Основные экономические показатели деятельности предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Ресурсы предприятия и значение их эффективного использования
Эффективность использования ресурсов на предприятии
Система показателей эффективности производства на предприятии
Инновационная  и инвестиционная деятельность предприятия

 

Введение:

Одним из основных требований к функционированию предприятий и их объединений в рыночной экономике является безубыточность хозяйственной и иной деятельности, возмещение расходов за счет собственных доходов и обеспечение определенной доходности и экономической рентабельности.

Основной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности предприятий торговли, являются товарооборот, валовой доход, прочие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

 

Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия

 

Целью анализа объемных показателей эффективности является выявление, изучение и мобилизация резервов для роста доходов, прибыли, увеличения прибыльности при одновременном повышении качества обслуживания клиентов.

В процессе анализа они проверяют степень выполнения планов по торговле, доходам, расходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют их рост. Запасы, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

Для достижения этих целей торговые предприятия должны решить следующие задачи:

  • оценить степень, в которой максимизация прибыли была обеспечена;
  • в случаях убыточной работы, выявить причины такого управления и определить пути выхода из этой ситуации;
  • рассмотреть доходы на основе их сравнения с расходами и определить прибыль от продаж;
  • изучить тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;
  • определить, какая часть дохода используется для возмещения затрат, налогов и получения прибыли;
  • рассчитать отклонение суммы нераспределенной прибыли по сравнению с суммой прибыли от продаж и определить причины этих отклонений;
  • исследовать различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;
  • определить резервы для увеличения прибыли и увеличения прибыльности и определить, как и когда можно использовать эти резервы;
  • изучить области использования прибыли и оценить, предоставляется ли финансирование из собственных средств для развития экономической деятельности.

На практике используется внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ основан на опубликованных отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Его целью является оценка рентабельности предприятия, эффективности использования капитала. Результаты этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятия с акционерами, кредиторами, налоговыми органами и служат основой для определения позиции этого предприятия на рынке, в отрасли и в мире бизнеса.

Естественно, публикуемая информация не затрагивает все сферы деятельности предприятия, содержит агрегированные данные, в основном об их финансовой деятельности, и, следовательно, обладает способностью сглаживать и скрывать негативные явления, возникающие в деятельности предприятий.

Поэтому внешние потребители аналитического материала стараются, по возможности, получать дополнительную информацию о деятельности предприятий в дополнение к тому, что они публикуют.

Наибольшее значение для оценки эффективности и определения мер по увеличению прибыли и повышению прибыльности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных из аналитических, статистических, бухгалтерских и бухгалтерских отчетов.

Аналитик имеет возможность реально оценить положение дел на предприятии. Он может получить из источника достоверную информацию о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от продаж, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, на валовую (балансовую) прибыль и т. д.

Именно внутренний анализ позволяет изучать механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Этот вид анализа играет решающую роль в разработке наиболее важных вопросов конкурентной политики предприятия, которые используются для оценки выполнения поставленных задач и для разработки будущих программ развития.

Этот тип анализа, связанный с изучением прошлых тенденций, называется ретроспективным и направлен на изучение перспективных перспектив.

Комплексный подход к изучению окончательных результатов коммерческой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения в ходе текущей деятельности, способствует отбору лучших вариантов действий на будущее.

 

Основные экономические показатели деятельности предприятия

 

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:

  • экономический эффект;
  • показатели эффективности;
  • период окупаемости капитала;
  • ликвидность;
  • точка безубыточности ведения хозяйства.

Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, - это прибыль.Прибыль это то ради чего и осуществляется предпринимательская деятельность.

Порядок образования прибыли:

Прибыль от реализации продукции (от основной деятельности) (Пр )
|
+ Прибыль от прочей реализации (Ппр )
|
+ Прибыль от внереализационных операций (Пвн )
|
= Балансовая (валовая) прибыль Пб =Пр +Ппр +Пвн
|
- Налоги и сборы (отчисл.)
|
= Чистая прибыль Пч =Пб - отчисл.
|
- Дивиденды (ДВ)
|
- Проценты за кредиты (проц.)
|
= Нераспределенная прибыль Пнр =Пч - ДВ- проц.

 

Прибыль Пр от реализации продукции (продаж) - это разность между выручкой от продаж (Вр ) издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимостью Зпр ), суммой налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизами (АКЦ):

Пр = Вр - Зпр - НДС - АКЦ.

Прибыль от прочей реализации (Ппр ) - это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Она определяется как разница между выручкой от реализации (Впр ) и затратами на эту реализацию (Зр ):

Ппр = Впр - Зр.

Прибыль от внереализационных операций - это разница между доходами от внереализационных операций (Двн ) и расходами по внереализационным операциям (Рвн ):

Пвн = Двн -Рвн.

Доходы от внереализационных операций - это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией продукции.

Расходы по внереализационным операциям - это затраты на производство, которое не дало продукции.

  • Балансовая прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пвн .
  • Чистая прибыль: Пч = Пб - отчсл.
  • Нераспределенная прибыль: Пнр = Пч -ДВ - проц.

 

Порядок распределения прибыли

 

Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Формирование резервного фонда для предприятий отдельных правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующим законодательством.

Накопительный фонд предназначен для создания новой собственности, приобретения основных и оборотных средств. Величина накопительного фонда характеризует способность предприятия развиваться и расширяться.

Фонд потребления предназначен для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному стимулированию персонала предприятия. Фонд потребления состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления, соотношение между которыми существенно зависит от государственного устройства, исторически сложившихся национальных традиций и других политических факторов. По своему природному материальному составу фонд потребления воплощен в потребительских товарах и услугах.

По методике обучения и социально-экономическим формам использования фонд потребления подразделяется на: фонд заработной платы и доходов, фонд общественного потребления, фонд содержания общественных организаций и аппарат управления. Прогресс общества обычно сопровождается ростом реальной заработной платы и доходов, улучшением качества потребительских товаров и услуг, опережая развитие потребительских товаров для долгосрочного использования, культурных и бытовых целей и средств развития непроизводственных сфера.

Тем не менее, рост фонда потребления имеет объективные ограничения; его чрезмерный рост неизбежно приведет к необоснованному сокращению накопительного фонда, что подорвет материальные основы расширенного воспроизводства и экономического роста. Поэтому необходимо стремиться к оптимальному сочетанию фонда потребления и фонда накопления, чтобы обеспечить как высокие и стабильные темпы экономического роста, так и повышение уровня жизни, реальных доходов и потребления населения.

Ограниченность показателей экономического эффекта заключается в том, что нельзя сделать вывод о качественном уровне использования ресурсов и уровне рентабельности предприятия.

Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:

Основные экономические показатели деятельности предприятия .

Часть таких показателей рассматривалась. Например, это показатели фондоотдачи и коэффициент оборачиваемости оборотных средств, которые характеризуют соответственно эффективность использования основных фондов и оборотных средств.

Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Можно выделить следующие основные показатели:

а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп ) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр ) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр ):

Основные экономические показатели деятельности предприятия

б) рентабельность основной деятельности (Rод ) - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:

Основные экономические показатели деятельности предприятия

где Пр.в.п - прибыль от реализации всей продукции;

Зпр.в.п - затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;

в) рентабельность активов (Rа) - отношение балансовой прибыли к итогу среднего баланса (Кср ). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений, деловых партнеров и т.д.:

Основные экономические показатели деятельности предприятия

г) рентабельность основного капитала (Rо.к ) - отношение балансовой прибыли (Пб ) к средней стоимости основного капитала (Офс.г ):

Основные экономические показатели деятельности предприятия

д) рентабельность собственного капитала (Rс.к ) - отношение чистой прибыли (Пч ) к средней стоимости собственного капитала (Кс.с ):

Основные экономические показатели деятельности предприятия ,

Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждый рубль, инвестированный собственником капитала;

е) период окупаемости капитала (Т) - это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч ).

Основные экономические показатели деятельности предприятия .

Этот параметр показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях производственно-финансовой деятельности. Столь многогранное описание производственно-экономических процессов может быть классифицировано по основным направлениям, обеспечивающим дальнейший рост рентабельности с учетом внешнеэкономических или внутрипроизводственных факторов, влияющих на ее значение. К первой группе относятся:

  • природные изменения, влекущие непредвиденный спад поставок сырья, нарушение транспортировки, разрушение или повреждение значимых частей производственного комплекса;
  • регулирование рыночных цен на уровне государственного управления, введение новых процентных ставок, тарифов на предоставление энергоресурсов, штрафных санкций и пр.

Такие факторы возникают независимо от деятельности компании и не могут быть учтены заранее, что оказывает существенное влияние уже на стадии их появления. Степень увеличения рентабельности компании будет сильно зависеть от специализации, например, повышение цены на сахар приведет к увеличению рентабельности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, одновременно ухудшая этот показатель для кондитерских предприятий.

Вторая группа факторов, влияющих на прибыльность предприятия, включает следующие подвиды:

  • обширные производственные факторы;
  • интенсивные производственные факторы;
  • непроизводственные внутренние факторы.

Широкое развитие компании подразумевает увеличение валового оборота за счет привлечения дополнительной рабочей силы, временного фонда труда для персонала и оборудования, использования большего количества авансированных средств без увеличения относительной эффективности отдельных производственных и торговых операций.

Интенсификация экономических процессов внутреннего производства означает улучшение качества конечного продукта, усиление мер по продвижению услуг или продуктов на рынке благодаря работе отдела маркетинга, снижение затрат энергии на единицу продукции или соотношение времени, затрачиваемого на обеспечение обслуживание общего временного фонда, оптимизация использования авансированных средств и ускорение вывода ресурсов, что в большинстве случаев повышает прибыльность.

Своевременное выявление резервных или дополнительных источников привлечения инвестиций и их правильное распределение по перспективным направлениям - модернизация оборудования, применение новых методов маркетинга, своевременное реагирование на изменяющийся спрос и введение новых привлекательных позиций в ассортименте компании, безусловно, увеличит конечную маржу, торговые операции, тем самым увеличивая и доходность.

Тщательное планирование всего производственного цикла с целью устранения потери времени и учета непроизводственных факторов, в том числе социальной защиты работников и окружающей среды, остается важным.

Ликвидность - способность активов быстро продаваться по цене, близкой к рыночной. Ликвидность - это способность превращаться в деньги.

Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем проще и быстрее вы сможете получить полную стоимость актива, тем более он ликвиден. Для товара ликвидность будет соответствовать курсу его продажи по номинальной цене.

В российском бухгалтерском балансе активы предприятия расположены в порядке убывания ликвидности. Их можно разделить на следующие группы:

  • А1. Высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения)
  • А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
  • А3. Медленно реализуемые активы (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а также прочие, не упомянутые выше, оборотные активы);
  • А4. Труднореализуемые активы (все внеоборотные активы).

 

Основные экономические показатели деятельности предприятия

 

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

  • П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства, к которым относится текущая кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и т.п.)
  • П2. Среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства)
  • П3. Долгосрочные обязательства (раздела IV баланса "Долгосрочные пассивы")
  • П4. Постоянные пассивы (собственный капитал организации).

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Идеальным считает ликвидность, при которой выполняются следующие условия:

  • А1 > П1
  • А2 > П2
  • А3 > П3
  • А4 < П4

Точка безубыточного ведения хозяйства. Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде простого вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом затрат.

Соответственно, цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы компенсировать все условно-переменные затраты и получать надбавку, достаточную для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

 

Заключение

 

Как только продано количество единиц продукции (Qcr), достаточное для компенсации условно-постоянных и условно-переменных затрат (общих затрат), каждая проданная единица продукции будет прибыльной. Более того, темпы роста этой прибыли зависят от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в общей структуре затрат.

Таким образом, как только объем проданных единиц достигает минимального значения, достаточного для покрытия полной стоимости, компания получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем этот объем. Тот же эффект имеет место в случае уменьшения объема экономической деятельности, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы снижения продаж.