Основные направления развития конкуренции в условиях экономики России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

НТП: основные направления и характерные черты
Роль фискальной политики в государственном регулирование экономики РФ (2010-е гг.)
Современная экономическая система и ее структура
Российский малый бизнес: эволюция, проблемы, государственная поддержка


Введение:

Тема данной работы - обсуждение конкурентной среды и особенностей ее развития в российской экономике, а также рассмотрение антимонопольной политики государства.

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной степени преодолен. Сегодня первое место для потребителя занимает не само наличие ранее дефицитного продукта, а его характеристики, наиболее важными из которых являются качество и цена. Это определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей совершенно по-новому, поскольку в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих в соответствующих сегментах рынка.

Конкуренция и все связанные с ней процессы являются новыми для России, поэтому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции имеет большие практические преимущества и необходимо в современном мире.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития конкурентной среды в России, а также разработка и эффективность реализации политики антимонопольного регулирования.

Цели моей курсовой работы: раскрыть концепцию конкуренции и ее виды, дать концепцию и проанализировать конкурентоспособность рынков; Рассмотреть место и роль конкуренции в современной России, показать аспекты монопольного регулирования. С переходом России к рыночным методам управления роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла, а это значит, что изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений в настоящее время является важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Я использовал большое количество литературы, уделяя особое внимание не только техническим источникам, учебникам и справочникам, но и конкретной информации, получаемой из интернет-ресурсов. Также часть информации была получена из СМИ, например, из журналов «Вопросы экономики» и «Финансы и кредит».

Понятие конкуренции и ее формы

Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики

Конкуренция (латинский concurrere - конкурировать, сталкиваться) - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция является наиболее важным способом повышения эффективности как всей экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, самый сильный способ постоянно стимулировать рабочих и трудовые коллективы. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой нет места для конкуренции.

Для рыночной экономики это фундаментально.

Он играет роль своего двигателя, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает в качестве стихийного регулятора экономических процессов, способ установления равновесной цены на рынке. Стимулирует снижение себестоимости продукции и продаж.

Конкуренция в экономике всегда возникает там, где количество товаров ограничено. Если много людей пьют из глубокого источника, между ними нет конкуренции. Но если источник находится в пустыне и не может дать достаточно воды всем живущим там племенам со своими верблюдами и овцами, конкуренция неизбежна. Во все времена конфликт интересов обычно разрешался войнами - победил тот, кто был сильнее. В экономике конкуренция принимает более мирные формы.

Понятие конкуренции неоднозначно, и его невозможно выразить в универсальном определении. Ученые-экономисты вкладывают в это понятие разные значения, придавая им многогранные значения. Конкуренция - это как особая форма существования капитала, при которой один отдельный капитал конкурирует с другим, так и способ управления.

Формы конкурса

Рыночная экономика - это совокупность рынков, степень конкурентоспособности которых не одинакова.

Конкуренция наиболее остра на тех рынках, где:

  1. Многие продавцы и покупатели.
  2. Вы всегда можете точно узнать, по какой цене конкретный продавец продает товар.
  3. Ничто и никто не мешает новым фирмам выходить на рынок, а старые уходить с него.
  4. Продукт является однородным и имеет примерно одинаковое качество для всех продавцов: зерно, цемент, бензин.

Напротив, конкуренция слабее, где:

  1. Количество продавцов или покупателей невелико, или есть один или несколько «лидеров» в отрасли, которые намного превосходят по размерам другие фирмы. Они достаточно сильны, чтобы подчинить конкурентов (чтобы навязать им свои цены), а в случае сопротивления - вытеснить мятежников с рынка.
  2. Нет достоверной информации о рынке, то есть неясно, кто за сколько продает. В этом случае продавцы могут взимать с покупателей разные цены за один и тот же товар: если покупатель не знает, что конкурент может продать дешевле, он купит товар у первого продавца по высокой цене.
  3. Существует много разновидностей продукта.
  4. Выход на рынок для новичков затруднен: для производства некоторых товаров необходимо построить крупную фабрику, купить дорогостоящее оборудование и иметь опыт производства в этой отрасли.

Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на конкретном рынке по семи критериям:

  • Количество фирм-производителей
  • Разница («дифференциация») товаров
  • Уровень концентрации (то есть доля каждой фирмы в производстве и реализации этого продукта)
  • Способ формирования цены товара
  • Возможности появления новой компании на этом рынке
  • Степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товара
  • В какой степени покупка осуществляется без принуждения.

В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур:

  1. Чистая (идеальная) конкуренция. Это состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичные продукты, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяют даже одной из них влиять на рыночную цену.
  2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем есть один производитель продукта, и этот продукт не имеет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в чисто монопольной среде границы отрасли и фирмы совпадают.
  3. Монополистическая конкуренция. Эта структура рынка напоминает совершенную конкуренцию, за исключением того, что отрасль производит аналогичные, но не идентичные продукты. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти на рынке. Различия в продукте не могут повлиять на качество продукта как такового. Покупатели могут отдать предпочтение продукту из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т. д.
  4. Монопсония. Ситуация на рынке, где есть только один покупатель. Монопольная власть покупателя приводит к тому, что он является создателем цены.
  5. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно это относится к практике компаний, которые устанавливают разные цены для разных покупателей.
  6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю без конкурентов противостоит один продавец - монополист.
  7. дуополия. Структура рынка, на которой работают только две фирмы. Особый случай олигополии.
  8. Олигополия. Ситуация на рынке, в которой небольшое количество крупных фирм производят основную часть продукции отрасли. На таком рынке фирмы признают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламы.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Общепринято, что «... наиболее распространенными структурами рынка являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая монополия - чрезвычайно редкое явление, особенно в национальном масштабе. Что касается совершенной конкуренции, то на данный момент это скорее научная абстракция, чем реальное состояние современного рынка.

Особенности развития конкуренции в современной России

Сегодня мы можем с удовлетворением констатировать, что традиционно существующий разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

Преимущества конкуренции очевидны. В условиях рыночной конкуренции производители постоянно стремятся снизить себестоимость продукции, чтобы увеличить прибыль. Результатом является повышение производительности, снижение затрат и возможность для компании снизить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество своей продукции и постоянно увеличивать ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно конкурировать с конкурентами за покупателей на рынке продаж, расширяя и улучшая ассортимент высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. Потребитель выигрывает от этого. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готовы активно конкурировать. С либерализацией цен и скачком инфляции отрасль оказалась в сложной ситуации.

Проблема конкурентоспособности российских товаров всегда была и остается острой проблемой, поэтому необходима продуманная, грамотная государственная политика, направленная на контроль импорта товаров и оказание помощи отечественным производителям.

И, тем не менее, выход из сложной финансовой ситуации может быть только на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на потребности потребителей. И в этом смысле конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция принесла много положительных аспектов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской действительности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, который, несмотря на все трудности, быстро набирает обороты.

Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинали свой бизнес буквально с нуля: в СССР ни у кого не было крупного капитала. Поэтому малый бизнес охватил даже те области, которые контролируются крупным капиталом в других странах. Нигде в мире мелкие фирмы не играют столь заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров импортируются в основном миллионами челноков, то есть даже не просто маленькими, а самыми маленькими предприятиями. Кроме того, только в России самые маленькие бригадные фирмы активно участвуют в строительстве для частных лиц и ремонте квартир. Мелкооптовая торговля - это тоже российское явление.

Всех мелких оптовиков объединяет примерное сходство предлагаемого товара, незначительный масштаб бизнеса по сравнению с размером рынка, множественность продавцов, то есть многие условия совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принять преобладающую рыночную цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса в России встречается довольно часто.

Таким образом, условия, близкие к совершенной конкуренции, существуют во многих секторах экономики, где доминирует новый частный бизнес.

Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики обычно сильно монополизированы.

Высокий уровень монополизации и ее резко негативное влияние на экономику обуславливают необходимость проведения антимонопольной политики в нашей стране. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть в радикальном сокращении числа секторов экономики, в которых установлена ​​монополия.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства указывают на то, что конкурентный рынок в России постепенно, а не всегда плавно формируется, что, несомненно, является ключевой категорией развития рыночных отношений.

Есть два способа демонополизации: внешняя конкуренция - этот метод был, пожалуй, самым действенным и действенным ударом по внутренней монополии. Когда рядом с продуктом монополиста на рынке появляется импортный аналог, превосходящий по качеству и сопоставимый по цене, все монопольные злоупотребления становятся невозможными. Монополист должен думать о том, как вообще не быть вытесненным с рынка.

Но проблема в том, что из-за необдуманной денежно-кредитной и таможенной политики во многих случаях конкуренция за импорт оказалась чрезмерно сильной. Вместо того, чтобы ограничивать злоупотребления, он фактически уничтожил целые отрасли.

Очевидно, что использование такого мощного метода должно быть очень осторожным. Импортные товары, несомненно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в повод для массовой ликвидации отечественных предприятий.

Создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами - предпочтительнее во всех отношениях. Это устраняет монополию, не разрушая монополиста как предприятие. Более того, новые предприятия всегда означают рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что в современных условиях это сложно реализовать. Из-за экономического кризиса в России мало отечественных и зарубежных компаний, готовых инвестировать в создание новых предприятий. Тем не менее, государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов может дать определенные сдвиги в этом отношении даже в период кризиса.

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки влияния экономики на масштаб производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались значительным преобразованием (в том числе разделением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированных на тотальный государственный контроль и специализацию. Централизация и концентрация производства.

По-настоящему частный сектор, то есть коммерческие организации, независимые от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивались главным образом благодаря созданию новых малых предприятий в сфере торговли и услуг, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранялось. Предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке, генетически заложенные в советское время, только усугублялись новой, уже частной экономической монополией. Крупные государственные монополии были преобразованы в частные, активно отстаивая свое доминирующее положение, в том числе путем установления контактов с властью.

На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис, который не позволяет в полной мере продемонстрировать конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей из-за ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий и непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, особенно доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимого дохода в условиях спада производства без каких-либо серьезных стратегических изменений.

Подводя итог, особенности конкурса в России включают в себя:

  • отсутствие эффективной и продуманной государственной политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
  • жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортируемых товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке (за счет высоких импортных пошлин);
  • экспортно-сырьевая направленность российской экономики на мировой рынок и импорт продукции из высокотехнологичных отраслей (как следствие, нарушение торгового баланса и низкий уровень жизни населения);
  • отставание технологий в большинстве отраслей промышленного производства российской экономики от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие, дорогая и относительно некачественная продукция);
  • экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России (как следствие, завышенные цены на производимую продукцию и их низкая конкурентоспособность).

Антимонопольная политика государства

Особенности российской монополии

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует экономическому развитию и продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране препятствуют господство монополий, несовершенное антимонопольное законодательство и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускающая конкуренции ни в одной из ее частей. В рамках этой экономики существовала монополия центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были самостоятельными хозяйствующими субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности были установлены Госпланом, Госснабом и Госкомценом.

Советская экономика характеризовалась непропорционально высокой долей крупных и крупных предприятий и крайне малой долей малых и средних предприятий по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 году на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наибольшая концентрация производства была в металлургии, машиностроении, химической и текстильной промышленности. Нередко одно или два предприятия выпускали тот или иной товар, который диктовал потребителю свои условия. Низкое качество товаров, завышенный или устаревший ассортимент мало влияли на изменение спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии значительно отличались от своих капиталистических коллег. Капиталистические монополии возникли «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические монополии были навязаны «сверху» и действовали в тепличных условиях. При капитализме ведущее предприятие прорывается в монополистов, которые используют передовые технологии и имеют значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме часто возникали монополии с отсталой технологической базой. Капиталистические монополии, участвующие в международном разделении труда, вынуждены повышать качество продукции с целью повышения конкурентоспособности в соответствии с мировыми стандартами, что положительно сказывается на внутреннем рынке, социалистические монополии в лучшем случае были ограничены региональными рамками ( например, СЭВ).

Специфика российских монополий также повлияла на специфику законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда рыночные отношения уже существовали, и государство, чтобы предотвратить подавление конкуренции, начало вводить ограничительные нормы. Российское конкурентное право разрабатывалось в условиях сильных монополий и отношений на развивающихся рынках. Поэтому для нашей страны важно не только ограничить монополию и злоупотребление доминирующим положением, добиться соблюдения правил конкуренции, наказать за их нарушения, но и создать конкурентную среду, проявив политическую волю.

Предприятие признается монополистом, если оно занимает доминирующее (доминирующее) положение на рынке товаров, не имеющих заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такая ситуация позволяет ему препятствовать доступу на рынок других производителей, диктовать свои условия им и потребителю.

Доминирующее положение предприятия считается, если его рыночная доля по конкретному продукту составляет не менее 65%.

Есть исключения из этого правила:

  • во-первых, положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сможет доказать, что, несмотря на превышение 65% -ного предела, его положение на рынке не является доминирующим;
  • во-вторых, положение предприятия считается доминирующим, даже если его рыночная доля по определенному продукту составляет менее 65%, если это доминирование было выявлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли предприятия на рынке, относительно относительного размера на акции своих контрагентов, а также на ограниченный доступ на этот рынок новых конкурентов.

Если доля предприятия на рынке по определенному товару не превышает 65%, его положение нельзя признать доминирующим, но оно само является монополистом.

Антимонопольное законодательство включает в себя законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года «О поставках продукции для Федеральные государственные нужды »от 13 декабря 1994 г.,« О финансово-промышленных группах »от 30 ноября 1995 г.,« О естественных монополиях »от 17 августа 1995 г.,« Об акционерных обществах »от 26 декабря 1995 г.,« О Коммерческие организации »от 12 января 1996 г.« О рекламе »от 18 июля 1996 г.« О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли »от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативные правовые акты Президента РФ и правительства.

Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, необходимо улучшить антимонопольное законодательство, главным образом на основе обобщения правоприменительной практики. Необходимо обновить правовую базу, с тем чтобы она могла более надежно пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемлять интересы коммерческих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, Лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг ... Нам нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в области естественных монополий, подавления монополии на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции создан Государственный комитет по антимонопольной политике при территориальных управлениях. Позже он был преобразован в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

В 1999 году на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В нее также входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЭМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в сфере связи (ФСЭМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Бизнес (SCDE) и, возможно, Федеральная энергетическая комиссия (FEC).

Пока что уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Эксперты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация, как и ожидалось, не привела к появлению эффективных собственников, которые бы позаботились о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не использовалась должным образом, хотя это могло бы способствовать массовому формированию новых конкурентоспособных экономических субъектов; в-третьих, малый бизнес не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой для формирования конкурентной среды, испытательной площадкой для венчурных технологий и экономических проектов. У него больше возможностей для маневрирования капитала, перехода от одного вида деятельности к другому, снижения эксплуатационных расходов, у сотрудников более высокое чувство причастности к делам компании и заинтересованность в ее успехе. Даже в средах с высоким уровнем риска малые предприятия готовы внедрять инновации, которые они затем могут передавать для промышленных гигантов.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем количестве субъектов хозяйствования и численности работников, тем ниже уровень безработицы и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, они в основном занимаются торгово-посреднической деятельностью.

Развитие малого бизнеса требует доступных кредитов и льготного налогообложения, создания лизинговых компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, информационных, консультационных и учебных и бизнес-центров, а также вовлечения малого бизнеса в новые сферы деятельности, программы международного сотрудничества. Между тем все это остается желанием из-за нехватки государственного бюджета, отсутствия политической воли со стороны властей и оппозиции со стороны чиновников, которые выступают против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции эксперты предлагают:

  • установить антимонопольный контроль за проведением тендеров, конкурсов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 году финансовый оборот по таким тендерам и тендерам достиг 122 миллиардов рублей);
  • ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  • совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и снижения ведомственной монополии;

Методы антимонопольной политики

Ограничительные меры. Они предусмотрены Законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к субъектам хозяйствования, нарушающим антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия властей и руководства, которые могут негативно повлиять на развитие конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление доминирующим положением предприятиями. Такие нарушения являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Нередко встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение процедуры ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что более трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита или повышения цены, навязывать контрагенту условия договора, которые ему невыгодны или не связаны с предметом договора, включают в контракте дискриминационные условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, не позволяют другим предприятиям выходить на рынок (или покидать его), побуждать контрагента отказаться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на Дело в том, что есть возможность производить или поставлять желаемый товар.

Монопольная высокая цена: она устанавливается экономическим субъектом (производителем), доминирующим на рынке для данного товара, чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточным использованием производственных мощностей и (или) для получения дополнительной прибыли за счет снижения качества товара.

Монопольная низкая цена: цена приобретаемого товара, устанавливаемая покупателем, доминирующим на рынке для данного товара, с целью получения дополнительной прибыли и (или) компенсации его необоснованных расходов за счет продавца; цена, намеренно установленная продавцом, доминирующим на рынке для данного продукта на уровне, который приносит убытки от продажи, чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Запрет на установление монопольных цен является наиболее стабильным, хотя здесь много проблем. В частности, «Временные руководящие принципы определения монопольных цен» от 21 апреля 1994 года предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию рыночного сравнения. Применение первой концепции осложняется тем фактом, что производственные затраты должны устанавливаться с учетом того факта, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем снижении производства в России это нереально. Также нереально узнать реальную стоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и «черных денег». Поэтому концепция сравнения рынков оказывается предпочтительной, в рамках которой антимонопольному органу не нужно проверять производственные показатели монопольного предприятия, достаточно определить монопольно высокие или монопольно низкие цены на основе внешние факторы.

Сейчас в России все чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией монопольно низкие цены, иногда даже демпинговые. Российская монополия проявляет свое антиконкурентное поведение прежде всего в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции вероятность использования монопольных низких цен возрастает: мощные диверсифицированные компании благодаря перекрестному субсидированию из-за прибыльности одних секторов могут снизить цены на товары других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Среди тех, кто ограничивает конкуренцию, следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения о разделе рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

Контроль за ростом экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение соглашений, наносящих ущерб конкуренции, и на злоупотребление доминирующим положением, контроль за экономической концентрацией применяется для борьбы с ограничением конкуренции.

Возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда для группы организаций становится возможным проводить последовательную политику на рынке. Согласно Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно должно получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить это о них (последующий контроль).

Во-первых, создание, слияние и поглощение коммерческих организаций, союзов, союзов и ассоциаций предварительно контролируется, если их активы превышают 100 тысяч минимальных зарплат; во-вторых, ликвидация и разделение (разделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тысяч минимальных зарплат, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 65% (за исключением случаев, когда предприятие является ликвидировано по решению суда).

Кроме того, предварительное согласие требуется, когда:

  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующего субъекта, если он получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйствующего субъекта при его создании;
  • одно предприятие (группа лиц) получает право собственности или использование основных производственных фондов или нематериальных активов другого предприятия, а балансовая стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятие отчуждает имущество;
  • лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определить условия осуществления предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих трех случаях требуется предварительное согласие, если общая балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тысяч минимальных зарплат, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр экономических субъектов, чья рыночная доля определенного Товар превышает 35%, или покупателем является группа людей, которые контролируют деятельность этого предприятия.

При создании нового субъекта хозяйствования учредители освобождаются от предварительного контроля, однако они обязаны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в течение 15 дней после регистрации. В случае, если создание новой фирмы приводит к ограничению конкуренции, MAP может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если они боятся антиконкурентных последствий своих действий, они могут обратиться в MAP до регистрации и получить соответствующее мнение.

Новое в российском антимонопольном законодательстве понятие «группа лиц» определяет отношения между материнскими и дочерними компаниями. При осуществлении государственного контроля над сделками антимонопольный орган учитывает не только стороны, непосредственно вовлеченные в сделку, но и те организации, которые контролируют покупателя или сами контролируются им.

Российские антимонопольные законы не допускают действий или сделок, которые могут привести к созданию или расширению рыночной власти коммерческой организации, если только негативные антиконкурентные последствия не будут компенсированы повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не препятствует интеграции российских предприятий в конкуренцию с иностранными фирмами.

В целом контрольная деятельность антимонопольного органа пока недостаточно эффективна. Он не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет полномочий для проведения расследований (в отличие, например, от Комиссии по справедливой торговле Японии), и ему трудно получить требуемую информацию. Соглашение между ГАК и Государственной налоговой службой об обмене информацией и оказании помощи друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, согласно которой лицо, виновное в установлении монопольных ограничений конкуренции, может быть лишено свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья также не работает, потому что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольный орган не проявляет активности при подаче исков за такие нарушения.

Запрещение недобросовестной конкуренции. Это относится к действиям, направленным на получение преимуществ, которые противоречат законодательству, деловым обычаям, требованиям честности, разумности и справедливости и которые нанесли (могут нанести) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Мы говорим о распространении ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потерям или повреждению, вводящих в заблуждение потребителей о характере, методе, месте изготовления, потребительских свойствах и качестве продукта, а также о неправильном сравнении вашего собственного продукта с аналогичные товары конкурентов. Недобросовестная конкуренция также включает получение, использование, раскрытие научной, технической, промышленной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Запреты на действия властей и властей, которые могут негативно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов в деятельность предприятий. Закон запрещает принимать нормативные акты и предпринимать действия, которые ограничивают независимость предприятий, создают дискриминационные или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления совершают многочисленные нарушения, в частности, они необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, налагают запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают приоритет некоторых контракты, произвольно устанавливающие размер регистрационного сбора, препятствующие выходу товаров на рынок и услуг "нерезидентных" предприятий и т. д.

Например, Ассоциация пользователей транспортных услуг обратилась в Государственное акционерное общество с заявлением о нарушении закона «О конкуренции» со стороны Министерства путей сообщения, которое обязало владельцев грузовых вагонов, не принадлежащих министерству Железнодорожный парк приобретает новые агрегаты для ремонта вагонов за свой счет, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Это решение Министерства путей сообщения, которое создало дискриминационные условия для предприятий, имеющих собственный автопарк, было отменено.

Подобные действия властей имеют экономический мотив, стремление угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает чиновникам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, владеть предприятием; во-вторых, самостоятельно или через представителей, голосовать посредством своих акций (вкладов, долей, акций) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совместить функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделить их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, государственные комитеты и т. д. Для монополизации производства или продажи товаров, а также наделения существующих органов полномочиями, которые могут ограничивать конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления о создании, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставлении льгот должны быть согласованы с антимонопольным ведомством.

Реестр как инструмент антимонопольного контроля. На основании анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 65%) они включены или исключены из государственного реестра. Это делается MAP, когда речь идет о российском рынке в целом, или его территориальных отделах в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу по крупнейшим субъектам рынка и контролировать их соответствие антимонопольному законодательству.

Все товарные рынки с оговорками можно разделить на три типа:

  • с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов;
  • олигополистические с небольшим количеством производителей - рынки для определенных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Их особенно трудно демонополизировать, поскольку при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монопольного сговора, что довольно сложно доказать юридически;
  • монополизированы, в том числе на рынках естественных монополий.

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и реорганизации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

Естественная монополия - это компания, чье производство (транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда более выгодно, чем аналогичная продукция двух или более фирм. Например, компания, которая построила одну мощную линию электропередачи, понесет меньшие затраты, чем две конкурирующие линии.

Единственная платная дорога в любой населенный пункт позволяет ее владельцам получать монопольную прибыль от платы за проезд. Национализация дороги и бюджетное финансирование затрат на ее эксплуатацию устраняют естественную монополию, но снижают заинтересованность в эффективном использовании «чужой» собственности. Можно ограничить монополию и обеспечить конкуренцию между перевозчиками при сохранении частной собственности и связанных с ней стимулов, если государство регулирует тарифы.

В России к естественным монополиям относятся, прежде всего, РАО "ЕЭС России", "Газпром" и Министерство путей сообщения. Их судьба провоцирует жаркие споры. Меры, изложенные в Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях структурной реформы в сфере естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

Хотя структурная реформа в этой области направлена ​​на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование конкурентных (рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что реализация планов потребует затрат, которые будут превышать будущий эффект. Тем не менее реформа естественных монополий является одной из основных задач реструктуризации российской экономики.

Вывод:

В ходе работы ее цель была достигнута, я изучил конкуренцию с разных сторон, определил ее функции в экономике и определил ее основные типы. Я также изучил особенности конкуренции в России. На основании проведенных работ можно сделать следующие выводы:

Конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями, работающими на рынке, чтобы предоставить наилучшие возможности для продажи продукции, чтобы удовлетворить разнообразные потребности клиентов.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - рост научно-технического прогресса.

Существует четыре возможных конкурентных структуры, которые определяют рыночные структуры: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

В ходе экономических реформ в России были созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и мер, принимаемых государством для сокращения доли государственного сектора в экономике, сокращения масштабов государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развития конкуренции в рамках отраслевых и В региональных программах либерализации цен и внешнеэкономической деятельности сложились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Также хотелось бы отметить, что эта работа была скачана с Ref Chelny tochka Ru. Работает только Челны и все бесплатно.

Подводя итог, можно сказать, что антимонопольная политика в России еще недостаточно развита, но есть все тенденции для дальнейшего совершенствования в этой области. Я считаю, что это разумная, четкая и уверенная реформа антимонопольной политики, которая может помочь российской экономике улучшаться и улучшаться, в значительной степени используя опыт развитых капиталистических государств.