Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Эволюция налога на прибыль в Российской Федерации.
Действующая система исчисления и взимания налога на прибыль в РФ: актуальные проблемы и пути их решения.
Налогообложение доходов на рынке ценных бумаг.
Особенности налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами.


Введение:

Актуальность налогообложения прибыли банков не вызывает сомнений. Эта тема логично вписывается в общероссийское обсуждение проблем совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специализированной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки невозможна, как и интеграция страны в мировую экономику.

Подоходный налог относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Это федеральный налог. Подоходный налог занимает второе место среди источников доходов бюджетов после косвенных налогов. Основной функциональной целью этого налога является обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованного наращивания капитала для субъектов хозяйствования. Фискальная функция этого налога вторична.    

Успешное развитие и эффективность банков в рыночной экономике во многом зависит от организации налоговой работы в банках, которая правильно отражает результаты, достигнутые банками для целей налогообложения, правильно рассчитывает налоговую базу и перечисляет оптимальную сумму налоговых платежей в бюджет так что оставшаяся прибыль в распоряжении банков направляется на развитие банковского бизнеса, построение надежной банковской системы.

В основу написания курсовой работы были положены следующие принципы: освещение самого широкого круга вопросов, актуальных при изучении особенностей налогообложения прибыли коммерческих банков; рассмотрение всех аспектов налогового учета по налогу на прибыль коммерческими банками. Недостатки в существующей законодательной и нормативной базе по подоходному налогу;  

обобщение совокупности практического опыта и теоретических разработок ученых, сложившихся в настоящее время и позволивших актуализировать вопросы налогообложения прибыли рассматриваемых банков.

Целью курсовой работы является формулирование и изучение особенностей, основных проблем налогообложения прибыли коммерческих банков и одновременно поиск и разработка решений этих проблем.

Для достижения этих целей автор использовал работы таких авторов, как: Аронов А.В., Кашин В.А., Гончаренко Л.И. и др., А также нормативно-правовую базу подоходного налога с предприятий, раскрывающую механизмы и законы, регулирующие функционирование системы. налогообложения прибыли банков. 

Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения

В любой налоговой системе банки всегда занимают особые позиции. Это связано с тем, что в отношениях с налоговыми органами банки выступают в трех субъектах: 

  • непосредственно как независимые налогоплательщики;
  • в качестве посредника между государством и налогоплательщиками, через которого другие налогоплательщики (предприятия, организации. граждане) осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и которые в силу вышеизложенного могут предоставлять налоговым органам конкретные услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильность исчисления и своевременной уплаты налогов в бюджет;
  • в качестве налоговых агентов (с точки зрения исчисления, удержания налогов с денежных средств, уплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Отметим, что в принятом Налоговом кодексе Российской Федерации субъектами налоговых отношений названы только шесть субъектов: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (Министерство по налогам и сборам Российской Федерации), сборщики налогов, Государственная таможня Комитет и органы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, банки и кредитные учреждения напрямую не идентифицируются как конкретные независимые участники налоговых отношений. Однако Налоговый кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.  

Тема отношений между банками и налоговыми органами всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами банковской тайны и государственным контролем банковских операций налогоплательщика зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г.), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 12.02.1990 г. (с изменениями и дополнениями). Федеральными законами) Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) № 86- ФЗ" от 10.07.2002 г. был принят Государственной Думой Российской Федерации от 06.07.02 г., другие федеральные законы и правила.  

Фактически банки играют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, то есть полнота бюджета зависит от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам. На банки возложены дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, кроме того, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и ​​финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно выполнять поручения для перечисление налогов и сборов и приостановление операций на счете клиента. Говоря о роли коммерческих банков, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор экономики страны, что означает пополнение доходной части российского бюджета за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительные материальные выгоды.  

Налогообложение, в свою очередь, оказывает существенное влияние как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. В силу своей экономической природы налоги не могут рассматриваться как инструменты, используемые Банком России. Тем не менее их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя недооценивать. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать прибыльность операций банков (делая их убыточными для банков, например, через НДС, как в случае с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, увеличивая их привлекательность), они влияют на размер собственных средств банка, определяют их устойчивость и стабильность.    

Налог на прибыль и единый социальный налог, которые имеют особое значение с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности, оказывают наибольшее влияние на деятельность банков.

Банки являются плательщиками следующих налогов:

  • налог на добавленную стоимость (НДС) - наиболее важным моментом при определении налоговой базы для этого налога для банков является то, что банковские операции (за исключением взимания), которые требуют банковской лицензии, не подлежат налогообложению;
  • налог на прибыль банков - банки, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в связи со спецификой банковской деятельности (банковские операции и транзакции). Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации 291 особенности формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налоговой базы;  
  • налог на имущество банков - особенностью налогообложения имущества банков и других финансово-кредитных учреждений является, прежде всего, то, что его источником являются не финансовые результаты, как у других плательщиков, а операционные и другие расходы;
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • транспортный налог, если банк является владельцем транспортных средств;
  • другие налоги и сборы, уплачиваемые банками (государственная пошлина; земельный налог, если банку был передан земельный участок в собственность, владение и пользование на территории России);
  • налог взимается с операций коммерческих банков с использованием ценных бумаг.

Особенности налогообложения прибыли (дохода) коммерческих банков

Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков  

Для коммерческого банка прибыль - это финансовый результат его деятельности. Более того, основным принципом деятельности банка является коммерческий расчет, то есть доходы должны покрывать все текущие расходы и создавать средства для его развития. Определение окончательных результатов деятельности банка (прибыли или убытка) производится в соответствии с решением, принятым банком или документально подтвержденным. В течение отчетного периода прибыль или убыток формируется методом начисления; в конце этого периода подоходный налог уплачивается в бюджет.    

Во всех развитых странах мира установлены налоги на прибыль или доходы юридических лиц. Несмотря на все сходства между понятиями «доход» и «прибыль», между ними существует принципиальная разница. Если прибыль означает результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между доходами и расходами, понесенными в рамках этой деятельности, то при отсутствии дополнительных указаний в большинстве случаев мы имеем в виду только прямые доходы налогоплательщика без учета расходов. понесены.  

Сегодня в России корпоративный подоходный налог взимается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, часть 2, глава 25. Он относится к группе прямых и пропорциональных налогов, а также является федеральным налогом. Введение главы 25 Налогового кодекса «Подоходный налог» с 01.01.2002 внесло существенные изменения в налогообложение прибыли банков. В этой главе Налогового кодекса, отменив все предыдущие нормативные документы по исчислению налога на прибыль, объединены вопросы, связанные с исчислением и уплатой этого налога. В результате положение банка с точки зрения налоговой нагрузки стало намного лучше. С изменением законодательства о подоходном налоге почти все банки и отделения банков увеличили свою прибыль во много раз, и увеличение числа клиентов стало тенденцией в 2002 году.     

Коммерческие банки различных типов, в том числе банки с иностранным капиталом, лицензированные Центральным банком Российской Федерации, Банком внешней торговли Российской Федерации, кредитными организациями, лицензированными Центральным банком Российской Федерации для осуществления банковских операций, а также Филиалы иностранных банков-нерезидентов, имеющие лицензии на осуществление банковских операций, являются признанными плательщиками подоходного налога.

В соответствии со статьей 247 «Объект налогообложения», часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на прибыль предприятий и организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. В этом случае прибыль признается как полученный доход, уменьшенный на сумму расходов. Банки, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в связи со спецификой банковской деятельности (в банковских операциях и операциях). Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности формирования доходов и расходов. Закон предусматривает открытые списки доходов и расходов, которые учитываются при определении налоговой базы.    

К доходам относятся доходы от продажи товаров (работ, услуг) и имущественные права, внереализационные доходы.

Выручка от продажи признается как выручка от продажи товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от продажи имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Внереализационные доходы в соответствии со статьей 250 «внереализационные доходы» часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации признаются доходами: 

  1. от долевого участия в других организациях;
  2. от покупки и продажи иностранной валюты;
  3. в виде штрафов, пени и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  4. от аренды имущества;
  5. в форме прошлых доходов, выявленных в отчетном периоде;
  6. в форме имущества (работ, услуг), полученного бесплатно или имущественных прав;
  7. от предоставления права пользования результатами интеллектуальной деятельности и эквивалентными средствами индивидуализации;
  8. в виде положительной курсовой разницы от переоценки имущества;
  9. в виде полученных целевых средств, предназначенных для формирования резервов на развитие и поддержание функционирования и безопасности атомных электростанций, используемых для других целей.

К доходам банков также относятся доходы от банковской деятельности в соответствии со статьей 290 «Особенности определения доходов банков» и статьей 291 «Особенности определения расходов банков», часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно доходы:

  • в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет средств, кредитов и займов;
  • в виде комиссии за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (в том числе иностранных банков-корреспондентов), и осуществление расчетов от их имени, включая комиссионные и другие комиссии за перевод, инкассо, аккредитив и другие операции оформление и обслуживание платежных карт и других специальных средств, предназначенных для банковских операций, для предоставления выписок и других документов на счетах и ​​для поиска сумм;
  • от инкассации денежных средств, счетов, платежных и расчетных документов и кассовых услуг клиентам;
  • от операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, в том числе комиссионные (сборы) за операции по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями.
    Для определения доходов банков от продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде разница между фактической ценой покупки (продажи) иностранной валюты и официальным курсом иностранной валюты по отношению к российскому рублю устанавливается Банк России на дату совершения операции принимается;
  • о купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между продажной ценой и балансовой стоимостью;
  • от операций по предоставлению банковских гарантий, авалов и поручительств третьим лицам, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  • в форме положительной разницы между суммой средств, полученных при прекращении или реализации (последующей уступке) требования (в том числе ранее приобретенного), и балансовой стоимостью требования;
  • от опеки клиентов службы;
  • от сдачи в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;
  • в виде сборов за доставку, перевозку наличных денег, ценных бумаг, других ценностей и банковских документов (кроме инкассо);
  • в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • в виде сборов, полученных банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;
  • на операции купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой продажи и ценой покупки;
  • в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (займам), потери от списаний которых ранее были включены в расходы, уменьшающие налоговую базу, или списаны из созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшенная налоговая база;
  • в виде компенсации, полученной банком за расходы, понесенные при оплате услуг третьих лиц, по контролю за соблюдением стандартов слитков драгоценных металлов, полученных банком от физических и юридических лиц;
  • от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
  • от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией систем электронного документооборота между банком и клиентами, включая системы «клиент-банк»;
  • в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;
  • в форме положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
  • в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по кредитам, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных статьей 292 настоящего Кодекса;
  • в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы по которым были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных статьей 300 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Доход банка не включает суммы положительной переоценки денежных средств в иностранной валюте, полученных в качестве оплаты уставного капитала банков, а также страховых выплат, полученных по договорам страхования в случае смерти или нетрудоспособности заемщика банка, размер задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, выплаченным (прощенным) банком за счет указанных страховых выплат. 

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Налоговая база в соответствии со статьей 271 «Налоговая база» ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации является денежным выражением прибыли. В этом случае доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме.  

Глава 25 Налогового кодекса определила принципиально новый подход к порядку расчета и создания налоговой базы по налогу на прибыль: банки, как и другие плательщики подоходного налога, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или денежными средствами. , Согласно статье 271 «Порядок признания доходов по методу начисления», 272 «Порядок признания расходов по методу начисления», 273 «Порядок определения доходов и расходов по методу кассы» Налогового кодекса Российской Федерации Федерация по методу начисления доходов и расходов признается таковой в том отчетном периоде, в котором они произошли, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств. В кассовом методе основой для признания доходов и расходов является день поступления средств на корреспондентский счет банка (или в кассу) и, соответственно, фактическая оплата расходов. Для банков предпочтительнее использовать кассовый метод определения доходов и расходов, поскольку в этом случае налоговый учет будет практически полностью соответствовать бухгалтерскому учету, поскольку последний ведется на кассовой основе для учета доходов и расходов. Данный порядок учета определен Положением Центрального банка Российской Федерации «О правилах учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002. № 205-П (с изменениями от 11 апреля 2005 г.).     

Однако если банк определяет доходы и расходы на кассовой основе, то в течение налогового периода он превысит максимальную сумму выручки от продажи товаров (работ, услуг) и будет вынужден перейти на определение доходов и расходов по метод начисления с начала налогового периода, в течение которого допускалось такое превышение.

Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка  

Налоговой базой для целей налогообложения является денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы налогооблагаемая прибыль рассчитывается методом начисления с начала налогового периода. Если налогоплательщик несет убытки в отчетном (налоговом) периоде, то в этом отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется плательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:     

  • период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода по методу начисления);
  • сумма доходов от продаж, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумма расходов, понесенных в отчетном (налоговом) периоде, за вычетом суммы доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от продаж;
  • сумма внереализационных доходов;
  • сумма внереализационных расходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • общая налоговая база за отчетную (налоговый период).

Налогоплательщики рассчитывают налоговую базу на основе результатов каждого отчетного налогового периода на основании данных налогового учета.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Налоговый учет ведется с целью получения полной и достоверной информации о порядке учета налогообложения хозяйственных операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также предоставления информации внутренним и внешним пользователям для контроля точности расчет налога и уплата в бюджет. 

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяемых последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (указом) руководителя. Изменение учета некоторых бизнес-операций и (или) объектов для целей налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применимых методов учета. Налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных (осуществленных) в банковской деятельности, на основе отражения операций и транзакций в аналитическом учете. Существуют определенные особенности организации налогового учета в банках. Банки должны вести учет доходов и расходов, полученных в виде процентов по долговым обязательствам, отдельно для каждого вида долговых обязательств:      

  • в виде процентов по ценным бумагам;
  • по полученным и выданным кредитам;
  • по банковским вкладам;
  • иным образом исполненным долговым обязательствам.

Кроме того, по договорам, срок действия которых не превышает отчетный период, проценты выплачиваются на дату признания дохода по соответствующему договору. По договорам со сроком действия более отчетного периода доход признается полученным в последний день каждого отчетного периода или в дату платежа, если он был ранее. Для государственных ценных бумаг часть накопленного купонного дохода включена в доход. Доход рассчитывается как разница между суммой купонного дохода, полученного от покупателя, и суммой купонного дохода, выплаченного продавцу, и этот доход облагается налогом в соответствии с условиями договора. Для периодов более одной четверти - в последний день отчетного периода. Доходы и расходы от хозяйственной и иной деятельности, связанной с будущими отчетными периодами, за которые были произведены авансовые платежи в текущем отчетном периоде, отражаются в сумме средств, подлежащих распределению на расходы по наступлении отчетного периода, к которому они относятся.     

Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям осуществляется в контексте каждого договора с отражением даты и суммы полученного (оплаченного) аванса и периода, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные за корреспондентские услуги, оплачиваемые налогоплательщиком, расходы, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием, открытием счетов в других банках и другими аналогичными операциями, относятся на расходы на дату транзакции, если расчеты по каждой конкретной транзакции предусмотрены в договора или за последний день отчетного (налогового) периода. Аналогичным образом налогоплательщик ведет учет доходов, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием клиентов. 

Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих в результате переоценки учтенной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав дохода как сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной и как расход в форме Баланс превышения отрицательной переоценки положительный на последний день отчетного (налогового) периода. При продаже драгоценных металлов доход признает положительную разницу между ценой продажи и учтенной стоимостью таких драгоценных металлов на дату продажи, а расходы представляют собой отрицательную разницу. Балансовая стоимость драгоценных металлов относится к их покупной стоимости с учетом переоценки, проведенной в период пребывания таких металлов налогоплательщиком в соответствии с требованием Центрального банка Российской Федерации.  

При учете операций с финансовыми инструментами операций с деривативами, базовым активом которых является иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства определяются с учетом переоценки стоимости базового актива в связи с увеличением (уменьшением) курса обмена Курс иностранных валют по отношению к российскому рублю и цены на драгоценные металлы устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. Для операций, связанных с покупкой и продажей драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественные и стоимостные характеристики (вес и цена) приобретенных и проданных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней по прейскурантным ценам не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии проданных драгоценных камней доход (убыток) определяется как разница между продажной ценой и балансовой стоимостью. Под балансовой стоимостью понимается цена покупки драгоценных камней. Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. Аналитический учет отражает даты сделок купли-продажи, цены покупки, цены продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.      

На сегодняшний день ставка налога на прибыль установлена ​​на уровне 24%. Более того: 6,5% в федеральный бюджет, 17,5% в бюджеты субъектов Российской Федерации. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения в стране, облагается налогом по ставке 0%. Прибыль, полученная от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения в стране, облагается налогом в общем порядке.   

Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения.

Проблема налогообложения банков весьма интересна, поскольку включает в себя ряд совершенно разных аспектов как юридического, так и экономического плана. Часто наблюдается несоответствие между ролью банков, степенью научного развития банковской системы, их налогообложением и выполнением посреднических функций между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия препятствуют процессу адаптации банков к налоговым условиям, установленным государством, и ограничивают положительное влияние, которое эта корректировка может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения ее надежности и расширения участия в обеспечении экономического роста.   

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом получения доходов для бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен, и в некоторых секторах экономики все еще существуют проблемы в области налогообложения, что в значительной степени относится к банковской сфере. Методы налогового регулирования предназначены для создания макроэкономических условий, наиболее благоприятных для функционирования денежной системы, что будет способствовать ее устойчивости против колебаний рынка, превращаясь в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.  

Следует отметить, что налоговая система должна рассматриваться не только как средство вывода средств в бюджет, но и как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Мы не должны забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет фундаментальное значение для экономики в целом. Целью налогообложения коммерческих банков должно быть обеспечение того, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.  

Основной целью налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе является переориентация инвестиций банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные банковские инструменты (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Налогообложение коммерческих банков является чрезвычайно сложной проблемой, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

От того, как коммерческие банки будут развиваться и функционировать, во многом зависит их прибыль, а следовательно, и увеличение доходов федерального, регионального и местных бюджетов.

Налог на прибыль и единый социальный налог в наибольшей степени отражаются на деятельности банков. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности подоходный налог и налог на добавленную стоимость имеют особое значение. 

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (для срок более года) на развитие производства. Освобождение от дохода коммерческих банков , полученных от предоставления кредитов на развитие производства и создание новых рабочих мест не будет значительно увеличить объем инвестиций в реальном секторе экономики , если не будут внесены изменения в соответствии с налоговым законодательством производителей, то есть теми , кто будет брать кредиты.   

Без создания экономического интереса для тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадение интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо изменить налоговое законодательство, освобождая при этом от налога на прибыль коммерческие банки, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставку налога на прибыль (например, 2 раз) получено от продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов, полученных от коммерческих банков. Снижение ставки должно быть не разовым, а долгосрочным на срок 3-5 лет. В этом случае бюджет выигрывает только потому, что с недавно появившегося производства будут получены другие виды налогов (налог на добавленную стоимость и другие налоги, основой которых является не прибыль, а объем продаж, фонд заработной платы).   

Конечно, при таком подходе может быть заманчиво просто оптимизировать налогообложение (как для банков, так и для предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков в вышеуказанную систему налогообложения и освобождение российских налогов от коммерческих банков от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов. кредиты по назначению. И он сегодня отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. Причем условия могут быть следующими: коммерческие банки полностью освобождаются от подоходного налога, получаемого от предоставления долгосрочных кредитов на развитие промышленного и строительного производства.    

Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от уплаты налогов и дорожных средств на содержание жилья и социальное обеспечение. В то же время производители должны установить: налог на прибыль от взятых долгосрочных кредитов на 5 лет с даты ввода в эксплуатацию производственных мощностей от долгосрочных кредитов, взятых по ставке, уменьшенной в 2 раза. На тех же условиях кредиты должны предоставляться сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства.  

Введение предложенных условий не приведет к снижению доходов бюджета. Даже если предприятия в первый год после ввода мощностей не получат прибыли, доходы для бюджета будут обусловлены тем, что выплаты по безработице уменьшатся, и, кроме того, налоги будут выплачиваться в бюджеты форма подоходного налога с заработной платы и тех налогов, где основой является фонд заработной платы (единый социальный налог). 

Необходимо сформулировать такую ​​систему налогообложения банков (и в первую очередь благодаря наиболее эффективному налогообложению прибыли), которая бы стимулировала банки увеличивать долю кредитов, выданных реальному сектору экономики, увеличивать инвестиции в ценные бумаги и Предприятия, что в конечном итоге приводит к росту доходов кредитных организаций и за счет налогов, положительно скажется на доходности бюджетов разных уровней.

Таким образом, налоговая система должна способствовать, помимо пополнения доходной части бюджета, росту экономики. Быть тем экономическим рычагом, с помощью которого производителю выгодно наращивать мощности и увеличивать объемы продаж. продукция (работы, услуги).