Основы потребительского выбора

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Монополистическая конкуренция: анализ рынков в экономике Республики Беларусь
Ценообразование на мировом рынке
Роль крупных корпораций в развитии региона страны
Экономические системы общества


Введение:

Изучение потребительского выбора в целом, а также на национальном рынке, по моему мнению, является важной задачей для любого экономиста-исследователя. Объясняется это тем, что мы живем в мире рыночных отношений, где всё ориентировано на потребителя и на удовлетворение его услуг. Соответственно, данный вопрос будет всегда актуален. В курсовой работе осуществлена попытка рассмотреть основные факторы, влияющие на потребительский выбор и охарактеризовать особенности потребительского рынка России.

Над проблемой анализа потребительского выбора и его особенностей работали многие известные ученые-экономисты. Так, например, Леон Вальрас был одним из тех, кто предложил количественную теорию поведения потребителей, основанную на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности. В разработку противоположной теории - порядкового подхода, согласно которому внимание нужно уделять не полезности, а предпочтению потребителя - внесли огромный вклад такие выдающиеся экономисты, как Е. Слуцкий, Дж. Хиккс, В. Парето. 

Тем не менее есть необходимость дальнейшего анализа обозначенной проблемы. В связи с этим цель курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических основ анализа потребительского выбора для рассмотрения особенностей потребительского выбора в России.

Экономическая сущность потребительского выбора

Для того, чтобы освоить принципы функционирования рынка, необходимо прежде всего понимать, на чем основано поведение его участников. Основным субъектом рыночной экономики является потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее продукт производства или свой собственный. В микроэкономике под термином «потребитель» понимается хозяйствующий субъект, обособленно принимающий решение о распределении своего бюджета на покупку потребительских благ.

Исходя из этого, поведение потребителя можно определить как процесс, в ходе которого происходит формирование рыночного спроса покупателя. Данный процесс осуществляется посредством потребления благ, учитывая при этом их цены. Следует так же отметить, что выбор потребителя является рациональным. Рациональный потребитель старается организовать свои покупки так, чтобы максимизировать совокупное удовлетворение.

Анализ поведения потребителя, а именно формирования спроса потребителя на товары и услуги, основан на концепции полезности, согласно которой потребление благ приносит потребителю определенную пользу, выраженную в полученном удовольствии. Исходя из этого, цель потребителя - извлечение наибольшей пользы, а для этого необходимо осуществление рационального потребительского выбора, то есть выбора такой комбинации товаров, которая обеспечит максимальную полезность и при этом не позволит превысить предел своего бюджета. Немного отличается понятие потребительского выбора в работе Таранухи Юрия Васильевича, преподавателя МГУ: «Потребительский выбор - принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность». Данное понятие основывается на положении о суверенитете потребителя, которое является одним из допущений при анализе поведения потребителя.

Суверенитет потребителя - это независимость его от производителя, понимается как невозможность диктата производителя по отношению к потребителю. Обращаясь к мнению Таранухи, суверенитет - это власть потребителя над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителя. Допустим, что товары на рынке распроданы. Это является показателем того, что потребитель дает возможность производителю получать прибыль и расширять производство, то есть поощряет производство таких товаров.

Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода его потребительского выбора. Она заключается в том, что, во-первых, выбор потребителя формируется без влияния извне(самостоятельно), а во-вторых, он не зависит от выбора других потребителей. Однако, и в этом случае потребитель не может считаться абсолютно свободным в своем выборе. Существуют так называемые ограничители, которыми вынужден руководствоваться потребитель в своем свободном выборе. К основным ограничителям относят доход, имеющийся в распоряжении потребителя, рыночные цены на товары и услуги, а также и другие факторы рыночной конъюнктуры.

Свобода потребительского выбора не дает гарантий на суверенитет потребителя. Он может быть ограничен и другими способами: потоварный налог, НДС, акцизы, налог на потребление и многие другие способы. Примером таких ограничений могут выступать специальные надбавки - акцизы. Их вводят, чтобы сделать малодоступными товары, которые могут нанести вред организму. К таким товарам можно отнести, например, табак и алкоголь.

Для того, чтобы понять как покупатели распределяют свой доход на покупку тех или иных товаров, каким образом цены товаров и предпочтения потребителей влияют на их выбор, а также понять, как покупатели стараются увеличить свои чистые выигрыши от приобретения товаров и услуг, и существует теория потребительского поведения. Она имеет широкое распространение как в рыночной сфере деятельности, так и в социальной. Как решение завести ребенка или вступить в брак зависит от экономических факторов? На этот вопрос и старается ответить теория поведения потребителя.

Рынок как экономическая система ориентирован на потребителя, так как для рыночной экономики в первую очередь представляют интерес те субъекты, которые имеют возможность предъявить платежеспособный спрос. Таким образом, потребитель во взаимоотношениях с другими субъектами рынка занимает центральную роль, потому что его потребности влияют на производителя, который в свою очередь стремится получить прибыль, удовлетворив потребности потребителя быстрее и качественнее.

В зависимости от теорий классификации потребительского выбора выделяют две теории, речь о которых пойдет в следующих пунктах.

Выбор любого потребителя составляется исходя из доходов самого потребителя, цены на товар, а также его полезности. Леон Вальрас, Уильям Джер и Карл Менгер независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности, основу которой составили понятия общей и предельной полезности. Общей полезностью называется удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора товаров и услуг. Предельная полезность - это полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага. 

Таким образом, цена экономического блага сводится к определению его полезности и затрат труда на его производство. Различные блага измеряются в так называемых ютилах, однако невозможно измерить общую полезность, так как для разных потребителей ценность одного и того же блага может быть различной.

За основу экономического анализа принимаются законы насыщения потребностей человека.

При колебании цен на товары и услуги, которые входят в рыночную корзину (иначе говоря, набор товаров) потребителя, происходят колебания предельной полезности этих товаров.

Стоимость или ценность блага выражается степенью важности той потребности, которая удовлетворяется в субъективной оценке самого потребителя.

Субъективная оценка, в свою очередь, находится в зависимости от степени редкости блага и насыщения потребности в нем.

С увеличением количества потребляемых благ, их предельная полезность падает.

Равновесие потребителя достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам выравниваются. Это можно выразить с помощью формулы, которую также называют уравнением спроса отдельного потребителя.

В количественной теории, как уже было сказано выше, предполагается, что потребитель может дали количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого набора товаров.

Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с увеличением потребления какого-то одного блага при постоянных объемах потребления всех остальных, общая полезность, получаемая потребителем возрастает, но все медленнее.

Существуют законы Госсена, первый из которых констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение благом. Также первый закон гласит, что при повторных актах потребления полезность первой единицы блага убывает.

Второй закон Госсена описывается следующим образом, чтобы получить максимальную полезность от потребления, заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потреблять в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ была равна одной и той же величине. Если такое равенство не выполняется, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ можно повысить общую полезность. Примером может служить ситуация перераспределения времени на подготовку к зачету по физкультуре и микроэкономике в зависимости от важности и необходимости дисциплины.

В условиях рыночной экономики трактовка данного закона претерпевает изменения: мы меняем время на цену и получаем формулу, выведенную нами ранее.

В таком случае потребитель достигнет максимального удовлетворения, если распределит свои средства на покупку товара так, чтобы их предельная полезность была равна постоянной величине.

Перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношения предельной полезности благ к их цене не станут одинаковыми.

Принимая во внимание все вышеперечисленны факты, можно заключить, что основными понятиями, на которые опирается кардиналистская теория, являются понятия общей и предельной полезности.

Ординалистская теория потребительского выбора является более поздней разработкой двух экономистов - В. Парето и Дж. Хикса. Также огромный вклад внесли Эджуорт и Слуцкий.

Ординализм концентрирует внимание на приоритетах потребителя. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, в порядке которых в голове человека товары выстраиваются от самых желанных до наименее желанных.

Именно порядковый подход к теории предельной полезности и ложится в фундамент потребительского поведения. Основным инструментом анализа порядковой теории является кривая безразличия.

Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор двух благ, что потребителю все равно, какой из этих наборов выбрать. Кривая показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителя равным уровнем полезности.

Карта кривых безразличия - набор кривых безразличия для одного потребителя, который однозначно выражает его предпочтение и позволяет предсказать его отношение к сочетанию потребления двух товаров.

В теории ординализма целевая установка потребителя - максимизация полезности от приобретаемых экономических благ - достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов. В такой трактовке понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ. Ординальная, т.е. порядковая, величина полезности должна показать, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребителя.

Отсутствие точных количественных измерителей субъективных потребительских предпочтений не позволяет определить точную меру того, насколько уменьшилась или увеличилась эта степень удовлетворения. Зато можно с определенностью говорить, какой из наборов благ приносит большее удовлетворение. Выбирая набор благ из имеющихся альтернатив, потребитель присваивает первый ранг набору с большей для себя полезностью, второй с меньшей, третий c еще меньшей и т.д. В данном случае суверенитет потребителя - это его право субъективно присваивать порядковые предпочтения и ранжировать их в рамках имеющихся альтернатив.

Для более подробного изучения моделирования поведения потребителя с точки зрения математических расчетов мне понадобится рассмотреть понятие «бюджетное множество».

Бюджетное множество - понятие, используемое в теории потребительского поведения, обозначающее подмножество допустимых альтернатив (потребительских наборов) с учётом бюджетных ограничений, под которыми понимаются ограничения расходов потребителя его доходами и первоначальными запасами экономических благ.

Предположим, что имеется некоторое количество различных товаров. Количество i-того товара обозначим , тогда некоторый упорядоченный набор товаров обозначим X=(,…,) и является n-мерным вектором товаров. Такой набор товаров называется корзиной, в которой данные товары находятся в определенном количестве.

Для обозначения дохода потребителя возьмем некоторую сумму Q. Множество наборов товаров стоимости не более Q при данных ценах P называется бюджетным множеством B; множество наборов товаров стоимости, равной Q, называется границей бюджетного множества G, которую можно записать следующим образом:G = {XB: PX = Q}.

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, и это вполне объяснимо, поскольку наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Вспомним, что наклон прямой линии характеризуется коэффициентом при переменной Х в уравнении этой прямой.

Наклон бюджетной линии равен, таким образом, соотношению цен товаров, взятому с противоположным знаком. Наклон этот, как видно, является постоянной величиной, поскольку мы предположили ранее, что отдельный потребитель не способен повлиять на рыночные цены товаров.

Теперь представим графически множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению. Поскольку объемы потребления не могут быть отрицательными величинами, доступное множество представляет собой заштрихованный треугольник ОАВ, ограниченный бюджетной линией и осями координат. K и L - доступные наборы, D и Е - недоступные.

Отсюда следует вывод, что бюджетное множество - это совокупность таких товаров и услуг, которые потребитель может себе позволить, располагая своим бюджетом. Поведение потребителя в таком случае описывается следующим образом, выбор потребителя некоторого набора товаров во многом зависит от денежной суммы, находящейся в распоряжении потребителя, а также его вкусов и желаний. Соответственно, и структура поведения потребителей основана на этом же принципе.

Некоторые маркетологи (Энджел, Хокинс и их соавторы) полагают, что потребительский выбор происходит поэтапно, однако четких его разграничений не существует.

Признание определенного товара оптимальным - это конечная составляющая выбора, то есть выбор как результат. Однако оптимальный товар - не самый лучший в абсолютном смысле, он является относительно лучшим в данных условиях при наличии данных ресурсов. Финансы - это определяющий ресурс в выборе оптимального товара, то есть такого товара, который бы соответствовал содержимому кошельку потребителя.

Таким образом можно прийти к выводу, что основу потребительского выбора составляют принципы ненасыщаемости, субституции, транзитивности, плюрализма и убывающей предельной полезности. Следует также отметить, что процесс выбора у потребителя происходит в несколько этапов.

Анализ особенностей потребительского выбора в России

Люди отличаются своими способностями и возможностями. Эти различия, определяющие спрос на различные товары и услуги, находят свое отражение в индивидуальных доходах потребителей. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Следует отметить, что от уровня доходов напрямую зависит и уровень потребления населения.

В нашей стране вопросами по формированию семейного дохода и расхода, установлении прожиточного минимума, а также определения влияния уровня цен и налоговых ставок на общий доход населения, еще недавно занимались не экономисты, как во многих других странах с рыночной экономикой, а социологи и демографы.

Так как семейный доход - это составляющая государственного бюджета, то процесс его формирования является особенно важным в изучении благосостояния и уровня экономики в государстве. В свою очередь значительную часть семейного дохода составляет заработная плата. Это означает, что в условиях инфляции материальное положение многих семей ухудшается за счет понижения семейного бюджета в целом.

Как показывает статистика, денежные доходы увеличиваются с каждым годом. Большую часть доходов занимает заработная плата, чуть меньше - социальная поддержка, потом доходы от предпринимательства и собственности, а наименьшую часть занимают остальные доходы. Также следует обратить внимание на тот факт, что увеличение доходов граждан не означает, что цены на различные товары и услуги останутся неизменными.

Пока еще никому, ни одной стране не удалось избавиться от проблемы социального неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командно-административной экономики СССР государство действовало по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Это и влекло за собой различие в доходах, так способности людей различны и труд их имеет разную ценность.

Данное различие в уровне доходов населения по мере увеличения разрыва между слоями общества способно создать угрозу для экономической, а значит, и политической атмосферы в государстве. В связи с этим страны первого мира - развитые страны - периодически проводят необходимые меры по борьбе с таким неравенством.

Экономическая, политическая и социальная стабильность находится под угрозой высоких показателей межрегиональной дифференциации среднедушевого денежного дохода населения. В таблице приведены все округа Российской Федерации, средние данные по ним, а также минимальный и максимальный среднедушевой денежный доход по субъектам РФ.

Как очевидно представлено в таблице, межрегиональная дифференциация по доходам достаточно велика, что и является причиной разнородности потребительского выбора в разных регионах нашей страны. К сожалению, эта проблема ставит под угрозу существование единого социально-экономического пространства в Российской Федерации.

Принимая во внимание все вышеперечисленные факты, можно сделать заключение о том, что доходы населения и их дифференциация оказывают наибольшее влияние на потребителя и его выбор в России.

В нашей стране более ста различных народов, значит, сколько бы мы не были патриотами своего народа, своей нации, важно понимать все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует особой толерантности, тем более, что усилившейся тенденции интеграции стран, их общность постоянно нарастает. Этот аспект важен для нас в рассмотрении вопроса потребительского выбора в России и ее регионах, так как национальные особенности являются фактором, влияющим на вкусы и предпочтения потребителя.

Для нас, жителей Дона, естественно, особый интерес представляет наш регион и его социально-экономические особенности.

Потребительский рынок - одно из наиболее развивающихся направлений экономики Ростовской области, включающее в себя три сферы обслуживания населения - розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание. Их вклад в развитие общего социально-экономического потенциала региона составляет около 1/5 части валового регионального продукта.

Сфера обслуживания является в наши дни самой востребованной, поэтому ее доля в пополнении бюджетов всех уровней составляет 13,2%.

В среднем на потребительском рынке Ростовской области трудоустроена четверть населения Ростовской области по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля 22,6%.

По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации на потребительском рынке Ростовской области присутствуют федеральные и международные розничные операторы, что позволяет причислить область к числу субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия для потребителей.

В 2012 году в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года разработана Концепция развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года. В этой концепции определены стратегические цели и приоритетные направления региональной политики в сфере развития потребительского рынка Ростовской области на долгосрочную перспективу.

В 2013 году в целях повышения мотивации областных товаропроизводителей, особенно предприятий АПК (Агропромышленный комплекс), к повышению качества и конкурентоспособности производимых товаров, в Ростовской области внедрена Система добровольной сертификации «Сделано на Дону», зарегистрированная Росстандартом России и внесенная в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации Российской Федерации.

Также в 2013 году сотрудниками Южно-Российского филиала Института РАН был проведен опрос с целью определить факторы, влияющие на потребительский выбор.

В анкете, которая предлагалась респондентам, было необходимо проставить каждому фактору оценки от одного до девяти. Данное анкетирование было предложено как обычным покупателям, так и сотрудникам торговых фирм. В итоге получились два ряда данных, отражающих мнение простых покупателей о том, чем они руководствуются, совершая покупки, и мнение экспертов.

Для потребителей на первом месте находится их собственный опыт, затем - мнение близких, а на третьем месте - стоимость товара. Эксперты же придерживаются мнения, что стоимость товаров все-таки стоит для большинства людей на первом месте, а на третьем уже собственный опыт. Отсюда очевидно, что и потребители и производители сошлись в выборе трех основополагающих факторов.

Наконец, наименее значимым оказался такой фактор, как доверие самому продавцу, магазину. Вероятно, в современную эпоху, когда магазины торгуют в основном товарами чужого производства, фактор продавца теряет свою значимость.

Также были проведены исследования, позволяющие конкретизировать понимание потребительской мотивации.

В отношении того, что является главенствующим для покупателей - качество или цена, получен однозначный и прогнозируемый ответ: абсолютное большинство покупателей ищут именно соотношение качества и цены. Доля же тех, кто отдает предпочтение исключительно дешевой продукции, составляет лишь 11%.

Довольно любопытным является то, что по статистике 75 процентов потребителей занимают активную позицию в выборе товаров и лишь 14% опрошенных указали, что при покупке товаров они не проявляют активности, а покупают то, что предлагает магазин.

Учитывая полученные данные о мотивации потребителей, уровень правовых знаний покупателей следует считать также важным фактором их потребительской удовлетворенности. Данные, проанализированные выше, продемонстрировали, что большинство опрошенных жителей области активно подходят к поиску товара, а следовательно ищут наиболее полного удовлетворения своих потребностей. При этом первостепенным для покупателей является поиск оптимального соотношения цены и качества товара. Но на что опираются покупатели при выборе товара непосредственно? Данные говорят о том, что это, прежде всего, собственный опыт - самый надежный критерий. Но надежным он может стать только тогда, когда, вполне вероятно, уже было совершено несколько ошибок.

И здесь свою роль начинает играть уровень правовой грамотности потребителей, поскольку отстоять свои права в споре с продавцом можно только четко зная свои возможности и обязанности торговых компаний. Данные опроса показывают, что даже в такой простой вещи, как получение чека с продажи, продавцы не всегда ведут себя в соответствии с требованиями закона. Лишь 65% опрошенных указали, что им всегда выдают чек, при этом 14% отметили, что чек им выдают только по требованию.

Оптимистичен тот факт, что большинство опрошенных (78%) указали, что всегда стараются отстаивать свои права в споре с продавцом. Тех, кто игнорирует такую возможность, соответственно насчитывается 22%.

А вот способы информирования потребителей об их правах в настоящее время в магазинах и на предприятиях сферы услуг не вполне эффективны. Лишь 34% опрошенных заявили, что пользуются информационными стендами, размещенными на предприятиях розничного рынка. При этом 30% опрошенных отметили, что вообще никогда о таких стендах не слышали.

Как показывает все тот же опрос, около 15% покупателей все же приходилось обращаться для защиты своих прав к специалистам. На мой взгляд, это показатель достаточно высокий, поскольку обращение к специалистам говорит о том, что все иные варианты разрешения конфликтной ситуации были исчерпаны.

Потребительский рынок, включающий в себя три сферы обслуживания населения - розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание - является одним из самых актуальных направлений развития экономики Донского края.

Ростовская область входит в число самых благоприятных для потребителей субъектов Российской Федерации. Причина этого в том, что на нашем потребительском рынке присутствует достаточное количество федеральных и международных розничных операторов.

Потребители и производители Ростовской области определили три основных фактора, влияющих на потребительский выбор - стоимость товара, собственный опыт и мнение близких.

Заключение

Теория потребительского выбора анализирует процесс принятия решений индивидами. Каждый из нас прекрасно осведомлен о том, что наш выбор ограничен нашими финансовыми ресурсами. Имея в виду это ограничение, мы стремимся достичь максимального удовлетворения наших потребностей. Теория потребительского выбора описывает эти психологические процессы таким образом, чтобы мы получили возможность провести их экономический анализ.

Изучение потребительского поведения - сложная наука. В своей курсовой работе я изложила основные концепции проблем потребительского поведения.

Таким образом, можно смело заключить, что по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину, о проблемах с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием определенных факторов и чем мотивируется его выбор.