи второго этапа, используя выбранные методы.

Диагностика развития общения со сверстниками была проведена нами на базе МДОУ «Центр развития детского сада № 39« Подснежник »». Мы наблюдали за детьми в естественных условиях, используя следующие коммуникационные ситуации: «Прямое общение»; «Общение с участием взрослого человека»; «Совместная деятельность с субъектами»; «Одно на двоих». В протоколе регистрации параметров связи, используя шкалу для оценки параметров развития связи со сверстниками, мы зафиксировали разработку параметра в зависимости от ситуации связи - обведены соответствующие баллы. Примером является регистрация параметров связи Софии Г. (6 лет) со своими сверстниками. В процессе наблюдения за девушкой в ​​различных ситуациях общения отмечалось следующее: София Григорьевна не проявляет особого интереса к деятельности сверстницы; действует неуверенно по отношению к своим сверстникам, инициативные призывы к ним не постоянны (иногда реагирует на предложения взрослого сделать что-то вместе со своим сверстником (построить дом, обменяться игрушками), но предложение дать игрушку своему ровеснику провоцирует протест), только изредка смотрит в глаза сверстнику, изредка выражает его эмоциональное состояние (улыбается, злится), мимика девушки в основном спокойная, не заражена эмоциями сверстников; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я не буду таким!», «Отдай!» Моя кукла! ». Эта характеристика дает нам возможность определить уровень развития общения между Софией и сверстниками.

Что касается найденных параметров общения со сверстниками у Софии Г., мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для все наблюдаемые ситуации общения:

  • проценты = 1 балл;
  • инициативность = 2 балла;
  • чувствительность = 2 балла;
  • просоциальные действия = 1 балл;
  • средства связи: выразительно-мимика = 1 балл;
  • активная речь = 4 балла.

Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софии средний уровень развития общения со сверстниками.

В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения дошкольников с окружающими людьми.

Условные обозначения: Высокий уровень - 71% Средний уровень - 29%

Письменный опрос родителей (анкетирование) детей этой группы стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников с их сверстниками. Родителей попросили ответить на ряд вопросов о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развивается связь между ними. Данные, полученные в результате обработки анкет, подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследованных детей.

Таким образом, с помощью работы, организованной нами по выбранным методам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста.

Анализ результатов исследования

На основании результатов исследования нами были получены данные по следующим методам диагностики:

  • «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.
  • «Что такое ребенок в отношениях с окружающими его людьми?» Немов Р.С.
  • «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой

Для обработки полученных данных использовался метод анализа и обработки материалов.

«Диагностика развития общения со сверстниками». Исходя из методологии, мы получили следующие результаты: 5 из 24 человек, что на 20,9% - высокий уровень общения со сверстниками. У ребенка высокий уровень общения, если по большинству параметров в каждой выборке он получил самые высокие оценки. Средние баллы допускаются по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 16 из 24 (66,6%) - средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития коммуникации оценивается как средний, если большинство показателей по всем параметрам имеют средние значения; и только у 3 детей из 24 (12,5%) - низкий уровень общения характеризуется слабой строгостью всех параметров.

Что такое ребенок в отношениях с другими людьми? Данная методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертной оценки коммуникативных качеств личности дошкольника. Результаты показали, что 71% детей имеют высокий уровень общения с окружающими их людьми, для них характерны доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, честность, щедрость, жизнерадостность, ответственность.

«Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом», данные, полученные в результате обработки анкет, подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследованных детей.

Таким образом, на основании результатов диагностического исследования мы можем сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста есть следующие особенности общения: интерес к своим сверстникам, желание ребенка привлекать внимание сверстников к своим действиям, желание ребенка действовать сообща, желание адаптироваться к ним, имитация действий сверстников, которые делают что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

Общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Для ребенка его общение с другими людьми является не только источником разнообразных переживаний, но и главным условием формирования его личности, его развития человека. Воспитание ребенка в коллективе сверстников является важнейшим условием всестороннего развития его личности и раскрытия им внутреннего богатства.

Что касается характеристик развития общения со сверстниками, то диагностика выявления уровня развития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошие результаты. Большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу; и хотя их инициатива обращается к своим сверстникам еще не настойчиво, но все же они, хотя иногда и соглашаются играть друг с другом, отвечают на предложение сделать что-то вместе; дети время от времени выражают свое эмоциональное состояние (улыбается, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на сообщения сверстников - все это в свою очередь говорит о том, что у детей возникает потребность в общении друг с другом, создаются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

Следует помнить, что взрослый находится в центре взаимодействия между детьми. Именно он помогает ребенку выделить своего сверстника и общаться с ним на равных.

Системный подход к применению условий, обеспечивающих успешное развитие общения со сверстниками у дошкольников (см. Рекомендации для родителей и учителей МДОУ), может оказать положительное влияние на дальнейшее развитие различных форм взаимодействия детей.

Рекомендации для родителей и преподавателей МДОУ по созданию оптимальных условий для успешного развития общения между детьми и сверстниками:

  • Формируйте позитивное отношение к сверстникам своим поведением, демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.
  • Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте сочувствие, сочувствие к другому ребенку.
  • Организовывать совместные игры, учиться координировать свои действия с учетом желаний других детей.
  • Помогите детям мирно разрешить конфликт, указав на достоинства друг друга, введя принцип приоритета, переключив внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, ходьба и т. д.).
  • Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его навыков, способностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство или достоинство его сверстника. Можно сравнить достижения ребенка только с его собственными достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он прогрессировал, что он уже знает, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя его представление о себе как о развивающейся личности.
  • Следует подчеркнуть индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это различие, а также признание аналогичных прав другого человека является важным аспектом развития социального «я», которое начинается в раннем детстве.
  • Организация общения между детьми и дружеские отношения между ними - одна из самых сложных и важных задач, стоящих перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.

Вывод:

Итак, подводя итог всей работе, хочу отметить, что общение является одной из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам Карла Маркса, люди «и физически, и духовно создают друг друга ...». Вся человеческая жизнь идет в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он вырастет из человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - это социальное существо.

Рассмотрев концепцию общения, мы можем выделить основные характеристики: целеустремленность, взаимодействие с целью достижения общего результата.

Динамика содержания общения особенно важна для отечественных исследователей, в частности А.Г. Рузской и Н.И. Ganoschenko. Потребность в общении меняется от младшего дошкольного к старшему, от потребности в дружеском внимании и игровой кооперации - до старшего дошкольного возраста с его потребностями не только в дружеском внимании, но и в опыте. Необходимость общения дошкольника неразрывно связана с конкретными мотивами и средствами общения в определенном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах.

Тем не менее, следующие неопровержимые и поддерживаемые в той или иной степени утверждения могут быть отмечены как общие с точки зрения исследований: дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в воспитании, так как это возраст первоначального формирования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные отношения, которые существенно влияют на развитие его личности.

Мы организовали опытно-экспериментальную работу с дошкольниками, направленную на изучение особенностей развития общения со сверстниками у дошкольников. В результате диагностических методов были получены данные, которые показывают, что общение со сверстниками оказывает специфическое влияние на развитие ребенка. На практике мы убедились, что контакты детей со сверстниками более ярко эмоционально насыщены. Здесь нет места строгим нормам и правилам, которые необходимо соблюдать при общении со взрослыми. Современные дети в общении со сверстниками более расслаблены, часто проявляют инициативу и креативность, взаимодействуют в различных ассоциациях и мероприятиях. Получая поддержку от сверстника в самых непредсказуемых играх и начинаниях, ребенок наиболее полно осознает свою оригинальность, детскую непосредственность, что иногда приводит к неожиданным открытиям в себе и окружающем его мире и доставляет детям огромное удовольствие. На развитие контактов с другими детьми в дошкольном возрасте влияет характер деятельности и наличие навыков для ее осуществления. В общении со сверстниками дети получают новые яркие впечатления, в совместных играх их потребность в активности наиболее полно удовлетворяется, развиваются эмоциональная и речевая сферы.

Следует также отметить, что именно сверстники открывают детям новые возможности для самопознания, сравнивая себя с равным партнером во взаимодействии и общении. Еще одной важной особенностью общения со сверстниками является формирование у детей такого личностного качества, как инициатива (активность). Здесь ребенок должен уметь четко формулировать свои намерения, доказывать свою невиновность, планировать совместные действия, что, следовательно, требует от него развития в соответствии с возрастными нормами.

Таким образом, на основании результатов диагностического исследования мы можем сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста есть следующие особенности общения: интерес к своим сверстникам, желание ребенка привлекать внимание сверстников к своим действиям, желание ребенка действовать сообща, желание адаптироваться к ним, имитация действий сверстников, которые делают что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

Взрослым нужно стимулировать эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения между детьми. Также целесообразно организовать детские и совместные игры в сочетании с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и способность действовать сообща, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с окружающими их людьми.