Особенности и специфика применения стоимостного подхода к управлению в Российской Федерации

Содержание:

  1. Затратный подход к управлению производственной кооперацией
  2. Влияние факторов, вовлеченных в работу
  3. Вывод:
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Формы и методы социального партнерства

Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность

Планирование средств на оплату труда

Анализ резервов роста прибыли

 

Введение:

Развитие производственной кооперации в сельском хозяйстве определяется, с одной стороны, условиями конкуренции, а с другой - ограниченными ресурсами.

Соответственно, признавая производственный кооператив полноправным участником рынка, руководству необходимо определить критерии оценки деятельности, характерные для данной организационно-правовой формы, каждая из которых будет отражать эффективность сельскохозяйственного производственного кооператива. В то же время, набор этих критериев будет представлять собой комплексный показатель эффективности финансово-экономического механизма функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива.

Развитие ценностного подхода к управлению бизнесом и отсутствие теории и практики применения этого подхода к формам кооперации обусловили необходимость изучения данного вопроса.

Стоимостной подход в управлении производственной кооперации как части финансово-экономического механизма функционирования сельскохозяйственных производственных кооперативов основывается на следующих положениях.

Затратный подход к управлению производственной кооперацией

В рамках затратного подхода к управлению производственной кооперацией: производственная кооперация сельское хозяйство критерием оценки роста стоимости производственного кооператива является стоимость чистых активов, критерием непрерывности деятельности производственного кооператива является стоимость его собственных оборотных средств.

Ключевые слова: чистые активы; собственные оборотные средства; затратный подход; финансовый механизм; финансовое регулирование; сельскохозяйственный производственный кооператив.

Развитие сельскохозяйственного производства на современном этапе определяется развитием финансово-экономического механизма функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современное предприятие в сельском хозяйстве может существовать в различных организационно-правовых формах. В то же время выбор формы функционирования, как правило, определяется, с одной стороны, условиями конкуренции, а с другой - ограниченными ресурсами, в результате чего производственная кооперация становится все более актуальной.

В то же время, признавая производственный кооператив полноправным участником рынка, управление на каждом уровне иерархической системы финансовых отношений требует разработки критериев оценки деятельности, характерных для данной организационно-правовой формы, каждая из которых будет отражать эффективность сельскохозяйственного производственного кооператива. В то же время, набор этих критериев будет представлять собой комплексный показатель эффективности финансово-экономического механизма функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива.

В теории и практике финансового менеджмента широкое применение нашла концепция управления стоимостью компаний, которая впоследствии получила трактовку стоимостного подхода. Основной целью стоимостного подхода к управлению предприятием является максимизация его стоимости (капитализация), которая отражает рост благосостояния его владельцев.

Теоретические основы стоимостной концепции были освящены в работах таких ученых, как Рикардо, Мальтус, Маркс, Менгер, Шумпетер, Маршалл и др.

Именно так Дэвид Рикардо акцентировал внимание на концепции "ценности", "потребительская стоимость", "стоимость", отмечает, что стоимость товаров или количество любых других товаров, на которые они обмениваются, зависит от относительного объема труда, необходимого для их производства, а не от большей или меньшей оплаты этого труда.

Роберт Малтус определяет "потребительскую ценность и рост стоимости" как критерий производительности: "Никакой значительный и устойчивый рост невозможен без уровня бережливости, который ежегодно накапливает часть прибыли и создает избыток продукта над потреблением; ясно... что принцип бережливости разрушает стимул к производству".

Карл Маркс, отмечая, что все издержки товарооборота, возникающие в результате трансформации формы товара, не добавляют ему никакой ценности, формулирует экономический и функциональный метод управления стоимостью.

В своих исследованиях Карл Менгер говорит о применении системного подхода и формирования стоимости, что подтверждается его утверждением о том, что "стоимость не является чем-то, присущим товару или какому-либо свойству товара, подобно стоимости определенной вещи, существующей независимо от товара".

Джозеф Шумпетер проводит свои исследования на уровне хозяйствующих субъектов и выявляет факторы экономического роста, которые не навязываются ему извне, а возникают по собственной инициативе изнутри, что и определяет "развитие".

В своей работе Альфред Маршалл устанавливает причинно-следственные связи между эффективностью реализации потенциала и экономическим ростом и говорит, что превалирует тенденция увеличения отдачи: т.е. увеличение выпуска обычно сопровождается снижением удельных издержек.

Анализ перечисленных учеными работ позволил сделать вывод, что все они ориентированы на условия управления коммерческими организациями и не учитывают особенности деятельности производственных кооперативов, которые определяют необходимость комплексного подхода в управлении чистыми активами и собственными оборотными средствами как основного источника обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности.

Следовательно, "управление, направленное на создание стоимости, - это концепция, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации через концентрацию усилий всех лиц, принимающих решения, связанные с ключевыми факторами стоимости". Целями управления, направленного на создание стоимости, являются совершенствование деятельности организации и ее структурных подразделений в части роста стоимости компании, мониторинг ведущих факторов стоимости, оценка программ и мероприятий с точки зрения роста стоимости компании, повышение эффективности мотивации сотрудников в связи с ростом стоимости компании".

В настоящее время ценностный подход в управлении бизнесом принят в качестве основного направления развития. Европейские экономисты рекомендуют в качестве критерия успеха компании учитывать только один - добавленную стоимость.

Значительный вклад в разработку концепции управления стоимостью компании внес Г. Беннетт Стюарт. Результатом исследований стала книга "Квестфор ценности: руководство для начинающих менеджеров", изданная Harper Business в 1990 году. Книга, по сути, является результатом деятельности консалтинговой компании Stern Stewart & Co, основанной Стюартом в 80-х годах, которая имеет зарегистрированную торговую марку EVA (Economic Value Added).

По нашему мнению, концепцию EVA можно также использовать для оценки деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива.

Согласно концепции EVA, стоимость компании представляет собой ее балансовую стоимость, увеличенную на текущую стоимость будущих потоков EVA. В связи с тем, что наибольшее увеличение стоимости связано, прежде всего, с его инвестиционной деятельностью, которая может быть реализована как из собственных, так и из заемных источников, инвесторы (а также участники производственного кооператива или акционеры) должны получить норму прибыли за принятый риск инвестиций. Таким образом, уставный капитал кооператива должен приносить как минимум такую же норму прибыли на вложенный капитал, как и аналогичные инвестиционные риски на рынках капитала. Если такого момента нет, то реально заработанная прибыль отсутствует, а акционеры не видят выгоды от своего участия в кооперативе.

Таким образом, положительное значение EVA отражает эффективное использование акций, нулевое значение EVA характеризует определенное достижение, так как инвесторы - владельцы компании - фактически получили норму доходности, которая компенсирует риск, отрицательное значение EVA характеризует неэффективное использование капитала.

Более того, в рамках макроэкономики рентабельность вложенного капитала является фактором, оказывающим наибольшее влияние на рост ВВП.

Рассмотрим метод расчета показателей ESA, в соответствии с концепцией управления стоимостью.

Существует два основных варианта расчета EVA:

  • EVA = Прибыль после налогообложения (NOPAT) - средневзвешенная стоимость капитала CH Инвестируемый капитал;
  • EVA = (Норма доходности - Средневзвешенная стоимость капитала) H Инвестируемый капитал.

Влияние факторов, вовлеченных в работу

Следовательно, влияние на факторы, задействованные в модели, увеличивает стоимость кооператива.

С помощью показателя EVA можно рассчитать стоимость существующего предприятия, а также определить стоимость с учетом будущих проектов развития.

Стоимость предприятия = Предыдущий вложенный капитал + Текущая добавленная стоимость от капитальных вложений + Сумма текущей добавленной стоимости от новых проектов.

Решающим преимуществом данной модели в рамках управления стоимостью производственного кооператива является возможность ее использования при оценке эффективности деятельности структурных подразделений или кооператива в целом. Также показатель EVA позволяет анализировать степень, в которой структурные подразделения или кооператив в целом достигли цели увеличения стоимости акционерного капитала.

Несмотря на ряд очевидных преимуществ, необходимо отметить ряд недостатков индекса EVA:

  1. на значение показателя EVA (как и на любой другой показатель, основанный на концепции остаточного дохода) существенное влияние оказывает первоначальная оценка инвестиционного капитала (если она занижена, то добавленная стоимость высока, если завышена, то, наоборот, низка). В то же время, автор данной модели (Беннетт Стюарт) предлагает ряд корректировок балансовой стоимости инвестированного капитала, которые также могут привнести дополнительную субъективность в расчеты и не отразить реальную рыночную ситуацию;
  2. основная часть добавленной стоимости в модели EVA приходится на период после прогноза, который является "корректировкой" - "без учета" реальной стоимости инвестированного капитала в добавленную стоимость периода прогноза.

Вторым показателем концепции управления стоимостью является SVA - "акционерная" добавленная стоимость. SVA - капитализированное изменение текущей стоимости денежного потока от операционной деятельности, скорректированное на текущую стоимость внеоборотных и оборотных инвестиций, вызвавших изменение.

SVA, как и EVA, используется в рамках управления стоимостью:

  1. как стоимость, на основании которой после проведения расчетов делается окончательное заключение о стоимости компании на определенную дату;
  2. как показатель, на основании которого делается вывод о степени эффективности предыдущих инвестиций и о том, имело ли место снижение ранее созданной стоимости капитала.

При определении стоимости компании методом SVA используется следующий метод расчета: Стоимость компании = Рыночная стоимость вложенного капитала на начало периода + Накопленная стоимость прогнозируемого периода + Рыночная стоимость ценных бумаг и других инвестиций.

В рамках данной формулы предложены два способа расчета индикатора SVA: ? SVA = изменение стоимости вложенного капитала, где Стоимость вложенного капитала = Накопленная текущая стоимость денежного потока + Текущая стоимость остаточной стоимости, SVA = Текущая стоимость остаточной стоимости - Текущая стоимость стратегических инвестиций, где остаточная стоимость = Капитализированное изменение чистой прибыли (NOPAT), Текущая стоимость стратегических инвестиций = Текущая стоимость изменений в инвестиционном капитале.

Андрей Раппапорт, основатель концепции SVA, выделяет следующие факторы, определяющие стоимость акционера: темп роста доходов, прибыль от операционной деятельности, увеличение инвестиций в основной капитал, увеличение инвестиций в оборотный капитал, налоговая ставка, стоимость капитала.

Использование SVA позволяет понять, насколько эффективны были идеальные инвестиции. Фактически, EVA и SVA - это особые случаи, но с акцентом на другие характеристики, необходимые с точки зрения управления затратами.

По сравнению с EVA, SVA имеет существенное преимущество при оценке первоначального объема вложенного капитала. И в отличие от EVA, SVA не предусматривает корректировки при расчете NOPAT и начальной стоимости вложенного капитала.

Как и в случае с методом оценки на основе чистого дисконтированного денежного потока, эти показатели имеют ряд ограничений в отношении их практического использования:

  • наличие предпосылки о "бесконечном" периоде "жизни" компании может привести к переоценке стоимости компании, так как расчет показателей основывается на постпрогнозном периоде;
  • наличие "искаженной" стоимости основных средств и, как следствие, "искаженного" расчета амортизационных отчислений.

Если применительно к управлению стоимостью предприятий методология управления стоимостью охвачена и является предметом длительных дискуссий, то применительно к производственным кооперативам это направление не развито, что обусловлено особенностями самой организационно-правовой формы (сельскохозяйственный производственный кооператив), что существенно влияет на методологию оценки.

Прежде всего, организации производственной кооперации являются добровольными объединениями граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности на основе их личного труда и иного участия и объединения членов (участников) имущественных долей. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива. Соответственно, стоимость кооператива формируется из паевого фонда и совместного имущества, участвующих в кооперативной деятельности.

Во-вторых, кооператив не может быть продан в полном объеме. Член кооператива может покинуть кооператив по своему усмотрению. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость доли или выдано имущество, стоимость которого соответствует стоимости его доли. Член производственного кооператива может также передать или продать свою долю или ее часть другому члену кооператива. Соответственно, при упоминании стоимости производственного кооператива это не может быть рыночной оценкой предприятия. Другими словами, по отношению к кооперативу стоимость будет иметь управленческий характер и будет являться показателем эффективности деятельности.

В-третьих, традиционно организации производственной кооперации осуществляют различные виды экономической деятельности, что обусловливает необходимость оценки эффективности и вклада отдельных видов деятельности в повышение стоимости кооператива. А это требует оценки рисков и рентабельности каждого вида деятельности производственного кооператива.

В-четвертых, цель функционирования производственной кооперации, которая заключается в получении прибыли и, следовательно, удовлетворении социальных, экономических и других потребностей акционеров, определяет необходимость обеспечения роста собственных оборотных средств, что является условием непрерывности хозяйственной деятельности.

Исходя из специфики организационно-правовой формы. По нашему мнению, показатели собственных оборотных средств и чистых активов более адаптированы к кооперативной форме бизнеса.

Объем собственных оборотных средств является одной из характеристик финансовой устойчивости и отражает объем средств в пределах оборотных активов, принадлежащих компании. Данный показатель не следует приравнивать к оборотным средствам, это характеристика капитала, которая показывает, в какой степени внеоборотные активы финансируются за счет собственных средств компании.

Существует несколько методов расчета данного показателя:

  • Собственный оборотный капитал = оборотные активы - краткосрочные обязательства;
  • Собственный оборотный капитал = (Собственный капитал + внеоборотные обязательства) - внеоборотные активы.

При анализе данного показателя основными факторами, определяющими его рост, являются собственный капитал, оборотные и внеоборотные активы.

Использование данного показателя позволяет оценить способность компании погасить свои краткосрочные обязательства путем продажи своих оборотных активов. Т.е. данный показатель является своеобразной характеристикой платежеспособности предприятия в краткосрочной перспективе, но в то же время, рассматривая его в динамике, он определяет дюрацию хозяйственной деятельности.

Другим важным показателем эффективности работы производственного кооператива являются чистые активы. В настоящее время в экономической литературе нет однозначного подхода к интерпретации. Так, приказом Минфина РФ от 29 января 2003 г. № 10н, ФКЦБ РФ от 29 января 2003 г. № 03-6/пз. "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" определено, что чистые активы - это "сумма, определяемая путем вычитания из суммы активов ОАО, принятых к расчету, суммы его обязательств, принятых к расчету". В то же время Методическими рекомендациями по проведению экспертизы на наличие (отсутствие) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденными Приказом Федеральной службы по надзору в сфере финансовых рынков Российской Федерации от 8 октября 1999 г. № 33-р, установлено, что стоимость чистых активов характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами. Таким образом, чистые активы являются показателем платежеспособности предприятия и показывают, насколько его активы превосходят его обязательства (как краткосрочные, так и долгосрочные).

В то же время с развитием оценочной практики чистые активы стали отождествляться со стоимостью предприятия, отражающей его имущественное положение.

В настоящее время методология формирования чистых активов определена Приказом Минфина РФ от 29 января 2003 г. № 10н, ФКЦБ РФ от 29 января 2003 г. № 03-6/пз. "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" и предусматривает следующий расчет на основе данных бухгалтерского баланса: Чистые активы = Активы, принятые к расчету - Обязательства, принятые к расчету.

Стоимость активов, принятых к расчету, определяется как сумма внеоборотных активов и оборотных средств с учетом ряда корректировок (за вычетом статей "Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал"). Сумма обязательств, принятая к расчету, определяется как сумма "Внеоборотных обязательств" и "Краткосрочных обязательств" за вычетом "Отложенного дохода".

Графически факторы, определяющие величину чистых активов.

По мнению П.А. Левчаева, ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, обуславливает проблему применимости, которая заключается в определении оптимальной структуры активов хозяйствующего субъекта. Это позволяет использовать соотношение внеоборотных активов и собственных источников финансирования деятельности в качестве критерия роста стоимости производственной кооперации. Если представить баланс производственного кооператива, капитал которого формируется в основном за счет заемных средств, то, во-первых, перспектива увеличения стоимости капитала сомнительна, а во-вторых, стоимость чистых активов будет меньше, чем если бы источники финансирования были сформированы за счет собственных средств.

Исходя из приведенных аргументов, сформирован стоимостной подход к развитию производственной кооперации в сельском хозяйстве.

Ценностный подход в управлении производственной кооперацией, как частью финансово-экономического механизма функционирования сельскохозяйственных кооперативов, основывается на следующих положениях:

  • он учитывает особенности формирования акционерного капитала производственного кооператива;
  • он позволяет установить связь между размером производственного кооператива и результатами предпринимательской деятельности;
  • служит основой для разработки системы показателей финансово-экономического механизма функционирования кооперативов с учетом отраслевой направленности.

В рамках ценностного подхода к управлению производственной кооперацией:

  • критерием оценки роста стоимости производственного кооператива является стоимость чистых активов;
  • критерием непрерывности деятельности производственного кооператива является стоимость собственных оборотных средств.

Вывод:

Таким образом, мы выделили предметные области, которые отражают последовательность технологий управления, применяемых в отношении использования и распределения ограниченных ресурсов. В свою очередь, управление стоимостью в условиях функционирования кооперативных организаций определяется ресурсным обеспечением и основывается на реализации социально-экономического потенциала, имеющегося в системе потребительской кооперации. Поэтому следующим важным теоретическим аспектом, требующим исследования в контексте управления стоимостью кооперативных организаций, является развитие теории потенциала.