Особенности налоговых правонарушений, совершаемых налоговыми агентами.

Содержание:

  1. Понятие налогового правонарушения
  2. Общие условия привлечения к ответственности за налоговое правонарушение  
  3. Налоговая санкция
Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговые правонарушения, совершаемые в форме бездействия.
Современные тенденции развития законодательства о налогообложении имущества физических лиц
Особенности административного порядка обжалования актов налоговых органов.
Судебный порядок защиты интересов налогоплательщиков – физических лиц.

Введение:

Роль налогов в современном государстве велика. Они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему в полном объеме выполнять свои функции: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и другие льготы. Другими словами, налоги являются необходимым атрибутом государства, и, как показывает история, в той или иной форме они возникли как экономическая и правовая категория почти с момента возникновения государства.  

Следует подчеркнуть, что во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходов бюджета.

Государство должно собирать необходимую сумму налогов со всех физических и юридических лиц, заявленных им его налогоплательщиками. Но ни одно государство еще не смогло достичь этой цели исключительно путем убеждения. 

Исторически основным стимулом для уплаты налогов было не сознание налогоплательщиков, которые в полной мере осознавали, на что будут потрачены их деньги, а принудительные меры, которые можно было бы применить к нечестным гражданам в случае уклонения от уплаты налогов и сборов или уплаты неполного объема ,

По мнению ученых, этому есть несколько причин, но главное заключается в следующем. Граждане не любят платить налоги, полагая, что государство не всегда рационально использует финансовые ресурсы, которые оно получает, для реализации социально-экономических и других программ, но они делают это, понимая свою потребность в нормальном функционировании государства и жизни людей. гражданское общество. Поэтому государство, в свою очередь, понимая, что невозможно добиться уплаты налогов одним лишь убеждением, устанавливает различные штрафы за неисполнение или нарушение налогового обязательства.  

Перечень мер принуждения в действующем российском налоговом законодательстве обширен: это право налоговых органов делать прямые вычеты из налогов юридических лиц, а также возможность взимания штрафов за несвоевременную и / или неполную уплату налогов, а также право изымать деньги и имущество, а также возможность судебного обжалования налоговыми органами действий участников налоговых правоотношений.

Целью работы является исследование особенностей налогового обязательства.

Налоговое правонарушение Закон о наказании

Понятие налогового правонарушения

В пункте 5 ст. 23 и п. 5 ст. 24 части первой Налогового кодекса содержит общие стандарты, согласно которым налогоплательщик, плательщик налогов или налоговый агент за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ряд других положений Налогового кодекса Российской Федерации указывают на возможность привлечения к ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками налогов или налоговыми агентами, за нарушение положений законодательства о налогах и сборах.   

Среди видов юридической ответственности традиционно выделяют такие виды, как уголовное право, гражданское право и административная ответственность. В зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения законодательства о налогах и сборах устанавливаются такие виды ответственности, как налоговая, административная и уголовная. 

С распределением этого вида ответственности в качестве уголовного закона особых трудностей нет. Преступление деяния, а также его наказуемость и другие уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Более того, вышесказанное является содержанием принципа законности, который содержится в ст. 3 УК РФ и является одним из принципов уголовной ответственности.   

Тем не менее, нет единодушного мнения по вопросу о том, является ли ответственность за налоговое правонарушение (такая осторожная формулировка используется в действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации) типом административной ответственности или же отдельным видом ответственность (то есть налоговая ответственность). Позиция высших судебных органов по этому вопросу также различна. 

С одной стороны, исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 Постановления от 28 февраля 2001 г. N5, налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также уголовного и административного права.

С другой стороны, Конституционный Суд Российской Федерации, как следует из правовой позиции, выраженной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П и впоследствии неоднократно подтвержденной, считает, что существует только три вида юридической ответственности - уголовная, гражданская и административная - и эта налоговая ответственность, соответственно, по сути является административной ответственностью.

Представляется, что определение единой позиции по этому вопросу зависит от разрешения текущего спора о том, является ли приемлемым и оправданным введение концепции «налоговых правоотношений», определяемых как отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. на законодательном уровне.

В то же время, понятие «налоговое нарушение» законодателем используется с момента принятия первой части Налогового кодекса и используется в его нынешней редакции. Определение этого понятия дано в ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации: противоправное (с нарушением законодательства о налогах и сборах) действие (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые несет ответственность Налоговый кодекс Российской Федерации, является признан налоговым нарушением.  

Исходя из этого определения, признаками, совокупность которых позволяет квалифицировать акт как налоговое правонарушение, являются:

  • совершение действия (действия или бездействия);
  • незаконность акта (акт запрещен законодательством о налогах и сборах);
  • наличие вины (отношение человека к совершенному им деянию);
  • общественная опасность деяния, то есть ущерб общественным отношениям, охраняемым законом, или угроза причинения такого вреда; 

Ответственность за совершение Налогового кодекса Российской Федерации установлена.

Налоговое правонарушение по своему составу включает в себя:

  1. объект правонарушения, то есть общественные отношения в области налогов и сборов, нормальное развитие которых нарушено налоговым правонарушением; 
  2. объективная сторона, то есть конкретные действия, выраженные в нарушении правил, установленных законодательством о налогах и сборах; 
  3. субъект преступления, то есть лицо, совершившее противоправное деяние; 
  4. Субъективная сторона, вина - отношение человека к совершенному им деянию. 

Согласно структуре объективной стороны состава преступления, преступления отличаются материальным и формальным составом. Объективная сторона преступлений с формальным составом включает только противоправные деяния лица, а преступления с материальным составом также включают социально опасные последствия и причинно-следственную связь между незаконными действиями и возникшими последствиями. 

Виды налоговых правонарушений и ответственность по их обязательствам предусмотрены в гл. 16 и 18 части первой Налогового кодекса. Более того, в гл. 16 виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определяются непосредственно, а в гл. 18 - виды нарушения банком обязательств, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.    

Следует отметить, что преступления, предусмотренные гл. 18 Налогового кодекса Российской Федерации, стали «полными» или «полными» налоговыми правонарушениями только в связи с изменениями в Налоговый кодекс Закона 2006 года N 137-ФЗ. Данная глава Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность банков как других лиц по отношению к налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту (банк как налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент в случае налогового нарушения несет ответственность согласно соответствующей статье главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако из положений пункта 1 ст. 107, пункты 1 и 2 статьи 114, ст. 136 Налогового кодекса Российской Федерации с изменениями, из которых следует, что предусмотрено в соответствующих статьях гл. 18 НК РФ, штрафы не являются налоговыми санкциями, то есть мерой ответственности за налоговое правонарушение.        

Согласно действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации (то есть до внесения изменений в Закон 2006 г. N 137-ФЗ), Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 6 декабря 2001 г. N 257-О Указано, что законодатель в Налоговом кодексе Российской Федерации признал нарушения налоговых нарушений налоговым законодательством, совершенные банками не как самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, а как государственными агентами, через которых налоги уплачиваются в бюджет. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такие нарушения требований налогового законодательства выделяются как особые правонарушения. 

Общие условия привлечения к ответственности за налоговое правонарушение  

Лица, ответственные за налоговые правонарушения, то есть субъекты налоговых правонарушений, указаны в пункте 1 ст. 107 части первой Налогового кодекса Российской Федерации: организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 Налогового кодекса.   

Согласно определениям, данным в п. 2 ст. 11 частей первого Налогового кодекса Российской Федерации, для целей Налогового кодекса Российской Федерации понимаются: 

организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации (российскими организациями), а также иностранными юридическими лицами, компаниями и иными юридическими лицами с гражданской правоспособностью, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, международными организациями, филиалы и представительства этих иностранных юридических лиц и созданные в России международные организации (иностранные организации);

под физическими лицами - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Как видите, определение «иностранная организация» в то же время включает как само иностранное юридическое лицо по законам иностранного государства, так и его филиалы и представительства. Соответственно, филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение. В то же время филиал российской организации не может нести ответственность за это; в случае совершения налогового правонарушения юридическое лицо, которое его создало, должно быть привлечено к ответственности.  

В связи со вступлением в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления № 2 от 27 января 2003 года уточнил, что при принятии решения о соотношении Из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части первой Налогового кодекса Российской Федерации суды должны учитывать следующее:

Ответственность за административные правонарушения в сфере налогов установлена ​​ст. 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности по этим статьям являются должностные лица организаций;  

поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами субъекты, а не их должностные лица, и возложение на них административной ответственности не исключает привлечения к ответственности организаций, установленных Налоговым кодексом. , 

Как установлено в пункте 1 ст. 108 части первой Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, кроме как по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом. Этот принцип имеет различные аспекты его реализации. В частности, недопустимо привлекать к ответственности за налоговое правонарушение основания и порядок, определяемый другими нормативными правовыми актами, в том числе законодательными актами федерального уровня. И еще более неприемлемым является привлечение к такой ответственности на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законодательными актами субъектов Российской Федерации.    

Никто не может быть привлечен к повторной ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (пункт 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации). Вышеуказанное положение прямо указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 130-О как содержание принципа единовременного привлечения лица к ответственности за конкретное правонарушение. Этот принцип закреплен по аналогии с конституционным положением о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (часть 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации).  

Принцип, закрепленный в пункте 2 ст. 108 Кодекса, послужило, в частности, основанием для того, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 января 2001 г. N 6-О признал положения пунктов 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой определяются элементы налоговых правонарушений, которые недостаточно дифференцированы между собой и не могут использоваться одновременно как основание для привлечения к ответственности за совершение одних и тех же противоправных действий ,   

Ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если в этом деянии отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации). Другими словами, если деяние, совершенное физическим лицом, содержит признаки состава преступления, налоговая ответственность за это деяние не возникает. 

Как поясняется в пункте 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении применения этой нормы, налогоплательщик - физическое лицо, которое освобождено от уголовной ответственности за деяние. содержащие признаки преступления, по не реабилитационным причинам не освобождаются от налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, если совершенное им деяние одновременно содержит признаки налогового правонарушения, как это определено соответствующая статья гл. 16 Налогового кодекса. 

На основании норм ч. 2 ст. 212 УПК РФ с реабилитационными основаниями для прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются: 

  • отсутствие события преступления (пункт 1 пункта 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса);
  • отсутствие состава преступления в деянии (пункт 2 пункта 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса)
  • непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (пункт 1 пункта 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса).

Все остальное искусство. 24-28 УПК РФ, основания для прекращения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности соответственно не реабилитируются. 

В пункте 4 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 34 постановления № 5 от 28 февраля 2001 г., касающийся применения этого правила, разъяснил следующее:

при принятии решения об ответственности должностных лиц организаций налогоплательщиков необходимо учитывать, что эти лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут нести ответственность в соответствии с положениями Налогового кодекса;

Названные основания, если есть основания, могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. Следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в области налогообложения определяется в зависимости от объема обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на налогоплательщиков, и не может быть расширен. 

Соответственно, пункт 5 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что применение карательных мер не исключает применения мер правовой защиты: привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности по уплате (передаче) причитающийся налог (пошлина) и пени. 

Налоговая санкция

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных штрафов (штрафов). Размер штрафов определяется санкциями ст. 116 - 129,4 главы 16 и ст. 132 - 135.2 главы 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма штрафов является фиксированной или фиксированной в процентах от определенной суммы. Так, например, грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти действия были совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных в пункте 2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет за собой взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (пункт 1 статьи 120). Если грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло недооценку налоговой базы, такое налоговое правонарушение влечет за собой штраф в размере двадцати процентов от суммы неоплаченного налог, но не менее сорока тысяч рублей (пункт 3 статьи 120)       

Налоговые санкции используются для наказания нарушителей за налоговые правонарушения. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличить штрафы от методов обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов и сборов, а именно от штрафов (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Эта особенность налоговых санкций была отмечена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П «В случае проверки конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Сбор штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.  

Наказания предусмотрены гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском праве наказание относится к мерам гражданской ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации уплата процентов связана с мерами по обеспечению исполнения обязательства по уплате налога или пошлины (это является сдерживающей мерой).  

В соответствии с пунктом 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих штрафов уплачивается в дополнение к суммам налогов или сборов, причитающихся и независимо от других мер, обеспечивающих исполнение обязательства по уплате налога или сбора, а также обязательства меры по нарушению законодательства о налогах и сборах. В отличие от положений Налогового кодекса Российской Федерации, штрафы за несвоевременную уплату таможенных платежей являются мерами ответственности. В ч. 9 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» говорится, что штрафы уплачиваются вместе с суммой задолженности независимо от других мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза. и (или) законодательство Российской Федерации о таможенном деле.    

Наказание как мера принуждения имеет две существенные особенности: 1) направлено на возмещение вреда, причиненного преступлением (носит восстановительный или компенсационный характер); 2) является дополнительным бременем для правонарушителя. Именно поэтому начисление штрафов следует считать юридической санкцией (мерой ответственности).  

Налоговый кодекс также содержит основные правила применения налоговых санкций.

Первое правило установлено в отношении применения принципа индивидуализации денежного возмещения: при определении размера штрафа за налоговое правонарушение следует учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговое обязательство.

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства сумма штрафа уменьшается не менее чем в два раза по сравнению с суммой, установленной соответствующей статьей главы 16 или главы 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговые обязательства, содержится в пункте 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти обстоятельства включают в себя:   

  1. совершение налогового правонарушения вследствие сочетания сложных личных и семейных обстоятельств;
  2. совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения или вследствие материальной, служебной, иной зависимости;
  3. сложное финансовое положение лица, привлеченного к ответственности за налоговое правонарушение.

Этот список является приблизительным, суд или налоговый орган, рассматривающий дело о налоговом правонарушении, может признать смягчающую ответственность и другие обстоятельства, не указанные в пункте 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Второе правило применения налоговых санкций относится к случаю, когда правонарушитель совершил несколько налоговых правонарушений: когда одно лицо совершает два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взимаются за каждое правонарушение отдельно, без учета менее суровых санкций.

Третье правило применения налоговых санкций формулируется исходя из характера мер налоговой ответственности: привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающуюся сумму налога (пошлины). и интерес. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика налога или налогового агента за налоговое нарушение, повлекшее за собой задолженность по налогу (налог), подлежит уплате со счетов налогоплательщика, налогоплательщика или налогового агента, соответственно, только после полной суммы Из этой задолженности и связанных процентов выплачиваются в порядке очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Приоритет списания средств со счета плательщика устанавливается ст. 855 ГК РФ.   

В ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения - влечет за собой взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. 

С 1 января 2014 года от ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации исключает ссылку на предмет правонарушения. В предыдущем издании этой статьи субъектами налоговых преступлений были привлечены к ответственности организации и индивидуальные предприниматели. Это утверждение подтверждается Постановлением Федеральной антимонопольной службы по Волго-Вятскому району от 15 октября 2012 г. N А29-259 / 2012.   

В настоящее время существует три вида ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения:

  1. за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода;
  2. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода;
  3. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что привело к занижению налоговой базы.

Согласно ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговой базой является величина, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. 

Согласно ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается: 

  1. отсутствие первичных документов;
  2. отсутствие счетов-фактур;
  3. отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета;
  4. систематическое (два или более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухгалтерских счетах;
  5. систематическое (два или более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности по хозяйственным операциям;
  6. систематическое (два или более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение денежных средств, материальных активов, нематериальных активов и финансовых вложений.

Судебная практика свидетельствует о том, что для привлечения к ответственности по ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо иметь как сам акт, так и вину его совершения. Если запрашиваемые документы не представлены в срок, установленный налоговым органом из-за их кражи, порчи из-за пожара, затопления или других обстоятельств, это не является признаком соответствующего нарушения и не является ошибкой в ​​его совершении.  

Статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации <281> устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога (пошлины). Вина налогоплательщика является обязательным элементом состава данного налогового правонарушения. 

В настоящее время существует один вид ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора): неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора). ) или иные противоправные действия (бездействие), если в таком акте отсутствуют признаки налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неоплаченной суммы. налога (пошлины).

Пункт 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает квалифицированную ответственность по той же статье: действия, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, совершенные умышленно, влекут штраф в размере 40 процентов от неоплаченного сумма налога (пошлины).

Вывод

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод.

Налоговый кодекс не содержит понятия налогового обязательства. Но исходя из общих положений глав 15 и 16 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое обязательство можно определить как способ воздействия на нарушителя налогов путем применения санкций, установленных Налоговым кодексом. 

Общие условия привлечения к ответственности за налоговые нарушения определены в статье 108 Налогового кодекса. Здесь указывается, что ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном Кодексом. Основа наступления ответственности предполагает наличие сразу двух факторов: объективного и субъективного аспектов налогового правонарушения.  

Объективной стороной является факт совершения лицом незаконного действия (или бездействия, как в случае неуплаты налога).

Субъективная сторона - наличие вины в совершении преступления. В этом случае обязанность доказать обстоятельства, подтверждающие факт налогового правонарушения и вину налогоплательщика (то есть субъективных и объективных сторон), возлагается на налоговые органы. Так установлено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (пункт 4 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации), действия или бездействие которой повлекли данное правонарушение.   

Нарушения налогового законодательства могут также содержать признаки административного или уголовного правонарушения.