Особенности административного порядка обжалования актов налоговых органов.

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Современные тенденции развития законодательства о налогообложении имущества физических лиц
Особенности налоговых правонарушений, совершаемых налоговыми агентами.
Судебный порядок защиты интересов налогоплательщиков – физических лиц.
О применении социальных налоговых вычетов определенными категориями налогоплательщиков.


Введение:

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Несмотря на тот факт, что налоговое законодательство сделало огромный шаг по сравнению с периодом, когда сбор различных налогов регулировался многими законодательными актами, Налоговый кодекс далек от совершенства и нуждается в доработке. К сожалению, из-за отсутствия систематического формирования внутренней структуры налогового законодательства, а иногда и из-за поспешности законодателя при разработке и принятии налоговых правовых актов многие нормы в Налоговом кодексе вызывают трудности в толковании. и применение правовой нормы из-за ее неопределенности или противоречий с другими правилами, регулирующими налоговые и правовые отношения, что не дает точного руководства в решении трудностей, возникающих на практике. Все это вызвало конфликты между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Более того, основа конфликтов часто заключается не столько в расширенном толковании налоговыми органами правовых норм, сколько в применении правовой нормы из-за ее неопределенности или противоречия с другими нормами, регулирующими налоговые и правовые отношения.

Разрешение спора на таких условиях облегчается его передачей в компетентный государственный орган - вышестоящий налоговый орган или суд. В подавляющем большинстве случаев выбор налогоплательщика делается в пользу судебной власти из-за отсутствия внутриведомственного интереса, принципов конкуренции, процессуального равенства сторон в споре. 

Налоговые споры как разновидность экономических споров

Налоговый спор, разрешенный арбитражным судом, представляет собой как материальное, так и процессуальное правоотношение. Налоговый спор возникает после оценки действий (действий или бездействия) налогоплательщика налоговыми органами. Как правило, до предъявления претензий в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения государством в лице налоговых органов и представляет собой существенные налоговые правоотношения. В этом случае налоговый спор разрешается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.   

Несмотря на нормативное закрепление возможности обжалования действий и действий (бездействия) налоговых органов в административном порядке, анализ практики показывает, что большая часть споров подлежит разрешению судебными органами. В таких случаях налоговый спор становится структурно сложным отношением, поэтому после обращения заявителя в арбитражный суд спор становится значительным как по существу, так и по процессуальному. 

К признакам налогового спора как материального отношения, имеющего перспективу его рассмотрения в арбитражном суде, относятся:

  1. субъектный состав, в том числе налоговый орган и юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) в качестве налогоплательщика;
  2. содержание, состоящее из разногласий относительно выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах;
  3. неразрешенный конфликт, вызвавший налоговый спор в результате столкновения разногласий во мнениях налогового органа и налогоплательщика относительно объема прав и обязанностей последнего.

Общие признаки процессуальных отношений, которые развиваются при разрешении налогового спора, включают в себя:

  • характер спора (налоговый спор является формой хозяйственного спора);
  • обязательным предметом является суд, как государственный орган, уполномоченный рассматривать его;
  • наличие процессуальной формы совершения юридически значимых действий.  

Выделив основные признаки налогового спора, его можно определить как неразрешенный административный конфликт между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу объема налоговых прав и обязательств за заявленный период по видам налогообложения, а также применению налогового законодательства. как установление фактических обстоятельств и подлежит разрешению в порядке, установленном процессуальным законодательством.

В зависимости от того, какой налоговый спор следует рассматривать в арбитражном суде, предмет доказывания различается, распределение бремени доказывания дифференцируется, субъекты доказывания меняются. Налоговые споры могут быть классифицированы по различным критериям. 

Во-первых, в зависимости от того, требуется ли использование специальных знаний в области бухгалтерского учета при разрешении налогового спора.

Исходя из этого, мы можем выделить:

  1. Споры, связанные с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязательств (формирование налоговой базы, исчисление налога);
  2. Споры, связанные с невыполнением дополнительных обязанностей (нарушение сроков регистрации в налоговом органе, уклонение от регистрации в налоговом органе).

При разрешении споров, связанных с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязательств, суд устанавливает факты, относящиеся к предмету доказательств, первоначальная информация о которых содержится в учетных регистрах.  

Во-вторых, метод сбора налогов позволяет разделить налоговые конфликты на споры:

  • Связанные с расчетом и уплатой прямых налогов;
  • Связанные с расчетом и уплатой косвенных налогов.

Для предмета доказательства эта классификация интересна, прежде всего, потому что при определении такого юридического факта, как факт налогового правонарушения, суд должен четко понимать, каков механизм и экономическая сущность налога.

В-третьих, фактическое содержание налоговых споров включает в себя: споры, связанные с разногласиями относительно фактического состава; споры, связанные с разногласиями в толковании налогового законодательства. 

Особенностью налогового законодательства является наличие большого количества норм с относительно определенной диспозицией, когда невозможно точно установить, какие обстоятельства должны быть доказаны, то есть включены в предмет доказывания для конкретного спора. Поэтому в этих случаях роль суда в конкретизации общих правил значительно возрастает. Кроме того, большие трудности возникают при толковании налогового законодательства.   

В зависимости от вида обжалуемых актов налоговые споры подразделяются на:

  • Споры по оспариванию нормативных правовых актов;
  • Споры по оспариванию ненормативных правовых актов.

При разрешении данной категории споров должны быть доказаны не только факты принятия, регистрации и публикации акта для широкой общественности, но и нарушение прав и законных интересов конкретного лица. Следовательно, бессмысленность заявленного требования здесь не соблюдается. 

Защита прав налогоплательщиков 

Нормативно-правовые акты России предусматривают следующие способы защиты прав налогоплательщиков: президентские, административные, судебные, самозащита прав.

Президент Российской Федерации может быть обжалован в связи с любыми действиями (бездействием) регулирующих органов в финансовой сфере. В частности, Президент Российской Федерации может быть обжалован решениями ФСЭСП, Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая действует при Правительстве Российской Федерации. 

Административный метод предусматривает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права в вышестоящий орган по отношению к органу, который принял решение или выполнил действие. Административная процедура предусматривает упрощенное производство по поданной жалобе. В то же время административная процедура не отрицает возможности последующего обращения за защитой в суд или альтернативной процедуры защиты прав субъектов налоговых правоотношений.  

Наряду с административным, также применяется процедура судебного обжалования. В основной части налоговых отношений для граждан общая процедура предусмотрена Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суде 1 . Закон предусматривает, что каждый гражданин имеет право на апелляцию, полагая, что его права и свободы были нарушены, он был незаконно обвинен в каких-либо обязательствах, или он был незаконно привлечен к ответственности, или были созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица - субъекты налогового права - имеют право ходатайствовать о судебной защите, даже если спорные финансовые отношения были оформлены договором.   

Значительная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре Российской Федерации, которая согласно Конституции Российской Федерации (ст. 129) и Закону «О прокуратуре Российской Федерации» 4, составляет единую централизованную систему. Наряду с другими областями в функции прокуратуры входит надзор за исполнением финансового законодательства. 

Для выполнения функции надзора за исполнением налогового законодательства органы прокуратуры имеют право проводить проверки на предмет соблюдения и соблюдения финансового законодательства. Такие проверки проводятся в связи с жалобами, заявлениями и другой информацией о налоговых нарушениях, полученных прокурором. В случае установления фактов нарушения налогового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: выступить с заявлением об устранении нарушений законодательства; обжаловать действия, противоречащие закону, изданному или принятому органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовыми органами, подать иск в защиту нарушенных финансовых прав и интересов граждан, общества и государства, охраняемых законом; возбудить дело о финансовом правонарушении; возбудить уголовное дело на основании экономического преступления.     

Налоговое законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам право на самозащиту своих прав. В соответствии с подп. 11 стр. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе не соблюдать противоправные действия и требования налоговых органов и их должностных лиц. Незаконность указанных актов или требований заключается в их несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам.    

Налоговое законодательство устанавливает презумпцию того, что налогоплательщик является правильным в случаях неизбежности сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; Искусство. 21 Налогового кодекса Российской Федерации дает налогоплательщикам право не соблюдать противоправные действия и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам; Искусство. 63-67 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают возможность защиты налогоплательщиком своих прав после окончания производства по делу о налоговом правонарушении с использованием процедуры изменения сроков уплаты налогов и пени в виде отсрочка, рассрочка или налоговый кредит. Также дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков и, в случае нарушения, их защиты следует считать налоговое законодательство, устанавливающее возможность привлечения к ответственности должностных лиц налоговых органов, совершивших противоправные действия при исполнении служебных обязанностей.      

Меры по защите нарушенных прав субъектов налоговых отношений позволяют, с одной стороны, защищать их права и законные интересы от противоправных действий государственных органов, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой - обеспечивать финансовую интересы государства и муниципалитетов.

Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков 

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков означает возможность обжалования действий налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) или в суд.

Процедурные правила, определяющие порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо, устанавливаются ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Когда налогоплательщик использует административный порядок защиты нарушенных прав, обжалование действий налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в соответствии с административной иерархией - жалоба подается в налоговый орган (должностное лицо), который сообщает налоговый орган или должностное лицо, совершившее нарушение закона.

Обжалование незаконных действий налоговых органов или их должностных лиц осуществляется только в письменной форме. Жалоба должна содержать имя и координаты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основания для апелляции. 

Налоговый кодекс РФ устанавливает трехмесячный срок исковой давности (срок обжалования) для подачи жалобы на противоправные действия, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо обязаны рассмотреть его и принять одно из следующих решений в течение месяца со дня получения жалобы:

  1. отклонить жалобу;
  2. отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  3. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  4. изменить решение или принять новое решение по существу обстоятельств дела.

О любом принятом решении сообщается лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней.

Административная процедура по защите нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебной. В то же время существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от решения суда по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика. В соответствии с общими процессуальными нормами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган (должностное лицо) вправе рассмотреть жалобу и принять любое решение по ней до тех пор, пока суд (арбитражный суд) не вступит в законную силу по решению. спора в силу обстоятельств, идентичных поданной жалобе. Таким образом, когда суд удовлетворяет требованиям налогоплательщика, налоговый орган обязан признать решение суда законным, а также принять решение в пользу заявителя.   

Административный порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях с целью всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, у налогоплательщика могут быть запрошены любые документы, информация или объяснения.   

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков предполагает обращение лица в соответствующий суд. Для судов всех типов рассмотрение налоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, поскольку судьи должны владеть не только налоговым, но и почти всем финансовым законодательством, а также понимать правила бухгалтерского учета при проведении аудиторской деятельности.   

Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

  1. признание Конституционным Судом Российской Федерации неконституционного законодательного акта полностью или частично;
  2. признание судом общей юрисдикции права субъекта Российской Федерации, противоречащего федеральному закону и, следовательно, не действующего или не подлежащего применению;
  3. признания арбитражными судами или судами общей юрисдикции нормативного или ненормативного акта налогового органа, другого государственного органа или местного самоуправления противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика;
  4. отмена арбитражным судом или судом общей юрисдикции недействительного нормативного или ненормативного акта налогового органа, другого государственного органа или местного самоуправления, который противоречит закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика;
  5. неприменение судом нормативного или ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
  6. пресечение действий должностного лица налогового органа или другого государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
  7. принуждение налоговых органов, других государственных органов или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от которых они уклоняются;
  8. признание взыскания (распоряжения) налогового или иного органа, не подлежащего исполнению, бесспорным списанием сумм задолженности, штрафов и пени за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;
  9. возврат из бюджета необоснованно списанных бесспорных сумм задолженности, пени, штрафов;
  10. взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне собранных сумм налога, пошлины, пени;
  11. возмещение убытков, вызванных неправомерными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

В то же время вышеперечисленные способы судебной защиты являются предметом претензий налогоплательщиков.

После вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации порядок определения подсудности налоговых споров претерпел существенные изменения. Статья 138 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что случаи обжалования нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подчиняются арбитражным судам и лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в судах общей юрисдикции. 

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков были разработаны совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Федерация от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения части первой Федерального налогового кодекса Российской Федерации». В постановлении уточнено, что налоговые споры рассматриваются арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ. Российской Федерации и судов общей юрисдикции - в порядке, предусмотренном ч. 24 ГПК РФ и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан ".  

Значительная часть дел, возникающих из налоговых отношений, рассматривается арбитражными судами. Статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к компетенции арбитражных судов по рассмотрению хозяйственных споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:  

  1. о оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. о взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской и иной экономической деятельностью, обязательных платежей, санкций, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  4. иные случаи, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если по федеральному закону их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции, поскольку число субъектов, обращающихся в эти суды, значительно больше.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 21 июня 1999 г. № 42 «Обзор практики разрешения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие в связи с Расчет подоходного налога подчиняется арбитражным судам независимо от причины возникновения спора . »

По общему правилу (статья 35 АПК РФ) иск подается по месту нахождения налогового органа, действия, действия или бездействие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органам местного самоуправления, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение. 

Статья 138 Налогового кодекса устанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров - принцип определения надлежащего ответчика. Согласно вышеуказанному принципу, в случае обжалования акта налогового органа ответчик должен обратиться в налоговый орган, независимо от того, кто подписал оспариваемый акт - руководитель налогового органа, его заместитель или другое должностное лицо. В случае обжалования действий или бездействия налоговых должностных лиц надлежащим ответчиком будет должностное лицо, которое совершило оспариваемые действия или которое было бездействующим.  

Правоприменительная практика рассмотрения налоговых споров показывает, что в судебном процессе неизбежно рассматриваются следующие вопросы:

  • применение материальных норм законодательства о налогах и сборах;
  • применение процессуальных норм, послуживших основанием для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведения налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания задолженности или пени;
  • юридическая квалификация статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с целью выявления налоговых последствий этих операций.

Неотъемлемой частью судебного процесса по защите прав налогоплательщиков является исполнение судебных решений. Общие правила исполнения судебных решений установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Особенности исполнения судебных решений по налоговым спорам регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно которому сумма налога, чрезмерно взимаемая налоговым органом, и проценты, начисленные на эту сумму, должны быть возвращены налоговым органом в течение через месяц после решения суда (пункт 5 статьи 79 Налогового кодекса). Важной гарантией реальности восстановления нарушенных прав налогоплательщиков является положение о начале срока возврата - один месяц со дня принятия решения, а не вступление в законную силу решения суда. Соответствующие суммы денег, присужденные налогоплательщику для компенсации, выплачиваются из бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.    

В практике налоговой деятельности часто бывают случаи, когда налогоплательщик имеет задолженность по уплате налогов и сборов или задолженность по процентам из-за того же бюджета, из которого подлежат возврату избыточные налоги и штрафы. В данной ситуации пункт 1 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации требует сначала зачесть для погашения задолженности, а затем вернуть налогоплательщику оставшуюся разницу в чрезмерно возмещенных денежных суммах.  

Вывод

С каждым годом количество судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами быстро растет.

Это связано, прежде всего, с несоблюдением налогового и налогового законодательства самими ИФНС, а также с неоднозначностью налогового законодательства и различными целями и задачами сторон, что часто вызывает разногласия между налоговыми органами и налогоплательщики относительно расчета и уплаты налогов.  

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь, налогоплательщики имеют право требовать от налоговых служащих соблюдения законодательства о налогах и сборах при осуществлении ими действий в отношении налогоплательщиков. 

Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель отношений с налоговыми органами, и зачастую нежелание граждан и организаций ссориться с налоговыми служащими приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В то же время, независимо от способа выстраивания отношений с налоговой службой, налогоплательщики, как правило, не могут избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждая организация должна отстаивать свою правильность в вопросах своевременного представления налоговой отчетности. , правильно рассчитать налог и оплатить. 

Следует иметь в виду, что действующее законодательство накладывает на налоговые органы обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия обжалуемого решения. Более того, в случае оспаривания решений налоговых органов арбитражные суды часто разделяют позицию налогоплательщика, поскольку зачастую решения налоговых органов не основаны на законе, а «подгоняются» под верховенство закона. 

Как правило, причинами налоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия (бездействие):

  • необоснованный отказ в возмещении НДС;
  • решения налоговых органов по результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности;
  • необоснованное решение заблокировать текущий счет;
  • запрос об уплате налогов, штрафов, пени;
  • необоснованное списание налогов со счета организации;
  • уклонение от ответов на письма, заявления и запросы налогоплательщиков