Основные принципы политики государства в области занятости

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

В условиях глобализации национальной экономики и демографического кризиса в России проблема трудовых ресурсов становится все более актуальной. 

Поэтому происходящие рыночные преобразования в российской экономике, меняющие всю сферу общественного воспроизводства в целом, оказывают определенное влияние на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим, для обеспечения наиболее эффективного развития отечественной промышленности, а также сферы услуг, необходимо осуществлять процесс рыночного регулирования движения трудовых ресурсов. Это положение является обоснованием необходимости создания механизма для формирующегося рынка труда с обязательным учетом как количественных, так и, в частности, качественных характеристик трудовых ресурсов.

Ситуация на российском рынке сегодня непростая, поэтому проблема обеспечения рабочей силой требует особого внимания, поскольку количественные и качественные ограничения на рабочую силу становятся существенным препятствием для ускорения экономического роста. Учитывая это, одним из основных факторов роста ВВП может стать рост производительности труда или увеличение числа занятых. Однако для роста производительности труда требуется увеличение соотношения капитала и труда, а следовательно, и дополнительных инвестиций. Формирование рынка труда в России диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности и менталитет населения. Политика занятости - одно из приоритетных направлений государственной политики в России.

Считается, что в сфере занятости рынок не может автоматически влиять на процесс саморегуляции. Поэтому во всех странах с рыночной ориентацией политика регулирования занятости осуществляется на основе применения постоянных мер, которые гибки в формах и средствах воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости совершенствования процесса государственной политики занятости, постоянно поддерживая определенный уровень занятости. Это связано с необходимостью разработки эффективной государственной политики по содействию занятости населения в Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является изучение политики занятости в Российской Федерации.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 

1. Изучить литературу по теме исследования; 

2. Изучить теоретические основы государственной политики в сфере занятости населения; 

3. Проанализировать ситуацию на рынке труда в Российской Федерации; 

4. Разработать меры по стимулированию занятости в Российской Федерации; 

5. Разработать систему социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации. 

В процессе написания использовались следующие методы исследования: анализ, индукция, сравнение, метод обобщения.

Объект исследования - политика занятости. Предметом исследования является политика занятости в Российской Федерации. Источниками для написания курсовой работы являются: законодательные акты, статьи из экономических журналов, интернет-ресурсы по теме исследования. 

Теоретические аспекты государственной политики занятости 

Понятие и формы занятости 

Проблема занятости трудоспособного населения во всем мире рассматривается как одна из наиболее приоритетных проблем, поскольку она напрямую связана, прежде всего, с перспективами социальной стабильность государства. В то же время, сложность и динамичность происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, развития и усыновления, а также адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости. 

Закон о занятости в первой главе «Общие положения» определяет наиболее важные понятия в сфере занятости, а также субъектов, вовлеченных в эту область.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. В то же время граждане имеют исключительное право распоряжаться своими способностями к продуктивной, творческой работе. Принуждение к работе в любой форме (физической, психологической, моральной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей и не противоречащая закону, признается законной занятостью. Между тем, можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо противоречащая ему, может быть охарактеризована как нелегальное или нелегальное трудоустройство.

Безработица граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Среди занятых действующее законодательство включает следующих граждан:

  • работа по трудовому договору (контракту), включая выполнение работы за вознаграждение на условиях полной или частичной занятости, а также наличие другой оплачиваемой работы (услуги), в том числе сезонной, временной работы; 
  • зарегистрированы как индивидуальные предприниматели; 
  • занятых во вспомогательных отраслях и реализующих продукцию по контрактам; 
  • выполнение работ по гражданско-правовым договорам (контрактам), а также членам производственных кооперативов (кооперативов); 
  • избран, назначен или утвержден на оплачиваемую должность; 
  • прохождение военной службы, а также службы в органах внутренних дел;
  • прохождение очной формы обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других учебных заведениях, в том числе по направлению федеральной государственной службы занятости; 
  • временно отсутствует на рабочем месте из-за нетрудоспособности, отпуска, переподготовки, повышения квалификации, приостановки производства по причине забастовки или по другим причинам; 
  • которые являются учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (объединений и союзов), не имеющих имущественных прав в отношении в эти организации.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, наиболее важным должно быть их право выбора работы. Граждане реализуют свое право путем прямого обращения к работодателю, организации, имеющей права юридического лица, или к лицу, занимающемуся бизнесом или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По взаимному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций в целях содействия занятости населения.

В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.

Занятость проявляется в самых разных формах и типах.

Виды занятости отражают распределение активных частей трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства, а формами занятости являются организационно-правовые методы, условия использования труда:

1. По характеру производственной деятельности существуют: рыночная занятость и нерыночная занятость; 

2. В сфере общественного производства: занятость в материальном производстве и занятость в нематериальном производстве;

3. По способу участия в социальной работе: самозанятость и самозанятость; 

4. По степени сотрудничества: индивидуальная занятость и коллективная занятость; 

5. По степени легитимности занятости: формальная занятость и неформальная; 

6. В условиях организационно-трудовых процессов: стандартная занятость и нестандартность; 

7. По режиму рабочего времени: занятость с режимом полной занятости и занятость с режимом неполного или неполного рабочего времени; 

8. По регулярности участия: постоянная занятость, временная и вторичная.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство, наряду с органами службы занятости и работодателями, играет активную роль в реализации политики занятости. Важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, направленных на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость. 

Основные направления политики Российской Федерации в области содействия занятости и занятости 

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Законодательство Российской Федерации о занятости состоит из Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации № 1032-1 «О занятости в Российской Федерации», принятого 04/19/1991 с последующими изменениями и дополнениями, другими федеральными законами и нормативными актами, регулирующими отношения в сфере занятости. 

Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает базу занятости населения на основе свободы труда, запрета принудительного труда, оплаты труда без какой-либо дискриминации, права свободно распоряжаться возможностями для работы, выбирать вид деятельности и профессии. 

Направления политики страны в области помощи также вытекают из международно-правовых актов. Таким образом, указание на необходимость для государства создать критерий более полного существования права на труд также содержится в Международном законе об экономических, социальных и культурных правах. 

Основные направления политики страны по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость закреплены в ст. 5 «Закона о занятости», среди которых, в частности, следующие:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита государственного рынка труда; 
  • обеспечение равных возможностей для всех граждан Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и религии, в реализации права на добровольный труд и свободный выбор работы; 
  • создание критериев обеспечения достойной жизни и свободного развития человека; 
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках правопорядка, способствующей развитию их способностей к продуктивной, творческой работе; 
  • осуществление мероприятий, способствующих трудоустройству граждан, испытывающих трудности с поиском работы;
  • предотвращение массовой и сокращение длительной (максимально 1 год) безработицы; 
  • поощрение работодателей, которые поддерживают существующие и создают самые новые рабочие места, особенно для граждан, которые испытывают трудности с поиском работы; 
  • объединение усилий участников рынка труда и координация их действий при реализации мер по содействию занятости населения; 
  • координация деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов работников и работодателей при разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, в том числе вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдением международных трудовых норм. 

Указанные направления государственной политики, как правило, разрабатываются в других нормативных правовых актах (в первую очередь федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных договорах с ролью органов власти страны.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два типа: 

  1. активная государственная политика в сфере занятости; 
  2. пассивная государственная политика в сфере занятости.

Активная политика характеризуется наличием форм занятости, направленных на скорейшее нахождение работы, а также переподготовкой и профессиональной подготовкой безработных, иными словами, правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается устроиться на работу. 

Пассивная политика характеризуется наличием завышенных пособий по безработице и других мер по оказанию материальной помощи безработным, иными словами, поддержанию уровня жизни граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение самых больших и самых маленьких пособий, государственная политика занятости является активной, потому что небольшие пособия вынуждают безработных самостоятельно искать работу.

В упомянутых конвенциях также указывалось, что политика страны должна быть направлена ​​на развитие общественного партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и других представительных органов работников при решении проблем занятости населения. Промышленные рынки труда. 

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов играть роль в разработке государственной политики по содействию занятости. Особое значение имеет роль профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовым увольнением работников.

Следует отметить, что в отношении определенных категорий граждан, которые особенно нуждаются в социальной защите на рынке труда, правительство берет на себя обязательство создавать более высокие гарантии в сфере их занятости (цитирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программы занятости), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Такие обязательства страны прописаны в нормативных правовых актах, в том числе в специальных целевых программах, принятых Правительством Российской Федерации (в том числе государственными органами субъектов Федерации) для обеспечения занятости этих групп населения. 

Таким образом, мы рассмотрели основные направления государственной политики Российской Федерации в области содействия занятости и занятости населения. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости является составной частью политики социально-экономического развития страны, направленной на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала. 

Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях 

Неотъемлемой частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует наряду с другими рынками материалов, потребительских товаров и услуг, жилья, ценных бумаг, рынок труда, одна сторона представлена ​​соискателями работы, другая - работодателями.

В настоящее время труд рассматривается как сознательная, целенаправленная, творческая деятельность с умственными и физическими усилиями человека для получения полезного результата в удовлетворении его материальных и духовных потребностей. 

В рыночных условиях обязательно должен существовать оптимальный резерв работников и поддерживать естественный уровень превышения предложения рабочей силы над спросом, то есть естественный уровень безработицы. Рынок труда находится в постоянном движении. За этим следует Федеральная служба занятости, которая также ведет соответствующую статистику. 

Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости на определенных территориях, и на основе их результатов разрабатываются соответствующие программы по регулированию рынка труда.

Методы территориального регулирования делятся на методы регулирования спроса и методы регулирования предложения труда, которые в свою очередь делятся на методы повышения спроса и методы снижения спроса. Выбор метода для практического использования и решения практических задач определяется ситуацией, сложившейся в данный период на рынке труда. 

Для регулирования рынка труда существует государственная система управления трудовыми ресурсами. Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает в себя совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, которые централизованно регулируют основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования. 

Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль за их реализацией, разработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирование занятости и миграции населения, трудовое законодательство, уровень жизни и условия труда. 

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений ограничено и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости и оценки уровня жизни.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не вправе принимать законы, но уполномочен принимать или отклонять федеральные законы, принятые Государственной Думой. 

Комитеты и комиссии палат играют важную роль в осуществлении парламентского контроля. Эти органы способствуют эффективной работе парламента путем подготовки, экспертизы, обоснования законов и других нормативных документов. 

При Совете Федерации и Государственной Думе созданы комитеты, в компетенцию которых входит регулирование социально-трудовых отношений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возложена исполнительная и административная деятельность. Исполнительная власть осуществляется Правительством Российской Федерации, образованным Президентом. Правительство обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике. 

Центральным органом федеральной исполнительной власти, курирующим работу по обеспечению единой государственной трудовой политики при координации работы в этих областях в Российской Федерации, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. 

Основными задачами Министерства труда Российской Федерации являются: 

  •  разработка политики в социально-трудовой сфере;
  •  разработка направлений социальной политики Правительства; 
  •  координация труда в социально-трудовой сфере; 
  •  подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; 
  •  формирование нормативно-правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений; 
  •  участие в заключении генеральных и отраслевых тарифных соглашений; 
  •  регулирование рынка труда, занятости. 

Министерство труда Российской Федерации подчиняется ряду организаций, занимающихся научной, методической и практической деятельностью в области производительности труда, оплаты труда и условий труда, повышения квалификации в других областях управления трудовыми ресурсами.

Министерство труда Российской Федерации, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы, учреждения, предприятия и органы труда субъектов Российской Федерации образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации. 

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. В решении ряда социальных и трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации (коллективные переговоры, генеральные и отраслевые соглашения). Россия является членом Международной организации труда (МОТ). 

Таким образом, многие вопросы трудового менеджмента рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.

Государственная политика занятости в Российской Федерации 

Анализ ситуации на рынке труда

Аналитический материал подготовлен по результатам опросов населения по проблемам занятости. 

Опрос населения по вопросам занятости проводится на основе метода выборочного наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городские и сельские районы. В опросе рассматривается экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет. 

После анализа ситуации на рынке труда в Российской Федерации на 2008-2012 годы было выявлено следующее:

1. Экономическая активность населения. Согласно опросу населения по вопросам занятости, в I квартале 2012 г. экономически активное население в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составило 74,8 млн человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение экономически активного населения к общей численности населения этой возрастной группы) составил 67,4%.

Среди экономически активного населения 69,9 млн. Человек были классифицированы как занятые в экономической деятельности и 4,9 млн. Человек как безработные по критериям МОТ (то есть у них не было работы или оплачиваемой работы, они искали работу и были готовы начать ее в обследуемая неделя). По сравнению с 1 кварталом 2011 года количество занятых увеличилось на 0,5 млн. Человек, или на 0,7%, количество безработных сократилось на 0,7 млн. Человек, или на 13,3%. 

Таким образом, в среднем за 2011 г. занятое население превысило среднегодовые данные за 2010 г. на 0,9 млн человек (на 1,3%). Численность безработных за этот период сократилась на 0,6 млн человек, или на 10,9%.

Однако к уровню 2008 г. среднесписочная численность работников в 2011 г. была ниже (на 0,3%), численность безработных была выше (на 4,8%). (см. Приложение 2) 

Сокращение количества трудовых ресурсов связано с уменьшением числа трудоспособных людей (число людей, выходящих на пенсию в трудоспособном возрасте, превышает количество людей в трудоспособном возрасте), высокой смертностью трудоспособное население, инвалидность населения, миграция трудоспособного населения, а также трудовая миграция.

2. Уровень занятости (отношение числа занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2012 года составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в первом квартале 2011 года. И в 2010 году, и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года. 

В среднем за 2011 год уровень занятости населения составлял 63,8% и был выше, чем в среднем за 2010 год, на 1,1 процентного пункта, а также превышал значение до -кризис 2008 года на 0,4 процентных пункта. (см. приложение 3) 

Уровень занятости зависит от экономического и финансового положения в стране.

3. В I квартале 2012 г. уровень безработицы (отношение безработных к экономически активному населению) составил 6,5% и был ниже, чем в первом квартале 2011 г. (на 1 процентный пункт) и I квартале 2010 г. (на 2,3%. пунктов) и ниже докризисного февраля 2008 года (на 0,6 процентных пункта). 

В среднем за 2011 год уровень безработицы составлял 6,6% и был ниже, чем в среднем за 2010 и 2009 годы (соответственно, на 0,9 и 1,8 процентных пункта), но выше, чем в среднем за 2008 год (на 0,3 процентных пункта). 

На текущее состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакция на этот кризис заключалась в сокращении расходов на персонал, поскольку наиболее распространенным способом сокращения расходов на персонал является сокращение персонала. Треть компаний (33%) уволили часть работников. Наиболее популярными мерами являются такие меры, как снижение заработной платы (22%), сокращение рабочей недели (14%) и вынужденный отпуск (16%). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета. 

4. Формы трудоустройства. В 2011 году наблюдалась устойчивая тенденция роста числа занятых и уровня занятости, которая наблюдалась во все периоды 2011 года и продолжалась в 2012 году.

Анализ динамики численности и структуры занятого населения по формам занятости показывает, что рост занятости был обеспечен неформальным сектором экономики, где за период с 2010 по 2011 гг. Численность занятых увеличилась на 1,4 миллиона, или 13,7%. 

В 2011 году по сравнению с 2010 годом численность работников организаций (юридических лиц) сократилась на 0,5 млн человек (на 0,8%), а численность работников, занятых физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, увеличилась на 1,1 млн человек (на 18,1%). индивидуальные предприниматели - на 172 тыс. (на 6%).

К уровню 2008 года численность работников (на основной работе) в неформальном секторе экономики в среднем за 2011 год была ниже на 1,0 млн человек, или на 8,1%. В то же время численность работников (по основному месту работы) в организациях со статусом юридического лица, согласно опросам населения, превысила 2008 год. 0,8 млн человек, или 1,4%. 

В то же время, согласно отчетам организаций, наблюдается снижение численности работников на фонд оплаты труда. С 2008 по 2011 годы по данным организаций (в том числе малых предприятий), среднесписочная численность работников уменьшилась на 3,5 миллиона, или на 7%. 

5. Экономическая активность населения по возрастным группам. В 2011 году средний возраст занятого населения составил 40 лет (в 2008 году - 39,6 года), безработных - 35,3 года (в 2008 году - 34,7 года). 

Работающие женщины в среднем на 1 год старше работающих мужчин: средний возраст работающих женщин в 2011 году составил 40,5 года, работающих мужчин - 39,5 года. В 2008 году средний возраст работающих женщин и мужчин различался на 1,1 года и составил 40,2 года и 39,1 года соответственно. 

Различия в среднем возрасте безработных женщин и безработных мужчин не столь значительны - всего 0,3 года. В 2011 году средний возраст безработных женщин составлял 35,4 года, безработных мужчин - 35,1 года. В 2008 году средний возраст безработных женщин и мужчин был одинаковым и составил 34,7 года.

Молодые люди в возрасте до 25 лет составляют 10,3% занятого населения, 26,6% от числа безработных, а также 25,3% и 18,2% людей в возрасте 50 лет и старше. (см. добавление 6). 

Таким образом, наибольшее число безработных приходится на возрастные группы 20–24 года, что обусловлено высокой степенью неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда, и частой сменой работы (высокий уровень трения безработица). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу. 

6. Экономическая активность молодежи по возрастным группам в 2011 году. В 2011 году более 85% молодых людей в возрасте 15-19 лет учились в учебных заведениях и были отнесены к категории экономически неактивных. Оплачиваемую работу имели только 8% населения этого возраста.

Среди молодых людей в возрасте 20-24 лет уровень занятости выше - 54,3%, поскольку доля студентов значительно ниже - 27%. Эта возрастная группа составляет основную часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. 

Увеличение занятости молодежи на российском рынке труда связано с расширением совокупного спроса на рабочую силу и созданием новых рабочих мест в городских и сельских районах. Рабочая сила в возрасте от 14 до 29 лет представляет собой большую группу безработных, некоторые из которых не имеют профессионального образования. Пособия по найму для работников в возрасте от 14 до 18 лет снижают их конкурентоспособность, что приводит к снижению занятости этой группы в первую очередь по сравнению с другими группами на рынке труда. Доля безработных среди молодежи с начальным и средним образованием высока.

Нестабильные позиции на рынке труда занимают выпускники учебных заведений в возрасте 20-24 лет. Молодым специалистам с высшим и средним образованием довольно сложно найти работу по специальности из-за отсутствия необходимых практических навыков. Несмотря на определенные трудности с поиском работы, эта возрастная группа имеет второй по величине доход на рынке труда, поскольку имеет высокую степень адаптации. В последние годы на рынке труда в стране появилась тенденция: чем выше уровень образования молодых людей, тем ниже уровень их безработицы и количество людей, занятых в неформальной занятости.

Доля женщин, занятых в неформальном секторе, во всех возрастных группах молодых людей несколько выше, чем среди мужчин. Снижение возраста выхода молодых людей на рынок труда повышает уровень фрикционной безработицы. Несоответствие между профессиональной и квалификационной структурой предложения молодежи со спросом усиливает дисбаланс на национальном рынке труда. Младшие возрастные группы на молодежном рынке труда имеют более низкие требования к работе и более короткий поиск работы. В целом динамика развития российского рынка труда демонстрирует тенденцию к снижению зарегистрированного уровня безработицы за счет демографического фактора и уменьшения численности населения трудоспособного возраста, постепенного снижения доли молодежи. Рынок труда в общей структуре рынка.

7. Уровень занятости и безработицы в группах населения по уровню образования в 2011 году. Статистика показывает, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже уровень безработицы. В 2011 году уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием составил 81,5%, уровень безработицы - 3,6%, со средним профессиональным образованием 73,7% и 5,1% соответственно, 73,2% и 6,7% начального профессионального образования. 

Уровень безработицы значительно выше, а уровень занятости среди населения без профессионального образования ниже - в среднем 41,9% и 11,5% соответственно. 

8. Экономическая активность населения в субъектах Российской Федерации в 2011 г. Отмечены самый высокий уровень занятости (67,4% и 66,4%) и самый низкий уровень безработицы (5,3% и 4,2%) по данным опросов населения по проблемам занятости. в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. 

Самый высокий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ (15,0%), и самый низкий уровень занятости (55,1%) - в Северо-Кавказском федеральном округе. В 2011 году снижение уровня безработицы, отвечающее критериям МОТ, по сравнению с 2010 годом отмечено в 67 субъектах Российской Федерации.

Проанализировав, мы можем сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высоким населением, но с недостаточным экономическим развитием, чтобы обеспечить рабочие места для трудоспособного населения. Низкая безработица - в промышленных регионах и в регионах, которые создают новые рабочие места в рыночных секторах. 

Подводя итог, можно сказать, что ситуация на рынке труда и занятости населения Российской Федерации после рецессии в 2009–2011 годах в 2012 году улучшается. 

Система социальной поддержки безработных граждан

Согласно последним расчетам, которые основаны на методах Международной организации труда, в настоящее время в России около 6,4 миллиона безработных. В то же время, по мнению аналитиков, количество рабочих мест будет неуклонно сокращаться в течение достаточно длительного периода. И что-то с этим сделать практически невозможно. Однако государство предоставляет гарантии финансовой поддержки и помощи гражданам при поиске подходящей работы, а также работодателям при подборе необходимого персонала. Каждый может реализовать свое право на труд и социальную защиту от безработицы. 

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения изложены в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональной подготовке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, помощи в самостоятельной занятости и помощи в переселении на работу в сельские районы. Кроме того, в полномочия службы занятости входит оказание психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан (пункт 3 статьи 7.1 Закона о занятости). В то же время административное положение о предоставлении государственных услуг по психологической поддержке безработных граждан было утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 27 ноября 2007 года № 726. В свою очередь, Административный регламент оказания государственных услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда изложен в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 07.06.2007. № 400. 

Содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы осуществляется на основании наличия вакантных рабочих мест (должностей) в банке данных учреждений службы занятости.

Не допускается: 

  •  Направление граждан на рабочие места, расположенные за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальное расстояние) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в районе; 
  •  Направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями их вакантных должностей (должностей);
  •  Приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще, чем раз в две недели, если только приглашение не связано с предложением подходящей работы или предложением участвовать в специальных программах содействия занятости. 

Если невозможно предоставить безработным гражданам подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, из-за отсутствия работы, которая соответствует существующим профессиональным навыкам гражданина, и из-за потери способности выполнять работу в своей предыдущей профессии (специальность), им может быть предложено обучение (переподготовка), для повышения квалификации по направлению учреждений службы занятости. 

Для защиты от безработицы государство гарантирует:

  • Бесплатная помощь в подборе подходящей работы и занятости при посредничестве органов службы занятости; 
  • Информирование о ситуации на рынке труда. 

Безработным гражданам гарантируются: 

  • социальная поддержка; 
  • реализация мер активной политики, трудоустройства, в том числе бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; 
  • бесплатное медицинское обследование по направлению службы занятости для профессионального обучения;
  • финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другой населенный пункт по предложению государственной службы занятости. 

Таким образом, мы рассмотрели социальную поддержку государства безработных граждан. 

Меры по содействию занятости в Российской Федерации 

Приоритетом во время рецессии должна быть не активная политика, которая обходится очень дорого с низкой доходностью, а эффективная пассивная политика на рынке труда, осуществляемая во всех ориентированных на рынок странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования на случай безработицы.

Таким образом, следующие основные требования и меры должны быть представлены в политике занятости:

1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать выполнению требований экономической эффективности, которые подразумевают мобильность рабочей силы, освобождение от избыточных работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не путем сохранения чрезмерной численности работников, а путем создания новых рабочих мест, сокращения потребности населения в новых рабочих местах и ​​обеспечения инновационных форм занятости. 

2. Должны быть созданы условия для приближения заработной платы к необходимым затратам на воспроизводство труда. В то же время важно, чтобы это происходило на основе механизмов распределения, которые стимулируют работников к повышению производительности труда.

В рамках государства и с учетом региональной политики занятости необходимо разработать целевые программы, направленные на обеспечение занятости для каждого конкретного сегмента рынка труда. Например, в программах по обеспечению занятости женщин необходимо заглядывать в будущее, связанное с формированием занятости инновационного типа.

В программах вы должны придерживаться следующих областей: 

  • переориентация женщин на домашнюю работу, связанную с использованием телекоммуникаций и компьютеров; 
  • увеличение доли женщин, занятых в сфере материальных и нематериальных услуг - социальной, бытовой, финансовой, инженерной, маркетинговой; 
  • более широкое вовлечение женщин в управление, увеличение числа женщин-менеджеров;
  • сокращение доли женщин, занятых тяжелым физическим трудом, особенно на опасных рабочих местах; 
  • развитие семейных и партнерских предприятий, создание новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, особенно для женщин, резкое увеличение числа женщин-предпринимателей; 
  • формирование нового типа семейного разделения труда, основанного на внедрении мелкомасштабной механизации в повседневной жизни, перераспределении функций в семейной экономике. 

Вышеуказанные области позволят трансформировать структуру занятости женщин с учетом структуры занятости женщин. 

Следующие программы могут быть целевыми:

  • подростки от 14 до 15 лет с неполным средним образованием. Эта категория молодежи выходит на рынок труда впервые, не имеет опыта работы, поэтому, на мой взгляд, необходимо создать ускоренные курсы для служб занятости, которые готовят молодых людей к работе в сфере услуг (парикмахеры, продавцы, почтальоны). секретари, швеи) с учетом потребностей рынка труда.

Предпочтение следует отдавать профессиям, которые позволят подросткам начать собственный бизнес и зарегистрироваться в качестве предпринимателей. При необходимости следует предоставлять кредиты и предоставлять льготную форму для регистрации молодежи в качестве предпринимателей. Следует иметь в виду, что не все молодые люди имеют возможность заниматься бизнесом, поэтому следует проводить тщательный отбор молодых людей на основе конкурсных программ и работы с психологом.

Наряду с вышеуказанными мерами необходимо осуществлять профориентацию подростков в возрасте от 14 до 15 лет с целью их дальнейшего обучения - молодежи в возрасте от 16 до 18 лет (выпускники школ и профессионально-технических училищ). Для этой группы молодых людей одним из приемлемых выходов из этой ситуации может быть установление связей между предприятиями и образовательными учреждениями, и следует поощрять предприятия, которые размещают заказы для молодых специалистов, предоставляя им налоговые льготы и льготные кредиты. В дальнейшем в соответствии с этими приказами можно сузить специализацию в образовательных учреждениях.

  • молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Количество безработной молодежи в этой группе естественным образом сокращается за счет военной службы в армии мужского населения. Остальная часть молодежи должна быть заинтересована в продолжении образования, что приведет к задержке выхода молодежи из этой категории на рынок труда. Однако благополучие семей не всегда позволяет молодым людям продолжать свое образование, и очень часто возникает необходимость в трудоустройстве. Поэтому для этой категории молодежи должны быть предоставлены рабочие места, которые не наносят ущерба их основной деятельности - учебе. Мы говорим о временной (сезонной) работе, гибкой или частичной занятости, а также о работе на дому.

Для реализации вышеуказанных мер необходимо создать бюро по трудоустройству и социальной помощи молодежи в учебных заведениях, что уже практикуется в отдельных вузах.

  • молодежь в возрасте от 25 до 29 лет. В эту возрастную категорию людей, как правило, входят молодые люди с высшим или средним специальным образованием и опытом работы. По моему мнению, молодым людям с высшим образованием должна быть предоставлена ​​возможность получить второе высшее образование бесплатно на конкурсной основе, что задержит время для выхода молодых людей на работу и обеспечит российский рынок труда высококвалифицированными специалистами. Отбор университетов, предоставляющих второе бесплатное высшее образование, также должен проводиться на конкурсной основе с учетом степени соответствия предлагаемых университетом специальностей потребностям российского рынка. Среди общих мер, направленных на сокращение численности безработной молодежи во всех вышеупомянутых группах, можно назвать следующие:
    • поддержка малого и среднего бизнеса, что позволит значительно увеличить количество рабочих мест; 
    • поддержка негосударственных предприятий в производственном секторе в широком смысле: государственное страхование рисков, предоставление льготных кредитов для конкретных эффективных программ, обеспечение предприятий материальными ресурсами и гарантирование реализации продукции; 
    • квоты на рабочие места для молодежи (квота - определение минимального числа людей, которые будут работать на этом предприятии).

Таким образом, наиболее важным условием для внедрения новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономический рост, увеличение ресурсов для инвестиционной деятельности и решение социальных проблем.

Практика показывает, что переход сферы труда к инновационному типу занятости является чрезвычайно сложной задачей и пока проявляется только в качестве определенной тенденции. Учитывая интересы стратегически важных и в то же время наименее защищенных групп населения, мы не только решаем проблему воспроизводства трудовых ресурсов, но и ускоряем создание нового механизма труда, который позволит нам быстро решать сложные проблемы, стоящие перед российской экономикой. 

Заключение

Подводя итоги работы, прежде всего, необходимо обобщить весь изложенный и изученный материал. В данной статье мы рассмотрели основные принципы и направления государственной политики в сфере занятости населения в Российской Федерации. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство Российской Федерации, международные трудовые нормы, а также теоретические основы и труды ученых и деятелей, анализирующих проблемы занятости, целесообразно выявить проблемы, возникшие в политике занятости. , К ним относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о занятости и Трудового кодекса, а также несоблюдение, несоблюдение норм закона в повседневной жизни. Кроме того, низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточного минимума для граждан, что подвергает их риску, вызывая необходимость социальной защиты. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости разработаны и указаны в актах МОТ, в конвенциях и рекомендациях, большинство и важная часть которых Российская Федерация не приняла или не ратифицировала (официальные публикации даже не делаются).

Современные тенденции в социальном расслоении российского общества, наличии в нем бедных и малообеспеченных людей с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработные и «работающие» бедные люди, занятые на предприятиях и в бюджетных организациях, находящихся в неблагоприятном финансовом положении. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть ориентирована на реализацию мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействия обнищанию населения и массовой безработице, стимулирования производительной поведение человека в конкурентной рыночной среде. С учетом вышеизложенного, Важнейшим приоритетом государственной социальной политики должна стать активная помощь в обеспечении эффективной занятости и преодолении необоснованно низких цен на рабочую силу. Государственная политика занятости также должна уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления средств. Необходимо обеспечить соответствующий уровень образования, полноценной подготовки и переподготовки, а также охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации. В то же время важно сохранять активную роль государства в создании условий для реализации свободы выбора профессии. Государственная политика занятости также должна уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления средств. Необходимо обеспечить соответствующий уровень образования, полноценной подготовки и переподготовки, а также охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации. В то же время важно сохранять активную роль государства в создании условий для реализации свободы выбора профессии. Государственная политика занятости также должна уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления средств. Необходимо обеспечить соответствующий уровень образования, полноценной подготовки и переподготовки, а также охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации. В то же время важно сохранять активную роль государства в создании условий для реализации свободы выбора профессии. и охрана здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации. В то же время важно сохранять активную роль государства в создании условий для реализации свободы выбора профессии. и охрана здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации. В то же время важно сохранять активную роль государства в создании условий для реализации свободы выбора профессии.

Используя инструменты макроэкономического регулирования, государство должно создавать наиболее благоприятные условия для тех, кто может и хочет работать эффективно, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств не может работать. 

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны быть в центре экономической политики правительства. 

Во-вторых, государство несет ответственность за разработку системы эффективных рабочих мест. 

В-третьих, время для решения проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудового дохода должно быть поровну поделено между государством и работником.

Таким образом, проблема выработки эффективной политики занятости является актуальной для российского правительства. Нынешняя политика в области занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Комплексное изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие трудоустройству может пройти через реструктуризацию и возрождение предприятий, совершенствование информационной поддержки в сфере социально-трудовых отношений. В целом, сегодня уже наблюдается тенденция к усилению мер и выходу из этой ситуации.