Основные концепции возникновения государства

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Вождества как этап возникновения государства
Восточный и античный пути возникновения государств
Понятие и признаки государства
Понятие государства, его сущность и социальное назначение

 

Введение:

В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, потому что каждый из них отражает или разные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных сообществ на этот процесс. Или взгляды и суждения одного и того же социального сообщества на разные аспекты этого процесса возникновения и развития государства и права.

Мы попытаемся рассмотреть основные известные сегодня теории государственного происхождения. При рассмотрении и оценке различных теорий следует иметь в виду, что его создатели не просто умные люди, но выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить с их точки зрения наиболее правильное объяснение причин государства. Поэтому считается, что было бы справедливее сначала указать на достоинства в определенной теории происхождения государства, а затем подумать о его недостатках. Именно эту схему мы будем использовать при рассмотрении теорий происхождения государства. 

Теории происхождения государства

Как в прошлом, так и в настоящем различные авторы, ученые и политики пытались объяснить причины возникновения такого важного института человеческого общества, как государство. Есть много теорий относительно происхождения государства. Рассмотрим самые известные из них. Из всех теорий происхождения государства, которые существуют сегодня, самой старой и самой традиционной является теологическая или религиозная теория. 

Теологическая Теория. Теологическая теория одна из древнейших. Его создатели полагали, что государство всегда существует в силу божественной воли, и поэтому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиняться ему во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древнего Вавилона) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги сделали Хаммурапи правителем« черноголовым»; «Человек это тень Бога, раб это тень человека, а царь равен Богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае императора называли сыном небес. В более близкие нам времена идея установления Богом государственной власти продолжала развивать христианство. «Пусть каждая душа будет покорна высшим авторитетам, говорится в послании апостола Павла римлянам, потому что нет авторитета не от Бога, а существующая власть от Бога установлена». 

Согласно теологической теории, создателем всего, что существует на Земле, включая государство, является Бог, но невозможно проникнуть в тайну божественного плана, постичь природу и сущность государства. Не затрагивая научную природу этой предпосылки, основанной на агностицизме, отметим, что богословская теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, а также обеспечения надлежащего правопорядка. Придание государству и государственной власти божественного ореола благодаря присущим ему средствам подняло их престиж, сурово осудило преступность и помогло установить взаимопонимание и рациональный порядок в обществе. 

В настоящее время богословие также имеет значительные возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности. Суть богословской теории заключается в том, что государство возникло по воле Бога. Поэтому государство, его институты, власть вечный, непоколебимый и святой; их появление и устранение не зависит от человека; являются представителями воли Бога на земле.

Современная версия теократической теории представляет собой христианско-демократическую концепцию государства, основанную на подчеркивании уникальности и самооценки каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и Государство, а также помощь со стороны государства тем, кто не может самостоятельно обеспечить себя: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная теория

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и по некоторым отголоскам сохранилась до наших дней.

У его истоков стоял Аристотель, который считал, что государство является естественной формой человеческой жизни, что вне государства общение человека с его собственным видом невозможно. Как существа публичные люди стремятся к объединению, к формированию патриархальной семьи. И увеличение числа этих семей и их объединение приводят к формированию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть является продолжением и развитием отцовской власти. 

В средние века, оправдывая существование абсолютизма в Англии, Р. Филмер в своей работе «Патриархат, или защита естественного закона королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию утверждал, что изначально Бог даровал королевская власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческой расы, но и ее правителем. 

Патриархальная теория нашла благодатную почву в России. Активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Выдающийся историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развивался непосредственно от власти отца. По-видимому, не без влияния этой теории глубоко укоренилась многовековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, лидера, своего рода сверхличность, способную решить все проблемы для всех. наша страна. По сути, такая традиция является антидемократической, обрекает людей на пассивное ожидание решений других людей, подрывает уверенность в себе, снижает социальную активность в массах, ответственность за судьбу своей страны. 

Патернализм, лидерство также порождает многочисленные идеологические «сквайры», готовые всячески хвалить лидеров, оправдывать в глазах людей их самые негативные действия и решения. Эта тенденция была наиболее безобразной во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но всячески хвалила концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, немедленно превращая каждый его шаг в «исторический», «роковой», «решающий». Вся страна была вовлечена в эту грандиозную похвалу, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всемогущества и всеведения одного человека. Но под аккомпанемент оглушительной культовой идеологии произошел беспрецедентный разгул беззакония и произвола. Человеческая личность не была ни социально, ни юридически защищена. 

Традиции патернализма все еще живы сегодня. Зачастую государственного деятеля добровольно или невольно сравнивают с главой большой семьи, они возлагают на него особые надежды, считают его безоговорочным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Идеологические «оруженосцы» не ушли в прошлое. 

Патриархальная теория была раскритикована многими в разное время. В частности, даже Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее позициях «детские басни». Это называлось «доктрина предписаний», антинаучная биологизация такого сложного явления, как государство. 

Суть патриархальной теории государства вытекает из модели семьи (то есть государство является некой «большой семьей», состоящей из множества обычных семей). Государство возникает из семьи, растущей из поколения в поколение, и благополучие общества невозможно без королевской (отцовской) заботы. 

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Основным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. 

Теория договорного происхождения государства 

Теория договорного происхождения государства возникла также в глубине веков. В древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Эпикур "впервые встречает мысль о том, что государство опирается на взаимное согласие людей". Но если во взглядах философов Древней Греции мы находим только зачатки этой теории, то в трудах блестящей мыслительной галактики XVII-XVIII веков. Г. Греция, Б. Спиноза (Голландия), А. Радищев (Россия), Т. Гоббс, Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и другие. Он получил свое полное развитие. 

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествовало естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Например, для Руссо люди в естественном состоянии имеют врожденные права и свободы; для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем во имя мира и процветания между каждым членом общества и создаваемым государством заключается социальный договор. В соответствии с этим соглашением люди передают часть своих прав государственной власти и обязуются ею подчиняться, а государство обязуется защищать неотъемлемые права человека, то есть права собственности, свободу, безопасность. Согласие людей, по мнению Руссо, является основой законной власти. В результате каждая договаривающаяся сторона подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители это уполномоченные люди, которые обязаны подчиняться ему и заменяются его волей. 

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы о том, где, когда и как состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Кажется, нет исторических свидетельств, которые бы на них отвечали. Одним словом, эта теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Сначала она показала, что состояние возникает (хотя и по объективным причинам) в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый общественно-политический институт, созданный людьми, который оказал и оказывает огромное влияние на жизнь отдельных людей, групп, классов и общества в целом. Это может быть систематически улучшено, преобразовано, приспособлено к изменяющимся условиям. Если добавить к тому, что было сказано, что теория договоров заложила основу для доктрины народного суверенитета, подотчетности, подотчетности перед людьми всех структур государственной власти, их правопреемства, становится ясно, что она по-прежнему актуальна и сегодня. 

Суть договорной (естественно-правовой) теории основана на так называемом «общественном договоре», который состоит из следующего:

  • изначально люди находились в предгосударственном (примитивном) состоянии, в «естественном состоянии», которое по-разному понимали разные авторы (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее процветание «золотой век», и т.д.);
  • каждый преследовал только свои собственные интересы и не учитывал интересы других, что привело к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить себя;
  • чтобы этого не произошло, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказался от части своих интересов ради взаимного выживания;
  • в результате был создан институт для координации интересов, совместной жизни и взаимной защиты государства.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение.

Существенным недостатком этой теории является ее идеализм.

Органическая теория 

Эта теория была выдвинута во второй половине 19-го века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 1903), а также учеными Вормсом и Прейссом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи были высказаны гораздо раньше. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV III вв. до н.э.) сравнивали государство с телом, а законы государства с процессами человеческой психики. 

Основные концепции возникновения государства

Появление дарвинизма привело многих юристов и социологов к распространению биологических законов (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т. д.) на социальные процессы.

Суть органической теории возникновения государства состоит в том, что государство возникает и развивается как биологический организм:

  • люди формируют состояние, подобное клеткам живого организма;
  • государственные учреждения подобны частям тела: правители мозга, связи (почты, транспорта) и финансов для системы кровообращения, которая обеспечивает деятельность тела, рабочие и крестьяне (производители) в их руки, низшие классы понимают внутренние функции (обеспечение его жизнедеятельности), а правящие классы внешние (защита, нападение) и т.д.;
  • между государствами, как и в жизненной среде, в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные (то есть наиболее разумно организованные, как в 7 веке до нашей эры. IV век нашей эры. Римская империя, в 18 веке Великобритания, в XIX в США). В ходе естественного отбора состояние улучшается, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, церковь, отделенная от людей и т. д.). 

Недостатками органической теории являются:

  • • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
  • • сильное влияние дарвинизма;
  • • отождествление состояния с биологическим организмом, пока он является социальным организмом.

Теория насилия 

Теория насилия (завоевания) возникла и распространилась в конце XIX начале XX вв. Его основатели Л. Гумплович, К. Каутский, Э. Дюринг и другие опирались на общеизвестные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Матерью государства, по мнению сторонников теории насилия, является война и завоевание. Так, австрийский государственный ученый Л. Гумплович писал: «История не дает нам ни одного примера, когда бы государство возникло не в результате акта насилия, а каким-либо иным образом. Кроме того, это всегда было насилие одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильного племени пришельцев с более слабым, уже оседлым населением. « Гумплович передает закон животной жизни человеческому обществу, который биологизирует социальные явления. По его словам, сложный закон природы царит над действиями диких орд, обществ и государств. 

К. Каутский, развивая основные принципы теории насилия, утверждал, что классы и государство выступают вместе как продукты войны и завоеваний. «Государство и классы, писал он, начинают существовать одновременно. Племя победителей подчиняет племя побежденных, присваивает всю их землю, а затем заставляет побежденное племя систематически работать на победителей, отдавать им дань или отдавать им дань. Первые классы и государства образуются из племен, объединенных в результате завоевательного акта.

Ф. Энгельс жестко и во многих отношениях справедливо критиковал эту теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Для возникновения государства необходим уровень экономического развития, который позволил бы ему поддерживать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если таких экономических условий нет, само по себе насилие не может привести к появлению государства. В то же время, бесспорно , что насилие и покорение сыграло важную роль в процессе государственного строительства. Это не было коренной причиной формирования государства, но послужило мощным катализатором этого процесса. 

В пользу теории насилия выступает тот факт, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основано государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. 

Многие другие формы государственной деятельности поддерживаются принудительной властью государства (другими словами, насилием) в том случае, если эти обязанности не выполняются добровольно.

Многие государства были созданы с помощью насилия (пример преодоления феодальной раздробленности в Германии («железо и кровь» Бисмарка), во Франции и сбор русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и т. д.).

Ряд крупных государств был создан в результате завоевания и аннексии других государств: Римской империи; Татаро-монгольское государство; Великобритания; США и другие. 

Недостатком теории насилия является то, что насилие (с его важной ролью) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для возникновения государства необходим уровень экономического развития общества, который позволил бы сохранить государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, никакое завоевание само по себе не может привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны были созреть внутренние условия, которые имели место, когда возникли германские или венгерские государства. 

Психологическая теория государства и права возникла в середине 19 века

Распространен в конце XIX первой половины XX в. Его крупнейшим представителем является российский государственный ученый и юрист Л. Петражицкий (1867 1931). 

Его сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных ассоциаций. Суть этой теории состоит в том, чтобы подтвердить психологическую потребность человека жить в организованном сообществе, а также ощущение необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в той или иной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство являются следствием психологических законов развития человека. 

В действительности, едва ли можно объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения. Понятно, что все социальные явления разрешаются на основе умственных действий людей, и за их пределами нет ничего социального. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые избегают внимания экономических, договорных и органических теорий. Однако попытка свести всю социальную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии так же преувеличена, как и все другие представления об обществе и государстве. 

Феномен государства чрезвычайно многогранен. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное понимание вряд ли возможно в рамках единой универсальной теории, хотя такие попытки были предприняты довольно успешно в истории человеческой мысли (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев). 

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особым психологическим опытом и потребностями людей.

Каковы эти переживания и потребности? Это необходимость власти у одних и необходимость подчинения у других. Это осознание необходимости послушания, послушания определенным лицам в обществе. Нужно следовать их указаниям. 

Психологическая теория государства и права рассматривала людей как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и положительное (гетерономическое). Автономный закон формирует опыт, который осуществляется по зову внутреннего «голоса» совести. Положительное юридическое представительство имеет место, когда оно основано на чьих-либо полномочиях, на внешнем нормативном акте. 

По словам Петражицкого, закон выполняет распределительные и организационные общественные функции. Содержание функции распределения выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: личная неприкосновенность, свобода совести, свобода слова и другие. Организационная функция права заключается в расширении прав и возможностей субъектов. 

Несмотря на общеизвестную теоретическую сложность и «изоляцию» на психологической стороне юридических явлений общественной жизни, многие фундаментальные принципы теории Петражицкого, в том числе созданный им концептуальный аппарат, приняты и широко используются современной теорией государства. 

Марксистская теория 

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь между явлениями, вызвавшими возникновение анализируемого явления. В целом теория отличается ясностью и ясностью отправных точек, логической гармонией и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретического мышления. 

Марксистская теория характеризуется последовательным материалистическим подходом. Это связывает возникновение государства с частной собственностью, разделение общества на классы и классовый антагонизм. Марксизм выражает суть вопроса в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». 

Нет оснований отрицать влияние классов на возникновение государства. Но также нет оснований считать классы единственной основной причиной его появления. Как уже отмечалось, государство часто рождалось и формировалось до появления классов; кроме того, другие, более глубокие и более общие факторы влияли на процесс формирования государства. 

Согласно этой теории, государство возникло на классово-экономической основе:

  • произошло разделение труда (сельское хозяйство, животноводство, ремесло и торговля);
  • возник избыточный продукт;
  • в результате присвоения чужого труда общество разделилось на классы эксплуатируемых и эксплуататоров;
  • Появилась частная собственность и государственная власть.

Чтобы сохранить господство эксплуататоров, был создан специальный государственный исполнительный аппарат.

Заключение

В процессе написания контрольной работы мы познакомились с основными теориями происхождения государства богословского, патриархального, договорного, насилия, психологического, марксистского.

Множество разных теорий способствует созданию многогранного взгляда на происхождение государства. Дополняя друг друга, они способствуют воссозданию полной исторической картины развития сложного многофункционального процесса. 

Следует отметить, что ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на абсолютную истину. Причина почти одновременного появления государственности в разных частях света до сих пор остается загадкой истории.