Основные центры притяжения рабочей силы

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное регулирование миграции рабочей силы
Количественные показатели межстранового перемещения рабочей силы
Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
Характеристика трудовых ресурсов России

 

Введение:

Важной формой международного сотрудничества является международное движение факторов производства. Оно включает: 

  • международное движение трудовых ресурсов;
  • международный капитал течет через международный кредит;
  • прямые иностранные инвестиции.

Причины международного движения факторов производства по своей сути не отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя существует методологическая общность анализа международной торговли и движения факторов, тем не менее, анализ последних требует некоторого расширения концепций, связанных с движением товаров и услуг. 

Страна с избытком трудовых ресурсов под влиянием определенных обстоятельств может импортировать капиталоемкие товары; под влиянием других получать капитал путем заимствования за рубежом.

Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или привлекать трудовых иммигрантов.

Страна, которая не может поддерживать эффективный размер производства, может импортировать товары, при производстве которых крупные фирмы имеют преимущество, или разрешить производство этих товаров филиалам иностранных фирм.

Международное движение факторов производства на практике создает большие трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем над потоками капитала, строгим регулированием прямых иностранных инвестиций и т. д. 

Именно поэтому анализ торговли изначально возможен при отсутствии движущихся факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, потому что оно значительно повышает эффективность производительных сил мира. Это предмет специального анализа. 

Анализ международного движения факторов производства обычно начинается с анализа международной мобильности трудовых ресурсов простейшей формы движения факторов.

Международная трудовая миграция: понятие, виды

Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой сложное, неоднозначное явление, которое требует внимательного изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики в сочетании с другими процессами и явлениями экономической жизни современного общества.

Масштабы потоков и драматическое положение как добровольных мигрантов, так и тех, кто вынужден идти в разные исторические эпохи и годы, превращаются в глобальные проблемы. Для решения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество. 

Поэтому в современных условиях большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции и ее регулированию.

Миграция населения это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного проживания или возвращением на него.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает, когда существует значительный контраст в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического роста стран, которые принимают и дают труд.

Мировой опыт показывает, что трудовая миграция дает несомненные преимущества странам (как в приеме рабочей силы, так и в ее предоставлении). Несмотря на это, он требует решения и способен создавать острые социально-экономические проблемы. 

К началу XXI в. Международная миграция населения стала глобальным процессом, охватывающим практически все страны и континенты, все социальные сектора гражданского общества. 

В волне широкомасштабных межстрановых перемещений населения и трудовых ресурсов потоки эмигрантов, путешествующих в другие страны, навсегда смешались с временными трудовыми мигрантами, специалистами, учеными и студентами, беженцами и просителями убежища, нелегальными иммигрантами и туристами.

Около 20 миллионов человек ежегодно перемещаются из страны в страну.

В современных условиях миграция населения и трудовых ресурсов стала постоянным, неизбежным и очень сложным процессом.

Наряду с движением товаров, услуг, капитала и технологий, это один из ведущих факторов производства в международном масштабе.

Международная трудовая миграция это перемещение трудоспособного населения из одного государства в другое с целью поиска работы на период более одного года, что может быть вызвано прежде всего экономическими причинами. Помимо экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции определяется также политическими, этническими, культурными, семейными и другими причинами. 

Все перемещения населения по каждой территории состоят из эмиграционных и иммиграционных потоков трудовой миграции. Мотивирующим мотивом является желание зарабатывать больше, чем дома, и стремление найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим принято считать международную трудовую миграцию оплачиваемой профессиональной деятельностью за рубежом. 

Все перемещения населения относительно каждой территории состоят из двух потоков: эмиграция и иммиграция. Эмиграция это выезд за границу, а иммиграция это прибытие из-за границы. 

Иными словами, международная трудовая миграция это экспорт и импорт наемных работников. Разница между иммиграцией (из страны) и эмиграцией (в другую страну) заключается в миграционном балансе. 

В то же время существует более специфическая форма международной миграции реэмиграция, то есть возвращение ранее эмигрировавшего населения на родину.

Международная миграция высококвалифицированных кадров называется «утечкой мозгов».

Сегодня это серьезная проблема для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН, постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну с целью найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.

Существует также особая категория легальных мигрантов фронтальных работников, то есть работников, которые ежедневно пересекают границу для работы в соседнем государстве. Яркий пример тому мексиканские рабочие, которые ежедневно работают в Соединенных Штатах. 

В соответствии с классификацией, разработанной Международной организацией труда (МОТ), современная международная трудовая миграция делится на 5 основных типов:

  1. работа по контракту, в котором четко определен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приходят на уборку урожая, а также неквалифицированные или неквалифицированные рабочие; 
  2. профессионалы с высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта;
  3. нелегальными иммигрантами являются иностранцы с просроченной или туристической визой, которые занимаются трудовой деятельностью;
  4. беженцы лица, которые эмигрировали из своих стран из-за любой угрозы их жизни и работе;
  5. иммигранты это переезд на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов в основном ориентирована на поездки в промышленно развитые страны. 

Международная трудовая миграция сложное и неоднозначное явление. Это связано с тем, что, в отличие от товарного обмена или движения капитала и информации, люди с их личными судьбами и проблемами вовлечены в миграционные процессы. 

Причины трудовой миграции определяются влиянием ряда факторов экономического и неэкономического характера.

Неэкономические факторы включают политические и правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия экологические, образовательные, культурные, психологические и этнические факторы также стали оказывать серьезное влияние на развитие миграционных процессов. 

Экономические причины скрываются в разнородном экономическом уровне формирования отдельных стран. Труд перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни. Беспристрастная возможность миграции возникает из-за национальных различий в условиях оплаты труда по определенной профессиональной деятельности. 

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:

  1. Различный уровень экономического развития стран, что влечет за собой разную стоимость рабочей силы и поиск более высоких заработков. Например, в Мексике почасовая заработная плата рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в Соединенных Штатах рабочему той же квалификации платят 5 долларов в час; 
  2. состояние национального рынка труда. В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что заставляет людей искать работу в других странах; 
  3. структурная перестройка экономики. Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного миграционного оборота в России в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г .; 
  4. развитие научно-технического прогресса, которое сопровождается увеличением потребности в квалифицированной рабочей силе;
  5. вывоз капитала, функционирование транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют объединению труда с капиталом, либо перемещая труд в капитал, либо перемещая его капитал в регионы с избытком рабочей силы. 

В мировой практике сложилась определенная классификация форм трудовой миграции. Они заключаются в следующем по направлениям:

  • миграция из развивающихся и постсоциалистических стран в промышленно развитые страны;
  • миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • трудовая миграция между развивающимися странами;
  • миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

По территориальному признаку:

  • межконтинентальный;
  • внутриконтинентальный;

В соответствии с уровнем квалификации мигрантов:

  • высококвалифицированная рабочая сила;
  • низкоквалифицированный труд;

По времени:

  • безотзывный (как правило, межконтинентальный);
  • временные (как правило, внутриконтинентальные);
  • сезонные (связанные с ежегодными поездками на заработки);
  • маятник (предусматривающий ежедневные поездки к месту работы за пределами их населенного пункта, страны);

По степени законности: 

  • юридический;
  • незаконно.

Если в 1960 году число трудящихся-мигрантов составляло 3,2 миллиона человек, то в 1995 году оно увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 миллионов человек, а в 1997 году уже 40 миллионов человек; в 2003 году 50 миллионов человек. 

Более того, если учесть, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения уже превышает 150 миллионов человек. Основу миграционных потоков составляют работники, в меньшей степени работники. 

Общие глобальные последствия трудовой миграции имеют два аспекта.

С одной стороны, оно обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, дает возможность изучать новые регионы, устремляет огромные массы самых активных и энергичных людей в экономические центры, помогает менять экономические, социальные и культурное положение людей, нарушая привычные традиции жизненных форм.

С другой стороны, трудовая миграция способствует быстрому росту крупных городов, ухудшению экологической ситуации, депопуляции села и создает проблемы, связанные со сложностью адаптации мигрантов к новым условиям жизни.

Следовательно, международная трудовая миграция обнаруживает как положительные, так и отрицательные воздействия на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-получателей (импортеров рабочей силы).

Положительные последствия для экономики в целом:

  1. из-за притока иностранных работников с высокой мобильностью, структурные, отраслевые и другие изменения в экономике облегчаются. Иммигранты способствуют омоложению нации, поскольку наиболее мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте обычно эмигрирует; 
  2. достигается значительная экономия на обучении занятых рабочих и специалистов. Например, США за период с 1965 по 1990 гг. На образование и науку сэкономили не менее 15 миллиардов долларов; 
  3. иммигранты расширяют возможности внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
  4. временно свободные средства иммигрантов, хранящиеся на банковских счетах, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
  5. иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, для которых характерно старение коренного населения;
  6. иностранные работники часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, поскольку они могут быть первыми, уволенными с работы.

Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Позитивные последствия для одной фирмы: импорт рабочей силы способствует конкурентоспособности товаров принимающей страны из-за снижения издержек производства, связанных с более низкой заработной платой иностранных работников.

Негативные последствия:

  1. целые отрасли экономики (услуги, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных работников становятся зависимыми от их труда. Это приводит к сокращению числа рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу и в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда; 
  2. происходит снижение цен на национальную рабочую силу по мере роста предложения работников на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую неквалифицированную работу;
  3. провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
  4. иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и работы в принимающей стране.

Последствия для стран трудовой эмиграции.

Позитив для экономики в целом:

  1. эмиграция облегчает ситуацию на национальном рынке труда, так как вывоз рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
  2. экспорт рабочей силы страна-донор может бесплатно обучать рабочих-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышать их квалификацию, знакомиться с новыми технологиями и передовой организацией труда;
  3. экспорт рабочей силы важный источник иностранной валюты в страны эмиграции посредством перевода иностранной валюты мигрантами для поддержки своих семей и родственников, что в целом улучшает их экономическое положение;
  4. по возвращении на родину мигранты приносят с собой материальные ценности и сбережения, приблизительно равные сумме их денежных переводов.

Негативные последствия:

  1. страна теряет часть рабочей силы в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего рабочая сила стареет;
  2. потеря средств связана с общим образованием и профессиональной подготовкой эмигрантов.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной трудовой миграции приводит к необходимости разработки мер, обеспечивающих нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

Международная организация труда (МОТ) определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, оттока иностранной валюты от рабочих-эмигрантов, которые используются для сбалансирования экспортно-импортных операций; эмигранты за границей должны быть обеспечены достаточным уровнем жизни; спрос на возвращение эмигрантов на родину сочетается с приобретением профессиями и образованием последних в зарубежных странах. 

Современная международная трудовая миграция находится под влиянием активизации и роста стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.

На международном уровне было создано несколько организаций, работа которых направлена ​​на оптимизацию миграционных процессов. Международная организация труда (МОТ) была основана в 1919 году. 

В 1946 году МОТ была сформирована как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. На 1 января 1990 года в МОТ входили 150 государств. 

МОТ является уникальной среди глобальных организаций. Это проявляется в том, что при разработке своей политики представители работодателей и работников имеют равное количество голосов с представителями правительств. 

Одной из его важнейших функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы в таких областях, как заработная плата, рабочее время и условия труда, оплата труда работников, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск и охрана труда.

Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

Международная организация по миграции (МОМ)

Международная организация по миграции (МОМ) была основана в 1949 году как Международная организация по беженцам (МОВ), позже ее полномочия были расширены, а с 1989 года она была переименована.

МОМ включает 81 государство, из которых 46 являются членами, 35 являются наблюдателями. В рамках этой организации разрабатываются долгосрочные программы в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения утечки мозгов, повторной эмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. 

Основными функциями МОМ на данный момент согласно уставу являются:

  1. осуществление упорядоченной и плановой миграции граждан;
  2. движение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут способствовать развитию принимающих стран;
  3. организация движения беженцев;
  4. предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время МОМ регулирует в большей степени не количественный аспект миграции, а качественный (например, набор квалифицированных кадров, возвращение квалифицированных кадров на родину).

МОМ также оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-х годах в Латинской Америке, Африке и Азии рассматривалась проблема потенциальных беженцев.

МОМ признает следующие основные цели международной миграции: наем; воссоединение семьи; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (до 3 месяцев); просят политического убежища (в соответствии с Женевской конвенцией); возвращение граждан на родину, к их этническим корням; Выезд на ПМЖ. 

МОМ единственная организация с мировым авторитетом; однако, он не принадлежит агентствам ООН, но тесно сотрудничает с ними. 

С 1992 года Российская Федерация является наблюдателем в МОМ.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) занимается вопросами защиты беженцев, реализацией долгосрочных решений, прежде всего репатриацией.

Система постоянного мониторинга миграции ОЭСР (SOPEMI), которая координирует деятельность национальных иммиграционных служб.

В Западной Европе Межправительственный комитет по миграции (SIME) занимается поощрением и защитой прав трудящихся-мигрантов.

Документы, разработанные этими международными организациями, имеют большее значение с точки зрения национального законодательства, поскольку требования международных конвенций следует учитывать при разработке политики в области внешней трудовой миграции.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 года, провозглашают свободный выбор места жительства и работы в качестве основных прав человека.

Основная идея Конвенции МОТ о трудящихся мигрантах является признание государств , ратифицировавших этот документ равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной и расовой принадлежности, религии, пола.

Основные центры притяжения для мигрантов. На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных работников. 

Эти регионы называются центрами тяжести. В настоящее время в мире сформировалось и действует 8 мировых центров привлечения рабочей силы. Старые или традиционные центры притяжения, возникшие в XVIII и XIX веках, и новые центры различаются. 

Основные мировые центры привлечения трудовых ресурсов

В процессе развития международного рынка труда все больше и больше стран были вовлечены в сферу его деятельности. Постепенно развивалось несколько основных центров, в которых процессы трудовой миграции наиболее активны. 

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активны миграционные процессы. Страны, которые принимают большую часть иммигрантов, это Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды. 

По данным 1990 года, в Германии было 4630 тысяч иностранных рабочих (в основном турок, югославов, итальянцев), около 4 миллионов во Франции (в основном африканцев) и 1736 тысяч в Великобритании в конце 80-х годов новая тенденция в использовании иностранных рабочая сила в Западной Европе: ее доля сократилась в отраслях промышленности и строительства, но увеличилась в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью. 

Если первоначально страны Западной Европы были в основном центром трудовой миграции, то в 70-х годах рынок труда в регионе нефтедобывающих стран Ближнего Востока быстро формировался. К началу 90-х годов насчитывалось более 4,5 миллиона рабочих-мигрантов (в то время как число местных работников составляло 2 миллиона). 

Доля иностранной рабочей силы в общей рабочей силе очень значительна. Он составляет около 97% в Объединенных Арабских Эмиратах, 95,6% в Катаре, 86,5% в Кувейте и 40% в Саудовской Аравии и Бахрейне. 

Основным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет, здесь также работают эмигранты из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов привело к снижению потребности в рабочей силе в этом регионе. По данным западных экспертов в странах Персидского залива, в начале 90-х безработица составляла около 3,7% работающего населения. По всей видимости, этот показатель в этом регионе будет расти не только из-за неблагоприятной ситуации с нефтью , но и из-за такого фактора, как быстрый рост экономически активного населения. 

Некоторые арабские страны являются как экспортерами, так и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром притяжения мигрантов являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам экспертов, в 80-х годах около половины прироста населения в США приходилось на иммигрантов. В настоящее время в стране насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных работников. 

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть большинство въезжающих в страну мигрантов, как правило, остаются в ней. Таким образом, в основном здесь происходит миграционная миграция. 

В то же время, использование нелегального труда иммигрантов здесь довольно распространено. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальный труд, в виде штрафов и других санкций, включая тюремное заключение. Но доля использования труда нелегальными мигрантами все еще увеличивается, особенно в сельском хозяйстве, строительстве и пищевой промышленности. 

Еще один центр международной миграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея и Тайвань. 

Эти страны характеризуются различными формами трудовой миграции. Во-первых, регулируется трудовая миграция. Это характерно для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развивается в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция высококвалифицированной рабочей силы, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции из Японии, Тайваня, Гонконга, Сингапура, Австралии. 

Межстрановая трудовая миграция также происходит в Африке и Латинской Америке. Все больше новых стран втягиваются на международный рынок труда . Миграционные потоки являются важным фактором развития мировой экономики в целом. 

Заключение

Современная международная миграция населения это многогранное явление, которое затрагивает все аспекты развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Если говорить в прошлом, главным образом, в формах кочевничества, военного и колониального расселения, то международная миграция населения с развитием капиталистической экономической системы приобрела новые черты. Необходимы огромные перемещения людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массе существенно отличается от аналогичных процессов не только в прошлом веке, но и в первой половине прошлого века. Основные его особенности заключаются в следующем. 

Миграция охватила все континенты, весь мир и приобрела действительно глобальный характер. В начале последнего десятилетия XX в. в мире уже было более 45 миллионов рабочих-мигрантов. Беспрецедентные масштабы мировой трудовой миграции неотъемлемая черта нашего времени. 

Если в 50-70-х гг. с 80-х годов миграция шла в основном из развивающихся стран в промышленно развитые страны. также наблюдается процесс противодействия миграции: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны. 

Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

Миграции трудовых ресурсов способствуют современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью многонациональных компаний, организующих производство в мировой экономике. 

На современном этапе развития значительно возросла нелегальная миграция рабочей силы, которая стала глобальной проблемой. В начале 90-х гг. в Европе было около 2 миллионов нелегальных иммигрантов. В США их 6 миллионов, а по некоторым данным 13 миллионов. В основном это мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе. В Японии их менее 300 тысяч, в Малайзии около 500 тысяч, в России от 500 тысяч до 1 миллиона. 

В международной миграции качественные изменения происходят благодаря научно-техническому прогрессу, суть которого заключается в значительном увеличении доли квалифицированных специалистов среди мигрантов. Сегодня этот процесс имеет некоторые новые функции. 

Первый. «Утечка мозгов» сменилась их циркуляцией: произошла диверсификация направлений миграции. Соединенные Штаты продолжают оставаться признанным центром притяжения для профессионалов. Но в то же время представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, отправляются на временную работу в развивающиеся страны. 

Второй. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или после него». Прежде всего, это связано с деятельностью ТНК и большими карьерными возможностями для профессионалов. 

Третий. Современный уровень миграции специалистов характеризуется принципиально иным организационным уровнем, выражающимся в появлении некой международной корпорации «охотников за головами». 

Основные центры притяжения рабочей силы

Вчетвертых. Существует интеграция системы высшего образования. Это предполагает непрерывное обучение студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Эффективность такого метода подготовки специалистов для отправляющих стран является безусловной. Однако многие из них не возвращаются на родину. 

Страны, которые в прошлом имели статус столичных, ориентированы на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран.

Если в странах традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) в XIX в. и первая половина XX в. вступили исключительно европейцы, затем в 80-90-е годы. они составляют небольшую часть мигрантов. В потоках иммигрантов в эти страны преобладают иммигранты из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна. 

Одной из характерных черт современного этапа международной трудовой миграции стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Он регулирует сделки на мировом рынке труда, дает разрешение на въезд и контролирует сроки отъезда иммигрантов. Он занимается набором и созданием благоприятных условий для найма иностранных работников.