Основные типы, методы, способы, средства и стадии правового регулирования

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Политический режим как элемент формы государства
Понятие и содержание функций государства
Понятие, сущность, содержание, структура и виды юридических норм
Понятие и виды нормативно-правовых актов. Их сила, иерархия, значение в правовой системе и системе права


Введение:

В результате развития и формирования цивилизации, а именно появления человеческого общества, становится все более необходимым искать эффективные способы противодействия различным кризисным ситуациям. Эти методы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.

Организация методов воздействия на человечество в целом в настоящее время осуществляется государством. Наиболее распространенным способом воздействия государства на причины кризисных ситуаций является административно-правовой, т. е. ввыстраивание системы государственного управления, чтобы оно могло не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватными и объективными для все предметы.

Чтобы обеспечить такую ​​целостную систему, осуществляется социальное регулирование, которое, в свою очередь, делится на внешнее и внутреннее. Первый включает воздействие на самого человека с использованием различных методов. Второе - это саморегуляция.

Таким образом, государство осуществляет целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью средств и методов.

Средства социального регулирования выражаются, прежде всего, в социальных нормах: моральных, корпоративных, в устоявшихся обычаях, но, прежде всего, в правовых нормах. Также к средствам регулирования относятся индивидуальные предписания, запреты, указы, разрешения, меры принуждения.

Методы социального регулирования, как целенаправленное воздействие осуществляется.

Своевременность реагирования на возникающие угрозы объясняет использование специальных форм и методов управления. Применение исполнительных органов традиционных правовых механизмов в некоторых случаях является недостаточным.

В кризисных ситуациях различного типа государство меняет организацию государственного управления, структуру и систему органов исполнительной власти, начинает формироваться специальная система законодательства, которая реализуется на практике - чрезвычайное законодательство Российской Федерации. Это связано с возможностью возникновения новых общественных отношений, основанных на введении качественно различных правовых регуляторов, которые являются особыми правовыми режимами.

Социальное регулирование поведения людей, организация государственного управления, структура и система органов исполнительной власти подчиняются нормам права (системе правовых норм), в которых правовое регулирование играет важную роль.

Правовое регулирование оказывает многоплановое воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе идей и принципов правовой жизни, которые не нашли отражения в законах и других нормативных правовых актах.

Совокупность всех средств воздействия на закон об общественных отношениях представляет собой механизм правового регулирования. Именно механизм правового регулирования позволяет обозначить место и роль тех или иных правовых средств в правовой жизни общества.

Особый интерес к этой проблеме на данный момент обусловлен необходимостью повышения организаторской, творческой роли права в жизни общества, необходимостью изучения проблемы его влияния на экономические отношения, на сознание и поведение людей.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в теории государства и права существует ряд областей, в которых исследуются новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло новые актуальные задачи в традиционных областях правового регулирования. В течение относительно длительного времени в центре общей теории государства и права находились в основном правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективация в нормативно-правовых актах, применение норм в правоотношениях, законодательная техника и т. д. Плохо разработаны такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социально-экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

В своей курсовой работе я хотел бы понять и показать, что такое правовое регулирование, его механизм, из чего оно состоит и как оно регулирует общественные отношения, поскольку оно играет важную роль в нашей жизни.

Теоретические основы правового регулирования

Понятие, виды и предмет правового регулирования

В действительности, регулирование - это целенаправленный процесс регулирования общественных отношений с использованием верховенства закона и других правовых средств (акты применения, контракты и т. д.).

На основании определения можно выявить, что регулирование можно назвать воздействием на поведение человека, в котором цель очень четко обозначена. Например, для рационализации использования жилых помещений, установления прав и обязанностей владельцев и арендаторов жилых помещений создается закон о жилье. Это влияние норм Закона о жилье и реализации поставленной цели, которые являются правовым регулированием.

Однако следует отметить, что это не правовое регулирование, последствия которого последствия не предусмотрены законодательством или противоречат ему. Например, с принятием Жилищного кодекса количество сделок с жильем увеличилось, а цена на недвижимость увеличилась. Все это негативное влияние не распространяется на правовое регулирование, поскольку это не было целью при принятии закона.

Также правовое регулирование не включает влияние, осуществляемое нелегальными способами. Средства массовой информации в настоящее время являются четвертой неформальной ветвью власти. И, несмотря на это, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, агитацию, пропаганду, обучение, моральное и психическое воздействие никоим образом нельзя отнести к правовому регулированию.

Конечно, в повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с психологическими, духовными и другими идеологическими воздействиями, которые тесно связаны с правовым правовым регулированием. Это особые правовые средства и методы правового регулирования, которые оказывают влияние на другие сферы общества: морально-нравственные и духовные аспекты.

Предмет правового регулирования поможет определить, что именно регулирует и на что влияет правовое регулирование.

Связи с общественностью являются предметом правового регулирования. Они проявляются в поведении, действиях, действиях людей и не могут проявить себя ни в чем другом.

Закон, регулирующий поведение людей, затрагивает такие отношения между ними, как экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д. Хотя следует отметить, что не все общественные отношения подлежат правовому регулированию. Поэтому необходимо четко разграничить сферу правового регулирования.

В истории правовой жизни сложились три группы общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования:

  1. Отношения людей по обмену материальными, а также нематериальными ценностями.
  2. Отношения по управлению властью общества
  3. Отношения для обеспечения верховенства права, которые призваны обеспечить нормальный ход обмена ценностями и процессами управления в обществе.

Таким образом, к субъекту правового регулирования относятся следующие отношения между людьми:

Во-первых, предметом правового регулирования являются только волевые отношения, которые находятся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, поскольку закон регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы выполнить действие, предусмотренное верховенством права, субъект должен реализовать требование этого правила и сформировать свою волю в соответствии с этим требованием, приложить волевые усилия, заставить себя совершить действие в соответствии с этой нормой права. Если сознание или воля человека являются дефектными по ряду причин (слабоумие, психическое заболевание и т. д.), то его поведение не подлежит правовому регулированию.

Во-вторых, только те отношения, которые поддаются внешнему контролю, подлежат правовому регулированию.

В-третьих, правовое регулирование возможно только в тех случаях, когда субъекты имеют возможность выбрать один из множества (как минимум двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование верховенства закона бесполезно. Например, с помощью норм закона невозможно запретить человеку удовлетворять его естественные потребности: дышать, пить, есть, спать и т. д., Заставить его любить или ненавидеть что-то или кого-то.

В-четвертых, закон регулирует только то поведение, которое является социально значимым, затрагивает интересы других людей.

Правовое воздействие - это более широкое понятие. Это включает в себя регулирование поведения и влияние на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект никогда не может быть участником каких-либо отношений, не выполнять никаких действий, предусмотренных нормами права. Однако его знакомство с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Например, человек может никогда не оказаться в ситуации необходимой защиты, никогда не быть депутатом, но знакомство с соответствующими законами развивает его сознание. В связи с этим можно отметить, что закон не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.

Появление правового регулирования и международно-правового регулирования, в частности, обусловлено объективными закономерностями исторического развития. Появление государства на определенном этапе развития общества породило особый тип нормативного регулирования - регулирование общественных отношений правовыми средствами, сначала на внутригосударственном уровне, а затем и в межгосударственном общении. Особенность правового регулирования заключается, прежде всего, в том, что оно исходит от государств, осуществляется с использованием системы правовых средств и опирается на возможность государственного принуждения.

Правовое регулирование - это влияние государственной власти на общественные отношения через систему правовых средств, которые включают, в частности, верховенство закона, правоотношения и правоприменительные акты.

«В наиболее общем виде под правовыми средствами понимаются все те правовые инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей».

«Но как неразумно строить дом без фундамента, немыслимо, даже катастрофически, реформировать правовую систему государства, не осознавая его существенных характеристик». Унификация правовых систем в современном мире доказала свою нежизнеспособность, и в связи с этим мы обновляем наше внимание на духовные основы существования права и правосознания. Они, выражая отличительные черты каждой общины, представляются наиболее эффективными факторами модернизации права в органическом сочетании с социокультурной средой.

Право, будучи сферой духовной деятельности людей, формируется как внутреннее, идеальное стремление к улучшению социальных отношений и в этом стремлении руководствуется идеалом, идеей о том, как оно может и должно быть.

Идеальная сущность права исходит из природы самих людей, они воспроизводят, развивают и реально реализуют. Право порождается духовной деятельностью общества и направляет свои действия на него, но оно осуществляется через специальные государственные органы, что создает сложную проблему непонимания обществом политики власти и наоборот.

При формировании советского политического режима, напротив, был создан тезис о том, что право не существует без государства и его принудительного аппарата. Идеологической основой советского тоталитаризма была социалистическая концепция права, согласно которой право понималось как продукт исключительно государственной деятельности. В соответствии с этим подходом формула К. Маркса и Ф. Энгельса о буржуазном праве только как о воле господствующей буржуазии, обусловленная условиями жизни класса, в закон интерпретировалась в том смысле, что право Система установленных или санкционированных государством формально определенных, общеобязательных норм, выражающих волю экономически правящего класса.

С началом рыночных реформ советское право ясно показало свою неспособность отражать новые потребности общества. Эта ситуация привела к постепенному возвращению отечественной философско-правовой мысли к опыту естественно-правовой доктрины и развитию представлений об идеальной сущности права.

В современной России проблема понимания сущности права не потеряла своего значения.

Правовое поведение человека, скорее всего, будет определяться его внутренними, «присвоенными» духовными ценностями и ориентирами, а не предлагаемыми извне, чуждыми результатами деятельности «профессионалов» - политиками. Действия человека подчинены его сознанию, которое, в свою очередь, руководствуется системой «идеальных» форм его работы. Идеал объективно возникает в результате творческого включения индивида в многообразие общественных отношений. Творчество всегда направлено на создание нового качества, которое является приоритетом в развитии личности, общества и государства.

Типы правового регулирования

Правовое регулирование имеет несколько классификаций и типов. Вот некоторые из них: нормативное и индивидуально-правовое регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовое регулирование относится к начальной стадии регулирования и распространяется на все общественные отношения определенного вида или типа. Примером может служить договор купли-продажи. Положения главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют все конкретные отношения в области купли-продажи независимо от их типа, а также места и времени их возникновения. Преимущества нормативно-правового регулирования заключаются в том, чтобы ввести социальные отношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, обеспечить им определенную стабильность, упорядоченность и независимость от произвола отдельных лиц. Однако у него есть свои недостатки, поскольку он не способен учитывать все разнообразие особенностей конкретных отношений, поэтому его необходимо дополнять индивидуальным регулированием.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, которые не являются участниками регулируемых отношений, или самими субъектами - участниками отношений (саморегулирование).

В первом случае субъектами индивидуального регулирования являются государственные органы - суды, административные органы, органы внутренних дел и т. д. Они разрешают имущественный спор (суд), разрешают ношение и хранение огнестрельного оружия, издают приказ о наложении административного взыскания. за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и др.

Или же стороны заключают соглашения о третейском суде, которому поручено разрешение спора, обязываясь соблюдать его решение. Чаще всего это происходит между предпринимательскими, коммерческими структурами (промышленными, торговыми, транспортными и т. д.), однако, согласно закону, это также может быть между гражданами и организациями.

Второй тип индивидуального регулирования - это контракты (договоры, контракты). Это наиболее распространенная форма саморегуляции, позволяющая учитывать особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. В области права это широкий спектр договоров (аренда, купля-продажа, найм, транспортировка, оказание услуг, трудоустройство, кредитные договоры и т. д.). Среди контрактов необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсоюзов или других представителей работников; отраслевые тарифные соглашения между работниками соответствующего сектора и работодателями; генеральные соглашения между Правительством Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др.

Юридические соглашения основаны на правовых нормах и должны учитывать их требования. Форма саморегулирования - это не только контракты, но и другие акты. Среди них различные виды уставов, принятых «общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами» и т. д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательному государственному регистрация. Государство подтверждает юридическую регистрацию. статус соответствующей организации.

В своей работе С.Н. Дубинскина выделяет следующие виды правового регулирования:

  • национально-правовой, с предметом внутренних общественных отношений;
  • международно-правовой, которая имеет объект международных общественных отношений.

В свою очередь, международно-правовое регулирование в зависимости от источника подразделяется на следующие виды: двустороннее, выражающее согласованную роль двух государств; многосторонний, выражающий согласованную волю группы государств, как правило, одного экономического региона (регионального) или большинства государств, представляющих основные правовые системы мира, то есть международное сообщество в целом (универсальное).

Исторически первым появилось двустороннее международно-правовое регулирование. Во второй половине XIX века он стал дополняться многосторонним регулированием. Первоначально многостороннее регулирование осуществлялось на региональном уровне, и только принятие Устава ООН дало обратный отсчет универсальному международно-правовому регулированию. Промежуточной целью международно-правового регулирования является реализация интересов источников правового регулирования, которыми могут быть отдельные, групповые и большинство государств. Между тем, в результате регулирования международно-правовых отношений удовлетворяются позитивные интересы не только источников регулирования, но и других субъектов международного общения, например, физических и юридических лиц, вступающих в экономические отношения. Конечная цель международно-правового регулирования - упорядочить международные связи с общественностью. Международно-правовое регулирование, объектом которого являются межправительственные (общественные) отношения, дополняется национально-правовым регулированием.

Регулирование международных экономических отношений, которое может быть как публичным, так и частным правом, имеет особую специфику.

В литературе отмечается, что международное справедливое право регулирует отношения, которые не являются обычными или типичными для национальных и международных систем права и, по сути, находятся между двумя системами, т.е. на стыке национального и международного права.

Методы, виды и методы правового регулирования

В зависимости от сферы общественных отношений они различают свои способы и методы правового регулирования. Разница между группами общественных отношений очевидна, так как первая отличается от второй, а третья от них. Например, представители первой группы являются владельцами ценностей, а вторая и третья группы - властными и подчиненными. В зависимости от этого принято выделять два метода правового регулирования. Но сначала нужно определиться с понятием того, что такое метод правового регулирования:

Метод правового регулирования представляет собой определенный набор правовых средств, приемов, методов, видов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права.

Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового статуса субъектов (например, субъекты гражданского права равны, субъекты административного права находятся в подчинении и т. д.), Основаниях для возникновение правовых отношений (в гражданском праве - сделки, в уголовном праве - преступления, в административных - акты соответствующих органов власти и административные правонарушения и т. д.). По характеру санкций (наказания - в уголовном, административные взыскания - в административном праве, возмещение материального ущерба и убытков и т. д. - в гражданском праве).

Первый метод - это императивный метод, другими словами, метод императивных предписаний, неравенства сторон, основанный на запретах, обязательствах, наказаниях. Он основан на отношениях подчиненности между участниками общественных отношений. В основном это отношения, в которых общественным интересам отдается приоритет. Этот интерес в первую очередь выражает государство, которое осуществляет контроль над социальными процессами с помощью общих полномочий. Этот метод используется в публично-правовых отраслях (например, конституционное, административное, уголовное право).

Второй метод - диспозитивный (децентрализованное регулирование), т. е. Метод равенства сторон, когда участники общественных отношений могут независимо определять диапазон и объем своих прав и обязанностей. Этот метод основан на согласовании целей и интересов сторон в общественных отношениях и используется для регулирования отношений между субъектами гражданского общества. Или, другими словами, это удовлетворяет частные интересы в области частноправовых отраслей.

Наряду с этими методами некоторые авторы выделяют еще два:

  • Стимул - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.
  • И рекомендательный - метод совета для реализации определенного поведения, желательного для общества и государства.

Что касается моей точки зрения, я согласен с разделением на четыре метода правового регулирования. Поскольку последние два метода все еще отражены в законодательстве. А именно, в Указе Президента Российской Федерации «О государственных наградах Российской Федерации», в Приказе Федеральной регистрационной службы «О ведомственных наградах Федеральной регистрационной службы» и др. В этих нормативных правовых актах указывается перечень награды, а также действия, за выполнение которых выдаются определенные награды. Таким образом, тем не менее, эти положения являются стимулирующим методом, поскольку, руководствуясь ими, человек осознает, что он может получить за свое конкретное законное поведение.

Что касается международно-правовых отношений, то они регулируются конкретными методами правового регулирования.

Так что С.Н. Дубинкина ссылается на элементы метода правового регулирования: характер общего правового статуса субъектов (правоспособность, правоспособность, полномочия) и отношения между ними (подчинение, подчинение, равенство); характер оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т. е. юридических фактов (договор, правоохранительный акт и т. д.); характер правовых последствий для субъекта права (положительный, отрицательный).

В связи с этим можно говорить об определенном прогрессе в разработке и совершенствовании правовых средств регулирования общественных отношений.

Метод правового регулирования - форма выражения правового регулирования.

Прежде чем говорить о способе правового регулирования, следует рассмотреть суть понятия «способ осуществления права». Он методологически обоснован в связи с понятиями «субъективное право» и «осуществление субъективного права».

Суть способа осуществления права не должна пониматься упрощенно - как обычное юридически значимое действие, приводящее к правовым последствиям. Метод в данном случае является не только средством достижения цели, но и формой реализации самого субъективного права, процессом, позволяющим формальному правовому предписанию стать законной реальностью посредством законного поведения субъекта.

В юридической практике есть как примеры социально допустимого, так и социально вредного осуществления права. В частности, человек может осуществлять свое право на свободу религии индивидуально или коллективно с помощью различных средств: совершение богослужений и других религиозных ритуалов, паломничество, распространение религиозной литературы.

В целом, с точки зрения отношения общества и государства к способам осуществления права его гражданами (и другими субъектами права) следует отнести следующие методы: социально одобренные, социально приемлемые, социально осужденные, социально вредные и социально неприемлемые способы.

Средства осуществления права не должны быть незаконными; должны соответствовать нормам морали, рациональности и добросовестности; не должно противоречить цели субъективного права; не должно выходить за пределы субъективного права.

Выполнение этих требований субъектом характеризует способ реализации права соответствующим образом. В этом случае создается ситуация, в которой субъект удовлетворяет свои потребности, не причиняя вреда третьим лицам и верховенству закона в целом.

По своей правовой природе методы делятся на:

  • установленные в законодательстве;
  • устанавливается по соглашению сторон;
  • установлено в решении.

Задача уполномоченного лица, которое выбирает способ реализации определенного субъективного права, состоит в том, что его действие по осуществлению права не является методом совершения противоправного деяния.

В правовом регулировании используются три метода регулирования: разрешение, обязательность, запрет.

Разрешение - это возможность, предоставляемая субъектам для выполнения определенных активных действий в своих интересах.

Позитивное связывание - обязательство отдельных лиц предпринимать активные позитивные действия. Это приказ, обязанность выполнять такие действия.

Запрет - обязательство воздерживаться от совершения каких-либо действий.

Таким образом, запрет является своего рода обязанностью. Обязанность не совершать действия, запрещенные законом. Таким образом, можно говорить о двух основных способах регулирования. Нормы права либо предоставляют субъекту в определенных ситуациях юридическую возможность (субъективное право) совершать какие-либо действия, либо налагают на субъект активную или пассивную обязанность (запрет). Я хотел бы отметить, что, если закон накладывает на кого-либо обязательство совершать какие-либо действия, он тем самым допускает выполнение этих действий. Однако, если закон разрешает что-то, то это вовсе не означает, что субъект обязан выполнять такие действия. Уполномоченный человек использует разрешение по своему усмотрению. Он может или не может использовать это. У него есть свобода выбора. Но оно отсутствует с точки зрения верховенства права в обязательном субъекте. Он должен принять соответствующие меры.

Существуют также дополнительные способы юридического воздействия:

  • применение мер принуждения (наложение юридической ответственности за совершение правонарушения);
  • превентивное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Стимулирующий эффект правовых норм с помощью системы вознаграждений также можно классифицировать в этой категории. Например, вознаграждение за изобретательскую и другую законную деятельность.

Наряду с методами правового регулирования, неправовые методы воздействия на сознание и поведение людей взаимодействуют, которые считаются информационными, то есть благодаря им каждый может постичь информацию о допустимом и правильном поведении в общественной жизни, предсказать последствия Поведение, как свое, так и чужое, в конкретных ситуациях - сферы правового регулирования.

Виды правового регулирования представляют собой определенную комбинацию методов регулирования, разрешения, обязательства и запрета.

Общепринятый тип регулирования основан на общей вседозволенности, из которой исключение делается посредством запрета. Формула этого типа: «Разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Например, субъектам разрешено совершать различные типы транзакций, однако некоторые транзакции запрещены для любого субъекта (например, покупка и продажа объектов, изъятых из гражданского оборота). Разрешается заниматься различными видами ремесел, однако и здесь есть запреты (изготовление наркотиков, оружия и т. д.). Этот тип характерен для общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Общепринятый тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, поскольку это может привести к дезорганизации их деятельности и т. д.

Разрешительный тип регулирования основан на общем запрещении любого вида действия, деятельности, однако, индивидуально запрещенное поведение, деятельность разрешена. Формула этого типа звучит наоборот: «Все запрещено, кроме явно разрешенного». Таким образом, участник правоотношений может выполнять только те действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Например, регистрация брака лиц, не достигших совершеннолетия, запрещена, хотя в некоторых случаях такое разрешение может быть выдано местными администрациями. Отметим, что в органах внутренних дел существует система лицензирования, должностные лица которой занимаются выдачей разрешения на что-либо (приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия и т. д.). Этот тип присущ отраслям управления сферой общественных отношений (административное право).

Разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, потому что тогда каждый раз вам придется запрашивать у вышестоящего органа разрешение на выполнение определенных действий. И это будет мешать любой из их инициатив.

Эти два типа применимы только к регулированию определенных типов отношений. Между тем субъекты права не просто вступают в конкретные правоотношения, выполняют отдельные действия, но осуществляют определенный вид деятельности в виде большого набора различных действий, вступают в различные отношения с широким кругом других субъектов. Таким образом, эти два типа регулирования явно недостаточны, то есть они не охватывают все типичные случаи регулирования. В связи с этим можно выделить другой тип:

Permissive-Binding - этот тип регулирования основан на позитивном обязательстве. В этом случае право предоставляется только в той степени, которая необходима для исполнения обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется в отношении государственных органов. Это можно сформулировать так: «разрешено только то, что предписано законом».

В теории права появляется термин «правовой режим» - регулирование определенной сферы общественных отношений с использованием различных правовых средств и методов. Сочетание всех видов, методов, методов правового регулирования зависит от отрасли общественных отношений. Правовые режимы разные, как в целом, так и внутри каждой отрасли. Их различие наблюдается в публичном и частном праве. Выбор того или иного режима правового регулирования имеет очень большое практическое значение, так как зависит от содержания регулируемых отношений. Целью правового режима является наиболее эффективное, целесообразное, прогрессивное правовое регулирование.

Механизм правового регулирования

Понятие и содержание механизма правового регулирования

Правовое регулирование по своей сути призвано упорядочить общественные отношения, выражая при этом позитивные интересы общества. В связи с выполнением этой задачи возникают различные трудности - препятствия, которые негативно влияют на правовое регулирование, недооценивая его эффективность.

Препятствия включают факторы, которые препятствуют и создают барьеры для процесса упорядочения социальных связей и действуют вразрез с правовыми целями и принципами.

Классификация препятствий различна. Например, в зависимости от управляемости препятствия, они делятся на: управляемые и неуправляемые. Первый включает пробелы в законодательстве, любые конфликты, которые нетрудно устранить или разрешить. И второе включает стихийные бедствия, стихийные бедствия, климатические условия и т. д.

В зависимости от наличия определенных факторов в процессе управления, препятствия обычно классифицируются на те, которые выражаются в наличии моментов, конкурирующих с контролем, и выражаются в отсутствии моментов, необходимых для эффективного контроля. Первый - это правонарушения, а второй, например, отсутствие конкретного юридического факта, необходимого для достижения желаемых последствий.

Именно в таких ситуациях возникает такое понятие, как механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования (далее - МПР) взят в единстве и взаимодействии всеми правовыми средствами (элементами механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Цель MNR - обеспечить беспрепятственное движение субъектов к ценностям, то есть гарантировать удовлетворение человеческих потребностей.

Роль MNR состоит в том, чтобы устранить возможные препятствия, мешающие реализации интересов субъектов.

Механизм правового регулирования - это некая идеальная модель, созданная в результате упрощения, укрупнения процесса регулирования, отвлечения от некоторых незначительных, незначительных моментов. Элементы МПР проходят через соответствующие этапы (этапы) процесса правового регулирования.

На первом этапе общее нормативное регулирование соответствует нормативному элементу (верховенство права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что служит верховенству права: систематизация законодательства, законодательная техника, нормативное толкование.

На втором этапе регулирования появляется такой элемент, как правоотношения (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях.

К этому элементу примыкают юридические факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Правовые отношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения): нормативные (правовые нормы) и фактические (правовые факты).

Третий этап регулирования соответствует такому элементу механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование).

Применение и акты применения занимают особое место в механизме правового регулирования. Они происходят на втором и третьем этапах и служат двигателем механизма.

Важным элементом, который имеет место в механизме, является правосознание. Это происходит на всех этапах и затрагивает все элементы правового регулирования. В соответствии с этим создаются правовые нормы, принимаются отдельные применимые акты. Его влияние на акты выражается в прямых формах реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Результатом механизма правового регулирования является правопорядок и правопорядок.

В настоящее время с точки зрения реализации норм права не уделяется должного внимания такому особому элементу механизма правового регулирования, как уголовное преследование. В литературе уголовное преследование понимается только как деятельность, предшествующая разрешению дела и заключающаяся в формировании и обоснованности заключения о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

В общей теории права, как правило, выделяют следующие элементы механизма правового регулирования: нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей, акты применения права. Этапы механизма правового регулирования соответствуют этим элементам.

И.И. Лукашук отметил, что «существуют три разные точки зрения на правовое регулирование и, соответственно, его механизм».

Некоторые авторы сводят действия нормы и правового регулирования к конкретным правоотношениям, в то время как другие исходят из того, что правовое регулирование начинается после создания нормы и сводится к различным средствам влияния последних на общественные отношения. Наконец, самое широкое понимание включает в себя понятие правового регулирования и стадии законотворчества.

Законотворчество является не только этапом правового регулирования, но и занимает важное место в этом механизме, поскольку именно на этом этапе воля источников правового регулирования координируется.

И хотя конечная цель правового регулирования достигается на этапе внедрения правовых норм, этап законотворчества во многом зависит от того, как будет осуществляться этап внедрения, и, соответственно, от эффективности правового регулирования в целом.

Особенностью правового регулирования является то, что во многих случаях права и обязанности источников регулирования возникают уже на этапе правового регулирования общественных отношений. Как И.И. Лукашук, «в международном праве нормы и правоотношения могут формироваться одновременно или сначала принимается норма и на ее основе возникают правоотношения».

Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения

Все нормы права публикуются в связи с тем, что возможны разные варианты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого способа поведения человека в различных ситуациях.

Целью правового регулирования является согласование поведения и действий людей таким образом, чтобы они осуществлялись в соответствии с установленными правовыми нормами. Так что, как следствие, выгода и прогрессивное развитие различных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т. д.

Эффективность правового регулирования заключается в достижении тех целей, которые законодатель преследовал, издавая соответствующие нормы.

Другими словами: эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и целью, с которой оно сталкивается.

Различают прямые (поведенческие) и опосредованные цели. Ближайшей целью является поведение адресатов, которое будет соответствовать требованиям закона. Достижение этих результатов называется поведенческой эффективностью. Опосредованные цели уже достигаются поведением, действиями, которые выполняются в соответствии с нормами права. Эту эффективность можно назвать фактической.

Цели правового регулирования могут быть непосредственными и перспективными. Непосредственной целью законов и других нормативных актов, связанных с приватизацией, является денационализация собственности, формирование других негосударственных форм собственности (частной, акционерной и т. д.) И многообещающая, более отдаленная, конечная цель это создать рыночную экономику. Поведенческая эффективность верховенства права является условием эффективности фактического (конечного), когда достигаются цели, которые являются ближайшими и даже более перспективными в различных сферах общественной жизни: достигаются экономические цели (повышение производительности труда, увеличение промышленное и сельскохозяйственное производство, наполнение рынка товарами, повышение заработной платы и т. д.).), политическое (развитие демократии, формирование верховенства закона, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их безопасность и т. д.), праксиологические (совершенствование структуры любых органов, повышение их уровня профессионализма, эффективности их деятельности и т. д.).), нравственно-воспитательные и т. д.

Цели правового регулирования по-прежнему не только позитивны, направлены на изменения, связанные с возникновением и формированием отдельной ситуации, социальных процессов, которых раньше не было, но также связанные с устранением, перемещением или, по крайней мере, минимизацией явлений, нежелательных для общество (снижение уровня правонарушений, устранение отдельных видов, нарушения прав и свобод граждан, социальные конфликты, споры и т. д.).

Для повышения эффективности правового регулирования используются следующие способы:

  1. Совершенствование законотворчества. Именно в этом процессе в нормах права наиболее полно выражены интересы общества и законы, в рамках которых они будут действовать. Таким образом, нужно создать такой закон, который благодаря своим психологическим свойствам будет лучше соблюдаться, а не нарушаться. Вам также следует повысить уровень вероятности достижения ценности и снизить уровень вероятности воспрепятствования этому процессу.
  2. Совершенствование правоохранительной деятельности. Правоохранительные акты способствуют процессу удовлетворения интересов общества, это самый гарантирующий элемент, который в нужный момент связан с нормативным регулированием. Комбинация регулирования и правоприменения необходима, поскольку, взятые индивидуально, они сразу начинают демонстрировать свои «слабости»: нормативное регулирование без индивидуума (без усмотрения) часто превращается в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Именно поэтому МПР должно выражать такую ​​взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, что даст дополнительные преимущества процессу управления. Если нормативное регулирование призвано обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в прочные рамки законности, то правоохранительные органы учитывают конкретную ситуацию, своеобразие каждой правовой ситуации.
  3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права, несомненно, скажется на качестве всей МПР, укрепит законность и правопорядок.

Интересы человека являются основным ориентиром для развития и совершенствования элементов МПР, повышения их эффективности. Действуя как своего рода правовая технология для удовлетворения этих интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим, способствующий реализации законных устремлений личности и укреплению его правового статуса.

Вывод:

Рассмотрев все основные понятия, элементы, типы, группы и виды правового регулирования, я могу сделать следующий вывод. Правовое регулирование выступает инструментом социального управления. Он призван упорядочить связи с общественностью, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В этом ему помогает механизм правового регулирования общественных отношений во всех сферах. Действие права изучается общей теорией государства и права и отраслевых юридических наук. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает в себя такие вопросы, как механизм влияния права на общественные отношения, место в этом механизме конкретно-правовых методов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, отношения между законом и общественным мнением, а также ряд других.

Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов.

Самое главное, что механизм правового регулирования регулирует и «рационализирует» общественные отношения, благодаря которым можно жить и не нарушать права других граждан. Благодаря механизму правового регулирования, вооруженному знанием действующих правовых норм, граждане решают использовать предоставленные им права, вступая в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это также играет важную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает, если он совершит преступление.

Механизм правового регулирования представляет собой именно такую ​​систему правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, поскольку отдельные правовые инструменты не могут в полной мере обеспечить это. Отсюда объективная потребность в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. Кроме того, правовое регулирование в процессе его реализации состоит из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к стоимости. Каждый из этапов и правовых элементов МПР призван к «жизни» в связи с конкретными обстоятельствами, отражающими логику правового упорядочения общественных отношений, особенно влияние правовой формы на социальный контент

Считаю необходимым отметить, что благодаря механизму правового регулирования мы живем в нашей стране с такой политической системой. Но и здесь он не идеален, но благодаря механизму правового регулирования в нашем государстве интересы граждан защищены, права и свободы человека одобрены, и я считаю это наиболее важным.