Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и креативными способностями

Содержание:

  1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников
  2. Понятие нравственного воспитания, его сущность, цель, содержание. Особенности и условия нравственного поведения в младшем школьном возрасте
  3. Формы, методы, приемы и приемы организации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе
  4. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственного поведения учащихся начальной школы
  5. Выявление уровня формирования нравственного поведения младших школьников
  6. Комплекс методов по Л. В. Строгановой
  7. «Этические проблемы»
  8. Стеклянный Человек
  9. Сказка "Звезды"
  10. Этические Задачи
  11. Организация и содержание работы по формированию нравственного поведения младших школьников
  12. Результаты и анализ экспериментального исследования педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников
  13. Вывод:
Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности взаимодействия со взрослыми в подростковом возрасте
Особенности когнитивной сферы пожилых людей
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Особенности представлений о «Я» в подростковом возрасте

Введение:

Без моральной чистоты все теряет смысл - образование, духовное богатство, мастерство, физическое совершенство В.А. Сухомлинский

Развитие общества зависит от многих факторов, включая моральные убеждения, нравственные нормы и духовные ценности граждан. Чтобы обеспечить успешное развитие России, необходимо воспитывать будущее поколение, сформировав в каждом ребенке свойства духовно развитой личности. Поэтому одной из важнейших целей современного российского образования является воспитание высоконравственного гражданина России.

Моральные ценности формируются в основном в семье. Из семьи исходят нравственные ориентиры, которые влияют на дальнейшее развитие ребенка и определяют его нравственное поведение. Но ключ к образованию. Младший школьный возраст является наиболее подходящим периодом для нравственного формирования личности.

Степень знаний в научной литературе. Различные аспекты проблемы нравственного воспитания личности были рассмотрены А.М. Архангельский, О.С. Богданова, Н.М. Болдырев, П.О. Каиров Н.К. Крупская, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие ученые.

Вопросы нравственного воспитания детей разных возрастных групп рассматривали в своих исследованиях И. Бех, Л. Божович, Н. Голованова, И. Данилюк, В. Чепиков.

Проблемы морали подробно изучены современными исследователями: Р.Г. Апресян Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков В.И. Гинецинский А.А. Гусейнов В.И. Додонов Г.Б. Корнетов Б.Т. Лихачев В.В. Макаев В.М. Мальцева, Н.Д. Никандров, В.Г. Пряникова З.И. Равкин В.А. Сластенин А.И. Шемшурина, Е.Н. Шиянноа и соавт.

Значительный вклад в изучение нравственного воспитания внесли Р.И. Александрова, С.А. Ан, А.И. Белкин, Е.П. Белозерцев В.А. Беляева В.И. Блинов В.А. Блюмкин А.А. Гусейнов Т.Б. Игнатьева, В.М. Кларин И.А. Колесникова, С.А. Минюкова, В.М. Петров В.Я. Пилиповский О.И. Рутой, А.В. Солдатенков, Л.А. Степашко, Н.Е. Щуркова И.Ф. Харламов и др.

Дипломные работы по проблеме нравственного воспитания были посвящены М.Н. Аплетаев Н.А., Асташова Р.А. Валеева, И.В. Гордяскина, Р.Р. Калинина, А.В. Нестеренко П.И. Петракова А.С. Романова Н.Л. Чупахина, М.А. Шемшурина и другие

Объектом исследования является нравственное воспитание младших школьников.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования нравственного поведения младших школьников.

Цель: выявить педагогические условия формирования нравственного поведения младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме «. Педагогические условия формирования нравственного поведения у младших школьников»
  2. Рассмотреть понятие «нравственное поведение», определить его цели и содержание.
  3. Определить особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, учитывая его возраст, пол и индивидуальные особенности
  4. Определить способы организации нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.
  5. Провести пилотное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников.
  6. Изучить методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Моральное воспитание младших школьников будет более эффективным, если будут выполнены следующие условия:

  • наличие разработанной программы нравственного воспитания;
  • применение технологий для постепенного формирования нравственной культуры и формирования практических навыков с использованием разнообразных форм, методов и приемов;
  • взаимодействие школ, семей и других общественных организаций и учреждений.

При написании работы мы использовали следующие методы.

Теоретические: анализ научно-методической литературы.

Эмпирический: опрос детей и учителей, общение с детьми, учителями, контроль за работой учителей и учеников, опрос детей.

Экспериментальная база: 3 класс МБОУ начальной школы-детского сада № 14 г. Зарайска Московской области

Теоретические аспекты изучения педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников

Понятие нравственного воспитания, его сущность, цель, содержание. Особенности и условия нравственного поведения в младшем школьном возрасте

Учебный процесс в школе - это процесс, который включает в себя различные области, основными из которых являются интеллектуальная, гражданско-патриотическая, физическая, трудовая, художественно-эстетическая, экологическая, духовная, нравственная, сексуальная, правовая.

Моральное воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования их нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали.

В более узком смысле нравственное воспитание - это обучение нормам общественной порядочности (принятой в данной культуре, поведению индивида в различных ситуациях).

Другие термины напрямую связаны с понятием нравственного воспитания - мораль, нравственные нормы, нравственные привычки и т. д. давайте рассмотрим их.

Термин «мораль» имеет корень -moral-. На латыни это звучит как нравоучение, что означает «мораль» - это стандарты и нормы, которыми люди руководствуются в своем поведении, в своих повседневных действиях.

С. И. Ожегов интерпретирует понятие «мораль» как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Моральные нормы - это правила, требования, которые определяют, как человек должен действовать в конкретном случае.

В чем суть нравственного воспитания?

Суть нравственного воспитания заключается в выработке взглядов и убеждений, которые действуют как контроль его поведения.

Мораль человека обычно оценивается по его поведению, в частности, по совокупности его действий, убеждений, моральных принципов, ценностных ориентаций, которые являются его нравственными привычками. По словам Дж. Локка, «для детей важнее выполнять их в действиях, которые желательны с точки зрения истинной морали, чем обременять их правилами и положениями, которые быстро забываются».

Моральное воспитание может быть эффективным только в целостном процессе педагогической деятельности и общения, отношения, которые соответствуют нормам универсальной морали, организации всей жизни воспитываются с учетом их возраста, пола и индивидуальных различий.

В этот процесс включаются различные предметы, связанные с воспитанием: учебные заведения, семья, общественные организации, в том числе и детские и молодежные движения и организации, учреждения культуры и спорта, СМИ, традиционные российские религиозные объединения.

Можно обеспечить нравственное развитие и воспитание будущего поколения усилиями всего общества и государства.

Согласно Стандарту образования (ГЭФ), программа обучения и социализации в образовательной школе направлена ​​на духовно-нравственное развитие учащихся на основе их причастности к русским национальным ценностям, ценностям их этнических, религиозных и / или культурные группы, общечеловеческие ценности в контексте формирования их идентичности как гражданина России.

Мы обозначаем новые требования Федерального государственного образовательного стандарта к духовно-нравственному воспитанию, которые проявляются:

  • в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): чтобы ребенок обратился к духовности, сам учитель должен стать носителем более высоких духовных ценностей;
  • в целостности направления духовно-нравственного воспитания (охватывает все сферы образовательного процесса);
  • в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в контексте непрерывного образования и преемственности;
  • в воспитательной работе среди родителей;
  • в интегрируемости программ духовно-нравственного воспитания;
  • духовно-нравственное воспитание предполагает объединение усилий школьных, семейных, культурных и спортивных учреждений, тр. религиозные организации, общественные объединения;
  • в объединении усилий школ, семей, учреждений культуры и спорта, тр. религиозные организации, общественные объединения;
  • при планировании любого образовательного мероприятия сначала необходимо выбрать формы работы, а затем заполнить их содержанием;
  • Духовность и нравственность развиваются и воспитываются не самими событиями, а проверенными эмоциональными переживаниями ребенка, эмоциональными вспышками.

Младший школьный возраст - это этап развития ребенка в возрасте от 6-7 до 10-11 лет.

Этот возраст имеет большой потенциал для формирования нравственных качеств и положительных качеств личности. В период младшего школьного возраста учащиеся развивают элементы социальных чувств, формируют социальные навыки (коллективизм, ответственность за действия, дух товарищества, взаимопомощь и т. д.). Возникают коллективные отношения, формируется общественное мнение.

Особенности нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста:

  • необходимо учитывать активность детей, их желание самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях;
  • пример взрослых должен быть положительным;
  • Помощь учителя необходима для контроля психического состояния детей (создание благоприятного климата в классе);
  • обеспечение большей самостоятельности в действиях ребенка;
  • необходимость общения и совместной деятельности студентов в малых группах сверстников;
  • необходимость учета индивидуальных проявлений детей и реализации лучших черт и качеств учеников.

Так, образовательные учреждения играют ключевую роль в обеспечении нравственного развития и воспитания личности, формирования и развития его гражданства, принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Формы, методы, приемы и приемы организации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе

Одним из педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания младших школьников, является использование различных форм, методов, приемов и приемов. Рассмотрим способы, методы и приемы организации нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.

Моральное развитие и воспитание учеников начальных классов осуществляется в первую очередь в процессе обучения. Урок - это форма разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта в моральных отношениях.

На каждом этапе урока необходимо опираться на мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы детей, правильно выбирая методы и приемы нравственного воспитания.

Наиболее эффективным и целесообразным будет использование метода воздействия на личность ребенка посредством произведений искусства.

Учитель должен привнести больше эмоций во внешкольные занятия не только с помощью художественных образов, но и с помощью современных технических средств. Эмоциональное богатство совместной деятельности объединяет ее участников, учит сопереживать.

Обязательным элементом урока должно быть моделирование жизненных ситуаций путем обращения к личному опыту детей и их мыслям по обсуждаемой теме.

Существует много методов и приемов нравственного воспитания. Но нет единой классификации многочисленных методов педагогического воздействия.

Отдельные методы формирования сознания личности (влияния, которые создают смыслообразующие мотивы) или методы убеждения (как их называли в прошлые годы).

Методы этой группы очень важны для успешного формирования чувств, эмоционального переживания необходимого поведения. Создавая яркие, захватывающие образы, вы можете развивать глубокие, искренние чувства и моральные качества у учащихся начальной школы.

Именно убеждения стимулируют действия школьников; следовательно, моральная уверенность в социальной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.

Верования могут быть достигнуты, используя различные методы и методы: чтение и анализ библейских притч, басен, поучительных историй; этические разговоры, объяснения, предложения, споры, примеры.

Методы словесного и эмоционального воздействия включают в себя: рассказ, разъяснение, этический разговор и метод визуального и практического воздействия - пример.

Наиболее часто используемый метод в начальной школе - это этическая история. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих моральное содержание. Рассказ затрагивает чувства ученика, помогает ему понять и усвоить значение моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение - это метод эмоционального и словесного воздействия на учеников. Разница между объяснениями, объяснениями и историями заключается в ориентации воздействия на эту группу или отдельного человека.

Для учащихся начальной школы используются элементарные техники и средства объяснения: «. Вам нужно это сделать ».« Каждый делает это »и т. д. Объяснение применяется только там и только тогда, когда ученику действительно нужно что-то объяснить, сообщить о новых моральных позициях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны, когда речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: вы не можете резать и красить парту, быть грубыми, плевать и т. д.

Еще один метод нравственного воспитания - этический разговор - это метод привлечения студентов к обсуждению, анализу действий и выработке моральных оценок, форма объяснения школьникам принципов морали и их понимания, а также средство формирования системы моральных представлений. и понятия, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этический разговор представляет собой метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - педагога и учеников.

Этические разговоры для младших школьников включают драматизацию, чтение отрывков из художественной литературы, чтение, не забывая, что во время него должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ведения этического разговора учитель должен работать над углублением выявленных нравственных представлений, норм поведения, организации практической деятельности детей.

Пример метода - обладает исключительной образовательной силой. Механизм его действия: явления, воспринимаемые зрением, быстро и легко улавливаются разумом. Пример работает на уровне первой системы сигнализации. Он дает конкретные образцы для подражания, активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. В качестве примеров для младших школьников в основном служат примеры родителей, учителей, друзей. Пример героев книг, фильмов, исторических деятелей и выдающихся ученых обладает огромной образовательной силой. Психологическая основа примера - подражание. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Важно предотвратить возможные проявления пассивно созерцательных идеалов. Они служат не столько стимулом к ​​действию, сколько предметом восхищения, бесплодной задумчивости.

Необходимо обратить внимание студентов на негатив в жизни и поведении людей, проанализировать последствия неправильных действий, сделать правильные выводы.

Несомненно, одним из основных предметов примера является учитель. Уровень моральной культуры подопечных во многом зависит от его личного примера, его поведения, его отношения к ученикам, его мировоззрения, деловых качеств и авторитета. Учитель начальных классов - для большинства учеников начальной школы - это авторитет, дети готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника возрастает, когда он действует систематически и последовательно со своей личностью, своим авторитетом. Кроме того, сила положительного воздействия учителя возрастет, когда ученики убедятся, что между его словом и делом нет различий, он относится ко всем с равным и дружелюбным отношением. 

Форма организации нравственного воспитания младших школьников - это диалог между учениками, учениками и учителем, учениками и родителями. В первых двух случаях диалог может быть построен в основном в образовательной деятельности. В случае организации диалога между детьми и родителями совместные праздники и коллективные творческие дела приносят успех. Поэтому сотрудничество детей, учителей и родителей очень важно для реализации эффективного нравственного воспитания.

При работе с учащимися начальной школы особое внимание следует уделять воспитанию нравственных чувств, которые определяют нравственные ориентиры ребенка в процессе взросления.

Осуществляя проектные мероприятия совместно с семьей, дети нуждаются и в умении делать «добрые дела».

Моральные чувства ребенка формируются и развиваются в жизненно-практической деятельности, в заботе о себе и своих близких, в нравственных действиях и «добрых делах». «Доброе дело» по своей сути можно приравнять к проектной деятельности.

Деятельность проекта должна быть направлена ​​на гармоничное сочетание задач развития интеллекта учащихся и их добрых чувств.

М.А. Колокольцева предлагает идею реализации семейных проектов в виде совместной деятельности ребенка и других членов семьи по созданию продукта («доброе дело»), учитывая, что нравственные ориентиры ребенка формируются преимущественно в семье.

Итак, существует множество форм, способов, методов и приемов формирования мотивов нравственного поведения учащихся начальной школы. Еще раз отметим, что они должны применяться системно, в комбинации или по отдельности, в зависимости от определенной стадии образовательного процесса.

Следует сказать о взаимодействии школы и семьи в организации нравственного воспитания учащихся начальных классов.

Формирование нравственного поведения является одной из задач современной семьи и школы.

Несмотря на универсальность и незаменимость семейного воспитания, оно не обеспечивает полной полноты условий для гармоничного и разнообразного развития личности. Поэтому сотрудничество между родителями и профессиональными педагогами необходимо.

Эффективность домашнего обучения возрастает, если его дополняет система других учебных заведений, с которыми у семьи сложились отношения сотрудничества и взаимодействия.

Основное бремя обеспечения реальной связи школы и семьи в вопросах нравственного воспитания детей ложится на классного учителя.

Школа оказывает влияние на воспитание, в том числе моральное воспитание, учащихся в семье посредством различных форм организационно-педагогической работы с родителями: посещение учеников на дому, родительские лекции, родительские собрания, организация совместных внеклассных мероприятий для детей и родителей. , а также организация различных клубов, спортивных секций, участие в клубных встречах, семинарах, днях открытых дверей, диспутах, ролевых играх, индивидуальных консультациях.

Принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и толерантности друг к другу должны стать основой взаимодействия семьи и классного учителя в формировании нравственного поведения детей.

Итак, мы рассмотрели понятие «нравственное воспитание», его сущность, цели, содержание.

Есть много определений нравственного воспитания. Вот один из них. Моральное воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования их нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали (И.П. Подляский).

Ключевая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит образовательным учреждениям.

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) обладает огромным потенциалом для формирования нравственных качеств и положительных качеств личности, когда учащиеся развивают элементы социальных чувств, формируют социальные навыки (коллективизм, ответственность за действия, партнерство, взаимопонимание). помощь и т. д.) возникают коллективные связи, формируется общественное мнение.

Более эффективное нравственное воспитание учащихся начальных классов происходит в следующих педагогических условиях:

  • наличие разработанной программы нравственного воспитания;
  • использование технологий для постепенного формирования нравственной культуры и формирования практических навыков с использованием разнообразных форм, методов и приемов;
  • взаимодействие школ, семей и других общественных организаций и учреждений;
  • личный пример учителя и родителей.

Пути, методы и приемы организации нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе:

  • опора на мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы детей на каждом этапе урока,
  • воздействие на личность ребенка с помощью произведений искусства и с использованием современных технических средств,
  • моделирование жизненных ситуаций через обращение к личному опыту детей,
  • разъяснение, основанное на предположении, - использование этического разговора,
  • пример учителя и родителей,
  • организация диалога между учениками, учениками и учителями, учениками и родителями,
  • реализация семейного проекта.

Мы рассмотрели, какие формы, методы, методы существуют для формирования нравственного поведения учащихся начальной школы.

Не существует единой классификации многочисленных методов обучения.

Выделяем отдельно методы формирования сознания личности или методы убеждения.

Верования могут быть достигнуты, используя различные методы и методы: чтение и анализ библейских притч, басен, поучительных историй; этические разговоры, объяснения, предложения, споры, примеры.

Методы словесного и эмоционального воздействия включают в себя: рассказ, разъяснение, этический разговор и метод визуального и практического воздействия - пример.

Вместе перечисленные формы, методы, приемы и приемы дадут положительный результат в процессе нравственного воспитания, который будет считаться эффективным.

Формирование нравственного поведения является одной из задач современной семьи.

Школа оказывает влияние на воспитание, в том числе моральное воспитание, учащихся в семье посредством различных форм организационно-педагогической работы с родителями: посещение учеников на дому, родительские лекции, родительские собрания, организация совместных внеклассных мероприятий для детей и родителей. , а также организация различных клубов, спортивных секций, участие в клубных встречах, семинарах, днях открытых дверей, диспутах, ролевых играх, индивидуальных консультациях.

Экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственного поведения учащихся начальной школы

Выявление уровня формирования нравственного поведения младших школьников

Для проведения экспериментального исследования педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников нами были отобраны ученики 3-го класса МБОУ начальной школы-детского сада № 14 города Зарайска Московской области, в которой 12 мальчиков и 13 девочек в возрасте 8-9 лет учатся.

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования нравственного поведения младших школьников.

Пилотное исследование проводилось в три этапа:

  1. установление (сентябрь 2014 года);
  2. формирующий (сентябрь 2014 - март 2015);
  3. контроль (апрель 2015 г.).

Первый этап выяснения.

Прежде чем приступить к работе по нравственному воспитанию младших школьников, учителю необходимо выявить у них понимание сути нравственных понятий. Поэтому мы начали с диагностики уровня формирования нравственных качеств у младших школьников.

Цель констатирующего этапа: определить уровень формирования нравственных качеств у младших школьников.

На этом этапе можно выделить: 1 - опрос, 2 - диагностику по совокупности методик.

Для диагностики были использованы следующие методы.

Опрос: уровень образования студентов (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы) - письменно.

Техника Л.В. Строганова.

Диагностика отношения к жизненным ценностям - письменно.

«Этические задачи» (решение моральных ситуаций - разговор) - в устной форме.

«Назовите слово, противоположное по значению» - устно.

Диагностика моральной мотивации - письменно.

Рассмотрим прогресс каждого из методов в отдельности.

Опрос: уровень образования студентов (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы).

Данная методика была разработана автором для двух категорий учащихся, разделенных на два блока - 1) для учащихся 1-4 классов; 2) для учащихся 5-11 классов.

Использовали анкету для учеников начальной школы из учебных материалов учителя экспериментального экспериментального 3 класса МБОУ №14.

Цель: определить уровень образования учащихся начальных классов.

Прогресс Студентам было предложено оценить свои качества и отношение к природе, к школе, к прекрасному по пятибалльной шкале.

Любопытство:

  • Я заинтересован в обучении;
  • Я люблю читать;
  • Мне интересно найти ответы на непонятные вопросы;
  • Я всегда делаю домашнее задание;
  • Я стремлюсь получить хорошие оценки.

Трудолюбие:

  • Я усердно учусь;
  • я внимательный;
  • Я независимый;
  • Я помогаю другим в бизнесе и сам ищу помощи;
  • Мне нравится уход за собой в школе и дома.

Отношение к природе:

  • Я спасаю Землю;
  • Я на стороне завода
  • я спасаю животных;
  • Я защищаю природу.

Я и школа:

  • Я следую правилам для студентов;
  • я следую правилам внутришкольной жизни;
  • Я добрый в отношениях с людьми;
  • я участвую в школьных и школьных делах;
  • Я честен в отношениях с людьми.

Красиво в моей жизни:

  • я ухожен;
  • я наблюдаю культуру поведения;
  • я забочусь о здоровье;
  • я могу правильно выделить время на учебу и отдых;
  • У меня нет вредных привычек.

Оценка результатов:

  • 5 - всегда
  • 4 - часто
  • 3 - редко
  • 2 - никогда
  • 1 - у меня другая позиция

Затем учитель также оценивает каждого ученика по тем же параметрам. Итоговые оценки отображаются. Для каждого качества выводится одна средняя арифметическая оценка. В результате у каждого студента 5 оценок.

Затем 5 классов складываются и делятся на 5. Средний балл является условным определением уровня образования.

Средний балл:

  • 5 - 4,5 - высокий уровень (с)
  • 4.4 - 4 - хороший уровень (х)
  • 3,9 - 2,9 - промежуточный уровень (уровни)
  • 2.8 - 2 - низкий уровень (n)

Комплекс методов по Л. В. Строгановой

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Цель: выявить отношение студентов к жизненным ценностям.

Студентам было предложено задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний, из них вы можете выбрать только 5 (список заранее написан учителем на доске):

  1. Будьте человеком, которого вы любите.
  2. Имейте много денег.
  3. Иметь современный компьютер.
  4. Иметь настоящего друга.
  5. Здоровье родителей важно для меня.
  6. Иметь возможность командовать многими.
  7. Имейте много слуг и распоряжайтесь ими.
  8. Доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  10. Иметь то, что никогда не будет у других.

Педагог выбирает наиболее распространенные ответы - приоритеты жизненных ценностей детей.

«Этические проблемы»

Цель: изучить нравственные суждения учащихся начальной школы, выявить их способность оценивать действия людей в соответствии с нравственными нормами общества.

Прогресс. Младшим ученикам были прочитаны этические ситуации. Затем дети дали анализ действий персонажей.

Ситуации для обсуждения.

Стеклянный Человек

У одного мальчика был маленький друг - Человек из стекла. Он был совершенно прозрачен и обладал прекрасной способностью угадывать, что думает и переживает Мальчик. Мальчик не усвоил уроки и собирается прогуляться, а Стеклянный человек, который уже не совсем прозрачен, но слегка затуманен, говорит: Ты не можешь сделать это, Мальчик. Сделай это сначала, а потом иди гулять.

Мальчику будет стыдно, он приступает к делу: он изучает уроки, а потом идет гулять. Маленький человек молчит и становится прозрачным.

Однажды мальчик заболел у друга, с которым он сидел за одним столом. Один день прошел, второй, и Мальчик не помнит друг о друге. Он смотрит, и Стеклянный Человек стал темным как облако.

Что я сделал не так? - с тревогой спросил Мальчик.

Ты не делал ничего плохого, не думал ничего плохого, но ты забыл о своем друге.

Мне было стыдно за мальчика, и он пошел к больному другу. Он нес цветы и большое, большое яблоко, которое дала ему его мать.

Так что Стеклянный Человек научил мальчика жить. Это была его совесть.

Мальчик хотел сначала поступить правильно?

Почему он передумал?

«Что бы вы сделали на месте мальчика?»

Сказка "Звезды"

Когда-то в мире была маленькая девочка. Ей было восемь лет, когда умерли ее родители. Не было никого, кто бы мог о ней позаботиться - ни накормить, ни нарядить, ни мягко сказать. У нее было только тонкое платье и потертый шарф. Я должен был идти вокруг света, просить милостыню. Однажды хороший человек передал ей кусочек хлеба. Как только девушка вышла из ворот, ее встретил бедный старик. нравственное поведение нравственное воспитание.

Девушка, дай мне немного хлеба, я очень хочу кушать! - начал спрашивать старик.

Девушка взяла и дала ему весь край. «Ешь, - говорит, - дедушка, крепкого здоровья». И она пошла дальше. Погуляли, погуляли - вечер наступил. Бедная старуха встретила ее.

Дай, - говорит, - что-то, чтобы закрыть голову, стало холодно.

Девушка сняла платок и отдала его нищему. Немного отошел, вдруг с неба начали падать звезды и, падая на землю, превращаться в серебряные монеты. Сирота порадовалась и стала их собирать.

Не зря говорят, что рано или поздно доброе дело всегда оказывается хорошим.

После прочтения ситуации студентам были заданы вопросы.

Какая черта характера тебе понравилась в девушке?

Оценить ее действия.

Ответы детей оценивались следующим образом: правильно ли они понимают, ответ близок к правильному, искаженный ответ, ответа нет.

«Назовите слово, противоположное по значению».

Цель: проверить этическую грамотность учащихся начальных классов.

Прогресс. Студентам было предложено внимательно прочитать перечисленные понятия, а напротив каждого написать слово, противоположное по значению:

доброта - милосердие - ответственность - честность - чуткость - щедрость.

Правильность ответов оценивается.

Диагностика моральной мотивации.

Цель: выявить уровень моральной мотивации студентов.

Прогресс. Ребятам было задано 4 вопроса и ответы на них, из которых нужно выбрать один.

Если кто-то плачет, то я:

  1. пытаясь помочь ему;
  2. я думаю о том, что может случиться;
  3. я не обращаю внимания.

Мы с другом играем в бадминтон, к нам подходит мальчик 6-7 лет и говорит, что у него нет такой игры.

Что я буду делать:

  1. я скажу ему не приставать
  2. Я отвечу, что не могу ему помочь.
  3. Я скажу ему попросить родителей купить ему такую ​​игру.
  4. я предложу ему поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл, то я:

  1. я не буду обращать внимания;
  2. я скажу, что он мазня;
  3. я объясню, что беспокоиться не о чем;
  4. Я скажу, что нам нужно лучше изучить эту игру.

Если одноклассник обижен на меня, я:

  1. подумать о своих чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
  2. обижаться в ответ;
  3. Я докажу ему, что он неправ.

Обработка результатов: положительные ответы - 1а, 2г, 3с, 4а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов ученика: 4 балла - высокий уровень; 2-3 балла - средний уровень; 0-1 балл - низкий.

После исследования результаты каждого из методов были обработаны отдельно, а результаты всех методов были обобщены.

Обработав результаты каждого из методов, мы получили следующие результаты.

Для каждого учащегося средний балл по каждому показателю рассчитывался по двум параметрам - самооценке и оценке учителя, а уровень воспитания определялся на основе среднего балла.

Обозначения:

  1. Высокий уровень - (с)
  2. Хороший уровень - (х)

Различия в оценке уровня воспитания возникли у двух учеников (№ 13 и № 4). Это связано с граничным показателем оценки (между хорошим и высоким уровнями). Они незначительны.

В целом получается, что 54% (в среднем) учащихся этого класса имеют высокий уровень образования, 38% (в среднем) имеют хороший уровень, а 8% учащихся имеют средний уровень образования. Это означает, что подавляющее большинство детей в экспериментальном втором классе хорошо образованы. Ни один из студентов не имеет низкого уровня образования.

Набор методик по Л.В. Строганова.

«Диагностика отношения к жизненным ценностям».

Мы подсчитали количество студентов, которые выбрали конкретное желание и определили, какие жизненные ценности являются приоритетными для студентов.

Исходя из рейтинга, мы выделяем 5 желаний - приоритеты жизненных ценностей студентов.

Как видите, для студентов главное не материальные, а духовные жизненные ценности, хотя для многих студентов материал очень важен (например, иметь современный компьютер)

Этические Задачи

Используя эту технику, мы определили, как дети могут оценивать действия людей.

Большинство детей (68% + 24%) способны оценивать действия людей в соответствии с моральными стандартами общества.

Почти все отмечали хорошие качества девушки как доброту и отзывчивость. И действие, когда мальчик не навещал своего друга, было расценено многими как эгоизм.

«Назовите слово, противоположное по значению».

Дети назвали моральные ценности противоположными по значению тем, которые им были даны. Почти все справились с задачей.

У большинства студентов высокий уровень моральной мотивации, около трети - средний уровень, а у одного - низкий уровень мотивации (№ 21).

Результаты, полученные всеми методами в совокупности, позволяют говорить о достаточно хорошо сформированных нравственных качествах у учеников второго класса. Об этом свидетельствуют высокие показатели по каждому из методов в отдельности - количественные показатели находятся в границах - средний, выше среднего, высокий.

Преподавателю этого класса было рекомендовано продолжить работу по нравственному воспитанию, стараясь не снижать результаты, а улучшать. Стоило обратить внимание на некоторых учеников, чьи показатели не были высокими (например, ученик под № 21), к которым следует найти индивидуальный подход.

Организация и содержание работы по формированию нравственного поведения младших школьников

2 этап - формирующий.

На этом этапе, получив вышеописанные результаты и проанализировав их, нам пришлось скорректировать часть плана воспитательной работы в экспериментальном 3 классе начальной школы-детского сада МБОУ № 14 - содержание работы по нравственному воспитанию и формы , методы, приемы и приемы, используемые в этом направлении образования.

Мы перечисляем формы, методы, методы и приемы, используемые для формирования нравственного поведения учащихся в 3 классе.

Техника и методы: чтение и анализ библейских притч, басен, поучительных рассказов; этические разговоры, разъяснения, предложения, споры, примеры.

Это объяснение использовалось для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, для развития правильного отношения учеников к определенному акту, который уже был завершен. Учитель старался избегать тона обозначений.

Часто этические беседы с инсценировкой учащимися использовались. Неотъемлемой частью каждого урока и внеклассных занятий стали диалоги между учителем и учеником, между учениками, обмен мнениями, споры.

Следующие темы обсуждались с младшими школьниками: «. Совесть. »,«. Знать, как уважать других. »,«. Как побороть жестокость? У друга проблемы. «Это страшное слово - безразличие». «. Что значит жертвовать собой?», «. Мы несем ответственность за тех, кто приручил.», «. Что значит жить с достоинством?.», «. Что такое терпимость?.», « Завет предков ". и многие другие.

Пример метода сопровождал урок и внеклассные занятия студентов. Учитель своим примером поведения, отношения к ученикам, деловых качеств, авторитета определял уровень нравственной культуры детей, стараясь, чтобы между его словом и делом не было разногласий, он относился ко всем одинаково и доброжелательно.

На родительских собраниях учитель подчеркивал роль примера родителей в нравственном воспитании детей.

Родители учеников 3-го класса активно участвовали в таких внеклассных мероприятиях, как: «. Береги нашу планету. »,«. Я, ты, он, она дружная семья. »,«. Традиции моей семьи ». Совместная зимняя поездка в лес и др., Влияющая на формирование нравственного поведения их детей.

Существует много способов формирования мотивов нравственного поведения учащихся начальных классов. Еще раз отметим, что они должны применяться системно, в комбинации или по отдельности, в зависимости от определенной стадии образовательного процесса.

Проведенная работа позволила нам создать условия для успешного формирования чувств, эмоционального переживания необходимого поведения. Следует отметить, что у учеников сложились более глубокие, искренние чувства и нравственные качества. Ученики стали лучше понимать и воспринимать значение моральных оценок и норм поведения, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики.

Результаты и анализ экспериментального исследования педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников

Этот этап включал повторную диагностику (уровень формирования нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста.

Представляем результаты и их анализ.

Желания-приоритеты жизненных ценностей студентов немного изменились. Дети стали больше осознавать важность таких ценностей, как: иметь настоящего друга, быть человеком, которого любишь, иметь доброе сердце, для меня важно здоровье моих родителей. Но тем не менее, именно эти духовные ценности являются основополагающими для учеников 3-го класса.

Диагностика моральной мотивации.

Основная масса студентов по-прежнему имеет высокий уровень моральной мотивации. По сравнению с периодом в начале учебного года, к концу учебного года число детей с высоким уровнем выросло на два человека. У одной пятой (20%) учеников средний уровень, у одного ученика (№ 21) сохранялся низкий уровень мотивации, что обусловлено его индивидуальными особенностями физического и психического развития.

Сравнивая результаты за отчетный период в начале и в конце учебного года, можно сделать следующие выводы.

Моральные качества учеников второго класса достаточно хорошо сформированы. Уровень воспитания вырос на 8% (с 54 до 62%), моральные ценности учеников этого класса - это духовные ценности, важность которых стали осознавать все больше детей.

Полученные показатели свидетельствуют об эффективности формирования нравственного поведения студентов на этапе формирования.

Таким образом, наша гипотеза состоит в том, что нравственное воспитание младших школьников будет более эффективным, если будут выполнены следующие условия:

  • наличие разработанной программы нравственного воспитания;
  • применение технологий для постепенного формирования нравственной культуры и формирования практических навыков с использованием разнообразных форм, методов и приемов;
  • взаимодействие школы, семьи и других общественных организаций и учреждений - подтвердилось.

Преподаватель этого класса продолжит работу по нравственному воспитанию в том же духе, учитель намерен уделить особое внимание некоторым ученикам, показатели которых были невысокими.

Для проведения экспериментального исследования педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников нами были отобраны ученики 3 класса МБОУ начальной школы-детского сада № 14.

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования нравственного поведения младших школьников.

Пилотное исследование проводилось в три этапа.

Цель 1-го констатирующего этапа: определить уровень формирования нравственных качеств у младших школьников.

Для диагностики были использованы следующие методы.

Опрос: уровень образования студентов (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы) - письменно.

Методы Л.В. Строганова: Диагностика отношения к жизненным ценностям - письменно; «Этические задачи» (решение моральных ситуаций - разговор) - в устной форме; «Назовите слово, противоположное по значению» - устно; Диагностика моральной мотивации - письменно.

Результаты, полученные всеми методами в совокупности, позволяют говорить о достаточно хорошо сформированных нравственных качествах у учеников второго класса. Об этом свидетельствуют высокие показатели по каждому из методов в отдельности - количественные показатели находятся в границах - средний, выше среднего, высокий.

Классному учителю этого класса были даны рекомендации по работе по внедрению нравственного воспитания, которые были успешно завершены на 2 этапе - формирующем.

Учитель использовал следующие приемы и методы: чтение и анализ библейских притч, басен, поучительных рассказов; этические разговоры, разъяснения, предложения, споры, примеры. Этические разговоры часто использовались. Родители учащихся 3 класса активно участвовали во внеклассных мероприятиях вместе с детьми.

Проведенная работа позволила нам создать условия для успешного формирования чувств, эмоционального переживания необходимого поведения. Следует отметить, что у учеников сложились более глубокие, искренние чувства и нравственные качества. Ученики стали лучше понимать и воспринимать значение моральных оценок и норм поведения, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики.

На 3-м этапе - контроль, диагностика была повторно диагностирована (из трех методов) уровня формирования нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста.

Полученные показатели (по сравнению с началом и концом учебного года) свидетельствуют об эффективности работы по формированию нравственного поведения учащихся на этапе формирования.

Гипотеза нашего исследования - нравственное воспитание младших школьников будет более эффективным, если будут выполнены следующие условия: наличие разработанной программы нравственного воспитания; - применение технологий для постепенного формирования нравственной культуры и формирования практических навыков с использованием разнообразных форм, методов и приемов; - взаимодействие школы, семьи и других общественных организаций и учреждений - подтвердилось.

Учитель этого класса продолжит работу по нравственному воспитанию в том же духе, учитель намерен уделить особое внимание некоторым ученикам, показатели которых оказались низкими.

Вывод:

Итак, мы рассмотрели понятие «нравственное воспитание», его сущность, цели, содержание.

Моральное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования их нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали (И.П. Подляский)

Процесс нравственного воспитания включает в себя различные предметы-участники образования, ключевая роль которого принадлежит образовательным учреждениям.

Способы и методы организации нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе: опора на мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы детей на каждом этапе урока, воздействие на личность ребенка с помощью произведений искусства и использование современных технических средств, моделирование жизненных ситуаций путем учета личного опыта детей, разъяснения на основе внушения, использования этического разговора, примера учителя и родителей, организации диалога между учащимися, учащимися и учителями, учащимися и родителями, реализации семейного проекта.

Мы рассмотрели, какие формы, методы, методы существуют для формирования нравственного поведения учащихся начальной школы. Выделяем отдельно методы формирования сознания личности или методы убеждения.

Верования могут быть достигнуты, используя различные методы и методы: чтение и анализ библейских притч, басен, поучительных историй; этические разговоры, объяснения, предложения, споры, примеры.

Методы словесного и эмоционального воздействия включают в себя: рассказ, разъяснение, этический разговор и метод визуального и практического воздействия - пример.

Вместе перечисленные формы, методы, приемы и приемы дадут положительный результат в процессе нравственного воспитания, который будет считаться эффективным.

Формирование нравственного поведения является одной из задач современной семьи.

Эффективность домашнего обучения возрастает, если его дополняет система других учебных заведений, с которыми у семьи сложились отношения сотрудничества и взаимодействия.

Опрос: уровень образования учащихся (методика Н.П. Капустина) (1-4 классы) - письменный; Методы Л.В. Строганова: Диагностика отношения к жизненным ценностям в письменной форме; «Этические задачи» - устно; «Назовите слово, противоположное по значению» - устно; Диагностика моральной мотивации - письменно.

Результаты, полученные всеми методами в совокупности, позволяют говорить о достаточно хорошо сформированных нравственных качествах у учеников второго класса. Об этом свидетельствуют высокие показатели по каждому из методов в отдельности - количественные показатели находятся в границах - средний, выше среднего, высокий.

Классному учителю этого класса были даны рекомендации по работе по внедрению нравственного воспитания, которые были успешно завершены на 2 этапе - формирующем.

Учитель использовал следующие методы и методы: чтение и анализ библейских притч, басен, поучительных рассказов; этические разговоры, разъяснения, предложения, споры, примеры. Этические разговоры часто использовались. Родители учащихся 2 класса активно участвовали во внеклассных мероприятиях вместе с детьми.

Проведенная работа позволила нам создать условия для успешного формирования чувств, эмоционального переживания необходимого поведения. Следует отметить, что у учеников сложились более глубокие, искренние чувства и нравственные качества. Ученики стали лучше понимать и воспринимать значение моральных оценок и норм поведения, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики.

На 3-м этапе - контроль, диагностика была повторно диагностирована (из трех методов) уровня формирования нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста.

Полученные показатели (по сравнению с началом и концом учебного года) свидетельствуют об эффективности работы по формированию нравственного поведения учащихся на этапе формирования.

Гипотеза нашего исследования - нравственное воспитание младших школьников будет более эффективным, если будут выполнены следующие условия:

  1. наличие разработанной программы нравственного воспитания;
  2. применение технологий для постепенного формирования нравственной культуры и формирования практических навыков с использованием разнообразных форм, методов и приемов;
  3. взаимодействие школы, семьи и других общественных организаций и учреждений - подтвердилось.

Учитель этого класса продолжит работу по нравственному воспитанию в том же духе, учитель намерен уделить особое внимание некоторым ученикам, показатели которых оказались низкими.