Особенности функционирования основных и оборотных средств коммунального хозяйства, источники их формирования

Содержание:

  1. Структура и экономическое состояние отрасли
  2. Реформирование системы финансирования ЖКХ и оплаты услуг
  3. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Финансы коммунального и дорожного хозяйства
Эксплуатационные затраты и выручка от реализации продукции и услуг коммунальных предприятий
Особенности организации финансов предприятий городского хозяйства
Амортизационная политика предприятий в РФ

 

Введение:

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подсекторов, предназначенных для обеспечения нормальных условий жизни населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизни человека, обеспечивая комфорт города, района, микрорайона, жилья. Эта отрасль, с одной стороны, находится под влиянием развивающихся рыночных отношений, а с другой стороны, она является важным звеном в системе социальной защиты населения. Это создает серьезные проблемы и противоречия, такие как негативные процессы и явления, ухудшение жилищных условий, качество коммунальных услуг и многое другое.

Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью сферы услуг и неотъемлемой частью территориальной инфраструктуры, которая определяет условия жизни человека, комфорт его дома, его техническое совершенствование, качество и надежность транспортных, коммуникационных, бытовых и других услуг. , которые определяют состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.

Секторы городского хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства тесно связаны с региональной экономикой и рассматриваются как комплекс услуг, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения бытовых, социально-культурных и коммунальных потребностей населения.

Городская экономика включает в себя предприятия, которые выполняют как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживание потребителей, связь, торговлю, общественное питание и другие отрасли.

Растущие потребности в жилищно-коммунальном хозяйстве, его развитие и улучшение выступают в качестве важного фактора повышения уровня жизни людей, улучшения жилищных условий и развития культуры населения.

Структура и экономическое состояние отрасли

Россия является одной из высоко урбанизированных стран мира, в ней проживает 73% городского населения, однако ожидаемая продолжительность жизни ее населения значительно ниже, чем в других, особенно высокоразвитых странах. Одной из существенных причин такой ситуации является экологическая ситуация городов.

Влияние качества среды обитания на здоровье граждан является основополагающим фактором, поскольку они проводят там основную часть жизни. В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечения жилищно-коммунальные услуги можно отнести к сфере государственного контроля за безопасностью продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определенный уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.

Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется:

  1. членство в группе жизнеобеспечения;
  2. социальная значимость;
  3. низкая взаимозаменяемость с другими услугами.

Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в неоправданно высоких ценах и тарифах на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности в отсутствие у потребителя возможности отказаться от этих видов услуг.

В настоящее время контроль цен, осуществляемый рядом служб государственными органами и рядом служб местными органами власти, должен противостоять способности монопольных предприятий использовать свое монопольное положение для неоправданного повышения цен. Однако отсутствие методологических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы как поставщика услуг, так и его потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.

Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научных кругов. и технический прогресс, и отсутствие личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).

Антимонопольное регулирование, направленное на снижение негативных последствий монопольного положения предприятий отрасли и обеспечение безусловного соблюдения требований Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня, 1996 N 707 «Об упорядочении системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги», а также Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099 и Правил оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.97. N 155, возможно, путем реализации комплекса взаимосвязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует улучшения функционирования таких компонентов экономического механизма, как финансирование, ценообразование, управление и отношения между всеми сторонами, вовлеченными в производственный процесс и жилищно-коммунальное хозяйство.

В последние годы ситуация с владением жилищно-коммунальными услугами существенно изменилась.

Он характеризуется тремя основными тенденциями:

  • массовая приватизация жилищного фонда;
  • передача жилищно-коммунальных услуг из государственной собственности в муниципальную собственность;
  • акционирование части жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электроснабжения и теплоснабжения, которые являются частью единой системы энергоснабжения страны.

Этот процесс заложил основу для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но пока не дал значительных положительных результатов.

В связи с технологическими особенностями отрасли и условиями формирования современных систем жизнеобеспечения на территориях большинство предприятий ЖКХ, и в первую очередь тех, которые связаны с сетевым снабжением ресурсами, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории. (это местные монополии). В то же время географические границы товарных рынков обычно определяются административными границами городов и регионов (в некоторых случаях исключениями являются межрайонные электрические сети, сети водоснабжения и ряд других объектов межрегионального значения).

Реформирование системы финансирования ЖКХ и оплаты услуг

Предоставление любых жилищно-коммунальных услуг, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов. Демонополизация и развитие конкуренции в этой области направлены на привлечение специализированных организаций к производственной цепочке и оказание услуг, что позволяет получить оптимальное соотношение цены и качества необходимых работ и услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной отраслью, в которой можно выделить две группы субъектов хозяйствования:

  • действовать в условиях рыночной конкуренции;
  • будучи местными монополистами.

Тариф на конкретную жилищно-коммунальную услугу формируется как совокупность регулируемых и рыночных цен организаций, занимающихся предоставлением услуг.

Например, тариф на отопление в общем случае может состоять из:

  • рыночные (регулируемые) цены для управления процессом отопления многоквартирного дома (планирование работ, заключение договоров, контроль за их выполнением);
  • регулируемые цены производителей тепла;
  • регулируемая цена (тариф) организации, осуществляющей транспортировку тепла через магистральные и распределительные сети;
  • рыночная цена обслуживания домашних сетей;
  • рыночные цены на услуги подписки для расчета и сбора платежей;
  • рыночная цена на обслуживание теплосчетчиков и других регистрирующих и регулирующих устройств.

Таким образом, можно представить формирование тарифа на любые жилищно-коммунальные услуги.

Следовательно, процесс установления тарифа для каждого жилищно-коммунального хозяйства должен начинаться с определения компонентов этого тарифа с анализа деятельности по предоставлению услуг и определения подходов к определению цен на определенные виды работ, связанных с предоставлением услуг.

Утверждение тарифа, как правило, должно осуществляться с учетом анализа совокупности цен на работы, связанные с предоставлением данной услуги. В исключительных случаях можно учитывать цены только на определенные виды работ по оказанию услуг.

Особенности функционирования основных и оборотных средств коммунального хозяйства, источники их формирования

Стоимость работ и услуг в конкурентных отраслях не должна регулироваться, а определяется рынком. Более того, в разных сегментах рынка цены на одну и ту же работу или услугу могут отличаться. Задачей тарифной политики в этом случае является определение принципов определения стоимости работ, включенных в тариф на услугу, с учетом различных рыночных цен на эти работы в отдельных сегментах рынка.

Местные монополисты делятся на две группы. К первой группе относятся предприятия, связанные с местными естественными монополиями по объективным технологическим, экологическим, экономическим или другим причинам.

Стоимость работ и услуг, предоставляемых предприятиями монополистами, должна регулироваться, поскольку специфика любой монополии проявляется в ее заинтересованности в завышении стоимости ее работ и услуг. В жилищно-коммунальном хозяйстве эта проблема особенно остра из-за социальной значимости предоставляемых услуг. Отсутствие (или невозможность конкуренции) означает, что компания может поддерживать неэффективную структуру производства, которая, в частности, может заключаться в неэффективном использовании ресурсов, неэффективном управлении и т. д.

Вторая группа включает предприятия, работающие в потенциально конкурентных подсекторах, в которых необходимо проводить политику демонополизации.

Специфика потенциально конкурентных секторов ЖКХ заключается в том, что их монополизм на местных локальных рынках не имеет объективных экономических, технологических или иных причин. Кроме того, если в некоторых случаях это единственное предприятие в городе, специализирующееся на предоставлении определенного вида услуг (вывоз и хранение твердых бытовых отходов - специальных транспортных средств), то в других случаях (содержание жилья) таких предприятий может быть несколько, и каждый из них, по сути, имеет свой «сегмент» этого локального рынка услуг, то есть фактически это олигополистическая модель рынка, которая может дать результат, сопоставимый с монополией.

Пока предприятия, относящиеся к этой группе, работают в условиях отсутствия реальной конкуренции, стоимость их работы и услуг должна регулироваться на тех же принципах, что и для предприятий первой группы.

Процесс установления тарифа на жилищно-коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей. Утвержденный тариф (цена) должен быть связан с конкретной программой предприятия.

Решение вопросов долгосрочного развития и модернизации коммунального предприятия-монополиста возможно только при финансовой поддержке программы развития через тарифную политику и при способности компании оплачивать такой тариф.

В рамках муниципалитетов целесообразно проводить единую тарифную политику для коммунальных услуг, поставляемых через коммунальные услуги, принадлежащие муниципальной собственности, для всех потребителей, а также для жилищных услуг для муниципального жилищного фонда. Например, желательно, чтобы стоимость услуг по отоплению была одинаковой по всему муниципалитету в каждой из групп потребителей (промышленность, государственный сектор, население), независимо от конкретного источника тепла.

Этот подход определяет необходимость расчета средневзвешенной стоимости работ и услуг, выполняемых разными подрядчиками по объективно разным ценам (производство тепла, содержание жилья) и включение этой средневзвешенной стоимости в тариф на эту коммунальную услугу.

Для обеспечения баланса интересов в регулировании тарифов необходимо создать государственную систему их формирования и регулирования, в том числе на муниципальном уровне, которая обеспечит необходимое методологическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: мониторинг процедуры, подготовка и рассмотрение заявок на пересмотр тарифов, их утверждение и вступление в силу, а также необходимая нормативно-правовая база для внедрения такой системы.

Система регулирования должна основываться на следующих основных принципах:

  • Последовательность и предсказуемость изменения тарифов обеспечивает предсказуемость коммунальных услуг, повышает их инвестиционную привлекательность и снижает стоимость заемного капитала;
  • Прозрачность тарифов позволяет добиться доверия каждого потребителя, в частности, и общества в целом;
  • Регулирование должно быть целевым по своему характеру и состоять в оптимизации определенного набора целей, которые частично противоречат друг другу и отражают интересы различных групп: самого предприятия, муниципалитета, населения, промышленных предприятий, инвестора и т. д. точный список целей и их относительная важность индивидуальна для каждого регулирующего органа. Построение иерархии целей на основе баланса интересов является ключевой задачей при разработке целевой системы регулирования.

Для того чтобы созданная система регулирования была максимально эффективной при ее создании, необходимо обеспечить:

  • надлежащие стимулы для коммунальных предприятий экономно использовать финансовые и природные ресурсы;
  • надлежащие стимулы для инвесторов инвестировать в перспективные и хорошо управляемые коммунальные услуги;
  • максимальное вовлечение потребителей, инвесторов, налогоплательщиков в процесс регулирования;

Снижение политизации ценообразования. Для создания эффективной системы регулирования необходимо разделить функции управления муниципальными жилищно-коммунальными услугами и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в пределах компетенции органов местного самоуправления. Предоставление услуг также должно быть отделено от деятельности органов исполнительной и законодательной власти в сфере регулирования услуг.

В компетенцию регулирующего органа входит не только определение регулируемых цен на работу монопольных предприятий по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, но и разработка тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые, как отмечалось ранее, могут включать ряд как регулируемые, так и рыночные цены.

Для выполнения функций тарифного регулирования на муниципальном уровне целесообразно создать постоянную комиссию, в которую должны входить представители различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти муниципального образования.

Возможно передать регулирующие функции независимому регулирующему органу, который не входит в структуру муниципальной исполнительной и представительной власти.

Одним из таких решений может стать передача регулирующих функций региональным энергетическим комиссиям. Это решение представляется оправданным для малых и сельских муниципалитетов в регионах, где региональные энергетические комиссии являются независимыми юридическими лицами с персоналом, прошедшим профессиональную подготовку. Решение о передаче функций регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги независимому регулирующему органу может принимать только местная власть в пределах своей компетенции.

При создании нормативной процедуры вы должны определить:

  • период регулирования - то есть срок действия установленного тарифа или регулируемой цены;
  • условия, при наступлении которых тариф может быть пересмотрен в течение регулируемого периода (досрочно);
  • объем и состав информации, предоставляемой предприятиями - местными монополистами регулирующему органу при подаче заявки на тариф и в течение регулируемого периода;
  • объем и состав информации, предоставляемой предприятиями - местными монополистами, для мониторинга деятельности предприятия в регламентированный период (в то же время существует гарантия того, что внешние аудиты не будут проводиться в течение этого времени);
  • порядок подачи, рассмотрения и утверждения заявки на пересмотр тарифа или регулируемой цены.

Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотреть возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования.

Система регулирования должна предусматривать ответственность регулирующего органа за принятые решения. Это должно быть обеспечено наличием форм отчетности регулирующего органа для принятых решений, а также правил обжалования решения регулирующего органа.

Заключение

По официальным данным, износ инженерного оборудования в ЖКХ составляет 75%, а потери тепла при эксплуатации силового оборудования и систем энергоснабжения достигают 60% (в размере 16%), а уровень износа инженерных систем составляет 12% в год.

Отсюда постоянное снижение качества среды обитания населения, увеличение количества стихийных бедствий, что подтверждается авариями на коммунальных объектах во многих районах. За последние 10 лет количество несчастных случаев и нарушений в работе коммунальных объектов увеличилось в 5 раз.

Проблемы проявляются в нарушении энергетической и экологической безопасности окружающей среды, отсутствии нормального теплоснабжения зданий из-за шлакообразования, коррозии, неправильного регулирования, физического износа существующих инженерных систем отопления и теплосетей, крыш, подвалов, стен и окон.

Отдельно следует выделить проблему подготовки и переподготовки кадров в новых условиях реформирования ЖКХ, восстановления его основных фондов, расширения нового строительства и обслуживания инженерных сетей.

Основным источником питьевой воды в России являются поверхностные водоемы (около 70%), и только 30% поступает из подземных вод. В последние годы проблемы с качеством воды резко обострились. Водные источники загрязнены повсеместно, поскольку они используются не только для забора воды для бытовых и промышленных нужд, но и в качестве приемников сточных вод - бытовых и промышленных. К 2000 году степень очистки сточных вод упала до 60-65%, и около 24% сточных вод было сброшено в неочищенные водоемы.

Решение вышеуказанных проблем достигается путем восстановления энергетического и экологического баланса среды обитания человека, а также путем обновления инженерных систем, то есть путем приведения их в нормальный режим работы.

Для решения проблем реформирования жилищно-коммунального хозяйства было предложено создать специальный фонд в размере не менее 250 млрд. Рублей, при этом на ремонт жилищного фонда выделяется не менее 150 млрд. Рублей. Это обнадеживающее явление; Ранее на эти цели средства не выделялись.

Объем выделяемых финансовых ресурсов впечатляет, но предварительные расчеты показывают, что для восстановления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства до нормативных значений требуется всего 1 трлн 636 млрд руб. И не смотря на то, что реальные цифры необходимых финансовых ресурсов можно получить только после технической инвентаризации основных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая в настоящее время колеблется от 5 до 40% в разных регионах. Отсюда следует, что муниципальные власти в настоящее время не располагают достоверной информацией как об общем количестве объектов, их техническом состоянии, так и о количестве действительно необходимых финансовых ресурсов для коренного решения проблем жилищно-коммунального хозяйства на местах.

Эффективное выполнение поставленных задач возможно только за счет использования системного подхода и активного масштабного применения новейших отечественных и зарубежных разработок в области обновления (восстановления) коммунальных систем жилищно-коммунального хозяйства, для чего Фонд , как ВВ По словам Путина, должна быть подготовлена ​​программа, рассчитанная на 4-5 лет. Однако реализация такой масштабной программы требует технического и технологического переоснащения, а также переподготовки кадров, работающих в сфере предоставления услуг в сфере ЖКХ.