Особенности административной ответственности организации и должностных лиц

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Структура Кодекса РФ об административных правонарушениях
Административное правонарушение: понятие и виды
Государственная регистрация брака: понятие и порядок заключения
Правовое регулирование защиты информации, государственной, коммерческой и служебной тайны


Введение:

Нет общества или государства, которые не были бы заинтересованы в успешном управлении своими социальными делами. Именно социальные вопросы отражают общие интересы и потребности общества, государства и граждан в самосохранении и обеспечении жизни. Для решения этих задач необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов, должностных лиц, социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок.

Если говорить об актуальности выбранной мной темы, можно отметить следующее. На мой взгляд, сегодня такие понятия, как взяточничество и коррупция, далеко не новы, нарушая интересы государства не только в области экономики, но и в других сферах жизни. Нерадивый чиновник, принимая то или иное решение, иногда даже не догадывается, какими могут быть последствия. Да, они часто не относятся к области уголовного права, и, следовательно, не влекут за собой, по моему мнению, самого сурового уголовного наказания, которое часто дает правонарушителю еще одну причину для смягчения и нарушения закона. Но интересы государства должны защищаться на всех уровнях, во всех отраслях российского законодательства, особенно в административном. Проблема ответственности чиновников назревала давно, пока не достигла самых высоких пределов на современном этапе.

Данная курсовая работа посвящена одной из актуальных проблем нашего времени, касающихся административного управления - административной ответственности чиновников. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на подпункты, и заключения.

Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые формируются в процессе организации и функционирования исполнительной власти.

При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
  2. Проанализируйте изученный материал, рассмотрите этот вопрос с нескольких позиций.
  3. Предложите свой собственный выход, устраняя найденные пробелы в законодательстве.

Понятие и виды административной ответственности

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. В то же время оно является частью административного принуждения и обладает всеми своими качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках подчинения вне службы и т. д.).

Все признаки юридической ответственности присущи административной ответственности. Он регулируется нормами права, заключается в официальном осуждении лица за правонарушение и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными субъектами власти.

Административная ответственность характеризуется следующими признаками:

  1. это регулируется нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации;
  2. основанием для его применения является административное правонарушение;
  3. заключается в применении административных наказаний к виновным;
  4. к нему привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и т. д.), А также юридические лица;
  5. применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;
  6. порядок привлечения к административной ответственности регулируется административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

  • нормативный (система правовых норм, регулирующих его);
  • фактические (противоправные действия субъектов права);
  • процессуальные (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и акт, названный в этой норме, являются лишь нормативными и фактическими предпосылками юридической ответственности. Многие преступления не выявлены, часто преступники не обнаружены и т. д.

Если акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности выносится на основании правонарушения на основании нормы права (статья кодекса), то только после его вступления в силу возникает реальная ответственность приходит.

Для наступления реальной ответственности необходимо наличие всех трех ее оснований. Прежде всего, должно быть правило, устанавливающее обязательство и санкцию за его невыполнение. Тогда может возникнуть фактическая основа - правонарушение. При наличии нормы и акта, его нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

На протяжении многих лет роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно возрастала и со второй половины 80-х годов. эта тенденция стала проявляться еще активнее. Фактическое использование многих видов административных правонарушений возросло. Перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции, значительно расширились. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

Административная ответственность, а также уголовное, дисциплинарное - наказание и преследует цели частного и общего предупреждения правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения носят длительный характер (регистрация, выполнение заказа и т. д.), Также важна цель административной ответственности - стимулировать субъектов права к выполнению своих обязательств. Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, установленных правовой нормой, при наличии которых противоправное деяние признается в качестве проступка.

Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно подразделяется на четыре характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех вышеупомянутых признаков композиции отсутствует, то это деяние нельзя назвать проступком или преступлением.

Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые защищены административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть разными: порядок управления, имущество, принципы и правила управления, общественный порядок и т. д.

Объективной стороной проступка является деяние, выражающееся в нарушении правил, установленных административно-правовыми нормами.

Во многих случаях законодатель определяет наличие объективного аспекта административного правонарушения в зависимости от времени, места, метода, характера деяния, его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом и его систематического характера.

Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия:

  • повторный - совершение двух или более аналогичных административных правонарушений;
  • повторение - совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое он уже был привлечен к административной ответственности;
  • продолжающееся правонарушение - деяние, связанное с последующим длительным неисполнением обязательств, возложенных на виновного по закону под угрозой административной ответственности. Это один независимо от продолжительности.

Субъектами административного правонарушения являются вменяемые лица, достигшие определенного возраста, и лица с особым административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, приравниваются к ним.

Существует два типа субъектов административных правонарушений:

  • Физические лица - граждане и другие категории лиц с административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К этому типу субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица с особым административно-правовым статусом с учетом их правового статуса, выполняемых профессиональных функций.
  • Коллективные - юридические и иные коллективные субъекты, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административных правонарушений по нормам таких отраслей права, как земельная, финансовая, налоговая, правоохранительная и др.

Существует два вида признаков субъекта административного правонарушения:

  • Общее - признаки того, что любое лицо, привлеченное к административной ответственности, должно иметь: - здравомыслие и достижения на момент совершения, 16 лет;
  • Special - знаки, отражающие характеристики работы, служебное положение; например, чиновник, водитель автомобиля, работник торгового предприятия; прошлое незаконное поведение, например, лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлеченное к административной ответственности; другие особенности правового статуса, например, иностранных граждан или военнослужащих. 

Согласно части 4 статьи 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей» Кодекса Российской Федерации о Административные правонарушения от 30 декабря 2001 г. с изменениями. и дополнительный, вступивший в силу с 02.10.2012 N 158-ФЗ.

Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение человека к незаконному действию или бездействию и его последствиям. Он основан на чувстве вины, которое может иметь форму умысла или халатности.

Намерение - это умышленное действие. Человек, который совершил это, знал о незаконном характере его действия, предвидел его пагубные последствия и желал их или сознательно допустил наступление этих последствий.

Халатность - административное правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, совершившее его, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или не предвидело возможность таких последствий, хотя он должен и мог предвидел их.

Есть две формы неосторожной вины:

Легкомыслие - это предвидение человеком возможности вредных последствий его действий или бездействия в сочетании с высокомерным расчетом для их предотвращения;

Халатность не предусматривает такой возможности при условии, что лицо должно и могло предвидеть наступление последствий, указанных в законе.

Невинное причинение вреда, так называемый инцидент или случай, когда человек не несет ответственности, следует отличать от неосторожной вины. Иногда возникает необходимость невинного причинения вреда при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При совершении административного правонарушения существует вред. Правда, не все они связаны с реальными вредными последствиями каждого такого акта. Часто они содержат только возможность их прихода. Но любое административное правонарушение вредно в том смысле, что оно нарушает установленный государством правовой порядок, ущемляет интересы государства и личности.

Сущность административной ответственности

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) конкретных административно-правовых санкций, предусмотренных действующими нормами административного права, к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого вида правонарушения - административного правонарушения.

Таким образом, меры административной ответственности характеризуются индикативной функцией (административное наказание), которая не исключает их общей и индивидуальной профилактической (предупредительной) ценности.

Административная ответственность имеет свою правовую базу. В настоящее время основные нормы, связанные с его регулированием, содержатся в Кодексе об административных правонарушениях, в Таможенном кодексе Российской Федерации, а также в ряде других федеральных законодательных актов. Среди них, прежде всего, следует упомянуть Налоговый кодекс Российской Федерации (общая часть), содержащий составы налоговых правонарушений административно-правового характера. Такие нормы также содержатся в других законодательных и подзаконных правовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т. д.).

В принципе, существует правило, согласно которому все административные правонарушения должны быть включены в Кодекс об административных правонарушениях.

Однако полная кодификация законодательства в этой области не была проведена. Поэтому нормы, не включенные в содержание Кодекса об административных правонарушениях, действуют непосредственно, но в соответствии с положениями, закрепленными в Кодексе об административных правонарушениях.

Цели административной ответственности вытекают из задач законодательства об административных правонарушениях, определенных Кодексом об административных правонарушениях.

Они заключаются в защите личности, защите прав и свобод человека и гражданина, санитарно-гигиеническом и эпидемиологическом благополучии населения, общественной морали, собственности, окружающей среды, установленном порядке осуществления государственной власти, общественной Порядок, права юридических лиц и их объединений от административных правонарушений, а также на предупреждение их совершения. В соответствии с этими целями Кодекс об административных правонарушениях формулирует состав конкретных административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях и, следовательно, об административной ответственности учитывает разграничение юрисдикции и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Текущая редакция Административного кодекса не помогает решить эту проблему. Поэтому давайте обратимся к положениям, сформулированным на этот счет в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях. Учитывая, что совместная юрисдикция Российской Федерации и ее субъектов включает в себя административное и административно-процессуальное право (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в том числе защиту прав и свобод личности, правопорядка и В сфере общественной безопасности предполагается следующее различие субъектов юрисдикции. 

Компетенция Российской Федерации в области законодательства регулируется определением: общих положений и принципов правового регулирования; понятие административного правонарушения; перечень видов административных взысканий и правила их применения; порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях; порядок исполнения решений о наложении административного взыскания. Кроме того, законодательством Российской Федерации установлены: административная ответственность по вопросам общефедерального значения, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; перечень органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

За пределами этих пределов субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование.

Административная ответственность возникает в случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, то есть применимых ко всем физическим и юридическим лицам, подпадающим под их регулирующие действия. Они разнообразны, в основном особого характера. Это, например, правила: по стандартизации; бухгалтерский учет и статистика; безопасность движения и использование транспортных средств; военная регистрация; пограничный режим; борьба с контрабандой; денежное обращение и т. д. Сейчас многие правила устанавливаются непосредственно органами исполнительной власти.

Административная ответственность возникает в случае нарушения административно-правовых норм. В то же время действующее законодательство допускает возможность привлечения его к ней за нарушения трудового, финансового, земельного и даже конституционного права. Это означает, что оно имеет межотраслевое (в смысле соотношения юридических ветвей) значение.

Для административной ответственности характерно отсутствие подчиненных отношений в сфере обслуживания, работы или учебы между органом (должностным лицом), привлекающим лиц, ответственных за совершение административного правонарушения, и виновной стороной. И это понятно, поскольку нарушенные правила выходят за узкие рамки официальной или иной подчиненности.

Административная ответственность практически осуществляется в основном специально уполномоченными должностными лицами, которые являются представителями соответствующих исполнительных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями и полномочиями. Его меры также применяются судами (мировыми судьями).

Административная ответственность получает прямое выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения - в виде административных взысканий.

Процессуальная форма осуществления административной ответственности представляет собой особый порядок производства по делам об административных правонарушениях, установленных законом.

Наконец, основанием для административной ответственности является особый вид правонарушения - административное правонарушение.

Таким образом, административная ответственность означает возникновение определенных негативных последствий для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих административно-правовых норм. В своей наиболее обобщенной форме он характеризуется как результат административного правонарушения.

Каково соотношение административной ответственности к другим видам юридической ответственности?

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. Его неотъемлемые черты позволяют провести грань между ним и другими видами такой ответственности.

Итак, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; это приходит исключительно в суде; его основные аспекты регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; только физические лица подлежат уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность, хотя она возникает вне суда, что приближает ее к административной ответственности, характерна для отношений, в которых виновное лицо подчиняется органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Оно основано на дисциплинарном (служебном) проступке, являющемся нарушением или ненадлежащим исполнением служебных (служебных) обязанностей, за которое на виновного налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданской ответственности (имущества) характерно возмещение убытков или вреда, и поэтому его основным содержанием являются последствия имущественного характера, в том числе восстановительные меры. Административная ответственность не подразумевает возмещение материального ущерба, причиненного административным правонарушением.

Основы административной ответственности

Главным в описании административной ответственности является ее правовая основа, которая придает ей набор специфических качеств. Как уже отмечалось, это преступление особого вида, а именно административное правонарушение. Это его фактическая основа. При отсутствии состава преступления административного правонарушения административная ответственность возникнуть не может.

Статья 10 действующего Кодекса об административных правонарушениях определяет административное правонарушение как незаконное, виновное деяние или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Преступление является административным правонарушением, если его совершение не влечет за собой уголовную ответственность. Итак, речь идет о незаконном, виновном и наказуемом деянии.

Что значит противоправность? Тот факт, что этот акт представляет собой посягательство на требования, содержащиеся в соответствующих административных и правовых нормах. С другой стороны, тот факт, что эти нормы запрещают действия, составляющие фактическое содержание такого рода посягательств.

Все это легко раскрывается при характеристике любого административного правонарушения. Например, ст. 165 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает умышленное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Очевидно, что речь идет о недопустимости таких актов, поскольку они посягают на установленную процедуру управления.77 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года с изменениями. и дополнительный, вступивший в силу с 02.10.2012 N 158-ФЗ.

Но практически все виды правонарушений являются незаконными. Однако только для уголовных преступлений используется дополнительный элемент, который определяет их незаконность - общественная опасность. Преступление незаконно, виновно и опасно для общества. Что касается административного правонарушения, оно якобы не является общественно опасным деянием. Это правда?

Общественная опасность означает вред того или иного акта для общества, его причинение или реальную угрозу причинения значительного ущерба общественным отношениям. В силу этого задача уголовного законодательства заключается в борьбе с посягательствами на общественный порядок, собственность, личность и ее субъективные права, на верховенство закона. Но ст. 1 КоАП РФ устанавливает точно такие же задачи законодательства об административных правонарушениях. Это означает, что преступления и административные правонарушения имеют одни и те же объекты посягательства. Отсюда вывод: общественная опасность также является признаком административного правонарушения, выражением его противоправности. В противном случае трудно объяснить, почему государство использует свои полномочия для борьбы с такими действиями и широко использует правовые средства принудительного характера, если эти действия не представляют опасности для интересов общества.

Иногда административные правонарушения называют антисоциальными, что также соответствует их социальной опасности.

Конечно, они тоже вредны. Это означает, что такие действия имеют последствия, вредные для общества, граждан, органов и юридических лиц (или могут иметь их). В силу этого запреты устанавливаются при совершении определенных действий или предоставляется отрицательная правовая оценка определенного бездействия. Это также показатель их социальной опасности.

Сочетание таких признаков, как незаконность, характер и объем вредных последствий, степень виновности, лежит в основе взаимосвязи между преступлениями и административными правонарушениями. На этом основании они также различаются по характеру наказуемости: за административное правонарушение наказание более мягкое, чем за преступление.

Административное правонарушение

Понятие и признаки административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием для административной ответственности. Статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях определяет его следующим образом: «Административным правонарушением является противоправное деяние (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена ​​административная ответственность».

В определении административного правонарушения используются такие понятия, как действие или бездействие.

Действие является активной формой поведения правонарушителя, напрямую связанной с несоблюдением требований законодательства, нарушением запрета.

Бездействие является пассивной формой поведения правонарушителя, напрямую связанной с несоблюдением обязанностей и требований законодательства.

Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

  1. Антисоциальность. Законодательство определяет, какой акт является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какой нет.
  2. Несправедливость - это совершение деяния, нарушающего нормы административного и других отраслей права, защищенного мерами административной ответственности.
  3. Виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если лицо виновно, то есть деяние совершено умышленно или по неосторожности.
  4. Наказание. Только деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, признается административным правонарушением.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, установленных правовой нормой, при наличии которых противоправное деяние признается в качестве проступка.

Административная ответственность понимается как такой вид юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении административного взыскания уполномоченным органом или должностным лицом к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность имеет особенности, характерные для юридической ответственности в целом.

Административная ответственность характеризуется, прежде всего, множеством правовых норм, регулирующих различные аспекты деятельности государственных органов. Другой характерной чертой является то, что административная ответственность является универсальной, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Принципами административной ответственности являются:

  1. legality
  2. целесообразность ответственности
  3. ответственность за вину
  4. неотвратимость наказания в случае судебного преследования
  5. Индивидуализация мер ответственности
  6. humanism
  7. publicityю

Основаниями административной ответственности являются:

  • Нормативная база является нарушением административно-правового запрета.
  • Фактическим основанием является совершение административного правонарушения.
  • Процессуальным основанием является публикация правоприменительного акта.

Проблема разграничения уголовной и административной ответственности за правонарушение

Административная ответственность имеет ряд отличий от других видов ответственности - уголовной, дисциплинарной, гражданской:

  • Уголовная ответственность устанавливается только законами;
  • Дисциплинарное - трудовое законодательство, подзаконные акты, устанавливающие специфику положения отдельных категорий работников и работников;
  • Материально-трудовое и гражданское законодательство;
  • Основанием для административной ответственности является административное правонарушение
  • Основанием для уголовной ответственности является преступление;
  • Дисциплинарный - дисциплинарное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Субъектами уголовной ответственности являются только физические лица.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, включают в себя:

  1. Невозможность достичь совершеннолетия.
  2. Безумие лица, совершившего преступление, то есть человека, вызванного хроническим, психическим заболеванием, временным расстройством психической деятельности, деменцией или другим болезненным состоянием, не могло знать о своих действиях или контролировать их.
  3. крайняя необходимость - противоправное деяние, совершенное с целью устранения угрозы, угрожающей государственному или общественному порядку, имуществу, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не может быть устранена другими средствами и если вред вызванное менее значимо, чем предотвращенное.
  4. Необходимая защита - противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, имущества, прав и свобод граждан, установленный порядок управления от незаконных посягательств путем причинения вреда нарушителю, если пределы необходимой защиты не были превышены.

Как правило, организации со статусом юридического лица признаются субъектами административной ответственности согласно действующему законодательству.

Существуют частные и конкретные исключения из этого правила, например, филиалы предприятий могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства.

Признаки предмета административного правонарушения в виде организаций чаще всего отражаются в действиях отдельных лиц, чаще чиновников.

Если деяния в законе являются безличными, то есть лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, не обозначены, вина коллективного субъекта определяется незаконными последствиями его деятельности. Например, когда речь идет о преднамеренном нарушении организацией законодательства, ее нормами, субъектами такого нарушения являются должностные лица или другие сотрудники, и как должностные лица, так и организация в целом могут быть признаны субъектами такого преступления.

Коллективные юридические лица не всегда подвергаются только определенным административным правонарушениям. Граждане, должностные и юридические лица признаются субъектами определенных административных правонарушений. Например, на граждан, должностных и юридических лиц может быть наложен штраф за нарушение установленного режима использования природоохранных земель, природоохранных, оздоровительных, рекреационных целей.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры по отдельным видам правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Другие меры ответственности также предусмотрены. Так, за правонарушение в сфере строительства, помимо штрафа, можно приостановить действие лицензии на осуществление строительных работ на срок до трех месяцев.

Административная ответственность организаций может и имеет специфические особенности, в зависимости от того, в каких отраслях права она установлена. Но не всегда все функции оправданы. Они могут быть результатом свободного усмотрения, широких возможностей, для которых открывается отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных субъектов.

Административная ответственность должностных лиц

Невыполнение обязательств или нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и, следовательно, влечет за собой неблагоприятные последствия для правонарушителя.

Ответственность за совершение правонарушений устанавливается федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит комплекс запретов, нарушение которых является наиболее серьезным видом правонарушения и, как следствие, предусматривает самые суровые виды наказания. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее серьезные правонарушения. Кроме того, основания для судебного преследования содержатся в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

Каждый должен представить, что совершение одного и того же незаконного действия или бездействия может повлечь за собой юридическую ответственность (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от обстоятельств, сопровождающих нарушение, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также степени опасности (серьезности) последствий, вытекающих из этого нарушения.

В российском законодательстве отсутствует юридическое определение понятия «ответственность». Теория права разработала большое количество определений ответственности, но нет единой точки зрения по этому вопросу.

Юридическая ответственность понимается как:

  • наказание за совершенное правонарушение;
  • осуществление санкции верховенства закона;
  • мера государственного принуждения, выражающаяся в негативных последствиях для правонарушителя;
  • обязательство терпеть определенные личные или имущественные лишения;
  • осуждение как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;
  • особые правоотношения, возникающие в связи с совершенным преступлением. установленного порядка управления от незаконных посягательств путем причинения вреда нарушителю, если пределы необходимой защиты не были превышены.

Как правило, организации со статусом юридического лица признаются субъектами административной ответственности согласно действующему законодательству.

Таким образом, юридическая ответственность - это необходимость того, чтобы лицо подвергалось мерам государственного принуждения за совершенное преступление.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. 

Должность - это понятие, определяющее круг должностных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессиональной и квалификационной подготовке. Он отражает содержание выполняемой работником работы, определяет его правовой статус.

В российском законодательстве нет единого определения понятия «официальный». Определение должностного лица, данное в уголовном законе (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации), не является универсальным. Это относится только к действиям, предусмотренным гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Под должностным лицом следует понимать лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняет функции представителя органов власти, а также лицо, выполняющее организационные и административные или административные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях России.

Трудно признать это определение успешным, поскольку такие признаки, как «представитель власти», «административные и экономические обязанности», «организационная и административная деятельность», посредством которых раскрывается эта концепция, сами по себе не определены четко.

В этом отношении важно отметить разъяснение Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года:

  1. в состав представителей органов власти входят сотрудники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчинение (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполкомов Советов народных депутатов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, сотрудники милиции, государственные инспекторы и контролеры, лесники и т. д.).
  2. под организационными и административными обязанностями следует понимать функции управления трудовым коллективом, сферой труда, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация работы подчиненных, поддержание трудовой дисциплины , и т.д.). Такие функции, в частности, выполняют руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, государственных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (руководители отделов, руководители департаментов, лабораторий, отделов, их заместители). и т. д.), руководители рабочих мест (бригадиров, прорабов, прорабов);
  3. под административными и экономическими обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственной, кооперативной или общественной собственностью: установление порядка ее хранения, обработки, продажи, обеспечение контроля за этими операциями, организация обслуживания потребителей для населения и т. д. Руководители планово-экономических, закупочных, финансовых отделов и служб и их заместители, руководители складов, магазинов, мастерских, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры, снабженцы и т. д. Наделены такими полномочиями в той или иной степени.

Руководители и другие работники других организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-административных или административно-экономических функций, несут административную ответственность в качестве должностных лиц, если иное предусмотрено законом.

Наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно руководящие функции или организационные, административные, административные и экономические обязанности в силу своей должности, субъектом официального преступления в соответствии с законом также могут быть лица, которые выполняют эти обязанности в порядке осуществления уполномоченных назначенные им органы. или должностными лицами специальных полномочий (общественные инспекторы и аудиторы, тренеры спортивных обществ и команд и т. д.).

Те сотрудники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют чисто профессиональные или технические обязанности, не подвергаются должностным преступлениям. Если наряду с выполнением этих обязанностей этому сотруднику в установленном порядке поручено выполнение организационных, административных и административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может быть привлечен к ответственности за служебное преступление (за например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листовок по инвалидности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; учитель - за нарушение обязанностей, возложенных на него в качестве члена квалификационной или экзаменационной комиссии; педагог - за невыполнение своих обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время внеклассных занятий или занятий).

В некоторых случаях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях прямо устанавливает замену административной ответственности дисциплинарной. Так, военнослужащие, граждане, призванные на военную подготовку, сотрудники органов внутренних дел и другие лица, на которых распространяются дисциплинарные нормы или специальные положения о дисциплине, в большинстве случаев несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными положениями и другими нормативными правовыми актами. регламентирующий порядок их обслуживания. На общих основаниях, установленных ст. 2.5 КоАП РФ, они несут ответственность только за некоторые правонарушения (в сфере выборов и референдумов, в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения и т. д.).

В состав организации входят:

  1. руководитель организации. Согласно ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации, руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами из субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, учредительных документов юридического лица и в соответствии с местными нормативными актами он осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключаемым между организацией и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. В компетенцию исполнительного органа организации входят все вопросы управления текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции других органов. Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы, заключает сделки от имени организации, утверждает персонал, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками. организации;
  2. члены коллегиального органа управления организации (совет директоров, руководство);
  3. заместители руководителя организации;
  4. другие лица, выполняющие организационные и административные функции в организации (главный бухгалтер, руководители отделов и т. д.).

Особенность этих субъектов определяется их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является специальным должностным лицом любой организации, поскольку вся хозяйственная деятельность организации осуществляется через него. Кроме того, главным бухгалтером, как правило, является представитель организации в отношениях с налоговыми органами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», главный бухгалтер (бухгалтер - при отсутствии должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер отчитывается непосредственно перед руководителем организации, а также несет ответственность за формирование учетной политики, учет, своевременное представление полной и достоверной финансовой отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению определенных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет полную ответственность за последствия такого рода действий. операции.

В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (права и обязанности, официально предоставленные работнику) главного бухгалтера и менеджера указаны в должностной инструкции. Описание работы является довольно важным внутренним документом, который регламентирует выполнение функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающим эти должности. Описание работы должно, среди прочего, содержать положения об ответственности.

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственности за налоговые нарушения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае ответственность исходит непосредственно от юридического лица. В то же время должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности. Исключением из этого правила являются правонарушения, хотя они предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, но не имеют прямого отношения к уплате налогов и сборов. 

Чиновник как субъект административного права

Впервые в законодательстве термин «чиновник» был введен Законом «О государственной службе». К тому времени термин «чиновник» использовался в науке и законодательстве, что не отражало содержание официальных отношений. Сам факт нахождения на службе позволяет определить только форму трудовой деятельности человека, не затрагивая специфику этой деятельности, а термин «должностное лицо» подчеркивает роль должности, которая служит элементом Служба и правовой статус физического лица.

Развитие проблемы чиновника в юридической науке характеризуется двумя противоположными тенденциями: широким и узким пониманием. Они нашли яркое выражение в административном и уголовном праве. Уголовный закон определяет должностного лица с позиции особого субъекта уголовной ответственности. Цель административного права - интерпретировать понятие должностного лица как обязательного и неотъемлемого участника процесса управления. В юридической литературе отмечается, что понятие должностного лица связано с удаленностью государственных служащих как особой категории работников, их классификацией и изоляцией должностных лиц как особой категории служащих.

Чиновник наделен полномочиями, которые предоставляют право принимать решения с целью регулирования внутриорганизационных отношений, отбора и расстановки кадров, представления организационной структуры в отношениях с другими субъектами. Наличие права совершать юридически властные действия является важной особенностью, на основании которой чиновники выделяются в отдельную категорию работников. Эта позиция не вызывает возражений, однако, по отношению чиновника к государственному служащему консенсус среди ученых еще не выработан.

Сторонниками широкого понимания являются сотрудники государственных и общественных организаций, которые осуществляют особые полномочия управленческого характера. Одним из сторонников такого подхода является Ю.А. Петров, который определил, что чиновники являются государственными и государственными служащими, от имени государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий они управляют людьми, а также теми, кто связан с движением материальных и денежных ценностей. Этот подход не поддерживается администраторами и неоднократно подвергался критике. Такой признак, как осуществление управления вещами, характеризует деятельность не только чиновников, но и других работников, которые не работают. Они могут выполнять отдельные обязанности по управлению материальными и денежными ценностями на основании специальных заказов. Для того чтобы сформулировать понятие чиновника, необходимо выявить характерную особенность в статусе этой категории работников. Это такая особенность, что предоставляются специальные полномочия, которые дают работнику статус чиновника. Все чиновники наделены юридической властью над управлением людьми. Это свойство подчеркивается в их работах сторонниками как широкого, так и узкого понимания чиновника.

В узком смысле чиновники - это работники, осуществляющие «полномочия государства и власти, определяемые их компетенцией и служебной деятельностью». На государственной службе чиновник наделен официальными полномочиями и осуществляет их в интересах государства. Петрушин отмечает, что это субъект, наделенный властными полномочиями, способностью приводить в действие аппарат государственного принуждения. В этом случае реализация функций государственной службы подчеркивается. Д. Н. Бахрах, вот как он характеризует правовой статус этой категории работников: «… власть для должностных лиц аппарата государственного управления - это не столько их субъективное право, сколько их законная обязанность». Однако власть является неотъемлемым атрибутом всего социального управления - она ​​помогает влиять на других работников с целью обеспечения эффективности управленческой деятельности. Сама должность устанавливает наличие власти, так что работник, который ее занимает, имеет право осуществлять ее. По мнению К.С. Бельские власти имеют особые субъективные права, обусловленные статусом должности, которые позволяют принимать решения, издавать приказы, осуществлять контроль и координацию. Должностное лицо, находящееся в должности, не может отказаться от осуществления этих полномочий.

Вывод:

Решение глобальных проблем коррупции в современном государственном административном аппарате связано с необходимостью повсеместного предотвращения административных правонарушений. Обеспечение соответствия нормальному режиму работы, деятельности чиновников и функционированию бюрократического аппарата в целом является необходимым атрибутом любого правового государства.

К сожалению, сегодня проблема административной ответственности чиновников остается одной из самых актуальных и актуальных проблем не только в области административного дела, но и в уголовном праве.

Основываясь на содержании данной курсовой работы, мы можем сделать следующий вывод: цели и задачи, поставленные во введении, практически полностью выполнены. В своей работе я рассмотрел и проанализировал материалы, относящиеся как к теории, так и к практике административной ответственности должностных лиц. Мне удалось сформулировать ряд теоретических положений для преодоления некоторых правовых пробелов в этой теме, ограничиваясь объемом этой работы, поскольку проблемы института ответственности должностных лиц в административном праве Российской Федерации фактически являются Неиссякаемый.