Основные показатели международной торговли

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международная торговля и торговая политика
Динамика и структура международной торговли
Формы и методы осуществления международной торговли
Цели и основные направления внешнеторговой политики

 

Введение:

Одним из важнейших средств развития международной экономики является международная торговля. С его помощью улучшается и увеличивается производительность труда, увеличивается объем производства. 

Международная торговля является наиболее развитой и распространенной формой международных экономических отношений. Он занимает важное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение его сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом определения внешней политики государства по программам его развития. 

Страны, которые экспортируют свои товары в другие государства, получают хорошие экономические выгоды благодаря развитию отраслей с более высоким качеством и эффективностью. С другой стороны, свободный обмен товарами между государствами предоставляет потребителям возможность выбора, а также более широкий ассортимент товаров, производимых в разных странах мира. 

Принцип, лежащий в основе международной торговли, показывает, что объем производства будет наибольшим при условии, что товары производятся с наименьшими производственными затратами по сравнению с государством, в которое товары будут экспортироваться. И что естественно, покупка товаров из другой страны будет более выгодной, чем организация собственного производства, что потребует больших материальных затрат на аналогичные товары. Это приводит к необходимости выработки разумной политики как в сфере национального производства, так и в сфере торговых отношений с другими странами. 

Актуальность обсуждения темы вытекает из всего вышесказанного и определяется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, для большинства современных государств (включая Россию) характерно экономическое развитие, ориентированное на более глубокую интеграцию в мировую экономику. Эта тенденция стала неотъемлемым элементом мировой экономики, международного рынка товаров, услуг, технологий и капитала. Во-вторых, внешнеэкономические связи являются одним из самых сложных направлений экономики любой страны. Они представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и инновационных ресурсов между странами. И поэтому международная торговля всегда требует самого пристального внимания со стороны экономической науки. 

Степень проработки темы. Проблемы, связанные с международной торговлей, актуальны для каждой страны; поэтому они достаточно глубоко изучены как на теоретическом, так и на практическом уровне. Основы современной теории международной торговли были заложены еще в XIX веке. классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, впоследствии разработанные Дж.С. Миллом, А. Маршаллом и другими. В разработке различных аспектов современных и новейших теорий международной торговли участвовали Дж. Гроссман, Дж. Джонсон, К. Ланкастер, Дж. Маркузен и др. Среди работ российских экономистов следует отметить работы А. Грязнова, В. Иноземцева, А. Киреева, В. Оболенского, В. Орешкина и других. 

Объектом данного исследования является международная торговля как система международных товарно-денежных отношений, возникающих из внешней торговли всех стран мира. Предметом исследования являются теоретические взгляды экономистов на сущность и сущность международной торговли. 

Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики 

Международная торговля является одной из основных форм экономических отношений между странами. Внешняя торговля является следствием международного разделения труда. Этот обмен прошел долгий исторический путь от небольших сделок к крупномасштабному экономическому сотрудничеству. 

Внешняя торговля занимает одно из первых мест в системе мировых экономических отношений. В послевоенный период объем внешней торговли резко увеличился, в результате чего международная торговля стала одним из самых мощных факторов экономического роста. Таким образом, зависимость стран от внешней торговли резко возросла. 

Для такого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являются международные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля, международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развивается иностранный туризм и т. д. 

Внешняя торговля является основным звеном в огромной системе экономических отношений. Он объединяет все страны в единую экономическую систему. 

Современная внешняя торговля это торговые отношения между странами, связанные с импортом и экспортом товаров. В этих отношениях участвуют целые корпорации и государства. С помощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повысить производительность собственных ресурсов, а также увеличить производство. Географические, аналитические и национальные факторы определяют экономические и политические риски во внешней торговле. Характер современной внешней торговли очень динамичен. 

Устойчивый и стабильный рост внешней торговли зависит от ряда факторов:

  • стабильность межгосударственных отношений в условиях мира;
  • развитие МРТ, а также капитала;
  • обновление основного капитала (СПО);
  • корпоративная деятельность на международном рынке;
  • появление коммерческой реальности;
  • принятие международных торговых соглашений;
  • деятельность финансово-хозяйственных организаций;
  • Стабильность Всемирного банка в отношении международной экономики;
  • свобода внешней торговли;
  • обретая политическую независимость, бывшие колониальные страны.

Доля России в международной торговле, в середине 90-х годов, составила 1,5%.

С начала рыночных реформ российская международная торговля имеет положительную тенденцию развития. В это время экспорт многих видов продукции стал менее прибыльным.

Это было связано с несколькими факторами: 

  • Выравнивание мировых и внутренних российских цен. То есть часть товаров внутри страны дороже, чем за ее пределами. 
  • Экспорт полностью потерял свою рентабельность, поскольку рубль по отношению к доллару был дороже.

Предпосылками для развития международной торговли являются:

  • неравномерное распределение ресурсов и их безопасность;
  • отличается эффективность производства отдельных товаров.

Международная торговля основана на сравнительных преимуществах, которые обеспечивают основу для разделения труда (места производства), и, следовательно, на необходимость такого обмена.

На международную торговлю влияют:

  • внешнеэкономическая политика национальных государств (таможенные тарифы, лицензии, нетарифные ограничения, прямые и косвенные экспортные субсидии и т. д.) и международных организаций;
  • условия кредитования, расчеты и валютные оговорки;
  • особенности организации внешней торговли в стране и практика продвижения продукции на зарубежные рынки;
  • уровень конкурентоспособности продаваемых товаров и услуг.

Международная торговля принимает форму экспорта и импорта, и ее объем равен их сумме, если мы говорим об одной стране.

Общий объем мировой торговли в целом определяется путем суммирования объема экспорта различных стран мира с целью исключения двойного счета.

Под экспортом понимается продажа товаров иностранному контрагенту с вывозом за границу. Экспорт это также вывоз капитала в форме кредитов или инвестиций, а также предоставление различных услуг иностранным физическим и юридическим лицам (туризм, транспорт и т. д.). 

Соотношение мирового экспорта услуг к экспорту товаров составляет 1: 3, но из-за неполных данных это значение не может быть точно определено (в том числе из-за того, что услуги зачастую трудно отделить от самих товаров).

Ассортимент товаров, которые страна технически способна производить и экспортировать, определяет: степень доступности ресурсов и квалификацию рабочей силы, относительные затраты, цены, дифференциацию продукции, то есть факторы, благодаря которым она имеет сравнительные преимущества. 

Развитие экспортной базы и содействие продвижению товаров на зарубежные рынки во многих странах считаются одной из основных задач государства. Из этого следует: 

  1. во-первых, поощрение экспорта и поощрение национальных предприятий-экспортеров. Основными средствами для этого являются субсидии, льготные кредиты, страхование экспортных и политических рисков, гарантии коммерческих сделок, налоговые льготы, благоприятная валютная политика, которая снижает цены на экспортные продукты; 
  2. во-вторых, государственная поддержка ввоза и вывоза капитала, создание каналов распространения товаров за рубежом, продажи, сборки, экспедирования грузов, финансовых предприятий;
  3. в-третьих, дипломатические, информационные и консультационные услуги экспортерам, подготовка кадров для внешней торговли, помощь в развитии экспортной базы и т. д .;
  4. в-четвертых, субсидирование экспорта за счет прямых платежей из бюджета (Соединенные Штаты делают это на зерновых рынках), предоставление налоговых льгот национальным фирмам (включая полное освобождение от уплаты налогов) или льготных кредитов, возврат акцизов, прямое финансирование исследований и разработок, экспорт производство. Это позволяет снизить цены на экспортную продукцию, создать благоприятные ценовые условия для продажи товаров, но может послужить началом торговой войны; 
  5. в-пятых, выдача экспортных заказов государственных заказов на производство и доставку за границу отдельных видов товаров и услуг, основанных на государственных обязательствах.

Увеличение экспорта может стимулировать экономический рост только в определенных пределах и при условии, что заработанные средства реинвестируются.

Импорт это приобретение товаров у иностранных контрагентов с их вывозом из-за рубежа. Импорт также включает платное использование производственных и потребительских услуг иностранных физических и юридических лиц, ввоз капитала в виде кредитов и инвестиций, товаров, предназначенных для участия в аукционах, ярмарках, выставках. Импорт включает разработку. 

Экспорт и импорт товаров, которые можно увидеть и зарегистрировать на пограничном переходе, называется видимым, а услуги, предоставляемые контрагентам как внутри страны, так и за ее пределами, невидимы.

Наряду с регулярным экспортом и импортом, реэкспорт и реимпорт также используются.

Реимпорт это приобретение с ввозом из-за границы товаров, ранее вывезенных и не обработанных там, ранее доставленных посредникам и не проданных ими. Реимпорт также включает возврат из-за границы товаров, от которых покупатель отказался. Реэкспортные продажи с вывозом за рубеж ранее ввезенных и необработанных товаров. 

Вместе с экспортом импорт формирует внешнеторговый баланс страны, что означает ситуацию, когда стоимость товаров и услуг, приобретаемых данной страной, равна стоимости товаров и услуг, приобретенных в других странах. Таким образом, для поддержания платежного баланса импорт должен оплачиваться с эквивалентной стоимостью экспорта. 

Баланс услуг как часть платежного баланса включает в себя платежи и квитанции на транспортные, страховые, электронные и почтовые услуги, международный туризм, обмен научно-техническим опытом, экспертные услуги, обслуживание дипломатических и торговых миссий, культурные и научные обмены, комиссионные, ярмарки и тд. 

Несоответствие между видимым импортом и экспортом создает торговый дефицит (профицит) (торговый дефицит или профицит).

Торговый баланс, дополненный балансом движения услуг, инвестиций, текущих кредитов, формирует платежный баланс государства.

Международная торговля может оказать положительное влияние как на производство, так и на потребление. Это позволяет странам импортировать определенные товары и услуги, если они дешевле, чем производить, а также получать те товары, которые в противном случае были бы недоступны, поскольку отечественные производители не могут их предлагать. 

С другой стороны, международная торговля повышает средний уровень производительности национальной экономики, стимулируя перемещение ресурсов из тех отраслей, продукция которых лучше всего заменяется импортом в те отрасли, где страна имеет сравнительные преимущества. Это поддерживает рост производительности, даже если объем экспорта растет медленнее, чем рост производства (в то же время может произойти противоположный эффект). 

Увеличение доли импорта во внутреннем потреблении и, в некоторых случаях, вытеснение некоторых видов отечественных товаров может быть выгодным, если оно сопровождается увеличением экспорта других. Это лучше всего достигается в свободной торговле. 

Обеспечивая приобретение за рубежом более дешевых, а порой и отсутствующих в этой стране, производственных компонентов, а также товаров народного потребления, внешняя торговля способствует снижению издержек производства и увеличению прибыли.

Международная торговля оказывает влияние на обменный курс, а также помогает удлинить жизненный цикл продукта.

На практике выгоды от международной торговли распределяются между странами неравномерно, что приводит к ситуации, когда национальные интересы предпочтительнее международных обязательств. Это приводит к односторонним протекционистским мерам и торговым войнам.

Международные торговые формы 

Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм являются регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. 

Торговля в сочетании с сотрудничеством предусматривает заключение договоров, связывающих производственные процессы независимых фирм. В зависимости от степени интеграции они различают производство, маркетинг, производство и маркетинг и торговлю как часть консорциумов. 

В последнее время компенсационная торговля в форме обмена товарами (бартерная торговля), встречная торговля в форме выкупа товаров или компенсационные соглашения стали популярной разновидностью международной торговли. Последнее может быть в форме: фактически соглашений о компенсации, обратных закупок, соглашений, предусматривающих компенсацию. 

Основные показатели мировой торговли 

Внешняя торговля всех стран вместе образует международную торговлю, которая основана на международном разделении труда.

Теоретически мировая торговля характеризуется такими ключевыми показателями: 

  • Внешнеторговый оборот стран, представляющий сумму экспорта и импорта;
  • Импорт импорт из-за границы в страну товаров и услуг. Импорт материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке является видимым импортом. Импорт компонентов, полуфабрикатов и т. д. является косвенным импортом. Расходы в иностранной валюте на перевалку товаров, пассажиров, страхование путешествий, технологии и другие услуги, а также на переводы компаний и частных лиц за границу включены в так называемые. невидимый импорт. 

Экспорт экспорт из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для продажи на внешнем рынке или для переработки в другой стране. Сюда также входит перевозка товаров транзитом через третью страну, вывоз товаров, привезенных из других стран для продажи в третью страну, т.е. реэкспорт. 

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

  1. темпы роста в целом;
  2. темпы роста относительно роста производства;
  3. темпы роста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из этих показателей определяется отношением показателя объемов международной торговли соответствующего года к показателю базового года. Используя его, вы можете охарактеризовать процент изменений в международной торговле за определенный период времени. 

Присвоение темпов роста международной торговли темпам роста производства является отправной точкой для определения ряда характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть количество товаров и услуг, которые он может предоставить мировому рынку за определенный период времени. Во-вторых, его можно использовать для оценки уровня развития производительных сил государств в целом с точки зрения международной торговли. 

Последний из этих индикаторов является ссылкой объема международной торговли в текущем году на значение базового года, а предыдущий год всегда принимается за базовый.

Государственное регулирование международной торговли 

Современная внешняя торговля, как правило, требует большего вмешательства государства, чем внутренняя торговля.

Совокупность мер, используемых государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических проблем, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает неотъемлемой частью экономической политики, в том числе внешнеполитической общего курса государства в международных отношениях. 

В процессе государственного регулирования внешней торговли страны могут придерживаться:

  • политика свободной торговли, которая открывает внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализация);
  • политика протекционизма, защищающая внутренний рынок от иностранной конкуренции;
  • умеренная торговая политика, в некоторых пропорциях сочетающая элементы свободной торговли и протекционизма.

Иногда политика свободной торговли и протекционизма может проводиться одновременно, но в отношении разных товаров.

Несмотря на общую тенденцию к либерализации, страны активно используют протекционистские меры для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и сохранения рабочих мест, создания новых конкурентоспособных отраслей и пополнения доходной части бюджета.

Государственное регулирование внешней торговли в форме применения протекционистских мер является важным средством достижения стратегических целей экономического развития страны.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с использованием тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Тарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой систематизированный перечень таможенных пошлин (тарифов), по которым товары облагаются налогом.

Существует два основных типа тарифов:

  • фискальные тарифы, используемые государством для увеличения притока денежных средств.
  • протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают зарубежные продукты дороже, чем аналогичные отечественные продукты, поэтому потребители предпочитают. 

Кроме того, предмет сбора тарифов делится на:

  • адвалор взимается в процентах от стоимости товара;
  • специфический взимается в виде определенной суммы денег с веса, объема или единицы товара;
  • смешанный подразумевает одновременное применение адвалорных и специфических обязанностей.

Мировая экономика характеризуется тенденцией к постепенному снижению таможенных пошлин.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных секторов национального производства. К ним относятся: лицензирование и квоты на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные ограничения», система минимальных импортных цен. 

Лицензия как форма регулирования внешней торговли является документом о праве на импорт или экспорт товаров, выданным импортеру или экспортеру государственным органом. Использование этого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать непосредственное влияние на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или импорт определенных товаров. 

Основные показатели международной торговли

Наряду с лицензированием применяются количественные ограничения, такие как квоты.

Квота это ограничение на количество импортируемых товаров определенного имени и типа. Как и лицензии, квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в конкретной отрасли. 

За последние десятилетия между государствами, участвующими в международных торговых обменах, было заключено более ста соглашений о «добровольных экспортных ограничениях» и об установлении минимальных импортных цен.

«Добровольное ограничение экспорта» это ограничение, когда иностранные фирмы добровольно ограничивают свой экспорт в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли в надежде избежать более серьезных торговых барьеров. 

Одним из средств конкуренции между производителями за внешние рынки является демпинг, то есть продажа товаров на внешних рынках по ценам ниже, чем на внутреннем рынке (обычно ниже затрат на производство). Демпинг является формой недобросовестной конкуренции, которая нарушает свободу предпринимательской деятельности на международном товарном рынке из-за использования незаконных методов ведения внешней торговли. 

Все государства, включая Россию, имеют законодательство, направленное на предотвращение продажи товаров иностранным экспортером на своем рынке по нежелательным (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое регулирование осуществляется как с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и на основе международных договоров. 

Страны начали вводить антидемпинговые пошлины, которые применяются при ввозе товаров по ценам ниже расчетных затрат на их производство.

Кроме того, государства, в соответствии с международными договорами, проводят совместные расследования, если есть подозрения на экспорт по заниженной цене.

Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товаров, но и государство в целом, такие вопросы могут решаться и решаться как в порядке, установленном законом, так и на официальной основе, то есть путем переговоров между заинтересованными правительствами стран. участвует в антидемпинговых расследованиях, и такие переговоры иногда заканчиваются урегулированием споров на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств по прекращению или сокращению поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на импорт этого продукта). 

Поставки товаров на зарубежные рынки по демпинговым ценам могут иметь двойное происхождение.

Во-первых, умышленный экспорт товаров по выгодным ценам в больших количествах и в течение длительного времени может иметь целью захват внешнего рынка и вытеснение конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с использованием нелегальных методов торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве «оправдания» таких действий экспортеры ссылаются на высокие ввозные пошлины на этот товар в стране ввоза. В этом случае для того, чтобы иметь возможность доставить товар на внешний рынок, цены на него значительно снижаются, иначе иностранный покупатель вообще не будет покупать такие товары, потому что он будет неконкурентоспособен. 

Однако все такие «аргументы» не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государственный импортер применяет в таких случаях свое законодательство о защитных мерах по демпингу. Так что это сделано, и это нормально и законно. 

Во-вторых, экспорт товаров по низким ценам может осуществляться без предварительного намерения «сбросить» внешний рынок. Это включает в себя незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении этого продукта. 

В то же время следует отметить, что если товары экспортируются в небольших количествах, но по ценам, которые можно считать «демпингом», то может не взиматься плата за демпинг, поскольку в таких случаях не будет двух наиболее важных критериев. для применения антидемпинговых мер: факт поставки самих товаров по демпинговым ценам и в то же время факт нанесения ущерба экономике страны импорта.

Структура международной торговли в современных условиях 

Наряду с активным ростом мировой торговли, ее номенклатура также меняется. Статистические данные отмечают опережающий рост торговли готовой продукцией, в том числе особенно машинами и оборудованием. Самая быстрорастущая торговля электроникой, связью, электротехнической продукцией. В целом на готовую продукцию приходится до 70% стоимости международной торговли. Остальные 30% разделены между собой примерно поровну между добывающими отраслями, производящими сырье и сельскохозяйственную продукцию. Более того, доля товаров имеет тенденцию к снижению. 

Что касается готовой продукции, то по сравнению с недавним прошлым, когда в международной торговле была представлена ​​в основном готовая продукция, обмен полуфабрикатами, промежуточными продуктами, отдельными частями и частями готовой продукции играет все более важную роль в современной международной торговле. Снижение доли товаров в международной торговле обусловлено тремя основными причинами. Прежде всего, они включают беспрецедентный рост производства всех видов синтетических материалов, заменяющих натуральные материалы. Эта тенденция основана на значительном успехе науки и внедрении ее результатов в химическое производство. Натуральные материалы вытесняются различными пластиками, искусственным каучуком и другими синтетическими производными. Товарная структура экспорта и импорта различных стран за 2009 год представлена ​​в Приложениях А и В соответственно. 

Существенную роль в снижении потребления сырья сыграло внедрение в производство ресурсосберегающих технологий, а также расширение использования местного сырья вместо импортного.

В то же время, несмотря на развитие энергосберегающих технологий, объемы международной торговли нефтью и газом заметно увеличились, но не как энергоносители нефть и газ в этом случае играют важную роль в качестве сырья для быстроразвивающейся химии.

В географическом распределении международной торговли отмечается, прежде всего, опережающий темп ее роста между промышленно развитыми странами. На эти страны приходится до 60% стоимости мировой торговли. В то же время развивающиеся страны также отправляют до 70% своего экспорта в индустриальные страны. Таким образом, существует некоторая концентрация международной торговли вокруг промышленно развитых стран, что неудивительно например, Соединенные Штаты, Япония и Германия, имеющие 9% мирового населения, концентрируют до трети мировой покупательной способности. 

Характер внешнеэкономических связей между промышленно развитыми и развивающимися странами меняется. Развивающиеся страны меняют свой профиль так называемых аграрных и сырьевых придатков. Функции поставщиков для промышленно развитых стран материалоемких и трудоемких продуктов, а также продуктов, вызывающих экологические осложнения, все в большей степени переходят на них. 

В некоторых случаях это связано с дешевизной рабочей силы, близостью природных ресурсов к производственным площадкам и снижением экологических стандартов, характерных для развивающихся стран.

Кроме того, присутствие новых индустриальных стран становится все более заметным в международной торговле. Это, прежде всего, Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Набирает вес Малайзия, Индонезия, Китай. 

Все это вместе с экономической мощью Японии заметно изменило географию мировой экономики и международной торговли, придав ей трехполюсный характер: Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион. Однако нельзя игнорировать быстрые успехи латиноамериканских стран, формирующих четвертый экономический полюс в глобальных экономических отношениях. 

Международная торговля в условиях экономического кризиса 

Всемирная торговая организация обеспокоена усилением протекционистских мер во многих странах в рамках выхода из кризиса. Несмотря на то, что такие американские барьеры 30-х годов служили одной из причин Великой депрессии, этот пример не стал уроком. 

Еще в ноябре на саммите G20 в Вашингтоне участники встречи отметили невозможность введения заграждений и барьеров. Однако обещания оказались пустой декларацией. После объявления многие страны приняли дополнительные меры по защите национальной экономики. 

Франция создала инвестиционный фонд в 7 миллиардов долларов для компаний, которым, по словам президента Николя Саркози, необходимо защитить себя от «иностранных хищников». Китай изменил свою систему экспортного налогообложения, чтобы сделать свои компании более конкурентоспособными на мировых рынках при сохранении слабой политики юаня. В Соединенных Штатах они выделили пакет государственной помощи отечественным автопроизводителям, что создало неравные условия для их иностранных конкурентов, у которых также есть американские заводы. Кроме того, Соединенные Штаты планируют ввести пошлины на итальянскую минеральную воду и французский сыр в ответ на ограничения на ввоз американского мяса в ЕС. Индия ввела отдельные административные ограничения на импорт стали и древесины и рассматривает возможность введения антидемпинговых пошлин на сталь и химические продукты. Вьетнам поднял ввозную пошлину на сталь в полтора раза. 

Россия, в свою очередь, с ноября ввела 28 различных мер по введению тарифов на импортные товары и субсидированию собственного экспорта. Среди прочего, это включало увеличение ввозных пошлин на иномарки, обувь и некоторые продукты питания, а также создание государственной поддержки национально значимым предприятиям. 

Между тем, экономисты предупреждают, что «ползучие» протекционистские шаги, наблюдаемые во многих странах, могут осложнить выход мировой экономики из кризиса. По данным ВТО, количество антидемпинговых расследований увеличилось в 2008 году на 40% по сравнению с прошлым годом. 

Ситуация напоминает наблюдателям период Великой депрессии, когда развитые страны в условиях мирового экономического кризиса активно защищали своих производителей законодательными мерами. В США в 1930 году был принят Закон о тарифах Смута-Хоули, который положил начало «торговой войне». Закон поднял ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Пытаясь таким образом защитить отечественного производителя, власти снизили их и без того низкую покупательскую способность.В результате была получена реакция других государств, которые повысили пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торговли между США и европейскими странами и, наконец, подтолкнуло экономику к Великой депрессии. 

«Этот закон сам по себе не был большим шоком, но он спровоцировал шок, поскольку привел к ответным действиям со стороны других стран», вспоминает Даг Ирвин, профессор экономики в Дартмурском колледже.

Крупнейшие развитые страны подтвердили свою решимость поддерживать экспорт путем кредитования для обеспечения притока ликвидных средств в международную торговлю по мере выхода мировой экономики из текущего финансового кризиса. Инициатором заявления была Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ассоциация правительств развитых стран со штаб-квартирой в Париже. 

Мировой финансовый кризис повлиял на систему коммерческого кредитования, которая поддерживает всю международную торговлю сегодня кредиты, которые делают возможным международное предложение товаров, обходятся экспортерам и импортерам гораздо дороже. Значительные игроки на финансово-кредитном рынке, например банки, либо не имеют необходимых средств, либо слишком боятся риска предоставлять кредиты для внешнеторговых операций в период экономической неопределенности. Сокращение экспортного кредитования негативно сказывается на объеме внешней торговли, особенно в бедных и менее кредитоспособных странах, которые уже испытывают трудности с получением кредита. Однако власти надеются, что поддержание экспортного кредитования на согласованном уровне ликвидирует разрыв, вызванный временным снижением емкости рынка. 

Financial Times цитирует слова генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гуррии о том, что гарантированное экспортное кредитование является ключевым средством смазки колес в международной финансовой системе. «Нельзя рассчитывать на экономический рост, если банки не делают то, что должны, а именно предоставляют кредиты; и даже более того если вместо этого они будут заняты сбором средств, чтобы компенсировать уменьшение суммы капитала», сказал Гуррия. 

Заключение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Торговля составляет около 80 процентов от общего текущего объема международных экономических отношений. Ни одна страна в мире не смогла создать экономику без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, объединяя мировые достижения науки и техники, в более короткие сроки для проведения структурной перестройки его экономика, а также более полно и разнообразно удовлетворяет потребности населения. 

Международная торговля является результатом международного разделения труда и международной специализации. Это обеспечивает ей серьезные перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого, изучение его нынешнего положения и рассмотрение перспектив его развития необходимо для выстраивания внешнеэкономической стратегии как на макро, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою собственную программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке, должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях. 

Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где доля товаров, продаваемых на мировых рынках, высока, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий для экспорта товаров (снижение цен, снижение спроса на них) или импорта (рост его цен) может привести к падению национального производства, ухудшению платежного баланса и обесцениванию национальной валюты. Особенно сложным является то, что снижение внешней торговли сказывается на положении стран с односторонней экспортной структурой, вызывая нестабильность их экономики. 

Динамика развития международной торговли характеризуется быстрым увеличением объема торговли в последнее десятилетие. Это связано как с ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. В то же время важно отметить тенденцию, согласно которой доля торговли готовой продукцией растет по отношению к доле торговли сырьем и материалами. В том числе увеличение объема торговли полуфабрикатами. В растущем разнообразии форм международной торговли значительное место начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это связано, прежде всего, с укреплением позиций на международном уровне самих ТНК, а также с естественной выгодной позицией связанных, но расположенных в разных странах подразделений. 

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализации и кооперации промышленного производства, способствуют активизации международной торговли. Объем международной торговли, определяющий все международные товарные потоки, растет быстрее, чем производство. Они растут относительно предыдущих и быстрыми темпами. Кроме того, структура торговли меняется. В настоящее время торговля готовой продукцией доминирует над торговлей сырьем и материалами. Географическая структура международной торговли также меняется: основной товарооборот развивающихся стран направлен на развитые страны, но они, в свою очередь, торгуют главным образом между собой, все больше переориентируясь на рынок услуг и развивая сферу международный туризм. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт труда. 

Существенную роль в регулировании внешней торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное с 1 января 1995 года во Всемирную торговую организацию, а также различные товарные соглашения и межправительственные торговые соглашения, заключенные на двусторонней основе. 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в динамике наблюдается быстрый рост международной торговли, и доля готовой продукции в ней неуклонно растет. Структура международной торговли, как географическая, так и товарная, постоянно меняется, представляя на данный момент систему из двух элементов: развитые страны, которые торгуют главным образом между собой, и развивающиеся страны, которые поставляют свою продукцию в развитые страны.