Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Система российского права: понятие и структурные элементы
Понятие и структура конституции РФ
Федеративное устройство Российской Федерации
Виды законов в РФ


Введение:

Целью данной работы является рассмотрение основных, основных прав и свобод человека, важность этого института, основные понятия, теории, классификации. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав человека, появление новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав, определяемых спецификой сферы человеческой деятельности: личной, политической, социальной, экономической, культурной. При изучении прав человека неизбежно пересекаются такие юридические науки, как теория государства и права, история государства и права, все отрасли юридических наук - конституционное, гражданское, уголовное, административное право.

К числу актуальных актуальных проблем, на мой взгляд, относятся развитие естественного права и естественных прав на основе этой теории, главной особенностью которых является их неотъемлемость и принадлежность к человеку с рождения. Как известно из курса теории государства и права, наряду с понятием естественного права, существует понятие позитивного права. С этой точки зрения позитивными правами являются те, которые закреплены в законе. Естественные права не совпадают с позитивными, даже если в Конституции закреплены такие неотъемлемые права, как право на жизнь, на достоинство личности. В данной работе дано соотношение естественного и позитивного права, развитие видов естественных прав дано многими учеными-правоведами. Таких как Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, В.Н. Хропанюк. В частности, такими проблемами занимались В. С. Нерсесянц, А. В. Малко, Н. И. Матузов, Е. А. Лукашева, Р. О. Халфина.

Для жителей большинства развитых стран, которые выросли на традициях верховенства закона, очевидно, что Конституция является основным законом, им не нужно объяснять прямое действие Конституции. Они обращаются к ней всякий раз, когда им нужно защитить свои права. В России, напротив, граждане еще не до конца осознали значение Основного закона на практике. На мой взгляд, это в первую очередь является следствием низкой правовой культуры населения. Знание и защита своих прав - это легальная возможность для граждан, которую необходимо реализовать. Прямые действия подчеркиваются в самой Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15 и статья 18) и в других нормативных правовых актах. Конституция реализует только самые важные нормы. Поэтому в гл. 2 содержит наиболее важные, основные, фундаментальные (иначе называемые) права и свободы человека, но это далеко не все права, составляющие правовой статус личности. Рассмотрим вопросы концепции, происхождения прав и свобод, коснемся источников, критериев классификации прав человека как основных, концепции естественного права.

Что подразумевается под основными правами и свободами?

Итак, тема гл. 2 Конституции Российской Федерации рассматриваются права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает права и свободы, которые должны соблюдаться в любое время и на любом уровне управления. Эти права и свободы называются «основными правами». Под «правами человека» понимаются те права, которые не ограничиваются определенным кругом людей, но распространяются на любого человека. Государство обязано их соблюдать, во многих случаях это является обязанностью по нормам международного права. А под «правами гражданина» следует понимать права, в основе которых лежит их связь с гражданством Российской Федерации.

Государство, в зависимости от убеждений руководящих чиновников, может стать продуктом зла (согласно учению английского философа Томаса Гоббса). Но в любом случае институт государства существует ради каждого отдельного человека, а не наоборот. Задача государства состоит в том, чтобы защитить то, что фактически дает человеку человеческое достоинство: его свободу самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь в соответствии с этими решениями, если только это не нарушает права других людей.

Классически эта мысль выражена в Американской декларации независимости от 4 июля 1776 года: «Мы принимаем как должное истину: все люди созданы равными; что Творец дает им определенные неотъемлемые права; что эти права включают право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав правительства создаются из числа людей, чьи функции, облеченные в рамки закона, напрямую зависят от согласия управляемых".

Некоторые философы Просвещения были убеждены, что свобода каждого может быть обеспечена только тем фактом, что верховная власть будет в руках самих людей.

Жан-Жак Руссо, чьи идеи оказали мощное влияние на Французскую революцию, считал абсолютное правило воли народа лучшей гарантией личной свободы каждого. Марксистско-ленинская теория государства, которая провозглашала, что человеческая свобода может быть достигнута посредством диктатуры пролетариата, также была построена на этой модели.

Права каждого должны быть защищены перед государственной властью, независимо от того, обусловлена ​​ли эта власть волей народа или была создана без ее согласия. Права и свободы человека являются как разумным оправданием государственной власти, так и пределом ее реализации. Права государства заканчиваются там, где начинаются права гражданина. Предоставленные человеку и гражданину возможности прибегнуть к судебной защите в случае противоправных действий государственных органов позволяют им соблюдать свои права.

Действия государственных органов в отношении граждан должны соответствовать закону; ограничение их свобод возможно только в случаях, предусмотренных законом. Это может быть гарантировано только правом каждого проверять законность действий государственных органов в рамках надлежащей процедуры беспристрастной инстанцией.

Преимущество демократии по сравнению с другими формами правления определяется тем фактом, что на правителей возложена обязанность отчитываться перед гражданами, представлять свою политику для обсуждения и переизбираться.

Непременным условием для этого является свобода участия всех в обсуждении государственных и общественных вопросов. Поэтому те права, которые защищают свободу формирования и выражения мнений, свободу прессы и других средств коммуникации, свободу собраний и демонстраций и образование партий, имеют особое значение для функционирования демократии.

Нарушение государством убеждений граждан не оправдано, если они не представляют угрозы демократии, правам и свободам других граждан. Но, с другой стороны, основные права позволяют властям предотвращать случаи, когда существует угроза правам и свободам каждого человека. В частности, юрисдикция Конституционного Суда Российской Федерации позволяет отменить решение большинства, если, выраженное в законе, оно противоречит Конституции России.

Дело о расовой сегрегации (Браун против Совета по образованию 347 США 483, 1954): несмотря на то, что американское меньшинство оказалось чернокожим после гражданской войны 1861-1865 гг. Стали полноправными гражданами США, в южных штатах происходило строгое расовое разделение в публичной сфере: черные и белые не могли сидеть на одинаковых скамейках в парках, ездить на одних и тех же трамваях и учиться в одних и тех же школах. В течение многих лет Верховный суд защищал закон, который был поддержан подавляющим (белым) большинством граждан этих государств: положение чернокожего населения соответствует нормам Конституции, если оно имеет, по крайней мере, отдельный, но равный доступ к государственным учреждениям.

В ответ на иск, поданный чернокожим учеником Брауна, который хотел получить разрешение учиться в одной из школ, где учат только белые, Верховный суд изменил эту юриспруденцию: «отдельные школы вынуждены быть неравными», так как меньшинство чувствует себя вытесненным из-за этого разделения большинства, что оказывает вредное воздействие на школьников".

Это решение вызвало бурю негодования, поскольку оно противоречило взглядам большинства, которое было поднято до уровня закона Демократией. В некоторых штатах на юге США это открыто игнорировалось. Правительство штата Арканзас отказалось - несмотря на многочисленные постановления суда - отменить расистские расколы в школах в столице штата Литтл-Рок. Федеральные войска были вынуждены, преодолевая сопротивление большинства местного населения и избранного ими правительства, принудительно исполнять судебные приказы. В конечном счете, мнение Верховного суда об уважении к согражданам, тем не менее, победило предрассудки и расовую вражду большинства белого населения в тех штатах, где сегодня лишь немногие «неисправимые» намерены вновь ввести расовое разделение.

Критерии классификации прав человека в качестве основных

Правовой статус личности включает в себя совокупность прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы, закрепленные в Конституции, относятся к основам правового статуса личности. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.

Можно выделить следующие причины, почему некоторые права и свободы закреплены в Конституции, а другие - в действующем законодательстве.

Значение этого права и этой свободы для человека и общества.
Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и наиболее значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека они являются условием его достойного существования, человек и, в частности, гражданин имеют естественное право участвовать в решении вопросов структуры и управления обществом, членом которого является человек.

Само существование государства, общества обеспечивается объединенной деятельностью людей во всех сферах их жизни - политической, экономической, духовной. Таким образом, без реализации права на свободу предпринимательства невозможно было бы создать соответствующую экономическую среду, без реализации избирательных прав граждан было бы невозможно создать структуры для управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования. В то же время перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или ущемление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (статья 55 Конституции).

Их неотъемлемость. Как известно, статья 17 Конституции предусматривает, что основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения. Именно такие права и свободы закреплены в Конституции.

Особые правовые свойства основных прав и свобод.

Эти права и свободы:

  1. лежат в основе всех других прав и свобод, закрепленных в других нормативных актах. Таким образом, все права, вытекающие из норм трудового права, основаны на конституционных положениях о труде; права граждан в сфере здравоохранения - на право на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни вытекают из основных прав и свобод; следовательно, основные права и свободы имеют ключевое значение для характеристики правового статуса личности;
  2. адресованы самым широким кругам предметов; назначается каждому человеку и гражданину. Все остальные (неосновные) права и свободы, установленные нормами других отраслей права, связаны со статусом человека - рабочего и служащего, собственника, арендатора жилой площади, покупателя и т. д.;
  3. характеризуются универсальностью: они равны и едины для всех без исключения, для каждого человека или для каждого гражданина. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод по признаку их происхождения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей дееспособности и принадлежат каждому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают связь человека с государством, его статус гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его воле, они принадлежат ему в силу гражданства и могут быть потеряны только вместе с утратой гражданства;
  4. отличаются специальным механизмом реализации. Все остальные права и свободы человека и гражданина проявляются в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретных правовых отношениях. Основные права и свободы выступают в качестве предпосылки для любых правовых отношений в конкретной области, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правовых отношений;
  5. иметь специальную юридическую форму их объединения. Они закреплены в нормативно-правовом акте государства, имеющего высшую юридическую силу - в Конституции;
  6. обеспечены усиленной правовой защитой: конституционные нормы, которые их закрепляют, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции без принятия новой; граждане имеют право обратиться в Конституционный суд с жалобой о нарушении конституционных прав и свобод для проверки конституционности применяемого или применяемого в конкретном случае закона; кроме того, жалоба является приемлемой, если закон конкретно затрагивает конституционные права и свободы граждан; В Уголовном кодексе есть специальная глава. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Указанные свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Его можно сформулировать следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина являются его неотъемлемыми правами и свободами, которые принадлежат ему от рождения (в соответствующих случаях в силу его гражданства), охраняются государством и составляют ядро правового статуса личности.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» включает 48 статей, подавляющее большинство которых посвящено конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логическое обоснование, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер человеческой и гражданской жизни, к которым они относятся.

Система основных прав и свобод также характеризуется порядком, установленным в Конституции. Это далеко от технического значения, но отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, список прав и свобод фиксируется в следующей последовательности: сначала личные, затем политические, а затем социально-экономические права и свободы. Именно в этом заключается последовательность Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

В российском законодательстве эта последовательность была сначала воспроизведена в Декларации прав человека и гражданских прав и свобод, принятой 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Во всех предыдущих конституциях, вплоть до Основного закона 1978 года в его первоначальном варианте, последовательность обеспечения прав и свобод была разной. Сначала были зафиксированы социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это указывало на другую систему приоритетов, в которой личные права были отодвинуты.

Права человека и гражданские права

В Конституции Российской Федерации проводится различие между основными правами и свободами человека и гражданина. Впервые такое различие было введено Французской декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Это следует из теории верховенства права и гражданского общества. Человеку выделяется отдельная сфера деятельности, независимая от государства, и его личные интересы являются движущей силой. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе на основе частной собственности, семьи, всей сферы личной жизни и основана на естественных правах человека, принадлежащего ему с рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано защищать их не только от своего, но и от чьего-либо вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения его независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений человека с государством, в которой он рассчитывает не только защитить свои права от незаконного вмешательства, но и активно помогать государству в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особых правовых отношений с государством - институтом гражданства (статья 6 Конституции Российской Федерации).

Во всех статьях главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводится различие между правами и свободами в соответствии с указанным принципом. Это отражено в редакции статей. Когда речь идет о правах человека, в Конституции используется формулировка: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантировано» и т. д. Использование такой формулировки подчеркивает признание этих прав и свобод для любого человека, который находится на территории России независимо от того, является ли он гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам Российской Федерации. Это в основном политические права - право на собрания, митинги, демонстрации; право участвовать в управлении государственными делами; избирать и быть избранным; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на апелляцию. Однако ст. 36 обеспечивает социально-экономическое право частной собственности на землю только для граждан и их объединений.

В Конституции также определены обязанности, которые несут только граждане Российской Федерации - защита Отечества (статья 59); способность полностью осуществлять свои права и обязанности с 18 лет (статья 60). Только гражданам Российской Федерации запрещается выдворение из государства или экстрадиция в другое государство (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 52).

В связи с этим следует обратить внимание на формулировку Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (статья 9), «никто не может быть лишен свободы на основания, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство»(ст. 11);« все люди равны перед судами и трибуналами »и т. д. Личные права сформулированы в отношении лица, которое может быть или не быть гражданином конкретное государство. Однако статья 5, которая закрепляет политические права (право участвовать в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в свою страну на общих условиях равенства на государственной службе), использует термин "каждый гражданин". Следовательно, различие между терминами и понятиями "лицо" и "гражданин" сопровождается различием в правовом статусе личности.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы поведению, закрепленному в правовых нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к физическим лицам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их несоблюдение. Государство как носитель политической власти обладает особыми механизмами обеспечения прав человека и выполнения своих обязанностей.

Долг - это необходимое, правильное поведение человека. В то же время следует подчеркнуть, что индивид не всегда осознает это обязательство, часто это приводит к нарушению нормы. Государство в системе ответственности указывает на социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57); беречь природу и окружающую среду, заботиться о природных ресурсах (ст. 58), при этом обязательство, закрепленное в ст. 59, четко говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Как можно видеть, правовой статус личности также включает обязанности, поскольку права некоторых лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть реализованы.

Государство руководствуется свободой и ответственностью поведения, соблюдением своих интересов интересами обществ, поэтому требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защиты интересов общество и государство, права других. Связь между свободой и долгом раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек несет ответственность перед обществом, в котором возможно только свободное и полное развитие личности».

Правовой статус охватывает все разнообразие прав, связанных с самыми различными аспектами деятельности человека. В соответствии с направлениями своей деятельности можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов о правах человека, и включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Внутривенно Основания для ограничения прав и свобод человека и гражданина

Использование прав связано с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными законом, принципами гуманности, солидарности и морали. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения надлежащего признания и уважения прав и свобод других лиц и соблюдения справедливые требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, который предусматривает право человека свободно придерживаться своего мнения, выражать эти мнения в письменной форме, устно, в печатном виде или иными способами по своему выбору. В. р. 3 ст. Л. 19 отмечает, что осуществление этих прав налагает особые обязательства и особую ответственность.

Следовательно, на него могут быть наложены определенные ограничения, которые, однако, должны быть установлены законом и необходимы:

  1. уважать права и репутацию других,
  2. для защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает возможность запрещения бесчеловечных, аморальных действий - пропаганды войны, любых высказываний в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, что представляет собой подстрекательство к дискриминации, враждебности или насилию (статья 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничение прав, поскольку оно совместимо с характером указанного характера и исключительно с целью содействия общему благосостоянию в демократическом обществе (статья 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «На осуществление этих прав не распространяются никакие ограничения, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного порядка. чтобы предотвратить беспорядки и преступления, защитить здоровье и мораль или защиту нравственности и свобод других".

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также устанавливает основания для ограничения прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя. морали, здоровья, нравов и законных интересов других., обеспечения обороны страны и государственной безопасности".

Конституция Российской Федерации конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, разжигающую социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство Российской Федерации устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равенства; статья 280 - за публичные призывы к насильственному захвату власть, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя; статья 282 - для разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти, унижения национального достоинства; статья 354 - для публичных призывов к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду Религиозная ненависть или религиозное превосходство основаны на статье 14 Конституции Российской Федерации, согласно которой ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной.

Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют вышеуказанным международным стандартам. Итак, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые представляют собой угрозу для нравственности общества.

Необходимое ограничение свободы слова в целях защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан было введено ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин имеет право требовать в суде опровержения информации, дискредитирующей его честь, достоинство или деловую репутацию, если лицо, которое распространяло такую ​​информацию, не доказывает ее достоверность. Если информация, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространяется в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (часть 2 статьи 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения информации, не соответствующей действительности, дискредитирует честь и достоинство гражданина. или причинение ему другого неимущественного ущерба, должно быть компенсировано решением суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, установленном судом.

Таким образом, законом предусмотрены основания для ограничения прав и свобод с целью устранения угроз наиболее важным ценностям - государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других.

Следует отметить, что в дополнение к этим универсальным основаниям права и свободы могут быть ограничены законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Итак, ст. 56 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного порядка в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения нравственности и свободы, с указанием пределов и продолжительности их действия. В то же время в части третьей этой статьи отмечается: «Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54. Конституции Российской Федерации не подлежат ограничениям".

Соотношение естественного и позитивного права

Как известно, концепция естественных прав основана на теории естественного права. Что касается естественных прав, они не должны быть закреплены в Конституции и законах, достаточно просто родиться, и вы уже наделены такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, достоинство личности и т. д.

Почти все определения права, которые сформулированы в учебных и научных публикациях по теории государства и права, имеют в виду именно позитивное право. В отличие от естественного права, позитивное право в юридической литературе находит несравненно большее отражение. Это понятно, потому что в тех случаях, когда право не делится на естественное и положительное (а это чаще всего так), тогда подразумевается положительное право. Между тем, для естественного права, как отмечается, одобрение или усмотрение какого-либо государственного органа не является необходимым.

Позитивный или позитивный (позитивус - позитивный, лат.) Закон является официальным законом, то есть издается государственными органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируется в нормативных правовых актах (законы, указы президента, постановления правительства и т. д.). Позитивное право можно определить следующим образом: это совокупность множества прав физических и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах государственных органов, реализация которых зависит от условий, указанных в этих актах. В то же время позитивное право характеризуется, конечно, всеми другими признаками, присущими праву (обычно обязательными, защита и защита со стороны государства и т. д.).

Может возникнуть вопрос: если естественное право закреплено в правовом акте, будет ли это означать превращение естественного права в позитивное право? Мне кажется, что в этом случае естественное право принимает только форму позитивного права, поскольку на самом деле естественное право не может стать полностью позитивным, поскольку позитивное право может быть волевым актом государства, который перестает существовать, в то время как естественное право реализуется независимо по усмотрению государственных органов.

Другое дело, что в случае обеспечения естественных прав в нормативных правовых актах гарантии реализации естественных прав значительно возрастают. В связи с этим Ю.И. Гревцов отмечает, что, например, «развитие нашей справедливости в значительной степени сдерживалось тем фактом, что ни в Конституции 1936 года, ни в Конституции 1977 года не было признано естественное право человека на справедливое правосудие. Признание такого права на конституционном уровне "свяжет" общество (и государство в том числе) с обязанностью ежедневно заботиться о правосудии именно в интересах его поддержания на уровне, который обеспечивает принятие информированного и справедливые решения.

Действующая Конституция России впервые закрепляет «первое» естественное право - право на жизнь (ст. 21), а также такие первичные естественные права, как право на личное достоинство (ст. 21), право на свободу. право на немедленную неприкосновенность (ст. 22). Конечно, если бы этого не было сделано, то все равно каждый человек имел бы эти права с самого его рождения. Однако их реализация будет затруднена, в то время как их закрепление в Конституции укрепляет правовые возможности для реализации этих естественных прав, поскольку, приобретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующее конституционное обязательство государства гарантировать провозглашенное. человеческие и гражданские права.

Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализации естественных прав. Он заключается в том, что естественные права развиваются в позитивных правах, но на более низком уровне законотворчества. Например, такое же естественное право на жизнь (независимо от того, закреплено ли оно в Конституции, как оно есть сейчас или нет, как оно было в нашей стране в предыдущих конституциях), обеспечивается рядом позитивных прав, например: на защиту от правоохранительных органов в случаях угрозы жизни или права на необходимую защиту.

Взгляды ученых на естественное право и виды естественных прав.

В юридической литературе было неоднозначное толкование понятия естественного права. В то же время самое важное, что отличает естественный закон, а именно его неотъемлемость от человека, не ставится под сомнение. Естественный закон существует сам по себе, в то время как он исходит из характеристик человека как социально-биологического существа. Это очень четко иллюстрируется на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить, реализуя это естественное право, данное ему природой, независимо от того, что законодательный орган может написать об этом.

Соответственно право на жизнь можно назвать естественным биологическим. Однако человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие природные и социальные права. Примером является право на личное достоинство, которое возникает и формируется по мере развития социальных отношений, то есть в среде, которая коренным образом отличает человеческое сообщество от животного стада, и человек, таким образом, с рождения получает это право на достоинство.

Легко видеть, в том числе и из названия, что естественные права человека основаны на естественной теории права, которая ранее подвергалась критике в нашей стране, что, по-видимому, является одной из причин явно недостаточной разработки соответствующих проблем. в области юридических наук. Тем временем Г.Ф. В начале этого века Шершеневич писал, что понимание сущности права «невозможно без понимания природы человека во всех его проявлениях, без проникновения в нужды человека, его способности, устремления. Теория права должна начинаться с антропологический момент". Согласно его современнику Н.М.Коркунову, каким бы разнообразным и изменчивым ни был позитивный закон, над ним стоит вечный закон природы.

В современных международных актах также указывается, согласно научным доктринам, что естественные права вытекают исключительно из свойств самой личности, что они принадлежат человеку от рождения. Так, статья 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах ...». Присвоение достоинства ребенка подтверждается принципами 3, 4 и 9 Конвенции о правах ребенка (1959 года). Семейный кодекс Российской Федерации прямо гласит, что ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства (статья 54), а методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение (статья 65).

Наконец, в Конституции Российской Федерации (ст. 17) и Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 150) говорится о владении неотъемлемыми правами человека с момента рождения.

Человек приобретает свои права с рождения, и оба они не могут быть «наделены» государством лицом или произвольно отчуждены в пользу последнего. Статья 17 Конституции Российской Федерации касается основных прав, таких как жизнь человека, его достоинство, свобода - естественные права, которые характеризуются неотъемлемостью и неотчуждаемостью. Г.Д. Садовникова, известный конституционалист, считает, что «возможность отчуждения каких-либо основных прав и свобод ставит под сомнение существование государства с такими характеристиками, которые закреплены в основах конституционного строя». При этом государство не предоставляет права лицу, но признает и гарантирует их в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Отчуждение основных прав, ограничение свободы каждого члена общества должно быть разумным и целесообразным только для защиты конституционных прав, свобод и законных интересов третьих лиц, защиты нравственности, защиты правопорядка.

Известный дореволюционный русский юрист и философ П.И. Новгородцев истолковал естественное право как вечное, неотъемлемое право человеческой личности, которое имеет нравственную природу и характер абсолютной ценности. По мнению С.С. Алексеева, естественный закон является «первоначальным явлением в жизни людей», а источником этого права является «либо Бог, либо сама природа, либо другие явления, причем с ними того же порядка».

Как видите, большинство авторов в естественном праве обязательно включают его естественный источник.

Принимая во внимание вышесказанное, естественное право (как социальное явление) можно определить как совокупность прав, сформированных человеческим сообществом, на фундаментальные социальные блага, которые человек получает с рождения.

Какие конкретные природные права подразумеваются здесь?

Авторы обычно ссылаются на естественные права человека:

  • право на жизнь, выделяя его как основополагающее (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.). Среди естественных, различные авторы также называют:
  • право на свободу (И.Л. Петрухин);
  • право на равенство (А. Б. Венгеров);
  • право на личное достоинство (Ф.М. Рудинский);
  • право на личную безопасность (К. Б. Толкачев);
  • право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);
  • право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева);
  • право общаться с родом своего рода, производить потомство (В.К. Бабаев),
  • право на собственность (А. О. Хармати);
  • право на индивидуальную внешность (М.Н. Малеина);
  • право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С. Нерсесянц);
  • право на добровольное объединение в союзы, на справедливое судебное разбирательство (Ю. И. Гревцов);
  • право народов определять свою судьбу, право наций на самоопределение, право прийти на помощь людям - жертвам агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С. С. Алексеев).

Аналогичная ситуация сложилась в нормативных актах. Итак, в ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится, что основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения, но не уточняется, какие это основные права и в каких случаях. Однако, похоже, что не все права, закрепленные во второй главе Конституции, могут быть классифицированы как естественные. Это, например, не право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (статья 47), право жертвы на компенсацию за причиненный ущерб (статья 52) и т. д. Ряд прав, например, право на жилище (статья 40) при определенных обстоятельствах может быть отчуждено и также не может быть классифицировано как неотчуждаемое. Обратите внимание, что, например, право на имущество нельзя отнести к неотчуждаемым, поскольку владелец имущества может отчуждать по собственному желанию - передавать, жертвовать, наследовать и т. д. В то же время нет сомнений в неотъемлемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, достоинство, личную неприкосновенность. Таким образом, основой права на жизнь является биологическое существование, которое не может иметь место вне человека. Стремление к свободе - это свойство человеческой личности, свобода не существует без человека, а человек не существует без свободы.

Сказанное позволяет нам подчеркнуть еще две особенности естественных прав человека.

Во-первых, они реализуются напрямую, то есть без какого-либо правоприменительного акта. Все люди без исключения имеют право на свободу, достоинство и личную неприкосновенность. Другое дело, что при определенных обстоятельствах их можно уменьшить в объеме, тогда как для других конституционных прав (например, собственности, жилья, рабочей силы) требуются юридические документы.

Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Этот вывод основан на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, время и место рождения, пол; все это он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, отличную от своих желаний и интересов.

Наряду с правом на жизнь наиболее значительными естественными правами являются права на свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность, закрепленные в международно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21). Именно они использовались для иллюстраций во время рассуждения. Более того, именно эти права человека, совершенно справедливо помещенные в первый ряд в списке конституционных прав и свобод, исчерпывают диапазон обобщенных, неотъемлемых естественных прав человека и являются основными естественными правами.

Все остальные естественные права являются так называемыми вторичными правами, вытекающими из базовых, первичных или включенных в первичные в качестве их составных частей. Например, право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную окружающую среду (статья 42) могут рассматриваться как составляющие права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) являются составляющими обобщенной концепции свободы.

Эти обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность как основные человеческие ценности и поставить их в один иерархический ряд.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «гражданские права», «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и другие права человека», «права личности»".и" коллективные права "... Права человека различаются по времени происхождения (« поколения прав человека »), по сферам жизни - личным (гражданским), политическим, экономическим, социальным и культурным правам и свободам.

Права и свободы человека и гражданина

Разница между понятиями «право» и «свобода» довольно произвольна. Оба означают юридически признанную способность каждого выбирать тип и меру своего поведения как личности, как гражданина государства. По своей правовой природе и системе гарантий прав и свобод они идентичны. Они описывают социальные возможности человека, предоставляемые государством в различных сферах.

В то же время понятие «свобода» в большей степени отражает независимость личности, невмешательство в его внутренний мир: «каждому гарантируется свобода совести, свобода религии ...» (ст. 28) ; «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к работе, выбирать свой вид деятельности и профессию» (ст. 37). Понятие «право» в большей степени предполагает какие-то позитивные действия, услуги со стороны государства или право человека участвовать в деятельности определенных социально-политических, экономических структур (например, право участвовать в управление государственными делами, право избирать и быть избранным).

Однако провести различие между правами и свободами трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными полномочиями также называют «свободами». Разница в терминологии довольно традиционна, развита еще в 18-19 веках.

Основные и другие права человека и гражданские права

Необходимо уточнить понятия «основные», «конституционные» и другие права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е. А. Лукашева, считают, что «основными правами человека являются конституционные права. Такое толкование следует, например, из сравнения ст. 17 и ст. 55 Конституции Российской Федерации, отмечая, что включение в Конституцию Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или ущемление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». На мой взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия, как естественные, конституционные, основные, основные права человека. Во-первых, согласно концепции «естественных прав», которой я придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в Конституции или нет. Поэтому вы должны отделить эти понятия. Я предлагаю следующую классификацию: естественные права как принадлежащие от рождения, независимо от их закрепления в законах (таких как право на жизнь, свободу, достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся их закреплением в Конституции (то есть в разных странах совокупность конституционных прав не одинакова); и другие права, которые могут включать в себя полностью или частично естественные и конституционные, но не обязательно, что они должны быть закреплены в Основном законе. Не все права закреплены в Конституции, человечество развивается, уровень науки и техники растет, и законодательство всегда отстает от этого уровня, не так много законов написано на будущее, в основном это вопрос регулирования отношений, которые сложились в общество на данный момент воспитывается. Каждому должна быть предоставлена ​​возможность обжаловать право, которое не включено в конституционный список, а для судьи - возможность проверить соблюдение такого права. Факт существования неписаных прав проясняет часть 1 ст. 55 Конституции, которая устанавливает предпосылки для признания таких прав: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или ущемление других общепризнанных прав человека и гражданских прав и свободы.

Многие конституционалисты приравнивают основные права к конституционным - это толкование не лишено смысла. Но даже по имени, если есть фундаментальные права, то есть неосновные, не фундаментальные. Я придерживаюсь той точки зрения, что основные или основные права закреплены в Конституции и международных договорах и отождествляются с конституционными. Но мы не должны забывать, что существуют естественные права, которые не зависят от положительных, есть и другие права, которые не ниже основных. Основные права лежат в основе правового статуса человека. Для нормальной жизни человеку необходимо больше прав, чем закреплено в Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом и государством. Но все другие права являются вторичными по отношению к основным (конституционным) (например: право на защиту доброго имени (статья 23) вытекает из права на личное достоинство; право на неприкосновенность частной жизни (статья 23), право на неприкосновенность жилища (статья 25) - часть права на денежную неприкосновенность; часть 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основополагающее право порождает целую систему прав, закрепленных в Уголовном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Административном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. 

Таким образом, основные фундаментальные права, закрепленные в конституции государства, важнейшие международно-правовые акты о правах человека, являются правовой основой для производных, но не менее важных прав.

Основные права носят субъективный характер. Эта истина, которая сегодня очевидна, неоднократно оспаривалась в ходе исторического развития. Только в начале XX в. гражданин получил возможность обратиться к ним в лице силовых структур.

Понимание «основных» основных прав конституционных прав стало довольно распространенным с середины XIX века. В специальной литературе стало общепринятым рассматривать конституционные права как основополагающие.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, необходимо создать универсальные международно-правовые стандарты, которые также являются основными правами человека. Эти основополагающие права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, в которых установлены универсальные человеческие стандарты прав и интересов личности, которые определили планку, ниже которой государство не может упасть. Это означает, что права и свободы человека перестали быть предметом только внутренней компетенции государства, но стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только особенностями конкретного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интеграции международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включая Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах (1976 г.), Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах внес фундаментальные изменения в правосубъектность лица, которое становится субъектом не только внутреннего, но и международного права.

Согласно международному праву все лица, проживающие в государстве-участнике Пактов или подпадающие под юрисдикцию этого государства, могут пользоваться правами, предусмотренными в Пактах, без различия расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических взглядов. или другие убеждения, национальное или социальное происхождение, собственность, имущество или другой статус. Это обязывает все присоединяющиеся государства привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После вступления создается правовая ситуация, в которой международно-правовые акты имеют преимущественную силу перед внутренним законодательством. Следовательно, гражданин, чьи политические или гражданские права были нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет ООН по правам человека, если он исчерпал все доступные внутренние средства правовой защиты (статья 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года предоставляет человеку возможность обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях - исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили этот универсальный набор основных прав и свобод, который в совокупности призван обеспечить нормальную жизнь человека. Этот каталог прав не возник с нуля; он был сформирован на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мой взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также в Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г.

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного подтверждения. Приоритет международного права над внутренним законодательством в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Это закреплено в Конституции РФ.

Другим важным источником основных прав являются конституции или уставы субъектов Федерации.

Согласно пункту «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации субъекты Федерации вправе принимать нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельно регулировать вопросы, связанные с нарушениями основных прав, поскольку этот вопрос, согласно пункту «в» ст. 71 Конституции, отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации

Основные права, гарантированные Основными законами субъектов Федерации, находятся на уровне ниже любой нормы федерального закона. Поскольку защита основных прав принадлежит совместной компетенции Федерации и ее субъектов, то возможности для создания собственных гарантий основных прав субъектами Федерации существуют для них только в той мере, в которой эти же права еще не гарантированы Конституция Российской Федерации. Если Конституция (Устав) субъекта гарантирует основное право, которое уже защищено Конституцией Российской Федерации, то последнее должно применяться.

«Поколения» прав человека

Как отмечалось выше, основные, основные права и другие вытекающие из них права и свободы обеспечивают различные сферы человеческой жизни: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Соответственно они подразделяются. Однако эти права различаются не только по сферам жизни, но и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия «поколение прав человека».

Первое поколение прав человека признает те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазной революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Мы говорим о личных (гражданских) и политических правах - о праве на свободу мысли, совести и религии, о праве каждого гражданина на ведение государственных дел, о праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободе и безопасности личность, право на свободу от произвольного ареста, задержания или высылки, право на публичное разбирательство и соблюдение всех требований справедливости, рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую «негативную» свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за повышение своего экономического уровня, за повышение своего культурного статуса (так называемые «позитивные права»), для реализации которого требуются организационные, плановые и другие формы государства. деятельность по обеспечению этих прав.

В конце XIX - начале XX в. Новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социальной реформы общества, которая была призвана смягчить конфронтацию между богатыми и бедными. Можно отметить социальную политику Бисмарка (в стране создана единая система социального обеспечения в области социального страхования).

Это было начало второго поколения прав человека. Широкий спектр таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 года, хотя некоторые из них (например, право на образование) были объявлены в качестве программы еще в Конституции РСФСР 1918 года.

Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе произошла реформация экономических отношений в буржуазных государствах, поскольку в реальной жизни выдвигались проблемы формирования системы социальной защиты личности, которая приобрела особое значение в XX веке. в связи с растущими претензиями трудящихся на улучшение экономических условий существования, увеличение национального богатства развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защита гражданина в СССР оказалась минимальной, тем не менее она существовала и влияла на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав - право на труд и свободный выбор работы, право на социальное обеспечение, отдых и досуг, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на участие в культурной жизни общества и т. д. Всеобщая декларация прав человека и особенно Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и является огромным шагом вперед в развитии прав человека.

Природа социальных прав второго поколения отличается от природы прав первого поколения. Для их реализации недостаточно воздерживаться от вмешательства в эту область. Задача заключается в создании социальных программ и проведении комплексных организационных и экономических мероприятий, которые позволили бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что права, указанные в Пакте, не являются субъективными, поскольку они не могут быть защищены в суде. Хотя такая позиция не безосновательна, тем не менее, присоединение к Пакту создаст обязательства для государства по улучшению своего внутреннего законодательства и организации своей деятельности в соответствии с ним. В конце XX в. государство не может не стремиться стать социальным. Это закономерность развития современных государств, которые нашли консолидацию в ряде конституций иностранных государств - Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.

В период после Второй мировой войны третье поколение прав человека начало обретать форму. Их природа является предметом споров. На мой взгляд, особенность этих прав в том, что они коллективные и могут осуществляться сообществом, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают точку зрения, согласно которой третьим поколениям принадлежат только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые «права солидарности» - право на развитие, мир, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества. и право на общение, связанное с концепцией нового международного информационного порядка.

Я согласен с этой позицией. Права третьего поколения - это коллективные права, а не «новые» индивидуальные права. Конечно, человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением в качестве члена сообщества.

Индивидуальные и коллективные права

Существует взаимозависимость между индивидуальными и коллективными правами, которая должна основываться на принципе: осуществление коллективных прав не может ущемлять права и свободы человека.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя по своей природе они различны. Право индивида является естественным правом, присущим ему с рождения, одной из основных ценностей человеческого существования, и как таковое оно должно действовать как мера всех процессов, происходящих в обществе, поскольку нарушение естественного врожденного человека Права искажают нормальное развитие общества.

Коллективные права (право народа, право нации, право сообщества, ассоциации) не являются естественными, поскольку они формулируются по мере развития интересов конкретного сообщества или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, принадлежащих к определенной общине или коллективу. Они обладают качественно различными свойствами, определяемыми целями коллективного воспитания. Однако независимо от того, насколько разнообразны эти права, их законность должна неизменно проверяться «человеческим измерением» - правами личности. Коллективные права никогда не должны игнорировать, противоречить или подавлять права человека (за исключением чрезвычайных ситуаций, которые представляют угрозу жизни людей, нации). Если коллективные права приводят к нарушению прав личности, то цели, объединяющие такое сообщество, являются бесчеловечными и незаконными.

Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, национальностей, малых народов, являются одной из причин межэтнических конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои аргументы о справедливости, справедливости, законности. защищает свое право на суверенитет. Однако право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав личности.

Например, право на развитие, осуществление которого народами, освобожденными от колониальной зависимости, не должно ущемлять права лиц, принадлежащих к другой национальности или расе. Коллективные права любой общественной организации (объединения) не могут основываться на подавлении ограничения индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, мы хотим отметить, что в современных теориях существует тенденция включать те из них, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на различия, право на тишина и покой и т. д.). Такие права не являются коллективными и вряд ли могут быть отнесены к третьему поколению. Наряду с этим можно признать законным включение в эту категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и международное общение.

Вывод:

В заключение я хотел бы конкретизировать некоторые положения. Основные права человека и гражданские права гарантированы главой 2 Конституции Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 17, основные права и свободы человека являются «неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения». Таким образом, Конституция признает основные права как естественные права, существующие независимо от конкретного законодательства. Гарантированный Ch. 2. В соответствии с Конституцией права и свободы имеют преимущественную силу по сравнению с любым положением федерального закона, постановления или постановления государственного органа на федеральном уровне. Следовательно, ни один нормативный акт на уровне ниже Конституции не может быть действительным, если он не соответствует основным правам, гарантированным Конституцией.

С одной стороны, основные права воплощают решения законодателя и являются руководящими принципами правопорядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от государственных органов уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном человеке. дело и иметь возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в частности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении закона. Для законодательных органов основные права и свободы являются основой, определенной программой законодательной деятельности. Конституционный Суд Российской Федерации обладает юрисдикцией при осуществлении судебного контроля за соблюдением правовых норм, в соответствии с пп".А-г" ст. 125 Конституции Российской Федерации проверьте, соответствует ли этот нормативный акт нормам Основного закона. Все государственные органы обязаны толковать и применять нормативный акт в соответствии с основными правами. Если нормативный акт не может быть применен без нарушения основных прав, необходимо поставить вопрос о его отмене.

Неверно думать, что основные права - это определенные привилегии и полномочия. Если кто-то создает предприятие, решает принять мусульманскую веру или переезжает из Москвы в Тулу, он может сделать это, потому что все это представляет неограниченное количество вариантов поведения человека. Сумма этих возможностей является естественной свободой каждого человека, независимо от любого правопорядка. В целом, эта свобода не ограничена, и тот, кто выбирает одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять оправдание для этого. Но есть и условия для реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц и не должны противоречить установленным законом рамкам. Однако не человек должен оправдывать свои действия, когда он хочет использовать одну из своих свобод, а государство, если оно хочет ограничить эту свободу.