Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя и его поэтического видения мира. А.С.Пушкин о специфике таланта Гоголя
Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения
Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева
Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении


Введение:

XIX век называют «золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделилось от придворной и «альбомной» поэзии, черты профессионального поэта впервые появились в истории русской литературы, лирика стала более естественной, простой, более гуманной. Этот век дал нам таких мастеров. Не забывайте, что литературный скачок, который произошел в XIX веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса XVII-XVIII веков. XIX век - время становления русского литературного языка.

XIX век начался с расцвета сентиментализма и роста романтизма. Эти литературные движения нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Гуманизм русской классической литературы

Основным источником художественной силы русской классической литературы является ее тесная связь с народом. В служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Н.А.Некрасов отдал свою лиру борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - со всеми различиями в художественной форме и идеологическом содержании их произведений, объединяет глубокая связь с жизнью народа, правдивость изображение реальности, искреннее желание служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусство для искусства», они были глашатаями социально активного искусства, искусства для людей. Раскрывая моральное величие и духовное богатство трудящихся, они пробуждали у читателя симпатию к простым людям, веру в силу народа, его будущее.

Начиная с XVIII века русская литература вела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостничества и самодержавия:

  1. Это Радищев, который изобразил самодержавную систему той эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
  2. Это Фонвизин, который оскорбил грубых крепостных, таких как Простаковы и Скотинины.
  3. Это также Пушкин, который считал самой важной заслугой то, что в «своем жестоком возрасте он прославлял свободу».
  4. Это Лермонтов, который был сослан правительством на Кавказ и нашел там свою безвременную смерть.

Нет необходимости перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с серьезностью социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать глубину и широту ее постановки моральных проблем.

Русская литература всегда пыталась пробудить в читателе «добрые чувства», протестуя против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свои голоса в защиту «маленького человека», скромного рабочего, после них были взяты под защиту «униженные и оскорбленные» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

В то же время в русской литературе росло сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта идея особенно отчетливо проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, которые осуждали любое проявление смирения и подлости.

Большое место в русской классической литературе отводится нравственным проблемам. При всем многообразии толкований морального идеала разными авторами легко увидеть, что все позитивные герои русской литературы характеризуются неудовлетворенностью сложившейся ситуацией, неутомимым поиском правды, неприятием пошлости, стремлением активно участвовать в общественной жизни и готовность жертвовать. По этим признакам герои русской литературы значительно отличаются от героев западной литературы, действия которых по большей части направлены на погоню за личным счастьем, карьерой и обогащением. Герои русской литературы, как правило, не представляют своего личного счастья без счастья своей родины и народа.

Русские писатели отстаивали свои яркие идеалы прежде всего художественными образами людей с теплыми сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.).

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе...».

Русская литература конца XVIII - начала XIX веков

Основные черты литературных направлений

Литературное направление - это работа писателей, которые имеют общность взглядов на цели и задачи искусства.

Различают следующие литературные направления:

  1. Классицизм.
  2. Сентиментализм.
  3. Романтизм.
  4. Реализм.

Классицизм (образцовый, первоклассный)

В XVIII веке произведения Древней Греции и Древнего Рима считались образцовыми, достойными подражания. Изучение их позволило писателям разработать правила для своих произведений.

Познать жизнь и отразить ее в литературе можно только с помощью разума.

Все жанры литературы должны строго делиться на «высокие» и «низкие».

«Высокие» были наиболее популярны, к ним относились:

  1. Трагедии.
  2. Оды.
  3. Поэмы.

К «низким» относились:

  1. Комедии.
  2. Сатиры.
  3. Басни.

В «высоких» жанрах прославлялись благородные поступки людей, которые ставили долг перед Отечеством выше личного благополучия. «Низкие» отличались большим демократизмом, писались более простым языком, сюжеты брались из жизни и недворянских слоев населения.

Трагедии и комедии должны были строго соблюдать правила «трех единств»:

  1. Единство времени (требовало, чтобы все события укладывались в срок, не превышающий одних суток).
  2. Единство места (требовало, чтобы все события происходили в одном месте).
  3. Единство действия (предписывало, чтобы сюжет не осложнялся лишними эпизодами).

Для своего времени классицизм имел позитивное значение, так как писатели провозглашали важность человека, выполняющего свои гражданские обязанности.

Русский классицизм связан прежде всего с именем гениального ученого и замечательного поэта Михаила Васильевича Ломоносова.

Сентиментализм - от французского слова «сентиментальный» - чувствительный.  

В центре изображения писатели ставят повседневную жизнь обычного человека, его личные эмоциональные переживания, его чувства. Сентиментализм отверг строгие правила классицизма. При создании произведения писатель опирался на свои чувства и воображение. Основными жанрами являются семейные и бытовые романы, чувствительные истории, описания путешествий и т.д.

Романтизм

Основные черты романтизма:

  1. Борьба против классицизма, борьба против правил, стесняющих свободу творчества.
  2. В произведениях романтиков ясно проявляется личность писателя, его переживания.
  3. Писатели проявляют интерес ко всему необыкновенному, яркому, загадочному. Основной принцип романтизма: изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах.
  4. Для романтиков характерен интерес к народному творчеству.
  5. Романтические произведения отличаются красочностью языка.

Наиболее ярко в русской литературе романтизм проявился в творчестве В.А.Жуковского, поэтов-декабристов, в ранних произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Реализм

«Реализмом, - говорил М.Горький, - именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни». Главной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Типичными мы называем те образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены наиболее важные черты, характерные для определенного исторического периода для определенной социальной группы.

В формировании русского реализма в начале XIX века важную роль сыграли И.А.Крылов и А.С.Грибоедов, но А.С.Пушкин был настоящим основателем русской реалистической литературы.

Литература второй половины XIX века

Особенности развития русской литературы в 60-90-е годы XIX века

Изучение литературы тесно связано с изучением истории, с изучением освободительного движения.

Все освободительное движение в России можно разделить на три этапа:

  1. Декабристский (дворянский) - с 1825 г по1861 г. (Рылеев, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен, Белинский и др.).
  2. Буржуазно-демократический (разночинский) - с 1861г по 1895 г. (Некрасов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Добролюбов и др.).
  3. Пролетарский - с 1895 года (родоначальником пролетарской литературы по праву считается А.М.Горький).

60-е годы XIX века - одна из самых ярких страниц в истории идеологического и художественного развития нашей страны. За эти годы работы таких замечательных писателей, как Островский, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов и др., Таких талантливых критиков, как Добролюбов, Писарев, Чернышевский и другие, такие блестящие художники, как Репин, были раскрыты во всей их красоте и сила. Крамского, Перова, Сурикова, Васнецова, Саврасова и других, таких выдающихся композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков и др.

В 60-х годах XIX века и Россия вступила во второй этап освободительного движения. Узкий круг знатных революционеров был заменен новыми бойцами, которые называли себя простолюдинами. Это были представители мелкой знати, духовенства, чиновники, крестьяне, интеллигенция. Они охотно обращались к знаниям и, освоив их, передавали свои знания людям. Самая самоотверженная часть простых людей встала на путь революционной борьбы с самодержавием. Этому новому бойцу был нужен поэт, чтобы выразить свои идеи. Н.А.Некрасов стал таким поэтом.

К середине 50-х годов XIX века стало ясно, что «узел всего зла» в русском языке - крепостное право. Все это поняли. Но не было единого мнения о том, как от него избавиться. Демократы во главе с Чернышевским призывали народ к революции. Им противостояли консерваторы и либералы, которые считали, что крепостное право должно быть отменено путем реформ «сверху». В 1861 году царское правительство было вынуждено отменить крепостное право, но это «освобождение» оказалось обманом, поскольку земля оставалась собственностью помещиков.

Политическая борьба между демократами, с одной стороны, и консерваторами и либералами, с другой, нашла отражение в литературной борьбе. Арена этой борьбы была, в частности, журнал «Современник» (1847 - 1866), а после его закрытия, журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884).

Журнал «Современник»

Журнал был основан Пушкиным в 1836 году. После его смерти в 1837 году редактором журнала стал друг Пушкина, профессор Санкт-Петербургского университета Плетнев.

В 1847 году журнал был взят в аренду Н.А.Некрасовым и И.И.Панаевым. Им удалось собрать все лучшие литературные силы того времени вокруг журнала. Критическим отделом руководили Белинский, Герцен, Тургенев, Григорович, Толстой, Фет и другие, опубликовавшие свои работы.

В период революционного подъема Чернышевский и Добролюбов вошли в редакцию «Современника». Они превратили журнал в оружие в борьбе за свержение самодержавия. В то же время среди сотрудников журнала были отмечены непримиримые противоречия между демократическими и либеральными писателями. В 1860 году в редакции произошел раскол. Поводом послужила статья Добролюбова «Когда наступает сегодняшний день», посвященная роману Тургенева «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, не согласился с революционной трактовкой своего романа и после публикации статьи в знак протеста покинул редакцию. Вместе с ним из журнала вышли другие либеральные писатели: Толстой, Гончаров, Фет и др.

Однако после их ухода Некрасову, Чернышевскому и Добролюбову удалось сплотить талантливую молодежь вокруг Современника и превратить журнал в революционную платформу эпохи. В результате в 1862 г. издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев, а в 1866 г. оно было полностью закрыто. Традиции «Современника» продолжил журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884), который издавался под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Мировое значение русской литературы XIX века

Мы находим замечательную оценку высоких достижений русской классической литературы у Максима Горького: «Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией.

В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный, я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такой силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта.

Значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой» «Гигант Пушкин - величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, Достоевский, чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси. Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их».

По словам М.Горького, выделяются две черты русской литературы: ее необычайно быстрое расцветание, которое в конце XIX века поставило ее на первое место среди мировых литератур, и обилие талантов, рожденных в России.

Быстрый расцвет и изобилие талантов являются яркими внешними показателями блестящего пути русской литературы. Каковы особенности, которые превратили его в самую передовую литературу в мире? Это ее глубокая идеология, национальность, гуманизм, социальный оптимизм и патриотизм.

Глубокий идеологический и прогрессивный характер русской литературы определялся ее неизменной связью с освободительной борьбой народа. Прогрессивная русская литература всегда отличалась демократией, которая выросла из борьбы с самодержавно-крепостным режимом.

Активное участие русских писателей в общественной жизни страны объясняет быструю реакцию литературы на все важнейшие изменения и события в жизни России. «Больные вопросы», «проклятые вопросы», «великие вопросы» - так характеризовались те социальные, философские и моральные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого на протяжении десятилетий.

Начиная с Радищева и заканчивая Чеховым, русские писатели XIX века говорили о моральном вырождении правящих классов, о произволе и безнаказанности одних и отсутствии прав других, о социальном неравенстве и духовном порабощении человека. Вспомним такие произведения, как «Мертвые души», «Преступление и наказание», сказки Щедрина, «Кому на Руси жить хорошо», «Воскресение». Их авторы подошли к решению наиболее острых проблем современности с точки зрения подлинного гуманизма, с точки зрения интересов народа.

К каким бы аспектам жизни они ни прикасались, на страницах их творений всегда можно было услышать: «кто виноват», «что делать». Эти вопросы звучали в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», в «Обломове» и «Грозе», «Преступлении и наказании», в рассказах и драмах Чехова.

Идея благосостояния народа постоянно выражалась в произведениях русских классиков. С этой точки зрения они смотрели на все вокруг, на прошлое и будущее. Национальность нашей литературы - одно из ее высших идеологических и эстетических достижений.

Национальность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее особенностью - патриотизмом. Беспокойство за судьбу родной страны, боль, вызванная бедами, которые она пережила, желание заглянуть в будущее и вера в него - все это было присуще великим писателям русской земли.

Заключение

Русская литература XIX века развивалась по пути реализма, правдивого изображения реальности. Белинский видел истинную истину жизни в произведениях Пушкина и Гоголя. По этому пути он руководил работой русских писателей. «Герой…моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда», - писал в «Севастопольских рассказах Л.Н.Толстой. «Трезвый реализм» Толстого, Чехова, Салтыкова-Щедрина и других русских писателей XIX века освещал все стороны русской жизни необычайной широтой и правдивостью.

Реализм русской литературы XIX века - это в основном критический реализм. Критическое изображение жизни - «срывать все и всякие маски» - один из самых сильных аспектов русской литературы XIX века. Но, критически изображая реальность, русские писатели одновременно стремились воплотить свои идеалы в позитивные образы. Происходя из самых разных социальных слоев (Чацкий, Гриша Добросклонов, Пьер Безухов), эти герои идут разными путями в жизни, но их объединяет одно: интенсивный поиск правды жизни, борьба за лучшее будущее.

Русские люди по праву гордятся своей литературой. Постановка важнейших социально-нравственных вопросов, глубокое содержание, отражающее всемирно-историческую значимость задач русского освободительного движения, универсальное значение образов, национальность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили ее влияние на литературу всего мира.