Организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Это связано, в первую очередь, с наличием кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования, с нашей неспособностью осознанно и оперативно решать насущные социальные проблемы. Разрушение старой системы образования, централизованной, ориентированной исключительно на выполнение государственного социального заказа, привело в условиях денационализации общественной жизни к состоянию растерянности многих, многих учителей, учебных заведений и органов управления образованием. В конце концов, теперь, освобождая себя от необоснованных иллюзий или отношений с потребителем, вы должны многому научиться делать это самостоятельно: понимать смысл и цель своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их реализации и гораздо больше того, что входит в содержание проекта. Поэтому существует острая необходимость в обучении проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. И не только в образовании. Не случайно в базовую учебную программу была добавлена ​​новая строка о деятельности по проекту, и одним из параметров нового качества образования является способность  проектировать.

 

Особенности проектной деятельности учащихся


Анализ мирового опыта позволяет установить широкое использование метода проектов в образовательных системах разных стран. Причина в том, что в информационном обществе, в котором знания о мире быстро устаревают, необходимо не только передавать объем того или иного знания студентам, но и учить их, как приобретать эти знания самостоятельно, чтобы иметь возможность использовать полученные знания для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет новые области профессиональной деятельности возникают и становятся востребованными, отходят на второй план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует, чтобы люди были очень мобильны. Неслучайно известный лозунг «Образование для жизни» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить на слоган «Образование через жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему придется учиться всю жизнь: изучать новые материалы, новое оборудование, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
Формирование универсальных образовательных действий, в частности способности самостоятельно приобретать знания, осознанно применять их в практической деятельности, стремление найти решение образовательных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, наиболее успешно осуществляется в процессе проектной деятельности школьников.
В ФГОС общего образования этот вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных способов достижения предмета, мета-предмета и личных результатов учащихся, начиная с начальной школы.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

  • Использование учащимися базовых знаний и навыков, приобретенных ими в классе, для поиска и решения различных, в том числе социальных, семейных, личных проблем;
  • Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности детей, когда они заинтересованы в поиске путей решения своих проблем, усвоении новой информации и новых способов работы;
  • Многомерный анализ сложных объектов с точки зрения нескольких наук, который стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся связь между различными явлениями, приближая процесс обучения к реальным жизненным ситуациям;
  • Участие детей в социально значимых, творческих и трансформационных мероприятиях, что обеспечивает формирование различных социальных компетенций, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Прежде всего необходимо различать понятия «проектное обучение», «метод проекта», «проектная деятельность».
Проектное обучение можно рассматривать как дидактическую систему, а метод проекта - как компонент системы, как педагогическую технологию. Проектная деятельность является компонентом проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта с объективной или субъективной новизной. Это творческая работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются студентами и осуществляются ими в процессе теоретического изучения информации и практической реализации созданных идей.
Проектная деятельность школьников сопровождается учителем. Отсюда следует, что другой стороной, составляющей проекта обучения, является деятельность учителя.
Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проекта», «проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проекта и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.
Очень часто вы можете найти сочетание «проектная  и исследовательская деятельность». Также следует различать эти понятия, хотя они тесно взаимосвязаны. Принципиальное различие между проектной деятельностью заключается в том, что в результате этого создается собственный продукт (проект), который отличается своей новизной (объективной или субъективной) и может быть использован на практике. Исследование - это поиск в определенной области, который может привести к получению любой информации о проблеме, позволяющей студенту сделать независимые выводы.


Метод проекта и его место в современных методах


Метод проекта основан на развитии познавательных навыков студентов, умении самостоятельно конструировать свои знания, умении ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического и творческого мышления.

Метод проекта из области дидактики, частных методов, если он используется в рамках конкретной темы. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций по овладению определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. Это путь знания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проекта, мы имеем в виду именно то, как достичь дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технологии), которая должна закончиться очень реальным, ощутимым практическим результатом, сформулированным в одном виде или другой.
Метод проекта основан на идее, составляющей суть понятия «проект», его прагматической ориентации на результат, который можно получить при решении конкретной практически или теоретически значимой задачи. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Чтобы достичь такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия различных решений, умение устанавливать причинно-следственные связи, отношения.
Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют за определенный промежуток времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Метод проекта всегда предполагает решение проблемы. Решение проблемы включает в себя, с одной стороны, использование совокупности, различных методов, учебных пособий, а с другой - требует интеграции знаний, навыков для применения знаний из различных областей науки, техники, технологии, и творческие поля. Результаты выполненных проектов должны быть, как говорится, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если оно практическое, - конкретный результат, готовый для использования (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проекта как о педагогической технологии, то эта технология предполагает сочетание исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей природе.
Метод проекта позволяет наименее ресурсоемким способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетенций студентов. При работе над проектом у студентов есть исключительная возможность развить навыки решения проблем (поскольку обязательным условием для реализации метода проекта в школе является решение их собственных проблем для учащихся с помощью инструментов проекта), а также освоение методы деятельности, составляющие коммуникативные и информационные компетенции.
По своей сути проектирование - это самостоятельная деятельность, которая отличается от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как фундаментальный способ планирования и осуществления изменений в реальности.
Деятельность проекта включает следующие этапы:

  • разработка плана проекта (анализ ситуации, анализ проблем, постановка целей, планирование);
  • выполнение проектного плана (выполнение запланированных мероприятий);
  • оценка результатов проекта (новое / измененное состояние реальности).
  • проектные мероприятия в школе охватывают все уровни.

В начальной школе (1-4 классы) проектные мероприятия проводятся на уроках, на бесплатной самостоятельной работе, после уроков. Отрабатываются совместные проекты всего класса, проекты, реализуемые совместно с родителями, и индивидуальные проекты.
В начальной школе (5–9 классы) проекты чаще всего творческие. Метод проекта на данном этапе позволяет самостоятельно накапливать опыт, и этот опыт становится движущей силой для ребенка, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития человека.
Особенностью проектов на уровне старшего образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение междисциплинарным проектам, проектам с социальной направленностью.


Проектная деятельность является инновационной, поскольку включает в себя преобразование реальности, построена на основе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и улучшить.

Целью проектной деятельности  является понимание и применение студентами знаний, навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Образовательный проект - это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых студентами самостоятельно (парами, группами или индивидуально) с целью практического или теоретического решения существенной проблемы.


Для чего нужен метод проекта

  • Научить студентов самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, законов науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать независимые обоснованные решения.
  • Научить командной работе, выполняя разные социальные роли.

 

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся


В настоящее время возросла роль некоторых личностных черт, которые ранее были необязательными для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми различных профессий, культур и т. д. Эти качества получили название «основные компетенции».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предлагается использовать современные ключевые компетенции, которые также определяются как система «универсальных знаний, умений и навыков», как опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности», для оценки качества образовательного содержания.
Проанализировав существующие интерпретации концепции компетенции, мы пришли к ее пониманию. Под компетенцией мы понимаем результат обучения, готовность студента к достижению цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за рамки традиционных представлений о нем как о системе передачи объема знаний и формирования соответствующих им навыков. На современном этапе именно компетентность становится показателем нового качества образования.
Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном обществе, трансляции норм и ценностей научного сообщества в систему образования.
Современное развитие общества, экономики и образования обусловливает необходимость разработки механизмов формирования личности 21 века - человека, способного анализировать сложившуюся ситуацию, активно участвовать в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях.

 

Суть метода проекта


Набор методов, используемых в проектной деятельности

  • Исследования (дискуссии, эвристические разговоры);
  • Поиск (мозговые атаки);
  • Научный метод (ролевые игры);
  • Рефлексивные.

Интеллектуальные навыки, необходимые при использовании метода проекта

  1. Знания в предметной области (навыки в предметной области);
  2. Интеллектуальные навыки критического мышления (поиск информации, понимание, синтез, анализ, применение, оценка);
  3. Коммуникативные навыки (навыки совместной деятельности).

Проблемные уровни

Общей основой для уровня обзора проблем является степень самостоятельной умственной деятельности студентов:

  • 1-й уровень соотносится с проблемным представлением преподавателем учебного материала;
  • 2-й уровень означает, что учитель создает проблемную ситуацию и решает ее вместе со студентами;
  • 3-й уровень предполагает, что учитель создает проблемную ситуацию, а студент самостоятельно решает ее;
  • 4-й уровень указывает на полную самостоятельность студента, который сам находит проблему и решает ее сам, тем самым решая возникшую проблемную ситуацию.

 

Принципы организации проектной деятельности

 

  • Проект должен быть осуществимым.
  • Обеспечить руководство проектом преподавателями.
  • Каждый студент должен четко показать свой вклад в реализацию проекта.
  • Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
  • Проводить обучение для студентов для выполнения проектов.
  • Создать необходимые условия для успешной реализации проектов.
  • Обязательное представление результатов проекта.

При выборе объектов проектной деятельности и их организации преподаватель должен учитывать ряд требований, среди которых наиболее значимыми являются:

  • творческий характер постановки и решения проблемы, требующей комплексных знаний, поиска исследований для ее решения;
  • готовность студентов к этому виду деятельности;
  • интерес студентов к проблеме, необходимость ее решения;
  • приобретение студентами новых знаний, разработка новых методов деятельности, формирование СУД, необходимых для реализации проекта;
  • личная и социальная значимость проекта;
  • обеспечение субъективной позиции студентов;
  • самостоятельная деятельность школьников;
  • использование различных средств для обеспечения исследовательского, творческого характера деятельности;
  • практическая направленность и осуществимость проекта.

Необходимо обеспечить следующие условия деятельности проекта:

  • Соответствие проектного задания индивидуальным возможностям детей;
  • Использование, закрепление ранее приобретенный, социальный опыт при решение проблемы;
  • Диалог и гибкий характер взаимодействия между учителем и ребенком в процессе реализации проекта, основанный на вопросах, побуждающих ребенка к добровольному поиску, самостоятельной познавательной деятельности;
  • Наличие необходимых материально-технических средств;
  • Соответствие проекта экологическим и экономическим требованиям;
  • Обеспечение безопасных условий труда для детей;
  • Использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями, новыми людьми.

Успешность реализации этих принципов организации проектной деятельности, прежде всего, зависит от характера взаимодействия учителя и ученика. Главное для учителя - это управление самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он сопровождает работу ребенка над проектом, выступая в качестве наставника, координатора, консультанта. Призывает ребенка искать, думать, решать самостоятельно, проявлять активность, выдвигать идеи, достигать намеченного результата, создает ситуации успеха и ответственности для каждого ребенка.

Индивидуальный подход важен в проектной деятельности, поэтому успех проектной деятельности основан на знании способностей каждого ребенка, способности побуждать и заставлять каждого ученика принимать свои собственные решения.

 

Характеристики успешной деятельности проекта


Дети находятся в центре образовательного и воспитательного процесса, то есть учащиеся строят образовательную, социальную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями. Проект имеет четкие цели и конкретные запланированные результаты. Учащиеся участвуют в различных мероприятиях (постановка целей, исследования, дизайн и т. д.). Дети участвуют в различных видах оценки на всех этапах проектной деятельности. Проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с внешним миром, людьми. Дети представляют свои достижения через конечный продукт исследования, оптимальное использование информационных технологий, дети развивают навыки мышления высокого уровня.
Разнообразные образовательные инструменты используются для поддержки различных стилей восприятия и работы с информацией и поведением детей.


Типология проектов


Признаки типологии.
Проект доминирующей деятельности:

  • Исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные (практико-ориентированные);
  • Ознакомительно-ориентировочнаяи (Исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, креативный).

Уровень творчества:

  • исполнительный;
  • созидательный;
  • творческий.

Предметная область:

  • Монопредметный проект (в рамках одной области знаний) - он идеально вписывается в систему урока;
  • Междисциплинарный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум или более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к занятиям.
  • Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняемый на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Он используется в качестве дополнения к образовательной деятельности, имеет характер исследований.

Характер координации проекта:

  • Проект с открытой координацией - прямой (жесткий, гибкий),
  • Проект со скрытой (неявной) координацией - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, типичный для телекоммуникационных проектов).

 

Природа контактов:

  • Внутриклассный;
  • Внутришкольное
  • Региональный;
  • Международный.

Количество участников проекта:

  • Индивидуальные;
  • Парные (между парами участников);
  • Группа (между группами участников).

Возрастная структура исполнителей:

  • Одновозрастной;
  • Разного возраста.

Продолжительность проекта:

  • Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны в один или два урока;
  • Средняя продолжительность (от недели до месяца);
  • Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев, лет).

База исполнения:

  • Школьный;
  • Внешкольный;

Назначение:

  • · Повышение квалификации;
  • · Личные (семейные);
  • · Общественный;
  • · Производственный

Работа над проектами осуществляется поэтапно. Метод проекта как педагогическая технология не предполагает строгой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом можно разделить на 5 этапов. Следует отметить, что принципы построения проектов одинаковы, совершенно «взрослые» проекты строятся так же, как проекты, созданные студентами. Поскольку речь идет о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение.


Этапы организации проектной деятельности школьников 

 
Структура и, соответственно, этапы деятельности проекта могут быть представлены линейно: потребность-проблема-исследование-исходные идеи-оценка идей- разработка лучшей идеи (идей)-планирование- производство-тестирование-оценка.

 

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

 

 

Роль учителя

Роль учителя в реализации проектов варьируется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах учитель выступает в роли фасилитатора, то есть помощника. Учитель не передает знания, но обеспечивает деятельность ученика, то есть:
советует. Учитель провоцирует вопросы, мысли, самооценку деятельности, моделирование различных ситуаций, преобразование образовательной среды и т. д. При реализации проектов учитель является консультантом, который должен воздерживаться от подсказок, даже когда он видит, что студенты «делают что-то не так», он его мотивирует.
Высокий уровень мотивации в деятельности является ключом к успешной работе над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, которые раскрывают учащимся ситуацию с проектной деятельностью как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Помощь студентам при работе над проектом не выражается в передаче знаний и навыков, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, студент должен был выучить их минимальный набор на уроках, предшествующих работе над проектом, другая необходимая информация будет получена путем работы по сбору информации на разных этапах проекта. Преподаватель также не указывает в форме оценки недостатки или ошибки в действиях ученика, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, мысли, самооценку деятельности, моделирует различные ситуации.
Надзор, проводимый руководителем проекта, направлен на получение информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и послужит основой его действий для оценки уровня, сформированного компетенциями студентов, с другой.
Самым важным методом в проектной деятельности является вопрос. Вопросы учителя, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. Более того, важно, чтобы учитель искал независимое мнение, ответ на вопрос самими детьми. Он выделяют фундаментальный вопрос, интересный для детей, не имеющий четкого ответа, но мотивирующий детей на познавательную деятельность, поиск. Такой вопрос может стать основой для запуска проекта.

Описание типичных вопросов:

  • закрытые, предлагая однозначный ответ;
  • открытые, начиная со слов: где, когда, сколько, кто;
  • альтернативные, дающая право выбора (в случае затруднений);
  • оценочные, помогающий выразить мнение о предложенной идее (кому понравилась идея? что? вам понравилась сотня в этом решении проблемы?);
  • проблемные, требующие установления причинно-следственных связей (почему вы выбрали этот вариант? зачем вам это нужно? почему не сработало?);
  • уточнения, позволяющие уточнить информацию, выяснить детали (с кем можно проконсультироваться? К кому обратиться за помощью?);
  • подведение итогов, приводящее к окончательному решению (я правильно понял.?)

Роль ученика
Роль учащихся в образовательном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они являются его активными участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, студент становится предметом деятельности. В то же время студенты могут свободно выбирать методы и виды деятельности для достижения своих целей. Никто не навязывает им, как и что делать. Следует признать, что каждый студент имеет право: не участвовать ни в одном из текущих проектов, участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях, начать новый проект в любое время.

Организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения.
Роль студента в реализации проекта варьируется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: выбирает (принимает решения).
Следует помнить, что предоставленное студенту право выбора является не только фактором мотивации, формирующим чувство собственности. Выбор должен быть закреплен в сознании студента как процесс принятия ответственности, строить систему взаимоотношений с людьми.
Речь идет не только об участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить другую ролевую позицию. Выходя из школы в поисках информации или для проверки (реализации) вашей идеи, вы вступаете в отношения со взрослыми (библиотекарь, уборщик и т. д.) и сверстниками с новых позиций. По отношению к взрослым происходит переход от позиции социального инфантильности (он ответственный опекун, я - безответственный потребитель) к позиции сотрудничества (он профессионал, который выполняет свою работу, принимает решения, я человек кто занимается конкретным делом и несет за него ответственность)
На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Студент оценивает «чужой» продукт - информацию с точки зрения его полезности для проекта, предлагаемых идей с точки зрения их реализма и т. д. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Чтобы научить студентов адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность задуматься над тем, что каждый из них внес в проект, каковы составляющие успеха, что не удалось (недоразумение, нехватка информации, неадекватное восприятие их возможностей и т. д.) Даже самый успешный проект не имеет большого положительного педагогического значения. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин сбоев, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок повышают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новым знаниям, если «провал» проекта вызван неверно истолкованным информация или непроверенные данные. Это отражение позволяет сформировать оценку (самооценку) мира и себя в микро- и макросоциуме.

Важным моментом в организации проектных мероприятий является обучение школьников умению проектировать.


Методы творчества, применяемые при проектировании


Аналогия - это метод решения проблемы, который использует существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. д.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и его превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно сводится к решению, адекватному плану. Такое проектирование связано с функциональным дизайном, то есть проектированием не объекта (вещи), а метода (функции): мы проектируем не печь, а метод обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.
Ассоциация - это метод формирования идеи. Творческое воображение апеллирует к различным представлениям об окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления студента, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность являются одними из важнейших задач при подготовке творческого человека, способного мобильно реагировать на окружающую среду и извлекать из него продуктивные ассоциации.
Неология - это метод использования идей других людей. Например, вы можете искать форму на основе пространственной перестановки прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каков наилучший способ сделать это? Это решает проблему?
Эвристическая комбинация - метод перестановок, предполагающий замену элементов или их замену. Это можно описать как комбинаторный поиск решений макета. Этот метод может дать довольно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а затем найти рациональное ядро ​​в этом. Так, художники-авангардисты в моде часто используют именно эвристические комбинации.

Антропотехника - это метод, который предполагает привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок существует правило: замок должен быть удобен для его открытия одной рукой; зонт должен быть открыт нажатием кнопки также одной рукой. Вспомните, как сейчас владельцы открывают машину - нажатием одной кнопки на брелоке. Все это антропотехника.


Методы, которые обеспечивают новые парадоксальные решения: инверсия, мозговой приступ, осада мозга.
Инверсия. Проектирование метода от обратного. Это, казалось бы, абсурдная перестановка - это «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получать совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежду со стежками наружу и т. д.).
Мозговой штурм - коллективное генерирование идей в очень короткие сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Основное предположение: среди большого количества идей может быть несколько успешных. Основные условия: команда должна быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; любая критика запрещена; процесс записывается, затем идеи анализируются.
Мозговая осада также является методом проведения быстрого опроса участников с запретом критики. Но в отличие от предыдущей, каждая идея доведена до своего логического завершения, поэтому процесс длительный, отсюда и название «осада».


Возможности проектно-исследовательской деятельности студентов по решению проблем развития и коррекции

 

  • Формирование и развитие общеобразовательных навыков.
  • Регулирование отношений в детской команде.
  • Вовлечение детей и взрослых в решение проблемы.
  • Повышенная самооценка ребенка.
  • Развитие учебной мотивации
  • Углубление интереса к развитию личности и многих других.
  • Преимущества метода проекта

Метод проектов - это набор техник и техник, которые позволяют создавать учебные ситуации, в которых студент ставит и решает свои собственные проблемы, а также технологию поддержки самостоятельной деятельности студента. Проект - это набор действий, специально организованных учителем и независимо выполняемых детьми для решения субъективно значимой проблемы учащегося, кульминацией которого является создание продукта и его презентация в рамках устной или письменной презентации.
Метод проекта имеет несколько преимуществ:

  • Позволяет организовать образовательную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • Успешно интегрируется в учебный процесс;
  • Легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достичь целей, поставленных любой программой, стандартом обучения по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения российской дидактики, педагогической психологии и частных методов;
  • Этот метод является гуманистическим, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, дружелюбие по отношению к учителю и друг другу;
  • Проекты объединяют детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, командную работу и ответственность за командную работу;
  • Позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления студентом объема знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступа к информационным ресурсам.

Проектное обучение стимулирует истинное обучение самих студентов, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует много дидактических подходов;
  • мотивированный, что означает повышение интереса и вовлеченности в работу по мере ее завершения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном случае;

Это приносит удовлетворение студентам, использующим продукт своего труда.


Повышенный интерес к методу проекта объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования: интеграция учебного содержания, развитие навыков пользователя в области информационных технологий, формирование информационных, коммуникационных и социальных компетенций, формирование у студентов особого отношения к себе как к предмету знаний, практических навыков и умений.
Навыки, приобретенные студентом в процессе проектирования, в отличие от «основанных на знаниях» обучения, формируют осмысленное выполнение жизненно важных умственных и практических действий. Другими словами, формируются компоненты познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К ним, например, относятся: умение определять потребности в улучшении объективного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг), способность понимать задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и учителем, требования к представлению выполненной работы или ее частей, умение планировать конечный результат работы и представлять его в устной форме, умение планировать действия, то есть управлять бюджетом времени, усилий, денег. Составьте последовательность действий с приблизительными оценками времени, проведенного на этапах; - умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования, умение вносить коррективы в ранее принятые решения, умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования,  формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оборудование и т. д.). Умение выражать идеи, конструктивные решения с использованием технических чертежей, схем, эскизов чертежей, макетов, умение самостоятельно искать и находить необходимую информацию, умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в устной форме, способность оценивать результаты достижения запланированных, с точки зрения объема и качества выполнения, трудозатрат, новизны, умение оценивать проекты, выполненные другими, способность понимать критерии оценки проекта, умение защищать свой проект при публичной защите проектов, умение конструировать представления о профессиональной дизайнерской деятельности, об индивидуальности дизайнера, проявляющегося в результате готового продукта.

 

Вывод:

 

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они приводят к изменению традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ умственного и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативы, общения, самостоятельного мышления. А методология проектирования для истории и обществоведения имеет большой потенциал: развивающий, образовательный, образовательный, психологический. Эти возможности могут быть реализованы в сочетании с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания. Используются ли сегодня проекты как часть образовательного процесса в школе, дополнительного образования и как способ организации жизни в подростковых объединениях? И, по крайней мере, в отношении школы, использующей проектный подход, остается много вопросов: как совместить проектный подход с системой уроков в классе? Как построить другой учебный процесс, основанный главным образом на системе проектов? Как связать нынешнее понимание образовательного стандарта с ценностями и способами организации жизни в проекте? и т. д. Но уже понятно, что применение метода проекта помогает решать такие болезненные проблемы, как недостаточная мотивация студентов, их отчужденность от проблем и ценностей образования и культуры в целом, изоляция знаний от жизни и т. д. И этот впечатляющий список «побед» метода проекта вдохновляет на новый поиск возможностей для его применения в повседневной практике преподавания. Известно, что работа по методике проекта требует от учителя достаточно высокого педагогического мастерства. Поэтому учителя, которые предлагают собственные разработки образовательных проектов, являются не просто учителями-новаторами, они одновременно и прикладные ученые, и методологи в этой области. Преподавателю массовой педагогической практики, метод проектов, конечнопод силу, но после специальной подготовки. Обучение преподавателей проектной деятельности является обязательным условием для реализации методики обучения проекта на практике. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Оно должно быть специально пробуждено, систематически разработано и тщательно взращено. Сегодня, даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человеческое существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть, чтобы иметь возможность проектировать наше взаимодействие с постоянно и непредсказуемо меняющимся миром. Это означает, что мы должны учиться непрерывно и безостановочно.