Основы конституционного строя РФ

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие законности и правопорядка
Конституция РФ 1993 г. – Основной Закон российского государства
Понятие прав и свобод человека
Основные виды прав и свобод человека

 

Введение:

Отношения людей между собой и с государством являются основой любых конкретных отношений общества в целом, будь то экономических, социальных, политических, гражданских. Регулирование этих отношений является важной правовой обязанностью государства. Степень свободы отношений между гражданами и государством показывает уровень правовой культуры государства, а также степень его демократии. 

Конституционные основы Российской Федерации являются источниками законодательства российского общества, регулирующего и характеризующего важные общественные отношения в различных областях.

Конституционные основы российского государства, в том числе политические и экономические, изложены в Конституции Российской Федерации 1993 года. Эти основы характеризуют, в частности, экономические и политические отношения, которые важны в жизни российского общества и, следовательно, имеют большое значение. В соответствии с положениями Конституции, все законодательство Российской Федерации строится, что определяет актуальность детального рассмотрения основ конституционного строя. 

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституция как источник права

Конституция (от лат. Constitutio учреждение) является основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу. Конституция занимает главное, центральное место в российском законодательстве. Этот закон устанавливает основные принципы государственного устройства, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и отношения органов государственной власти и управления (форма правления). Конституция определяет круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. 

Конституция это прежде всего правовой документ, основа государственности, правопорядка. Именно в этом качестве он составляет предмет науки конституционного права. 

В то же время это политический документ, потому что он, безусловно, оказывает регулирующее влияние на политические отношения в обществе.

Основы конституционного строя Российской Федерации, закрепленные в главе 1 Конституции, являются основным источником права, поскольку ни один закон и правовой акт не могут противоречить Конституции, главному закону высшей юридической силы.

Конституционные права граждан это основа, на которой строится вся социально-правовая система России, формируются законы, подзаконные акты, положения, кодексы. Все юридические документы в стране раскрывают только общую концепцию любого положения Конституции. Подтекст, приведенный в Основном законе, является обязательным для соблюдения при написании любого нового закона, в том числе при подготовке документов государственного стандарта, международных документов и соглашений. 

Конечно, существуют установленные нормы международного права, которых должны придерживаться все государства, однако политика страны всегда основана, прежде всего, на Конституции, гарантом которой в Российской Федерации является Президент. Основные положения Конституции как источника права несут большое значение и несут большую ответственность за тех, кто гарантирует их неприкосновенность. И нарушение Основного закона государства неприемлемо ни с какой стороны, так как это подрывает авторитет страны в целом. 

Понятие конституционного строя

Конституционная система это способ организации государства, обеспечивающий подчинение закону и характеризующий само государство как конституционное.

Основами конституционного строя являются основные основы государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить государству конституционный статус.

Основой конституционного строя Российской Федерации являются положения главы 1 Конституции Российской Федерации, и никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Таким образом, гарантом Конституции Российской Федерации всех закрепленных в ней положений, в том числе основ конституционного строя, является Президент Российской Федерации. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации можно выделить: политические, экономические, гражданско-правовые (личные), социальные основы российского государства.

Политические основы российского государства

Политические основы когда государство обеспечивает государственный суверенитет и суверенитет народа и нации в законодательных актах, включая основной закон государства Конституцию.

Организация политической жизни российского общества и политические права граждан Российской Федерации отражены в основном в главе I Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». 

Политические основы конституционного строя включают концепцию организации государственной власти в стране. Государственная власть в своем превосходстве, единстве и независимости как форма народной власти характеризует суверенитет государства. Государственный суверенитет является собственностью государства, независимо и независимо от полномочий других государств, выполнять свои функции на своей территории и за ее пределами в международном сообщении. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Никто не может узурпировать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение власти преследуются по федеральному закону. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет всю систему правовых отношений в государстве, устанавливает общие нормы права, правоспособности, прав и обязанностей государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, которые вместе составляют высшую государственную власть. Помимо прочего, в отношении государственной власти Конституция определяет следующее: государственная власть осуществляется на основе разделения властей на независимые ветви: законодательную, исполнительную, судебную; Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством и судами; Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образованными ими органами государственной власти. 

Конституция признает Россию государством с республиканской формой правления. Его главной особенностью является избрание и смена главы государства. Конституция закрепляет следующие особенности республиканской формы правления: отказ от любого независимого и долгосрочного владения государственной властью; создание государственных органов на основе гармонизации интересов государства с неприкосновенностью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный период времени. 

Кроме того, среди положений Конституции, касающихся конституционного устройства, могут быть сделаны положения о территориальном устройстве государства. В соответствии с Конституцией Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты федерации с большой независимостью. 

Федерация это объединение двух или более штатов в один новый штат. Таким образом, федеративное государство это сложное государство, в которое входят и другие штаты. 

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении субъектов власти и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. Российской Федерации, равенство и самоопределение народов в Российской Федерации. Равные права субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти означают, что все субъекты Федерации имеют равные права в отношениях с федеральными органами государственной власти, что не может быть никаких субъектов Российской Федерации. Федерация, которая имеет какие-либо преимущества в этих отношениях по сравнению с другими ее субъектами. В этом смысле все субъекты Российской Федерации равны. 

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является верховенством закона.

Суть концепции верховенства права заключается в ее последовательной демократии, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Государство это правовое государство, которое признает в качестве своих неотъемлемых особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, верховенство закона, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и компенсацию за ущерб, причиненный им населением. учреждение. Главное в правовом государстве состоит в том, что государство связано законом, гарантируя предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства закону и защиту граждан от возможного произвола. государства и его органов.

Верховенство права характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивается законами и нормами, которым обязаны подчиняться все государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его самый важный принцип верховенство закона. 

Верховенство права означает утверждение его верховенства, то есть такого положения закона, когда выраженные в нем принципы и основы общества остаются непоколебимыми, и все субъекты общественной жизни подчиняются его нормам без исключения. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 

В соответствии с Конституцией Россия является демократическим государством. Демократия находит выражение прежде всего: 

  • в демократии;
  • в разделении властей на независимые ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Смысл теории разделения властей, сформулированной Д. Локком и С. Монтескье, состоит в том, что для обеспечения свободы граждан различные функции Государственная власть, законодательная, исполнительная и судебная, должна осуществляться различными независимыми друг от друга органами, которые сдерживают друг друга. В России принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение властей на 3 ветви было объявлено «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правовое государство. В апреле 1992 года этот принцип был введен в Конституцию как одна из незыблемых основ конституционного строя России; 
  • в местном самоуправлении. В Российской Федерации местное самоуправление гарантируется и признается, что осуществляется самостоятельно в пределах своих полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В современных условиях в Российской Федерации местное самоуправление относится к праву и способности населения различных территориальных единиц управлять в рамках закона под своей ответственностью и в своих интересах значительной частью государственных дел. Положения о местном самоуправлении в Конституции Российской Федерации содержатся не только в главе 1, но и в главе 8 «Местное самоуправление» (статьи 130-133 УКРФ 1993 года). 
  • в политическом разнообразии.

В России, как и в любом другом легальном демократическом государстве, политическая система активно развивается.

Политическая система общества (ПСО) совокупность государственных организаций и учреждений, вовлеченных в государственную и общественно-политическую жизнь страны.

Структура ПСО:

  1. государственные,
  2. политические и общественные организации (включая партии).

Основным институтом политической жизни общества является верховенство закона, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита граждан. Государство выражает интересы основной части населения (единственного носителя власти и суверенитета страны), обладает огромными материальными ресурсами, имеет независимые специальные аппараты для законотворчества, управления и правоприменения, обладает суверенитетом и верховенством внутри страны. и далее, распространяет свою власть на всех членов общества. Государство играет объединяющую роль в рамках политической системы, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая жизнь страны и политическая борьба. Основной целью государства как структурной части ПСО является организация общественно-политической жизни общества через власть. 

Что касается общественных организаций, то закон «Об общественных объединениях» характеризует их как добровольные некоммерческие объединения, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В России равенство общественных объединений определяется перед законом.

Однако существуют некоторые запреты на создание общественных организаций и участие в них определенных категорий граждан. Например: судьи не имеют права принадлежать к политическим партиям и движениям, а деятельность политических партий и организаций не допускается в органах прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Деятельность организаций, чьи цели или действия угрожают конституционному строю Российской Федерации, не допускается. Основной целью общественных объединений является выражение интересов определенных слоев населения, в том числе социально незащищенных граждан, меньшинств и т. д. 

Выражение гражданами своих интересов в составе общественных организаций полностью соответствует Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что каждый имеет право на объединение (однако никто не может быть принужден вступать в какое-либо объединение или оставаться в нем). Кроме того, Глава 2 Статья 31 дает гражданам право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетов, но только мирно, без оружия.

Эта статья также способствует деятельности политических партий, которые нередко проводят митинги, шествия, пикеты, осуществляют свое право на митинги и одновременно преследуют свою главную цель борьбу за власть, которая, однако, согласно КРФ, принадлежит народ. Деятельность политических структур в целом характеризуется главой 1, статьей 13 Конституции: в Российской Федерации признается политическое разнообразие, многопартийность, которая, по сути, присутствует в политическая система России сегодня. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами права вступать в политические партии, регулируются Федеральным законом «О политических партиях».

Основы конституционного строя РФ

В соответствии с этим законом политическая партия является общественным объединением, созданным для участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах власти и местное управление.  

Конституция характеризует участие граждан в политической жизни страны следующим образом: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане могут лично подавать запросы в эти же органы государственной власти и местного самоуправления, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. В части 1.2 статьи 32 второй главы Конституции сообщается, что граждане Российской Федерации также имеют право участвовать в управлении делами государства, могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдум. 

Политические права в целом могут осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Отличительной чертой политических прав, по сравнению, например, с личными правами, является то, что они могут в основном осуществляться только гражданами Российской Федерации и, более того, по достижении совершеннолетия. 

Экономические основы российского государства

В экономических основах верховенства закона, которым является Российская Федерация, определенные отношения, основанные на развитии различных форм собственности, на свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом.

Экономические основы российского государства содержатся в соответствующих положениях первой и второй глав КРФ.

В соответствии с Основным Законом Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное движение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Конституция гласит, что экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается. В Российской Федерации также действует Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, который определяет организационные и правовые основы предотвращения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на российских товарных рынках. 

Конституция Российской Федерации исходит из того, что различные формы собственности присущи экономической системе России. Установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Граждане и их объединения имеют право иметь землю в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их владельцами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Условия и порядок использования земельных участков определяются на основании федерального закона.

Кроме того, каждый имеет право владеть, владеть, использовать и распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами46. Отношения, построенные на праве собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и автономные округа, выданные в пределах их полномочий. 

В Российской Федерации частная признается и защищается аналогичным образом(интеллектуальная собственность также защищена законом), государственной и других форм собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Кроме того, Конституция предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда, и имущество может быть принудительно отчуждено только при условии предварительной и эквивалентной компенсации. 

Помимо экономических прав граждане Российской Федерации также несут экономические обязательства, а именно каждый обязан платить установленные налоги и сборы.

В обществе, особенно в сфере государственного и муниципального управления, экономическая сфера постоянно пересекается с социальной. Даже федеральный бюджет (в целом, финансово-экономический документ) все чаще называют социально ориентированным, поскольку в нем все больше и больше статей расходов, особенно для социальной сферы. В связи с этим многие права граждан имеют не только социальную, но и экономическую направленность. И целесообразно рассматривать некоторые положения Конституции Российской Федерации как источник не только социальных или экономических прав, но и совокупности социально-экономических прав. 

Конституция подтверждает социальную направленность законов Российской Федерации, гласит: Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В условиях демократии государство всеобщего благоденствия предоставляет широкие возможности для любых социальных сил, которые хотят оказывать помощь социально обездоленным. Например, в Конституции говорится, что страна поощряет «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. 

В Российской Федерации установлена ​​гарантированная минимальная заработная плата, установлены государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. 

В соответствии с КРФ каждый имеет право на жилье и не может быть произвольно лишен его. Бедным, другим гражданам, указанным в законе, требуется жилье, оно предоставляется бесплатно или за приемлемую плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с нормами, установленными законом. 

Конституция Российской Федерации гарантирует доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый также имеет право на получение высшего образования на конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на вознаграждение за труд не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом, а также право на защиту от безработицы. Лицу, работающему по трудовому договору, гарантируется продолжительность рабочего времени, установленная федеральным законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый и ежегодный отпуск. 

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является социальная рыночная экономика, в рамках которой производство и распределение товаров и товаров осуществляется преимущественно через рыночные отношения. Субъектами таких отношений являются субъекты частного предпринимательства, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль. 

Основной задачей социально-экономической политики России является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для личностного развития.

Значение основ конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции. Первоначальное описание конституционного строя государства свидетельствует о высокой значимости и определяющей позиции его основ. Конституционные права граждан являются основой, на которой строится вся социально-правовая система России, поскольку ни один закон и правовой акт не могут противоречить Конституции основному закону государства, обладающего высшей юридической силой. 

Основные положения Конституции Российской Федерации в главе «Основы конституционного строя» определяют территориально-правовой статус российского государства, форму правления и раскрывают содержание государственной власти. Государства-основатели закреплены в основах Конституции. 

Среди основных прав граждан Российской Федерации в Конституции выделяются экономические, политические, социальные, гражданские (личные), это права, которые определяют и регулируют основные отношения в обществе. Толкование и описание этих прав в Конституции свидетельствует о высокой важности отношений, которые они содержат для общества. Это также означает защиту прав и отношений граждан со стороны государства и власти, что, в сущности, определяет их гарантированную работу и стабильность в социально-политической, экономической, социальной, правовой сферах жизни общества, а также стабильность. и безопасность общества и государства в целом. 

В России последняя Конституция, пятая по счету, была принята в 1993 году. Долгосрочное действие этого документа является гарантией стабильности в стране, гарантией верховенства закона и права. Конституционная основа российского государства основана на соблюдении закона и выражении интересов людей, являющихся носителями власти в нашей стране. Россия демократическое правовое государство, конституционные основы которого соответствуют нормам международного права и интересам российского общества. В связи с этим можно говорить о высокой правовой культуре политической системы и правовой системы в России, а также о высокой значимости основ конституционного права как источников правовой, социальной, экономической, политической стабильности в российском обществе. 

Заключение

Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции. Первоначальное описание конституционного строя государства свидетельствует о высокой значимости и определяющей позиции его основ. Конституционные права граждан являются основой, на которой строится вся социально-правовая система России, поскольку ни один закон и правовой акт не могут противоречить Конституции, главному закону государства, обладающему высшей юридической силой. 

Положения Конституции Российской Федерации определяют основные основы конституционного строя Российского государства: территориально-правовой статус Российского государства, форму правления, раскрытие содержания государственной власти, основы Конституции, описание все, что было достигнуто и защищено многонациональным народом России: разнообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные основы содержат нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения: экономические, политические, социальные, гражданские (личные), которые служат правовой основой российского законодательства. По содержанию эти нормы чрезвычайно абстрактны, поскольку их целью является закрепление самого важного в общественных отношениях. Характерной чертой Конституции России является ее прямое действие, которое закреплено в статье 15 Основного закона Российской Федерации. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются ни в каком другом юридическом подтверждении. Это дает им действительную высшую юридическую силу. 

Конституция, прежде всего, является юридическим документом, основой государственности, законности и верховенства закона. Именно в этом качестве он составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время это политический документ, поскольку он, безусловно, оказывает регулирующее влияние на политические отношения в обществе. Конституция Российской Федерации также является социально ориентированным документом, в котором закреплено: Россия является социальным государством. 

Политические и социально-экономические основы конституционного строя являются важными фундаментальными положениями российской правовой системы. Их содержание характеризует важные общественные отношения. Эти основы конституционного строя, объединяющие политические и социально-экономические нормы, служат гарантией защиты прав граждан, способствуют стабильности в российском обществе и государстве.