Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Потери от несовершенной конкуренции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема оптимального соотношения и использования ресурсов в производстве
Модель поведения конкурентной фирмы на рынке
Механизм саморегуляции рынка совершенной конкуренции
Максимизация прибыли и ценовая дискриминация


Введение:

Ограниченная современная конкуренция приводит к появлению в экономике других типов рыночных структур - рынков несовершенной конкуренции. Это рынки, на которых даже один из признаков совершенной конкуренции не работает. В то же время у них не складывается еще одна экстремальная ситуация - чисто монополия. Поэтому все они находятся в промежуточном положении между этими противоположностями. Разновидностями таких рынков являются, в частности, монополистическая конкуренция и олигополия.

Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов предприятия: влияние эластичности спроса на цену продукции, определение в связи с этим наиболее прибыльного объема производства, рыночного установления заработной платы и численности из сотрудников.

Несовершенная конкуренция и ее формы

Подавляющее большинство реальных рынков являются несовершенно конкурентными рынками. Они получили свое имя из-за того, что конкуренция и, следовательно, стихийные механизмы саморегулирования («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия излишков и дефицитов в экономике, что лишь свидетельствует об эффективности и совершенстве рыночной системы. Поскольку некоторые товары являются чрезмерными, а некоторые - недостаточными, нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство необходимых товаров в необходимых количествах.

Предпосылки несовершенной конкуренции:

  1. значительная доля рынка отдельных производителей;
  2. наличие барьеров для входа в отрасль;
  3. неоднородность продуктов;
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Таким образом, единственный производитель определенного продукта (монополист) или группа крупных фирм, которые вступили в сговор между собой (картель), могут поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять покупателей - тем более, что взять этот продукт больше некуда.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем продукции фирмы не влияет на условия цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что фирма может продавать большие объемы продукции с несовершенной конкуренцией только путем снижения цен.

Обратная связь производства и цен имеет чрезвычайно важные экономические последствия. Становится ясно, что власть над рынком любого, даже самого влиятельного монополиста, не является абсолютной.

Формы несовершенной конкуренции многообразны. Худший случай для потребителя - это монополия, которая практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация означает, что фирма продает одни и те же товары разным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Это происходит при следующих условиях:

  1. если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти для обеспечения контроля над производством и ценами;
  2. если есть возможность сегментировать рынок, разделите покупателей на разные группы, отличающиеся степенью ценовой эластичности спроса;
  3. если человек, который покупает продукт по более низкой цене, не может перепродать его по более высокой цене.

Таким образом, существует несколько цен на один и тот же продукт, и разница в ценах не имеет никакого отношения к разнице в затратах.

Наряду с монополией со стороны производителей (монополия в собственном смысле этого слова) существует монополия со стороны покупателя - монопсония. Покупатель монопсонии заинтересован и имеет возможность покупать товары по самой низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукция которой закупается исключительно государством (это касается, прежде всего, стратегического оружия). Однако государство не всегда использует это преимущество. Чаще всего преимущество монопсонии реализуется на местных рынках.

Равновесие монопсонической фирмы, которая максимизирует свою прибыль, достигается при универсальном условии равенства предельного дохода с предельными издержками (MR = MC). Если наклон кривой предложения положительный, то кривая предельных издержек проходит над ней (рисунок 1). тогда монопсоническая фирма, используя свою силу, снизит объем закупок с уровня равновесия QE до QM, что приведет к падению цены с PE до PM. Таким образом, затраты монопсониста на покупку продуктов (как правило, это производственные ресурсы) будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

Двусторонняя монополия - это структура рынка, в которой монополия выступает против монопсониста (один продавец сталкивается с одним покупателем).

Проблема двусторонней монополии не имеет четкого решения. На практике побеждает сильнейший.

Типы соревнований:

  1. Специфическая (предметная) конкуренция - конкуренция между производителями аналогичных товаров, которые совпадают по срокам использования, но отличаются некоторыми качественными параметрами;
  2. Несовершенная конкуренция - модель рынка, в которой продавец и покупатель могут влиять на уровень цен;
  3. Конкуренция покупателей - конкуренция между потребителями за возможность приобрести тот или иной товар или услугу. Появляется на рынке дефицитных товаров. Результатом является увеличение розничной цены на этот товар;
  4. Конкуренция продавцов - конкуренция, вызванная избытком товаров, вызванным относительно высокой рыночной ценой. Первоначальным нарушением рыночного равновесия является предложение, которое из-за изменений в ожиданиях продавцов вызывает сдвиг в кривой предложения;
  5. Функциональная конкуренция - конкуренция между производителями товаров, которые могут по-разному удовлетворять одни и те же потребности;
  6. Ценовая конкуренция - включает продажу товаров или предоставление услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цен теоретически возможно либо за счет снижения себестоимости продукции, либо за счет уменьшения прибыли;
  7. Чистая конкуренция - на рынке чистой конкуренции есть много покупателей и продавцов любого аналогичного (взаимозаменяемого) товара. В то же время ни один из контрагентов в отдельности не может оказать решающего влияния на уровень текущих рыночных цен на товары.

Монопольный

Монополия - самое яркое проявление несовершенной конкуренции. Строго говоря, в условиях рыночной монополизации само существование конкуренции можно признать только с большими оговорками. В конце концов, конкуренция предполагает разделение экономической власти, выбор потребителя. Вот почему начинается конкуренция между производителями за потребительский спрос и возникает желание максимально удовлетворить его потребности. В условиях монополии потребители сталкиваются с одним гигантским производителем. Желает ли потребитель этого или нет, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться с его ценовыми условиями и т. д.

Монопольная власть фирмы может основываться на любом одном источнике, а может быть и на нескольких одновременно. Чем больше таких источников, тем устойчивее будет монопольное положение фирмы. В то же время, если рассматривать во временном аспекте, источники монопольной власти обладают разной степенью стабильности, что в конечном итоге определяет стабильность монополии. Следовательно, в зависимости от устойчивости действия факторов, формирующих монопольную власть, выделяют несколько типов монополии.

Закрытая монополия - возникает, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательным закреплением исключительных прав на нее, что не позволяет другим фирмам выходить на отраслевой рынок. Типичными примерами монополии такого типа являются метрологические и санитарные службы, почта и телеграф. Хотя закрытая монополия является наиболее стабильной формой монопольной власти, речь не идет о получении высокой монопольной прибыли, поскольку предоставление исключительных прав обычно сопровождается нормативными ограничениями в отношении уровня цен и нормы прибыли.

Открытая монополия проявляется в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой компании (новый продукт, новые технологии, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии заключается в том, что она всегда носит временный характер, поскольку конкурентные преимущества могут быть скопированы или превзойдены рыночными преимуществами, связанными с инновациями. Тем не менее именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно использовать свою рыночную власть и получать монопольно высокие прибыли.

Естественная монополия возникает, когда из-за ограниченного размера рынка или значительной положительной экономии за счет масштаба самые низкие средние издержки производства достигаются, когда весь рыночный спрос удовлетворяется одним производителем. Наиболее типичными примерами такого типа монополии являются электрические сети, железные дороги, трубопроводы, коммунальные услуги, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных производственных затрат с расширением производственных мощностей. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является сильная корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такие монополии находятся под патронажем государства, которое регулирует их деятельность.

Монополистическая конкуренция

Считается, что отрасль работает в монополистической конкурентной среде, если она состоит из большого числа фирм, производящих аналогичные, но не одинаковые продукты. Фирмы получают монопольную власть посредством дифференциации продукта, поэтому эту структуру рынка также называют монополией дифференциации продукта. Дифференциация продукта подразумевает, что нет двух фирм, производящих один и тот же продукт.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве товаров народного потребления в легкой промышленности и в сфере услуг.

В условиях дифференциации товаров в деятельности компании становятся важными неценовые факторы: торговая марка, реклама, условия продажи, особые качества и т. д.

На объем производства и цены в условиях монополистической конкуренции влияют, с одной стороны, конкуренция на рынке, а с другой - степень монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Монопольная власть предполагает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, хотя фирма может быть такой же маленькой, как и в условиях совершенной конкуренции. Однако наклон кривой меньше, чем у абсолютно монопольной фирмы. Это зависит от количества конкурентов и того, насколько продукт более дифференцирован, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что фирма может влиять на цену. Небольшое изменение цены на продукцию фирмы может привлечь или оттолкнуть лишь небольшое количество покупателей. Но по мере дальнейшего изменения цены фирма может оказывать все большее влияние на выбор покупателей между своей продукцией и продукцией конкурирующих фирм.

Равновесие фирмы предполагает выполнение общеизвестного условия равенства предельных издержек и предельного дохода. В краткосрочной перспективе фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбылей исключается, поскольку входные барьеры для промышленности практически отсутствуют: фирмы малы, и для организации производства требуется относительно небольшой капитал, который можно легко мобилизовать для производства продуктов, которые не совсем идентичны, но похожи на те, которые уже есть на рынке. В результате свободы входа и выхода из отрасли прибыли и убытки стремятся к нулю, как в случае совершенной конкуренции.

Олигополия

Олигополия - это структура рынка, в которой есть несколько продавцов, и доля каждого из них в общем объеме продаж на рынке настолько велика, что изменение количества продуктов, предлагаемых каждым из продавцов, приводит к изменению цены.

Есть два типа олигополии. Первый тип предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары. Второй - когда несколько производителей производят дифференцированную продукцию.

Однако в обоих случаях фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Таким образом, если одна фирма интенсивно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели продукта, то она почти наверняка должна ожидать аналогичных действий от своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и при принятии решения она вынуждена учитывать это обстоятельство.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает конкуренцию между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрекращающуюся борьбу «всех против всех». В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно достигать определенных целей, превращая отрасль в своего рода монополию, или, с другой стороны, сражаться друг с другом до полного уничтожения.

Последний вариант чаще всего реализуется в форме ценовой войны - постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Анализ дуополии, то есть простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке работают только две конкурирующие фирмы, позволяет лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке. Главная особенность моделей дуополии заключается в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений конкурирующей фирмы, которая также заинтересована в максимизации своей прибыли.

Фирма может вести себя на олигополистическом рынке тремя основными способами.

Несогласованная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия, которая устраивает всех.

Картель (или заговор) фирм сосредоточился не на достижении равновесия Курно, а на долгосрочном монопольном равновесии. Соответственно, цены и производство устанавливаются на уровне, который выбрала бы монополия. После достижения цели члены картеля делятся полученной монопольной прибылью.

Подобная картелям рыночная структура (или «игра по правилам»), в которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, тем самым способствуя достижению равновесия Курно в отрасли или в состоянии, близком к нему. В то же время фирмы получают олигополистическую прибыль.

Вывод:

Все эти возможности существуют не только в теории, но и на практике породили три основных типа олигополистических рынков.

Модель Курно. Статистический анализ отношений между двумя фирмами в дуополии был предложен в 1838 году. Французский экономист Антуан Огюстен Курно (1801 - 1877). Модель равновесия Курно предполагает, что дуополистические фирмы конкурируют друг с другом. Ситуация в корне изменится, если дуополисты согласятся друг с другом и коллективно наметят объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих форм и линейной кривой спроса (рисунок 5). Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а общий объем производства составляет 80 единиц. Если фирмы согласятся максимизировать общую прибыль, а затем разделить ее пополам, многие возможные решения этой проблемы окажутся на контрастной кривой. Общий выход Q1 + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий выход выше, чем при дуополистическом сговоре (40> 30), но ниже, чем при конкурентном равновесии (40 <60 ).

В дополнение к модели Курно существуют и другие интерпретации дуополии - модели Бертрана, Эджвора и Штакельберга.