Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности рыночного механизма, как в Российской Федерации, так и за рубежом
Трансформационный процесс в национальной экономике Республики Беларусь
Обеспечение сбалансированного бюджета
Домохозяйства как субъект регулируемых рыночных отношений. Доходы и расходы домохозяйств


Введение:

Переход от административно-командной системы хозяйствования к методам хозяйственного управления крайне сложен и противоречив. Для решения этой задачи необходимо формирование цивилизованного рынка как важнейшего элемента системы воспроизводственных отношений. Именно рынок позволяет нам оценить потребность в производстве тех или иных товаров, целесообразность затрат на них и возможность удовлетворения тех или иных потребностей.

В настоящее время широко распространен интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни и особенно рынка. Для этого необходимо сформировать представления об экономических понятиях, категориях и законах, их взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, название которому, административно-командная система, охватывающая все сферы жизни общества, в том числе и каждого человека. Наиболее ярким отражением этого явления является экономика государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде наиболее ярко проявляются противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эта проблема показалась мне наиболее актуальной и заслуживающей рассмотрения как универсальная.

Если вы решили построить рыночную экономику, то должны сначала представить себе ее образ, увидеть хотя бы контуры, понять суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка человеком препятствует несколько причин.

Во-первых, многие люди не видели и не знали истинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях.

Во-вторых, многих людей не учили рыночным отношениям. В последние годы труды экономистов либо вообще не переводились и не публиковались, либо стали известны лишь узкому кругу специалистов.

Все это влияет на степень развития данной темы. Рынок следует рассматривать как гибкую и изменяющуюся систему и, соответственно, он нуждается в постоянном изучении и разработке новых представлений о рыночных отношениях.

Термины рынок и рыночная экономика в нашей стране обычно трактуются только как товарно-обменные операции и товарно-денежные отношения, то есть как торговля, обмен, но это представление примитивно. Только недавно эта проблема была тщательно исследована и изучена.

Рынок - это вся система разнообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

Предметом изучения данной курсовой работы являются рыночные отношения.

Методологической основой данной работы являются статистические и экономические методы представления информации (метод графического представления информации, метод статистического анализа данных), а также методы систематизации данных (таблицы).

Цель курсовой работы, рассмотреть сущность рыночных отношений, а также принципы формирования рынка.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  • Рассмотрим сущность рынка и рыночных отношений;
  • Рассмотрим причины и условия возникновения рыночных отношений;
  • Рассмотреть особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России.

Сущность рынка и рыночных отношений в экономике

Рынок часто определяется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Однако в более широком смысле рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу индивидуальных несчастных случаев.

Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным явлением, его возникновение вполне закономерно и связано с развитием общественного производства.

Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Однако нет никаких сомнений в том, что рынок является не только регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не продается, то стоимость его является убытком для компании.

Для идеального рынка (которого на самом деле не существует) необходимы три основных условия: 

  • Абсолютное право любого лица или организации производить, покупать или продавать все, что не запрещено законом или моральными нормами;
  • Абсолютное право свободно продавать и покупать любой товар на рынке по свободной цене;
  • Абсолютная свобода доступа к любой отрасли производства товаров и услуг без ограничений.

В природе нет идеальных рынков, потому что не может быть абсолютно свободных производителей, покупателей и цен. Общество существует как большая система, в которой все элементы имеют огромное количество причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже отдельных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых.

Рынок может существовать только в том случае, если он одновременно включает в себя следующие рынки: 

  • Рынок капитальных товаров;
  • Рынок потребительских товаров;
  • Рынок интеллектуальной продукции;
  • Финансовый рынок (который делится на рынок ценных бумаг и кредитный рынок);
  • Рынок труда.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости рынков интеллектуальной продукции и финансовых рынков, а также снижения значимости рынков материальных ресурсов и товаров.

В производстве интеллектуальных продуктов используется весь спектр достижений научно-технического прогресса, все предыдущие открытия, изобретения и передовые идеи. За счет этого стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материальных затрат 2-10%. Поэтому сейчас гораздо целесообразнее производить и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырье.

Итак, основными составляющими рынка являются: 

  • Продавец;
  • покупатель;
  • Товар или услуга;
  • Рынок и его основные характеристики.

Продавец действует на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис и торговые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях внешней среды, то, естественно, окружающая среда не остается пассивной по отношению к продавцу и продукту.

Внешняя среда формируется политическими, социальными, правовыми, общеэкономическими и другими факторами, влияющими на рынок. Это еще раз подчеркивает, что в принципе не может быть абсолютно никаких свободных продавцов, покупателей и цен.

Степень предложения товаров и спроса на них характеризуется насыщенностью рынка. Если предложение превышает спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится продать продукт и окупить затраты хотя бы частично. Если спрос значительно превышает предложение, цены растут.

Вы должны видеть разницу между потребителем и покупателем. По отношению к потребительскому рынку, например, продукты питания обычно покупает хозяйка дома, следовательно, она и является покупателем. Все члены семьи потребляют эти продукты, поэтому они являются потребителями. Поэтому необходимо четко определить в каждом конкретном случае, кто является конечным потребителем продукта, что позволит установить обратную связь.

Состояние рыночного равновесия, при котором величина спроса равна величине предложения, обычно быстротечно или вообще не достигается. На практике обычно складывается рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае возникает ситуация, называемая рынком продавца (рынком производителя), при которой предложение определяет максимальный объем продаж данного товара или услуги на конкретном рынке. Второй случай - это рынок покупателя (потребительский рынок), который определяет рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимальный объем продаж данного товара на конкретном рынке.

Недостаток предложения, типичный для рынка продавца, может иметь другой диапазон. Он может быть постоянным или временным, охватывающим весь рынок или только отдельные его сегменты, такие как региональные или отраслевые сегменты. Основное ограничение поставок возникает из-за нехватки факторов производства-производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих, запасных частей. Другое ограничение может быть результатом контроля поставок, чаще всего в форме административного распределения.
Рынок, одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его истоки восходят к глубокой древности. С развитием товарных отношений изменилось само содержание понятия рынок.

Сущность рыночных отношений заключается в возмещении издержек продавцов (производителей и торговцев) и их прибыли, а также в удовлетворении платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного согласия, компенсации, эквивалентности и конкуренции. Это то, что составляет общие, существенные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений является движение товаров и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не определять специфику его форм проявления наличие специфических особенностей рынка (ассортимент выпускаемой продукции, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет различать рынки по географической принадлежности.

Условия функционирования рынка, субъекты рынка и его основные элементы

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важный элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений раскрывают причины возникновения товарного обращения и рынка. В то же время рынок (как отдельный элемент) является сложным образованием, он имеет свою структуру, и для его функционирования и развития необходимы специфические условия. С момента возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Рынок - это более широкое и обширное понятие, чем мы иногда думаем. Это включает в себя универмаги, универмаги и различные палатки, где люди покупают еду, одежду, обувь и товары повседневного спроса. Есть рынки, где можно покупать и продавать ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи.

Как явление экономической жизни рынок возник много сотен лет назад благодаря развитию производства и обмена, что дало начало товарному хозяйству. Это происходило через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов и переход от натурального производства к прямому товарному обмену, а затем к товарному обмену и рынку.

Хотя товарное производство, рынок и конкуренция существуют уже очень давно, мы не должны забывать, что человечество большую часть своей истории жило без рынка, в сфере естественной экономики. В такой модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления с прямым командным управлением ресурсами и уравнительным распределением созданного продукта. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких базовых предпосылок, как экономическая обособленность или автономия товаропроизводителей, способность или свобода каждого хозяйствующего субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов, разделение труда между товаропроизводителями.

Условия возникновения рынка. Первое условие, общественное разделение труда, возникшее в древности. История знает ряд важнейших этапов общественного разделения труда. Первая из них, отделение скотоводства от земледелия, вторая, отделение ремесла как самостоятельной отрасли, а третья, появление купечества. Затем отрасли стали дробиться, и специализация отдельных отраслей углубилась. Этот процесс бесконечен, и он объективно связан с ростом производительности труда. Бартер, одна из простейших форм обмена. Конечно, до настоящего рынка еще далеко. Ведь интересы покупателя и продавца не могли совпадать. Развитие обмена привело к появлению денег, которые расширили стимулы производить определенные товары специально для продажи. Только тогда может появиться товарное производство в истинном смысле этого слова, то есть производство таких продуктов, которые нужны производителю не для собственного потребления, а как носитель стоимости, позволяющий ему получать взамен десятки других необходимых ему предметов. Другими словами, на рынке появилось производство, удовлетворяющее потребности других людей.

Второе условие, экономическая изоляция или автономия производителей, возможность или свобода каждого хозяйствующего субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов, разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен неизбежно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проигрывать, то есть они хотят получить эквивалентное количество другого продукта в обмен на свой собственный. И это желание возникает на почве экономических ограничений, изоляции интересов.

Третье условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и производственной кооперации. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что ни одно крупное сообщество людей не может жить на полной самодостаточности при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на производстве одного продукта, предлагая его в обмен на все другие, необходимые для жизни. Постепенно эта практика расширяется и ведет к разрушению натурального хозяйства, формированию товарного производства. рынок в переходной экономике

Наличие таких предпосылок в обществе делает преобладающей рыночную, товарную форму отношений. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Многие внутренние миры, такие как производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, ежедневно выталкивают свою продукцию во внешнюю сферу, на рынок. Продукция одних производителей сталкивается на рынке с продукцией других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.

Рынок, представляющий собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, тем самым устанавливает взаимодействие трех основных хозяйствующих субъектов. Это государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства. 

Государство как субъект рыночной экономики функционирует через систему государственных институтов и бюджетных организаций, выполняющих функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства закупает широкий спектр товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для обслуживания в государственных учреждениях и бюджетных организациях, а на рынке средств производства и потребительских товаров оно закупает у производителей общественные и государственные товары, в том числе оружие, здания, машины и ряд других товаров, которые поступают в государственную собственность в результате закупок и затем частично предоставляются населению. В качестве продавца государство в основном продает услуги, но оно способно продавать землю, природные ресурсы, жилье и другие товары, находящиеся в государственной собственности.Обычно объем государственных продаж на рынке значительно ниже объема государственных закупок.

Предприятия и фирмы действуют с целью получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок различных товаров и услуг. В некоторых случаях они могут продать свои имущественные ценности и инвентарь, включая землю, здания, сырье и оборудование. Торговые компании продают дальше. продавайте все товары своего торгового ассортимента. Предприятия на рынке в первую очередь приобретают рабочую силу у домашних хозяйств, необходимые им продукты, у других предприятий, а природные ресурсы, у своих владельцев. Они также могут приобретать деньги в виде займов и ценных бумаг.

Домашнее хозяйство-это единица, состоящая из одного или нескольких человек, которая работает в потребительском секторе. Домохозяйства продают свою рабочую силу на рынке и могут продавать свои собственные товары в виде земли, капитала, собственности и некоторых видов потребительских товаров и услуг. Предметом закупок являются потребительские товары и услуги.

Любой рынок, независимо от его специфического типа, базируется на трех основных элементах, цене, спросе и предложении, конкуренции.

Во-первых, цены. Изменение относительных цен служило для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном счете определяют, кто будет потреблять продукт при данном уровне дохода.

Во-вторых, спрос и предложение. Спрос (платежеспособность) - это спрос на товары, представленные на рынке, определяемый количеством определенных товаров, которые потребители могут купить по текущим ценам и денежным доходам. Предложение - это количество товаров, доступных для продажи по заданной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены. 

Заключение

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, основанной на функционировании товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок - это способ координации действий хозяйствующих субъектов, обеспечивающий согласование их экономических интересов на основе системы цен и конкуренции. Рыночные отношения характеризуются равноправным положением участников, применением принципа экономической выгоды и полной экономической ответственностью участников за свои действия.

Главным экономическим преимуществом рыночной системы является постоянное повышение эффективности производства. Экономика производит то, что потребляют потребители, применяя наиболее эффективные технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Следует подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Как централизованно планируемая экономика, так и свободная рыночная экономика неизбежно являются несовершенными институтами, имеющими как преимущества, так и недостатки.

Выдвигается несколько критических аргументов против рыночной системы: 

  • Его механизм контроля и конкуренция со временем ослабевают;
  • Неравенство доходов, присущее рыночной системе, неспособность учитывать коллективные потребности, а также наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству набора товаров и услуг, которые в первую очередь необходимы обществу;
  • Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Опыт развитых стран, а также нашей страны, стран, пренебрегших рыночными отношениями, доказал, что модель безрыночной экономики безнадежна, она подавляет интересы людей, парализует всякую инициативу, тормозит экономическое и социальное развитие. Таким образом, рынок является одним из величайших достижений цивилизации, общеэкономическим явлением, характерным для любого способа производства, где действуют законы товарного хозяйства. Рыночные отношения динамичны, они несут в себе не только генетическую память об экономических преобразованиях, осуществленных человечеством, но и особенности исторических, экономических, природных, социально-политических, национально-культурных и других условий развития различных стран.

Рыночные отношения чрезвычайно важны, и чем совершеннее они будут, тем скорее Россия интегрируется в международное пространство.