Основные принципы организации и деятельности аппарата государства, их развитие в современных условиях

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Механизм государства
Характеристика ветвей власти и классификация органов государства
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека
Предпосылки формирования и принципы функционирования правового государства


Введение:

До недавнего времени общественное сознание традиционно имело твердую веру и надежду на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с определенной степенью эффективности обеспечивало упорядоченность и организацию общественных отношений. Во многом это определялось довольно стабильным, отлаженным механизмом советского государства. Система, отточенная десятилетиями, принесла определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал довольно слаженно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Быстро меняющаяся российская реальность последних лет застала застывшую систему государственных органов Советской России врасплох. Установившиеся связи начали разрушаться, некоторые государственные органы были заменены другими, а остальные претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, это внесло некоторую путаницу в систему организации государственной власти и просто не могло не сказаться на ее качестве. Обострение экономической и социально-политической нестабильности привело к тому, что отношение большинства российского общества к государству в целом и к отдельным органам, выполняющим его функции, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В связи с этим перед Россией встал довольно острый вопрос о необходимости создания стабильного, слаженно, рационально работающего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и своевременно решать поставленные перед ним задачи.

Многие вопросы, связанные с этой проблемой, возникают в научной литературе. Прежде всего, относительно прямой концепции механизма государства. Часто возникают дискуссии о взаимосвязи таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Существуют разногласия при определении системы органов, которые реализуют основные направления государственной деятельности и являются составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать существующие точки зрения на эту тему, разработать наиболее подходящую концепцию государственного механизма, определить его характеристики, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и разработка механизма самого российского государства на современном этапе.

Довольно обширная юридическая литература посвящена изучению вопросов государственного механизма. В дореволюционный период В.М. Гессе Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин В.М. Хвостов Г.Ф. Шершепевич и другие.

В советский и современный период некоторые вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривались в их работах С.С. Алексеевым, В.К. Бабаев М.В. Баглай М.И. Байтин Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков В.В. Гибов Е.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев М.К. Искакова Л.И. Каск, В.В. Конейчиков С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев М.Н. Марченко А.А. Мишин, Н.М. Явличенко, З.М. Ретисни, В.Е. Чиркин Б.Л. Страшун и другие.

В связи с вышесказанным изучение теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является чрезвычайно актуальной.

Механизм государства: понятие и структура

В отечественной теории и практике XX в. понятие «государственный механизм» стало применяться в 1920–1930-х годах. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Суть его в том, что партия как ядро ​​власти через государство и неправительственные организации (профсоюзы и т. д.) Следовала своему политическому курсу. Это попытка демократизации партийного руководства и расширения массовой базы государства. В 60-80-х гг. появляется понятие политической организации или политической системы общества.

В юридической литературе чаще всего понятие «государственный механизм» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все типы государственных органов. Этот подход был общепринятым в 50-80-х годах и встречается в научных работах последних лет. Таким образом, механизм современного российского государства рассматривается как пронизанный едиными, юридически закрепленными принципами, основанными на разделении властей и имеющих необходимые материальные составляющие системы государственных органов, посредством которой выполняются задачи и функции государства.

Основным инструментом государственной власти считается государственный аппарат и государственные органы как его структурно сформированные звенья.

В то же время государственный механизм интерпретировался в другом смысле, а именно как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств государственной власти. Здесь более широкий «набор элементов», но нет системообразующего признака, и связь между механизмом государства и государственным аппаратом неясна. Более того, энтузиазм по поводу функциональных характеристик и доктрины разделения властей заставляет отечественных и зарубежных авторов игнорировать эту концепцию в контексте «государства» и «государственных органов».

В современных условиях понятие «государственный механизм» находит свое место в концептуальном диапазоне теории государства и права. Правда, он используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не в зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выявляют такие понятия, как государственная власть, государственные институты, форма государства и форма правления. И, тем не менее, чтобы обогатить концептуальный аппарат и отразить специфику государственного развития нашей страны, вполне оправданно использовать эту концепцию.

Состояние нельзя рассматривать как замороженную статическую систему. Он действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «государственный механизм» служит системообразующим понятием для его восприятия как целостного явления. Это позволяет как бы связать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придать им динамический смысл. По мнению В.К. Бабаев, механизм государства - это структурно сформированная система средств воздействия государства на общественные процессы.

Он имеет следующие элементы:

  • государственные органы;
  • государственные службы и корпорации;
  • Процедуры принятия правительственных решений;
  • ресурсное обеспечение.

Такой подход к государственному механизму более полно отражает государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, они не могут ограничивать сферу применения этой концепции. Одним из наиболее весомых доказательств является конституционная характеристика государства.

Национальные конституции всегда закрепляли систему государственных органов, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенцию федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственным имуществом, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации регулируют организацию власти, ее финансы, бюджет и налоги.

Конституции иностранных государств чаще всего содержат нормативные характеристики государства, власти и типы государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее, другие конституционные понятия также применяются. Таким образом, Конституция Республики Молдова содержит раздел III «Государственные органы власти», в котором глава VIII посвящена государственному управлению. В Конституции Польши раздел VI регулирует статус Совета министров и правительственной администрации, раздел VII - территориальное самоуправление, а раздел IX - статус Высшей контрольной палаты. Конституция Греции имеет раздел VI «Администрация».

В то же время в Конституции Австрии содержится ст. 18 и 20 о государственном управлении, помимо государственных структур, упоминаются публично-правовые институты (ст. 23). В третьем разделе подразделы «З. Федеральные органы безопасности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и другими функциями). 5. Федеральные школьные органы ». Пятый раздел посвящен Счетной палате. В Конституции Бельгии часть VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции Федеративной Республики Германия в ст. 12a2 регулирует вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службу, в статьях 87a3 и 87b1 - статус вооруженных сил.

Некоторые общие законы присущи возникновению и развитию государственного механизма. Изменения в нем могут быть революционными, когда приход к власти новых политических сил ведет к разрушению старого и созданию нового механизма и всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII века, такие «срывы» произошли в нашей стране в 1917 и 1989–1991 годах. Реформы чаще всего направлены на систематические изменения отдельных элементов государственного механизма, как, например, во Франции и Польше в последние годы в отношении территориальной структуры и построения региональных структур. Эволюционный путь означает постепенные изменения в определенных компонентах государственного механизма. Например, государственные учреждения в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) постепенно переходят к своей автономии и Палате лордов британского парламента. Более того, зарубежный опыт в целом поучителен в государственно-правовой преемственности, что менее характерно для нашей страны.

Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных проблем не будет эффективным, а государство станет слабее.

Для этого должны быть выполнены следующие важные условия:

  • Обеспечить стабильность власти и стабильность конституционных институтов;
  • последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;
  • правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;
  • Поддерживать баланс элементов механизма государства, избегая преувеличенной роли одних и недооценки других;
  • содействовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и других государствах свидетельствует о значительных отклонениях от конституционной модели государственного механизма. Часто возникают неформальные структуры, которые работают параллельно с государственными учреждениями или даже выполняют свои функции. Есть случаи воспрепятствования деятельности юридических лиц. Нарушения закона допускаются. Лоббизм и коррупция растут, что отрицательно сказывается на процессе и уровнях принятия правительственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращения негативных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с местными органами власти, которые не входят в систему органов власти, имеет два правовых основания. Это вытекает из общности задач, решаемых в области экономики и социального развития. В то же время закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями. Более того, последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые ресурсы. Государство контролирует реализацию делегированных полномочий. государственный механизм государственный аппарат

Взаимодействие государственного механизма с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти. Реализация конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами также несет ответственность за ход сотрудничества между государственными органами и общественными объединениями граждан - партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями. Диалоги и способность достичь соглашения между государственными органами и объединениями граждан в конечном итоге приводят к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление часто вызывают конфликты.

Для гражданского общества и государственного механизма ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм. Время от времени его резкие действия и бюрократический стиль создают отчуждение от власти и создают «плохие образы» ее институтов.

Партнерство между государственными органами и профессиональными ассоциациями (банки, предприятия, малые предприятия, творческие союзы и т. д.) Приобретает все большее значение. Это позволяет правильно сочетать общественные и корпоративные интересы.

Неумелые действия чиновников и государственных органов и учреждений, плохой контроль над ситуацией часто вызывают «протестные», а не позитивные формы политического участия граждан. Поэтому необходимо создать действительно демократический стиль отношений между властью и населением. Публичность, доступность и высокая политическая и правовая культура служат средствами решения этой проблемы.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет его, его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Без и без государственного механизма государство существует и не может быть.

Как уже упоминалось, понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний обычно используется в двух смыслах - шире и уже. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением государственного механизма, тождественного ему. В более узком смысле государственный аппарат понимается как аппарат государственного управления. В этом смысле как совокупность исполнительных и распорядительных органов термин «государственный аппарат» используется в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если не указано иное, используется в широком смысле, т. е. адекватно категории государственного механизма.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные признаки или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства представляет собой систему государственных органов, основанную на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об основах государственной власти». Государственная служба Российской Федерации "и другие федеральные законы.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое в нем занимают различные типы и группы (подсистемы) государственных органов, их взаимосвязи и взаимосвязи. В то же время необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

В статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть закреплен в качестве основополагающего. В развитие этого положения статья 11 Конституции определяет, что государственная власть в России осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством и судами Российской Федерации; государственная власть в субъектах Российской Федерации - сформированные ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, существует тесная связь между государственным механизмом и функциями государства. Функции современного российского государства осуществляются, получают его реальное воплощение, оживают с помощью государственного механизма, через деятельность всей системы государственных органов, объединенных им и взаимосвязанных друг с другом.

В то же время структура государственного механизма зависит от функций государства; они напрямую влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности отдельных государственных органов.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения соответствующих государственных функций, обладает необходимыми материальными ресурсами, так называемыми «материальными придатками», по которым определенные государственные органы полагаются на свою деятельность и без которой не может обойтись ни одно государство.

Особенность этих придатков заключается в том, что в механизме государства они выделяются не как самостоятельные части (элементы), а как государственные органы, а именно как «материальные придатки» последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, здания, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. К рассматриваемым материальным ресурсам, «материальным придаткам» государственного механизма не относятся органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и другие общественные объединения. Они не должны быть смешаны. Последние соотносятся с государственным механизмом как составными элементами единой политической системы для данного общества.

Обобщение всех проанализированных особенностей позволяет прийти к выводу: механизм современного российского государства представляет собой систему государственных органов, пронизанную едиными, юридически закрепленными принципами, основанную на разделении властей и имеющую необходимые материальные придатки, благодаря которым задачи и функции государства выполняются.

Таким образом, феномен «государственного механизма» включает в себя четыре составляющих:

  1. структурный - совокупность определенных органов;
  2. функциональные - совокупность определенных функций, для реализации которых, собственно, и была создана вышеуказанная группа органов;
  3. инструментальный - совокупность определенных полномочий, методов, методов, приемов и средств реализации этих функций;
  4. правовые - совокупность определенных правовых норм, определяющих структурную организацию государственных органов, а также их полномочия, методы и формы реализации государственных функций.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Они, в целом, составляют механизм государства.

Механизм государства - это система органов государственного управления со своими полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способы реализации задач и функций государства.

Механизм государства определяется его сущностью. Эту необходимую связь можно охарактеризовать как причинно-следственную связь, которая опосредована влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает в себя систему органов и институтов, посредством которых находящиеся у власти политические силы осуществляют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство в обществе. Материальная сила силы воплощена в нем, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

В то же время на состояние государственного механизма влияют состояние экономической базы, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и необходимые изменения сделаны.

Механизм состояния обладает следующими свойствами:

  1. Он состоит из особой группы людей, которые отделены от общества и занимаются только тем или почти только тем, что правит.
  2. Формирующие его государственные органы иерархически подчинены друг другу. Выделение отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.
  3. Каждое тело обладает властными полномочиями, обязательными для всех. Действуя от своего имени, государственный орган действует как государственный орган.
  4. Обязательно иметь организационные и материальные инструменты принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «государственной властью». Он создан для выполнения функций государства, и эта связь наиболее ощутимо отражается на конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат является частью государственного механизма, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственной власти.

Помимо государственного аппарата в состав государственного механизма входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные институты - это те государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных областях: экономической, социальной, культурной, защитной и т. д. Часто считается, что государственные учреждения выполняют социальные и культурные функции на местах. науки, образования и здравоохранения.

Государственные предприятия создаются для осуществления хозяйственной деятельности с целью производства продукции или ее предоставления, выполнения различных работ и предоставления многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, отдельных лиц и получения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначен для осуществления государственной власти, его структура и принципы формирования были и находятся под влиянием различных факторов экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, и существенные или функциональные изменения неизбежно требуют улучшения государственный аппарат, появление новых государственных органов.

В наиболее абстрактной, общей форме структура государственного аппарата может быть представлена ​​следующими основными типами («блоками») органов:

  1. органы законодательной власти - то есть «первичные» органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для других органов;
  2. исполнительные органы (органы государственной власти) - исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие оперативную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил во власти); они имеют в своем распоряжении вспомогательные государственные учреждения (административный аппарат, то есть организационный и материальный аппарат для подготовки, принятия и реализации актов управления);
  3. правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность общественных отношений, складывающихся под влиянием государства и права, в том числе организационного и материального аппарата принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высокая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важностью при внедрении методов прямого принуждения (насилия) над Основная часть населения.

В И. Ленин, сравнивая государственный аппарат государств эксплуататорских типов, отметил, что механизм рабовладельческих государств технически слаб, его нельзя сравнивать с механизмом современного государства.

Государственный аппарат играет огромную, в некоторых случаях решающую роль в реализации политических решений. В каком-то смысле он является истинным лицом государства, необходимой предпосылкой эффективности всего государственного механизма. Неслучайно проблемы совершенствования работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.

Классификация государственных органов

Орган государства является частью государственного механизма, его главной ячейкой, которая имеет определенные особенности.

Государственный орган наделен властью, то есть юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать юридически значимые решения от имени государства и обеспечивать их выполнение.

Государственная власть характеризуется тем, что:

  • Порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закреплены в нормах права;
  • Государственный орган наделен правом издавать правовые акты, содержащие обязательные общие и индивидуальные правовые нормы;
  • Инструкции, установленные этими актами, обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, просвещения, поощрения, и в то же время защищены от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
  • Государственный орган опирается на материальную поддержку своих инструкций, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории полномочий государственной власти отчетливо проявляются органические отношения между государством и законом, механизм государства в целом и отдельного государственного органа.

Наличие вышеупомянутых взаимосвязанных элементов в организации или учреждении, которые формируют концепцию государственной власти, позволяет определить ее как государственный орган. Обладание властью является важнейшей чертой государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономической и организационной изоляцией и независимостью.

Каждый государственный орган в соответствии со своей компетенцией выполняет свои функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются через функции отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными ресурсами, по словам Ф. Энгельса, «материальными придатками», которые включают в себя различные виды материальных ценностей и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя они и выполняют текущее состояние. работают, но не являются государственными органами.

Идея государственного органа была бы неполной без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данное тело - индивидуум или группа, коллектив: «... существование государственной власти», - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Помимо этого ее физического воплощения, она просто тень, воображение, простое имя. "

Распространяя на орган государства обязательный признак любой организации как объединения людей, следует отметить, что когда речь идет о физическом воплощении тела государства, мы имеем в виду не людей в целом, а государственных служащих.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий является гражданином Российской Федерации, который в порядке, установленном Федеральным законом, выполняет свои обязанности на государственной службе. за денежное вознаграждение, выплачиваемое из федерального бюджета или бюджетных средств соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иные государственные органы, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации ( Статья 3, пункт 2).

Рассмотренные особенности в их совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие государственного органа, позволяют сформулировать его определение. Государственный орган - это юридически оформленная, организационно и экономически отдельная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенных полномочиями государственной власти и необходимыми материальными ресурсами для выполнения определенных задач и функций государства в пределах своей компетенции.

Разделение труда между государственными органами происходит вследствие разнообразия социально-политических, экономических и других задач, решаемых в рамках единой государственной власти, а также организационно-технической компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление либо законодательной, либо исполнительно-административной, либо правоохранительной деятельности неизбежно приводит к неспособности выполнить весь спектр задач государства. Относительная изоляция групп государственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Власть остается единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и разнообразными органами и чувствительно к изменениям, происходящим в целях, задачах, интересах общества.

Многогранность и сложность деятельности государственного механизма определяет значительное число его органов. Согласно различным научно обоснованным критериям, они подразделяются на соответствующие виды.

Итак, государственные органы, по такому критерию, как легальный источник их легитимности, подразделяются на:

  1. органы, созданные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации). Российская Федерация, Правительство Российской Федерации, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации);
  2. органы, созданные в порядке, установленном законом для обеспечения исполнения полномочий, функционирование типа государственных органов, указанных в предыдущем абзаце (Администрация Президента, кабинеты палат Федерального Собрания, Правительство, высшие судебные органы Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации)

Государственные органы, относящиеся к первому из рассматриваемых типов, представляется целесообразным назвать первичными органами, ко вторым - вторичные, производные от первого.

По принципу разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

По своим действиям в космосе государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

В то же время суды, прокуратура и вооруженные силы всегда принадлежат федеральным властям.

По продолжительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. В то же время могут существовать органы, создание и деятельность которых носят временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного положения). или военное положение).

Органы государства различаются между собой тем, что некоторые из них являются коллективными образованиями, а другие представлены одним человеком. Как правило, государственный орган состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Однако в некоторых случаях орган государства может быть воплощен в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент Российской Федерации, Президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Своеобразной обобщающей основой для классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре государственного механизма.

Изучение различных типов государственных органов предполагает их всестороннее рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всего вышеперечисленного и, возможно, некоторых других оснований для их классификации.

В литературе институты государственного аппарата обычно называют «вспомогательными институтами», «материальными придатками». Это государственные органы, а не государственные, поскольку они не выносят обязательных, авторитетных решений другим субъектам. Однако следует иметь в виду, что государственные органы без институтов не могут существовать.

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод, что речь об ответственности государственных органов может вестись только по отношению к органам исполнительной власти. Сами Советы Народных Комиссаров и Народные Комиссары, в соответствии с первыми советскими конституциями, были подотчетны представительным органам государственной власти - съездам Советов и Центральному Исполнительному Комитету, например, согласно Конституции (Основному Закону РСФСР 1925 г., Основной закон - Конституция БССР 1927 г.). В течение этого периода существовала даже практика привлечения работников губернского исполкома, народных комиссаров и других должностных лиц исполнительной власти к коллективной судебной ответственности. Однако с усилением власти исполнительных органов, превращением их в «высшие исполнительные и административные органы» (согласно Конституции. Основного закона) СССР в 1936 г. такая норма исключается из правовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представительных органов государственной власти на практике не ставился в нашей стране. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов является одним из наименее развитых в отечественной юридической науке. Из последних работ можно выделить книги К.С. Вольский, М.А. Краснова, Н.С. Малеин и некоторые другие авторы.

Традиционно в нашей юридической науке юридическая ответственность сводилась к таким видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе выделяется особый вид - конституционная ответственность или ответственность, установленные нормами государственной морали. В последние десятилетия работы на эту тему стали появляться и в нашей стране.

Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует, по крайней мере, о несовершенстве действующей системы ответственности этих органов. Необходима научная разработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Очевидно, что было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, который действовал в первые годы советской власти. Включить Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации в механизм оценки законности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Также необходимо законодательно закрепить общие принципы юридической ответственности органов государственной власти на всех уровнях. Только обеспечив единство требований в этом вопросе, можно продвинуться дальше по пути построения верховенства закона в России.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, их развитие в современных условиях

Принципы, о которых мы здесь говорим, - это законодательные исходные принципы, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, касающиеся механизма государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется только на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера конкретного принципа можно сослаться на принцип проведения судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными процессуальными законами, на принцип организации, закрепленный в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п.) И о деятельности прокуратуры Российской Федерации, согласно которой органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законами силой на территории России, независимо от федеральных государственных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. Обращается внимание на то, что частные принципы в конечном счете вытекают из общих, конкретизируя их в отношение к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, обычно делятся на две группы:

Первый включает в себя принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах («О Конституционном суде Российской Федерации»). Федерация »,« О прокуратуре Российской Федерации »и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и функционирования государственного аппарата:

  • Разделение властей;
  • демократия;
  • гуманизм;
  • федерализм;
  • Разделение властей;
  • законность.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает независимость органов, принадлежащих к разным ветвям власти (статья 10 Конституции Российской Федерации). Их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов по отношению друг к другу, чтобы предотвратить чрезмерное укрепление и возвышение над какой-либо одной ветвью власти, предотвратить захват власти кем-либо или присвоение полномочий, установление диктатура. Этот принцип, как отмечается, является системообразующим фактором механизма современного российского государства.

Принцип демократии проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ. Люди осуществляют свою власть через различные каналы, в том числе напрямую (например, выборы президента и представительные органы государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако основное место среди средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединенных им органов.

Принцип гуманизма в формировании и функционировании механизма российского государства основан на понимании того, что это социальное государство, политика которого направлена ​​на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 впервые в основах конституционного строя провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. «Это конституционное требование адресовано всем без исключения государственным органам, каждому государственному служащему. Это положение знаменует фундаментальный поворот в отношениях между гражданином и государством. Конечно, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, чтобы Конституция гарантировала новый главный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и функционировании государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономных округов. В отношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равны между собой.

В соответствии со статьей 11 (пункт 3) Конституции России разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеральной и другие договоры о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий. Соответственно, как написано в статье 77 (пункт 2) Конституции, в пределах компетенции Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности - это универсальность требования соблюдать и применять законы. В соответствии со статьей 15 (пункт 2) Конституции Российской Федерации государственные органы и должностные лица, а также органы местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Что касается организации и функционирования механизма российского государства, то этот принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и прямое действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех функций государственной власти исключительно на основе законов и соответствующих подзаконных актов; особая ответственность государственных органов и государственных служащих за обеспечение правопорядка, прав и свобод граждан, гарантии от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения определенных льгот; решительное подавление любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неизбежность ответственности за преступления и другие правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и функционирования государственного механизма получают свое закрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепленных в федеральных законах. Эта группа получила комплексное выражение в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с утверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

  • Превосходство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над другими нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении должностных обязанностей государственными служащими и обеспечении их прав;
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их прямое влияние; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательные решения для государственных служащих. принятые высшими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основании законодательства Российской Федерации;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • Гласность в реализации государственной службы;
  • ответственность работников за принятые решения, невыполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;
  • беспартийная гражданская служба; отделение религиозных объединений от государства;
  • и некоторые другие.

Эти принципы должны также включать сочетание коллегиальности и единоличного управления экономикой государственной службы. Реализация последнего принципа особенно важна в современных условиях существования разросшегося административного аппарата.

Указанные принципы формирования и функционирования государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают государственному механизму целенаправленность, единство и целостность, необходимые для его успешного функционирования.

Вывод:

Итак, механизм современного российского государства - это система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способы реализации задач и функций государства, закрепленные в Конституции и других действующих в настоящее время правовых акты Российской Федерации.

Принципы организации и функционирования государственного механизма являются важнейшими исходными принципами, идеями и требованиями, которые лежат в основе его построения и функционирования. Раскрываются сущность, социальное содержание и цели, основные цели и задачи государственного механизма.

Общие конституционные принципы организации и функционирования механизма современного российского государства включают в себя: демократию, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России - это отдельная и специфическая форма президентской власти. Президентская власть, частично поглощая функции фактической исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна исполнительной власти, не сливается с ней. В пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Правительство Российской Федерации самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается «полицентричная» система исполнительной власти.

Полномочия, которые Конституция РФ дала Президенту, явно преувеличены. Обширные и весьма неоднозначные функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат принципу разделения властей, который предполагает их взаимное равновесие, сдержанность, последовательность и взаимный контроль, но и могут привести к личной диктатуре.