Особенности налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности налогообложения налогом на прибыль организаций отдельных видов юридических лиц
Роль и место налога на добычу полезных ископаемых в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Водный налог, специфика его уплаты
Особенности уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов


Введение:

 

Ничто не требует столько мудрости и интеллекта, как определение того, что отнимается у субъектов и того, что им оставлено. Шарль Л. Монтескье

Говоря о причинах нынешнего кризиса в России, называются разные причины. В большинстве публикаций прослеживается мысль о том, что кризис был завезен в Россию извне: из Америки, из Европы, из других частей света. В то же время анализируются причины, приведшие к глобальному системному финансовому кризису.  

По мнению некоторых российских ученых, основой и первопричиной кризисных событий, происходящих в России, является кризис недропользования, те глубокие экономические процессы, которые связаны с добычей, добычей и продажей полезных ископаемых. Глобальный кризис обнажил российский кризис, глубинная суть которого в настоящее время была завуалирована высоким спросом на российское минеральное сырье на мировом рынке. С начала рыночных реформ (и в последние годы советской власти) недропользование является основным доминирующим сектором экономики нашей страны. Это более половины доходов консолидированного бюджета и накопительных фондов нашей страны (золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального благосостояния).    Это основа для создания финансовой системы и финансовой олигархии, необходимой рынку. Это основная часть рынка ценных бумаг, его голубые фишки. Это львиная доля экспорта и валютных поступлений в стране. Это основа притока и оттока капитала и основа сегодняшнего корпоративного долга западным банкам. Это основа геополитического влияния нашей страны, основа нашего "величия". Это основа экономической и национальной безопасности. В связи с этим важность системы налогообложения недропользования трудно переоценить; Важнейшие экономические и финансовые показатели сделаны зависимыми от эффективности его функционирования. Налоговый кодекс Российской Федерации, вступивший в силу в конце 1990-х годов, фактически стал ключевым нормативным документом, в задачи которого входило установление единых правил и условий для обеспечения устойчивого экономического развития и повышения деловой активности российского бизнеса. Однако на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает адекватного решения поставленных перед ним задач по стимулированию развития бизнеса и экономического роста, но является инструментом для создания чрезмерной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда экспертов, основной проблемой, которая мешает налоговым органам реализовать свои функции с полной и положительной отдачей сегодня, является отсутствие тщательно разработанной системы, которая бы полностью совмещала правовое регулирование стимулирующих, регулирующих и фискальных функций, в том числе с в части налогового администрирования недропользования.         

В связи с этим целью данной курсовой работы был анализ существующей системы налогообложения недропользования в России, ее законодательной базы и эффективности ее реализации на практике, проблем и возможностей для улучшения в будущем.

Экономическое содержание, историческая сущность и значение системы платежей за недропользование

Платежи за пользование недрами по своей правовой природе представляют собой плату, уплачиваемую пользователем недр владельцу недр - государству в связи с предоставлением участков недр в пользование. Таким образом, они отличаются от налогов - обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств на основе владения, экономического управления или оперативного управления в целях финансовой поддержки деятельности государства. и (или) муниципалитеты (статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Налоговый кодекс). Другие отличительные особенности платежей за использование недр должны включать их дифференцированный размер в зависимости от характеристик объекта, а также их предполагаемое использование - для воспроизводства минерально-сырьевой базы.  

В принципе, платежи за использование недр в качестве вознаграждения пользователя недр собственнику устанавливаются по соглашению сторон и могут быть различными: либо фиксированными, либо переменными в виде процента от продукта (дохода), либо представлять собой комбинацию из них. В зависимости от стадии освоения участка недр, платежи выглядят как: 

  • бонусы - единовременные выплаты, выплачиваемые при заключении договора и (или) при достижении определенного результата и устанавливаемые в соответствии с условиями договора;
  • арендная плата - ежегодные платежи за проведение геологоразведочных и геологоразведочных работ, устанавливаемые на единицу площади используемого участка недр, в зависимости от экономических и географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологическое изучение участка недр и степени риска;
  • роялти (роялти) - регулярные платежи, устанавливаемые в процентах от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и выплачиваемые инвестором наличными или в составе добытого минерального сырья.

С точки зрения срока платежа платежи могут быть разовыми (бонусы, в том числе сборы, сборы за использование геологической информации) или регулярными (арендная плата, роялти), размер которых варьируется в зависимости от стадии разработки. поле.

Подобная платежная система существует за рубежом. Например, в США горнодобывающие компании выплачивают бонусы, арендную плату, роялти в связи с предоставлением права пользования недрами. В Норвегии налогообложение предприятий нефтегазовой отрасли включает стандартный налог для компаний в размере 28%, специальный налог в размере 50% и роялти на месторождения.  

Месторождения полезных ископаемых существенно отличаются друг от друга. Природные характеристики полезных ископаемых в данном месторождении, глубина их залегания и сложность добычи, а также расположение недр в зависимости от населенного пункта, транспортных маршрутов, рынка и других факторов - все это в совокупности определяет Рентабельность конкретного месторождения. Понятно, что этот показатель существенно отличается в каждой области. В результате применение равного налогообложения ко всем участкам недр приводит к тому, что горнодобывающие предприятия разрабатывают высокодоходные месторождения полезных ископаемых (их не так много), извлекая сверхприбыль в их пользу, а в отношении других месторождений они только «Снять сливки». Очевидно, что такой подход не способствует полной добыче полезных ископаемых и, следовательно, эффективному использованию минеральных ресурсов. Это основа критики существующей системы налогообложения в недропользовании.      

С нашей точки зрения, целью налогообложения использования недр должна быть, с одной стороны, максимальная добыча государством как владельцем недр в их пользу, а с другой стороны, полная добыча полезных ископаемых из недра при их добыче.

В экономической литературе различают абсолютную и дифференциальную ренту. Абсолютная рента как сверхприбыль владельца природных ресурсов возникает от эксплуатации любого объекта (земли, месторождений полезных ископаемых). 

Помимо абсолютной ренты, владелец может иметь дополнительную избыточную доходность - дифференцированную ренту при условии, что доход от использования природного объекта превышает затраты и среднюю доходность капитала. Он представляет собой избыточную чистую прибыль, создаваемую на предприятиях, характеризующихся более благоприятными горно-геологическими условиями, местоположением и естественным качеством добываемого сырья (горная рента 1) или более интенсивным направлением их добычи (за счет дополнительных капитальных вложений) (горная рента 2). Некоторые авторы считают, что при эксплуатации самовоспроизводимых природных ресурсов дифференциальная рента II не возникает, а формируется только дифференциальная рента I; в других условиях имеют место оба этих вида аренды.   

Понятно, что дифференциальная рента I должна принадлежать владельцу месторождений - государству, а дифференциальная рента II - лицу, использующему передовые технологии, - недропользователю.

Таким образом, арендная плата всегда отражает разницу в прибыли от добычи полезных ископаемых в различных районах недр, возникающую в связи с разницей в производственных затратах, обусловленных как природными условиями, так и использованием новых передовых технологий для добычи природных ресурсов, транспортных расходов и доходов от добычи. продажа минералов, имеющих разные физико-химические характеристики и др.

При разработке старых месторождений затраты на добычу природных ресурсов будут увеличиваться с каждым годом, а это означает, что недропользователь скорее будет формировать убыток, нежели нормативную прибыль, а тем более сверхприбыль. Государство, которое стремится полностью добывать полезные ископаемые, расположенные в недрах, обязано использовать гибкую систему налогообложения с предоставлением соответствующих налоговых льгот. В то же время при формировании дифференциальной ренты I государству следует увеличить размеры платежей за использование природных ресурсов в недрах с наилучшими горно-геологическими, природно-экономическими и географическими условиями для разработки месторождения.  

В рыночной экономике рента захватывается через налоговую систему. В мировой практике используются различные налоговые схемы для извлечения ренты: 

  1. специальные налоги взимаются с добычи нефти с плавающей налоговой ставкой, которая варьируется в указанных пределах - минимальных и максимальных - в зависимости от текущей рентабельности разработки месторождения; - установлена ​​дополнительная или повышенная ставка налога на прибыль (прибыль) предприятия; 
  2. применяется специальный налоговый режим для разделения производства, при котором государство получает свою долю добычи в виде товарной нефти или ее стоимость , как указано в концессионном соглашении . Доля государства зависит, как правило, от денежного потока концессионера.    

Каждая из этих налоговых схем дополняется системой штрафов и налоговых льгот, которые стимулируют инвестиции в разведку и добычу и обеспечивают соблюдение природоохранного законодательства. Также установлены различные скидки на добычу трудноизвлекаемых запасов, истощенных месторождений. После перехода к рыночным условиям в России в недропользовании (и, соответственно, в добыче нефти) существовали две налоговые схемы, которые радикально изменились. отличались друг от друга.  

Первая схема налогообложения недропользователей в России была введена в 1992 году федеральным законом «О недрах» и действовала до 2001 года. Основными платежами по этой схеме были: - разовые и регулярные платежи за право добычи полезных ископаемых. Регулярные платежи устанавливались при выдаче лицензии в виде ставки налога на прибыль (в пределах установленных минимальных и максимальных пределов) стоимости первых товарных продуктов, полученных из добытых полезных ископаемых. Для нефти это была сама товарная нефть, предельные ставки платежей от 6 до 16%;  

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, установленные в виде твердой процентной ставки. Для нефти это было 10%. 

Казалось бы, нефтяные компании должны были платить налоги в размере до четверти (от 16 до 26%) стоимости товарной нефти. Однако они платили в лучшем случае 2-3%, поскольку законодательство разрешало вводить внутрифирменные трансфертные цены на нефть, добываемую на устье скважины, которые были на порядок или более ниже, чем фактические цены продажи. Было много других правовых механизмов так называемой «оптимизации» налогообложения. Правительство знало об этом, но «оптимизация» продолжалась.   

Похоже, что целью первой схемы налогообложения недропользователей (1992-2001 гг.) Было не изъятие ренты в бюджет, а ее передача узкому кругу людей - владельцев горнодобывающих компаний, чтобы в переходный период к Рынок в короткие сроки создал финансовую олигархию в России. Вторая налоговая схема была подготовлена ​​давно. В течение почти года она обсуждалась на всевозможных собраниях, парламентских слушаниях, Где ей, как правило, препятствовали. Но правительство Российской Федерации настаивало на его введении, и оно было принято и введено 1 января 2002 года. По сути, началась новая эра в нефтегазовой экономике.   

Во-первых, были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСП), что еще больше осложнило проблему финансирования геологоразведочных работ из федерального бюджета. Трастовый фонд для воспроизводства МСП был ликвидирован, что сразу сократило финансирование геологоразведочных работ из федерального бюджета с 18 до 6 млрд. Рублей в год. В результате этого «улучшения» платежи в бюджет больше не зависят от геологических условий разработки месторождения. Фактически это привело к значительному ухудшению условий работы тех компаний, основной объем производства которых связан со старыми, сильно истощенными месторождениями.   

Во-вторых, исключены из закона «О недрах» платежи за право добычи полезных ископаемых. Вместо этого они ввели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таким образом, правительство Российской Федерации решило, что оно может не собирать горнодобывающую ренту в бюджет. Поэтому вместо горной ренты в форме дифференцированных платежей за добычу был принят единый налог на добычу полезных ископаемых, что противоречит мировой практике.   

В-третьих, для нефти установлены особые правила формирования налога на добычу полезных ископаемых. Уровень пота был тесно связан с мировыми ценами на нефть (более подробную информацию о формировании налога на добычу полезных ископаемых см. В главе 3). 

В-четвертых, резко возросли экспортные таможенные пошлины на нефть. Россия первой ввела таможенные пошлины на нефть. Никто в мире не думал об этом раньше. Сборы начали вводиться в 1999 году, но до 2002 года их размер был небольшим - от 2 до 30 евро за тонну. С 2002 года механизм расчета пошлин прочно привязан к мировым ценам на нефть. С 1 февраля экспортная пошлина на нефть составляет 100,9 доллара за тонну или 3329,7 рубля. (по курсу 1 доллар = 33 руб.).      

За период с 2003 по 2005 год доля платежей и налогов за недропользование в сумме доходов, полученных федеральным бюджетом, увеличилась с 21,6% до 44,5%. Из этой динамики можно сделать вывод, что цель нового налогообложения - вывести из нефтедобывающей промышленности как можно больше денег в федеральный бюджет. Поэтому денежные потоки нефтяников значительно сократились. Это позволило в определенной степени снизить ставки других налогов (НДС, подоходный налог).   

Использование доходов от аренды также изменилось в последние годы. В Советском Союзе сумма арендной платы распределялась на следующие основные цели: предоставление бесплатного образования и медицинских услуг, укрепление обороноспособности, капитальные вложения как в добычу нефти и газа, так и в воспроизводство МСП, а также во все сферы услуг и инфраструктуру, в том числе тяжелая промышленность, машиностроение и др. 

На рынке России сумма доходов от аренды нефти и ценовой ренты выводится в основном в Стабилизационный фонд, то есть используется для поддержки экономик развитых капиталистических стран.

В связи с этим отметим, что федеральный бюджет представляет собой баланс государственных доходов и расходов. Однако в России арендная плата за добычу полезных ископаемых и цены поступают в федеральный бюджет в виде доходов, но не относятся на расходы, а отчисляются в Стабилизационный фонд. Что это за баланс? Но если рента не расходуется, то это не доходы государственного бюджета, а доход компании, которая должна ими управлять.   

Действующее законодательство о недрах (часть 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах») предусматривает следующие платежи при пользовании недрами:

  1. единовременные платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, указанных в лицензии;
  2. регулярные платежи за пользование недрами (за предоставление недропользователям исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением мелких инженерных сооружений (до пяти метров), используемых по назначению);
  3. оплата геологической информации о недрах;
  4. плата за участие в тендере (аукционе);
  5. лицензионный сбор.

Кроме того, недропользователи уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Это прежде всего налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. 

Налог на добычу полезных ископаемых был введен сравнительно недавно: 1 января 2002 г. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ. Он радикально изменил систему платежей при использовании недр, исключив регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и заменив их налогом. 

Сегодня реформа экономики страны во многом основана на обеспечении государства доходами от нефтегазового комплекса, которые направлены на модернизацию других отраслей и поддержку социального сектора. Однако действующее российское законодательство о недропользовании и действующая система налогообложения не обеспечивают оптимального изъятия экономической ренты из государственных доходов. Исходя из этого, совершенствование налогового законодательства, которое обеспечивает оптимальную добычу природной ренты в государственных доходах, а также стимулирует недропользователей к проведению геологоразведочных и разведочных работ, является краеугольным камнем совершенствования законодательства о недрах. Кроме того, существующая налоговая система не дает реальных стимулов для разработки месторождений. Кроме того, средние ставки не предусматривают извлечение основной массы натуральной ренты от нефтяных компаний с высокой прибылью в доходах государства. Можно сделать вывод, что нынешняя налоговая система была неэффективной.     

Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами

Единовременные платежи

При использовании недр оплачиваются следующие платежи:

  1. единовременные платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, указанных в лицензии;
  2. регулярные платежи за пользование недрами;
  3. оплата геологической информации о недрах;
  4. плата за участие в тендере (аукционе);
  5. лицензионный сбор.

Кроме того, недропользователи уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Недропользователи, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками при использовании недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» предусматривается разделение добываемых полезных ископаемых между Российской Федерацией и недропользователем . Недропользователь, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания определенных налогов и других обязательных платежей частично и в порядке, установленном Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Сбор этих налогов и платежей заменяется производственным подразделением в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, получаемой государством в результате разделения произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого Участок недр для пользования находится, осуществляется на основании договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.   

Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются этими соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашение.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты платежей за пользование недрами, установленные в этих соглашениях. (часть шестая с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) 

Недропользователи, получившие право пользования недрами, платят за пользование недрами при наступлении определенных событий, указанных в лицензии. Минимальные (начальные) суммы разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее десяти процентов от суммы налога на добычу полезных ископаемых, исходя из среднегодовой мощности горнодобывающей организации. В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, обнаруженное в ходе геологоразведочных работ юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранного инвестора, в отношении которого правительство Российская Федерация приняла решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой Закона о недрах, минимальный (начальный) размер единовременной платы за пользование недрами устанавливается как сумма затрат данного лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых. Методика расчета минимального (начального) размера единовременного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.    

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам тендера или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Не допускается устанавливать в лицензии размер разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условий тендера (аукциона), а также каждый из этих платежей ниже тех, которые заявлены в тендерных предложениях победителя.

Разовые платежи производятся в порядке, установленном лицензией на пользование недрами.

Размер единовременных платежей за пользование недрами, а также порядок их оплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, указанных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

За использование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, взимается плата из федерального органа управления государственного фонда недр.

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее сбора определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» минимальный размер использования геологической информации о недрах составляет 10 000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставляемой информации, ее типа, потребительских свойств, но не может превышать сумму государственных средств, расходуемых на геологическую разведку полезных ископаемых, в результате чего эта информация была получена.  

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее сбора при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашением о разделе продукции.

Оплата геологической информации поступает в федеральный бюджет.

Сбор за участие в тендере (аукционе) оплачивается всеми их участниками и является одним из условий оформления заявки. Размер комиссии определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов тендера (аукциона), вознаграждение привлеченных экспертов. 

Размер платы за участие в тендере (аукционе) поступает в федеральный бюджет. Размер платы за участие в тендере (аукционе) на участки недр, содержащие залежи общих полезных ископаемых, или участки недр местного значения, поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации, регулирующие процесс использования недр в эти области. 

Плата за выдачу лицензий на пользование недрами уплачивается пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Размер комиссии определяется исходя из стоимости подготовки, оформления и оформления выданной лицензии. 

Размер платы за выдачу лицензий на пользование недрами поступает в федеральный бюджет. Размер платы за выдачу лицензий на пользование недрами, содержащими залежи общих полезных ископаемых, или недр местного значения, поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации, регулирующие процесс недропользования в эти области. 

Регулярные платежи за пользование недрами

Регулярные платежи за использование недр взимаются за предоставление недропользователям исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологические исследования и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительством и добычей полезных ископаемых. эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением мелких инженерных сооружений (до 5 метров), используемых по назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно за каждый вид работ, выполняемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации в территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендованные у иностранных государств или используемые на основании международного договора, если иное не предусмотрено международным договором).

Для целей данной статьи строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, также включает строительство искусственных сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

  • недропользование для региональной геологоразведки;
  • использование недр для формирования особо охраняемых геологических объектов научного, культурного, эстетического, оздоровительного и иного значения. Порядок отнесения недр к особо охраняемым геологическим объектам научного, культурного, эстетического, оздоровительного и иного значения устанавливается Правительством Российской Федерации; 
  • разведка полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в пределах отводов, предоставленных пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • разведка полезных ископаемых в границах отводов, предоставленных пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Размер регулярных платежей за пользование недрами определяется в зависимости от экономических и географических условий, размера недр, вида полезных ископаемых, продолжительности работ, степени геологического изучения территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенного участка лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и этапами геологического процесса и взимаются: 

  1. по ставкам, установленным для разведки, - для участка участка недр, на котором определены и учитываются запасы соответствующего полезного ископаемого (кроме площади отводов и (или) отводов) Государственным балансом резервов;
  2. по ставкам, установленным для поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, - для территории, из которой исключены территории обнаруженных месторождений.

Ставки регулярных платежей за использование природных ресурсов указаны в статье 43 Закона «О недрах». Регулярный тариф за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади недр в год. 

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственного фонда недр или его территориальными органами отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на недропользование в установленном порядке.

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, учитываемые при определении налоговой базы по корпоративному подоходному налогу в равных частях в течение года.

Размер регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при реализации соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в объеме, установленном настоящей статьей.

При реализации соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные этими соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплачиваются регулярные платежи за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются этими соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания каждого такого соглашения.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются недропользователями ежеквартально не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой суммы платежа, рассчитанной за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами от недропользователей, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации в Территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, и суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

Регулярные платежи за пользование недрами начисляются денежными средствами и зачисляются в федеральный, региональный и местный бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Недропользователи ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом, подают в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области недропользования по месту нахождения. По участкам недр регулярные платежи за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Экономическое содержание, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

Особенности НДПИ на современном этапе

С 1 января 2002 г. гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добычу полезных ископаемых». В дополнение к трем действующим налогам (сборы за недропользование, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) указанная глава вводит новый налог в систему налогообложения Российская Федерация.  

С введением этого налога федеральный закон № 224-ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О ставках отчислений для военно-морского флота» становится недействительным. "Н" с. 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах».  

Глава 26 Налогового кодекса определяет порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основан на действующем порядке исчисления всех трех из указанных выше налогов, но в то же время имеет существенные различия.

Недропользователи подлежат регистрации в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. Учитывая, что при разработке месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (на арендованных территориях или на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), Вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет, налогоплательщики, добывающие полезные ископаемые на данной территории, подлежат регистрации по месту их нахождения. 

Объектом налогообложения при добыче полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добываемые из недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также за пределами территории Российской Федерации, если такая добыча осуществляется на территориях. под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендованной за рубежом или используемой на основании международного соглашения), на участках недр, предоставленных налогоплательщику для использования, и полезных ископаемых, извлеченных из отходов (убытков) добывающей промышленности, если таковые имеются Добыча подлежит раздельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов или потерь горнодобывающей и смежных перерабатывающих отраслей, не облагаются налогом, если добыча таких полезных ископаемых ранее облагалась налогом в общепринятом порядке. 

Обычные полезные ископаемые, добываемые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления, не подлежат налогообложению. Это полезные ископаемые, которые не используются индивидуальным предпринимателем для производственных и технологических нужд, а также не продаются на стороне. Минералогические, палеонтологические и другие материалы геологического сбора, полезные ископаемые, добываемые из недр при формировании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научные, культурные, эстетические, оздоровительные или другие общественные объекты, не подлежат налогообложению. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-гигиеническое или иное социальное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации.   

Сумма налога на добытые полезные ископаемые, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как процент от налоговой базы, соответствующей налоговой ставке. Сумма налога на обезвоженную, обессоленную и стабилизированную нефть, попутный газ и природный газ из всех типов месторождений углеводородов рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. 

Сумма налога рассчитывается в конце каждого налогового периода для каждого добытого полезного ископаемого. Налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику для использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается на основе доли полезных ископаемых, добываемых на каждом участке недр, в общем количестве полезных ископаемых соответствующего типа.  

Сумма налога, начисляемая на полезные ископаемые, добываемые за пределами территории Российской Федерации, уплачивается по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налоговая база определяется налогоплательщиком независимо от каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти, попутного газа и природного газа из всех типов месторождений углеводородов. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса. 

Налоговая база определяется отдельно для каждого добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки или налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется в отношении каждой налоговой ставки. 

С 2009 года в главу 26 Налогового кодекса был внесен ряд существенных изменений. С 1 января 2009 года вес нетто используется для определения налоговой базы для налога на добычу полезных ископаемых на добытую нефть (пункт 1 статьи 339 Налогового кодекса). Масса нетто - это количество нефти минус отделенная вода, попутный нефтяной газ и примеси, а также минус вода, содержащаяся в суспендированной нефти, хлоридных солях и твердых веществах, определенная в результате лабораторного анализа. Таким образом, в настоящее время строго определено, что количество добываемой нефти следует определять по чистой оценке, в отличие от других видов полезных ископаемых. Уточнение связано с тем, что ставка налога на нефть устанавливается на тонну обезвоженного, обессоленного и стабилизированного масла. Ранее налоговая база по данному виду полезных ископаемых определялась с помощью специального расчета. Сумма НДПИ за каждый налоговый период зависит от двух составляющих:      

  • цены на нефть;
  • курс доллара

Тот факт, что существует определенная корреляция между динамикой этих показателей (чем дороже нефть, тем ниже курс доллара и наоборот), позволяет нам несколько сгладить резкие колебания любого из показателей. Федеральная налоговая служба регулярно публикует данные, которые необходимо использовать при расчете НДПИ. Например, по отношению к нефти в марте 2009 года средний уровень цен на нефть марки Urals составил 45 долларов 8 центов за баррель, среднее значение курса доллара США за все дни налогового периода составило 34,6820 рублей за доллар. США, значение коэффициента Кц - 3,9971.   

С 2009 года изменился порядок расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть: с 9 до 15 долларов США за баррель был увеличен необлагаемый минимум (пункт 1 пункта 3 статьи 342 Налогового кодекса) , Начиная с этого года, Abs. 9, абзац 4 статьи 342 Налогового кодекса, в котором установлено, что для нефти, добываемой в недрах, для каждой из которых степень истощения превышает 0,8, если она подготовлена ​​для удовлетворения требований в соответствии с пунктом 1 статьи 337 Налоговым кодексом на едином технологическом объекте налогоплательщик вправе применить максимум значений коэффициента Kv к общему объему нефти, поставляемой на данный технологический объект. Начиная с 2009 года соответствующий коэффициент должен рассчитываться для каждого участка недр, независимо от других условий и объема подготовительных мероприятий, предпринимаемых организацией.    

При применении ставки налога метод прямого учета количества нефти, добываемой на отдельных участках недр, исключается (пункты 8 и 9, пункт 1 и пункт 4 статьи 342 Налогового кодекса). Это следует рассматривать как отказ от использования этого метода учета для целей налогообложения. 

В 2009 году также увеличился список сайтов, для которых применялась ставка налога на прибыль. Среди них участки недр, расположенные: 

  1. к северу от Полярного круга в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации (пункты 10, пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса);
  2. в Азовском и Каспийском морях (пункты 11, пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса);
  3. на территории Ненецкого автономного округа и на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе (пункт 12, пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса).

Каждый регион имеет свои ограничения по применению нулевой ставки - максимального накопленного объема добычи нефти и условий разработки запасов недр.

В результате вступивших в силу изменений - в начале апреля Федеральная налоговая служба (ФНС) России объявила, что налоговые поступления в федеральный бюджет за первые два месяца 2009 года сократились на 13,5 процента по сравнению с аналогичным периодом года ранее. Это было связано с уменьшением доходов от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых. 

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов - альтернатива налогу на добычу полезных ископаемых

В ближайшем будущем система налогообложения недропользования также будет подвергнута реформе, например, налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины, которые составляют треть бюджета страны, могут быть заменены налогом на сверхприбыль.

Сегодня компании платят около 9 долларов за баррель экспортной пошлины и 12 долларов за баррель налога на добычу полезных ископаемых. Высокие цены на нефть - свыше 40 долларов за баррель при стоимости около 10-12 долларов за баррель «черного золота» позволяют компаниям получать прибыль даже сейчас. 

Для российского бюджета переход на аналогичную схему расчетов с ростом цен на нефть будет более выгодным, а при низких ценах, как и сейчас, гарантированные налоговые поступления будут более выгодными для страны.

Минфин России начал подготовку ряда изменений в налоговое законодательство, которые станут основой налоговой политики на 2010-2012 годы. В частности, речь идет о замене налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) новым налогом на дополнительный доход, а также декларативной процедуре возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) по банковским гарантиям. 

В случае налога на добычу полезных ископаемых Министерство финансов предложило не облагать налогом добываемую компаниями нефть, как это происходит сейчас, а прибыль, накопленную в ходе разработки месторождения. Эта прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами за весь период работы на сайте. В то же время ожидается, что ставка налога будет увеличиваться с ростом добычи и снижаться с уменьшением добычи. Предлагается ввести новый налог только для вкладов, работа над которыми началась сравнительно недавно. По предварительным оценкам, он начнет действовать в 2011 году.     

Законопроект о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов, состоящий из семи статей, конкретно отвечает на ряд вопросов, связанных с конфискацией сверхприбылей нефтяных компаний в пользу государства. Законопроект устанавливает каждую лицензированную территорию как самостоятельный объект налогообложения. Отдельный учет предоставляется для поиска, разведки и добычи. Предлагается четкий механизм сбора налогов и специальная шкала, определяющая уровень налогообложения. С точки зрения налогового администрирования все довольно просто и понятно. По мнению авторов законопроекта, с введением нового налога будут созданы экономические условия для сохранения и дезактивации в настоящее время неактивных скважин. Это решает очень важную проблему для промышленности по более полной добыче углеводородов из недр земли. По приблизительным оценкам, введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов повысит уровень добычи нефти на 10-30 миллионов баррелей в год из-за налогообложения, стимулирующего рациональное использование недр. В то же время одних налоговых механизмов недостаточно для стимулирования эффективного производства. Сдерживающим фактором является ограниченная способность транспортировать добытое сырье на рынки. Соответственно, проблема должна рассматриваться комплексно: создавать условия для разведки, стимулировать добычу и развивать транспортную сеть. Однако не все эксперты сходятся во мнении, что введение налога на дополнительный доход будет выгодно. Руководитель Всероссийского научно-исследовательского института Департамента минерального сырья и экономики недропользования Семен Киммельман считает, что НДС - это отступление от ренты. Крупные нефтяные компании давно рассчитывают, что предлагаемая налоговая база не сможет выводить какие-либо доходы. К такому же выводу пришли сотрудники научно-исследовательских институтов, которые провели специальное исследование. Одним словом, налог на дополнительный доход является не менее вредным, чем налог на добычу полезных ископаемых. Так считает С.Киммельман. Налоги обязательно должны быть дифференцированы. Кроме того, все условия лицензии должны быть пересмотрены; для каждого вклада, для каждого крупного вклада, ввести налоговую шкалу. Никакие олигархи не повлияют на шкалу налогов, если она будет сформирована компетентными службами, утверждают государственные эксперты. И для каждого месторождения, для каждого месторождения должны быть введены налоговые каникулы - для периодов разработки и остаточной добычи. Очень многое в наведении порядка в недропользовании зависит от Госдумы. Жесткая и принципиальная позиция депутатов, опирающаяся на поддержку квалифицированных специалистов, позволит сформировать эффективное законодательство, ориентированное на рациональное недропользование.                       

Вывод

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что необходимо быстро улучшить механизмы администрирования налога на добычу полезных ископаемых, установить справедливое и эффективное налоговое бремя и создать дополнительные стимулы для развития отрасли и рационального использования природных ресурсов.

Внедрение подходов к построению ориентированной на ренту налоговой системы для нефтегазового сектора должно осуществляться поэтапно, и каждый шаг должен быть синхронизирован с мерами по реформированию других элементов системы регулирования и развитию рынка углеводородов. Необходимо учитывать взаимосвязанность и взаимозависимость норм и правил в сфере налогообложения и сфере недропользования. Преимущества государства и недропользователей зависят не только от того, на каких налогах строится система налогообложения, но и от степени системы государственного регулирования отрасли, включая мониторинг и контроль в сфере недропользования и налогообложения.  

Топливно-энергетический комплекс является основой российской экономики, от состояния и развития которой зависит не только развитие всех отраслей общественного производства, но и национальная безопасность страны. Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Его эффективное использование является необходимой основой для перехода страны на траекторию устойчивого развития, которая обеспечивает рост благосостояния населения.  

Существующая налоговая система в нефтегазовом секторе российской экономики представляет собой реальную и очень серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Необходимо защитить бюджет от влияния возможных колебаний глобальной окружающей среды на энергоносители, для чего необходимо снизить таможенные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых. Падение доходов федерального бюджета должно быть получено от перерабатывающих отраслей и других отраслей экономики, на развитие которых должны быть выделены накопленные средства. 

Существующая система налогообложения недропользования, и в частности налог на добычу полезных ископаемых, не позволяет эффективно извлекать природную ренту, создаваемую пользователями недр при разработке месторождений полезных ископаемых. Актуальная задача совершенствования налогового механизма регулирования недропользования должна основываться, прежде всего, на дифференциации налогообложения в зависимости от характеристик объекта недропользования; необходим переход на рентный принцип фиксации прибыли.  

Также необходимо сформировать экономический механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы и поддержания геологической службы страны на необходимом уровне.

Не только благосостояние России, но и само ее существование зависят от решения проблемы аренды, от справедливой оценки природно-ресурсного потенциала. Чтобы создать условия для успешного использования ренты природных ресурсов, нужно только одно - политическая воля. Россия - государство, богатое природными ресурсами. Наши расчеты показывают, что кадастровая оценка недр будет долгое время служить основным источником благосостояния России. По богатству минеральных ресурсов Россия может быть независимой от глобальных кризисов, таких как Норвегия, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны.