Особенности когнитивной сферы пожилых людей

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности «Я-концепции» в юношеском возрасте
Особенности взаимодействия со взрослыми в подростковом возрасте
Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и креативными способностями
Особенности общения дошкольников со сверстниками


Введение:

«Депрессия (от латинского слова depressio - suppression) - это психологическое расстройство, характеризующееся низким настроением (гипотензией), угнетением интеллектуальной и двигательной активности, снижением жизненных мотивов, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей реальности, соматоневрологическими расстройствами. Депрессия присуще таким когнитивным свойствам, как негативная, деструктивная оценка себя, внешнего мира и будущего. Депрессивные состояния очень разнообразны и широко распространены ».

Депрессия является очень распространенным расстройством. Каждый человек в своей жизни, в зависимости от того, как он развивается и оправдано ли желание человека, осуществляются ли его планы, влияет на возникновение или утрату этого расстройства. Ситуации в жизни очень разные, и некоторые факторы, которые появляются в повседневной жизни, влияют на это психическое расстройство. Особенно выраженный характер депрессии встречается в более позднем возрасте. Когда люди из-за возрастных заболеваний или слабости и неспособности жить полноценной жизнью испытывают чувство депрессии. Депрессия также может возникнуть в результате осознания ценности жизни. Это расстройство оказывает пагубное влияние на жизнь человека. О его деятельности и достижении целей и позитивного отношения. Пожилых людей часто преследуют мысли о том, насколько они одиноки. В результате возникает чувство апатии и безнадежности. Отношение человека к жизни, его ценности и стремления тесно связаны не только с жизнью, но и со здоровьем и настроением. Депрессия не является постоянным фактором и имеет своего рода психологический характер. Поэтому это вполне поддается лечению (прием антидепрессантов и седативных препаратов). Лечение, в большинстве случаев, не является необходимым. Чтобы депрессия не возникала и не имела постоянного обостряющего характера, вы всегда должны поддерживать позитивный настрой и поддерживать его по отношению ко всему, что происходит в жизни. Основная задача психолога - дать человеку правильный стимул для установления позитивного отношения ко всему, что его окружает, сохраняя при этом серьезность в необходимых жизненных ситуациях.

В связи с широко распространенным характером поздней депрессии можно дать современное определение этого симптома - отчетливую возрастную специфику депрессивных проявлений. Для молодых людей депрессивное расстройство часто широко распространено, но не неизлечимое расстройство. Депрессивные расстройства стабильно занимают первое место по частоте среди психических расстройств у пожилых и старческих пациентов.

Можно проанализировать эту проблему с точки зрения субъективной психосемантики. Главным героем психосемантических методов является отсутствие четких инструкций и определенных стимулов. Субъективная психосемантика может дать ответ на вопрос о субъективной картине мира и текущих событиях, которые влияют на причину возникновения и течение депрессии. Прямое утверждение соответствующих свойств, которыми наделен объект, может предоставить информацию о когнитивных структурах. Вся суть этого вопроса состоит в отношениях человека с миром. Это непосредственно зависимые и частично совпадающие причины и вытекающие из них последствия.

Когнитивная теория депрессии (A. Beck 1967.1976, A. Bandura 1977.1983) основана на утверждении, что основная причина депрессии возникает и возникает в результате возникновения и проявления комплексов, составляющих субъективную картину мира. и свои возможности. А. Бек утверждает, что познание является основной детерминантой эмоций, настроений и поведения. Негативный взгляд на мир и окружающую действительность заставляет человека создавать неадекватную картину всего, что его окружает, и объяснять все свои действия, а также слова и поступки других людей невозможностью и невозможностью что-либо изменить и повлиять на текущие изменения. событий. А. Бек объясняет наиболее типичные депрессивные симптомы, такие как паралич воли, попытки самоубийства и самоуничижение в результате определенных когнитивных детерминант.

А. Бек объясняет физиологические симптомы депрессивного расстройства как общее психомоторное торможение, возникающее в результате отказа от деятельности из-за полной уверенности в бесполезности любых начинаний. «По словам А. Бека, депрессивные симптомы являются результатом своеобразных ложных« бессознательных выводов », а все проявления депрессивного синдрома являются результатом активации негативных когнитивных паттернов. Поведенческие симптомы, наблюдаемые при депрессии, являются отражением нарушения Мотивационная сфера: паралич воли, избегающее поведение и т. д. «Человек, склонный к депрессии, видит себя слабым и беспомощным, и для его самоутверждения необходима поддержка других, но это обстоятельство развивает сильную зависимость от других людей.

Различают 5 основных групп проявлений депрессии: эмоциональные, когнитивные, мотивационные, вегетативные и физические. Эмоциональный фон у людей, страдающих депрессией, проявляется постоянной депрессией, грустью и безнадежностью. Когнитивные явления проявляются в том, что человек видит себя неудачником в реализации своих особенно жизненно важных задач. Мотивационные явления напрямую связаны с угнетением, неспособностью что-либо изменить в вашей жизни и физиологическими проблемами (потеря аппетита).

А. Бек выделяет следующие когнитивные паттерны, порождающие депрессивные состояния: когнитивная триада, когнитивные паттерны и когнитивные ошибки. Функционирование этих паттернов способствует формированию чувства беспомощности и экологической зависимости депрессивного субъекта. Из-за определенных искажений мыслительных процессов правила строятся на основе неверных выводов, таких как «быть бесполезным - значит полностью потерпеть неудачу».

Когнитивный подход является основным методом анализа депрессивного расстройства человека. Однако возникновение депрессии часто является не причиной, а следствием.

Этот подход вводит ряд важных концепций, которые позволяют экстраполировать их в область нормального психического функционирования самосознания, и является одной из наиболее психологически развитых моделей депрессии. Они не находят своего объяснения, в рамках когнитивной теории, причины возникновения, внезапного проявления депрессивного расстройства. Некоторые авторы, анализируя этот аспект, объясняют причину внезапного признания себя совершенным человеком, утраты веры в свои силы и способности и построения ложной картины окружающей действительности. Часто депрессия является причиной попыток самоубийства, подавляя инстинкт человека к самосохранению.

Мотивы суицидального поведения: невыносимая душевная боль, идеи неполноценности и самоуничижения, самонаказания, самообвинения, ипохондрические идеи, экзистенциальный тупик (безнадежность, безнадежность), неизлечимые заболевания, потеря экологической ниши, ситуативные моменты, которые были ранее непатогенный (семейный, межличностный) и т. д.

Мысли о самоубийстве могут иметь различную природу и проявляться по-разному. Все зависит от личности человека, страдающего от депрессии, причины, продолжительности курса, наличия двигательной летаргии или конфликта с врачом или неблагоприятной семейной ситуации. Чаще всего склонности к самоубийству появляются при относительно небольшой депрессии и являются импульсивными и временными.

Депрессия позднего возраста характеризуется более застойным и хроническим характером проявления, так как в процессе старения значительно ухудшаются здоровье, двигательные функции, возникают слабость и комплексы. Учитывая тот факт, что старение является необратимым процессом, варианты лечения этого депрессивного расстройства становятся более сложными. Чаще всего, когда возникает депрессия, люди понимают, что их жизнь приближается к финальной стадии и что они больше не могут ничего менять. Этот аспект, скорее, является следствием, а не причиной депрессивного расстройства. Поэтому его лечение проблематично.

Цель исследования - определение познавательной сферы и ее влияние на психологическое и двигательное состояние организма в позднем возрасте при наличии депрессии.

Объект исследования - Функции регуляции, программирования и контроля в позднем онтогенезе при наличии депрессии у человека позднего возраста.

Задачи:

  1. Анализ современных данных о возрастных особенностях функций регуляции и контроля психической активности при нормальном старении и при аффективных расстройствах депрессивного спектра у молодых людей.
  2. Проведение нейропсихологического обследования психически здоровых пожилых людей.
  3. Определение степени выраженности снижения различных регуляторных функций при нормальном старении и при аффективных расстройствах депрессивного спектра в более позднем возрасте с использованием «нейропсихологической шкалы для оценки лобной дисфункции».

Исследовательская гипотеза: были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

  1. Степень выраженности снижения регуляторных функций будет более выраженной у пациентов с депрессией, чем у психически здоровых, при этом различия будут статистически значимыми.
  2. в более позднем возрасте человек более склонен к угнетению двигательных и психологических функций, влияющих на возникновение чувств и депрессии
  3. Как при нормальном, так и при патологическом старении наблюдается равномерное снижение всех изученных параметров регуляторных функций.
  4. Обработка данных комплексного нейропсихологического обследования пациентов с поздней депрессией.

Обзор литературы по вопросам исследования

Клинико-психологические особенности поздней депрессии

Многие исследовательские показатели показывают наличие вредных изменений, происходящих в организме человека в процессе инволюции, они затрагивают либо большие площади, либо весь организм в процессе старения. Но, тем не менее, ученые знают, что старение является очень сложным и противоречивым процессом, и в некоторых случаях было зафиксировано не только снижение активности, но и его увеличение. В хронологическом периоде от 60 до 65 лет процесс старения является довольно относительным. Иногда наблюдается улучшение функционирования одних систем и ускорение, происходящее с разной скоростью, инволюция других. В течение более длительного времени те функции, которые влияют на общий процесс жизнедеятельности жизненных структур организма, сохраняются.

Изменения в организме носят исключительно индивидуальный характер. В процессе старения наблюдается как умственное, так и не психическое развитие организма.

Количественные изменения и качественная перестройка биологических структур определяют противоречивый характер процесса старения. Организм развивает способность к адаптации, активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолеть разрушительные (деструктивные, негативные) последствия старения.

После завершения репродуктивного периода появляются различные способы повышения биологической активности различных структур организма, которые обеспечивают его работоспособность в целом. Сознательный контроль над ходом психологических процессов предотвращает возникновение депрессии в более позднем возрасте. Сознательный контроль фиксируется на основе речевых и мыслительных процессов.

Психические и речевые процессы пожилого человека рассматриваются исключительно индивидуально и зависят от накопленного в течение жизни опыта и биологического резерва. Изменения в периоде геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Способность человека противодействовать геронтогенезу зависит от уровня образования, физической силы и активности, профессии, степени интеллектуальной зрелости и всех других факторов в совокупности. Творческий индивидуальный потенциал человека и стремление к трудовой (умственной или физической) деятельности также имеют значение. На данный момент имеются данные о большом количестве пожилых людей и даже пожилых людей, демонстрирующие их трудовой потенциал в различных сферах деятельности. Легкие депрессивные расстройства встречаются в 10 раз чаще, чем тяжелые формы депрессивного расстройства, требующие стационарного клинического лечения. Поздний возраст является пиковым по отношению к проявлению депрессивных расстройств. Известно, что многие люди более позднего возраста не ходят в психиатрические больницы не только потому, что избегают посещать психиатра. Часто это происходит из-за преобладающего «эйджизма» во взглядах некоторых медицинских работников, которые обычно связывают психические симптомы с проявлениями необратимых возрастных изменений или соматических заболеваний.

Пожилые люди более склонны к появлению и проявлению различных признаков депрессивного расстройства. У молодых людей чаще всего наблюдались лабильность, эмоциональная раздражительность, угрюмость и реже тоска. Для пожилых людей идеи неполноценности и обнищания более характерны, признаки самообвинения и низкой ценности встречаются реже, но чаще всего проявления депрессии являются ипохондрическими. Чаще процесс протекания депрессии протекает с возбуждением и проявлением торможения. Случаи меланхолического течения депрессии (МДП) наблюдались у людей в возрасте 70 лет. В более позднем возрасте процесс лечения депрессии является более проблематичным, поскольку он имеет затяжной и хронический характер.

Эндогенная депрессия в пожилом возрасте имеет ряд факторов (преморбидные черты личности, которые увеличиваются с возрастом и иногда становятся преувеличенными, повышенная уязвимость, большое влияние факторов окружающей среды, сосудистая патология и т. д.). По этой причине у людей позднего возраста классификация течения депрессии затруднена. Именно в результате анализа их способностей и комплексов, а также слабости, пессимистических мыслей, беспомощности, безнадежности и зависимости от окружающих возникают бредовые мысли об обнищании. Нарушение памяти, спровоцированное атеросклерозом, создает основу для появления идей о вреде, грабеже, повышенной уязвимости и реакции на второстепенные внешние факторы, определяющие «мелкомасштабную», повседневную природу безумных идей. При более тяжелых формах течения расстройства пожилые люди испытывают бред Котара.

У молодых людей с органическим повреждением головного мозга, вызванным атеросклерозом, депрессия возникает с симптомами типичной сосудистой деменции. Грубые нарушения в ходе мозговых процессов затрудняют лечение симптомов депрессии и психологического контакта с пациентом. При легкой форме депрессии расстройство обратимо и исчезает само по себе или в результате лечения антидепрессантами. При более тяжелых формах депрессии изменение личности происходит по типу сосудов и практически не поддается лечению. Но благодаря методике Алимова лечение возможно с использованием фармакологических тестов: введение имизина (имипрамина) и диазепама.

У молодых людей депрессия является длительной и хронической и практически не поддается лечению из-за ухудшения соматического состояния и инвалидности. Среди молодых людей, обращающихся за помощью в клинику, депрессивные симптомы синдромального уровня выявляются в 17-30% случаев, а у тех, кто нуждается в ежедневном уходе - в 30-45%.

Традиционно считается, что у пожилых людей расстройства индивидуализированы, а триггеры являются неблагоприятными событиями.

От развития депрессивных расстройств пожилого человека можно защитить только благоприятную семейную среду и необходимый позитивный уход, материальное благополучие, профессиональную занятость, активную жизненную позицию, позитивное отношение к происходящим. Взаимодействие этих факторов определяет, будет ли у пожилого человека развиваться депрессия или нет. Для некоторых людей депрессия возникает из-за любой мелкой проблемной ситуации, а для некоторых людей ее отсутствие характерно в случае трудных жизненных проблем и обстоятельств. Наступление депрессии является исключительно индивидуальным.

Генетическая структура тела и наследственность не являются признаком депрессии. Жизнь пожилого человека полна проблем и потерь. Количество негативных явлений накапливается с течением времени и является причиной расстройства в пожилом возрасте.

Исследования показывают, что у людей, живущих в браке, депрессивные расстройства встречаются в 9 раз реже. У одиноких людей позднего возраста признаки депрессии сохраняются годами. Отъезд детей, отсутствие семейной жизни, одиночество и, как следствие, полная изоляция влияют на социальную редукцию и симптомы депрессивного расстройства.

Наиболее негативным фактором является плохое состояние здоровья, неактивность и социальная изоляция. Физиологические изменения влияют на пессимистическую оценку, снижение сенсорных и моторных функций, нервный срыв, необходимость постоянной помощи и зависимости. Чем сильнее инвалидность, тем больше хроническое депрессивное расстройство.

В высокоразвитых странах процент людей с хроническими заболеваниями растет за счет людей позднего возраста. Депрессия возникает в результате болевых симптомов во время поздних физиологических изменений. Настроение является индивидуальным модулятором болевых симптомов, а тревога и депрессия - неспецифическим усилителем боли.

Депрессия увеличивает риск боли, хронизирует ее, влияет на ее интенсивность. Люди позднего возраста чаще страдают от болевых симптомов, возникающих по физиологическим и психологическим причинам. Люди с симптомами депрессии принимают больше обезболивающих.

Хроническое лечение может быть причиной снижения настроения. Чаще депрессивный эффект наблюдается, когда пожилые люди принимают стероиды, гипотензивные препараты и анальгетики, особенно те, которые содержат кодеин.

Диагностические критерии депрессии подразделяются на основные и дополнительные симптомы, согласно международной классификации заболеваний. Наиболее распространенной является легкая форма депрессии у пожилых людей, для диагностики которой достаточно двух определяющих симптомов.

Возраст может вызывать одни расстройства и подавлять других. Молодые люди реже жалуются на грусть, в отличие от молодых людей. Другие симптомы депрессии могут появиться одновременно. Апатия может быть причиной и биологическим следствием депрессии, поэтому пациентов с симптомами апатии следует тщательно обследовать.

Симптомы депрессии неспецифического и соматического характера выдвигаются пожилыми людьми в качестве основной жалобы (усталость, потеря аппетита, плохой сон и т. д.). Ложная жалоба на потерю памяти является следствием депрессии. Депрессия в более позднем возрасте сопровождается ощущением постоянной тревоги и беспокойства по разным причинам. Иногда преобладает беспокойство, что дает неточный взгляд на общий процесс депрессии.

Депрессия, даже в легкой форме, может привести к самоубийству у пожилого человека. Депрессия усугубляет характер соматических заболеваний. Это вызывает госпитализацию и смертность среди пожилых людей. Пожилые люди чаще отказываются от лечения, мотивируя бесполезность и восхищение своим возрастом, что усложняет процесс лечения. Изменение жизненной позиции влечет за собой отказ от какой-либо деятельности, сокращение круга общения.

Депрессия нарушает коммуникативные особенности между пациентом и врачом. Легкая и тяжелая форма расстройства влияет на соматическую природу заболевания, длительность, оценку собственного здоровья и качество жизни.

Негативные последствия позднего выявления симптомов депрессии у молодых людей следующие:

  • возникновение повышенного риска проявлений суицидальных попыток; - более длительное пребывание для лечения в психоневрологическом стационаре;
  • обострение форм депрессивного расстройства по сравнению с ранним периодом;
  • сердечный приступ из-за учащения сердечной деятельности, из-за психологических переживаний;
  • сокращение продолжительности жизни;
  • снижение уровня социальной адаптации в повседневной жизни.

Достаточно редкий случай, если пожилой человек, страдающий депрессией, не зарегистрирован в психиатрической больнице и не наблюдается психиатром.

Симптомы депрессивных расстройств:

  • потеря желания наслаждаться жизнью;
  • Постоянная депрессия, пессимизм и грусть по отношению ко всем жизненным проявлениям.
  • ослабление физических функций организма, потеря аппетита.

Дополнительные симптомы депрессии:

  1. депрессия;
  2. Низкая самооценка;
  3. отсутствие желания наслаждаться жизнью;
  4. угнетение;
  5. самоповреждение и самоубийство;
  6. самоуничтожение;
  7. чувство вины;
  8. нервное истощение;
  9. слабость и потеря аппетита, а также физическая активность;
  10. Снижение уровня энергии и концентрации.
  11. Депрессивный и критический самоанализ.

Биполярное депрессивное расстройство, маниакально-депрессивная форма или просто мания являются признаком депрессивного расстройства, когда человек приобретает чрезмерную активность, ведет себя неподобающим образом, чрезмерно самоуверен и раздражителен. Это состояние является импульсивным и может лечиться в психоневрологической больнице.

Женщины более склонны к депрессии, чем мужчины. Женщины чаще и охотнее признают тот факт, что чувствуют себя одиноко, испытывают чувство грусти и безнадежности. Это проявление характерно при отсутствии полового партнера или периодически возникающих менструальных циклах. Мужчины чаще подавляют депрессию с помощью алкоголя или наркотиков, и они реже обращаются за психологической помощью.

Депрессия отличается по характеру, степени тяжести, степени продолжительности и течению. Существует довольно большое количество его типов. Если на фоне депрессивного и угнетенного настроения человек находит в себе чувство заниматься личными или домашними делами, то это, конечно, легкая форма. Если несколько его типов появляются в ходе курса, но человек способен сосредоточиться на делах или проблемах, то это умеренная форма. Тяжелая форма течения проявляется в том, что человек одержим чувством и проявлением симптомов депрессии и, кроме мыслей депрессивного характера, больше не может ничего делать. В некоторой степени у каждого из нас есть риск развития депрессивного расстройства. Вредные события, которые могут происходить в жизни каждого из нас, особенно если они периодически чередуются и приводят к серьезному стрессу, могут вызвать депрессивное расстройство.

Причиной возникновения являются не только события и индивидуальный характер человека, склонного к депрессии, но и результат сложных биохимических процессов, происходящих в организме, связанных с деятельностью мозга. Причиной также могут быть гормональные изменения в организме и снижение активности биохимических процессов, влияющих на возникновение депрессивного расстройства.

Картина депрессии носит специфический характер и характеризуется определенными симптомами и проявлениями:

  • физиологические изменения (снижение активности, слабость, потеря аппетита, потеря сна, потеря веса),
  • поведенческие характеристики (депрессивное депрессивное состояние, потеря настроения, самообвинение, суицидальные мысли или действия),
  • негативные социальные проявления (избегание общения с другими людьми, снижение общительности, отвлекающего внимания, проблемы с концентрацией),

При депрессии мыслительные процессы сильно тормозятся и изменяются. Все внимание сосредоточено на прошлых событиях. Человек теряет связь с реальным миром, погружаясь в свои утопические и депрессивные взгляды. В этом состоянии человек отходит от текущего хода событий и объективного анализа окружающей его действительности. Возникают страхи и необоснованные чувства, которые провоцируют мысли о самоубийстве и создают иллюзию ложной картины мира. В некоторых случаях человек начинает планировать и воображать самоубийство, спровоцированное ранее преобладающими депрессивными мыслями.

В более тяжелых формах может возникнуть психопатическая депрессия (возникновение заблуждений и галлюцинаций, что серьезно увеличивает риск самоубийства). В этом случае пациент должен быть немедленно госпитализирован. Атипичная депрессия (существует смешанная картина симптомов, типичных для большой депрессии и атипичных «атипичных»), послеродовой депрессии, послеродового психоза и предменструального дисфорического расстройства - все это различные симптомы депрессии.

Склонность к депрессии проявляется исключительно индивидуально, и чаще всего человек, страдающий депрессией, отрицает фактическое проявление этого заболевания, поскольку состояние депрессии влияет на психические процессы восприятия и оценки своего состояния. Человек теряет понимание того, что ему нужна срочная психологическая или медицинская помощь. Двумя основными признаками проявления депрессии являются подавленное настроение и чувство пустоты, а также потеря интереса к простым радостям жизни. При депрессии многие люди отстранены и отгорожены от нормального социального контакта.

Когда возникает депрессия, происходит психомоторное торможение и общие физиологические изменения. Поход замедлен, плечи снижены, активность снижена, двигательные навыки и речь замедлены. Депрессия также может возникать при повышенном состоянии возбуждения, которое сразу бросается в глаза и выглядит довольно необычно.

Существует определенный тип депрессии, который проявляется сезонно и характерен как для людей более позднего возраста, так и раньше - этот тип называется сезонным аффективным расстройством. Этот тип депрессии активно проявляется зимой, а летом человек испытывает позитивные и даже разные чувства. Могут быть признаки депрессии в другое время года.

Это сопровождается необходимостью больше спать, повышенным аппетитом, слабостью, раздражительностью, подавленным настроением, неспособностью выполнять какие-либо действия. Признаки депрессии исчезают с приходом весны.

Дисфункциональные зоны развития депрессии закладываются в раннем детстве и впоследствии вызывают депрессивные расстройства. С пароноидным расстройством человек довольно агрессивен и не общителен.

Причины симптомов аффективного расстройства до сих пор неясны, но существует теория, что психофизические изменения связаны с гормональной разницей в серотонине и мелатонине. Пожилые люди часто имеют значительную склонность к депрессии и самобичеванию, а также к депрессивному и безнадежному состоянию восприятия всего, что их окружает.

Пожилой человек не только возвращается к травмирующему опыту раннего детства в когнитивной терапии, но также пытается использовать функциональные способы реагирования взрослых на человека с помощью ролевых игр. Это позволяет пациенту рассматривать опыт детей с точки зрения взрослого и отбрасывать старые дисфункциональные установки, возникающие в результате этих событий.

В некоторых случаях человек теряет в своем воображении схему автоматического восприятия, например, этот человек является врагом, это восприятие является ложным и отражает природу проявления расстройства восприятия, а также может идти вразрез с реальной ситуацией.

У людей позднего возраста распространена депрессия, это более тринадцати с половиной процентов населения определенного возраста. Социальные ограничения и инвалидность считаются важными факторами, определяющими распространенность заболевания. Депрессивные состояния возникают как сопровождение ряда соматических заболеваний хронического течения, в том числе сердечных. При диагностировании учитывается вероятность возникновения патологий и деменции, а также врач собирает анамнез и оказывает психотерапевтическую помощь.

Специалисты делят депрессию на незначительную (временная депрессия импульсивного характера) и тяжелую (хроническую). Тяжелая депрессия наблюдается у пожилых людей почти в четырнадцати процентах случаев. По характеру курса и возможности лечения эти типы депрессии имеют равные шансы. Побочные эффекты малой депрессии в этом случае находятся в промежуточном положении, это диапазон от большой депрессии до ее полного отсутствия

В процессе изучения малой депрессии было выявлено большинство случаев отсутствия соматических изменений и наличия психологических причин, связанных с социальной активностью и проблемами в личной жизни. Существует мало доказательств эффективного лечения.

У людей позднего возраста диагностируется сосудистая депрессия, клиническими признаками этого подтипа являются психомоторное торможение при плохой исполнительной активности. Мышление в этом случае менее уныло. Этот подтип депрессии основан на изменениях белого вещества, вызванных ишемией.

Когнитивные особенности (познание) предопределяют его постоянное, стабильное поведение на протяжении всей жизни. Само познание, в свою очередь, подразделяется на ряд психических функций организма: восприятие, внимание, планирование его графика и принятие мер по выполнению заданного плана, эмоционально-волевой контроль за деятельностью, сохранение сенсорных функций и характеристик организма, и т.д.

Жалобы на плохую память чаще появляются у пожилых людей, это один из симптомов депрессивного расстройства, но они не являются причиной слабоумия или умственной отсталости. Депрессия является частым спутником пожилого человека и требует особого внимания, так как она может вызвать когнитивные нарушения.

При установлении долгосрочного наблюдения за людьми с четко сохраненным когнитивным статусом, но имеющими определенные депрессивные расстройства, было обнаружено, что существует вероятность снижения когнитивных функций организма с продолжительностью депрессии в течение 3,5 лет. У человека с тяжелой когнитивной дисфункцией или нарушениями белого вещества мозга есть основания говорить, что деменция развивается в последующие годы жизни.

Деменция является необратимым приобретенным состоянием. Подавляющее большинство пациентов страдают от состояний, варьирующих от сосудистых до дегенеративных. Если деменция возникает у пожилых людей, ухудшение памяти можно считать серьезным отрицательным признаком. В сочетании с мнестическими расстройствами обычно выявляется ряд психоневрологических симптомов: расстройство сна, изменение состояния, подозрительные и бредовые состояния, галлюцинации и т. д. Психопатологические изменения - тревога, беспокойство, раздражительность - частые признаки депрессии и клинически выраженной деменции. Эти проявления у людей позднего возраста заслуживают особого внимания, так как они могут быть серьезными и необратимыми. С проявлением депрессии в более позднем возрасте, и особенно с ее периодическим рецидивом, может возникнуть поздняя стадия деменции или когнитивная дисфункция. Терапевтические вмешательства при проявлениях, связанных с когнитивными нарушениями, требуют комплексного подхода, учитывающего природу органического поражения головного мозга.

Нарушение когнитивного функционирования в целом и ухудшение памяти должны регистрироваться опытным психологом или психиатром. Такие люди имеют жесткий контакт и характеризуются антиобщественным поведением, или они некритичны в изменениях, которые происходят с ними, инертны и принципиальны. Такое поведение ограничивает этих людей в получении социальной поддержки.

Категории психоневрологических симптомов в условиях когнитивной недостаточности:

  1. Двигательные нарушения
  2. Агитация
  3. Тревога
  4. Апатия
  5. Иллюзии и ложное распознавание
  6. Депрессия / дисфория
  7. Дезингибирование
  8. Эйфория
  9. Галлюцинации
  10. Иллюзии
  11. Обсессивно-компульсивные симптомы.

Эпидемиологические данные о распространенности LCR неутешительны. От 2% до 30% в общей популяции и от 6% до 85% контингента стационарных больных (средние значения - около 40%) имеют свои проявления. В среднем около 3% людей старше 60 лет и 15% людей старше 75 лет могут быть диагностированы с LCR. Люди с такими расстройствами, к сожалению, составляют значительный «резерв» категории людей с деменцией. В среднем за один год доля пациентов с деменцией пополняется на 10% за счет лиц, страдающих от LCR.

В начале 90-х годов обсуждалось введение термина для характеристики проблем с памятью у молодых людей, была введена концепция «возрастных нарушений памяти», которая включает в себя снижение параметров теста памяти, отсутствие деменции и расстройств без изменений. интеллектуальное функционирование при проявлении легких форм депрессии у пожилых людей. В настоящее время эта категория используется гораздо реже.

В настоящее время можно встретить ряд терминов, связанных с феноменом LCR: «минимальные когнитивные нарушения», «мнемонические нарушения», «сомнительная деменция», «когнитивный дефицит, связанный с возрастом», «когнитивное снижение, связанное с возрастом», « когнитивные нарушения без деменции "и т. д.

Есть несколько критериев для определенного типа LCR:

  • жалобы на ухудшение памяти;
  • отсутствие деменции.
  • безопасный уровень общего когнитивного функционирования;
  • безопасный уровень ежедневной домашней активности;
  • объективное подтверждение нарушений памяти на основе оценки соответствующих тестов с учетом коррекции по возрасту и образованию;

Наличие нарушений белого вещества мозга у людей старше 60 лет является обычным явлением, особенно если у них имеются сопутствующие цереброваскулярные заболевания или факторы их риска.

Существует большое количество данных о взаимосвязи нарушений белого вещества мозга с когнитивными изменениями, особенно с высокой степенью структурного повреждения мозговой ткани. При этих нарушениях головного мозга наблюдаются дефекты памяти, речи, осязания, сенсорные показатели, состояния торможения и изменения двигательной активности.

Депрессия и изменения, происходящие в мозговых процессах, нарушение мозговой деятельности, напрямую взаимодействуют друг с другом. У пожилых людей нарушения мозговых тканей и возникающих в результате психофизических процессов (возникновение нарушений двигательного аппарата, депрессии, усталости, низкой двигательной активности) регистрируются значительно чаще. Легкое депрессивное расстройство может привести к когнитивным нарушениям и деменции, если оно хроническое.

На данный момент невозможно провести жесткую грань между дегенеративными и сосудистыми процессами в головном мозге у пожилых людей, приводящими к формированию дефицита когнитивных функций. Деменция и болезнь Альцгеймера могут быть диагностированы, попытка ограничиться только этими двумя крайностями в классификации деменции упростит взгляды на эту патологию у большинства пожилых людей, наблюдаемые в реальной клинической практике.

Ряд фактов, приведенных ниже, подчеркивают «взаимопроникновение» дегенеративных и сосудистых патофизиологических механизмов развития когнитивных нарушений во второй половине жизни, установленное на модели болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.

Итак, при болезни Альцгеймера:

  • наличие характерных сосудистых изменений при вскрытии мозга у большинства пациентов с БА и в исследованиях нейровизуализации.
  • наличие этих морфологических признаков у когнитивно безопасных пожилых людей;

Перивентрикулярные поражения белого вещества наблюдаются почти у 60% пациентов с БА. Большие зоны инфарктов, микроинфарктов, лакун, инфарктов белого вещества можно обнаружить примерно у 1/3 и более пациентов с БА.

В свою очередь, сосудистый фактор: может напрямую влиять на развитие невропатологии, характерной для БА, или приводить к атеросклерозу, нарушению церебральной перфузии, метаболизму и дисфункции нейронов. Сосудистый фактор ответственен за цереброваскулярную патологию, вызванную мелкими и крупными сосудами и сердечными приступами. В результате суммирование различных типов травм, инсультов даже с минимальными или полностью отсутствующими клиническими проявлениями (то есть немыми сердечными приступами) приводит к прогрессированию когнитивного снижения у людей с AD и проявлению синдрома деменции. В частности, было показано, что наличие лакун в мозге увеличивает риск клинических проявлений деменции при БА более чем в 20 раз, то есть цереброваскулярные заболевания способствуют «проявлению» болезни Альцгеймера, особенно в пожилом возрасте;

Поэтому на современном уровне идей можно говорить о ряде общих биологических механизмов, ответственных за формирование когнитивного дефицита у пожилых людей и структурное повреждение мозга при развитии деменции сосудистого происхождения.

Среди них роль показана:

  • дефицит нейротрансмиттеров;
  • токсическое действие глютамата;
  • патологическая активация клеток микроглии и астроцитов, приводящая к воспалительным и пролиферативным процессам, активация окислительного стресса;
  • ослабление тканевых механизмов нейропротекции (снижение продукции фактора роста нервов (NGF), нейротропного фактора мозга и т. д.).

Следовательно, существует несколько фундаментальных биологических механизмов, ответственных за развитие когнитивных нарушений и деменции в пожилом возрасте.

Повреждение холинергических нейронов базальных ядер переднего мозга из-за отложения амилоида совпадает с первыми клиническими тонкими признаками нарушения памяти. В результате их дисфункция прогрессивно распространяется на другие части мозга благодаря их проективным связям с гиппокампом, миндалиной, кортикальными областями, что соответствует диагностически выраженной деменции, потере функциональной независимости субъекта.

Холинергическая теория постулирует, что нарушение памяти и связанные с ней когнитивные процессы связаны с повреждением холинергической системы мозга. Следствием этого является дефицит холинергической нейротрансмиссии. Ацетилхолин (АГ) синтезируется в холинергических нейронах двух их субстратов - холина и ацетил-кофермента А. Источником холина является пища, которая также поступает из межклеточного пространства. Ацетил-кофермент А образуется в митохондриях нейрона во время метаболизма глюкозы. Под влиянием холинацетилтрансферазы холин образуется из холина и ацетилкофермента А. Действие АХ прекращается под воздействием одного из двух ферментов - ацетилхолинэстеразы (АХЭ) и бутирилхолинэстеразы (БХЭ). Различия в AChE и BChE определяются их различным генетическим происхождением, различным распределением в тканях организма и различным воздействием на субстрат. AChE присутствует в основном в холинергических нейронах (а также в кишечнике, скелетных мышцах, эритроцитах, лимфоцитах и ​​плаценте). БХЭ также обнаруживается в тканях мозга, прежде всего в его глиальном компоненте (а также в кишечнике, плазме, скелетных мышцах, плаценте и печени). БХЭ также может присутствовать в амилоидных бляшках.

Глутаматергическая гипотеза когнитивного дефицита объясняет механизмы нейрональной дегенерации с точки зрения механизмов экситотоксичности. Чрезмерное отложение b-амилоида приводит к образованию цитотоксических веществ. Индукция нейротоксических воспалительных реакций, активация микроглии и астроцитов, высвобождение цитокинов и свободных радикалов приводит к образованию токсических нейрофибриллярных связок внутри нейрона (вследствие гиперфосфорилирования тау-белка). В дополнение к этому амилоидные бляшки способствуют чрезмерному выделению глутамата в синапсах, вызывая гиперактивацию глутаматных рецепторов и последующую гибель нейрона. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повышение активности постсинаптических NMDA-рецепторов может усиливать фосфорилирование тау-белка в микротрубочках нейронов, способствуя дополнительному образованию нейрофибриллярных кордов.

Таким образом, по-видимому, смешанные механизмы патогенеза определяют подавляющее количество клинических случаев когнитивного дефицита и деменции с учетом взаимодействия образования амилоидных бета и нейрофибриллярных сплетений (ключевого патоморфологического субстрата болезни Альцгеймера) и цереброваскулярных сосудистых нарушений перфузии , Систематический обзор литературы предполагает, что профилактика и лечение сердечно-сосудистых факторов риска снижает и замедляет скорость прогрессирования смешанной деменции. Таким образом, терапевтические вмешательства при умеренных когнитивных нарушениях должны включать возможность воздействия на максимально широкий диапазон из 8 биопсихосоциальных причин, принимая во внимание доказанную эффективность терапевтического эффекта используемых методов / препаратов.

Основная задача психолога - дать человеку правильный стимул для установления позитивного отношения ко всему, что его окружает, сохраняя при этом серьезность в необходимых жизненных ситуациях.

Молодые пациенты, страдающие депрессивными расстройствами, часто предлагают психотерапевтическое лечение. В случае серьезного депрессивного расстройства комбинация антидепрессантов и психотерапии более эффективна, чем каждый из этих методов в отдельности, особенно в предотвращении рецидива заболевания. Для предотвращения лечения используются почти все антидепрессанты, включая трициклические и четырехциклические антидепрессанты, а также антидепрессанты «нового поколения» - селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и обратимые ингибиторы МАО-А. Человек позднего возраста должен обязательно помнить о возможных побочных эффектах антидепрессантов в отдельных случаях. Коррекция терапии путем изменения доз, замены лекарственных препаратов и изменения общего режима лечения. Когнитивно-поведенческая терапия и межличностная психотерапия используются из психотерапевтических методов.

Преобладающее количество случаев благоприятного исхода и результаты этой методики лечения депрессии у пожилых пациентов уже зарегистрированы.

У людей позднего возраста распространена депрессия, это более тринадцати с половиной процентов населения определенного возраста. Социальные ограничения и инвалидность считаются важными факторами, определяющими распространенность заболевания. Депрессивные состояния возникают как сопровождение ряда соматических заболеваний хронического течения, в том числе сердечных. При диагностировании учитывается вероятность возникновения патологий и деменции, а также врач собирает анамнез и оказывает психотерапевтическую помощь.

У людей позднего возраста диагностируется сосудистая депрессия, клиническими признаками этого подтипа являются психомоторное торможение при плохой исполнительной активности. Мышление в этом случае менее уныло. Этот подтип депрессии основан на изменениях белого вещества, вызванных ишемией. В этом случае лечение антидепрессантами не дает эффекта, а лечение проводится с помощью судорожной электротерапии.

В настоящее время распространены следующие методы борьбы с депрессией:

  • Психотерапевтическое лечение
  • Медицинское лечение
  • электрошоковая терапия,
  • Средство народной медицины.

Лечение больных с судорожной электротерапией вызывает сомнения в ее эффективности и гуманности. Альтернативные методы практически не дают существенного результата. Результат проявляется в результате лечения антидепрессантами, что дает длительный и положительный эффект и психологическим методам воздействия, в частности созданию благоприятного психологического климата. Избавиться от какого-либо заболевания можно только путем устранения предпосылок для его возникновения. В связи с этим одним из наиболее эффективных является психотерапевтический метод лечения депрессии.

Традиционные области практической психотерапии включают в себя:

  • Поведенческая психотерапия. Этот метод основан на изменении их психологических установок и моделей их поведения на адекватные и эффективные. Метод разработан, чтобы научить вас управлять собой в конкретной ситуации.
  • Когнитивная психотерапия. Убеждения, мысли (познание) и восприятие в некоторой степени являются доминирующей деятельностью и моделируют психологическое поведение. Неправильная интерпретация событий, которая расходится с реальной, приводит к появлению психических патологий. Цель когнитивной психотерапии - научиться правильно интерпретировать события, а также выявлять негативные, дисфункциональные мысли и установки и заменять их позитивными. Меняя свои ошибочные суждения на новые формы мышления, вы избавляетесь от эмоциональных расстройств.
  • Экзистенциальная психотерапия. Этот метод основан на утверждении, что каждый человек является хозяином своей жизни и только своей силой своими активными действиями меняет характер хода своей жизни. Метод помогает развить способность действовать и принимать решения. Он учит использовать все возможности, сделать правильный выбор и жить полной и насыщенной жизнью.
  • Телесно-ориентированная психотерапия. Метод основан на связи телесных ощущений с психологическими проявлениями. Если человек чувствует боль, то есть определенная специфика эмоционального проявления поведенческих характеристик. Агрессия, угрюмость, депрессия, снижение активности и т. д. Противоположный эффект дает противоположный результат.
  • Психоанализ. Корни проявления депрессии часто лежат в бессознательном состоянии. Этот метод позволяет самоанализу через пережитые ранние события и их анализ. Результатом является катарсис - полное освобождение от негативного воздействия ранее нерешенных проблем.
  • Позитивная психотерапия. Метод состоит в том, чтобы исследовать свои психологические проблемы под другим углом, видя в них позитивный смысл. Психолог поможет обработать проблемы и построить новый образ жизни с помощью визуализации и моделирования - он покажет, как изменения окажут благотворное влияние на все его сферы.

Существует большое количество способов и способов лечения поздней депрессии, но стоит помнить, что все они используются в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и ситуации.

Исследования когнитивной сферы при нормальном и патологическом старении

Старость - это то, с чем сталкивается абсолютно каждый человек в своей жизни. А человеку, который преодолел барьер неопытности, проявленный в юности, и уже приобрел жизненный опыт, очень трудно осознать его беспомощность в отношении активной реализации его понимания и его отношения к окружающей действительности. Переходная стадия между молодостью и старостью имеет очень обостряющий характер в отношении понимания реальности, показывая беспомощность, ненависть, страх и обиду, связанные с ложной картиной понимания естественного хода событий. Эти чувства при взаимодействии друг с другом являются причиной депрессии в более позднем возрасте.

Психологи, в отличие от пессимизма, который присущ пожилому человеку, утверждают, что для пожилых людей характерны 9 типов новообразований:

  1. Чувство общности с людьми, у которых похожие проблемы.
  2. Принадлежность к группе или группам.
  3. Личный комфорт в общении с окружающими людьми, исходя из полученного опыта.
  4. Смелость осознать свою беспомощную позицию и признание того факта, что пришло время, когда ты не первый.
  5. Вера, что у каждого человека есть что-то хорошее.
  6. Поиск смысла в жизни и новых увлечений, не мешающих обострению ситуации.
  7. Ощущение себя частью мира и человечества.
  8. Осознание мира вокруг вашего дома.
  9. Признание своей судьбы как данного и естественного хода событий.

В отличие от чувства осознания собственной беспомощности и непригодности, для многих многие пожилые люди продолжают работать, принося пользу себе и обществу. Такое отношение к жизни говорит о смелости пожилого человека и характеризует его исключительно с положительной стороны. Средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем у его предков, а это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и довольно длительный период жизни с его социальными и психологическими характеристиками. Стоит помнить, что опыт и мудрость всегда остаются привилегией того времени, и они свойственны взрослым и пожилым людям.

Традиционно выделяют три градации периода старения (геронтогенез): старость (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше).

Современные исследования показывают, что текущий процесс старения замедляется, и человек, достигший преклонного возраста по сравнению с предыдущими десятилетиями, остается физиологически молодым и активным. Таким образом, он вполне может войти в когорту взрослых и быть молодым со всех характерных для него точек зрения.

Старение - это неизбежный генетический процесс, сопровождающийся определенными изменениями в организме. Все органы могут быть изменены без исключения. В процессе старения организм слабеет, теряет способность нормально функционировать, активность, устойчивость к вирусным инфекциям, естественное генетически запрограммированное разрушение. Нервный и физиологический стресс, с которым сталкивалось тело раньше, становится невозможным. Моторная функция организма ослабевает. Процесс восстановления замедляется. Органы теряют свою надлежащую функциональность. Нарушение функции костно-мышечной системы. Суставы затвердевают. Грудная клетка перестает функционировать должным образом и таким же образом затвердевает, что приводит к осложнениям со стороны дыхательных путей, самого дыхательного процесса и т. д. При возникновении таких сложных осложнений в организме возникает чувство депрессии позднего возраста. не удивительно.

Многие исследовательские показатели показывают наличие вредных изменений, происходящих в организме человека в процессе инволюции, они затрагивают либо большие площади, либо весь организм в процессе старения. Но, тем не менее, ученые знают, что старение является очень сложным и противоречивым процессом, и в некоторых случаях было зафиксировано не только снижение активности, но и его увеличение. В хронологическом периоде от 60 до 65 лет процесс старения является довольно относительным. Иногда наблюдается улучшение функционирования одних систем и ускорение, происходящее с разной скоростью, инволюция других. В течение более длительного времени те функции, которые влияют на общий процесс жизнедеятельности жизненных структур организма, сохраняются.

Изменения в организме носят исключительно индивидуальный характер. В процессе старения наблюдается как умственное, так и не психическое развитие организма.

Количественные изменения и качественная перестройка биологических структур определяют противоречивый характер процесса старения. Организм развивает способность к адаптации, активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолеть разрушительные (деструктивные, негативные) последствия старения.

После завершения репродуктивного периода появляются различные способы повышения биологической активности различных структур организма, которые обеспечивают его работоспособность в целом. Сознательный контроль над ходом психологических процессов предотвращает возникновение депрессии в более позднем возрасте. Сознательный контроль фиксируется на основе речевых и мыслительных процессов.

Психические и речевые процессы пожилого человека рассматриваются исключительно индивидуально и зависят от накопленного в течение жизни опыта и биологического резерва. Изменения в периоде геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Способность человека противодействовать геронтогенезу зависит от уровня образования, физической силы и активности, профессии, степени интеллектуальной зрелости и всех других факторов в совокупности. Творческий индивидуальный потенциал человека и стремление к трудовой (умственной или физической) деятельности также имеют значение. На данный момент имеются данные о большом количестве пожилых людей и даже пожилых людей, демонстрирующие их трудовой потенциал в различных сферах деятельности. Легкие депрессивные расстройства встречаются в 10 раз чаще, чем тяжелые формы депрессивного расстройства, требующие стационарного клинического лечения. Поздний возраст является пиковым по отношению к проявлению депрессивных расстройств. Известно, что многие люди более позднего возраста не ходят в психиатрические больницы не только потому, что избегают посещать психиатра. Часто это происходит из-за преобладающего «эйджизма» во взглядах некоторых медицинских работников, которые обычно связывают психические симптомы с проявлениями необратимых возрастных изменений или соматических заболеваний.

Пожилые люди более склонны к появлению и проявлению различных признаков депрессивного расстройства. У молодых людей чаще всего наблюдались лабильность, эмоциональная раздражительность, угрюмость и реже тоска. Для пожилых людей идеи неполноценности и обнищания более характерны, признаки самообвинения и низкой ценности встречаются реже, но чаще всего проявления депрессии являются ипохондрическими. Чаще процесс протекания депрессии протекает с возбуждением и проявлением торможения. Случаи меланхолического течения депрессии (МДП) наблюдались у людей в возрасте 70 лет. В более позднем возрасте процесс лечения депрессии является более проблематичным, поскольку он имеет затяжной и хронический характер.

Эмпирическое исследование когнитивных процессов у пациентов с депрессией в позднем возрасте

Цели и задачи исследования

Объект исследования: Характеристика когнитивных процессов в позднем онтогенезе.

Цель: определить особенности когнитивных процессов при нормальном старении и депрессии в позднем возрасте.

Предмет исследования: психологические особенности когнитивных процессов при расстройствах депрессивного спектра в более позднем возрасте и их особенности при нормальном старении.

Задачи:

  1. Анализ статистических данных о возрастных характеристиках когнитивных процессов при нормальном старении и при депрессивных расстройствах у людей позднего возраста.
  2. Обследование психически здоровых людей для последующего анализа и рассмотрения когнитивных характеристик со стабильными продолжающимися возрастными изменениями.
  3. Рассмотрение статистических результатов обследования.
  4. Сравнительное изучение характеристик когнитивных функций и их зависимости от параметров возрастных изменений у двух групп субъектов: пациентов с депрессивными расстройствами позднего возраста и здоровых субъектов.

Гипотезы:

  1. Степень выраженности когнитивного снижения будет более выраженной у пациентов с депрессией, чем у психически здоровых людей, и различия будут статистически значимыми.
  2. Показатели индивидуальных функций когнитивных процессов у пациентов с депрессией и у психически здоровых лиц будут одинаковыми.
  3. Как при нормальном, так и при патологическом старении наблюдается равномерное снижение всех изучаемых параметров когнитивных процессов.

Методологии эмпирических исследований

Для изучения изменений когнитивных процессов в позднем теле человека использовались психологические приемы для изучения зрительного, тактильного, акустического гнозиса, слуховой и зрительной памяти, мышления и произвольного внимания.

Для анализа мнестико-интеллектуальной сферы в более позднем возрасте использовалась специальная экспресс-методика, разработанная в НЦЧП РАМН Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Эта методика позволяет выявить не только нарушенные, но и неповрежденные звенья психических процессов, определить степень общего когнитивного снижения, увидеть компенсаторные механизмы, использование которых является важным критерием для разграничения нормального и патологического старения.

Специально адаптированный набор нейропсихологических методов был использован для изучения пожилых и старческих.

Для изучения процессов словесного мышления в операционном, дискурсивном и динамическом аспектах мы использовали тесты: последовательное вычитание «от 100 до 7» (5 операций).

Решение арифметической задачи («Хозяйка тратит 20 литров молока на 5 дней. Сколько литров молока она тратит в неделю?»). Условия арифметической задачи были представлены на слух.

Выбор заявления соответствует значению пословицы «Не садись в свои сани», из четырех предложенных вариантов:

  1. Зимой катайся на санях, а летом - на телеге.
  2. Не знаю, в чем дело - не принимай его. 3) Если вы уже куда-то ушли, значит, уже поздно возвращаться на полпути.
  3. Не всегда то, что кажется хорошим, действительно хорошо. Темы были представлены с формами с вопросами и вариантами ответов; Необходимо было подчеркнуть выбранный вариант.

Образцы были использованы для изучения слуховой речевой памяти: «запоминание 9 слов» (рыбная печать из дров) «Запоминание 10 слов» (Sea Hay Tube Lamp Shadow Wolf Scoop Foot Bread Ball) не более пяти презентаций. Слова были представлены, как только запоминание порядка не требовалось.

Тест «Актуализация знаний, подкрепленных прошлым опытом» (3 вопроса):

  1. Кто был лидером СССР, когда Юрий Гагарин полетел в космос? (Варианты ответа: Брежнев, Хрущев, Горбачев);
  2. Кто написал "Горе от ума"? (Варианты ответа: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов);
  3. Кто командовал русской армией в Бородинской битве? (Варианты ответа: Кутузов, Багратион, Суворов).

Темы были представлены с формами с вопросами и вариантами ответов; Необходимо было подчеркнуть выбранный вариант.

Эти тесты позволяют оценить скорость и объем запоминания материала с различной степенью семантической организации, а также силу его хранения в памяти.

Для изучения оптико-пространственного восприятия мы использовали метод расстановки стрелок на часах без циферблата (25 мин. На 8-е).

Таблицы Шульте использовались для изучения нарушений переключения внимания.

Характеристика предметов

В соответствии с целями и задачами исследования в нем приняли участие 2 группы субъектов. Психически здоровые субъекты пожилого и старческого возраста были исследованы в качестве контрольной группы, пациенты с депрессией - в экспериментальной группе.

Экспериментальная группа

В исследовании приняли участие 24 пациента, 6 и 8 отделений поликлиники ФГБУ «НЦЗЗ» РАМН: возраст испытуемых составлял от 50 до 84 лет (средний возраст в обследованной выборке составлял около 66 лет). В представленной выборке было 5 мужчин и 19 женщин. Среди пациентов 17 имели высшее образование, 7 среднее или среднее специальное.

ГДР - рецидивирующее депрессивное расстройство; БАР - биполярное аффективное расстройство

Контрольная группа: обследованы 24 психически здоровых человека пожилого и старческого возраста. Возраст испытуемых варьировался от 50 до 85 лет (средний возраст в обследованной выборке составлял 69 лет). В представленной выборке было 5 мужчин и 19 женщин. Среди предметов 12 имели высшее образование, 12 - среднее или среднее специальное

Результаты исследования

  • Изучение умственной деятельности.

Количественная обработка результатов проводилась по методике исследования умственной деятельности. 

Сравнение показателей средних результатов по методам изучения процессов словесного мышления показывает, что у людей позднего возраста, у которых депрессия в целом, показатели ниже, чем в контрольной группе, хотя разница между этими показателями не является статистически значимой. Разница в показателях дискурсивного мышления более заметна - у людей с депрессией этот процесс сложнее. Анализ ошибок указывает на нарушения контроля программирования в мнестической сфере. Что касается словесно-логического мышления, показатели в группах практически одинаковы.

  • Изучение памяти.

Количественное лечение позволило определить средний балл по двум группам испытуемых: контрольная и клиническая. 

При изучении слухо-речевой памяти внимание также уделялось количественной разнице в среднем балле между прямым запоминанием и отложенным запоминанием. В опытной группе этот показатель составляет 0,25 балла, в контрольной группе - 0,35 балла.

В целом, у психически здоровых людей общий балл немного меньше, чем у пациентов с депрессией. Это говорит о том, что некоторые параметры процесса запоминания и размножения при депрессии снижаются, но разница с нормой не достигает статистической значимости (0,74). Сравнение результатов по отдельным точкам шкалы также не выявляет статистически значимых различий.

Более того, количественная разница между прямым запоминанием (задача № 1) и задержкой (задача № 3) в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе, но этот показатель также не достигает статистической значимости.

Показатели общей памяти для прошлых событий и актуализации, усиленные в прошлом опыте познания (задача № 7), практически не различаются в экспериментальной и контрольной группах.

  • Изучение восприятия и внимания.

Сравнивая показатели по методу № 4, можно увидеть, что существует статистически значимая разница между контрольной и экспериментальной группами, что означает, что процесс пространственного восприятия у пожилых людей с депрессией в значительной степени сложен по сравнению с их здоровые сверстники.

Анализ среднего балла по двум группам по методу Шульте позволяет утверждать, что оценки в экспериментальной группе неуклонно растут. Различия между показателями устойчивости внимания экспериментальной группы и контрольной группы являются статистически значимыми.

Также средние показатели времени, проведенного в двух группах, отображались на интервалах цифр от 1 до 5, от 6 до 10, от 11 до 15, от 16 до 20, от 21 до 25.

Проанализировав полученные данные, мы можем сравнить показатели устойчивости внимания у пожилых пациентов с депрессией и у психически здоровых субъектов контрольной группы. 

Уже с середины метода показатели устойчивости внимания у субъектов экспериментальной группы начинают резко увеличиваться по сравнению с показателями субъектов контрольной группы.

Обсуждение результатов

Сравнение степени снижения когнитивных процессов у психически здоровых лиц пожилого возраста и у пациентов с депрессией не выявляет статистически значимых различий.

Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, пациенты с депрессией, как правило, набирают больше баллов по результатам исследования когнитивных процессов, что указывает на более выраженные, по сравнению с нормой, особенности когнитивной сферы при данном варианте патологии. старения.

Сравнивая показатели по методологии таблиц Шульте, очевидно, что у пациентов с депрессией возникают серьезные трудности с распределением и стабильностью произвольного внимания, эти признаки более выражены по сравнению с аналогичными показателями психически здоровых субъектов.

Анализ показателей, полученных в результате изучения особенностей памяти, опытной и контрольной групп показал меньшее статистически значимое различие. Хотя показатели в обеих группах показывают трудности в выполнении заданий, направленных на изучение памяти. Многочисленные отечественные и зарубежные работы показали, что при нормальном старении объем прямого воспроизведения сужается, скорость запоминания уменьшается. Кроме того, многие пожилые люди испытывают значительные трудности с запоминанием пространственных характеристик информации. Это означает, что мы можем сказать, что депрессивные состояния в более позднем возрасте мало влияют на снижение производительности процесса запоминания и воспроизведения.

Интересно, что данные, полученные в этой работе о структуре возрастных изменений в памяти, указывают на то, что уменьшение объема запоминания является более выраженным, чем ингибирование следов за счет влияния помех. Этот факт может указывать на своеобразный гетерохронизм возрастных изменений тех параметров памяти, которые в первую очередь связаны с глубокими отделами мозга.

Относительно небольшая разница между группами была выявлена ​​в оставшихся заданиях № 2, № 5, № 8. Различия в средних баллах между группами в этих заданиях варьировались от 0,1 до 0,4.

Если мы попытаемся охарактеризовать эти задачи в целом, мы можем сказать, что выполняемые в них действия связаны либо с мышлением, либо с запоминанием или обновлением по памяти материала, организованного по смыслу (т. е. С теми многовековыми задачами, в которых ментальный компонент играет важную роль) С большой вероятностью эти факты указывают на относительную безопасность параметров активности как при поздних депрессиях, так и при нормальном старении.

Сравнивая отдельные параметры когнитивных процессов при нормальном старении и депрессии в более позднем возрасте, можно отметить, что некоторые из них остаются относительно нормальными, в то время как другие испытывают трудности в функционировании.

Исследование дает возможность наметить перспективы дальнейшей работы. Было бы интересно оценить корреляцию между различными параметрами шкалы, проанализировать индивидуальные различия в моделях баллов у субъектов контрольной и клинической групп, рассмотреть зависимость результатов шкалирования у пациентов с депрессией от тяжести и длины. болезни.

Сравнение показателей тяжести когнитивного снижения у пациентов с депрессией более выражено, чем у психически здоровых лиц, однако различия между показателями не являются статистически значимыми.

Сравнительный анализ отдельных функций когнитивных процессов у пациентов с депрессией и у психически здоровых лиц имеет одинаковые показатели.

Исследование позволяет сделать вывод, что при нормальном и патологическом старении наблюдается равномерное снижение всех изучаемых показателей когнитивных процессов.

Сравнительный анализ индивидуальных параметров когнитивных процессов позволяет сделать вывод, что при нормальном старении и депрессии в более позднем возрасте некоторые процессы остаются относительно нормальными, а у других возникают функциональные трудности.

Данные, полученные на выборке психически здоровых людей и пациентов с поздней депрессией, могут служить в той или иной степени моделями эффективного функционирования когнитивных процессов.

Вывод:

Используя методы психодиагностики в данной работе, мы изучили особенности когнитивных процессов при депрессии позднего возраста. В целом, у психически здоровых людей общий балл по шкалам оценки методов, используемых для изучения когнитивных процессов, несколько меньше, чем у пациентов с депрессией. Это говорит о том, что когнитивное снижение чаще встречается у пациентов с депрессией, чем обычно, что некоторые параметры депрессии снижаются, но разница с психически здоровыми субъектами не достигает статистической значимости. Этот результат в целом согласуется с литературными источниками, в которых можно найти признаки того, что симптомы когнитивного снижения обнаруживаются только у небольшого процента пожилых людей с депрессией. Однако, с другой стороны, различие между группами может быть относительно небольшим еще и потому, что ряд показателей когнитивных функций снижается при нормальном (физиологическом) старении. В частности, в геронтоневропсихологии «регуляторный» вариант нормального старения даже выделяется. Отсутствие статистически значимых различий, вероятно, может быть связано с тем фактом, что исследуемая выборка здоровых субъектов может быть условно классифицирована только как ментальная норма, поскольку они не проходили каких-либо медицинских (в первую очередь психиатрических и неврологических) обследований. Поэтому нельзя исключать среди представителей этой выборки наличие отдельных начальных проявлений психо-интеллектуального упадка, в частности, его регуляторных компонентов. Не следует забывать, что норма и патология не являются взаимоисключающими понятиями: у нормального, психически здорового человека не должно быть психопатологических синдромов, но вполне могут возникнуть отдельные патологические симптомы.