Основные тенденции развития образования в современном мире

Содержание:

  1. Основные направления развития образования в современном мире
  2. Меняются цели образования в современном мире
  3. Основные тенденции развития современного образования
  4. Проблемы использования новых технологий в образовании
  5. Образование в условиях глобализации
  6. Вывод:
Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века)
Национальный идеал в образовании России 19 века
Инновационные педагогические технологии
Педагогическая технология В.М. Монахова

Введение:

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях русских философов, социологов, психологов и педагогов, а также ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции проблема образования оказалась особенно актуальной. Вряд ли это можно считать простым совпадением или новой интеллектуальной модой: скорее, за этим стоят некоторые новые тенденции в глобальном цивилизационном процессе. Более того, в любых дискуссиях на тему образования особое внимание уделяется как довольно строгой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, учреждений, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.

Традиционная модель образования, которую мы знаем, почти всегда представляет собой простую трансляцию культуры, более того, как правило, определенной монокультуры, которая преобладает в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является образование, понимаемое как простое усвоение студентами определенного количества человечества, накопленного в различных областях, и, в значительной степени, разрозненных знаний, для подготовки специалиста, готового присоединиться существующие социально-экономические институты и комплексы.

В то же время считается, что можно и достаточно просто перенести в сознание «сформированный» специально отобранный и соответствующим образом обработанный культурный материал, и все это разнообразие и необъятность в лучшем случае являются лишь незначительным фоном при подготовке. профессионала. Конечно, в таком образовании = обучение человек не только не является субъектом образовательного процесса, но вообще отсутствует как личность, человек; он только объект обучения здесь. Как известно, традиционные формы образовательной деятельности вполне соответствуют этим фундаментальным принципам: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этом отношении он является авторитарным и тоталитарным как по содержанию, так и по форме, и авторитарный контент образования является ключевым моментом, который предопределяет все остальное в образовательных системах и комплексах.

Он не имеет никакой ориентации на личное самоопределение, поиск образов себя, своих мыслей и чувств, свою жизнь в этом мире. Другими словами, такое образование = обучение не является образованием в собственном смысле слова, понимаемым как процесс становления личности. Современная культурная ситуация настоятельно требует значительного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня уже несостоятельны в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале 20-го века Ф. Ницше, З. Фрейд, О., Шпенглер и ряд других выдающихся мыслителей четко заявили об исключительной враждебности европейской культуры к человеку и неизбежности ее сокрушительного краха, который позднее был полностью подтверждается многими событиями этого века. В настоящее время мы можем наблюдать растущий крах любого тоталитаризма и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, который особенно отчетливо проявился в последнее десятилетие на так называемом советском и постсоветском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не коснуться такой определяющей сферы общества, как образование, что делает его обычное содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и многокультурным, и ведущими тенденциями в современном образовании являются его гуманизация и гуманизация, диалогизм и дизайн.

В связи с этим уже есть понимание того, что образование и обучение - это совсем разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако сегодня образовательные методологии и технологии меняются, даже содержание образовательных программ и учебных программ, но не сама сущность образования, которая до сих пор остается полностью неизменной, поскольку основные психические изменения еще не произошли в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более, какой бы ни была монокультура. Перевод культуры, которая показала свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуру, которая терпит крах, вряд ли можно считать разумной вообще. А это значит, что смыслы, цели и ценности образования должны измениться.

Основные направления развития образования в современном мире

Меняются цели образования в современном мире

Необходимо говорить о смене парадигмы «образование = обучение» с парадигмой «образование = формирование», означающей формирование человека, его духовность, самоидентификацию, его самосоздание, самообразование, саморегистрацию в человек, человек. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом во всех смыслах. поскольку речь идет о том факте, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано с большей вероятностью научить человека находить свое место, свою нишу в культуре, формировать свое субкультурное пространство, философия должна приобрести совершенно иное статус и значение в новом образовании. Именно философия как нечто, работающее не с культурными смыслами, а с мета-культурным феноменом, может стать основным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта.

Служение Духу и истинной духовности не как религия и культура, а как Поиск и Прогресс, дерзание Духа - это задачи, действительно достойные образования! Это образованный человек, который может стать любым специалистом высокого уровня, поэтому обновленное образование следует рассматривать как наиболее эффективную инвестиционную сферу в стратегическом плане как для отдельного человека, так и для любого государства. Разумеется, такое изменение самой сути образования неизбежно повлечет за собой адекватное изменение прикладных форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Когда образование перестает быть простым переводом культуры и определенного набора профессиональных знаний, навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут быть его целью, а также некой формой образовательной деятельности.

В этих условиях они, безусловно, должны приобрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента генерации смысла и самообразования - как личности и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план проблему необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых идеалов и норм, обычных для традиционного образования, в том числе из ряда так называемых универсальных ценностей. В любом случае, многие из них должны быть переосмыслены и адаптированы к измененным параметрам реальности. И в первую очередь речь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования. Итак, он широко известен, и в ряде стран (в том числе в России) тезис о гуманистической природе образования был возведен в ранг закона как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда является целью и никогда не должен быть средством в любой деятельности, любое насилие против человека неприемлемо».

Этот стандартный набор прекрасных отношений, который является стандартным для нынешних образовательных реформаторов, стал нашим правилом хорошего педагогического тонуса и мерой степени выраженности прогрессивности и новаторства. Но новое образование предполагает значительную степень индивидуализма и персонализма в каждом «возникающем» субъекте, чего абсолютно невозможно достичь без предварительного отчуждения, отделения себя от окружающей среды, массы, толпы. Но сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным и вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, которые имеют гораздо более глубокие и более важные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неизбежно влечет за собой немалое количество душевных болей и духовных мучений, а традиционный гуманизм требует: «Не навреди! = Не навреди!»

Но можно ли не обидеть, когда задача состоит в том, чтобы создать такое пространство, в котором «возникающее» подвергается экзистенциальной экспозиции для себя, когда Мир открыт для сознания, когда ложные покровы и маски отрываются как от меня, так и от мира? Конечно, это и болезненно, и неприятно, но эта боль является мощным ресурсом для роста и развития. Кроме того, существует также существенная разница между насилием и усилием, без которого вообще невозможны какие-либо духовные и духовные движения, и, соответственно, новое ориентированное на развитие образование. Следует обратить внимание на ряд других традиционных ценностей образования, которые также нуждаются в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще требования к необходимости планирования и организации образования на основе запроса-заказа самих участников образовательного процесса добавляются в уже известные настройки, указанные здесь.

Требование, конечно, хорошо, но вряд ли разумно, потому что человек, который только начинает заниматься самообразованием, самообразованием, самоуважением - в буквальном смысле этих слов едва ли способен четко сформулировать и разработать траектория его образовательного движения: у него также нет четких целей для этого движения, не говоря уже о средствах их достижения. Еще одна проблема традиционного образования, требующая безусловного разрешения на новое образование, - это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов возрастает, это среднее значение выпадает из процесса, но в то же время сильные и талантливые не могут учиться на этом среднем уровне. Таким образом, мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как вы знаете, всегда развивалось не в целом, а через своих лучших представителей. В связи с этим содержание концепции гуманизма также должно измениться в новой образовательной парадигме. Под истинным гуманизмом теперь мы должны понимать только то, что действительно служит развитию человека и целям прогресса, тем не менее, что связано только с осторожностью, чтобы не «навредить»! - существует ложный гуманизм, за которым следует избегание образовательной ответственности образовательного педагога.

Основные тенденции развития современного образования

Состояние образования в современном мире сложное и противоречивое. С одной стороны, образование в 20 веке стало одним из важнейших направлений человеческой деятельности; Огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего столетия. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострением проблем в этой сфере, что свидетельствует о кризисе в образовании. И наконец, в последние десятилетия в процессе поиска путей преодоления кризиса в сфере образования происходят радикальные изменения в этой области и формирование новой системы образования.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют знания людей, их опыт, способности и возможности развития профессиональных и личностных качеств в социальном развитии. Эта роль начала возрастать во второй половине 20-го века, коренным образом изменившись в последние десятилетия. Информационная революция и формирование социальной структуры нового типа - информационного общества - выводят информацию и знания на передний план социально-экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в общественно-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций мы попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования. Эволюция знаний как основной источник ценностей в информационном обществе.

С развитием общества становится ясно, что знания, инновации и методы их практического применения все чаще становятся источником прибыли. Тот факт, что знания начинают занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально меняет место образования в структуре общественной жизни, соотношение его сфер, таких как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся основополагающими характеристиками работников постиндустриальной экономики. Новый тип экономического развития, утвержденный в информационном обществе, заставляет работников менять свою профессию несколько раз в течение жизни и постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой общества, и образовательная деятельность становится важнейшей составляющей его экономического развития. Не следует забывать, что информация и теоретические знания являются стратегическими ресурсами страны и наряду с уровнем развития образования во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

Формирование образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно происходящий в развитых странах, грозит обострить одну из самых сложных глобальных проблем нашего времени - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, перекрывающийся с промышленным разрывом, вместе создает двойной технологический разрыв. Если такая ситуация в отношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут преследовать человеческое сообщество. Чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах не только увеличивало прибыль развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом для преодоления социально-экономической отсталости, необходимо использовать новые технологии как в международном бизнес и в различных сферах жизни в развивающихся странах. А для этого нужны современные технические системы, а также определенные знания, навыки, способности и модели поведения среди граждан этих стран. Формирование информационного общества требует качественного увеличения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым ставит образование на передний план социального развития.

Перспективы социально-экономического развития этих стран и решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире теперь зависят от решения проблем образования, которые всегда были острыми в развивающихся странах и которые усугублялись в последние десятилетия из-за бурное развитие информационных технологий. Степень образования больше не отождествляется с формальной школой и даже университетским образованием. Любая деятельность в настоящее время интерпретируется как образовательная, если она имеет своей целью изменить отношение и модели поведения людей, передавая им новые знания, развивая новые навыки. Функции образования выполняют самые разные социальные институты, а не только школы и университеты. Наиболее важные образовательные функции выполняются предприятиями. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет основные образовательные потребности, которые формальное образование не может удовлетворить. Как отмечается в «Обучении ЮНЕСКО», образование больше не должно ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции личностного развития. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов до удовлетворения потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер обучения, который позволяет учитывать возможности каждого отдельного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет возможным благодаря разработке различных образовательных программ в соответствии с различными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся учебных навыков, навыков самопознания с использованием современных и перспективных средств информационных технологий. В недавнем прошлом хороший почерк был залогом спокойной и благополучной жизни до старости. Последние десятилетия характеризовались ускоренным обновлением технологий и знаний в различных областях человеческой деятельности. Школьного и даже университетского образования сегодня уже давно не хватает. Президент корпорации General Motors говорит следующее: «Нам нужны специалисты не с четырьмя или даже шестью, а с сорокалетним образованием».

Разработка концепции непрерывного образования, стремление претворить ее в жизнь обострили проблему образования взрослых в обществе. Произошли радикальные изменения во взглядах на образование взрослых и его роль в современном мире. В настоящее время это рассматривается как основной способ преодоления кризиса системы образования, формирования системы образования, адекватной современному обществу. Превращение знаний в основной социальный капитал, увеличение выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды получают человек, который потребляет этот продукт, общество в целом и конкретные предприятия.

Отсюда основания для смешанного финансирования образования, развития рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования также способствует обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран доля валового национального продукта, выделяемого на образование, резко возрастала, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные расходы на образование сократились или, что гораздо реже, стабилизировать. Даже в Соединенных Штатах, где образование является наиболее приоритетной областью социальной политики государства (эту отрасль по праву называют «государством в государстве» в США), где требуется больше средств, чем обороны, проблемы государственное финансирование стало более острым. В России общая тенденция большинства стран к сокращению государственного финансирования системы образования подкрепляется общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на образование и обучение в федеральном бюджете снизилась с 6% в 1992 году до 3-4% в 1996 году. Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появление не только национальных, но и глобальных рынков образовательных услуг.

Так, в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 миллиардов долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета ряда штатов. Из этой общей суммы 18 миллиардов долларов были заработаны США, которые проводят целенаправленную работу по «подбору» студентов». Эти тенденции определяют основные направления развития новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы чрезвычайно неразвиты в традиционном образовании, которое опирается главным образом на очную подготовку и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Это технологическая основа новых информационных технологий, которая позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - дистанционное обучение или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от непосредственного обучения к индивидуальным контактам со студентами.

Ключевые лекции и семинары остаются, конечно, незаменимыми, однако значительная часть образовательного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с учителями по конкретным темам или проблемам. Главной особенностью современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как разных подходов к обучению, так и самих методов обучения. Уже при подготовке студентов педагогических вузов необходимо формировать их умственную совместимость, умение и любовь к полемике. Чтобы обеспечить умственную совместимость учителей, они сами должны уметь: - вести бесценный диалог с коллегами; - определить степень взаимодополняемости и взаимообогащения различных методологических концепций при условии сохранения их самобытности и независимости; - сформулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода к личности»).

Выпускнику современной школы нужна не сумма знаний и навыков, а умение их получить; не усердие, а инициативность и независимость. Саморазвитию нельзя научить напрямую - эта способность не передается. Но учитель может создать условия для «совершенствования» этой способности. Умение создавать такие условия становится профессиональным требованием для учителя. Чтобы реализовать новые цели образования, нужен новый учитель - профессиональный учитель. В отличие от специалиста в предметной области, профессионал должен уметь работать с процессами обучения и развития. Профессиональный педагог больше не является переводчиком предметных знаний, он становится организатором воспитательной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и молодежи.

Педагог общается с развивающимся человеком, его действия основаны на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Психологическое образование не может быть получено путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическое обучение не может быть достигнуто за несколько часов практики студентов. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и курсах повышения квалификации для преподавателей целесообразно вводить курс «Психологическая антропология» - целостное учение о субъективной реальности человека, ее становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования учителя.

Проблемы использования новых технологий в образовании

На данный момент в современном обществе наблюдается неостанавливаемое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизни человека породило множество философских, теоретических, методологических и социально-экономических проблем. Наибольшим общественным резонансом является явление глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет является удобным источником разнообразной информации, которая качественно меняет всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта. По-видимому, интернет-технологии следует понимать как различные типы услуг, предоставляемых пользователю глобальной сети: электронная почта и списки рассылки, служба WWW, чат-беседа, HTML-форумы, гостевые книги, ICQ, группы новостей, серверы новостей, FTP-серверы, другие типы Сервисы. Или следует понимать интернет-технологии как технологии ActiveX: браузер Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage 97, пакет, совместимый с Office 97, VBScript, JavaScript и другие языки программирования?

Так или иначе, я буду понимать интернет-технологии как комбинацию программных продуктов и интернет-технологий и различных видов услуг. Развитие Интернета - это развитие новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Эти инструменты позволяют не только быстро получать информацию, но и развивать мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие проблемы, менять нынешний стиль психической деятельности. Интернет, как достижение двадцатого века, несомненно, определяет успех информатизации общества в двадцать первом веке. Однако сегодня наблюдается постепенный отход от энтузиазма к возможностям Интернета к осведомленности и поиску путей решения различных проблем, вызванных растущим использованием телекоммуникаций в различных сферах человеческой жизни. Диапазон этих вопросов простирается от этических до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Действительно, «основным объектом, подверженным влиянию информационных технологий, является человек.

Технические и информационные инструменты становятся неким расширением не только человеческого тела, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек все больше попадает в бессознательную зависимость от созданной им искусственной технологической среды. С такими качественно новыми социальными преобразованиями, естественно, меняются и требования к членам общества». Что является необходимым условием комфортного существования личности в информационном обществе? Как подготовить человека во всех его аспектах к гармоничному развитию? Кто должен это делать и как? Мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Чтобы обеспечить успешное решение проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и развивать информационную культуру личности. И система непрерывного образования призвана решить эту проблему, различные уровни которой также испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе.

Если информатизация образования утратит свое гуманитарное измерение, общество неизбежно подвергнется риску деградации человеческих отношений и контактов как основы взаимопонимания. Создание принципиально новой технологии не сделало машину главным фактором общественной жизни, а лишь повысило роль и значение собственно человеческого фактора. Технократические тенденции электронного обучения несовместимы с основной тенденцией современного образования, которая заключается в переходе от основанной на знаниях к персональной парадигме педагогического процесса. На современном этапе в образовании стоит задача разработки методологии, методов и методов подключения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернета, для достижения образовательного и развивающего эффекта в формировании личности.

Исходя из современного состояния информатизации общества, необходимо расширить уже существующее представление об информационной культуре личности. Для безопасного существования и гармоничного развития членов общества информационная культура должна отражать следующие аспекты: информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность не только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты человеческая психика. Сегодня мы можем говорить о расширении использования интернет-технологий в современном школьном образовании. Этот процесс ставит ряд острых проблем, которые являются предметом обсуждения учеными, учителями и педагогами, связывая развитие школы с активным использованием интернет-технологий, создавая единое образовательное информационное пространство, способствующее развитию и самореализации. студентов.

Образование в условиях глобализации

Важной особенностью развития образования является его глобальный характер. Эта особенность отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Современная цивилизация вступает в принципиально новую информационную (постиндустриальную) стадию своего развития, когда глобализация социальных и культурных процессов на Земле признана ведущей мировой тенденцией. Однако глобализация наряду с положительными аспектами также породила ряд серьезных глобальных проблем: социальные, экономические, экологические и духовно-нравственные. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, требуется новая концепция образования, которая опережает перспективы XXI века. Глобальную миссию в области образования выполняет Университет ООН (штаб-квартира в Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН.

Университет представляет собой уникальную образовательную исследовательскую структуру, которая представляет собой сообщество ученых и служит форумом «для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем». Комплексный анализ и разработка целей, форм и средств модернизации образования осуществляется ЮНЕСКО. Обобщая и анализируя мировой теоретический и практический опыт в области образования и профессиональной подготовки, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее позитивных результатов, позволяет государствам и органам образования анализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образование. Страновое сотрудничество в области образования является одним из важнейших аспектов деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. Широкие возможности для международного сотрудничества и обмена опытом видны в развитии новых информационных технологий и коммуникаций. Одним из примеров такого сотрудничества в области внедрения новых информационных технологий в области образования стал конгресс «Образование и информатика: для укрепления международного сотрудничества» (Париж, 12-24 апреля 1989 г.).

На международном уровне процесс конвергенции (конвергенция идей, институциональных моделей и методов работы университетов), вероятно, будет углубляться. Об этом свидетельствует широко распространенная новая международная модель образования, в которой прослеживается тенденция к внедрению одинаковых структур и практик в различных системах образования. В соответствии с этой новой моделью образование должно быть демократичным, актуальным, непрерывным, гибким и недифференцированным. Анализируя тенденции современного образования, мы можем выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противоположны друг другу, а с другой, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с предоставлением образовательных функций государственным учреждениям, с внедрением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ.

Порядок набора студентов, методы и приемы обучения меняются. Система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования реорганизуются. Интернационализация образования, напротив, направлена ​​на сближение национальных систем, нахождение и развитие общих универсальных концепций и компонентов в них, тех общих основ, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимному обогащению. Инструментами интернационализации являются обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и академических степеней, общеобразовательные стандарты и т. д. Программы ERAZMUS и KOMETT предназначены для объединения усилий высшего образования с целью подготовки специалистов для европейской экономики. «Россия принимает активное участие в Плане действий, утвержденном ЮНЕСКО в 1989 году, по укреплению межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности.

План предусматривает обмен информацией, преподавателями и студентами. Была подготовлена ​​межправительственная Рекомендация о взаимном признании документов о окончание средних школ, дипломы и ученые степени. Участие в нашей стране ЮНЕСКО способствует реформированию российской системы образования, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов. Следует отметить, что интернационализация не должна пониматься как универсализация образования, то есть как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких образовательных стандартов.

Что касается путей и средств достижения этих стандартов, каждый страна самостоятельно определяет и выбирает их в соответствии со своими потребностями, культурными особенностями и образовательными традициями. Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее дополняют друг друга, определяя развитие образования и способствуя достижению высоких стандартов. Выше уже говорилось, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с моральным, духовным, мировоззренческим потенциалом человека и общества, и без радикальных изменений в сфере образования эти проблемы не могут быть решены. Такая возможность может иметь место только на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.

Вывод:

Таким образом, можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:

  • замена парадигмы «образование = обучение» на парадигму «образование = становление»,
  • Трансформация знаний в основной социальный капитал,
  • Разработка концепции непрерывного образования,
  • постепенное смещение приоритетов от непосредственного обучения к индивидуальному общению со студентами - индивидуализация обучения,
  • диалогизм, который проявляется в сосуществовании как разных подходов к обучению, так и самих методов обучения.
  • активация использования интернет-технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,
  • Интернационализация образования в соответствии с глобальными процессами глобализации
  • развитие дистанционного обучения,