Основные концепции денежно-кредитной политики

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Мировой финансовый кризис продолжает свое триумфальное шествие по всему миру. В современных условиях общего финансового кризиса тема государственного регулирования экономики, и, в частности, тема денежно-кредитной политики государства, актуальна как никогда.

Огромная роль государства и его способность регулировать определенные экономические процессы зависят от взаимоотношений экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство призвано исправить те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленный, координирующий процесс административного воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью достижения равновесного роста всей экономической системы. Весь опыт современного экономического развития показывает, что рыночная система немыслима без вмешательства государства.

Однако есть черта, за которой происходят деформации рыночных процессов и эффективность производства снижается. Существуют важные нормативные ограничения. Во многих отношениях рынок является саморегулирующейся системой, и поэтому на него должны влиять только косвенные экономические методы. Государство при регулировании экономики использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства и накопленного опыта регулирования. Среди методов государственного регулирования нет абсолютно неподходящих и абсолютно неэффективных. Все необходимо, и единственный вопрос заключается в том, чтобы определить для каждой из тех ситуаций, где его использование является наиболее подходящим. Потери денег начинаются, когда власти выходят за пределы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. Поэтому необходимо поддерживать баланс в управленческой деятельности.

Мы не должны забывать, что экономические регуляторы следует использовать с особой осторожностью, без ослабления или замены рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не задумываясь о том, как их влияние повлияет на рыночный механизм, последний начинает выходить из строя. Действительно, денежно-кредитная или налоговая политика по силе воздействия на экономику сопоставима с централизованным планированием.

Целями данной работы являются следующие вопросы:

- Во-первых, рассмотрим основные теоретические понятия денежно-кредитной политики: понятие, субъекты и объекты денежно-кредитной политики, ее основные методы и инструменты. Изучить Банк России, его функции, полномочия как основного субъекта и проводника денежно-кредитной политики в России.

- Во-вторых, чтобы определить цели денежно-кредитной политики в России, рассмотреть инструменты, используемые для достижения этих целей, которые используются сегодня в практической деятельности Российской Федерации.

- в-третьих, опишите состояние денежно-кредитной сферы и реализацию денежно-кредитной политики Российской Федерации за первое полугодие 2008 года.

Анализируя литературу по этим вопросам, можно отметить, что тема денежно-кредитной политики в теоретическом плане хорошо раскрывается такими авторами, как Грязнова А.Г., Николаева И.П., Тарасевич Л.С., Добрынин А.И., Гилева В.К. , Лукьянчикова Н.П.

Но практическая часть вопроса о конкретных действиях правительства, об анализе их результатов освещается в литературе довольно редко и односторонне. В основном данные представлены в виде отчетов Центрального банка Российской Федерации или в виде плановых программ государства и Центрального банка, которые не всегда реализуются в реальности. Например, программа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год», утвержденная Советом директоров Банка России 18.06.2007, содержит основные принципы, сценарии и направления развития. денежно-кредитного регулирования, но не принимает его во внимание и тем самым не соответствует целям нынешнего кризиса, в котором находится Россия. Практическая часть вопроса рассматривается в их работах такими авторами, как Грязнова А.Г., Николаев И.П.

В настоящее время изучение этой темы становится особенно актуальным, поскольку эта тема основана, с одной стороны, на теоретических аспектах рыночной экономики, а с другой - учитывает специфику российской действительности в контексте глобальной финансовый кризис.

Денежно-кредитная политика: теоретические аспекты

Понятие денежно-кредитной политики, ее объекты и субъекты

Денежно-кредитная политика - это действия правительства, направленные на изменение количества денег в обращении для решения важных экономических проблем.

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление государственной экономической политики. Необходимость государственного контроля над денежной массой связана с поведением экономических агентов рынка. Таким образом, банки, максимально расширяя кредит и создавая избыточную денежную массу в период восстановления экономики, могут помочь создать чрезмерный совокупный спрос и повысить инфляцию. В период депрессии количество выданных кредитов уменьшается, и банкиры предпочитают хранить деньги в ликвидной форме. Таким образом, совокупный спрос ограничен и рецессия усиливается. Быстрое сокращение денежной массы способствовало развитию Великой депрессии 1929-1933 годов. Поэтому центральный банк должен иметь в своем распоряжении определенные инструменты, предназначенные для управления денежной массой.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики являются прежде всего центральный банк и коммерческие банки {источник 3, с. 305}. Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег. Денежная масса представляет собой совокупность всех наличных в наличной и безналичной формах, с помощью которых осуществляется оборот товаров и услуг в экономике. Объем предложения денег зависит от многих факторов, но в первую очередь от спроса и предложения на деньги, которые определяют объем и ситуацию на денежном рынке.

Денежная масса (MS) понимается как денежная масса в обращении и состоит из соответствующих денежных агрегатов. Денежная масса обычно графически отображается в виде вертикальной линии, поскольку предполагается, что для каждого данного момента создается определенная фиксированная сумма денег, которая не зависит от процентной ставки.

На самом деле денежная масса зависит от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

1. Если цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы поддерживать количество денег в обращении на постоянном уровне, то вертикальная линия действительно будет изображением денежной массы (рис. 1, MS1).

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть поддержание фиксированной процентной ставки. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой денежно-кредитной политики графическое отображение денежной массы будет представлено горизонтальной линией. (Рис. 1, MS2).

3. Третий вариант графического отображения денежной массы - это наклонная кривая (Рисунок 1, MS3). Эта графическая форма денежной массы показывает, что денежно-кредитная политика допускает колебания как денежной массы в обращении, так и процентных ставок.

Спрос на деньги (MD - спрос на деньги) формируется за счет:

1. От спроса на деньги как средства обращения (т. Е. Бизнес, операционный, транзакционный или спрос на деньги для транзакций);

2. От спроса на деньги как средства сохранения стоимости (спрос на деньги как активы, спрос на резервную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального ВВП (прямо пропорциональным) {источник. 3, с. 307}. Чем больше доход в обществе, тем больше сделок совершается, чем выше уровень цен, тем больше денег потребуется для осуществления экономических транзакций в рамках национальной экономики.

С некоторым упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от процентной ставки, и тогда графическое представление спроса на деньги для транзакций будет выглядеть следующим образом (рис. 2.1).

На рисунке 2.2 спрос на деньги как средство поддержания стоимости зависит от номинальной процентной ставки (обратно). При владении деньгами в виде наличных денег и чековых депозитов, которые не приносят процентов владельцу, возникают определенные вмененные (альтернативные) затраты по сравнению с использованием сбережений в форме ценных бумаг.

Распределение финансовых активов, например, для денежных средств и облигаций, зависит от процентной ставки. Чем оно выше, тем ниже курс ценных бумаг и чем выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги и наоборот.

Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной процентной ставки и объема номинального ВВП.

На рисунке 2.3 номинальная процентная ставка находится на вертикальной оси, общий спрос на деньги - на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст набор кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВВП. Движения вдоль кривой показывают изменения процентных ставок. При высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку в этой ситуации все сбережения вкладываются в ценные бумаги. Спрос на деньги ограничен операционным спросом и больше не снижается при дальнейшем увеличении интереса.

В целом, денежный рынок может иметь следующий графический дисплей (рис. 3).

Рис. 3 Графическое отображение денежного рынка

На этом рисунке 3 точка E находится на пересечении кривых спроса и предложения и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная процентная ставка, то есть альтернативная стоимость хранения беспроцентных денег.

Равновесие на денежном рынке является мобильным, то есть оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представьте, что предложение денег меняется, а спрос на деньги остается постоянным.

С увеличением предложения денег происходит их кратковременное превышение. Люди стремятся сократить свои беспроцентные денежные резервы, покупая другие финансовые активы (например, облигации). Спрос на них растет, цены соответственно растут. процентная ставка или альтернативная стоимость хранения беспроцентных денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, люди и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которое они готовы держать в своих руках, и равновесие на денежном рынке восстанавливается при большем предложении денег и более низком проценте.

Если денежная масса увеличилась, то:

- график денежной массы сдвигается вправо;

- при постоянном спросе на деньги равновесная процентная ставка уменьшается.

При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если денежная масса уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при более низкой, чем первоначальная сумма денег в обращении, и более высокой, чем начальная процентная ставка.

Предположим теперь, что спрос на деньги меняется, а предложение остается неизменным. Например, спрос на деньги увеличился из-за роста номинального ВВП. Это означает, что для обслуживания оборота национальной экономики требуется больше денег, а люди и фирмы предпочитают хранить свои активы в наличных деньгах. Но при постоянном предложении денег равновесие может быть установлено только при увеличении «цены» денег (номинальная процентная ставка).

Если спрос на деньги вырос, то:

1. кривая спроса на деньги сместится вверх;

2. с постоянным предложением денег процентная ставка повышается.

При уменьшении спроса на деньги и постоянного предложения произойдет обратное: равновесие на денежном рынке устанавливается с более низкой процентной ставкой, чем начальная.

Количество денег в обращении контролируется государственными органами. На практике эту функцию выполняет государственный банк совместно с Министерством финансов. Для управления денежным обращением Банк России публикует и использует в процессе денежно-кредитного регулирования различные показатели - денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, изменяя их структуру в общей массе денег в денежном обращении. Для отслеживания массы денег в обращении используются различные денежные агрегаты, такие как M0, M1, M2, M3, M4 {source. 1, стр. 88}.

Денежная масса М0 - количество наличных денег в обращении, включая деньги в кассах предприятий. Деньги М1 - «деньги в узком смысле» - сумма наличных денег в обращении (М0) плюс вклады населения и до востребования предприятий и дорожных чеков, т.е. общая сумма денег, используемая в качестве средства обращения и обслуживающая текущий платежный оборот ,

Деньги М2 - сумма денег, обслуживающая текущий оборот (М1) плюс срочные вклады населения и предприятий.

Деньги М3 - «деньги в широком смысле» - общая денежная масса, которая включает средства, обслуживающие текущий оборот, плюс срочные депозиты, а также ликвидные ценные бумаги (облигации, сертификаты, казначейские облигации) и средства на счетах бюджетных и государственных организации и фонды для финансирования инвестиций.

Деньги M4 - общая денежная масса (M3) плюс неденежные ликвидные активы, которыми владеют банки.

В макроэкономическом анализе чаще всего используются агрегаты М1 и М2. Объем и динамика денежных агрегатов зависят от многих факторов, включая уровень производства и его динамику, скорость обращения денег, процентную ставку. На практике денежные агрегаты являются ориентирами в реализации денежно-кредитной политики государства. Анализ различных показателей, характеризующих предложение денег, позволяет Банку России принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения.

Следует различать два типа денежно-кредитной политики. Во-первых, мягкая денежно-кредитная политика (называемая политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, перечисляя денежные средства за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает предложение денег.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличивать заимствования и расширять кредитование своих клиентов по более низким процентным ставкам. Это увеличивает предложение денег.

в) снижает обязательную ставку банковских резервов, что приводит к увеличению денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Мягкая денежно-кредитная политика направлена ​​на стимулирование экономики за счет роста денежной массы и снижения процентных ставок.

Во-вторых, жесткая денежно-кредитная политика (так называемая политика «дорогих денег»), когда Центральный банк {ист. 1, стр. 90}:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, оплачивающего эти ценные бумаги. Это приводит к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает предложение денег.

б) увеличивает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить заимствования у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денег.

в) увеличивает обязательную норму банковских резервов, что уменьшает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции {источник. 1, стр. 90}.

Приведенные выше примеры «дорогой» и «дешевой» денежной политики характеризуют дискреционную (гибкую) денежно-кредитную политику. Это называется гибким, потому что оно меняется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе рецессии, в то время как сдерживающая политика находится в фазе бума.

Основные понятия денежно-кредитной политики: теоретические аспекты

Денежно-кредитная политика основана на теории денег, которая включает в себя исследования влияния денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

В течение долгого времени экономисты обсуждали важность и роль денежно-кредитной политики в рыночных условиях. Анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на денежном рынке привели к двум различным подходам к теории денег: модернизированная кейнсианская теория, с одной стороны, и современный монетаризм, с другой.

Как современные кейнсианцы, так и монетаристы признают, что состояние денежно-кредитной политики влияет на состояние национальной экономики в целом. Но они по-разному оценивают значимость этого влияния и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, денежно-кредитное регулирование должно основываться на определенном уровне процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - на спрос и предложение денег.

Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика - это нестабильная система со многими внутренними «пороками». Поэтому государству следует активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежные. Механизм денежно-кредитного регулирования работает следующим образом. Изменение денежной массы вызывает повышение или понижение процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к колебаниям инвестиционного спроса и, благодаря эффекту мультипликатора инвестиций, к изменению уровня национального производства.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк должен обладать значительным объемом экономической информации. Кроме того, существует определенная временная задержка между увеличением денег в обращении, инвестициями и заполнением рынка товарами и услугами.

Кейнсианцы считают, что денежно-кредитное регулирование не является таким эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Специфика монетаризма заключается в том, что монетаризм придает особое значение денежно-кредитной сфере: «деньги являются главной движущей силой рыночной экономики».

Основные положения теории монетаризма:

1. Монетаристский подход основан на убеждении, что рыночная экономика является внутренней устойчивой системой. Все негативные аспекты, которые возникают в рыночной экономике, являются экзогенными. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действия стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».

2. Монетаристы предлагают минимизировать государственное регулирование экономики, ограничивая его монетарным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, поскольку «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «За неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а это наши»; «Чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей» {Фридман М. Если говорят деньги - М .: Дело, 1999, с.12}.

3. Чтобы стимулировать деловую активность, стабилизировать экономическую систему, необходимо поддерживать стабильный и разумный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы не будет зависеть от уровня инфляции, поскольку «безработица не связана с инфляцией как таковой, но с неожиданной инфляцией; между инфляцией и безработицей не существует устойчивого компромисса». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы.

4. Монетаристы считают, что корреляция между монетарным фактором и объемом национального производства оказывается более тесной, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (умеренном) снижении цен (умеренная дефляция) наблюдается рост общественного благосостояния. Однако при более значительной дефляции чистые потери очевидны.

Таким образом, динамика валового национального продукта сразу же следует за динамикой денег. Существует определенная корреляция между количеством денег в обращении и общим объемом товаров и услуг, продаваемых в народном хозяйстве.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнением количественной теории денег является тождество, по которому произведение денежной массы на скорость их обращения равно общему объему номинального дохода.

Уравнение количественной теории денег И. Фишер:

M x V = P x Q

где М - количество денег в обращении;

V - скорость их циркуляции;

P - средневзвешенный уровень цен;

Q - количество проданных товаров и услуг

Дополняя уравнение предложением о постоянной скорости обращения денег, мы можем объяснить общий объем номинальных расходов в соответствии с количественной теорией денег.

Уравнение И. Фишера позволяет нам понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Причинно-следственная связь между денежной массой и национальным производством, номинальным объемом ВНП осуществляется не напрямую через процентную ставку. М. Фридман объясняет этот механизм влияния через промежуточную категорию - «портфель активов», то есть совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

Количественная теория денег, подчеркивает М. Фридман, это прежде всего теория спроса на деньги. Он выдвинул «монетарное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать разумное постоянное увеличение денежной массы в обращении. 3, с. 300}.

«Правило денег» Фридмана подразумевает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такое увеличение денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежной массы более чем на 3-5% в год инфляция будет ускоряться, и если темп вливания в экономику будет ниже 3-5% в год, то темпы роста валового внутреннего продукта национальный продукт упадет.

Можно отметить, что при проведении жесткой денежно-кредитной политики в России отдельные принципы «денежного правила» Фридмана использовались достаточно успешно. К ним относится тот факт, что Центральный банк Российской Федерации не имеет права покрывать расходы бюджета и дефицит бюджета путем выпуска денег, что устанавливает ограничения на рост денежной массы в сочетании с реальным увеличением ВНП и денежной массы. методы регулирования используются.

Но сокращение денежной массы без стабильного спроса на деньги может привести к углублению кризиса из-за разрушения богатства и доходов населения, развитию «кризиса неплатежей», появлению денежных суррогатов и натурализация обмена.

Современные теоретические концепции денежно-кредитного регулирования представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, который учитывает рациональные аспекты каждой из теорий. В долгосрочной перспективе в денежно-кредитной политике преобладает монетаристский подход. Однако в краткосрочной перспективе непосредственное влияние на процентную ставку эффективно для быстрого экономического маневра.

Центральный банк Российской Федерации как субъект денежно-кредитной политики

Субъектами денежно-кредитной политики являются, прежде всего, Центральный банк, в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства, и коммерческие банки.

Решающее значение для эффективной реализации денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования областей производства и потребления. Банковская система служит каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономики.

В истории известны несколько типов банковских систем разных стран: двухуровневая банковская система (центральный банк и коммерческая банковская система); централизованная монобанковая система; Уникальная децентрализованная банковская система - Федеральный резерв США {Восток. 3, с. 311}. В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Современная банковская система России представлена ​​двумя уровнями. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» гласит, что в банковскую систему России входят Банк России (это официальное наименование Центрального банка Российской Федерации), кредитные организации, а также филиалы и представительства. иностранных банков.

Центральный банк Российской Федерации формирует первый уровень и выполняет следующие функции:

1. Выпускает национальные банкноты, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок расчетов и платежей;

2. осуществляет общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и следит за выполнением банковского законодательства;

3. управляет государственными счетами, осуществляет зарубежные расчетно-кредитные операции;

4. осуществляет государственную денежно-кредитную политику с помощью традиционных методов воздействия центрального банка на коммерческие банки. Это политика учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирования обязательных резервов коммерческих банков.

Важнейшими задачами Банка России являются разработка и реализация совместно с Правительством России единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение стабильности (стабильности) рубля и непрерывных расчетов.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» именно Центральный банк Российской Федерации выдает и отзывает лицензии на банковские операции, устанавливает обязательные экономические стандарты для банков и др. кредитные организации, а также регулирует и контролирует их соответствие этим стандартам, а также контролирует правильное применение банковского законодательства, устанавливает для банков объем и сроки отчетности, необходимые для надзора, определяет правила работы с банками и другими кредитными организациями, в том числе правила проведения банковских операций {источник. 4}.

Банк России юридически независим от регулирующих и исполнительных органов государственной власти и подотчетен законодательной власти. В своей деятельности он руководствуется только законами Российской Федерации и своим уставом. Банк России является юридическим лицом, осуществляет расходы за счет собственных доходов и не несет ответственности по обязательствам правительства, как правительство по своим обязательствам.

Денежный оборот регулируется Центральным банком и в процессе реализации кредитной политики, выражается в расширении кредита или ограничении кредита. Кредитная экспансия Центрального банка пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выданных кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитное ограничение влечет за собой ограничение способности коммерческих банков выдавать кредиты и тем самым - насыщать экономику денежными ресурсами.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы в Российской Федерации может быть успешным, только если государство через Центральный банк Российской Федерации сможет влиять на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Цели, методы и инструменты государственной денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики

Высшей целью государственной денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и роста реального валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мер в рамках денежно-кредитной политики, которые проводятся довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменения рыночных условий.

В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, например, определение количества денег в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, цели денежно-кредитной политики могут меняться. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика или выбор такого варианта денежно-кредитной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки. Вот несколько вариантов.

1. Изменение спроса на деньги вызвано циклическими изменениями, и это нежелательно. С помощью денежно-кредитной политики эти изменения могут быть «сглажены». В случае циклического «перегрева» экономики могут быть повышены процентные ставки. Следствием увеличения процентной ставки будет снижение бизнеса В противоположность этому, в случае циклического спада, необходимо добиться снижения процентной ставки и тем самым повысить деловую активность в результате увеличения инвестиционного спроса.

2. Сдвиг спроса на деньги обусловлен исключительно ростом цен. В этом случае любое увеличение денежной массы будет «вращать» инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики будет поддержание денежной массы в обращении на определенном фиксированном уровне. Графически предложение денег будет отображаться вертикальной линией.

3. Скорость обращения денег является переменной, она изменяется под влиянием, например, изменений в организации обращения денег в стране, что влияет на процентную ставку, объем производства и цены. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать влияние изменений скорости денежного обращения на национальную экономику, он придерживается гибкой монетарной политики: масса денег в обращении должна увеличиваться (или уменьшаться) в той же пропорции, что и денежная масса. скорость обращения денег уменьшается (или увеличивается). В этом случае графическое отображение денежной массы будет горизонтальной линией.

Денежно-кредитная политика по сути преследует те же цели, что и фискальная политика. Однако, в отличие от фискальной политики, денежно-кредитная политика влияет не на национальную экономику через рынок богатства, а через денежный рынок. На денежном рынке проведение денежно-кредитной политики преследует ряд задач:

- повысить деловую активность;

- снизить инфляцию;

- поддерживать платежный баланс.

Денежно-кредитная политика также имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой: ее большая скорость и гибкость, меньшая зависимость от политического давления по сравнению с фискальной политикой и ее большая консервативность в политическом плане.

Недостатки в том, что денежно-кредитная политика не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты. Любые действия государства в области денежно-кредитной политики осуществляются через механизм длинных переводов, который включает в себя следующую цепочку: решения в денежной сфере (например, изменение банковских резервов или изменение процентной ставки), изменение объема инвестиций , динамика валового национального продукта. Сбои или задержки в каждом из этих звеньев негативно влияют на эффективность мер денежно-кредитной политики {источник. 1, стр. 87}.

Стремясь стабилизировать экономику, центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента денежно-кредитной политики - контроль над денежной массой или контроль за динамикой процентной ставки {источника. 1, стр. 91}. Таким образом, стремясь стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих правил роста денежной массы и увеличить денежную массу, чтобы снизить процентную ставку до желаемого уровня. Наоборот, Центробанку придется ограничить предложение денег, чтобы повысить процентные ставки до целевого уровня. Если приоритетной задачей является поддержание стабильного роста денежной массы на всех этапах экономического цикла, то Центральный банк должен допустить колебания процентной ставки. Неспособность одновременно контролировать денежную массу и процентную ставку называется дилеммой целей денежно-кредитной политики.

Недостаток дискреционной монетарной политики, по словам представителей монетаризма, заключается в том, что так называемая автоматическая монетарная политика не пострадает. Его значение сводится к денежному правилу, сформулированному сторонниками названной школы. Однако строгое соблюдение этого правила «связывает руки» правительству и препятствует краткосрочной денежно-кредитной политике Центрального банка, и поэтому монетарное правило не было утверждено законом ни в одной стране с рыночной экономикой.

На практике правительство и центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую денежно-кредитную политику, хотя в периоды роста инфляции (1970-е годы) приоритет отдавался очень жесткой денежно-кредитной политике, хотя она не была сформулирована в форме монетарного правила , В настоящее время из-за того, что спрос на деньги становится все более нестабильным, а взаимосвязь между уровнем денежной массы и уровнем инфляции менее предсказуема, центральные банки вновь начали отдавать предпочтение контролю над процентной ставкой.

Методы и инструменты денежно-кредитной политики

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы.

Прямые методы имеют характер административных мер в виде различных директив Центрального банка в отношении объема денежной массы и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения центрального банка, контролирующего цену или максимальную сумму депозитов и ссуд, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» воздействия с точки зрения хозяйствующих субъектов на их деятельность могут привести к перетоку, оттоку финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за границу.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы влияют на мотивацию субъектов хозяйствования с использованием рыночных механизмов. Естественно, эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В странах с переходной экономикой, особенно на первых этапах трансформации, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых последними.

Помимо разделения методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные, они также различают общие и выборочные методы реализации денежно-кредитной политики центральных банков {источник. 3, с. 327}.

Общие методы являются преимущественно косвенными, влияющими на денежный рынок в целом.

Избирательные методы регулируют конкретные виды кредитов и носят в основном предписывающий характер. Их цель связана с решением конкретных проблем, таких как, например, ограничение выдачи кредитов определенными банками или ограничение выдачи отдельных коммерческих банков и т. Д. Используя выборочные методы, центральный банк сохраняет функции централизованного перераспределения кредита. Ресурсы. Такие функции не характерны для центральных банков стран с рыночной экономикой. Применение на практике центральными банками избирательных методов воздействия на деятельность коммерческих банков характерно для экономической политики, проводимой на этапе циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках денежно-кредитной политики:

- изменение нормы обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;

- процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или размещения средств коммерческих банков в центральном банке;

- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы представляют собой процент от обязательств коммерческого банка. Коммерческие банки обязаны хранить эти резервы в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, предназначенный для обеспечения коммерческих банков достаточной ликвидностью, а также в случае массового изъятия депозитов для предотвращения несостоятельности коммерческих банков и, тем самым, защиты интересов его клиентов-вкладчиков. и корреспонденты. Однако в настоящее время изменение соотношения обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется в качестве простейшего инструмента, используемого для наиболее быстрой коррекции денежной сферы {источника. 3, с. 329}. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если центральный банк увеличивает норматив обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения кредитных операций. Соответственно, это вызывает мультяшное сокращение денежной массы;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денежной массы.

Этот инструмент денежно-кредитной политики, по мнению экспертов, занимающихся этим вопросом, является наиболее мощным, но довольно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение норматива обязательных резервов может привести к значительным изменениям в объеме банковских резервов и привести к изменениям кредитной политики коммерческих банков.

Рассмотреть нормативно-правовую базу обязательных резервов для депонирования в Банке России {источник. 4}.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» резервные требования, депонируемые в Банке России (резервные требования), являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка. России В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», сумма обязательных резервов в процентах от обязательств кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок Депонирование обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана соблюдать норматив обязательных резервов, в том числе условия, объемы и виды привлеченных средств. 4}.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изменениями). Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется всеми кредитными организациями, за исключением небанковских кредитных организаций - коллекторских организаций. Обязательство по исполнению обязательных резервов возникает с момента получения Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Депозиты обязательных резервов вносятся наличными в валюте Российской Федерации (банковским переводом) на счета для хранения обязательных резервов, открытые в Банке России, и одновременно на корреспондентские счета (субсчета) кредита. организации с Банком России (когда кредитная организация использует механизм усреднения обязательных резервов).

Резервные обязательства - обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которой определен в главе 2 Положения Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П.

Резерв включает в себя обязательства кредитных организаций перед физическими и юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, возникающие в соответствии с соглашениями о корреспондентских счетах, соглашениями о привлечении средств (кредит, депозит и другие соглашения), а также другие обязательства {источник. 4}.

Долгосрочные обязательства не включаются в резервные обязательства, а именно: средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет, облигации, выпущенные кредитными организациями со сроком погашения не менее 3 лет; обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг), обязательства перед другими кредитными организациями, зарегистрированные в установленном порядке и действующие на основании банковской лицензии, выданной Банк России, Внешэкономбанк, а также Банк России в результате заключения договоров; обязательства, возникающие между отдельными подразделениями кредитной организации.

Обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам учитываются при расчете размера обязательных резервов за вычетом суммы инвестиций кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций резидентов и облигации Банка России.

Сумма обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на сумму денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов от суммы обязательных резервов по обязательствам в валюте Российская Федерация.

Обязательные резервы ежемесячно регулируются Банком России. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может быть проведено внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

По состоянию на 21 октября 2008 г. резервные требования (резервные требования), установленные Банком России, являются {историческими. 4}:

1. по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 0,5%;

2. По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 0,5%;

3. По другим обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте - 0,5%;

4. Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРСБ) - 0,6;

5. Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРСБ) - 1.

Политику центрального банка в отношении процентных ставок можно представить в двух направлениях: как регулирование кредитов коммерческим банкам, так и политику депозитов. Другими словами, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, при котором центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая в качестве кредитора последней инстанции. Ставка дисконтирования - процент (дисконт), при котором центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью кредитования под залог ценных бумаг.

Ставка дисконтирования (ставка рефинансирования) устанавливается центральным банком. Снижение этого делает кредиты для коммерческих банков дешевыми. После получения кредита коммерческими банками резервы коммерческих банков увеличиваются, что приводит к мультипликационному увеличению количества денег в обращении.

И наоборот, повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает кредиты убыточными. Более того, некоторые коммерческие банки с заемными средствами пытаются их погасить, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к резкому сокращению денежной массы {источник. 3, с. 332}.

Определение учетной ставки является одним из важнейших аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки является индикатором изменений в области денежно-кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает большое влияние на инфляцию. С уменьшением инфляции ставка рефинансирования также уменьшается. Так, когда к концу 2005 года уровень инфляции составлял 11,8%, ставка рефинансирования в 2005 году снизилась до 12%, а к концу 2006 года, когда инфляция упала до 9%, ставка рефинансирования Центрального банка была снижена до 11,0%, и затем в 2007 году до 10,5% и 10,00%.

Но уже с начала 2008 года ставка рефинансирования увеличилась сначала до 10,25%, затем до 10,50%, до 10,75%, с 14 июля 2008 года до 11% и, наконец, с 12 ноября 2008 года. - до 12%. Это говорит о том, что инфляция выше заданных параметров, и правительство и Центральный банк принимают меры для ее сдерживания.

Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить свою денежно-кредитную политику, он соответственно понижает или повышает учетную ставку. Банк может установить одну или несколько процентных ставок для различных типов операций или проводить процентную политику без фиксирования процентной ставки. Процентные ставки центрального банка являются необязательными для коммерческих банков в области их кредитных отношений со своими клиентами и другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является ориентиром для коммерческих банков при проведении кредитных операций.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что ставка Центрального банка России является инструментом, с помощью которого Банк России влияет на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам.

Влияет ли изменение ставки рефинансирования на финансовое положение населения? Да, они делают! В ситуации, когда ставка центрального банка уменьшается, с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны, вкладчики российских банков проиграют, потеряв часть прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования свидетельствует о том, что в ближайшее время возможны изменения (пересмотр) процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков. Анализ формирования процентных ставок по депозитам большинства ведущих коммерческих банков России подтверждает это.

Ставка рефинансирования всегда достигает почти уровня инфляции, что означает, что в дополнение к снижению прибыли процентная ставка по большинству депозитов падает ниже уровня инфляции, и депозиты постепенно обесцениваются.

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 11 ноября 2008 года Совет директоров Банка России в рамках мер по снижению уровня оттока капитала из России и сдерживанию инфляционных тенденций принял решение об увеличении У Банка России ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям, осуществляемым Банком России.

С 12 ноября 2008 года ставка рефинансирования Банка России установлена ​​на уровне 12% годовых, а для операций, проводимых Банком России, установлены следующие процентные ставки:

  •  по кредитам овернайт Банка России - в размере 12% годовых;
  •  по ломбардным кредитам Банка России, предоставленным в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П, сроком на 1 календарный день - в размере 9% годовых; на срок 7 календарных дней (в случае, если два последних кредитных аукциона ломбарда признаны несостоявшимися) - в размере 9% годовых; на срок 30 календарных дней - в размере 9% годовых;
  •  по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставленными на срок до 90 календарных дней в соответствии с Постановлением Банка России № 312-П от 12 ноября 2007 года, - в размере 10% годовых;
  •  по кредитам Банка России, обеспеченным залогами векселей, правами требования по кредитным договорам организаций или гарантиями кредитных организаций, предоставленными в соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П: на срок до 90 календарных дней - в размере 8,5% годовых; на срок от 91 до 180 календарных дней - в размере 9,25% годовых;
  •  для прямых репо: сроком на 1 день - в размере 9% годовых; на срок 7 дней - в размере 9% годовых;
  •  по сделкам «валютный своп» сроком на один день (рубль) - в размере 12% годовых;
  •  по депозитным операциям Банка России, осуществляемым по фиксированным процентным ставкам в соответствии с Положением Банка России от 5 ноября 2003 г. № 203-П: на стандартных условиях «Том-некст», «спот-некст», «спрос» - в размере 5,75% годовых; на стандартных условиях «одна неделя», «спот-неделя» - в размере 6,25% годовых.

Минимальные процентные ставки по сделкам с ликвидностью, проводимым на аукционе:

  • на прямые репо сроком на 1 день - в размере 8% годовых;
  • на прямые репо сроком на 7 дней - в размере 8,5% годовых;
  • для ломбардных кредитов на срок 14 календарных дней - в размере 8,5% годовых;
  • за ломбардные кредиты сроком на 3 месяца - в размере 9,5% годовых;
  • на прямые репо сроком до 90 дней - в размере 9,5% годовых.

В Банке России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения и механизма заключения кредитных операций {источник. 4}.

Одним из них является обеспеченное кредитование (блокирование) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой - это кредиты, обеспеченные векселями, права требования по кредитным договорам организаций в сфере материального производства или гарантии кредитных организаций.

С точки зрения используемого обеспечения кредиты Банка России подразделяются на ссуды, обеспеченные «рыночными» активами - долевые ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России (Постановление Банка России от 23 августа 2003 г. № 236-П), и кредиты обеспеченные «нерыночными активами» - векселями, кредитными требованиями (Положение Банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П, Положение Банка России от 12 ноября 2007 г. № 312-П. В соответствии с Постановлением Банка России № 273-П от 14 июля 2005 г. данный вид обеспечения также используется в качестве поручительства кредитных организаций.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона, Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, включая установление порядка и условий рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности Банковская система и право кредитных организаций предусмотрены в ст. 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» при недостатке средств для кредитования клиентов и выполнении их обязательств по обращению за кредитом в Банк России на условиях это определяет.

Кредитные операции осуществляются в рамках договоров, заключаемых между Банком России и кредитными организациями в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (статья 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"{источник. 4}.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются мировой экономической практикой, основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает ценные бумаги по заранее установленному курсу, включая государственные ценные бумаги, которые образуют внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким в регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков {источник. 3, с. 335}.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают непосредственное влияние на объем свободных ресурсов, доступных коммерческим банкам, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Этот эффект осуществляется путем изменения цены покупки центральных банков у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При строгой политике ограничения, направленной на отток кредитных ресурсов с рынка ссуд, центральный банк снижает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивая или уменьшая свое отклонение от рыночной ставки.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и, таким образом, кредитные ресурсы банков увеличиваются. Они начинают выдавать кредиты, которые в виде безналичных реальных денег попадают в сферу денежного обращения. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую ​​покупку, тем самым уменьшая свои кредитные ресурсы.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком, как правило, совместно с группой крупных банков и другими финансово-кредитными учреждениями.

Схема этих операций следующая.

Предположим, что на денежном рынке существует избыток денег в обращении, и центральный банк ставит задачу ограничить или устранить это превышение. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или людям, которые покупают государственные ценные бумаги через специальных дилеров. По мере увеличения предложения государственных ценных бумаг их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и соответственно увеличивается их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно покупать государственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. В то же время процентная ставка растет.

Предположим теперь, что на денежном рынке ощущается нехватка наличных денег в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежной массы, а именно: центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Таким образом, центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена растет, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном итоге приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом эффекта мультипликатора) увеличению денежной массы. В этом случае процентная ставка падает.

Конечный результат воздействия этих операций на денежную массу включает как прямые, так и вторичные эффекты. Это означает, что покупка ценных бумаг у населения на 1 миллион долларов. увеличит предложение денег на сумму, превышающую 1 миллион долларов. Значение фактора, благодаря которому количество денег в обращении увеличивается в результате операций на открытом рынке, называется денежным мультипликатором.

Денежный мультипликатор показывает изменение объема денежной массы на каждый доллар операций на открытом рынке. Значение денежного мультипликатора обратно пропорционально норме обязательных банковских резервов, а также соотношению, в котором люди склонны делить свои деньги на наличные и банковские депозиты (депозиты).

Если c = 25% и r = 15%, то множитель равен 1,25 / 0,40 или 3,125. Это означает, что если Центральный банк совершит покупку ценных бумаг на открытом рынке на сумму 1 миллион долларов, денежная масса увеличится до 3,125 миллионов долларов.

Многократное увеличение денежной массы происходит потому, что операции на открытом рынке изменяют объем запасов так называемых денег повышенной силы - N.

Высокопрочные деньги H - это количество наличных денег, введенных в обращение, плюс банковские депозиты в центральном банке. Деньги повышенной силы также называют денежной базой.

Запас денег повышенной силы зависит от центрального банка. В дополнение к операциям на открытом рынке центральный банк может влиять на денежную массу с помощью денежного мультипликатора путем изменения нормы обязательных резервов.

На рисунке видно, что деньги повышенной эффективности делятся на денежные средства в руках населения и банковские резервы. Часть денег повышенной силы - наличные - напрямую включена в денежную массу. Другая часть - это резервы коммерческих банков, которые создают, генерируют гораздо большую сумму депозитов, что является источником повышения эффективности этих денег. Более того, чем ниже норма обязательных банковских резервов, тем больше масштаб денежной массы. На рисунке показано, что денежные средства и депозиты вместе образуют денежную массу МИ. Отношение MI к N (деньги повышенной силы) образует денежный мультипликатор. На рисунке показано, как центральный банк регулирует предложение денег. Этот контроль осуществляется посредством операций на открытом рынке, которые изменяют количество денег с повышенной силой, а также посредством способности центрального банка влиять на стоимость денежного мультипликатора, варьируя норму обязательных банковских резервов и ставку дисконтирования. Предпочтения населения относительно того, сколько их денег хранить наличными, также влияют на денежную массу. Если население увеличит количество наличных денег, то денежная масса уменьшится, потому что денежная база, из которой банки получают средства, уменьшится. Из-за того, что доля денежных средств и банковских резервов со временем меняется, центральный банк не может полностью контролировать изменения в денежной массе.

Равновесие на денежном рынке достигается, когда все реальное количество M / R-денег, созданных банковской системой, добровольно удерживается населением в форме денежных остатков, то есть в форме наличных и чековых депозитов:

M / P = L (я, Y)

Отрицательный наклон означает, что при высокой процентной ставке людям нужно меньше наличных, выбирая неденежные активы, потому что они получают от них дополнительный доход. Когда рыночные процентные ставки падают, хозяйствующие субъекты предпочитают наличные, стремясь воспользоваться ликвидностью. Кривая М - это функция предложения денег.

Его положительный наклон обусловлен тем, что при более высоких процентных ставках банки сокращают избыточные резервы, а денежный мультипликатор увеличивается. Точка E определяет равновесную денежную массу и равновесную процентную ставку.

Рост денежной базы сдвигает кривую М в положение М. и снижает процентную ставку с i0 до i1. Падение процентной ставки уменьшает денежный мультипликатор, но денежная масса увеличивается.

Увеличение ставки дисконтирования уменьшает денежный мультипликатор и сдвигает кривую денежной массы с М до М ', уменьшая реальную денежную массу. Процентная ставка увеличивается.

Влияние денежно-кредитной политики на реальные макроэкономические показатели можно проанализировать с помощью модели IS-LM.

На графике кривая LM показывает процентную ставку, которая балансирует денежный рынок на каждом уровне дохода. Эта кривая изображена для конкретной денежной массы в реальном выражении. Предположим, что Центробанк увеличивает денежные резервы населения за счет покупки ценных бумаг на открытом рынке. Если денежные резервы населения увеличиваются, то кривая LM смещается в LM '. В этом случае процентная ставка уменьшается с i0 до i1. Более низкие процентные ставки увеличивают совокупный спрос, в первую очередь из-за увеличения инвестиций. В связи с увеличением инвестиций выпуск Y увеличивается с Y0 до Y1. Следовательно, процесс увеличения денежной массы приводит к увеличению производства и выпускаемой продукции в короткие сроки. Если количество денег уменьшается, то происходит обратный процесс увеличения процентной ставки и уменьшения реального объема производства.

Однако центральный банк не может одновременно контролировать процентную ставку и резерв денежных средств на желаемом для него уровне.

Предположим, что денежный резерв установлен на уровне M1, а Центральный банк заинтересован в том, чтобы установить процентную ставку на уровне i0. Эти два уровня несовместимы. Если Центральный банк настаивает на уровне процентной ставки i0, он должен согласиться с предложением денег M0. Если для Центрального банка желательно наличие денежного резерва М1, следует ожидать процентную ставку на уровне i1.

Таким образом, все зависит от того, какого показателя ЦБ стремится достичь в текущем периоде: определенного уровня денежной массы, дохода или процентных ставок. Наиболее приемлемый вариант определяется конкретной экономической ситуацией и различными политическими соображениями, часто выходящими за рамки экономической политики. Операции на открытом рынке в Российской Федерации означают продажу и покупку Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций.

Инструменты денежно-кредитной политики используются Банком России обычно комплексно, в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Например, политика учетных ставок, занимающих второе место после политики Банка России на открытом рынке, обычно осуществляется в сочетании с деятельностью Банка России на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях сокращения предложения денег Банк России устанавливает высокую ставку дисконтирования (превышающую доходность ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи государственных ценных бумаг коммерческими банками, поскольку становится невыгодным для них пополнять резервы за счет кредитов Банка России, а также повышается эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, когда Банк России покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, он резко снижает учетную ставку (ниже, чем доходность по ценным бумагам). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно брать кредиты у Банка России и направлять имеющиеся средства на покупку более прибыльных государственных ценных бумаг. Политика экспансии Банка России становится все более эффективной.

В дополнение к традиционным монетарным инструментам, рассмотренным выше, в рамках денежно-кредитной политики также могут быть выполнены определения основных направлений роста денежной массы, может осуществляться валютное регулирование {источник. 3, с. 338}. Управление денежными средствами - это регулирование денежного обращения, выпуск, организация их обращения и изъятие из обращения, осуществляемое центральным банком.

В настоящее время Банк России делает прогнозные расчеты наличного оборота, целью которых является определение потребности в наличных деньгах в стране в целом, по регионам и по банкам. В таких расчетах указываются объем и источники снятия наличных в кассах коммерческих банков и оборотных кассах РСС Банка России, размеры и расширенные направления выдачи наличных средств предприятиям, учреждениям и гражданам, а также результат эмиссии наличных, то есть сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование обменного курса национальной валюты. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Он заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке, чтобы влиять на курс национальной валюты, покупая или продавая иностранную валюту. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту; чтобы уменьшить его, он покупает иностранную валюту в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводит валютные интервенции, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к своей покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. Правительство и Банк России придерживаются системы плавающего обменного курса, ограничивающей интервенции на валютном рынке операциями для сглаживания колебаний обменного курса, адекватных монетарной программе. Они изучают политику обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

Состояние денежно-кредитной сферы и реализация денежно-кредитной политики Российской Федерации в первом полугодии 2008 года

В первой половине 2008 года наблюдалось значительное замедление темпов роста большинства денежных агрегатов. Денежная масса М2 увеличилась в январе-июне 2008 года на 7,3%, а за аналогичный период 2007 года - на 20,7%. Годовые темпы прироста М2 также снизились - с 47,5% на 01.01.2008 г. до 31,2% на 01.07.2008 г. (53,1% на 01.07.2007 г.). В первом полугодии 2008 года соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 привело к снижению рублевой денежной массы на 1,3% в реальном выражении (в первом полугодии 2007 года оно увеличилось на 14,2%).

В апреле - июне 2008 года объем денежных средств увеличился на 7,2%, тогда как в первом квартале наблюдалось их традиционное снижение (на 6,1%). В результате денежный агрегат М0 в первом полугодии 2008 года увеличился на 0,6% (в первом полугодии 2007 года - на 8,7%), что привело к дальнейшему снижению годового темпа прироста денежных средств (с 35,6% до 1,07). .2007 до 23,0% по состоянию на 1.07.2008). В условиях преобладающей динамики обменного курса определенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата M0 в первой половине 2008 года оказало увеличение спроса населения на наличную иностранную валюту. Чистый объем продаж уполномоченными банками иностранной валюты физическим лицам (в долларовом выражении) в январе-июне 2008 года составил 11,4 млрд. Долларов США, что значительно выше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Рост безналичной составляющей денежной массы М2, как и в 2007 году, заметно опережал рост наличных. Неденежные средства увеличились в первом полугодии 2008 года на 9,9%, что значительно ниже, чем в 2007 году (26,1%), а их годовой темп роста составил 34,4% на 1 июля 2008 года по сравнению с 61,2% на июль 1, 2007. Средства на счетах нефинансовых организаций в кредитных организациях увеличились на 9,1% в первом полугодии 2008 года, что существенно меньше, чем в первом полугодии 2007 года (35,3%). В их составе депозиты до востребования увеличились на 1,6%, срочные депозиты - на 24,4% (в первом полугодии 2007 года - 34,2% и 38,3% соответственно).

Темпы прироста депозитов физических лиц составили 10,8% (в первом полугодии 2007 года - 17,6%). Депозиты до востребования увеличились на 9,5%, срочные депозиты - на 11,2% (в первом полугодии 2007 года - на 14,4% и 18,4% соответственно), что было обусловлено увеличением доли доходов домохозяйств, направляемых на покупку товаров и услуги в условиях растущего роста потребительских цен, изменения предпочтений в иностранной валюте и недостаточно гибкой политики процентных ставок для коммерческих банков.

Доля наличных денег в обращении в структуре рублевой денежной массы по состоянию на 01.07.2008 г. снизилась относительно 01.01.2008 г. на 1,7 п.п. (до 26,2%), доля депозитов до востребования снизилась на 1,2 п.п. (до 31, 0 %), а срочные депозиты - увеличились на 2,9 п.п. (до 42,8%). Темпы роста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) за первое полугодие 2008 года составили 30,8%, что значительно выше, чем за аналогичный период 2007 года.

Рост широкой денежной массы в январе-июне 2008 года составил 1289,9 млрд. Рублей, или 8,8% (в аналогичном периоде 2007 года - 1884,0 млрд. Рублей, или 18,6%). Увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций в первом полугодии 2008 года было несколько меньше, чем в аналогичном периоде 2007 года (1359,3 и 1832,6 млрд рублей соответственно). Внутренние потребности увеличились на 434,7 млрд руб. (в первом полугодии 2007 года - на 531,9 млрд руб.). В то же время потребности нефинансовых организаций и населения за рассматриваемый период увеличились на 2316,6 млрд руб. (за январь - июнь 2007 года - на 1944,0 млрд рублей), а чистые требования к правительству снизились на 2101,0 млрд рублей. (за январь-июнь 2007 года - на 1 411,6 млрд. рублей).

Уровень денежного обращения, рассчитанный на основе денежного агрегата М2 в среднегодовом выражении, снизился на 3,0% в первом полугодии 2008 года (на 12,2% в аналогичном периоде 2007 года). Уровень монетизации экономики (в пересчете на денежный агрегат М2) за январь - июнь 2008 года вырос с 32,2 до 33,2%.

Денежный мультипликатор увеличился с 2,407 на 1 января 2008 года до 2,627 на 1 июля 2008 года, или на 9,1% (в первом полугодии 2007 года он снизился на 3,2%).

В первом полугодии 2008 года денежная база в широком определении упала на 1,6% (в первом полугодии 2007 года она увеличилась на 24,7%), что было обусловлено увеличением государственных депозитов в Банке России на 1,8 трлн. руб. (в первом полугодии 2007 года - на 1,4 трлн рублей), а также с увеличением чистых внешних активов монетарных властей на 1,6 трлн. руб. (за аналогичный период 2007 года - 2,5 трлн рублей).

Структура денежной базы в широком определении в первой половине 2008 года изменилась следующим образом. Доля денежных средств увеличилась с 74,7% на 01.01.2008 г. до 75,2% на 01.07.2008. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 14,6 до 10,9%. Доля средств на счетах обязательных резервов увеличилась с 4,0 до 6,7%, а депозитов кредитных организаций в Банке России с 4,9 до 6,8%. В то же время доля облигаций Банка России с кредитными организациями снизилась с 1,8 до 0,4%.

В целях сдерживания инфляции и замедления динамики денежной массы Совет директоров Банка России во 2 квартале 2008 года дважды принимал решение об увеличении ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям на 0,25 процентных пункта.

Ситуация на межбанковском кредитном рынке во II квартале была в целом стабильной. На фоне повышения процентных ставок по операциям Банка России средняя ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам, размещенным российскими банками во втором квартале 2008 года, составила 4,1% годовых (3,9% в первом квартале 2008 года и 3,4%). в год во втором квартале 2007 года).

Во II квартале 2008 г. спрос кредитных организаций на денежные средства был в основном удовлетворен за счет валютных интервенций Банка России. В середине мая Банк России перешел на механизм проведения плановых интервенций на внутреннем валютном рынке. Кроме того, кредитные организации пополняли текущую ликвидность за счет рефинансирования в Банке России.

Общий объем рефинансирования, предоставленного посредством прямого РЕПО через аукционы и по фиксированной ставке во втором квартале 2008 года, составил 0,8 трлн. (1,5 триллиона рублей в первом квартале 2008 года; во втором квартале 2007 года операции не проводились). В основном средства были предоставлены во время аукционов сроком на 1 день. В апреле - июне 2008 года средневзвешенная процентная ставка по операциям прямого РЕПО составила 6,52% годовых (в январе - марте 2008 года - 6,30% годовых).

Операции по валютному свопу во втором квартале 2008 года не проводились, тогда как в первом квартале 2008 года кредитные организации заключили сделки на сумму 420,2 млн. Долларов США и 12,9 млн. Евро (во втором квартале 2007 года сделок заключено не было). ,

Общий объем предоставленных ломбардных кредитов во II квартале 2008 года составил 14,8 млрд рублей. и увеличился в 3,7 раза по сравнению с первым кварталом и в 13,1 раза - со второго квартала 2007 года. В то же время на 6 проведенных ломбардных кредитных аукционах сроком на 2 недели было предоставлено 1,5 миллиарда рублей, а 13,3 миллиарда рублей. с фиксированной процентной ставкой на 1 и 7 дней. (89,8% от общего объема залоговых кредитов). За рассматриваемый период средняя процентная ставка по ломбардным кредитам составила 7,82% годовых (в первом квартале - 7,33% годовых, во втором квартале 2007 года - 7,0% годовых).

В целях обеспечения бесперебойности платежей Банк России предоставил внутридневные кредиты на сумму 4,0 трлн во втором квартале 2008 года. Руб. (в I квартале 2008 года - 3,3 трлн рублей, во II квартале 2007 года - 2,7 трлн рублей). Объем кредитов овернайт, предоставленных Банком России за II квартал 2008 года, составил 60,1 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем в I квартале 2008 года, и в 2,7 раза - чем во II квартале 2007 года.

По состоянию на 1 июля 2008 г. рыночная стоимость ценных бумаг, переданных кредитными организациями в целях обеспечения кредитов от Банка России, составила 272,3 млрд. Руб. И увеличилась в 1,7 раза по сравнению с 1 июля 2007 г. В структуре портфеля. ценных бумаг, заблокированных кредитными организациями, на 1 июля 2008 года облигации Российской Федерации составили 72,2%, облигации субъектов Российской Федерации - 2,5%, облигации Банка России - 0,6%, облигации юридических лиц- резиденты РФ - 20,3%, облигации ипотечных агентств - 1,2% и облигации международных финансовых организаций - 3,2%.

Во втором квартале 2008 года Банк России также предоставил ссуды, обеспеченные векселями, претензиями по кредитным договорам организаций или гарантиями кредитных организаций (в соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П) на сумму 34,1 млрд руб. (в I квартале 2008 г. - 12,5 млрд руб.).

Во втором квартале 2008 года Банк России не проводил операций по приобретению государственных облигаций в своем собственном портфеле, в то время как в первом квартале Банк России приобрел государственные ценные бумаги на сумму около 36 миллиардов рублей.

В апреле - июне 2008 года ряд кредитных организаций, имеющих свободные денежные средства, обеспечил спрос на инструменты Банка России для поглощения ликвидности.

Общий объем депозитных операций, проведенных Банком России во II квартале 2008 года, составил 3,8 трлн. руб. и был практически равен объему за I квартал (3,7 трлн рублей), но в 7,6 раза меньше объема за аналогичный период 2007 года. Во втором квартале 2008 года в общем объеме заемных средств кредитных организаций, депозитов за период 1 день составил 20,6%, за период 1 неделя - 41,4%, «по требованию» - 36,4%, за период 4 недели и 3 месяца (на аукционной основе) - 1,6%. Среднедневной остаток средств кредитных организаций на депозитных счетах в Банке России за рассматриваемый период составил 224,9 млрд руб. (в первом квартале 2008 года - 243,5 миллиарда рублей, во втором квартале 2007 года - 922,2 миллиарда рублей).

Средневзвешенная процентная ставка по депозитным операциям в апреле - июне 2008 года составила 3,64% годовых (в первом квартале 2008 года - 3,27% годовых, во втором квартале 2007 года - 3,03% годовых).

Объем операций Банка России по размещению ОБР во втором квартале 2008 года составил 19,2 млрд рублей. по рыночной стоимости (в первом квартале 2008 года - 33,6 млрд рублей, во втором квартале 2007 года - 251,2 млрд рублей). В то же время объем продаж облигаций на аукционах (17,8 млрд руб.) Значительно превысил объем продаж на вторичном рынке (1,4 млрд руб.). Аукцион по размещению нового выпуска ОБР № 4-06-21BR0-8 состоялся 16 июня 2008 года, объем привлеченных средств составил 7,7 млрд рублей. по средневзвешенной ставке 5,51% годовых. Средневзвешенная доходность на аукционах, проведенных во II квартале, колебалась от 5,09 до 5,53% годовых (в I квартале 2008 года - с 4,73 до 5,45% годовых, во II квартале 2007 года - с 4, 20 до 5,17% годовых. ежегодно). Среднедневная задолженность Банка России по ОБР перед кредитными организациями во II квартале 2008 года составила 19,2 млрд рублей. (в первом квартале 2008 года - 90,4 миллиарда рублей, во втором квартале 2007 года - 320,4 миллиарда рублей).

Во втором квартале резервные требования составили: 5,5% для обязательств перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, 4,5% для обязательств перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, 5,0% для прочих обязательств. кредитных организаций. Коэффициент для расчета средней величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями или РЦ ОРСБ, составил 0,45.

В отчетном периоде кредитные организации использовали усреднение обязательных резервов, то есть выполняли часть резервных требований, поддерживая соответствующий среднемесячный остаток денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентских субсчетах) кредитной организации в Банке России. Количество кредитных организаций, которым было предоставлено право на усреднение обязательных резервов, увеличилось с 791 в апреле до 796 в июне (или с 69,6% до 70,5% от общего количества действующих кредитных организаций). Средняя величина обязательных резервов увеличилась с 227,9 млрд руб. в апреле до 243,2 млрд руб. в июне.

Заключение

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление государственной экономической политики.

Денежно-кредитная политика - это действия правительства, направленные на изменение количества денег в обращении для решения важных экономических проблем.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Количество денег в обращении контролируется государственными органами. На практике эту функцию выполняет государственный банк совместно с Министерством финансов.

Для управления денежным обращением Банк России публикует и использует в процессе денежно-кредитного регулирования различные показатели - денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, изменяя их структуру в общей массе денег в денежном обращении. Для отслеживания массы денег в обращении используются различные денежные агрегаты, такие как M0, M1, M2, M3, M4.

Следует различать два типа денежно-кредитной политики. Мягкая денежно-кредитная политика направлена ​​на стимулирование экономики за счет роста денежной массы и снижения процентных ставок. Жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Дискреционная (гибкая) монетарная политика изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе рецессии, в то время как сдерживающая политика находится в фазе бума.

Денежно-кредитная политика основана на теории денег, которая включает в себя исследования влияния денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на денежном рынке привели к двум различным подходам к теории денег: модернизированная кейнсианская теория, с одной стороны, и современный монетаризм, с другой. Как современные кейнсианцы, так и монетаристы признают, что состояние денежно-кредитной политики влияет на состояние национальной экономики в целом. Но они по-разному оценивают значимость этого влияния и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, денежно-кредитное регулирование должно основываться на определенном уровне процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - на спрос и предложение денег.

Существует определенная корреляция между количеством денег в обращении и общим объемом товаров и услуг, продаваемых в народном хозяйстве. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнением количественной теории денег является тождество, по которому произведение денежной массы на скорость их обращения равно общему объему номинального дохода.

Количественная теория денег - это прежде всего теория спроса на деньги. М. Фридман выдвинул «монетарное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать разумное постоянное увеличение денежной массы в обращении. «Правило денег» Фридмана подразумевает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Можно отметить, что при проведении жесткой денежно-кредитной политики в России отдельные принципы «денежного правила» Фридмана использовались достаточно успешно.

Современные теоретические концепции денежно-кредитного регулирования представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, который учитывает рациональные аспекты каждой из теорий. В долгосрочной перспективе в денежно-кредитной политике преобладает монетаристский подход. В то же время в краткосрочной перспективе эффективно напрямую влиять на процентную ставку, чтобы быстро экономически маневрировать.

Субъектами денежно-кредитной политики являются, прежде всего, Центральный банк, в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства, и коммерческие банки.

Важнейшими задачами Банка России являются разработка и реализация совместно с Правительством России единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение стабильности (стабильности) рубля и непрерывных расчетов.

Центральный банк Российской Федерации выдает и отзывает лицензии на банковские операции, устанавливает обязательные экономические стандарты для банков и других кредитных организаций, осуществляет регулирование и надзор за их соблюдением этими стандартами, а также контролирует правильное применение банковского законодательства, устанавливает объемы и Условия отчетности перед банками, необходимые для надзора, определяют правила работы в банках и других кредитных организациях, в том числе правила проведения банковских операций.

Высшей целью государственной денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и роста реального валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мер в рамках денежно-кредитной политики, которые проводятся довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменения рыночных условий.

В этой связи текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, например, определение количества денег в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т. Д.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, цели денежно-кредитной политики могут меняться. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика или выбор такого варианта денежно-кредитной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы.

Прямые методы имеют характер административных мер в виде различных директив Центрального банка в отношении объема денежной массы и цен на финансовом рынке. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы влияют на мотивацию субъектов хозяйствования с использованием рыночных механизмов.

Помимо разделения методов монетарного регулирования на прямые и косвенные, они также различают общие и выборочные методы реализации денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы являются преимущественно косвенными, влияющими на денежный рынок в целом. Избирательные методы регулируют конкретные виды кредитов и носят в основном предписывающий характер.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках денежно-кредитной политики:

  •  изменение нормы обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
  •  процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или размещения средств коммерческих банков в центральном банке;
  •  операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы представляют собой процент от обязательств коммерческого банка. Коммерческие банки обязаны хранить эти резервы в центральном банке. Этот инструмент денежно-кредитной политики, по мнению экспертов, занимающихся этим вопросом, является наиболее мощным, но довольно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение норматива обязательных резервов может привести к значительным изменениям в объеме банковских резервов и привести к изменениям кредитной политики коммерческих банков.

Определение учетной ставки является одним из важнейших аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки является индикатором изменений в области денежно-кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает большое влияние на инфляцию. Ставка рефинансирования означает процент, при котором центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая в качестве кредитора последней инстанции. С 12 ноября 2008 года ставка рефинансирования Банка России установлена ​​на уровне 12% годовых.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются мировой экономической практикой, основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает ценные бумаги по заранее установленному курсу, включая государственные ценные бумаги, которые образуют внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким в регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

В дополнение к традиционным монетарным инструментам, рассмотренным выше, в рамках денежно-кредитной политики могут быть также даны определения основных принципов роста денежной массы и может быть осуществлено валютное регулирование.

Управление денежными средствами - это регулирование денежного обращения, выпуск, организация их обращения и изъятие из обращения, осуществляемое центральным банком.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование обменного курса национальной валюты.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы в Российской Федерации может быть успешным, только если государство через Центральный банк Российской Федерации сможет влиять на масштабы и характер операций коммерческих банков.