Основные концепции социального взаимодействия в современной социологии

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Восприятие терроризма в современной России
Социальное действие как объект изучения социологии
Современные западная и российская социология: сравнительный анализ тенденций развития
Основные парадигмы в социологии XXI века


Введение:

В повседневной жизни мы совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая об этом.

Каждый раз, когда мы встречаемся, мы пожимаем друг другу руки и произносим приветствие; Войдя в автобус, мы отправляем женщин, детей и стариков; мы читаем книги и смотрим телевизор. Все это акты социального взаимодействия.

Социологическая наука проявляет интерес к проблеме социального взаимодействия с момента ее возникновения, но по сей день эта проблема остается актуальной. Мы можем обратиться к работам любого из классиков или современных теоретиков социологической науки, и мы увидим, что они уделяют значительное внимание проблеме социального взаимодействия. При рассмотрении проблемы социального взаимодействия возникает много вопросов.

Вопрос социального взаимодействия является центральным в социологии, возникло много социологических теорий, которые развивают и интерпретируют различные проблемы на двух основных уровнях исследований, на микро и макроуровнях. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для ряда социологических теорий. В своей работе я сосредоточусь на микроуровне и проанализирую взаимодействие между двумя людьми.

Сущность социального взаимодействия

Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения

«Социальное взаимодействие понимается как система взаимозависимых социальных действий, связанных циклическими причинно-следственными связями, в которых действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием реакции других субъектов». Это означает, что любое человеческое действие вызвано предыдущим человеческим действием и в то же время является причиной последующих действий. Например, любой человек, общаясь с друзьями, родственниками, коллегами, постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые по-прежнему разнообразны по формам проявления.

Для возникновения социального взаимодействия необходимо дать три основных условия.

Р.А. Сорокин рассматривает и анализирует три таких условия, которые он называет «элементами явления взаимодействия»:

  1. присутствие двух или более людей, которые определяют поведение и опыт друг друга;
  2. выполнение ими некоторых действий, влияющих на взаимный опыт и действия;
  3. наличие проводников, передающих эти влияния, и влияние отдельных людей друг на друга.

Но А.И. Кравченко также добавил сюда четвертое условие, о котором Сорокин не упоминает: наличие общей базы для контактов, контактов.

Без этих условий явление социального взаимодействия не может возникнуть.

Рассмотрим все четыре условия.

В пустом пространстве не может происходить социальное взаимодействие. Взаимодействие не может происходить там, где есть только один человек. Например, отношения Робинсона с его попугаем и козой нельзя назвать партнерами в социальном взаимодействии. Присутствие двух людей недостаточно для взаимодействия между ними. Кроме того, эти люди должны иметь способность и желание действовать друг на друга и реагировать на такое воздействие.

Взаимодействие возникает только тогда, когда хотя бы один из двух индивидов оказывает влияние на другого, другими словами, совершает какое-то действие, действие, действие, направленное на другого. На самом деле, можно представить, насколько приятным является количество людей, собравшихся на одной территории в пределах досягаемости, то есть внешности, слышимости друг на друге, но в то же время совершенно не привлекающих внимания друг к другу, занятых исключительно собой и своим внутренним опыт. В этом случае нельзя сказать, что между этими людьми возникает социальное взаимодействие.

Условия наличия специальных проводников, которые передают раздражающий эффект от одного участника взаимодействия другому, тесно связаны с тем фактом, что информация, передаваемая во время взаимодействия, всегда фиксируется на таких материальных носителях.

Грубо говоря, информация не может существовать вне материальных носителей. Даже на самом глубоком уровне информация записывается на материальных носителях, например, в молекулах ДНК. Информация, которой обмениваются животные и насекомые, также передается через материальные носители. В любой пачке, например, в волке или ладье, тревоги, то есть предупреждения о потенциальной опасности, передаются и принимаются членами стаи с помощью звуковых волн. То же относится и к сквознякам трели соловья-самца, воспринимаемым самкой с помощью воздушных колебаний. Муравьи общаются друг с другом, выделяя участки определенных пахучих веществ с помощью специальных желез, органы обоняния насекомых воспринимают молекулы вещества как запах, расшифровывая содержащуюся в нем информацию.

Существенным отличием человека, то есть социального взаимодействия от общения между животными, является наличие второй сигнальной системы. Это характерно только для человека, системы условных рефлекторных связей, образующихся при взаимодействии речевых сигналов, т. е. не самого непосредственного стимула - звука или света, а его символическое словесное обозначение.

Если нет проводников, действующих как носители материальных носителей информации, то никакого взаимодействия возникнуть не может. Но когда есть проводники, ни пространство, ни время не могут быть препятствием для осуществления взаимодействия. Например, мы можем позвонить из Якутска в любой уголок мира, здесь проводник - это телефонный кабель или радиоволны, передаваемые с помощью искусственного спутника Земли, или мы можем написать письмо, в этом случае проводники бумаги и почтовой доставки становятся проводником. Таким образом, мы вступаем во взаимодействие. Кроме того, мы все еще можем общаться с великим якутским писателем олонхосутом Платоном Алексеевичем Оюнским, который давно умер. Мы общаемся с ним, читая его книги. В этом случае между нами проходит длинная цепочка взаимодействий, и сюда включаются многие социальные субъекты: редакторы, наборщики, издатели, книготорговцы, библиотекари. Они, в свою очередь, входят в транспортные средства этого взаимодействия. Таким образом, при наличии проводников «фактически ни пространство, ни время не являются препятствием для взаимодействия людей».

А.И. Кравченко счел необходимым дополнить предложенный П.А. Список условий возникновения социального взаимодействия у Сорокина является еще одним - то, что он назвал «наличием общей основы для контактов между социальными субъектами». Это означает, что любое эффективное взаимодействие может возникнуть только тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Должна существовать единая лингвистическая база общения и равное понимание норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию. В противном случае взаимодействие может остаться невыполненным или привести к результату, которого не ожидают обе стороны.

Чтобы понять суть социального взаимодействия, необходимо составить определенную типологию взаимодействия. Р.А. Сорокин выделяет три основные особенности, с помощью которых можно соответственно разработать три различных подхода к типологии социальных взаимодействий. Вот краткое обсуждение типологий:

Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от количества и качества лиц, участвующих в процессе взаимодействия.

Существует три типа взаимодействий:

  1. происходящих между двумя отдельными людьми;
  2. между отдельным лицом и группой;
  3. между двумя группами.

Каждый из этих типов имеет свою специфику и существенно отличается по своему характеру от других, как подчеркнул Сорокин, «даже в условиях качественной однородности индивидов».

Критерий качества указывает на необходимость учитывать однородность или неоднородность субъектов, взаимодействующих. Существует множество критериев однородности или неоднородности.

Поэтому Сорокин приводит список наиболее важных из них.

«Сходство или различие взаимодействующих индивидов в одном из этих взаимоотношений имеет большое значение для характера взаимодействия».

Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от характера действий, то есть действий, совершаемых взаимодействующими субъектами. Существует большое количество вариантов, из которых Сорокин разбирает самые важные.

Я просто назову эти варианты:

  • в зависимости от того, что делать, а не делать (воздержание и терпение);
  • взаимодействие одностороннее и двустороннее;
  • взаимодействие долгое и временное;
  • антагонистическое взаимодействие и солидарность;
  • взаимодействие шаблонное и нестандартное;
  • сознательное и бессознательное взаимодействие;
  • взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.

Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от проводников.

Здесь Сорокин выделяет:

  • формы взаимодействия в зависимости от природы проводников (звуковые, светлые, моторные, предметно-символические, через химические реагенты, механические, электрические, термические);
  • прямое и косвенное взаимодействие.

Микроуровень и макроуровень

Социальное взаимодействие изучается и исследуется на двух основных уровнях: микроуровне и макроуровне.

На микроуровне изучаются процессы общения между людьми, которые находятся в прямом и прямом контакте, такое взаимодействие происходит в небольших группах. Например, представьте двух человек, сидящих за столом напротив друг друга. Один из них сознательно подмигивает другому, он сознательно кивает в ответ, а затем оба выразительно улыбаются. Если бы общение в такой форме наблюдалось во время ужина при свечах, можно предположить, что это сцена ухаживания. Если бы это произошло на деловой встрече, можно подумать, что начальник снова сказал что-то глупое. Такое межличностное взаимодействие как бессловесное играет ту же важную роль, что и словесное. Без этого люди не смогли бы растить детей, дружить с людьми, распространять новости или вступать в деловые отношения.

На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур. Здесь социологи заинтересованы в изучении социальных институтов, например, таких крупных структур, как правительство, торговля или церковь. На этом уровне рассматриваются глобальные корпорации, такие как Coca-Cola, которые имеют сложную структуру, в которую входят акционеры, торговые центры, конкуренты, профсоюзы, отдел налогов и сборов от других государственных организаций.

На макроуровне находятся крупные общественные структуры. На микроуровне изучается взаимодействие друг с другом, иногда в группах, иногда в парах. Но в любом социальном взаимодействии элементы обоих уровней объединяются. Например, повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, который изучается на макроуровне, где она связана с рынком труда и законодательной системой.

Основная теория межличностного взаимодействия

Джордж Хоуменс: «Взаимодействие как обмен»

На повседневный вопрос: "Как дела?" или «Как дела?», большинство людей говорят «Спасибо, отлично», даже если они немного простудились или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство в общении. Люди чувствуют себя свободными и понимают друг друга. Каждый из нас прилагает определенные усилия, чтобы получить награды, чтобы удовлетворить наши потребности. Проще говоря, каждый из нас стремится сбалансировать вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным. Такие обменные отношения постоянно происходят в человеческих взаимодействиях, и в этом суть теории Дома. Согласно его теории, поведение человека в данный момент определяется тем, были ли его действия вознаграждены в прошлом. Здесь можно выделить четыре принципа теории.

Чем чаще действие поощряется, тем чаще оно повторяется. Например, если мы играем в карты и после этого мы выигрываем, мы, вероятно, захотим играть снова. Если каждая из наших игр заканчивается неудачей, мы, вероятно, потеряем интерес к этой деятельности.

Если награда зависит от некоторых условий, то человек стремится воссоздать эти условия. Например, если мы идем на рыбалку. Рыбалка более успешна в затененных затонах, чем в освещенных солнцем местах, и мы, вероятно, будем стремиться ловить рыбу в затененных углах. Если награда велика, человек готов потратить больше усилий, чтобы получить ее. Если рыбак знает место, где улов богат, он будет готов пройти через заросли ежевики и даже взобраться на скалы, чтобы добраться до этого места. Когда потребности человека близки к насыщению, он менее склонен прилагать усилия для их удовлетворения. Например, играя в карты, мы выигрываем несколько раз подряд, вероятно, уже в десятой игре нас будет меньше интересовать игра, чем в первой. Хозяева применяют эти принципы ко всем типам взаимодействия людей, поэтому можно анализировать даже его сложные формы: властные отношения, переговорный процесс и т. д.

Джордж Герберт Мид: «Символический интеракционизм»

Еще одна важная теория была предложена Джорджем Гербертом Мидом, он отрицал, что человеческое поведение является пассивной реакцией на вознаграждение и наказание. Мид рассматривал действия человека как социальное поведение, сформированное в общении. Он считал, что люди реагируют не только на действия людей, но и на их намерения. Например, когда ваш знакомый подмигивает, вам будет интересно, что он имеет в виду. Может быть, он пытается ухаживать за тобой, вместе смеяться над шуткой, смеяться над чьим-то поведением, или, может быть, у него просто такой нервный тик. По словам Мида, люди раскрывают намерения других людей, анализируя свои действия и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

Мид выделил два типа действий. Незначительный жест - это автоматический рефлекс, похожий на мигание. По словам Мида, более важную роль играет значимый жест. В этом случае человек не реагирует автоматически на внешние воздействия. Он разгадывает смысл поступка, прежде чем ответить на него. Например, когда два мальчика сражаются, и один из них качается на другом, второй имеет тенденцию уклоняться от удара. Он действует автоматически, то есть выполняет незначительное действие. Рассмотрим другой пример: два боксера сражаются на ринге в более сложной ситуации. Боксер не может уклониться от удара, если он интерпретирует удар противника как ложный удар. Вместо этого, воспользовавшись ситуацией, он может ударить себя. Это значительное действие, поскольку оно связано с пониманием действий и намерений.

Такой процесс кажется сложным, но он проявляется практически во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учили придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда человек придает значение чему-либо, оно становится символом, то есть концепция, действие или объект символизирует или выражает значение другого понятия, действия или объекта. Символами могут быть слова, объекты, выражения лица и действия. Символы выступают в качестве транспортных средств, которые в ходе длительного взаимодействия оказываются общими и понятными для нас. Это облегчает общение между людьми.

Эрвин Хоффман: «Управление впечатлениями»

Эрвин Хоффман в социальном взаимодействии играет важную роль в этом типе управления впечатлениями. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символическое значение, с помощью которого они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция называется драматическим подходом. Хоффман рассматривает социальные ситуации как драматические представления в миниатюре: люди ведут себя как актеры на сцене, используя декорации для создания определенных впечатлений. Например, это особенно заметно во время избирательных кампаний. Человек стремится обеспечить достаточное согласие, чтобы взаимодействие могло продолжаться. Или наоборот - обманывать, отталкивать, вводить в заблуждение, вводить в заблуждение, оскорблять других людей или бороться с ними. Несмотря на конкретную цель, которую человек ставит перед собой, несмотря на мотив, который определяет эту цель, он заинтересован в регулировании поведения других, особенно их реакции. Это регулирование осуществляется посредством его влияния на понимание ситуации другими, то есть он действует таким образом, чтобы произвести впечатление на других людей впечатлением, в котором он нуждается. Например, важные люди опаздывают на социальные мероприятия, потому что, среди прочего, они пытаются создать впечатление своей значимости, произвести впечатление на других, что без них ни одно событие не состоится.

Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт. Согласно теории Фрейда, в различных жизненных ситуациях мы применяем концепции, усвоенные в раннем детстве. Фрейд полагал, что люди образуют социальные группы и остаются там, потому что они чувствуют преданность и смирение по отношению к лидерам групп. Согласно Фрейду, это связано не с каким-то конкретным качеством лидера, а с тем, что люди отождествляют их с могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве представляли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития.

Регрессия происходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттл исследовал некоторые группы, сформированные в Гарвардском университете. Они состояли из студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, их возглавляли аспиранты или сотрудники факультета. Эти группы встречались в назначенное время, но у них не было четкого плана действий. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданий помогло укрепить власть лидеров групп. Здесь действовали законы джунглей. В некоторой степени эти группы напоминали семьи в первобытных обществах: члены их семей исполняли роли «отца», «матери» и «ребенка»; «Родителям» пришлось «урегулировать» проблемы и конфликты, возникшие в жизни «детей». «Урегулирование» ситуации иногда требуется, например, когда руководитель предприятия нападает на коллегу только потому, что она напоминает ему о нелюбимой сестре, или когда студент плохо справляется с каким-либо предметом, потому что ей не удается очаровать учителя.

Вывод:

В нескольких учебниках по социологии я прочитал много теорий межличностного взаимодействия, прочитав книгу Н. Смелзера, я полностью согласился с его взглядом на теорию. Он описал только четыре из многих теорий межличностного взаимодействия, предложенных многими учеными. В ходе своей работы я в основном ссылался на работы Смелзера.

В процессе своих исследований я узнал много нового и интересного, мне пришлось потратить немало усилий.

Таким образом, по результатам моей работы я пришел к следующим выводам:

  • Простейшей моделью социального явления является взаимодействие двух индивидов.
  • В каждом явлении взаимодействия есть четыре элемента:
  1. физические лица
  2. их действия, действия,
  3. проводники,
  4. общая основа для контакта.
  • Социологи изучают процесс взаимодействия на двух уровнях: микро и макро.
  • Существует три типологии взаимодействия в зависимости от выбора системообразующих признаков:
  • количество и качество участников взаимодействия;
  • характер действий, совершаемых участниками взаимодействия;
  • характер проводников взаимодействия.

Разработан ряд социологических концепций, которые описывают и объясняют механизмы социального взаимодействия. Согласно теории обмена, поведение человека в данный момент определяется тем, были ли его действия вознаграждены в прошлом. В соответствии с концепцией символического интеракционизма, социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности вести внутренний разговор с самими собой. Концепция управления впечатлениями (драматический интеракционизм) утверждает, что регулирование взаимодействия между людьми основано на выражении символических значений, которые им выгодны, и они часто создают ситуации, в которых, по их мнению, они могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Согласно теории Зигмунда Фрейда, в процессе взаимодействия между людьми отражается их детский опыт, люди применяют концепции, усвоенные в раннем детстве.