Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности переживания обиды в зависимости от индивидуально-психологических свойств личности
Особенности эмоциональных состояний лиц переживающих утрату
Психологические особенности принятия личностно-значимых решений в состоянии стресса
Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии


Введение:

Тема курсовой работы сегодня актуальна, так как недавние социальные преобразования в нашей стране актуализировали проблемы социальной дезадаптации. Для повышения эффективности социальной работы с различными категориями граждан необходимо учитывать динамику развития социальных процессов, в основном реакцию потенциальных клиентов на определенные события.

На современном этапе на организацию социальной работы влияют существующие социальные проблемы в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Именно они, по большей части, являются причиной нарушения адаптации клиента.

Социальная деятельность должна основываться на психологических особенностях клиента.

Это исследование актуально, так как:

  • необходим детальный анализ феномена эмоционального ответа и определение характеристик ответа при дезадаптации;
  • требуется анализ проблемы внедрения и применения методик для работы с лицами с нарушенной адаптацией.

Противоречие состоит в том, что социальная сфера нуждается в более детальном применении знаний об эмоциональном отклике, но пока этому не уделяется должного внимания.

Целью работы является изучение характеристик эмоционального ответа и методов диагностики эмоционального ответа у лиц с нарушенной адаптацией.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы у лиц с нарушенной адаптацией.

Научно-исследовательские цели:

  • Изучить понятия «эмоции», «эмоциональный отклик», типы эмоций.
  • Изучить сущность и содержание адаптации, а также ее нарушение.
  • Изучить взаимосвязь эмоционального отклика и нарушения адаптации.
  • Рассмотрим качественные методы диагностики эмоциональных реакций у лиц с нарушенной адаптацией.
  • Опишите методы психологического тестирования эмоциональной сферы у лиц с нарушенной адаптацией.

Методы исследования:

  • наблюдение наблюдение;
  • нест нестандартизированный разговор;
  • тест-тест для выявления степени тяжести депрессии Д. Ожоги;
  • методы самооценки эмоций А. Вессман и Д. Рикс;
  • Цветовой тест М. Люшера.

Теоретические проблемы эмоционального ответа у лиц с адапционными нарушениями

Эмоции, эмоциональный отклик, классификация эмоций

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Некоторые предметы и явления вызывают у нас симпатию, другие - наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - равнодушие. Даже те индивидуальные свойства объектов, информацию о которых мы получаем через ощущения, такие как цвет, вкус, запах, нам не безразличны. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к индивидуальным качествам объекта, называется чувственным тоном ощущений.

Отношение к ним выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, сочувствие, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания являются чувствами или эмоциями.

Эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, которые отражают в форме непосредственных переживаний чувства приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Эмоции - это психические процессы, происходящие в форме переживаний и отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Эмоции характеризуют потребности человека и объекты, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и условия биологически укоренились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушительном характере любых факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоциональный отклик характеризуется признаком (положительный или отрицательный опыт), влиянием на поведение и активность (стимулирующее или подавляющее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), продолжительностью курса (короткий или длинный), объективностью (степень осознание и связь с конкретным объектом).

Нам кажется, что обозначение эмоционального отклика тем или иным знаком как его постоянной характеристикой не оправдывает себя и только вводит людей в заблуждение. Положительными или отрицательными являются не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят.

Важную роль играет понятие интенсивности эмоционального отклика. Высокая степень положительного эмоционального отклика называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь в огне после длительного пребывания на морозе или, наоборот, выпивая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно то, что приятное ощущение распространяется по всему телу.

Эмоциональная реакция может быть различной продолжительности: от мимолетных переживаний до состояний, которые длятся часами и днями. В качестве характеристики эмоционального отклика также рассматривается объективность. То, что мы чувствуем, воспринимаем, думаем, приятно или болезненно. Так называемые бессмысленные эмоции обычно также имеют объект, который только менее определен (например, ситуация в целом может вызвать беспокойство: ночь, лес, недружественная атмосфера) или неосознанный (когда настроение портит неудачу, в которой человек не может допустить). С последней позицией можно поспорить. Там плохое настроение, которое сложно объяснить. И если мы не можем этого сделать, то мы не можем ограничить это каким-либо предметом, объектом.

По-прежнему существуют большие трудности в выявлении различных типов эмоциональных реакций, чему во многом способствует терминологическая путаница. По мнению В.К. Вилюнас, это свидетельство того, что «феноменологический материал, который призвана объяснить теория эмоций, не имеет четко различимых признаков, которые могли бы обеспечить некоторую унифицированную первоначальную группировку и упорядочение».

Вилюнас отмечает, что в взглядах на эмоциональный отклик можно выделить два основных подхода. В одном случае это не что-то конкретное и, сопровождая любой психический процесс, оно выполняет универсальную роль. В другом случае эмоциональный отклик рассматривается как самостоятельный феномен, особый механизм реагирования и регуляции, что означает, что в обычном ходе существования животного и человека произошли некоторые отклонения. Также отмечается, что внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлении, если они выходят за рамки обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к эмоциональной реакции. И это свидетельствует в пользу того, что эмоциональный отклик является самостоятельным явлением.

Эмоции являются психофизиологическим феноменом, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчёту человека о состоянии, которое он испытывает, так и по характеру изменения вегетативных параметров (частоты сердечных сокращений, артериального давления, частоты дыхания и др.) и психомоторике: мимика, пантомима (поза), двигательные реакции, голос.

Особое внимание было уделено физиологическим проявлениям в их теории эмоций В. Джеймса и Дж. Ланге, которые утверждали, что без физиологических изменений эмоции не появляются. Итак, Джеймс пишет: «Я совершенно не представляю, какие эмоции страха останутся в наших умах, если мы уберем от него чувства, связанные с учащенным сердцебиением, коротким дыханием, дрожанием губ, с расслаблением конечностей,« гусем » кожа и возбуждение внутри. Может ли кто-то представить себе состояние гнева и представить одновременно не возбуждение в груди, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, стискивание зубов и стремление к энергичным действиям, но, наоборот, , расслабленные мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо? Автор, по крайней мере, определенно не может этого сделать.

Тяжесть физиологических изменений зависит не только от интенсивности эмоционального отклика, но и от его признака. Д. Ликен приводит сводку экспериментальных данных об изменениях растительности, в том числе гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. В частности, было обнаружено, что адреналин (адреналин) высвобождается при эмоциях стенического типа, а норадреналин (норэпинефрин) - при эмоциях астенического типа.

Однако изучение положительного эмоционального тонуса ощущений (удовольствий) затруднено, так как результирующие изменения в организме крайне скудны. Приятные звуки не дают четких кожно-гальванических и сосудистых реакций, в отличие от неприятных звуков. Такие же результаты были получены с использованием приятных и неприятных запахов.

Таким образом, одни и те же эмоции могут сопровождаться противоположными изменениями растительности у разных людей, а, с другой стороны, разные эмоции могут сопровождаться одними и теми же вегетативными сдвигами. Наличие ярко выраженных эмоциональных переживаний физиологических изменений дает основание рассматривать эмоциональные реакции как условия. Однако в отличие от переживаний, которые дают качественную и модальную характеристику результирующей эмоциональной реакции, физиологические изменения не всегда предоставляют такую ​​возможность.

Различают следующие функции эмоций: коммуникативные, регуляторные, сигнальные, мотивационные, оценочные, стимулирующие, защитные.

У людей основная функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем без использования речи судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без чувств. Эмоции действуют как внутренний язык, как система сигналов, посредством которых субъект узнает о необходимой значимости происходящего. Особенность эмоций заключается в том, что они напрямую отражают взаимосвязь между мотивами и выполнением действий, соответствующих этим мотивам. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки его хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Три типа эмоций различаются как формы переживания чувств: аффекты, настроения и собственно эмоции.

Эффект - это быстро и быстро протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может привести к разрядке в действии, не подверженной сознательному волевому контролю. Это аффекты, которые в основном связаны с потрясениями - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отражаться в моторике, выражающейся в дезорганизации двигательного аспекта деятельности, в связи с тем, что непроизвольные, органически определяемые реакции вклиниваются в него в аффективном состоянии.

Говоря о различных типах эмоциональных образований и состояний, следует также отметить настроение. Под настроением мы понимаем общее эмоциональное состояние личности, выраженное в «системе» всех ее проявлений. Две основные характеристики характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-то объектом и направлены на него: мы чему-то радуемся, чем-то расстраиваемся, о чем-то беспокоимся; но когда у человека радостное настроение, он не просто чем-то рад, но иногда счастлив, особенно в молодости, так что все на свете кажется радостным и прекрасным. Настроение не объективное, а личное - это, во-первых, и, во-вторых, это не особый опыт, посвященный какому-либо конкретному событию, а диффузное общее состояние.

Эмоции - это выражение в сознательном опыте взаимоотношений человека с миром. Объективизация чувств находит высшее выражение в том, что сами эмоции дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся.

Содержание и сущность адаптации, ее нарушение

Термин «адаптация» происходит от поздней латинской адаптации - адаптация, адаптация. Г. Обер впервые был представлен и активно используется в медицинской и психологической литературе. В широком смысле адаптация понимается как свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.

Адаптация - это процесс вхождения в гармонию с внешним миром, с одной стороны, и с его собственными уникальными психологическими характеристиками, с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также способность эффективно воздействовать на окружающую среду.

В зависимости от того, какой уровень взаимодействия человека с окружающей средой рассматривает тот или иной автор, различают разные типы адаптации. Таким образом, при изучении биологической адаптации основное внимание уделяется изменениям обмена веществ и функций органов, соответствующих жизненной ценности стимулов. Физиологическая адаптация относится к перестройке соответствующих систем организма. Психологическая адаптация раскрывается как адаптация к условиям и задачам на уровне психических процессов. Под социальной адаптацией понимается непрерывный процесс внедрения индивида в общество, процесс адаптации индивида к социальной среде, а также результат этого процесса.

Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, их адаптация к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, социальная дезадаптация является нарушением процесса социального развития, социализации общества. человек. Признаки социальной дезадаптации - нарушение морально-правовых норм, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, потеря социальных связей, резкое ухудшение психоневрологического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации и склонность к суициду.

Дезадаптация приводит к нарушению взаимодействия с окружающей средой, обострению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами.

Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения профессиональной деятельности и межличностных отношений, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемые реакции на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, беспокойство и т. д.).

Эти критерии отражены в различных определениях неадаптивного поведения, например, в кратком словаре «девиантное поведение молодежи», дезадаптация определяется как «поведение, не соответствующее нормам и требованиям ближайшего окружения».

Причины дезадаптации:

  • пережил психосоциальный стресс;
  • переживаемые экстремальные ситуации - травмирующие ситуации, в которых человек принимал непосредственное участие в качестве свидетеля, если они были связаны с восприятием смерти или ее реальной угрозой, серьезными травмами и страданиями других людей (или своих) при переживании сильного страха, ужаса чувство беспомощности (такие ситуации вызывают особое состояние - посттравматическое стрессовое расстройство);
  • неблагоприятное включение в новую социальную ситуацию или нарушение установленных отношений в группе.

Однако социальная дезадаптация является обратимым процессом, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предотвратить отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально неадаптивных детей и подростков.

Взаимосвязь эмоционального отклика и нарушения адаптации

Выше уже отмечалось, что нарушение адаптации происходит в сложных отношениях человека с окружающей средой. Дезадаптация часто возникает в очень молодом возрасте. Для него характерны чаще асоциальная и дезорганизованная семья с постоянными противоречиями в направлении конфликтных отношений. В таких семьях наблюдается обычное разрешение ссор через драки, конфликтно-возбудимые формы эмоционального реагирования с культивированием жестокости, агрессивности. Такие ситуации вызывают у ребенка пассивность, тоску и неудовлетворенность собой, чувство разочарования в окружающих. В дальнейшем это проявляется в форме избегания поведения, чувства беспомощности, тревоги, страха перед критическим самоотношением.

Жестокость обычно понимается как морально-психологическая черта человека, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям, причиняя им боль и даже ущемляя их жизнь. Жестокие люди невыносимы в семье, тяжело в коллективе. Жестокость - это уродливое существо с инстинктом самосохранения, искаженное стремление к самоутверждению, недостаток образования, особенно в детстве.

Агрессивность - это готовность к агрессивному поведению. Его уровни определяются как обучением в процессе социализации, так и ориентацией на культурные и социальные нормы, важнейшими из которых являются нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит ситуативным переменным.

Агрессия или агрессивное поведение - это особая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе людей, которым субъект стремится нанести ущерб.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не влечение, автоматически возникающее в недрах тела, а следствие фрустрации, то есть препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или отсутствия возникновения целевого состояния. к чему он стремился. Согласно этой теории, агрессия всегда является результатом разочарования, а разочарование всегда приводит к агрессии, которая впоследствии получила лишь частичное подтверждение. Таким образом, инструментальная агрессия не является следствием разочарования. Разочарование - это психическое состояние неудачи из-за неспособности удовлетворить потребности, возникающие при наличии реальных или воображаемых непреодолимых препятствий для достижения определенной цели. Это можно рассматривать как форму психологического стресса. Это проявляется в переживаниях разочарования, беспокойства, раздражительности и, наконец, отчаяния. Эффективность деятельности значительно снижается.

Уровень разочарования зависит от:

  • от силы, интенсивности разочарования - причина разочарования;
  • от состояния работоспособного человека, который попал в разочаровывающую ситуацию;
  • от устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности, сложившихся при формировании личности.

Разочарование сопровождается гаммой преимущественно отрицательных эмоций: гнев, раздражение, вина, пассивность и т. д. 

Гнев - это чувство сильного негодования, негодования. Понятие «гнев» является синонимом понятий «негодование», «негодование», «гнев» - оно заблокировано или неполноценно, а также является ложной эмоцией, которая неестественно и странно выражает страх. Многие выражают гнев, хотя на самом деле они чувствуют обиду и боль. Это потому, что гнев является более предсказуемой эмоцией. Пассивность - это отсутствие инициативы, отсутствие независимости, зависимость от внешних инициатив, спонтанность. Сильно выраженную пассивность можно отнести к невротическим расстройствам личности, когда внутренний мир становится крайне запутанным. Наряду с пассивностью следующие эмоции составляют эмоциональный фон неадаптивного человека:

Тревога - это эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного, бессмысленного беспокойства, связанного в сознании человека с предсказанием неудачи, опасности или ожидания чего-то важного, значимого для человека в условиях неопределенности. Выраженная тревога проявляется в виде болезненного смутного чувства «беспокойства», «дрожания», «кипения», «кипения» в различных частях тела, часто в груди, и часто сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардия, потливость, повышенное мочеиспускание, кожный зуд и т. д.). У маленьких детей из-за плохой речи тревожность может быть установлена ​​на основе своеобразного поведения: беспокойного взгляда, суетливости, напряжения, плача или отчаянного крика, когда ситуация меняется. Дети более старшего возраста выражают свои жалобы следующим образом: «почему-то они чувствуют себя неловко», «беспокойно», «внутреннее дрожание», «без покоя».

Тоска определяется как беспокойство в сочетании с грустью, как уныние. Тоска - это сильное психическое влечение, за которым возникает желание (или влечение) обладать чем-то (или кем-то), подпитываемое воспоминаниями из прошлого или мечтами о будущем. В унылом состоянии внимание минимально сосредоточено на возможностях, которые существуют сейчас, и сильно сосредоточено на том, что было в прошлом или что могло быть в будущем. Это явление называется избеганием.

Нарушения поведения проявляются по-разному, в зависимости от возраста неадаптивного субъекта. Например, у маленьких детей поведенческая дезадаптация обычно проявляется в виде «нарушения тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «растормаживанием» (усиление бессмысленной двигательной активности, эмоциональное возбуждение, перепады настроения, внезапные переходы в слезную летаргию), апатия, вялость. У взрослых дезадаптация часто проявляется в виде депрессии. В образовательной деятельности эмоциональная дезадаптация выражается в резком ухудшении концентрации внимания, в снижении функций памяти, затруднениях речи, боязни тестов и Вопросы учителя, то есть когнитивные процессы фактически блокируются негативными эмоциями.

Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение адаптации сопровождается такими типами эмоциональных реакций, как расстройство, агрессия, гнев, беспокойство, пассивность, тоска и т. д.

Каждая из этих эмоций имеет ряд специфических особенностей, которые по-разному проявляются у разных людей.

Диагностика эмоциональной сферы у лиц с адаптационными нарушениями

Качественные методы диагностики эмоционального ответа у лиц с нарушенной адаптацией

Социальный работник сталкивается с проблемами дезадаптации при работе со следующими категориями клиентов:

  • безработный безработный;
  • наркоманы (социальная дезадаптация таких пациентов проявляется в микросоциальной, семейной и трудовой сферах, существует потребность в социальной помощи);
  • алкогольная зависимость;
  • пенсионеры;
  • мигранты;
  • онкологические больные;
  • люди люди с ограниченными возможностями;
  • бывшие осужденные, в том числе пожилые люди;
  • проживание в сельской местности (адаптация известных технологий к современным социальным условиям);
  • школьники.

В деятельности социальной работы очень важным этапом является диагностика расстройств адаптации и диагностика эмоционального фона клиента. Методы качественного исследования - это методы сбора информации в свободной форме; они не фокусируются на статистических измерениях, но полагаются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных; они являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Целью качественных методов исследования является получение поисковых данных, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для объяснения, интерпретации понятий используются не слова, а слова. Другими словами, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопрос «что», «как» и «почему». Наиболее распространенным методом является наблюдение. Метод используется в основном в большой команде, например, школьниками, хотя он применим к любой возрастной группе.

Наблюдения непрерывны, когда исследователи интересуются всеми особенностями поведения, но чаще используются выборочные, когда регистрируются только некоторые из них.

Использование метода наблюдения должно соответствовать ряду требований. Это четко поставленная цель: разработка схемы наблюдения (что посмотреть, как ее исправить), систематическое наблюдение (в эпизодических наблюдениях могут быть идентифицированы только случайные моменты, которые зависят от мгновенного состояния клиента и не показывают паттерны его развитие), объективность наблюдения (сам факт описывается, а не его интерпретация наблюдателем).

Использование метода наблюдения должно соответствовать ряду требований. Это четко поставленная цель: разработка схемы наблюдения (что посмотреть, как ее исправить), систематическое наблюдение (в эпизодических наблюдениях могут быть идентифицированы только случайные моменты, которые зависят от мгновенного состояния клиента и не показывают паттерны его развитие), объективность наблюдения (сам факт описан, а не его интерпретация наблюдателем).

Во время первоначального наблюдения регистрируются все исключительные случаи, то есть такое поведение, которое каким-то образом отличает его от общей массы. Выраженные эмоциональные реакции, характерные реакции и ошибки, темп работы, активность, отношение к неудачам успеха и т. д. Фиксируются. 

Благодаря наблюдению выявляются клиенты, которые лишены моторики, возбудимы, раздражительны, ведут сидячий образ жизни, эмоционально нестабильны и с преобладанием определенного типа эмоций, социально смелы, легко вступают в контакт, робки, застенчивы и т. д. 

Более длительное наблюдение чаще всего происходит в учебных заведениях. При таком виде наблюдения рекомендуется анализировать выполнение учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов, а также учет динамики успеваемости. Результаты наблюдений оцениваются педагогом или психологом по семи шкалам в соответствии с показателями.

Одним из качественных методов диагностики эмоциональных реакций является нестандартный разговор или интервью.

Нестандартизированный метод разговора - это психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения информации от последнего.

В психологическом разговоре прямое взаимодействие между психологом и респондентом происходит в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко используется в психотерапии. Он также используется как самостоятельный метод в консультативной, политической, юридической психологии.

Во время беседы психолог, будучи исследователем, направляет беседу, прямо или недвусмысленно, беседу, в ходе которой он задает интервьюируемому человеку вопросы.

Есть два типа разговора: управляемый и неуправляемый.

Во время управляемого разговора психолог активно контролирует ход разговора, поддерживает ход разговора, устанавливает эмоциональный контакт. Неконтролируемый разговор возникает, когда респондент проявляет большую инициативу по сравнению с контролируемой обратной связью психолога. В неконтролируемом разговоре основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности высказаться, в то время как психолог не вмешивается или почти не вмешивается в самовыражение респондента.

В случае как контролируемых, так и неконтролируемых бесед психолог должен обладать навыками вербального и невербального общения. Любой разговор начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, в то время как исследователь выступает в качестве наблюдателя, анализируя внешние проявления умственной деятельности респондента. На основании наблюдения психолог проводит быструю диагностику и корректирует выбранную стратегию ведения беседы. На начальных этапах разговора основной целью является мотивация изучаемого предмета к активному участию в диалоге.

Наиболее важным навыком психолога в разговорной ситуации является умение устанавливать и поддерживать взаимопонимание, сохраняя при этом чистоту исследования, избегая неуместных (мешающих получению надежного результата) вербальных и невербальных воздействий на субъекта, которые могут способствовать активному изменению его реакций. Связь с респондентом может быть разрушена, или спонтанные предложения могут быть сделаны относительно респондента с помощью неосторожных заявлений, сделанных психологом, сделанных, например, в форме приказов, угроз, морализирования, совета, обвинений, оценочных суждений о том, что респондент сказал, заверение и неуместные шутки.

Разговоры варьируются в зависимости от выполняемой психологической задачи. Различают следующие типы:

  • Терапевтический разговор.
  • Экспериментальный разговор (для проверки экспериментальных гипотез).
  • Автобиографический разговор.
  • Сбор Сборник субъективной истории (сбор информации о личности субъекта).
  • Сбор Сборник объективной истории (сбор информации о знакомом предмете).
  • Телефон Телефонный разговор.
  • Интервью касаются как метода разговора, так и метода допроса.
  • Различаются два стиля разговора, и один из них может заменить другой в зависимости от контекста.
  • Рефлексивное слушание - это стиль разговора, в котором предполагается активное речевое взаимодействие между психологом и респондентом.

Рефлексивное прослушивание используется для точного контроля восприятия полученной информации. Использование такого стиля разговора может быть связано с личными характеристиками респондента (например, низким уровнем развития коммуникативных навыков), необходимостью установить значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями ( этикет общения в культурной среде, к которой относятся респондент и психолог)

Три основных метода ведения разговора и контроля получаемой информации:

  • Вы Уточнить (использование уточняющих вопросов).
  • Перефразируя (формулировка, выраженная респондентом своими словами).
  • в словесном отражении психологом чувств респондента.

Нерефлексивное слушание - это стиль разговора, который использует только минимально необходимые слова и техники невербального общения с точки зрения психолога.

Нерефлексивное слушание используется, когда необходимо высказать предмет. Это особенно полезно в ситуациях, когда собеседник выражает желание высказать свою точку зрения, обсуждать интересующие его темы и где он испытывает трудности с выражением своих проблем, легко запутывается вмешательством психолога и ведет себя порабощенным из-за разница в социальном статусе между психологом и респондентом.

Методы психологического тестирования эмоциональной сферы у лиц с нарушенной адаптацией

Для диагностики эмоциональной сферы у людей с нарушениями адаптации мы предлагаем использовать следующие методы: тест Дэвида Бернса, метод самооценки эмоциональных состояний А. Вессмана и Д. Рикса, а также цветовой тест М. Люшера.

Дэвид Бернс разработал тест для определения наличия и тяжести депрессии. Техника имеет особое значение при выявлении скрытой депрессии.

Важно определить эмоциональное состояние клиента. В рамках нашей работы мы рассмотрим метод самооценки эмоциональных состояний А. Вессмана и Д. Рикса.

Техника, разработанная американскими психологами А. Вессманом и Д. Риксом, используется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования.

Измерение по этой методике проводится в десятибалльной (настенной) системе.

Этот метод эффективен, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека за определенный промежуток времени.

Простота назначения делает его очень оперативным инструментом. В этом случае вы можете как нарисовать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом.

К недостаткам вышеуказанных способов можно отнести следующее:

Statements Утверждения, включенные в разделы 1-3, описывают эмоциональное состояние человека только в диапазоне понятий «тревога / спокойствие» и «подъем / депрессия», не отражая серьезность других эмоций, таких как гнев, обида, разочарование, гордость и т. д.

У утверждений, которые составляют Раздел 4, характеризуют в основном познавательную сферу (убеждения человека относительно его способностей), а не сферу эмоций.

Следует отметить разницу в системе оценки утверждений, составляющих четыре различных раздела методологии. Таким образом, увеличение оценок, присвоенных утверждениям раздела 1, отражает увеличение степени умственной адаптации субъекта, тогда как самый высокий рейтинг в этом разделе указывает на самый высокий уровень умственной адаптации. Тем не менее, в разделах 2 и 3 самые высокие значения присваиваются таким утверждениям («Импульс, который не знает препятствий, жизненная сила проливается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают не так много состояние психической адаптации как патологическое гипоманиакальное состояние. В связи с этим общая шкала, полученная суммированием оценок для всех четырех разделов, представляется нелинейной: хотя низкие значения интегрального показателя указывают на выраженную психическую дезадаптацию, высокие значения интегрального показателя не могут быть интерпретированы так однозначно. Другими словами, интегральный показатель этой техники более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.

В процессе обработки определяются следующие показатели:

  • I1 - «Спокойствие - беспокойство» (индивидуальная самооценка - I1 - равна количеству суждений, выбранных субъектами по этой шкале. Аналогичным образом, индивидуальные значения получают в соответствии с показателями I2-I4).
  • I2 - «Энергия - усталость».
  • ОТ - «Возвышение - депрессия».
  • I4 - «Чувство уверенности в себе - это чувство беспомощности».
  • I5 - Общая (по четырем шкалам) оценка состояния:
  • I5 = I1 + I2 + IZ + I4, где
  • I1, I2, IZ, I4 - индивидуальные значения на соответствующих шкалах.

Если общий балл составляет от 26 до 40, то субъект высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния низкая, если от 4 до 14 баллов.

В целом, эмоциональное состояние - это характеристика эмоций человека, отражающая его положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может наблюдаться как снаружи, так и внутри. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта в определенный момент времени этих ощущений благополучия (дисфункции) как организма в целом, так и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется заявлениями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека действует как регулирующая функция адаптации к окружающей среде или ситуации.

Этот показатель отражает степень тяжести, степень эмоционального восстановления / истощения субъекта.

Для оценки эмоциональных состояний чаще всего используется цветовой тест Люшера.

Цветовой тест Люшера - это психологический тест, связанный с проективными техниками и изобретенный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерять психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные навыки. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к физиологическим симптомам.

Согласно Люшеру, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, и это различие позволяет объективно измерять субъективные состояния с помощью цветового теста.

Процедура тестирования следует один из двух возможных вариантов: короткий или полный. При применении короткой версии используется набор (таблица) из восьми цветов: серый (условный номер - 0), темно-синий (1), сине-зеленый (2), красно-желтый (3), желто-красный (4) ), красно-синий или фиолетовый (5), коричневый (6) и черный (7).

Полная версия цветового теста Люшера (Clinical Color Test) состоит из восьми цветовых таблиц:

  1. «Серый»;
  2. «Восемь цветов»;
  3. таблица таблица из 7 фигур, соответствующих цветам (кроме черного);
  4. «Четыре основных цвета»;
  5. «Синий»;
  6. «Зеленый»;
  7. «Красный»;
  8. «Желтый»;

Сама процедура тестирования заключается в расстановке цветов испытуемых в зависимости от степени их субъективной приятности. Испытания проводятся при естественном освещении, однако на цветную таблицу не должны влиять прямые солнечные лучи. В инструкции содержится просьба отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и попытаться выбирать цвета только исходя из вашего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, кем на самом деле является человек, а не на то, как он представляет себя или кем он хотел бы быть, как это часто бывает при использовании методов допроса.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют сделать индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет проводить быстрый и углубленный анализ личности на основе информации, полученной с помощью простого ранжирования цветов.

При работе с клиентами очень важны знания и практическое применение методов выявления дезадаптации и эмоционального состояния клиентов. Для этого существует множество методов диагностики.

Вывод:

Для социального работника, прежде всего, важно изучить эмоциональный фон клиента, его индивидуальные особенности и адаптационные способности.

Существует множество интерпретаций понятия эмоций. Одним из наиболее распространенных определений является следующее: эмоции - это состояния, связанные с оценкой значимости воздействующих на него факторов и выраженные в основном в форме непосредственного опыта удовлетворения или неудовлетворенности его фактическими потребностями.

Психическое отражение в форме прямого предвзятого переживания смысла жизненных явлений и ситуаций обусловлено отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Существенные составляющие жизни, мощное средство усиления сенсорно-перцептивной активности личности.

Наиболее интересным для нас является изучение эмоционального отклика при нарушении адаптации, поскольку оно обладает целым рядом особенностей.

Адаптация происходит, когда оптимальные отношения между человеком и окружающей средой достигаются посредством конструктивного поведения.

Эмоциональный ответ при нарушении адаптации имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся следующие эмоции: тоска, отчуждение, пассивность, страх, агрессия и т. д. Крайне негативным выражением эмоциональной реакции во время дезадаптации является депрессия.

При работе с клиентами социальный работник часто сталкивается с нарушением адаптации, поскольку этот процесс охватывает многие категории людей. В практической деятельности социальной работы основным компонентом на начальном этапе является диагностика и выявление дезадаптации, после чего происходит детальное изучение эмоциональных реакций клиента. Существует много методов диагностики дезадаптации и эмоций.

Это позволяет сделать деятельность социального работника более компетентной, эффективной и терпимой к клиенту.