Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя и его поэтического видения мира. А.С.Пушкин о специфике таланта Гоголя

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю.Лермонтова, его структура, система образов
А.В.Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств
Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения
Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность


Введение:

Главным в творчестве Николая Васильевича Гоголя является, по словам Т.А.Гуковского, «свободный полет музыки духа, создающего идеальное, радостное и светлое сознание безграничной силы снов». Это отличительная черта мира великого художника слова, написавшего, казалось бы, мистические и загадочные произведения. Необычный и «странный» мир Гоголя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - это пролог к ​​дальнейшей работе Гоголя. Здесь художественный мир Гоголя странный и необычайно веселый. Неудивительно, что издатели хихикали, когда печатали «Ночь перед Рождеством».

Или это: «Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны. Только завидели деда - и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла - все повытягивались и вот так и лезут целоваться» («Пропавшая грамота»).

Мир настоящий и фантастический одновременно. Дьяволы и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» материальны как живые люди.

Много можно написать о необычайно легком юморе Гоголя. Это юмор, а не сатира. Когда в «Мертвых душах» автор пишет о шеф-поваре Ноздрёве, который что-то вкладывал в свою кулинарию, было бы жарко, но вкус наверняка получился бы. Это разговор двух дам о Чичикове - обычные сплетни, а потом мы слышим авторский юмор: «Хорошая леди во всех отношениях» и «просто хорошая леди». Это Собакевич, который не любил говорить о ком-либо хорошо. Смешное преобладает в творчестве Гоголя.

Сказка о капитане Копейкине фантастична, что перекликается с петербургскими сказками Гоголя.

От романтизма до реализма - это путь Гоголя как писателя. Но его романтизм реалистичен, а его реализм романтичен. Мечта, мечта - вот что движет и скользит в творчестве Гоголя. И та печаль, которая исходит из реальности.

Мечта, недостижимый идеал и бесконечная комедия присутствуют в прозе Гоголя. Даже страшные сцены «Вия» иногда вызывают улыбку: ведь ведьма умерла, потому что они ехали на ней и избивали ее. Другое дело, что Хома Брут не прошел испытание ведьмой.

«Проза Гоголя наполнена таинственной энергией: мир его произведений одинаково призрачен и реальн, прост и невероятно сложен. Здесь все подчинено особым законам, малоизвестным любителям «здравого смысла». Само пространство, в котором живут герои Гоголя, также необычно. Он изгибается, раскалывается, пульсирует, постоянно меняется, затем сжимается до размеров ящика Чичикова, затем расширяется космически. И все это из очевидной простоты. Каждый может увидеть эту «странность» гоголевского мира, но невозможно однозначно объяснить, что это такое».

Итак, в поэме «Мертвые души» мир, созданный Гоголем, необычен тем, что он делится на два мира: реальный мир и идеальный мир. Идеальный мир Гоголя - это мир живой человеческой души - ведь в идеале душа бессмертна. Этот идеальный мир нарисован автором в лирических отступлениях и отчасти во втором томе «Мертвых душ», который, как вы знаете, сгорел Гоголь - так фантастически казалось Гоголю преобразовывать другой, уродливый мир - мир мертвой души.

Это реальный мир, отражающий современную российскую реальность для Гоголя. Мир Маниловых, Собакевичей, Плюшкинских, Коробочки, Ноздревых, Шефов полиции и Чичиковых. Мир взяток щенков и не только, мир страхов, сплетен и басен. Мир, в котором фраза - «А покойник, бывало, любил, чтоб ему на ночь пятки почесали» - звучит вполне добродушно и не удивляет.

Реальный мир Гоголя - это мир карточных игр, визитов гостей, мир застолий, интриг женской части общества, нелепостей и комедий.

«Нарисовав картину современного мира, создав карикатурные маски своих современников, в которых слабости, недостатки и пороки, характерные для той эпохи, гипертрофированы, доведены до абсурда - и потому в то же время отвратительны и нелепы, Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, насколько аморален его мир».

Мир в комедии «Ревизор» такой же смешной, ужасный и странный. «Сюжет, основанный на самообмане, раскрывает в героях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывает смех над ними, над их жизнью - которая была жизнью всей России».

В «Ревизоре» сущность экстраординарного - шанс его величества. И Хлестаков, и мэр, и его окружение уверены, что никаких личных заслуг, интеллекта и достоинства от человека не требуется, нужно просто кого-то подобрать. Небольшие, вульгарные черты города, ни одного положительного героя - это модель современного мира, современного российского общества. Вероятно, не случайно Гоголь написал «Ревизора», когда работал над «Мертвыми душами».

В «Мертвых душах» - провинции, в «Генеральном инспекторе» - город представляет собой карикатуру, модель мира с извращенными нормами жизни. Страшный и безобразный мир. И в «Генеральном инспекторе», и в «Мертвых душах» сосредоточено все плохо закаленные, испорченные, мертвые души.

«Мертвые души» и «Ревизор» - более поздние работы Гоголя. Первый успешный цикл гоголевских рассказов - «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Из этого цикла «Сочельник» самый сказочный, самый фантастический . «Как настоящая сказка (народная, а не литературная), это оптимистичная и радостная вещь. Кстати, это единственный раз - и не в цикле, а в творчестве Гоголя - красота приобретает конкретные, живые черты. Если в современном мире, хорошо известном читателю, любимые гоголевские героини - Улинка из второго тома «Мертвых душ», незнакомец, встретивший Чичикова, резко выделяются из этого мира как нечто идеальное, то в их описании присутствует интенсивный пафос и, как все идеальное, они неземные и даже бесцветные, изображающие женщину в и без того идеальном и радостном мире сказочного прошлого, Гоголь не нуждается в идеализации ее, не боится сделать из нее кокетку - однако, совершенно безвредна, даже иногда смешно: «Лгут люди, я совсем не хороша».

«Мир, который открывался в «Вечерах на ферме около Диканьки», имел мало общего с реальностью, в которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый сказочный мир, в котором преобладает яркое крупное начало. И это стало резким контрастом с тем мрачным бюрократическим, свинцово-серым Петербургом, в атмосфере которого так трудно было привыкнуть молодому писателю».

По вечерам на хуторе близ Диканьки сила зла не страшна, а скорее забавна. Но в Миргороде уже все по-другому: действие происходит не в сказочном мире, а в реальном, где зло сильнее.

«Повесть «Вий» основана на контрасте: добра и зла, фантастического элемента и реально-бытового, трагического и комического».

Героический мир Запорожской Сечи отразил гениальность Гоголя в исторической истории, близкой к роману - «Тарас Бульба». Вся история пронизана очарованием и человечностью героев. Юмор в этой истории добрый. Повесть «Тарас Бульба» пропитана патриотическим пафосом и глубокой любовью к Отечеству.

«Единственной… дельной книгой» называл Гоголь книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Эта книга показала Гоголя как блестящего мыслителя, показала его духовную жизнь.

«Многие десятилетия официальное литературоведение изображало Гоголя односторонне - в качестве критика «общества в котором он жил, писателя, творчество которого было направлено лишь на то, чтобы «показывать отрицательные стороны существующего буржуазно-помещичьего мира» и «вскрывать антинародную сущность самодержавной системы». Его духовная сущность оставалась в тени».

Вот что написал Гоголь Белинскому в ответ на резкое нападение на эту его книгу: «Мысль, которая пронизывает всю мою книгу, состоит в том, как просветить грамотного перед неграмотным, как просветить перед теми, кто имеет тесные столкновения с людьми чем сами люди, все эти мелкие чиновники и власти, которые все грамотны и, тем временем, совершают много издевательств. Поверьте мне, этим господам более необходимо публиковать книги, которые вы считаете полезными для людей. Люди менее избалованы, чем все это грамотное население. Но издавать книги для этих джентльменов, которые раскрыли бы им секрет того, как поступать с людьми и подчиненными, которые им доверены, не в широком смысле, в котором повторяется слово: не кради, соблюдай истину, или: помните, что ваши подчиненные такие же, как вы и тому подобное, но кто может им точно сказать, как не воровать, и чтобы правда только соблюдалась».

В гоголевском мире мечты и реальность странным и необычным образом переплетаются. Мечта и реальность. Наиболее полную картину этого факта творчества Гоголя дает его петербургская повесть «Невский проспект».

«О, не верьте этому Невскому проспекту!» - хрестоматийно известная фраза.

В этой истории есть резкий контраст между реальным и вымышленным. Юмор, доброта и грусть автора, его философия жизни присутствуют в этой работе: «Как странно, как непостижимо наша судьба играет с нами! Получаем ли мы когда-нибудь то, что хотим? Мы добираемся туда, где наши силы кажутся намеренными? Все происходит наоборот».

Вместо чистого идеала женственности - проститутка, вместо кокетки - верная жена. Вместо вершин творчества - безумие и самоубийство, вместо почтения - издевательство.

Мир перевернутого восприятия того, каким он должен быть в жизни, - это мир Гоголя. Вот почему он странный. В этом мире много комиксов, но также много трагического, о котором мастерски пишет Гоголь, с тонким юмором и иронией писателя вечности.

Вот, например, описания посетителей Невского проспекта в начале рассказа: «В двенадцать часов репетиторы всех народов совершают набеги на Невский проспект со своими домашними животными в расистских ошейниках. Понемногу, все кто закончил довольно важную домашнюю работу так или иначе присоединяется к их обществу: те, кто говорил со своим врачом о погоде и о маленьком прыщике, прыгающем на носу, кто узнал о здоровье лошади и их детей, однако, проявив большие таланты, прочитав плакат и важную статью в газетах о прибытии и уходе, наконец, выпить чашку кофе и чая, здесь вы найдете единственные бакенбарды, пропущенные необыкновенным и удивительным искусством под галстуком, бархат, атлас, черные бакенбарды, такие как соболь или уголь. Здесь вы найдет замечательные усы, не изображенные ни одним пером или кистью, усы, которым посвящена лучшая половина жизни, являются предметом долгих бдений днем ​​и ночью, усы, на которые вылились самые восхитительные духи и ароматы, и которые были помазаны всеми самыми драгоценными и редчайшие разновидности губной помады и усов, в которые заворачиваются, которые дышат самой трогательной любовью их ссор и которые являются предметом зависти проходящих мимо людей».

Гоголь выражает на Невском проспекте мысль, что реальность отвратительна по сравнению со сном. Эта жизнь пуста и бездействует, В то время как сон радостен и дает то, что человек хочет.

Непрерывная прогулка по Невскому проспекту, потому что там «демон зажигает лампы» - так заканчивается история. Жизнь дьявольская - мысль невольно приходит в голову. Художественная литература сочетается с комедией и тоской по яркому миру.

Еще более фантастичны и угрюмы, и грустны повести «Нос» и «Шинель».

«Совершенная чепуха совершается в мире. Иногда нет никакого правдоподобия вообще: внезапно этот саамский нос, который катался в ранге государственного советника и издавал так много шума в городе, оказывался, как будто ничего не случилось на его месте, то есть между две щеки майора Ковалева.

Гоголь пишет в «Носе», что, хотя никто не может поверить в заговор, «такие инциденты случаются в мире».

Иннокентий Анненский полагал, что фантазия Гоголя была дана в Носе, чтобы выразить пошлость жизни. И почему бы не принять описанный в «Носе» инцидент для «мечты» Ковалева?

Ковалев обнаруживает отсутствующий нос, когда просыпается. И на его месте тоже находит нос, когда проснулся. Итак, вымышленная, фантастическая реальность вполне может быть - во сне.

Но разве «ходячий» нос Ковалева - его мечта? Быть в золотом мундире, ездить на карете, спрятать лицо в большом стоячем ошейнике. Ведь не зря он называет себя майором и покупает ленту для заказа, которого у него нет.

Ирреальность. Ведь Иван Яковлевич нашел нос двадцать пятого марта; в апреле седьмого числа нос обнаружился на месте. Итого, нос «гулял» почти две недели.

Сам автор отмечает, что весь инцидент покрыт туманом, а это значит, что это сон больного человека. Чем болеет коллегиальный оценщик Ковалев? Вульгарность, банальность, обыватель - все, что болеет на «Невском проспекте». А само открытие носа у буханки хлеба пьяницей Иваном Яковлевичем, невозможность избавиться от него без свидетелей - это как сон, как бред алкоголика.

Нос стал разъезжать по городу и называть себя статским советником, а ведь Ковалев и приехал в Петербург затем, чтоб «искать приличного своему званию места: если удастся, то вице- губернаторского, а не то - экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте». Видно, не нашел майор Ковалев этого места. И остался - с носом. Вот в чем соль, комизм и реалистичность повести «для пользы молодежи».

Заключение

«Шинель» - поворотный момент для Гоголя. В нем впервые показан герой, которому симпатизирует читатель. Несмотря на то, что Гоголь посмеивается над Акакием Акакиевичем, герой становится жертвой. Затем начинается фантазия: Акакий Акакиевич бродит по городу в форме мертвеца и мстит - он снимает свои плащи у прохожих.

Портрет старого ростовщика губит людей в повести «Портрет». Этот портрет был написан набожным, очень талантливым и ярким художником, но он сам понял, что нарисовал портрет сатаны и он дьявол, все еще жив в мире - в конце концов, портрет был украден в аукцион, не допуская его уничтожения. Согласно истории Гоголя, так или иначе, много людей было уничтожено золотом и дьяволом. И снова мечта в первой части истории, мечта молодого художника, судьба которого была разрушена портретом дьявола. И снова безумие.

Чертовщина также происходит в повести «Портрет». И все это с юмором, с иронией по отношению к реальности, с философскими высказываниями об Отечестве, с русскими людьми, с переплетением сна и реальности.

Герой «Дневника сумасшедшего» сходит с ума от любви к дочери босса. И снова выдумка: собаки Фидель и Менджи умеют разговаривать и писать письма. Но все это так реалистично. Описан ли бред сумасшедшего? Вполне возможно. Бред всегда странный, но реалистичный.

Многие из коротких рассказов Гоголя - это сказки с анекдотами и смысловыми играми, благодаря которым Гоголя можно безошибочно узнать. По словам Б.М.Эйхенбаума, «Гоголевский состав не определяется сюжетом - его сюжет всегда беден, скорее - сюжета нет, а взята только одна комическая (а иногда даже не комическая) позиция, которая служит просто стимул или повод для развития комических устройств».