Основные подходы к исследованию культуры в современной социологии

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 22.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Высшее образование как канал социальной мобильности
Армия как канал социальной мобильности
Понятие и структура культуры
Основные факторы и механизмы социализации


Введение:

Жесткие границы между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры, с другой, никогда не существовали. Общая социология всегда была более или менее сконцентрирована на проблемах социологии культуры, так же как общая культурология совершенно немыслима вне развитого социологического анализа культурных процессов.

Социологические принципы изучения общества используются в качестве отправной точки в изучении не только проблем духовной культуры, но и в понимании смысла и механизмов как отдельных экономических, социальных, политических событий и происходящих процессов. ежедневно в обществе.

Основателями социологии являются французский социолог Огюст Конт (1798-1857) и его последователь Эмиль Дюркгейм. Оба они являются представителями позитивистского подхода в научных исследованиях. Этот подход противоположен классической метафизической философии и основан на эмпирическом методе естествознания. Термин «позитивист», введенный О. Контом в его работе «Курс позитивной философии», означает «реальный» в отличие от химерического, полезного - неподходящего, надежного в противоположность сомнительному, точному - расплывчатому, позитивному (подтверждающему) - в отличие от негатива.

Социология - это учение о социальной жизни человека как совокупности взаимодействий людей между собой, о поведении людей в социальных условиях и социальных силах, влияющих на жизнь; наука, которая стремится понять социальное действие и объяснить его процесс и влияние.

Концепция социального действия, как его определяет Макс Вебер, означает действие, которое фокусируется на поведении других. Так, например, «столкновение двух велосипедистов - не более чем инцидент, похожий на природное явление. Однако попытка любого из них избежать этого столкновения после столкновения, ругательства, драки или мирного разрешения конфликта уже является «социальным действием», объясняет М. Вебер.

В. Зомбарт определяет назначение социологии в «познании общества, т. е. человеческой культуры и истории человечества, поскольку эта история рассматривается с точки зрения социальности, то есть как событий, состоящих из действий, определяемых другими людьми». поведение или вытекающие из поведения других людей".

Э. Дюркгейм (1858-1917) назвал социальный факт одной из основных концепций социологии, определив ее как любой способ действия, способный оказывать внешнее давление на индивида и в то же время иметь свое существование, независимое от его индивидуальных проявлений. Любой социальный факт можно объяснить только в процессе выявления его причинно-следственных связей с другим социальным фактом или структурой общества.

Основные понятия общей социологии, такие как «общество», асоциальные институты, «социальные отношения», «социальная норма», «социальные изменения» и другие, также используются в социологии культуры.

Однако само понятие культуры как объекта социологии также имеет определенную коннотацию смысла.

В социологии понятие «культура» относится к искусственной среде существования, созданной людьми: это вещи, символические системы (например, в языке, музыке, кино и т. д.), обычаи, верования, ценности, нормы, которые Выраженные в объективной среде модели поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником общения, регулирования социального взаимодействия и поведения. Культуру можно рассматривать как своего рода информационную программу, которая заставляет людей воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете, делать это, а не иначе.

По мнению П.С. Гуревич, термин «культура» в социологическом смысле не содержит никакой оценки. Это относится к жизни любого общества в целом. Каждое общество имеет свою собственную культуру, и каждый человек культивируется в том смысле, что он участвует в определенной культуре. Один из современных отечественных социологов культуры Б.С. Ерасов определяет особенность социального подхода к изучению культуры как основанную на «объективном и аналитическом ...» отдельном «взгляде на культурную жизнь общества».

Основной задачей социологии культуры является выявление движущих мотивов реального поведения индивидов и групп, принципов духовного регулирования различных сфер общественной жизни. Здесь культура находится в одном ряду с такими сферами человеческого существования, как экономика, политика и социальные отношения.

Западноевропейская социология культуры

В западноевропейской социокультурной традиции существует несколько направлений, которые по-разному оценивают соотношение элементов культуры и социальной структуры. Так, объективисты (О. Конте и Э. Дюркгейм) считают, что социальные явления, структура, институты должны рассматриваться как объективные вещи, независимые от идей, мнений, суждений и прочего, поэтому основной задачей исследователя является изучение законы взаимосвязи элементов этой реальности.

Представители аналитического направления (М. Вебер, Г. Зиммель) интерпретируют социальные явления как существующие исключительно через идеи, мнения и суждения. Согласно их представлениям, социальный мир - это продукт культуры, продукт человеческих действий ... », поэтому это искусственный мир.

Чтобы лучше наглядно представить специфику социологического исследования культуры, рассмотрим некоторые социокультурные теории зарубежных и отечественных исследователей.

Социокультурная теория О. Конта. По мнению О. Конта, эволюция общества основана на двух законах: закон двойной эволюции - социальный и интеллектуальный, и закон трех стадий социокультурного потока времени.

Смысл первого закона состоит в том, что источником развития любого общества является развитие интеллекта и духовно-интеллектуальных форм самовыражения, что в свою очередь является основой социальной эволюции.

В процессе социальной эволюции общество проходит три этапа:

  1. богословский этап, который характеризуется господством религиозной культуры и теософским восприятием мира. Все явления объясняются человеком на основе религиозных убеждений. Религия на данном этапе выступает в качестве основы социальных отношений: она гармонизирует отношения между человеком и обществом, между группами общества (сословиями) и фокусируется на создании определенных социально-политических институтов. В государственно-политической системе такой этап соответствует, как правило, абсолютной монархии;
  2. метафизическая стадия определяется изменением религиозного мировоззрения на философское и теоретическое. Причиной перехода к этому этапу является развитие интеллекта и технологических достижений. Социально-политическое следствие интенсивного интеллектуального развития О. Конте называет общественные движения революционным кризисом;
  3. позитивистская стадия характеризуется упорядоченностью, стабилизацией общественного развития, созданного на основе научных знаний. Научное мировоззрение также организует политическую жизнь общества - создаются демократические институты. Итак, в концепции О. Конта социальные процессы определяются духовным и интеллектуальным. Идеи управляют и переворачивают мир; весь социальный механизм опирается на мнения. Культура (идеи, концепции, мнения) становится объективным регулятором социального; является проводником главной идеи, ценности, ценности в сознании человека. И они эффективны в силу их практического признания.

Благодаря действиям людей религиозный образ мира трансформируется в социальные институты, метафизический реализуется в социальных процессах, научно-идеологически ведет к стабилизации общественного развития.

Социокультурная концепция Э. Дюргейма, в отличие от О. Конта, он считает, что социальная реальность является высшей реальностью, и она отличается от биологической и индивидуальной психологической. Социальные факты (коллективные представления, факты психической реальности) существуют сами по себе и не зависят от отдельных лиц; напротив, они доминируют над ними.

Из социальных фактов формируется внутренняя среда общества, структурно состоящая из двух элементов:

  1. материальные и духовные ценности (право, нравы, искусство);
  2. люди как коллективная сила и коллективное сознание, среда обитания человека.

Человек, родившись, находит готовые законы и обычаи, правила поведения, денежную систему, язык, религиозные верования и ритуалы, которые существуют и действуют независимо от него, но заставляют его действовать в соответствии с ними. Это проявляется, например, в социальном неодобрении или осуждении деяния, противоречащего моральным или правовым нормам данного общества.

В то же время у индивида есть относительная свобода выбора социальных норм (правовых, моральных и т. д.), Поскольку он обладает способностью к такой собственной ценностной ориентации.

Социокультурная концепция М. Вебера. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает механизм перевода духовных и этических ценностей в социальную реальность. По его мнению, причину развития капиталистических отношений следует искать в отношении труда и богатства, заложенных в качестве нормы в протестантской религии. В протестантизме одна из основных идей, которая определяет мотивацию действий конкретного человека, состоит в том, чтобы служить Богу своим собственным трудом.

Увеличение производительности труда и благосостояния говорит о добросовестности и профессионализме, что, в свою очередь, рассматривается как высший долг и спасение. Протестантизм ориентировал людей на работу и мирскую работу как возможность для религиозного самоутверждения. Подчеркивая выполнение трудового долга, профессионализм и приумножение материальных ценностей как благотворительных форм человеческой деятельности, протестантская этика вводит определенные ограничения: только те действия капиталиста являются благотворительными, которые не причиняют вреда другим. Полезность и рациональность экономической деятельности становится реальным способом религиозного самоутверждения.

Таким образом, М. Вебер проследил механизм связи культуры и экономического процесса капитализации, который можно представить в виде следующей цепочки:

  1. этические отношения протестантизма
  2. мотивы личности
  3. прямая деятельность личности
  4. культурный капитализм.

Социальная реальность создается индивидом, его конкретными действиями, которые он выполняет добровольно на основании определенных мотивов. М. Вебер выделяет несколько видов мотивов:

  1. традиционный мотив действия основан на привычке, традиции, стереотипах поведения. Действуя по этому мотиву, человек даже не задумывается о целесообразности своих действий лично для него;
  2. аффективный мотив выражается в эмоциональной окраске действия (когда оно вызвано жалостью, состраданием, любовью и т. д.), Психологической реакцией на внешний стимул;
  3. ценностно-рациональный мотив, в отличие от предыдущих, предполагает сознательное действие, которое само по себе имеет ценность, а не зависит от достигнутых результатов. Действуя по этому мотиву, люди руководствуются религиозными ценностями, этическими принципами, политической идеологией;
  4. по Веберу высшим мотивом является рациональный мотив. Следуя за ним, человек направляет свои действия для достижения поставленных целей. Кроме того, эти цели достигаются с помощью рациональных средств, таких как технологии и технологии, формальные правовые нормы и научные знания. Мотивы создаются в результате взаимодействия человека с идеями, мнениями, убеждениями, идеями, образами мира, представленными в культуре.

Культурно-аналитическая концепция Г. Зиммеля в ее социологической части предполагает рассмотрение культуры как многообразия форм переживания индивидами самой жизни. Жизнь - это творческое образование, оно понимается только инстинктивно. Результатом понимания человеком жизни являются ментальные явления, которые выражаются не только в желаниях, стремлениях, потребностях, но и в том, что именно требуется, утверждаются, то есть в духовных и интеллектуальных формах. Общество, по его мнению, должно рассматриваться как межчеловеческое, межиндивидуальное явление, и необходимо изучать прежде всего отношения между людьми. Эти отношения дают возможность понять стилистическое единство общества. Говоря о сравнении индивидуальности и общества как проявлений объективного стиля культуры, Г. Зиммель говорит о противоречии современной культуры, в которой «продукты науки и техники становятся все богаче и изощреннее, а индивидуальная культура деградирует».

Культурно-аналитический подход развивается и в некоторых других концепциях западного понимания социологии. Понимание социологии представляет общество не как жесткую структуру, а как соотношение людей, которые совершают осмысленные действия, стремясь к конкретным целям. Хотя эти действия социально определены, они не жестко закодированы.

Понимание социологии представлено рядом теорий, которые описывают, как люди вступают в контакт с реальностью и определяют ее. Среди них символический интеракционизм и социальная феноменология.

Символический интеракционизм (т. е. «Взаимодействие») - это направление в социологии культуры (в частности, в социальной антропологии), которое ориентировано на анализ символических аспектов социальных взаимодействий. Особое внимание уделяется языку как основному средству символического взаимодействия людей.

Основными представителями этого направления являются американский социолог К. Кули (1864–1929), В. Томас (1863–1947) и Д. Мид (1863–1931). Одним из ключевых понятий является определение ситуации, т. е. сходство восприятия той или иной ситуации разными людьми, совпадение значения, которое люди, вступающие в их взаимодействие, вкладывают в свои действия. В. Томас, который ввел определение ситуации, приходит к выводу, что если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям. В. Томас видит цель социологических исследований культуры в попытке понять, как субъективное значение превращается в объективный фактор. Для этого необходимо рассматривать и анализировать мир в двух аспектах: через объективные научные концепции (как это делают социологи), через индивидуальные мнения реальных участников в определении ситуации.

К. Кули видит человека культурным существом социальной природы. Социальная природа человека - это определенный комплекс чувств, установок, нравственных норм, составляющих универсальную духовную среду деятельности человека, общую для всего человечества. Эта социальная природа развивается в семье, в добрососедских отношениях.

Д. Мид считает, что социальный процесс - это процесс развития и изменения социальных значений, постоянного выявления и переопределения ситуаций взаимодействия своих участников. В процессе переопределения объективная среда социальной активности меняется с точки зрения личности. Межиндивидуальное взаимодействие основано на жестах - действиях, предполагающих присутствие референта, то есть на идею, на которую он указывает. Жест имеет словесное значение и может быть «выражен на языке, поэтому язык является основным конструктивным фактором сознания и носителем социального взаимодействия. Во время межиндивидуального взаимодействия обмениваются словесными жестами, становится возможным взять на себя роль другого или роль обобщенного другого, что гарантирует социальный характер действия.

Концепция этнометодологии (Г. Гарфинкель) использует аналогичное отношение, исходя из того, что социальная жизнь основана на бессознательных правилах. Социальная устойчивость, предсказуемость социальной жизни поддерживаются стереотипными паттернами, поведенческими сценариями, укоренившимися и привычными. Примеры экспериментов приведены в литературе, когда нарушение обычных стереотипных ожидаемых формул поведения одних участников взаимодействия вызывало раздражение и агрессию со стороны других.

Так что, если человек в ответ на ритуал «Привет, как дела» начал подробно рассказывать о своих делах, его собеседник столкнулся с неожиданным поведением, испытал психологический дискомфорт и напряжение.

В рамках понимания социологии возникает так называемая драматическая концепция, согласно которой общество представляет собой огромный театр, социальную командную работу людей. Неосознанно мы, появляясь на людях, пытаемся произвести впечатление друг на друга. По словам Э. Хоффмана, ведущего представителя этой концепции, командная работа человека проявляется как одно большое символическое совместное действие, а общество представляет собой серию ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют себя и других.

Таким образом, социология культуры предполагает множество различных подходов к анализу культурных явлений, их структурных составляющих, роли и значения. Разнообразие объяснений одних и тех же социальных процессов служит созданию наиболее целостного, гармоничного взгляда на социокультурную реальность в ее историческом и современном аспектах.

Культура как фактор социального регулирования

Изучение концепций и теорий социологии культуры выявляет важнейшие элементы культурного влияния на социальный процесс. Основными элементами культуры как фактора социокультурного регулирования являются обычаи, нормы, ценности, смыслы, знания.

Обычаи - это концентрированное выражение опыта предков, принятое сознанием потомков как установка на определенную форму и содержание жизни. Обычаи воспринимаются как привычные и не подлежат рефлексии, то есть подвергаются сомнению закономерности поведения. Обычай - это продукт сенсорно-интеллектуальной деятельности, а это значит, что он является элементом культуры. Он также действует как самая важная установка, которая регулирует поведение человека.

Этот параметр часто воспринимается как внутренняя самоустановка индивида, поскольку усваивается с раннего возраста. Проявляясь как фактор внутренней саморегуляции, обычаи приобретают значение социального регулятора в процессе взаимодействия индивидов, который регулируется в действиях каждого отдельного индивида. В это время обычай проявляет себя как высший социально-волевой регулятор совместной жизни людей. Обычаи, привычки и традиции формируют норму.

Нормы являются руководящим принципом, правилом, образцом. В отличие от обычая, норма не распространяется на весь сегмент деятельности, но некоторый принцип, параметр действия, указывает меру изменчивости в конкретной ситуации. Нормы сосредоточенно выражают формализованные мотивы и потребности. Норма формирует ожидаемое поведение, ее функция - исключать случайные обстоятельства.

В дополнение к функции стандарта, своего рода инструкции для отдельных лиц и социальных групп, норма выполняет ряд важнейших функций: она помогает контролировать девиантное поведение, обеспечивает стабильность социальной системы:

  1. нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в его составных группах. Это социально универсальный уровень, на котором норма связана с социальным субъектом;
  2. экономические стандарты, дающие приемлемые критерии экономической активности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности;
  3. политические нормы, регулирующие политическую деятельность субъекта, обязывающие его осуществлять деятельность в рамках определенных норм, соблюдая закон и конституцию (правовые нормы);
  4. культурные нормы, которые поддерживают устойчивые принципы культурного общения между людьми и группами (моральные нормы). Эти нормы, как правило, поддерживаются религией, традицией.

Существует еще одна классификация норм, согласно которой существуют универсальные, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные нормы. Эти нормы не всегда совпадают, например, то, что считается нормальным в межличностном общении, может быть осуждено обществом.

Нормы меняются от одной культуры к другой, но есть общие нормы. В нормах ценности выражают себя.

Ценности являются выражением человеческой и социальной, культурной значимости определенных явлений реальности; представления о желаемом типе социальной системы; разделяют в обществе (сообществе) убеждения относительно целей, к которым должны стремиться люди, и основных средств их достижения; обобщенные представления людей о целях и нормах их поведения. Ценность влияет на социальную реальность через консолидацию в сознании (индивидуальные, социальные и другие формы).

Некоторые исследователи выделяют разные типы ценностей:

  1. универсальные, которые включают жизненные ценности (здоровье, жизнь, семья, благополучие, образование и т. д.), Ценности межличностного общения (честность, доброжелательность), общественное признание (социальный статус, положение), политические ценности (свобода слова, совести, правопорядка и т. д.);
  2. смысл жизни (представления о добре и зле, смысл жизни);
  3. особенности (привязанность к семье, родному городу и т. д.).

Классификация ценностей также проводится по сферам деятельности: политическим (право, государственность, законность, конституция, состояние гражданского мира), моральным (добро, благословение, любовь, дружба, уважение, долг, честь, самоотверженность, порядочность, справедливость, верность), религиозность (Бог, Божественный Закон, вера, благодать, объединение, ритуал, церковь), эстетика (красота, гармония, идеал, стиль, культурная идентичность, культурные инновации, мода и т. д.).

Значения и смыслы как регуляторы социальной реальности. Как элементы культурного ядра, значения вездесущи и лежат в основе микроконструкции. Культура рождается в области смысла. Смыслы и смыслы порождаются человеческим сознанием (индивидуальным и общественным) и влияют на поведение и действия человека и, соответственно, способны изменять социально-историческую реальность.

Смысл - это содержание значения объекта или явления. Под значением подразумевается обозначенное наименование предмета. Иногда они могут совпадать, но это не всегда происходит.

Культурный смысл превращается в историческую практику. Некоторые исследователи рассматривают культурное значение как культурную форму, разработанную исторической практикой, посредством которой сообщество людей постигает и понимает окружающий мир как естественную данность. Методом и средством передачи значений и значений является словесный, образный язык, язык символов.

Знание является результатом процесса познания реальности, проверенного социально-исторической практикой и проверенного логикой.

Как элемент культуры, знания отражаются в общественном и индивидуальном сознании в форме представлений, концепций, суждений, теорий, которые фиксируются в форме знаков, символов и передачи через естественные и искусственные языки. Эти элементы сознания определяют деятельность и действия индивидов социальных субъектов и тем самым влияют на социальную реальность, социальные процессы.

Исследователи выделяют следующие виды знаний: духовные знания (знание общения, чувственные, интуитивные, эмоциональные ощущения, семейные отношения, правовые и т. д.); эмпирические знания (знания о природных процессах и природе, о воспринимаемых на сенсорном опыте социальных процессах); теоретические знания (записанные в учениях, теориях, концепциях, основанные на рациональной основе, на способности абстрактного мышления); эзотерическое знание (мистическое знание, интуитивная память о мистических состояниях). Различные типы знаний институционализируются в социокультурном пространстве в форме мифологии, религии, идеологии, науки и художественной культуры.

В социологии при изучении культуры принято рассматривать ее с точки зрения выполнения определенных функций в обществе, средств и механизмов ее реализации.

Среди функций культуры можно выделить следующие: производство новых норм, значений, знаний, значений - духовного творчества; накопление, хранение и передача (перевод) культуры в целом, культурных традиций и форм и элементов социокультурного регулирования; постановка целей, постановка целей социокультурных процессов и регулирование; коммуникативная функция ориентации взаимодействия между индивидами и социальными субъектами; социализирующая функция (предполагает усвоение индивидом социокультурных норм и формирование личности); компенсационная; игра.

Социология культуры П. Сорокина

Одним из самых известных социологов, занимающихся вопросами культуры, является Питирим Сорокин.

В его интересы входило изучение отношений отдельных поведенческих актов, которые вместе составляют социальные явления (такие как, например, революция или социальная стабильность), и психической природы человека.

Любое действие, по мнению П. Сорокина, является реакцией индивида на раздражители внешней среды - общества, но социальное (коллективное) поведение основывается на коллективном рефлексе.

П. Сорокин выделяет три основные формы взаимодействия личности и общества:

  1. допустимые действия (из-за ожидаемого поведения);
  2. рекомендуемые действия (награды);
  3. запрещено (преступления).

Рекомендуемые действия не противоречат допустимым и надлежащим и являются супер-разрешенной роскошью в отношениях с людьми.

В основе психических состояний личности и социальных лежат основные инстинкты (пищеварительный, сексуальный, самосохранение, самовыражение, собственность). Когда эти инстинкты удовлетворены, психическое состояние индивида не испытывает давления со стороны общества, и проявления его активности также становятся нормальными. Как только начинает ощущаться подавление основных инстинктов, начинает формироваться неблагоприятное психическое напряжение, которое в экстремальных обстоятельствах проявляется как коллективный рефлекс.

Продолжая поиск фундаментального, «родового» компонента (атома в физике и ячейки в биологии) социокультурных явлений, Сорокин отвергает абстрактную концепцию социальных отношений, социальной группы; отвергает идею первобытного общества как общего социального явления. Взаимодействие - это общая составляющая социального. Взаимодействие понимается как любое событие, посредством которого один человек воздействует на открытые действия или на состояние души другого человека в полусказываемой форме.

Основными составляющими родового социокультурного феномена П. Сорокин называет:

  1. думающие, действующие и реагирующие люди, которые являются субъектами взаимодействия;
  2. ценности, ценности и нормы, посредством которых люди взаимодействуют, реализуя их или обменивая их;
  3. открытые действия и материальные артефакты как двигатели или транспортные средства, с помощью которых нематериальные ценности, нормы и ценности объективируются и обобществляются. Субъектами взаимодействия могут быть не только люди (в межличностном взаимодействии), но и организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии).

Согласно Сорокину, существует четыре типа межличностного взаимодействия: между двумя людьми, между тремя людьми, между одним и многими, между многими и многими. То же самое и с группами - межгрупповое взаимодействие делится на одни и те же типы.

Чтобы понять суть социальных явлений, необходимо учитывать качество взаимодействия индивидов (пол, возраст, религия, раса, национальность и т. д.).

Все взаимодействия по природе делятся на каталитические, которые оказывают влияние просто через знание о существовании участника взаимодействия; открытые действия; воздержание от открытых действий и активной терпимости.

Все явления человеческого взаимодействия, лишенные значительных аспектов, становятся просто биофизическими явлениями и, как таковые, составляют предмет биофизических наук. Компонент значения (культурный компонент) может очень сильно влиять на поведение людей и характер его материальных носителей и часто дает субъектам социокультурного взаимодействия совершенно отличные от биофизических свойств.

Структура социокультурного взаимодействия выглядит следующим образом:

  1. личность как субъект взаимодействия;
  2. общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;
  3. культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми обладают взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Вывод:

Все компоненты этой структуры взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.

Проводники, материальные носители значений - это символы, в которых проявляются реакции субъектов взаимодействия (язык, письмо, музыка, искусство, образование и т. д.).

Определив связь между социальным и культурным через выражение взаимодействия индивидов с помощью языка, искусства и т. д., П. Сорокин создает целостную модель социокультурной динамики. Взаимодействие людей основано на эмоциональной и интеллектуальной основе. Каждое общество как продукт индивидуальных взаимодействий несет в себе либо эмоциональную, либо интеллектуальную культурную доминанту, которая организует развитие общества.

П. Сорокин выделяет несколько состояний культуры в соответствии с такими доминантами: идеальная культура (умозрительная), идеалистическая (интеллектуально-чувственная) и чувственная культура. Весь процесс развития европейской культуры со времен средневековья имеет следующую динамику: средневековая культура - идейная, где главной ценностью является Бог; правда, красота, добро и любовь, польза - все объединяет и связывает Божественное.