Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения. Рыночное равновесие

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Командная и рыночная экономика: сравнительный анализ
Проблемы становления рынка современной России
Устойчивость и неустойчивость рынка. Виды паутинообразных моделей, их специфика и особенности
Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория Коуза


Введение:

Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия стала эпохой в истории экономики. И хотя с того времени прошло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: факт заключается в том, что все экономические процессы могут быть описаны с помощью этой модели.

Основными категориями рынка являются:

  • спрос
  • приговор
  • цена.

Участниками рынка могут быть любые стороны, заинтересованные в покупке и продаже товаров: отдельные потребители, отдельные фирмы, набор потребителей в определенном регионе, набор предприятий в данной отрасли, финансовые организации, концерны, целые страны. Одним словом, классификация участников рынка зависит от характера решаемой проблемы.

В классических моделях производители товаров (фирмы) и их потребители рассматриваются как участники рынка. Первые выходят на рынок, чтобы продавать свою продукцию, а вторые выходят на рынок, чтобы покупать необходимые им потребительские товары. Поэтому имена покупателей и продавцов больше подходят для классификации участников рынка. Более того, потребители могут выступать продавцами принадлежащих им первичных факторов (рабочей силы, земли и т. д.); аналогичным образом производители выступают в качестве покупателей ресурсов. Таким образом, любой участник рынка выступает одновременно как продавец, так и покупатель. Можно сказать, что в отношении любого продукта на рынке существует три группы участников: те, кто продает этот продукт, те, кто его покупает, и те, кто безразличен к этому продукту. Если есть много продавцов (покупателей) данного продукта, то между ними возникает конкуренция. Испытывая потребность в определенных товарах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих товаров, поскольку в условиях их ограничений им приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность этих преимуществ, которые им необходимы и доступны. Вот почему эта тема показалась мне интересной, и я решил изучить ее более подробно.

В этой работе я постараюсь объединить все имеющиеся знания о двух взаимосвязанных категориях - «спрос» и «предложение», их кривые, эластичность, а также методы измерения.

В работе использованы работы многих авторов, работающих над этой проблемой, список этих работ приведен в соответствующем абзаце содержания.

Спрос: понятие, кривая, факторы

Понятие спроса и сумма спроса

Каждому человеку нужны определенные преимущества. И если он сам не может производить товары или ему выгоднее покупать их, он приходит на рынок за ними. Естественно, у него должны быть деньги, чтобы купить. Это означает, что на рынке мы больше не сталкиваемся с потребностями как таковыми, а со спросом.

Этот термин, а точнее его полная версия - «платежеспособный спрос», был введен в научный словарь выдающимся английским экономистом Томасом Мальтусом (1766-1834). И он сделал это не для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о том, чтобы получить в свое распоряжение какие-то блага, и их реальными возможностями получить эти блага.

Эти различия были очень хорошо описаны предшественником Т. Мальтуса Адамом Смитом.

«Даже очень бедный человек может, в определенном смысле этого слова, потребовать карету, запряженную шестью лошадьми; он может даже захотеть получить его, но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот продукт никогда не выйдет на рынок, чтобы удовлетворить желания этого конкретного человека".

Мальтус довел эту идею до кристальной ясности, назвав то, что Смит назвал «реальным спросом», платежеспособным спросом. Его выводы позволяют сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни:

«Для рыночных процессов важны только те желания людей, которые могут быть подкреплены суммами денег, которых действительно достаточно для покупки определенного количества товаров».

В этом смысле спрос характеризует состояние рынка, или, скорее, взаимосвязь между массой товаров, которые люди готовы покупать, и стоимостью, по которой они могут совершить покупку.

Спрос - это количество товара, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Спрос всегда является денежным выражением величины потребности в продуктах и ​​услугах. Если рыночная цена ниже, покупатель будет покупать больше товаров, которые он хочет. Другими словами, объем покупок напрямую зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести. Экономисты называют это значением спроса - объемом товаров, которые покупатели готовы (хотят и могут) приобрести по заданной цене за определенный период: день, неделя, месяц, год.

Таким образом, величина спроса обратно связана с ценой товара: чем выше цена товара, тем меньше люди готовы покупать, и наоборот, чем ниже цена, тем больше товаров люди хотят купить. купить - это соотношение называется законом спроса. Это очевидно без какой-либо экономической науки: конечно, мы будем покупать большее количество товаров по низкой цене, а меньшее - по высокой цене. Но экономисты идут дальше и определяют три разные причины, лежащие в основе закона спроса.

Первая причина называется эффектом нового покупателя. Предположим, что мой друг покупает у меня жевательную резинку и у него в кармане 1,5 рубля. По цене 3 рубля он сможет приобрести одну посылку и тем самым предъявить спрос в размере 1 единицы. В этом случае он станет новым покупателем.

Вторая причина называется эффектом замещения. Допустим, я хотел купить у первого продавца не только три пачки жевательной резинки за 3 рубля, но и пакетик конфет по той же цене. Второй продавец имеет половину цены жевательной резинки, но конфеты стоят столько же, сколько первый, то есть три рубля каждая. Я заметил, что жевательная резинка была намного дешевле, чем конфеты. Это новое соотношение цен может побудить меня купить вместо запланированной упаковки конфет еще две упаковки жевательной резинки, которые в принципе удовлетворяют ту же потребность, что и конфеты, и, следовательно, являются заменяющим их продуктом. В этом случае говорят, что сумма моего спроса увеличилась на две единицы из-за эффекта замещения.

Третья причина называется эффектом дохода. Допустим, у меня есть 20 рублей, которые я хотел потратить примерно так: купить три пачки жевательной резинки, один пакетик конфет и билет в кино, который стоит 8 рублей. Если я купил жвачку и леденцы у первого продавца, то у меня осталось ровно столько, сколько нужно для билета. Но я встретил второго продавца и сразу почувствовал себя богаче: даже если я все еще хочу купить тот же набор товаров и не отказываться от леденцов (эффект замещения = 0), у меня все еще остается 4,5 рубля (20-1,5 * 3-3-8), которые я могу потратить на свое усмотрение. Если бы я решил потратить эти деньги на жевательную резинку, это означало бы, что мой спрос на нее увеличился на три единицы из-за эффекта дохода.

Закон спроса часто называют первым законом экономики.

Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода, которые не должны быть забыты нами:

  1. рост цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, и снижение не всегда угрожает падению этого навыка;
  2. при определении цены своего товара любой продавец должен обязательно оценить: сколько он сможет получить по такой цене, исходя из существующей эластичности спроса на этот товар с точки зрения цены.

Спрос на товары зависит от эластичности выбора.

Кривая спроса, факторы, определяющие спрос

Экономистов обычно интересует величина спроса на конкретный товар, а не на одного человека или одну семью, а на всех жителей поселка на определенное время, например, на один день.

Информация о возможных количествах спроса может быть легко представлена ​​графически в форме кривой, называемой кривой спроса.

Он описывает картину спроса на данном товарном рынке, то есть отношения между:

  • цена продукта
  • объем покупок возможен при разных ценовых уровнях.

Кривая спроса отвечает на два вопроса:

  1. какой будет сумма спроса на разных уровнях цен?
  2. как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

Учитывая зависимость спроса от цены, мы отложим по абсциссе объемы производства Q, на которые представлен спрос, и по ординате - цены на этот продукт P и проведем линию, выражающую взаимосвязь между ними.

Кривая спроса (C) является обратной функциональной зависимостью изменения спроса от динамики цен. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (вверх или вниз), спрос меняется в противоположном направлении (соответственно, вниз или вверх). В связи с этим можно сказать, что величина спроса представляет собой конкретную количественную достоверность, продиктованную или навязанную ценой. Скользя по кривой вверх или вниз и останавливаясь в определенных точках, мы можем сказать, что в текущей рыночной ситуации определенное количество спроса соответствует данной цене, равной определенному количеству данного товара.

В то же время кривая спроса не отражает обратной функциональной зависимости изменения цен под влиянием динамики спроса. В противном случае это будет означать, что цены будут падать по мере увеличения спроса. Это противоречит закону спроса, который гласит, что более низкие цены увеличивают спрос, а более высокий спрос увеличивает цены.

Следовательно, для графического отражения функциональной зависимости цены от спроса, то есть когда независимой переменной является спрос, а зависимостью переменной является цена, используется метод смещения кривой вверх и вправо или вниз, а также левый используется. Это связано с тем, что функция спроса изменяется, когда факторы, которые ранее принимались за постоянные, меняются - это изменение суммы дохода, вкусов и предпочтений покупателей, качества товаров и т. д. Кривая спроса описывает все варианты количества спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени. Их может быть много.

Поэтому, когда нам нужно описать общую ситуацию на рынке для конкретного продукта, становится более удобным использовать термин «спрос», а не термин «спрос». Разница между этими понятиями легко понять, если знать, что каждый из них является ответом на определенный вопрос.

На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров покупатели будут покупать у меня в месяц по цене, равной X рублям?» - ответом будет информация о размере спроса.

Если он задаст вопрос по-другому: «Сколько товаров покупатели захотят купить у меня в месяц при разных уровнях цен на этот товар?», То ответом будут характеристики спроса покупателей на этом рынке.

Многие потребители считают, что цена точно отражает качество продукта. На самом деле отношения «цена-качество» не так однозначны.

Особое место занимает «эффект Веблена», что означает покупку товаров особого вида по престижным причинам, что должно свидетельствовать о высокой позиции, статусе покупателя. Престижная цена - это цена продукции очень высокого качества, которая обладает какими-то особыми, непревзойденными свойствами или характеристиками.

Если потребители больше не воспринимают продукт как уникальный, то кривая спроса неизменно вернется в исходное положение.

И, наконец, на динамику цен, на их уровень влияет влияние адаптивных информационных ожиданий, что проявляется в растущем спросе на товары в условиях постоянных ожиданий повышения цен на них.

Изучая механизмы рынка, мы выяснили, что на формирование спроса влияет, прежде всего, полезность товара и его цена. Но этого недостаточно для понимания развития событий на товарном рынке.

Необходимо ознакомиться с другими факторами формирования спроса:

  1. тип продукта;
  2. доход покупателей;
  3. цены, дополняющие или заменяющие товары;
  4. ожидания относительно будущей динамики цен;
  5. количество и возраст покупателей;
  6. привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

На спрос также влияют сезонность, государственная политика, реклама.

Есть разные виды товаров, для начала есть 2 основных таких вывода: нормальные товары и товары низшей категории. Их дифференциация в экономике осуществляется в зависимости от того, как величина спроса на рынках на эти товары реагирует на изменения в доходах покупателей.

Основная масса товаров - это нормальные товары. Для них характерно то, что чем больше доходы людей, тем больше они готовы покупать такие товары, то есть с ростом доходов кривая спроса смещается вправо. Особый вид нормальных товаров - это товары престижного спроса. Это продукты, которые люди покупают, чтобы продемонстрировать свой успех и благополучие. Такая модель поведения присуща людям всех стран и континентов, и Россия не является исключением. Главным признаком качества такого товара является высокая цена. И если бы эта цена была ниже, то товары сразу бы перестали привлекать любителей «заметного потребления» и спрос на них со стороны этой группы покупателей мог бы упасть.

Но не все продавцы довольны ростом доходов. Продавцы низшей категории относятся к этому по-разному. Отличительной особенностью этих продуктов является то, что с увеличением доходов покупателей спрос на них может упасть. Типичными представителями этой категории товаров являются хлеб, картофель. Называть эти товары «низшими» не означает, что они плохие сами по себе, просто люди покупают их первыми. Поначалу эти товары становятся важнейшим элементом расходов, как только доходы покупателей растут, они сразу же пытаются перейти на потребление более полезных и качественных товаров.

Далее рассмотрим, как другие факторы его формирования влияют на спрос:

  1. доход и спрос покупателей. По мере роста доходов покупатели, как правило, имеют больший спрос на предметы, ранее недоступные для них. Увеличение стоимости спроса также обусловлено улучшением качества товаров. Это обычная логика поведения потребителей на рынках регуляторных товаров.
  2. Взаимозаменяемые и дополнительные товары.

Взаимозаменяемые товары - это группа товаров, которые удовлетворяют аналогичным потребностям. Например, различные моющие средства, определенные виды безалкогольных напитков и т. д. Если цена на стиральные порошки значительно возрастет, спрос на мыло увеличится, поскольку он будет относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сместится вправо. Когда цена Coca-Cola снижается, спрос на Fanta сместится влево.

Дополнительные товары - это товары, которые нельзя потреблять друг без друга. Примерами сопутствующих товаров являются фотоаппараты и фильмы, DVD-диски и диски, теннисные ракетки и мячи и т. д. Если цена на теннисные ракетки возрастет, спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса сместится влево.

Ожидания относительно будущей динамики. Этот фактор особенно выражен в тех случаях, когда люди опасаются значительного роста цен в будущем и покупают больше товаров, чем прогнозирует кривая спроса. И хотя здесь, на первый взгляд, есть нарушение стандартных отношений между ценой и спросом, на самом деле это не так. В этом случае спрос формируется с некоторым взглядом в будущее: хотя текущая цена для покупателя кажется слишком высокой для продукта с такой полезностью, они опасаются, что завтра им придется платить за него больше. А потом они покупают этот товар больше сегодня, чтобы завтра покупать меньше.

Количество, возраст покупателей. Его эффект заключается в том, что даже при одном и том же среднем уровне дохода абсолютное увеличение числа покупателей приводит к увеличению спроса (кривая спроса смещается вправо). Нетрудно проследить влияние возрастной структуры населения на спрос. Например, старение населения в европейских странах и в России приводит не только к снижению спроса из-за того, что все большая часть населения живет на скромных пенсионных доходах, но и к изменению товарной структуры спроса. Страна с пожилым населением не нуждается в таком количестве товаров для детей и молодежи, но нуждается в мощном рынке лекарств и меда. Сервисы.

Вкусы и предпочтения потребителей. Этот фактор формирования спроса очень изменчив. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. Паттерны проявления этого фактора настолько мало поддаются изучению методов экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблему психологам, этнографам и специалистам по маркетингу.

Но экономика не может забыть об этом факторе, так как он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков.

Например, в последние десятилетия растущий интерес людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки для «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». И повышенное внимание к окружающей среде Проблемы привели к тому, что производство одежды из натурального меха оказалось на грани смерти, и вызвали расцвет индустрии искусственного меха.

Предложение: концепция, кривая, факторы

Понятие поставки и суммы поставки

Покупатели - это только одна сторона рынка. С другой стороны, те, кто призван удовлетворить их спрос, - это многочисленные производители и продавцы продуктов. Их действия формируют предложение.

Предложение - это количество товаров (услуг), которые производители готовы поставить на рынок, в зависимости от их цены.

Собираясь начать бизнес, предприниматель должен применить свои знания и способности в каком-то конкретном бизнесе. Например, предприниматель имеет склонность к выпечке. Но прежде чем его желание приведет к появлению настоящих пирожных на полках магазинов, ему необходимо убедиться, что у него есть необходимые условия для этого. Возможность производства любого продукта в первую очередь связана с получением прибыли. Это означает, что перед началом бизнеса предприниматель должен установить, что его расходы будут ниже, чем цены товаров, существующих на рынке. Только в этом случае вы можете рассчитывать на получение прибыли.

Теперь давайте посмотрим, от чего зависит предложение. Так же, как и количество спроса, оно будет определяться величиной цены. Если мы проведем опрос группы продавцов аналогичных товаров, мы сможем составить шкалу предложения.

Определяя стоимость предложения, необходимо, как и при определении величины спроса, фиксировать место и время покупок и продаж товаров, поскольку в другое время или в любом другом месте такое же значение цен может соответствовать разный объем поставок.

Следовательно, объем предложения - это количество товаров (услуг), которые продавцы могут и хотят продать по определенной цене в данном месте и в данное время.

Кривая предложения, факторы, определяющие предложение

Взаимосвязь между ценой и объемом предложения можно изобразить графически.

Кривая СС, полученная на графике, называется кривой предложения. Каждая точка на этой кривой показывает взаимосвязь между ценой продукта и стоимостью его предложения. В то же время кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон, который указывает на наличие прямой зависимости между объемом предложения и ценой товара, которая характеризует действие закона предложения.

Соотношение цены и объема предложения.

Кривая предложения показывает, что увеличение цены сопровождается увеличением предложения. Например, точка А показывает, что цена составляет 15 рублей. Соответствует объему поставки 10 шт. товар, цена 30р. - 30 шт. и т.д. Повышение цены будет сопровождаться восходящим движением соответствующей точки, например, из точки А в точку Б.

Закон поставки гласит: при прочих равных условиях изменение стоимости поставки продукта или услуги напрямую зависит от изменения цены этого продукта (услуги).

Таким образом, согласно закону предложения, с увеличением цены товара стоимость предложения увеличивается, и снижение его цены приведет к падению объема предложения.

Чем объясняется закон снабжения? Чтобы ответить на этот вопрос, т. е. чтобы оправдать достоверность закона предложения, мы можем выдвинуть следующие аргументы.

Когда цена продукта растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, предприниматели из других отраслей также ворвутся в отрасль, где цены растут, забирая капитал у менее прибыльного бизнеса. Открытие новых предприятий еще больше увеличит предложение.

Увеличение объема предложения связано с увеличением цены товара также потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет произведена, если цена продукта возрастет. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные расходы не превышают дополнительный доход, полученный от производства еще одной дополнительной единицы продукции.

В реальной жизни предложение меняется не только под влиянием изменений в цене производимых товаров. Существует также ряд факторов, которые вызывают ротовую полость или уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного продукта.

Изменение технологии производства. Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда, и, следовательно, предложение товаров увеличится, кривая предложения сместится вправо.

Налоги и субсидии. Производители рассматривают повышение налогов как увеличение производственных затрат. Чрезмерное увеличение подоходного налога приведет к сокращению производства, поскольку это сделает его менее прибыльным. Кривая предложения сместится влево.

Субсидии - это «обратные затраты». Выплата субсидий часто осуществляется с целью стимулирования производства отдельного продукта или производства в определенных районах страны. Субсидии приводят к увеличению предложения и смещению кривой предложения вправо.

Цены на другие товары. Зачастую рост цен на некоторые товары приводит к изменению предложения других товаров. Таким образом, рост цен на йогурт переключит производителей с производства кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, а кривая его предложения сместится влево.

Рост числа производителей. Увеличение числа фирм, производящих однородный продукт, приводит к увеличению предложения и смещает кривую предложения вправо.

Ожидания изменения цен. В условиях инфляции ожидание повышения цен будет по-разному влиять на поведение фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В краткосрочном периоде, когда затраты уже понесены, фирмы, зная, что цены растут ежедневно, скажем, на 0,5% больше. Следовательно, в краткосрочной перспективе предложение сократится, а кривая предложения сместится влево.

В долгосрочной перспективе небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, поскольку более высокие цены принесут фирмам больше прибыли. Кривая предложения сместится вправо.

эластичность спроса потребительский товарный доход

Степень влияния факторов спроса и предложения и проблема измерения.

Эластичность спроса и предложения

Возможность возникновения затруднений при продаже товара заставляет любого продавца изучить спрос на его рынке сбыта и предсказать реакцию покупателя на определенные изменения цен и предложения товара. Информация о степени ценовой эластичности спроса помогает в решении этой проблемы.

Ценовая эластичность спроса - это мера реакции количества спроса на данный товар или услугу, вызванного изменением цены этого товара или услуги.

Коэффициент ценовой эластичности спроса показывает, на сколько% изменится объем спроса при изменении цены на 1%.

Коэффициенты эластичности позволяют разделить все продукты на две группы:

  1. Товары эластичного спроса (предметы роскоши), для которых E> 1
  2. Товары неэластичного спроса (товары первой необходимости), E <1.

С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос, стоит ли повышать цены на товары, чтобы увеличить доход фирмы. Механизм поиска такого решения прост и состоит в расчете, насколько изменяются объем спроса и выручка от продаж при изменении цен. Доход от продаж - это сумма денег, полученная, когда продажа равна произведению количества проданных товаров на цену, по которой они были куплены.

Если речь идет о продукте неэластичного спроса, то увеличение его цены приведет к увеличению выручки от продаж, поскольку количество покупок будет уменьшаться в меньшей степени, чем увеличивается цена. Если мы имеем дело с продуктом эластичного спроса, то результатом повышения цены может быть не увеличение, а, наоборот, падение выручки фирмы.

Поэтому продавцы должны постоянно следить за рынком и искать те соотношения цены и качества, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребителей и, соответственно, позволяют производителям получать максимальную выгоду от своей коммерческой деятельности.

Три основных фактора определяют уровни коэффициента эластичности:

  1. наличие товаров-заменителей (> товары-заменители,> эластичность спроса)
  2. размер дохода покупателя (чем> место в бюджете занимают затраты на этот товар,> эластичность)
  3. фактор времени (чем дольше период времени, в течение которого потребитель может выбрать товар, тем> эластичность)

Таким образом, они различают:

  1. Ценовая эластичность спроса (информация о том, насколько чувствителен спрос на производимую продукцию к изменению цен)
  2. Эластичность спроса по доходам (диагностика фирм и отраслей; позволяет решить, куда лучше инвестировать, когда доходы потребителей растут или, наоборот, уменьшаются)
  3. Перекрестная эластичность (выражает степень чувствительности спроса на определенный товар при изменении цены другого товара; определение круга конкурентов; определение факта монополизации)

Подводя итог, можно сделать вывод, что проблема изучения спроса - это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны располагать достаточной информацией о динамике спроса на промышленные товары.

Государственные органы также заинтересованы в спросе. Понимание законов, регулирующих формирование эластичности спроса на определенные товары, давно нашло практическое применение, например, в деятельности государственных налоговых служб. Обнаружив, что спрос на некоторые товары, в частности на соль, табак и алкоголь, очень низок, правительства разных стран давно установили специальные налоги на такие товары, которые добавляются к цене - акцизы. И хотя эти налоги подняли цены на «акцизные товары», спрос и объемы продаж от этого практически не упали, но налоговые поступления в государственную казну резко возросли.

Если эластичность спроса по цене является реакцией покупателей на изменение цен, то эластичность предложения по цене является реакцией производителей на изменение цен.

Ценовая эластичность предложения - показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара при изменении цены товара на 1%.

Эластичность предложения по цене рассчитывается так же, как и эластичность спроса по цене: Eps = DQ / PD P1 + P2 / Q1 + Q2,  Где Эпс - коэффициент ценовой эластичности предложения; Q - изменение объема поставок; ДП - изменение цены.

Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем изменяется более чем на 1%.

Предложение неэластично, если при изменении цены товара на 1% объем его предложения изменяется менее чем на 1%.

При единой эластичности предложения увеличение цены товаров на 1% приводит к увеличению их предложения на 1%. В этом случае происходит равное изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которых равен единице.

Варианты эластичности:

  • кривая А - единица упругости;
  • кривая B - упругая подача;
  • кривая С - неэластичный запас

Эластичность предложения в краткосрочной перспективе.

Давайте представим, что на продажу было завезено 6 тонн спелых помидоров. Поскольку помидоры являются скоропортящимися, продавец заинтересован в их продаже как можно быстрее. Таким образом, в краткосрочной перспективе продавцы не смогут реагировать на рост цен путем увеличения объема поставок и, имея на данный момент шесть тонн помидоров, они не смогут продать еще 1 кг. Предложение в краткосрочной перспективе окажется полностью неэластичным по цене.

На рисунке видно, что независимо от того, как меняется цена, объем предложения остается постоянным. Следовательно, это линия, которая проходит перпендикулярно оси абсцисс.

Полностью неэластичная поставка в краткосрочной перспективе.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. В этом случае эластичность предложения увеличивается.

Долгосрочный период предполагает расширение или уменьшение производственных мощностей фирмы, а также приток новых фирм в отрасль, когда спрос на этот продукт увеличивается, или уход из него, когда последний уменьшается. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Проблема измерения

Измерения спроса и предложения являются важным инструментом экономического анализа и имеют практическое значение, поскольку они оказывают непосредственное влияние на выручку от продажи товаров. Интенсивность такого влияния может быть неравной, и интервалы изменения каждой переменной также несоизмеримы, то есть цены и объемы продаж.

Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимно обусловленных переменных: цены и количества или объема проданных товаров. Например, если цена автомобиля увеличилась на 10%, насколько изменится количество их продаж за данный промежуток времени? Или: как изменится спрос на автомобили, если доходы населения будут расти на 12% в месяц в год?

Наиболее удобной унифицированной мерой эластичности является процент. Процент может показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в деньгах, тоннах, метрах, штуках и т. д. В деловой практике процентное изменение одной переменной используется чаще всего. в результате 1% изменения в другом. Мера ценовой эластичности спроса используется, чтобы узнать, насколько процентное изменение продаж связано с изменением цены за единицу на 1%.

Количественная мера эластичности может быть выражена через коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности представляет собой числовую меру, которая показывает процентное изменение одной переменной в результате одного процентного изменения другой переменной. Эластичность может варьироваться от нуля до бесконечности.

Вывод:

Смысл предложения и спроса на жизнь современного человека подтверждается фразой: «Научите попугая произносить слова« спрос »и« предложение »- и прежде чем вы станете экономистом». В этой жгучей шутке много правды, поскольку на самом деле эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое понимание не только отдельных экономических проблем, но и функционирования всей экономической системы в целом. 

В своей работе я пытался полностью раскрыть влияние определенных факторов на спрос и предложение в рыночной экономике, действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два явления - «спрос» и «предложение», значения которые определяют объем сделок и уровень цен на рынке ... Результатом взаимодействия спроса и предложения является рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Он характеризует состояние рынка, на котором объем спроса равен предложению. Чтобы измерить величину изменений в спросе и предложении, понятие эластичности используется как мера реакции одной переменной на изменение другой.

Итак, как мы понимаем, наиболее важными категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, на которые распространяется действие определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы покупать больше товаров по низкой цене, чем по высокой; Существует обратная связь между ценой и спросом. Закон предложения в рыночных условиях предусматривает прямую связь между ценой и объемом товаров, предлагаемых к продаже: производитель готов производить и продавать больше товаров по более высокой цене, чем по низкой.