Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности
Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)
Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
Дисгармоничное семейное воспитание как фактор возникновения нарушений в поведении ребенка


Введение:

Эмоциональная сфера всегда была предметом пристального внимания человека. С древних времен отмечалось, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, действий, различных действий, но и его влияния на других людей. Кроме того, самочувствие и состояние здоровья больше связаны с эмоциональным тонусом и, в конечном итоге, с настроением человека. Нарушение нормального функционирования механизмов регуляции эмоций дезорганизует соответствующее приспособленное поведение.

Депрессия - это серьезное эмоциональное расстройство, которое поражает людей всех возрастов, включая детей и подростков. Она характеризуется устойчивым состоянием грустного и раздражительного настроения и потерей интереса и радости в жизни. Эти чувства сопровождаются рядом дополнительных симптомов, которые влияют на аппетит и сон, уровень активности и концентрации, а также на самочувствие.

По мнению А.Б. Смулевич (2001), депрессия затрагивает все тело человека, его чувства, мысли и действия, а также его социальную адаптацию. Многие нарушения поведения детей не намного превышают норму, хотя с точки зрения симптомов, т. е. совокупность проявлений напоминает заболевание. Важным звеном в этом отношении является психодиагностика. Тревога, депрессия могут быть результатом как эмоционального напряжения ученика, так и одного из симптомов органической психической патологии. Поэтому изучение этой проблемы очень важно для специалистов-дефектологов, психологов, реабилитологов, адаптологов и преподавателей. Синдром депрессивного поведения (PSD) у детей встречается довольно часто уже в младшем школьном возрасте и имеет большое социальное значение. Такие дети отличаются нормальным или даже высоким интеллектом, однако, как правило, они плохо себя ведут и плохо учатся. Помимо трудностей в поведении и обучении, они характеризуются двигательной гипоактивностью и ослабленной концентрацией внимания. Они, как правило, отвлекаются, уходят в себя. У них часто возникают проблемы в отношениях с другими. Следует отметить, что PSD наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы его генетическая природа была доказана. Совершенно очевидно, что фокус исследования PSD сосредоточен на интересах различных специалистов - педиатров, педагогов, психоневрологов, дефектологов, неврологов.

Проблема депрессии находится в центре внимания многих исследователей из разных стран. Интерес к проблеме депрессии особенно возрос благодаря увеличению числа таких пациентов (А.В. Снежневский, 1985). По данным Д. Н. Исаева (2000), распространенность депрессии у детей и подростков за последние 10-20 лет значительно возросла, при этом она стала чаще проявляться в виде соматизированных депрессий.

Сегодня, несмотря на огромное количество исследований, проблема депрессивных расстройств у детей и подростков остается и становится актуальной из-за того, что число детей с расстройствами личности растет: вегетативные расстройства, плохая успеваемость, эпизоды тревоги и страха, одержимость, грубость и другие виды поведения, такие как курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, преступность и общие нарушения общественного порядка.

Таким образом, возникает четкое противоречие между необходимостью изучения проблемы депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста и недостаточно практической проработкой этого вопроса с точки зрения психологии.

Обнаруженное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста?

Решение этой проблемы было целью исследования.

Гипотеза исследования основана на том факте, что депрессивные состояния у детей младшего школьного возраста могут препятствовать или нарушать академическое развитие и успехи ученика, или, наоборот, академическая неудача может стать провоцирующей причиной для ученика развить депрессивный эпизод.

Объект исследования - особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является депрессия и способы ее возникновения у детей.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

  • теоретический анализ научных знаний по теме исследования;
  • подбор диагностических инструментов;
  • изучить особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста;
  • психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению депрессивных реакций.

В ходе исследования мы использовали в качестве основных психодиагностических процедур: для определения уровня самооценки по заранее определенным качествам методологию «Исследования самооценки Дембо-Рубинштейна» (авторы Т.В.Дембо-С.Я. Рубинштейн ) для исследования «Я-концепции» или «Я-образ» «Тест двадцати аффирмаций самоотношения» (М. Кун и Т. Макпортленд).

Образец исследования состоял из подростков МБОУ № 28, г. Старый Оскол. Всего было обследовано 30 учеников 2 класса «А».

Изучение особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемой задачи, применялись условия труда, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап исследования (сентябрь-декабрь 2015 г.) - это тема и методы поиска, поставленные цели и задачи.

Второй этап исследования (январь-март 2016 года) является эмпирическим. На данном этапе была проведена организация и проведение эмпирических исследований. Ведущими методами были: наблюдение, методы диагностики (интервью, тестирование, анализ результатов).

Третий этап исследования (апрель-май 2016 г.) носит обобщающий характер.

Были выработаны окончательные выводы и предложения, проверены и обработаны результаты исследования, проведено обобщение, систематизация и описание результатов. Основными методами исследования были: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

Тестирование и внедрение результатов исследований. Результаты были проверены внутривузовской студенческой научно-практической конференцией по психологии ГНФ НИУ «БелГУ» в мае 2016 года.

Структура обучения

Курсовая работа состоит из справочника, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 32 источников и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, практическая значимость проблемы, выбранной в качестве темы исследования; определенная цель, задачи, объект, предмет; сформулирована гипотеза, освещающая методологические основы и методы исследования, а также практическую значимость.

В первой главе «Теоретические основы изучения особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста» обоснована проблема, рассмотрена структура, проанализировано состояние изучаемой проблемы в научной литературе, даны концепции «Депрессия» и «депрессивные реакции» раскрыты.

Во второй главе «Эмпирическое исследование особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста» определяются задачи, содержание и результаты исследования, описывается диагностическая база исследования в соответствии с поставленными задачами, раскрывается содержание описания Объект исследования, его диагностика и выводы делаются по результатам анализа деятельности.

В заключение кратко изложены основные теоретические положения работы; Выводы, основанные на результатах изучения материалов, в обобщенном виде, выявили необходимость введения практических рекомендаций по совершенствованию текущей и будущей деятельности объекта исследования.

Общий объем курсовой работы составляет 62 страницы машинописного текста.

Теоретические основы изучения особенностей депрессивной реакции детей младшего школьного возраста

Психологические основы детской депрессии

Для многих педагогов и родителей проблема детской депрессии становится горячей темой. Эта тема охватывает проблемы детей, лишенных родительской опеки, и семейных детей, испытывающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод или смерть родителей. Психиатры однажды утверждали, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Чувство грусти, тоска, ослабление интересов, снижение общего тонуса, избегание контактов, вялость - типичные проявления «взрослой» депрессии.

У детей трудно различить такие симптомы, во-первых, из-за их неопределенности, а во-вторых, из-за того, что ребенок не всегда может подробно описать свои эмоциональные переживания. Депрессия у ребенка всегда «замаскирована»: это тревога, школьные неудачи, нарушения в отношениях со сверстниками, забота о своем здоровье и страх перед близкими. Именно «маскировка» и нетипичность являются наиболее характерной чертой детской депрессии. Педагоги и родители должны знать, что депрессивные состояния почти всегда возникают с жалобами на плохое состояние здоровья. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту, слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с летаргией (руки, ноги тяжелые, «трудно ходить, едва вытащил портфель»), изменение внешности ребенка создает картину серьезного физические заболевания, а также первые месяцы (и даже годы) являются предметом внимания педиатров или хирургов.

Отсутствие подтверждения в анализе какой-либо серьезной болезни не исключает реальных страданий, которые испытывает ребенок, но указывает на расстройство его эмоциональной сферы и должно служить сигналом взрослой дисфункции ребенка. Эти заболевания могут быть либо чрезвычайно разнообразными, часто сменять друг друга, либо, наоборот, однообразными, ограничиваться одной постоянной жалобой. Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются жалобы на боли в животе, а у детей младшего школьного возраста - головные боли. Часто дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическое расстройство). Это проявляется в том, что даже при упоминании чьей-либо болезни или смерти у многих детей усиливается тревожность, проявляется тревога и страх, которые обычно усиливаются вечером и ночью. Неопределенная, бессмысленная тревога недолговечна, но быстро превращается в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не приедет к нему в детский сад, что она попадет под машину по дороге из работа или бандиты убьют ее. Наряду с этим страх стоит за себя, свое здоровье, жизнь и будущее: «Я вырасту и вдруг стану плохим человеком, гангстером, попаду в тюрьму? Вдруг начнется война, погибнет вся жизнь, не хватит воздуха, воды, еды? Как жить дальше, когда родители умирают? «Высшая степень беспокойства становится обычным, рассеянным, бессмысленным страхом, когда все вокруг чревато опасностью и представляет опасность. Возможны также так называемые панические расстройства: приступы сердцебиения, боли в области сердца, головокружение, тошнота, озноб, частое дыхание. Это состояние возникает остро и часто сопровождается выраженным чувством страха смерти, боязни замкнутого пространства.

Проявления депрессии в разных возрастах могут быть разными. У маленького ребенка родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в наборе веса, капризность и медленное движение.

В дошкольном возрасте изменения в состоянии здоровья обычно выходят на первый план, и в то же время могут появляться типичные депрессивные признаки: тихий голос, грустное выражение лица, скупые выражения лица, походка старика.

Младшие ученики более заметны: изоляция, равнодушие, потеря интереса к играм, школьные занятия, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «грусть» или «тоску». Чаще всего дети жалуются, что им «скучно», «ничего не интересует», «невыносимо», «хочется плакать», «камень в сердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку», которая означает снижение интереса к жизни, является одним из наиболее распространенных признаков детской депрессии. В то же время, в отличие от подавленных взрослых, у детей наблюдается повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженная тем больше, чем младше ребенок. Подавленные дети плачут по малейшей причине: когда они обижены, замечены или поощрены, прибытие постороннего лица.

Гиперчувствительность, сострадание также отмечаются (дети могут плакать над сломанным цветком, срубленной рождественской елкой, мертвым жуком) и жалеть неодушевленные предметы. Они не отпускают мать, просят взять их на руки, дрожат, в их речи появляются инфантильные интонации. Между тем дети выглядят не столько грустными, сколько мрачными и мрачными. В отличие от взрослых «вектор вины» в детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением родителей к ним, считают их виновными в плохом самочувствии, плохом настроении, высказывают множество жалоб и упреков. Начиная сомневаться в любви своих родителей, они задают один и тот же вопрос много раз в день: «Ты меня любишь?», Но с положительным ответом и любовью они некоторое время успокаиваются, ловят взгляды близких и попытаться проверить свою любовь наивными способами. Любое замечание, недовольство родителей провоцирует приступы двигательного беспокойства с криками, плачем, нелепыми угрозами и действиями, вплоть до демонстративных попыток самоубийства. Одним из самых ранних признаков детской депрессии является дезадаптация в школе.

Как правило, он постепенно растет, проявляясь в трудностях понимания и запоминания учебного материала. Дети проводят все больше времени, готовя домашние задания, не понимая, что они прочитали. Повторяя текст дома много раз, на следующий день они не могут запомнить его у доски, они не могут решить самые простые задачи, они путают счет. Они начинают плакать, сокрушаясь о том, что все их усилия напрасны, что «все еще будет двойка». Они становятся чрезвычайно рассеянными, забывают дома записные книжки, учебники, жалуются на потерю памяти: «Я стал совершенно глупым», «Я не знаю, как учиться», меня трудно понять и я не понимаю , «Они считают, что учителя не любят их за глупости, презирают сверстников, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье. Есть также необычная для ребенка медлительность, неловкость. Дети долго одеваются, не могут бегать, играть в перерывах со сверстниками, на уроках физкультуры выглядят скучно и неуклюже, постепенно перестают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

В период улучшения ребенок дает слово, чтобы завтра пойти в школу, готовит уроки, собирает свой портфель, а утром либо категорически отказывается выполнить свое обещание, либо достигает школьных ворот и возвращается домой. Он не может объяснить свое состояние в связной форме, он отвечает «Я не могу», «Я не хочу» на каждый вопрос или каждый раз, когда он ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда из-за болезни или отпуска его родители перестают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние «школьной фобии» может длиться 3-4 года. На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является разлучение с матерью и семьей (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, детский дом и т. д.), а также для детей старше 5 лет. Возраст - длительное неблагополучное семейное положение (скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей). Начиная с 7 лет, наиболее значимыми факторами депрессии являются проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя, отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя). Короткофазный переходный процесс депрессии в детстве встречается крайне редко: обычная продолжительность депрессии составляет от 1-3 месяцев до года и более. В то же время интенсивность депрессивных симптомов характеризуется непостоянством, связанным с семейным положением и физическим состоянием ребенка.

Особенности поведения у депрессивных детей

Все, что характерно для депрессивных взрослых, также можно отнести к депрессивным детям. Обычно это очень неуверенные дети с нестабильной самооценкой. Их постоянный страх перед неизвестным заставляет их редко проявлять инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не привлекать внимание окружающих, вести себя примерно дома и в школе, стараться точно выполнять требования своих родителей и опекунов - они не нарушают дисциплину, убирают игрушки для себя. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их пример, аккуратность, дисциплина носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

Депрессивные дети характеризуются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, а страхи и тревоги возникают в тех ситуациях, когда, казалось бы, ребенку ничего не угрожает. Они особенно чувствительны. Таким образом, ребенок может беспокоиться: пока он находится в саду, вдруг что-то случится с его матерью.

Поскольку депрессивные дети часто характеризуются низкой самооценкой, они ожидают плохого самочувствия со стороны других. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними невыполнимые задачи, требуя, чтобы дети не могли их выполнять, и в случае неудачи их обычно наказывают.

Подавленные дети очень чувствительны к своим неудачам, резко реагируют на них, склонны отказываться от тех видов деятельности, как рисование, в которых им трудно.

У этих детей вы можете заметить заметную разницу в поведении в классе и вне класса. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, в классе они зажаты и напряжены. Они отвечают на вопросы учителя тихим и глухим голосом, они могут даже заикаться. Их речь может быть либо очень быстрой, поспешной, либо медленной, сложной. Как правило, это долгое волнение: ребенок тянет руки за одежду, чем-то манипулирует.

Подавленные дети склонны к вредным привычкам невротического характера (они кусают ногти, сосут пальцы, занимаются мастурбацией). Манипуляции со своим телом снижают их эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознавание взволнованных детей помогает рисованию. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным давлением, а также небольшими размерами изображения. Часто такие дети «застряли» на деталях, особенно маленьких.

У депрессивных детей серьезное, сдержанное выражение, опущенные глаза, такой ребенок аккуратно сидит на стуле, старается не делать лишних движений, не шумит, предпочитает не привлекать внимание окружающих.

Таким образом, поведение депрессивных детей характеризуется частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, постоянно ощущая угрозу, чувствуя, что могут в любой момент столкнуться с неудачами.

Для практического психолога поведение ребенка, выражение его чувств является важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующим о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информация о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Негативный фон ребенка характеризуется депрессией, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или заискивает, голова и плечи опущены, выражение его лица грустное или безразличное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он проводит много времени в одиночестве, ничем не интересуясь. Во время обследования у такого ребенка депрессия, а не инициатива, практически не вступает в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревоги.

Причины возникновения и развития депрессии у детей

Среди причин депрессии у детей, по словам Е. А. Савина, в первую очередь это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Таким образом, отказ, отказ от матери ребенка вызывает у него беспокойство из-за невозможности удовлетворить потребность в любви, привязанности и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, они меня не полюбят»). Неспособность удовлетворить потребность в любви побудит его искать ее удовлетворение любыми способами.

Необходимым условием возникновения депрессии является гиперчувствительность (чувствительность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится беспокойным. Многое зависит от того, как родители общаются с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, существует высокая вероятность поднятия тревожного ребенка родителями, которые осуществляют тип гиперпротекции (чрезмерная забота, мелкий контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное изъятие).

В этом случае общение взрослого с ребенком является авторитарным, ребенок теряет уверенность в себе и своих силах, он постоянно боится негативных оценок, начинает беспокоиться о том, что он что-то делает неправильно, то есть испытывает чувство тревоги , который может закрепиться и перерасти в стабильное личное образование - тревожность.

Гипер-родительское образование может сочетаться с симбиотом, т. е. чрезвычайно тесными отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение между взрослым и ребенком может быть либо авторитарным, либо демократическим (взрослый не диктует свои требования к ребенку, но консультируется с ним и интересуется его мнением). Родители с определенными характерологическими особенностями склонны устанавливать такие отношения с ребенком - тревожные, подозрительные, неуверенные. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своего сына или дочь своими страхами, т. е. Способствует формированию тревожности.

Например, существует взаимосвязь между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, которые испытывали дети, были присущи матерям в детстве или сейчас проявляются. мать, которая находится в состоянии тревоги, невольно пытается защитить психику ребенка от событий, которые каким-то образом напоминают ей страхи. Также каналом передачи тревоги является забота матери о ребенке, состоящая только из предчувствий, страхов и тревог.

Повышению беспокойства у ребенка могут способствовать такие факторы, как чрезмерные требования со стороны родителей и опекунов, поскольку они вызывают хроническую неудачу. Столкнувшись с постоянными несоответствиями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ожидают от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в беспокойство. Другим фактором, способствующим формированию тревоги, являются частые упреки, вызывающие чувство вины («Вы так плохо себя вели, что у вашей матери болит голова», «Из-за вашего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится быть виноватым перед родителями. Зачастую причиной большого количества страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предупреждений, опасностей и тревог. Чрезмерная родительская строгость также способствует страхам. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е. чем больше мать запрещает дочь или отца сыну, тем больше у них опасений. Зачастую родители, не задумываясь, внушают детям страхи своими неосознанными угрозами, такими как: «Дядя возьмет тебя в сумку», «Я тебя оставлю» и т. д.

В дополнение к этим факторам, страхи возникают в результате устранения сильных страхов в эмоциональной памяти при встрече со всем, что представляет опасность или представляет прямую угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или серьезное заболевание.

Если у ребенка усиливается тревога, появляются страхи - незаменимый спутник тревоги, тогда могут развиваться невротические признаки. Неуверенность в себе как черта характера - это самоуничижительное отношение к себе, своим силам и способностям. Тревога как черта характера - это пессимистическое отношение к жизни, когда оно представлено как полное угроз и опасностей.

Неопределенность порождает беспокойство и нерешительность, и они, в свою очередь, образуют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенность в себе, склонная к сомнениям и колебаниям, робкий, взволнованный ребенок нерешителен, самодостаточен, часто инфантилен, очень внушаем. Небезопасный, взволнованный человек всегда подозрителен, а подозрительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок боится других, ждет нападок, насмешек, обид. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует формированию психологических защитных реакций в виде агрессии, направленной на других.

Итак, один из самых известных способов, которые часто выбирают взволнованные дети, основан на простом выводе: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы они меня боялись». Маска агрессии тщательно скрывает беспокойство не только от других, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души они все еще испытывают ту же тревогу, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой поддержки [9, с. 34].

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, неактивен.

Также возможно, что ребенок найдет психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, во сне находит удовлетворение в своих неудовлетворенных потребностях.

Фантазия - одно из самых замечательных качеств, присущих детям. Нормальные (конструктивные) фантазии характеризуются их постоянной связью с реальностью. С одной стороны, реальные события ребенка дают импульс его воображению (фантазии, кажется, продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок чувствует желание осуществить свои мечты. Фантазии взволнованных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а контрастирует с жизнью. Такая же оторванность от реальности заключается в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с реальными возможностями, с реальными возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети вообще не мечтают о том, в чем действительно заключается их душа, в которой они действительно могли бы проявить себя.

Тревога как определенное эмоциональное настроение с преобладанием чувства тревоги и страха что-то сделать неправильно, не отвечающего общепринятым требованиям и нормам, развивается ближе к 7 и особенно к 8 годам с большим количеством неразрешимых страхов, исходящих из более раннего возраста. Основным источником беспокойства для дошкольников и детей младшего школьного возраста является семья. В будущем, уже для подростков, эта роль семьи значительно снижается; но роль школы удваивается.

Отмечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревоги у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики больше озабочены, чем девочки. Это связано с ситуациями, с которыми они связывают свою тревогу, как они это объясняют и чего они боятся. И чем старше дети, тем больше разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Люди, с которыми девочки могут связывать свое беспокойство, включают не только друзей, родственников и учителей. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директоров школ и т. д.

Негативные последствия тревоги выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревоги может негативно повлиять на формирование дивергентного (т. е. творческого, творческого) мышления, для которого такие черты личности, как отсутствие страха перед новые являются естественными, неизвестными.

Таким образом, причиной депрессии всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивый характер его устремлений: когда одно сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее распространенными причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, одинаково близкими с ребенком, когда он вынужден принять одну их сторону против другой; несовместимость различных систем требований к ребенку, когда, например, то, что родители разрешают и поощряют, не одобрено в школе, и наоборот; противоречия между завышенными утверждениями, часто выдвигаемыми родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворенностью основных потребностей, таких как потребность в любви и независимости.

Таким образом, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы.

Депрессия определяется как постоянный негативный опыт тревоги и ожидания плохого самочувствия со стороны других.

Причиной депрессии всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивый характер его устремлений: когда одно сильное желание противоречит другому, нужно мешать другому. Наиболее распространенными причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, одинаково близкими с ребенком, когда он вынужден принять одну их сторону против другой; несовместимость различных систем требований к ребенку, когда, например, то, что родители разрешают и поощряют, не одобрено в школе, и наоборот; противоречия между завышенными утверждениями, часто выдвигаемыми родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворенностью основных потребностей, таких как потребность в любви и независимости.

Тем не менее, у детей дошкольного и младшего школьного возраста депрессия еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно значительно уменьшить, если воспитатели и родители, воспитывающие ее, будут следовать необходимым рекомендациям.

Эмпирическое исследование особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста

Организация и методы исследования

В этом разделе мы остановимся на описании выборки предметов и обработке полученного эмпирического материала.

Изучение особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста проводилось в несколько этапов.

Первый этап исследования (сентябрь-декабрь 2015 г.) - это тема и методы поиска, поставленные цели и задачи.

Второй этап исследования (январь-март 2016 года) является эмпирическим. На данном этапе была проведена организация и проведение эмпирических исследований. Ведущими методами были: наблюдение, методы диагностики (интервью, тестирование, анализ результатов).

Третий этап исследования (апрель-май 2016 г.) носит обобщающий характер.

Были выработаны окончательные выводы и предложения, проверены и обработаны результаты исследования, проведено обобщение, систематизация и описание результатов. Основными методами исследования были: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

Для изучения уровня и причин тревоги, связанных со школой у детей младшего школьного возраста, был использован тест школьной тревожности Philips; Для определения тревожности у детей с нормальным развитием и психическими расстройствами был разработан метод диагностики тревожности (Amen Modification Test), разработанный американскими психологами R. Тамл, М. Дорки и В. Аминь », для измерения уровня тревожности была использована« Методика измерения уровня тревожности »Лаврентьева Г. и Титаренко Т.М.».

«Тест школьной тревоги Philips»

Целью методологии является изучение уровня и причин тревоги, связанных со школой, у детей младшего школьного возраста.

Материал: тест, состоящий из 58 вопросов, которые могут быть прочитаны студентам и могут быть предложены в письменной форме. Каждый вопрос требует четкого ответа «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, теперь вам предложат анкету, которая состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Постарайтесь ответить искренне и правдиво, нет верных или ложных, хороших или плохих ответов. Не думай о вопросах долгое время. На листе ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, напишите в поле с номером вопроса ответ «+», если вы с ним согласны, или «-», если вы не согласны».

Интерпретация результатов: при обработке результатов выявляются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, ребенок ответил «да» на 58-й вопрос, а в ключе этот вопрос соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, которые не соответствуют ключу, являются проявлениями тревоги.

При обработке рассчитывается: общее количество несовпадений на протяжении всего теста. Если оно превышает 50%, мы можем говорить о повышении детской тревожности, если более 75% от общего числа тестовых вопросов - о повышенной тревожности.

Количество совпадений для каждого из 8 факторов тревоги, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Проанализировано общее эмоциональное внутреннее состояние студента, которое во многом определяется наличием определенных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержание характерно для каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь.
  2. Опыт социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).
  3. Разочарование в необходимости успеха - неблагоприятный психический фон, который не позволяет ребенку развивать его потребности в успехе, достигать высоких результатов и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанные с необходимостью самораскрытия, представления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Боязнь ситуации тестирования знаний - негативное отношение и беспокойство в ситуациях тестирования (особенно - публичных) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствует ожиданиям других - сосредоточьтесь на важности других в оценке результатов своих действий и мыслей, беспокойстве по поводу оценок, данных другими, ожидании негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая устойчивость к стрессу - особенности психофизиологической организации, которые снижают способность ребенка адаптироваться к ситуациям стрессового характера, увеличивают вероятность неадекватной деструктивной реакции на тревожный фактор окружающей среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, что снижает успешность обучения ребенка.

«Методология диагностики тревоги (модификация теста Аминь), разработанная американскими психологами Р. Тамлом, М. Дорки и В. Аменом»

Цель - определить тревожность у детей с нормальным развитием и психическими расстройствами.

Для опроса у вас должно быть 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, расположенного под основным.

Размер основного рисунка составляет 11х8,5 см, дополнительного - 2,3х8,5 см. Чертежи выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и для девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным героем, не нарисовано на основном рисунке, дан только контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головы, размеры и угол которых точно соответствуют контуру головы на главной. На рисунке представлена ​​модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.

Рисунки представлены ребенку в строго указанном порядке. Экзамен проводится индивидуально с каждым ребенком, в отдельной комнате.

«Методика измерения уровня тревожности Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.».

Целью метода является измерение уровня тревожности.

Материал: анкета состоит из 20 утверждений.

Учитель или учитель заполняет анкету, наблюдая за поведением ребенка.

Интерпретация результатов:

Количество «плюсов», указывающих на уровень тревожности, суммируется:

  • 17-20 баллов - очень высокий уровень тревожности;
  • 13-16 баллов - высокий уровень тревожности;
  • 9-12 баллов - средний (с тенденцией к повышению) уровень;
  • 4-8 баллов - средний (с тенденцией к низкому) уровень;
  • 0-3 балла - низкий уровень тревоги.

Мы выполнили математическую обработку полученных данных с помощью компьютерной программы статистического анализа Microsoft Excel 2007 (2003).

Полученные данные позволили подтвердить достоверность гипотезы о том, что соотношение структурных элементов, составляющих самосознание, изменяется и становится более устойчивым в подростковом возрасте.

Результаты исследования депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста

В этом разделе представлены результаты депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста. На первом этапе была проведена методика «Тест школьной тревоги Philips». 

Общая тревожность в школе незначительно увеличилась у 36%. Такие показатели указывают на то, что эти дети, как правило, испытывают тревогу различной степени интенсивности в школе: в процессе обучения, тестирования и оценки знаний, а также в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть 76% от общего числа респондентов считают, что ситуация с обучением в школе угрожает их престижу, самооценке, статусу и т. д.

24% имеют нормальный уровень тревоги в школе. Школа и школьные потребности, трудности не являются травмирующими для этих детей, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий процент испытуемых, 46%, не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с обществом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Однако доля школьников, испытывающих социальный стресс на высоком уровне, составляет 20%, на повышенном уровне - 34%. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно расстраивающим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития тревоги, беспокойства, тревоги как следствия социального стресса.

58% респондентов боятся самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей испытывают негативные эмоции в ситуации представления себя другим, самораскрытия. По нашему мнению, это объясняется, с одной стороны, тем фактом, что эти студенты склонны к чрезмерно критическим оценкам самих себя, но в то же время они чрезвычайно эгоцентричны и считают себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценивать себя и тем более представлять других в «суде». С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает чувства и эмоции, которые он не понимает, и ему стыдно, отсюда и желание «закрыть», скрыть свой внутренний мир от других.

Уровень боязни самовыражения слегка повышен у 26% респондентов. На основании этого факта можно предположить, что в этом случае страх самовыражения присутствует только в определенных ситуациях или у определенных людей. Также возможно, что этот страх не выражен и не обобщен, то есть он не доминирует над другими эмоциями.

16% студентов в этой группе предметов не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопрезентации и самораскрытии. Эти дети легко находят контакты с другими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально богаче по сравнению с теми, кто озабочен этой областью.

Кроме того, страх также не вписывается в ожидания других, который встречается у 60% школьников. То есть дети также боятся открыться, потому что они беспокоятся о том, насколько «нормальными» и «правильными» они будут выглядеть в глазах других. Здесь есть некоторое противоречие - с одной стороны, школьники обеспокоены мнением о них и мнением других, но с другой стороны, они боятся этого, потому что, в результате, их самооценка и ситуация в их могут пострадать сверстники, что очень больно для ребенка. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, в первую очередь со сверстниками, являются эмоционально стрессовыми, часто расстраивающими из-за возрастных характеристик.

24% респондентов имеют слегка повышенный уровень страха перед несоблюдением ожиданий других. Это, скорее всего, указывает на то, что в этой группе детей присутствует желание социального одобрения, но это не является ведущим мотивом. То есть школьники в какой-то степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависят от этого.

16% респондентов в этой выборке не боятся не соответствовать ожиданиям других. Для этих детей наиболее значимой является их собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

Относительно небольшой процент школьников, 30% - 15 человек, разочарованы необходимостью достижения успеха на высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении складывается неблагоприятный психологический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе при достижении высоких результатов. Для этого может быть несколько причин. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют ученика на неудачу, и его успехи воспринимаются очень условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно также, что разочарование в необходимости успеха проявляется на фоне тревоги как черты личности.

Более высокий процент субъектов, а именно 50%, испытывают разочарование в достижении успеха на слегка увеличенном уровне. То есть в ситуации школьного обучения для них существуют неблагоприятные факторы, которые мешают им добиться успеха. Однако влияние этих факторов не так сильно, и при некоторых усилиях школьников и помощи учителей и сверстников этого вполне можно избежать.

Только 20% респондентов не испытывают разочарования в достижении успеха, что подтверждает предположение о том, что ситуация с обучением для большинства детей является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

60% испытывают сильный, а 30% - менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним чрезмерные требования, в результате чего они могут их негативно оценивать, а негативные оценки, как уже упоминалось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, чувству собственного достоинства. Возможно, что эти ученики настолько неуверены в себе, в своих собственных знаниях и силе, что их очень волнует ожидание теста на знание, а общение с учителем приносит только отрицательные эмоции.

Также 10% не испытывают страха в ситуации проверки знаний.

Стоит отметить тот факт, что процент школьников, испытывающих беспокойство в ситуации проверки знаний, практически одинаков с процентом предметов, которые боятся общаться с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что дети обеспокоены тестом на знание и оценкой, а также оценкой учителя как взрослого.

В 50% случаев сильное эмоциональное напряжение также возникает при взаимодействии с учителями и немного слабее в 34%.

16% не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.

Эти данные соответствуют данным об уровне общей тревожности в школе, что можно объяснить следующим: оценка учителями и родителями детей этой выборки является более значимой, чем оценка сверстники. То есть общее беспокойство в школе связано с опытом, связанным с возможностью негативной оценки учителей.

У небольшого числа школьников 16% имеют высокую тревожность из-за низкой физиологической устойчивости к стрессу. То есть в поведении этих учеников снижается адаптивность к стрессовым ситуациям, например, к общему образованию, и повышается вероятность неадекватной деструктивной реакции на тревожный фактор окружающей среды. Также 22% респондентов склонны к этим особенностям.

62% имеют нормальную физиологическую устойчивость к стрессу, что свидетельствует о том, что возможными предпосылками возникновения тревожности у них являются не физиологические, а социальные, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

Используя эти результаты, а также на основе индивидуальных бесед, делается вывод о том, что высокий уровень тревоги вызван:

  1. Плохая подготовка к урокам;
  2. Страх выражения своих способностей, так как дети верят, что их оценят ниже, чем их сверстники, которые демонстрируют высокий уровень знаний и творчества;
  3. Низкая самооценка;
  4. Презентация учителем высоких требований;
  5. бытовые проблемы;
  6. Высокие требования родителей;
  7. Недостаточное внимание и поддержка родителей;
  8. Не замечание об успехах ребенка со стороны учителя и родителей.

«Методология диагностики тревоги (модификация теста Аминь), разработанная американскими психологами Р. Тамлом, М. Дорки и В. Аменом»

Все результаты заносятся в протокол. На основании данных протокола рассчитывается индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процент эмоционально негативного выбора (выбор грустного человека) от общего числа представленных рисунков (14).

ИТ = количество эмоционально негативных выборов / 14 * 100.

IT дети делятся на 3 группы:

  1. 0-20% - низкий уровень тревоги;
  2. 20-50% - средний;
  3. более 50% - высокий.

Качественный анализ данных позволяет нам определить характеристики эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые можно разделить на ситуации с позитивной, негативной эмоциональной окраской и ситуации с двойным значением.

При интерпретации результатов теста тревожности для детей младшего школьного возраста выяснилось, что средний балл у детей от 20 до 50 баллов является показателем среднего и выше среднего уровня тревожности.

Отмечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревоги у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики больше озабочены, чем девочки. Это связано с ситуациями, с которыми они связывают свою тревогу, как они это объясняют и чего они боятся. И чем старше дети, тем больше разница.

Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Люди, с которыми девочки могут связывать свое беспокойство, включают не только друзей, родственников и учителей. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д.

Результаты диагностики уровня тревожности по методу Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.

Были получены следующие результаты:

  • 4 субъекта (Анна Ч., Инна Б., Павел А., Кристина Ч.) набрали 19 баллов, что соответствует очень высокому уровню тревожности;
  • 8 испытуемых (Ирина А., Катя В., Максим Г., Максим К., Настя С., Юля Я., Марина В., Руслан П.) получили от 13 до 16 баллов, что соответствует высокому уровню тревожности ;
  • 7 испытуемых (Света Б., Лиза Е., Руслан К., Марина П., Настя А., Виталик В., Кирилл М.) получили 9-12 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к высокому уровню тревожность;
  • 7 испытуемых (Оля Г., Сергей И., Маша П., Артем С. Паша В., Семен В., Саша П.) набрали от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к низким уровням тревожность;
  • 4 субъекта (Кристина Л., Лена В., Оля П. Вова М.,) получили 1 балл, что соответствует низкому уровню тревожности.

Используя эту технику, мы не анализировали общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр отдельно, поэтому каждый параметр был для нас информативным и определенным образом привел нас к выявлению причин тревоги.

Анализируя результаты этого исследования, мы заметили, что среди наибольшего числа детей в этих группах наиболее распространенными факторами повышенной тревожности являются страх не соответствовать ожиданиям других и страх самовыражения. Исходя из этого, мы сделали предположение, что причиной беспокойства в этих группах является нарушение в системе взаимодействия детей друг с другом. Поэтому был сделан вывод о том, что коррекционная и развивающая программа должна быть направлена ​​на разработку конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также на развитие навыков общения.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению депрессивных реакций

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению депрессивных реакций школьников включает в себя несколько взаимосвязанных областей.

Психологическое воспитание родителей. Эта область работы включает в себя три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревоги; влияние метода предъявления требований на ребенка, когда и почему близкие взрослые счастливы и недовольны им, и как, в какой форме они это показывают, на формирование у ребенка чувства безопасности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального благополучия взрослых на эмоциональное благополучие детей разных возрастов. Третий блок: важность развития уверенности в себе у детей и подростков.

Основная цель этой работы - помочь родителям понять, что решающая роль в предотвращении и преодолении тревоги принадлежит им.

Психологическое воспитание учителей. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказывать беспокойство как устойчивая личностная черта на развитие ребенка, успех его деятельности, его будущее. Такое объяснение необходимо, потому что учителя часто склонны рассматривать беспокойство скорее как положительную черту, которая дает ребенку чувство ответственности, чувствительности и т. д. Учителя должны объективно оценить роль четких, последовательных и достаточно стабильных (предсказуемых) требований, специфическая обратная связь (конечно, при условии соблюдения основного принципа общего уважения к ребенку как к личности) в предотвращении и преодолении тревоги. Особое внимание учителей следует уделить формированию правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая часто усиливается отношением учителей к ошибкам как неприемлемому, наказуемому явлению, является одной из основных форм школьной и тестовой тревоги. На психолого-педагогических консультациях обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с беспокойными детьми, примером которых являются:

Серьезные, эмоционально дорогостоящие разговоры с ребенком ведутся наедине, а не на публике. Не волнуйтесь, не передавайте личное беспокойство студентам. Научить детей адекватному восприятию реальности, выровнять беспокойство о событиях, которые еще не произошли. Чтобы можно было поспорить оценки и оценки. Уметь распознавать право на ошибки. Учите детей отражению.

Обучение родителей конкретным методам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощь детям в освоении средств преодоления тревоги (индивидуальное или групповое консультирование).

Непосредственная работа с детьми и подростками направлена ​​на развитие и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудачи. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть направлена ​​в первую очередь на оптимизацию тех областей, которые связаны с «возрастными пиками» тревожности для каждого периода; Кроме того, при психокоррекции работа должна быть сосредоточена на «зонах уязвимости», характерных для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных, ситуациях. Необходимо подготовить детей к новым ситуациям, уменьшить неопределенность различных ситуаций путем предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсудить возможные трудности и научить их конструктивным способам их решения. Желательно провести предварительную «игру» из наиболее значимых ситуаций, таких как репетиционный экзамен.

Психологические и профилактические аспекты решения проблемы школьной тревожности включают в себя:

  1. Идентификация студентов, составляющих группу высокого риска нервно-психических расстройств, освобождение таких студентов от экзаменов и выполнение самых сложных заданий;
  2. Участие школьного психолога в разработке и реализации профилактических мер, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, развитие психологической устойчивости к стрессовым воздействиям;
  3. Помощь психологов учителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся из групп риска, которая может быть предоставлена ​​в стенах школы;

Образовательные и образовательные информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:

  1. Воспитание у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование отношения к сотрудничеству, взаимопомощи, готовности к разумным компромиссам;
  2. воспитание привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу с самим ответом во время выполнения тестовой работы, сдачи экзамена;
  3. Формирование у школьников необходимости находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и во время выполнения любой работы;
  4. Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умение строить коммуникативные (деловые, межличностные) отношения, предотвращать эмоциональные конфликты, правильно разрешать конфликты, управлять развитием коммуникативной ситуации;
  5. Развитие у студентов самоконтроля, а также навыков психофизической саморегуляции, которые позволят ученику чувствовать себя более уверенно, отвечая на вопросы учителя, сдавая тесты и сдавая экзамены;
  6. Обучение психологическим навыкам для эффективного преодоления деструктивных состояний - дистресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального подхода к ученикам определяет необходимость соблюдения мягкого режима и требует от учителя проявить особый педагогический такт по отношению к ученикам с высоким риском нервно-психических расстройств, повышенным уровнем невротизации, беспокойства.

Мы считаем необходимым, чтобы создать безопасное образовательное пространство, учитывающее здоровье консервативных технологий и коррекцию негативных факторов, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса, специальных мероприятий (тренировка эмоциональной устойчивости, психологический стресс и т. д.) для участников образовательного процесса.

Вывод:

Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем современной психологии, особенно депрессивным реакциям у детей младшего школьного возраста. Это исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.

На каждой возрастной стадии ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет специфические психологические особенности и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Итак, психологическое благополучие учащегося во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Плохая адаптация ребенка к школе проявляется главным образом в высокой депрессии.

Школьная тревога - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет изучение изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называется временем рождения индивида. У молодых подростков ребенок все еще является типичным школьником, и в связи с этим школьная тревога влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темпераментом. Хотя семья является основным источником беспокойства для дошкольников и младших школьников, эта роль значительно снижается для подростков и старшеклассников, но роль школы удваивается.

Важно отметить, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто адаптируется к текущей ситуации в школе. На основе личностных качеств, которые у него сложились, и потребностей, возникших в предыдущем возрасте, он, так или иначе, преломляет влияние школы и (сознательно и неосознанно) занимает в ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие «внутренняя позиция», что означает совокупность всех отношений ребенка с реальностью, которые развились в определенную систему.

Внутреннюю позицию учащегося в широком смысле можно определить как систему потребностей и устремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда ребенок вовлечен в нее как его собственная потребность. Помимо отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно относиться к учителю, сверстникам и себе.

Таким образом, дети с высоким уровнем тревожности должны создавать чувство уверенности и успеха. Им необходимо сместить акцент с внешней требовательной, категоричной, высокой значимости при постановке задач на осмысленное понимание деятельности и конкретного планирования подзадач.

Для детей с низким уровнем тревоги, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивающее мотивационные составляющие активности, вызывающее интерес, подчеркивающее чувство ответственности в решении определенных проблем.

Подводя итоги проделанной работы, следует сказать, что она действительно имеет практическое значение, важность. Поскольку в теории до сих пор нет единого подхода. Проводя наше исследование, мы достигли поставленных перед нами целей и выполнили их. Но наша гипотеза подтвердилась, частично с учетом анализа исследований, но мы не выяснили, что соотношение структурных элементов, составляющих самосознание при целенаправленном воздействии, меняется, становясь устойчивым по своей природе. Чтобы определить, верна ли наша гипотеза, необходимо будет провести повторные дополнительные исследования после того, как учителя, работающие с младшими учениками, выполнят рекомендации, которые им были даны.