Особенности формирования цены на рынке труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические системы общества
Проблемы соотношения монополии и монопсонии на рынке труда региона
Труд как фактор производства и особенности установление заработной платы в условиях конкуренции
Современное регулирование международного движения капитала


Введение:

Анализ поведения компании на товарном рынке, ее взаимодействия с конкурентами позволяет получить представление о фундаментальных основах деятельности компании в окружающей экономической среде.

Однако не менее важно знать, как компания реализует себя на специальном рынке, рынке труда, где она нанимает работников, которые будут осуществлять процесс производства ее товаров.

Здесь нужно ответить на вопросы, почему предприятие привлекает тот или иной объем рабочей силы, почему оно может (или вынуждено) выплачивать каждому работнику определенную заработную плату, как рынок готовой продукции влияет на рынок труда? 

Труд является специфическим товаром, и поэтому рынок труда имеет ряд особенностей, отличающих этот тип рынка от всех остальных. К таким особенностям относятся особенности формирования спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы.

На рынке труда устанавливается заработная плата, цена, по которой рабочие продают свой труд. От чего зависит эта цена труда? 

Цель данной работы, рассмотреть, как проявляются особенности ценообразования на рынке труда.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Понятие и содержание рынка труда

Рынок труда относится к рынкам факторов производства, на которых протекают очень важные процессы, формирование цен на ресурсы, влияющих на будущий выпуск продукции производителями всех отраслей, формирование факторных доходов, заработной платы, прибыли, процента, ренты. Через рынок труда важнейший национальный ресурс, труд, распределяется между предприятиями, отраслями, профессиями и регионами.

Особенностью спроса на любые факторы производства является его производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские товары. Особенности предложения факторов производства обусловлены редкостью и ограниченностью экономических ресурсов.

Рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируются спрос и предложение труда, обеспечивается распределение труда, определяются цены на различные виды труда.

На этом рынке есть продавцы и покупатели, которые индивидуально и коллективно (через профсоюзы) вступают в договорные отношения, определяя цену и другие условия продажи и использования рабочей силы. В этом случае рынок труда не является исключением. Однако это специфический рынок, потому что сам продукт, труд, уникален. Это единственный продукт, который неотделим от своего владельца, человека. В то же время последний не является объектом купли-продажи, потому что продается и покупается не работник, а его способность работать.

Для продавца труда важна не только цена его труда, но и условия организации труда, риск производственного травматизма, характер его взаимоотношений с менеджерами и так далее. Носитель труда, продукт, имеет свои представления о справедливости в трудовых отношениях. Кроме того, она способна формировать собственные организации (в частности, профсоюзы) и отстаивать нерыночными методами (вплоть до забастовочной борьбы) собственные представления о вознаграждении и других вопросах.

Любое пространственное перемещение товаров и рабочей силы предполагает перемещение работника. И это часто связано с рядом дополнительных проблем, согласием семьи, возможностью воспитывать детей на новом месте жительства, доступностью жилья и т.д. Возможны также административно-правовые ограничения, чем меньше таких ограничений и чем они слабее, тем больше может быть развит рынок труда. Но они не являются полностью преодолимыми, поэтому рынки труда четко сегментированы. Принято различать национальный и региональный (местный), отраслевой и профессиональный рынки труда, рынки труда по формам собственности, социально-демографическим группам.

Основными элементами рынка труда являются:

  • Участники рынка, работодатели и работники, занятые на производстве, а также лица, которые не трудоустроены, но хотят работать и ищут работу;
  • Институты рынка труда, регулирующие отношения субъектов рынка труда и деятельность его инфраструктуры;
  • Инфраструктура рынка труда, службы занятости, профориентационные службы, подготовка и переподготовка кадров, фонды занятости, рекламные компании.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда является необходимым условием его нормального функционирования, что создает условия для выполнения основных функций рынка труда. Следует также отметить, что спрос на рабочую силу создается фирмами, а не отдельными лицами. Поэтому здесь доминирующую роль играют особенности поведения и целеполагания компании.

Спрос на рабочую силу является производным спросом от спроса на товары, производимые фирмой, так как экономика в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а труд в этих условиях является лишь средством достижения этой цели. Таким образом, существует тесная взаимосвязь между количеством и качеством товаров, которые потребляют конечные потребители, и количеством и качеством рабочей силы, которую использует предприятие. Такое переплетение двух рынков обеспечивает специальные механизмы реализации рыночных структур.

Особенности ценообразования на рынке труда

Поскольку основным фактором на рынке труда является спрос на готовый продукт, именно предельный продукт труда влияет на количество рабочей силы, которую фирма будет нанимать.

Предельный продукт труда - это дополнительный объем продукции, полученный при использовании дополнительной единицы труда, когда объемы других факторов производства остаются неизменными.

Так как предельная производительность фактора имеет тенденцию уменьшаться с ростом его использования, то при прочих равных условиях (фиксированные объемы других факторов производства, постоянные цены товаров и т. д.), кривая спроса на рабочую силу имеет отрицательный наклон.

С увеличением числа нанятых работников их предельная производительность труда снижается, поэтому фирма будет готова платить дополнительному работнику более низкую заработную плату.

Формирование предложения рабочей силы

Предложение рабочей силы также имеет свои особенности, что в свою очередь влияет на способы достижения и поддержания равновесия на рынке труда. Предложение на рынке труда означает предложение труда или рабочего времени отдельными лицами. Каждый индивид-потенциальный носитель труда-имеет возможность выбирать между свободным временем, которое для него хорошо, и рабочим временем, которое является антиблагородным, так как тяготы труда приносят индивиду только отрицательную пользу. Но напряжение труда может быть уравновешено заработной платой-доходом, который индивид тратит на товары и услуги, то есть на другие товары.

Поскольку индивид не может существовать без потребления других благ помимо свободного времени, работа также становится частью его жизни. Поэтому мы можем рассматривать индивида в рамках альтернативного выбора доход, свободное время. Кривые индифферентности индивида в этом случае будут кривыми нормального типа, предельная полезность дохода и свободного времени уменьшается по мере увеличения их потребления, предельная норма замещения одного блага другим (например, свободного времени доходом) также уменьшается.

В качестве бюджетного ограничения можно рассматривать стоимость товаров и услуг, которые индивид покупает по этим ценам, с одной стороны, и денежную стоимость свободного времени (в виде заработной платы, потерянной в результате отдыха), с другой. В этом случае совокупные средства индивида, предполагаемые к расходованию, будут представлять собой доходы от труда и доходы из других источников.

Как и в случае обычного потребительского выбора, здесь наблюдается равновесие индивида, когда денежные ценности и предельная полезность товаров равны. Исходя из этого равенства, учитывая, что свободное время и рабочее время вместе не превышают 24 часов в сутки, можно найти конкретные значения свободного времени, рабочего времени, набора продуктов, индекса цен и заработной платы для оптимального состояния потребителя. Однако именно здесь начинаются трудности.

Когда цена труда, заработная плата, изменяется, так же как и цена любого другого товара, возникают два эффекта, эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения - это изменение потребления данного продукта в пользу или в ущерб потреблению другого продукта в потребительской корзине индивида вследствие изменения относительной цены двух продуктов. Эффект дохода - это соответствующее увеличение или уменьшение потребления данного продукта, когда цена падает или увеличивается из-за относительного изменения дохода потребителя. На рынке труда наблюдается следующая закономерность, сначала, когда заработная плата увеличивается, эффект замещения превышает эффект дохода, так что более высокая заработная плата побуждает индивида увеличивать рабочее время. Затем, когда заработная плата продолжает расти, эффект дохода сначала уравновешивается, а затем превышает эффект замещения. В результате еще более высокая заработная плата побуждает индивида сокращать предложение рабочей силы. Таким образом, особенностью предложения рабочей силы является криволинейный характер этой кривой.

В нижней части (при достаточно высокой заработной плате) кривая предложения рабочей силы не отличается от предложения каких-либо других товаров, аналогично она характеризуется положительным наклоном; в верхней части (при очень высокой заработной плате) она занимает сначала вертикальное положение, а затем отрицательное (аналогично спросу). Такие особенности формирования предложения рабочей силы вынуждают фирму маневрировать, затрудняют достижение равновесия на рынке. Если заработная плата высока, то для компании лучше расширить производство, чтобы снизить, а не увеличить уровень заработной платы.

Таким образом, мы получили еще одно интересное свидетельство необычного формирования рыночного предложения, объем предложения рабочей силы в ответ на рост денежных параметров рынка (заработной платы) может реагировать в том же направлении, что и объем спроса на рабочую силу.

Равновесие в различных рыночных структурах

Рынок труда тесно связан с товарным рынком, поэтому в зависимости от сочетания структур этих рынков возможны следующие ситуации равновесия на рынке труда.

Рынок труда конкурентоспособен, если он характеризуется следующими основными признаками: 

  • Большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме на этот вид работы;
  • Есть много сотрудников, которые предлагают свои услуги в этом виде деятельности;
  • Сотрудники предлагают работу с одинаковой квалификацией;
  • Отдельный работник и отдельная фирма не могут влиять на рыночную ставку заработной платы.

Поскольку товарный рынок является конкурентным, фирма будет ориентироваться на текущую рыночную цену этого рынка, стоимость предельного продукта будет равна предельному продукту в физическом выражении, умноженному на цену продукта на товарном рынке: 

Поскольку рынок труда является конкурентным, фирма может нанять любое количество рабочей силы при одной и той же равновесной ставке заработной платы. Следовательно, предельная стоимость труда будет равна норме заработной платы.

Равновесие на рынке труда для отдельной фирмы будет достигнуто там, где стоимость предельного продукта труда будет равна заработной плате, выплачиваемой работникам.

Рынок труда является абсолютно конкурентным, а рынок товаров-монопольным

Поскольку рынок труда является конкурентным, фирма будет ориентироваться на текущую рыночную цену рабочей силы-заработную плату.

Поскольку фирма является монополистом на товарном рынке, она может влиять на цену товара, поэтому для нее ориентиром производства будет не цена, а предельный доход - выручка от продажи дополнительной единицы товара. Следовательно, стоимость предельного продукта труда будет определена как предельный продукт в физическом выражении, умноженный на величину предельного дохода.

Тогда установится равновесие на рынке труда, при котором стоимость предельного продукта труда будет равна заработной плате. В этом случае фирма наймет меньше работников, чем в предыдущем случае, так как цена продукта всегда выше предельной выручки от его продажи.

Заключение

Рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и работниками по поводу условий найма и использования рабочей силы.

Основными составляющими рынка труда являются, спрос на рынке труда, совокупный спрос на трудовые ресурсы страны по любой цене на них, предложение на рынке труда, совокупное предложение трудовых ресурсов работников страны по всем возможным ценам на рабочую силу. Они составляют весь рынок труда. Часть, образованная пересечением совокупного спроса и совокупного предложения, называется удовлетворенным спросом на рабочую силу.

Спрос на рынке труда зависит от:

  • Деловой среды и фазы экономического цикла;
  • Технического уровня производства;
  • Ситуации в инвестиционной сфере;
  • Текущего уровня заработной платы;
  • Налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от:

  • Демографической ситуации (численности и гендерного состава населения);
  • Внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;
  • Уровня заработной платы;
  • Альтернативной стоимости рабочей силы, возможности получения дохода из источников, отличных от занятости.

Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика занятости, уровень развития системы образования и профессиональной подготовки. Таким образом, реализация спроса на рабочую силу обеспечивает денежный доход работникам, служит для них источником получения других товаров и услуг, а также является основой воспроизводства рабочей силы предприятия. Поэтому формирование спроса на рабочую силу является социальным вопросом, затрагивает проблему доходов и находится в сфере влияния экономической политики государства. Это, в свою очередь, накладывает дополнительные ограничения на параметры поведения фирмы на рынке труда.