Основные источники угроз интересам РФ в экономической сфере

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 29.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Внутренний и внешний государственный долг России
Способы разрешение хозяйственных споров
Современная валютная система: проблемы и тенденции развития
Джон Кейнс-выдающийся экономист 20 века


Введение:

В последние годы Россия вступила в стадию своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако текущие реформы в России, направленные на формирование рыночной экономической системы и правового демократического государства, не легки, порой очень противоречивы и даже болезненны. Одной из основных причин, препятствующих усилиям властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества и их защиту от экономических угроз, является нестабильность российской финансовой системы.

Быстрые темпы изменений на этапах рыночной реформы не позволили финансовой системе принять устойчивую форму и формализовать свои основные институты, в том числе правовые. Все это обусловило необходимость создания эффективного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.

Реализация решений, принятых в ходе управления экономическим и социально-политическим развитием государства, определяет соответствующие финансовые потоки. Рост экономических возможностей России позволил направить дополнительные инвестиции в социальную сферу. Был запущен ряд национальных проектов, что требует значительных финансовых затрат. В то же время реалии современной российской реальности демонстрируют «провалы» в реализации усилий государства в различных направлениях, происходит «выхолощение» инвестиционных фондов.

Это связано, прежде всего, с высоким уровнем экономической преступности в стране, неприемлемо опасным уровнем коррупции государственных органов на всех уровнях и растущими угрозами финансовой стабильности государства. Неоправданный рост финансовых потерь привел к особой важности формирования адекватной системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля. Особое место в этой системе занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу, созданная для противодействия не только угрозам финансовой безопасности, но и финансированию терроризма как самой неотложной угрозы национальной безопасности государства.

Актуальность выбранной темы подчеркивается также тем, что власть и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизни общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики. и защита от угроз финансовой безопасности. В последние годы вопросы финансовой безопасности в России находились в центре внимания как власти, так и науки.

В то же время они изучались в основном экономической наукой, в то время как огромный эпистемологический потенциал юриспруденции не был полностью использован. Рассмотрение проблем финансовой безопасности позволит выявить новые аспекты и аспекты совершенствования финансовой политики, государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности, его институты и инструменты, а также учет угроз экономической безопасности в финансовой сфере.

Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической и финансовой безопасности Российской Федерации.

Цели данного исследования:

  • рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности;
  • изучение современного состояния экономической безопасности и угроз в финансовой сфере Российской Федерации.

 

Понятие и сущность экономической и финансовой безопасности

 

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективной жизни общества и достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика является одним из жизненно важных аспектов деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, концепция национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее сила перед лицом возможных внешних и внутренних угроз. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими компонентами, как обеспечение надежной обороны страны, поддержание социального мира в обществе и защита от экологических катастроф. Все здесь взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности со слабой и неэффективной экономикой, так же как не может быть военной безопасности или эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, учитывая определенные аспекты безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчивое обеспечение ресурсами для развития национальной экономики, а также последовательное осуществление национальных и государственные интересы.

Экономическая безопасность сама по себе имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три наиболее важных элемента:

  1. Экономическая независимость не является абсолютной, поскольку международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает способность контролировать национальные ресурсы, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет ей на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене. научно-технических достижений.
  2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, подразумевающая защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, предотвращение серьезных пробелов в распределении доходов, которые могут привести к социальным потрясениям и т. д.).
  3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня трудящихся становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность постоянно обновляться и совершенствоваться. Самый глубокий кризис, от которого российское общество все еще уходит, существенно усложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

Для лучшего понимания сути экономической безопасности важно понять ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие является одной из составляющих экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то возможности ее выживания, а также сопротивления и приспособляемости к внутренним и внешним угрозам резко сокращаются. Стабильность и безопасность являются наиболее важными характеристиками экономики как единой системы. Им не следует противопоставлять, каждый из них характеризует состояние экономики по-своему.

Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения его способности выживать перед лицом внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно предсказуемых факторов.

Чем стабильнее экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношение производства и финансово-банковского капитала и т. д., тем более жизнеспособна экономика, а значит, оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между различными компонентами системы приводит к дестабилизации и является сигналом о переходе экономики из безопасного в опасное состояние.

 

Показатели, критерии оценки экономической и финансовой безопасности

 

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерием экономической безопасности является оценка состояния экономики с точки зрения наиболее важных процессов, отражающих суть экономической безопасности.

Критерий оценки безопасности включает в себя оценки:

  • ресурсного потенциала и возможностей его развития;
  • уровень эффективности использования ресурсов, капитала и рабочей силы и его соответствие уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровень, на котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
  • конкурентоспособность экономики;
  • целостность территории и экономического пространства;
  • суверенитет, независимость и способность противостоять внешним угрозам, социальная стабильность и условия для предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получившая количественное выражение, позволяет заранее сигнализировать о надвигающейся опасности и принимать меры для ее предотвращения.

Для экономической безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения являются предельными значениями, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (в отношении внутренних угроз) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между самой бедной и самой бедной группами населения и уровень инфляции.

Приближение к их максимально допустимому значению свидетельствует об увеличении угроз для социальной и экономической стабильности общества и превышении предельных или пороговых значений - о вхождении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальный подрыв экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз, показателями могут быть предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или потеря позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и ее наиболее важных секторов (включая оборонную промышленность) от импорт зарубежного оборудования, комплектующих или сырья.

Важно подчеркнуть, что самая высокая степень безопасности достигается при условии, что весь набор показателей находится в допустимых пределах их пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются без ущерба для других. Например, снижение уровня инфляции до максимального уровня не должно приводить к увеличению уровня безработицы выше допустимого предела или уменьшению дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капитальных вложений и падение производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пороговыми значениями национальная экономика теряет способность к динамическому саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии иностранных и транснациональных монополий, пожирает язвы коррупции, преступности Страдает от внутреннего и внешнего ограбления национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить:

  • показатели экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • показатели, характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • показатели качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.).

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

Угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности

 

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  • стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
  • постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
  • растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
  • высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
  • многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  • беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
  • усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
  • чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
  • глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

Государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

  • определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);
  • определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
  • разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
  • характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
  • установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
  • разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
  • организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;
  • формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
  • определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).

При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д. Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении.

При этом следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание в современных условиях:

  • установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  • отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);
  • меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  • требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  • разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Анализируя действующую систему учета и контроля привлечения и использования иностранных займов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что она не в полной мере отвечает необходимым требованиям полноты и достоверности раскрытия соответствующей информации и нуждается в существенной доработке и в совершенствовании. Можно даже утверждать, что адекватная система учета и контроля иностранных займов у нас пока отсутствует. При разработке системы финансовой безопасности РФ особый акцент нужно сделать именно на это обстоятельство.

 

Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны

 

Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее граждан (снижение уровня бедности в стране.

Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Например, в США среди таких органов следует выделить специальный отдел ЦРУ под названием Strategic and Business Group, в Японии - Departament of Research and Planning, в Швеции - Defence Research Establishment, а также SAPO (Служба национальной безопасности). Органы экономической разведки (по своей сути являющиеся частью национальных систем ГФК) занимаются контролем за экономической активностью на национальной территории враждебных в политическом и военном отношениях стран.

 

Основные источники угроз интересам РФ в экономической сфере

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая ТНК, ТНБ и т.п. Мощные экономические акторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства "денационализировать" территорию государств.

Это особенно характерно для сферы экономики и финансов. Достаточно сказать, что многие сферы государственного управления, относящиеся к макроэкономическому уровню, - налогообложение, валютные курсы, учетная ставка и т.п. становятся "регулируемыми" крупнейшими ТБС, когда речь идет о соблюдении их интересов в каких-то областях мирового хозяйства. Воздействие ТБС на макроэкономическую ситуацию может проводиться как в прямой форме (немало примеров тому, когда ТБС проводят активное лоббирование своих интересов в правительствах стран, а в ряде стран "третьего мира" были случаи их участия и в государственных переворотах), так и в косвенной - через планирование своего бизнеса влияния на объемы и структуру экспорта и импорта (а от этого зависят и курсы национальных валют, и темпы роста национального дохода, и инвестиционная привлекательность стран и т.д.). Принципиальная модель предполагаемого финансового воздействия ТБС на отдельную страну может быть представлена следующим образом.

В связи с вышесказанным контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п.

Проанализируем основные вопросы формирования организационных структур ГФК, обеспечивающих финансовую безопасность России. В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима система контрольных органов, так как вряд ли геофинансовую проблему эффективно сможет разрешить какая-то одна служба (при этом оптимален вариант именно направляющей, координирующей и систематизирующей роли какой-либо спецслужбы). Например, в США такими органами являются Совет экономических консультантов при Президенте и Агентство по национальной безопасности, в Германии - Отдел принципов экономической политики в составе Министерства экономики. В России создана Межведомственная комиссия по экономической безопасности при Совете Безопасности. Принимаемые этой службой решения носят рекомендательный характер и порой остаются без внимания соответствующих исполнительных органов. При этом отсутствует орган, который бы ежедневно отслеживал вопросы экономической безопасности, оперативно реагировал на изменение ситуации, регулярно готовил документы правительству для принятия решений по тем или иным проблемам и контролировал их исполнение.

Естественно, анализируя вопросы наделения каких-либо органов ГФК конкретными функциями контроля за обеспечением финансовой безопасности страны, необходимо учитывать их реальные возможности. Например, в свете важности затронутой проблемы, возникает необходимость исследования и обоснования целесообразности дополнения системы направлений деятельности Счетной палаты РФ направлением деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса.

В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где кроме всего прочего должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации.

Иными словами, следует определить критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными органами, а также негосударственными хозяйствующими субъектами требований финансовой безопасности РФ. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности).

В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности РФ. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности (а также для контроля за соблюдением финансовых интересов РФ).

Кроме этого должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

 

Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны

 

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в РФ. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране. Так, здесь как минимум должны быть:

разработаны и внедрены механизмы регулирования межбюджетных отношений:

  • предотвращающие предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающие реальные механизмы их ответственности за выполнение своих финансовых обязательств;
  • исключающие необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;
  • исключающие несоответствие разграничения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;
  • включающие усиление контрольных функций федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;
  • обеспечивающие "прозрачность" межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля;
  • определены четкие и обоснованные критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критерии бюджетной эффективности (при этом эффективность может определяться соотношением доходов и расходов, соотношением бюджетных вложений и их результата и др.);
  • оптимизированы маршруты и ритмичность бюджетных потоков (в целях минимизации смены направлений бюджетных потоков на пути к конечным потребителям).

Для разработки вопросов финансовой безопасности государства и проведения соответствующих контрольных мероприятий потребуется особо высокая квалификация.

Следует также добавить, что контролеры должны будут заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Поэтому, вполне очевидно, что для грамотного качественного выполнения всех этих задач потребуются кадры, квалификация которых как минимум выше контролируемых работников остальных государственных структур.

В качестве второго варианта (первый вариант - отдельная структура в составе Счетной палаты РФ непосредственно) организации органа, контролирующего обеспечение финансовой (экономической) безопасности государства, можно предложить создание общественно-государственной контролирующей структуры. Этот орган будет подотчетен непосредственно Президенту РФ, а также широкой общественности. При этом он будет тесно взаимодействовать со Счетной палатой РФ (ее соответствующими структурами). 

Из рисунка видно, что общественно-государственная контрольная организация и нанятые ею независимые специалисты (аудиторы, эксперты) будет контролировать непосредственно все уровни государственной власти и управления на предмет обеспечения ими финансово-экономической безопасности страны (а, следовательно, и российского общества в целом). В то же время она будет сотрудничать со Счетной палатой РФ (региональными палатами) и отчитываться за проделанную работу как перед Президентом РФ, так и перед широкой общественностью (через СМИ).

Все это и будет обосновывать статус общественно-государственной организации. Стоит подчеркнуть, что народ России (граждане) не только имеет право, но и обязан как носитель суверенитета и единственный источник власти в стране непосредственно контролировать бюрократию как на предмет обеспечения ею в своей деятельности финансовой безопасности страны, так и на предмет ее эффективности по всем иным аспектам государственного управления. Информация, полученная общественно-государственным контролем, должна быть регулярно обсуждаема в СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, сборники, бюллетени и т.п.), т.е. посредством гласности должна обеспечиваться реальная прозрачность работы государственной бюрократии.

Вопросы же финансово-материального обеспечения этой организации могло бы отчасти разрешить создание целевых общественных фондов за счет взносов наиболее конкурентоспособных отечественных бизнес-структур, заинтересованных в обеспечении финансовой безопасности России (финансовая безопасность государства в конечном итоге делает возможным эффективное поступательное развитие отечественного бизнеса).

Основной результат предлагаемого общественно-государственного контроля - информирование Президента РФ о реальном состоянии финансовой (экономической) безопасности в стране и формирование устойчивого общественного мнения о работе государственной бюрократии (создание ее репутации), а, следовательно, и о ее необходимости. Из рисунка также видно, что одним из путей совершенствования общественного контроля является использование в его деятельности независимого аудита, так как аудиторы имеют квалификацию, необходимую для ревизии в сложных финансовых системах.

Во всяком случае идею организации общественно-государственного контроля по предложенному выше варианту целесообразно проработать общественному совету при Счетной палате РФ. Считаем, что этот относительно недавно созданный орган мог бы принять самое непосредственное участие в разработке стратегии и тактики обеспечения финансовой безопасности России.

 

Повышение экономической и финансовой безопасности России

 

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России - это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Экономическая безопасность является обязательным условием при осуществлении государственной политики на всех уровнях. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Но для эффективного обеспечения экономической и финансовой безопасности нужно определить угрозы и методы их устранения.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы.

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  1. стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
  2. постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
  3. растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
  4. высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
  5. многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  6. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
  7. усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
  8. чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
  9. глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности. Государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

  1. определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);
  2. определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
  3. разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
  4. характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
  5. установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
  6. разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
  7. организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;
  8. формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
  9. определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).

При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д. Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении.

При этом следующие пути совершенствования системы финансовой и экономической безопасности России следует принять во внимание в современных условиях:

  1. установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  2. отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);
  3. меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  4. требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  5. разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Многие пороговые параметры экономической и финансовой безопасности разработаны на основе данных отечественной статистики и были согласованы в 2000 году с соответствующими министерствами и ведомствами. Они учитывают соответствующие параметры стран ЕС и могут использоваться для оценки международной глобальной безопасности России. Для более детальной оценки этого предлагается использовать систему индикаторов, характеризующих место России в мировой экономике: в территориальном пространстве, в народонаселении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансово-банковских активах, в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП, а также ВВП на душу населения.

Эти индикаторы в сопоставлении с США, Еврозоной, Японией и в целом по мировой экономике. Они свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, территориальное пространство, природно-ресурсный потенциал и его использование, а с другой — финансовый потенциал, объемы ВВП, международную торговлю (экспорт-импорт), уровень и качество жизни. Наш природно-ресурсный потенциал в разы превышает финансовый потенциал, объем ВВП, экспорт и ВВП на душу населения. Многие диспропорции сложились неодномоментно, в последние 15 лет они усугубились, особенно в части социальных показателей.

Обеспечение экономической безопасности, безусловно, подразумевает не только классификацию интересов, угроз, критериев и пороговых значений, но и механизмы защиты национальных интересов страны в области экономики. Должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по обеспечению экономической безопасности России, которые необходимо выполнять на всех стадиях хозяйственной деятельности государства: при определении концепции и основных направлений экономической политики, преобразовании финансово-банковской системы страны, анализе хода и прогноза социально-экономического развития, разработке и утверждении государственного бюджета, принятии важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики, при подготовке и экспертизе законов и т. д.

 

Заключение

 

В ходе данной курсовой работы были изучены направления экономической и финансовой политики государства и стратегия экономической политики России.

В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации» определены приоритеты в защите интересов личности, общества и государства. И в первую очередь это экономическая безопасность, реализуемая через экономическую политику. Государственная экономическая политика ставит своей главной целью защиту интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободах личности.

Государство обеспечивает, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не ущемлялись чаяниями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей и отдельных лиц. Государственное регулирование также направлено на защиту интересов будущих поколений, защиту окружающей среды, предотвращение ее загрязнения и разрушение природы.

Правильное построение как политических, так и экономических рычагов государственного управления ведет к стабильному, сбалансированному и процветающему образу жизни всех субъектов государства. Для этого необходимо четко разделить обязанности государственных органов, которые регулируют текущие экономические процессы и разрабатывают проекты по развитию экономики страны.

В связи с этим невозможно обойтись без создания специального органа, отвечающего за разработку и реализацию долгосрочных стратегий. У всех участников есть ряд общих проблем безопасности. Это, прежде всего, развитие инфраструктуры в сфере энергетики, транспортной системы, информации, связи, финансово-банковской системы. В этих сегментах экономики существует много дисбалансов, которые угрожают долгосрочному устойчивому развитию России. Для решения этих проблем необходимы координация, сотрудничество и кооперация.