Основные факторы и механизмы социализации
Содержание:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 19.05.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Основные подходы к исследованию культуры в современной социологии |
Понятие и структура культуры |
Социальный конфликт: понятие, виды, основные элементы |
Ролевой конфликт: понятие, виды, причины |
Введение:
Известно, что ребенок входит в большой мир как биологический организм, и его главной заботой в данный момент является его собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеком с набором установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, моделями поведения и ответственности, а также с уникальным индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния через процесс, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса человек превращается в человека.
Тема моего реферата: «Социализация личности, этапы и механизмы». Объект исследования - личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, этапы и механизмы.
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее этапы и механизмы.
Задачи:
- Раскройте содержание понятия «социализация личности»
- Изучить этапы и механизмы социализации личности.
Понятие и сущность социализации
Человек - это социальное существо. С первых дней своего существования он окружен собственным видом, включенным в различные виды социальных взаимодействий. Человек получает первый опыт социального общения еще до того, как начинает говорить. Будучи частью общества, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Социализация - это процесс, посредством которого индивид ассимилирует нормы своей группы таким образом, что через формирование его собственного «Я» проявляется уникальность этого индивида как личности, процесс усвоения индивидом моделей поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для его успешного функционирования в этом обществе.
Процесс социализации непрерывен и продолжается на протяжении всей жизни человека. Мир вокруг нас меняется и требует от нас соответствующих изменений. Человеческая сущность не вечно вырезана из гранита, она не может полностью сформироваться в детстве, чтобы она больше не менялась. Жизнь - это адаптация, процесс постоянного обновления и изменения.
Интеграция личности в общество - это длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, он входит в систему общественных отношений, индивид изучает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В этом случае оно подвержено общественному влиянию. С другой стороны, при общении человек все активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает субъектом общественных отношений.
Суть социализации заключается в сочетании адаптации и изоляции человека в определенном обществе. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязан.
Адаптация - это процесс и результат того, как человек становится общественным существом. Разделение - процесс автономии человека в обществе. Результатом этого процесса является потребность человека иметь свои собственные взгляды и свое присутствие (ценностная автономия), необходимость иметь свои собственные привязанности (эмоциональная автономия), необходимость самостоятельно решать свои личные проблемы, способность противостоять этим жизненным ситуациям которые мешают самоопределению, самоопределению, самореализации и самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, изоляция - это процесс и результат формирования человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации возникает внутренний, полностью неразрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его изоляции в обществе.
Социализация человека в современном мире, имеющая более или менее очевидные особенности в конкретном обществе, в каждом из них имеет ряд общих или сходных характеристик.
Этапы социализации личности
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития личности.
По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает в себя несколько этапов, связанных с формированием «Я»: этап подражания (копирование поведения взрослых или представителей референтной группы), этап игры (играющие роли), этап коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей за основу имиджа «обобщенного другого»).
В концепции З. Фрейда индивид постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Более того, он руководствуется биологическими мотивами и, прежде всего, сексуальными побуждениями. Согласно Фрейду, личность включает три элемента: «id» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «Эго» - это контроль личности, основанный на принципе реальности, и «суперэго», или морально-оценочный элемент. Социализация представлена Фрейдом как процесс развития врожденных свойств человека, в результате которого происходит формирование этих трех составных элементов личности.
Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способность мыслить развивается у ребенка по мере того, как он проходит определенные стадии, связанные с приобретением новых познавательных навыков и обусловленных возрастными характеристиками.
До 2 лет - сенсомоторная стадия (формирование способности сохранять в памяти изображения объектов мира).
2-7 лет - предоперационная стадия (появление способности различать предметы и символы или их значения).
7-11 лет - этап конкретных операций (овладение навыками умственного манипулирования предметами).
12-15 лет - этап формальных операций (формирование умения решать абстрактные проблемы и постигать нравственные проблемы своей жизни).
В настоящее время выделяются следующие этапы социализации:
- Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, адаптируется, подражает).
- Стадия индивидуализации (есть желание отличить себя от других, критическое отношение к социальным нормам поведения). В подростковом возрасте этап индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как она все еще нестабильна в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется устойчиво концептуальной социализацией, когда развиваются устойчивые черты личности.
- Этап интеграции (возникает желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция успешна, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не приняты, возможны следующие результаты:
- сохранение его разнородности и возникновение агрессивных взаимодействий (отношений) с людьми и обществом;
- изменить себя, «стать, как все»;
- конформизм, внешнее примирение, адаптация.
- Рабочая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его благодаря активному влиянию человека на окружающую среду через его деятельность.
- На этапе после родов социализации старость рассматривается как возраст, который вносит значительный вклад в воспроизводство социального опыта и процесс его передачи новым поколениям.
Механизмы социализации
В научной литературе выделяются прежде всего психологические механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через ряд, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.
Одним из первых, кто попробовал его, выступил З. Фрейд. Он определил механизмы подтверждения - исключение, подражание, запрет, подмена (подмена), подражание и идентификация.
В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого» происходит, по его мнению, через процессы принятия и выполнения роли. Принятие роли - это процесс назначения роли в другой, необычной ситуации взаимодействия, а выполнение боли - это фактические действия или акты ролевого поведения. Эти процессы должны быть дополнены более ролевым обучением.
Французский социальный психолог Габриэль Тарде считал подражание главным. Американский ученый Ури Бронфенбренер считает прогрессивное взаимное приспособление (адаптивность) между активно растущим человеком и меняющимися условиями, в которых он живет, механизмом социализации, и А.В. У Петровского закономерное изменение фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.
Психологические и социально-психологические механизмы включают следующее:
- Импринтинг (импринтинг) - фиксация человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей, влияющих на его жизненно важные объекты. Импринтинг происходит в основном в младенчестве. Однако на более поздних этапах можно захватывать любые изображения, ощущения.
- Экзистенциальное давление - овладение языком и неосознанное усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми личностями.
- Имитация - следуя любому примеру, шаблону. В данном случае это один из способов произвольной и чаще всего недобровольной ассимиляции человеком социального опыта.
- Идентификация (идентификация) - это процесс неосознанной идентификации человека с другим человеком, группой, образом.
- Отражение - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает определенные ценности, которые характерны для различных институтов общества, семьи, сверстников, значимых личностей и т. д. Отражение может быть внутренним диалогом нескольких типов: между разными «я» человека, с реальными или вымышленными личностями и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и опыта реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя.
Механизмы социализации включают в себя следующее.
Традиционным механизмом социализации является усвоение человеком норм, стандартов поведения, установок, стереотипов, характерных для его семьи и его ближайшего окружения. Эта ассимиляция происходит, как правило, на бессознательном уровне с помощью импринтинга, некритического восприятия сложившихся стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется очень четко, когда человек знает, «как», «когда это необходимо», но это знание о нем противоречит традициям его среды. В этом случае прав французский мыслитель Мишель Монтень, который написал: «... Мы можем повторять нашу точку зрения сколько угодно, и обычаи и общепринятые повседневные правила увлекают нас». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что определенные социальные элементы, изученные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или заблокированные из-за изменения условий жизни (например, переезд из деревни в город), могут появиться в поведение человека, другое изменение условий жизни или последующие возрастные стадии.
Институциональный механизм социализации, как следует из названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и по пути реализации социализирующих функций параллельно с их основными функциями (производством, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой информации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями все больше накапливаются соответствующие знания и опыт социально приемлемого поведения, а также опыт имитации социально одобренного поведения и конфликтного и бесконфликтного применения социальных норм.
Следует иметь в виду, что средства коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только путем передачи определенной информации, но и путем представления образцов поведения героев книг, фильмов и телевизионных программ. Эффективность этого влияния определяется тем фактом, что, как отметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, поглощаемые героями, более сильные и определенные, чем страсти простых людей, легче для них подражать". Люди, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, склонны отождествлять себя с определенными героями, одновременно воспринимая их паттерны поведения, образ жизни и т. д.
Стилизованный механизм социализации - действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного уровня, который в целом создает определенный стиль поведения и мышления определенного возраста, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми индивидами. Для него важны родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, ровесник своего противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значительными людьми в группах или организациях может влиять на человека, который не идентичен тому, который оказывает сама группа или организация.
Социализация человека, особенно детей, подростков, молодежи, происходит с использованием всех вышеперечисленных механизмов. Однако для разных возрастных и гендерных и социокультурных групп, для конкретных людей взаимосвязь между ролями механизмов социализации различна, а иногда эта разница очень значительна.
Вывод:
Проблема формирования личности является огромной, значимой и сложной проблемой, охватывающей огромную область исследований. Процесс формирования и формирования личности называется социализация. Это важный процесс, поскольку социализация - это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение человеком социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Довольно большое влияние на формирование и развитие личности оказывает социальная среда, а именно все, что окружает человека в его общественной жизни, является конкретным проявлением, уникальностью социальных отношений на определенной стадии их развития.
В работе была выявлена «концепция и сущность социализации», также были определены этапы социализации (первичная социализация, этап индивидуализации, этап интеграции, этап труда, после этапа труда) и рассмотрены механизмы социализации. В результате его собственного исследования был сделан вывод, что социализация - это непрерывный процесс, который нельзя сводить только к образованию и воспитанию ребенка, и который нельзя продлить или сократить, поскольку он длится всю жизнь.