Организация проблемного обучения в современной школе (на примере изучения конкретного учебного предмета).

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Актуальной социальной задачей школы на современном этапе является подготовка выпускников к жизни, воспитание учащихся в готовности к изменениям, развитие таких качеств, как мобильность, конструктивность и способность к обучению. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способность к сотрудничеству. Поэтому акцент делается с подхода, основанного на знаниях, в образовании на подход, основанный на компетенциях.

Основной ценностью компетентностного подхода к образованию является не усвоение объема информации, а развитие студентов с такими навыками, которые позволили бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых невозможно заранее разработать соответствующие средства. Их нужно найти в процессе разрешения и достижения таких желаемых результатов.

Одной из целей обучения является подготовка студентов, обученных в широком смысле этого слова, оснащение их знаниями, навыками в той мере, в которой они будут необходимы для активной творческой, производственной и социальной деятельности.

В современных школах новые образовательные цели достигаются многими способами. Некоторые учителя используют в своей работе традиционные образовательные технологии, другие внедряют инновационные технологии: проблемный поиск, коммуникативное обсуждение, игровые, психологические, основанные на деятельности, рефлексивные.

Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно рассматривать как развитие обучения, и педагогически правильно организованное обучение не может быть проблематичным.

Психолого-педагогическая наука давно доказала тот факт, что умственное развитие способностей человека осуществляется в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, когда возникает необходимость в новых знаниях.

Современная педагогика и психология доказывают, что успех интеллектуального развития ребенка достигается в основном на уроке, когда учитель, зная, как организовать «проблемное обучение», помогает повысить эффективность обучения и активизирует умственную деятельность большинства учащихся.

Психологи и педагоги, такие как Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин И.С. Якиманская и В.В. Давыдов внесли значительный вклад в раскрытие проблемного и развивающего обучения.

Это определило тему моего исследования. В этой статье я хочу показать важность проблемного обучения в компетентностном образовании, определить возможности использования проблемного метода в обучении в начальной школе и сравнить его с традиционными методами обучения.

 

Теоретические (псиолого-пелагогические) основы проблемного образования

 

Проблемное образование начальной школы

Проблемное обучение, как система определенных методов организации учебного процесса, сначала появилось в практике школы, а затем стало интерпретироваться в педагогической науке. Суть проблемного воспитания выражается формулой: «Научить думать, поставить ученика в проблемную ситуацию».

Если школа должна учить думать, то как она может это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исходить из психологии мышления.

Мышление является решением такой специфической проблемы, когда некоторые из его конкретных условий лежат на поверхности, а другие - нет. Мышление - это умственная деятельность, направленная на выявление отношений, которые скрыты от наблюдения в предмете анализа. Если представлен весь состав условий задачи, то мышление не требуется, и человек может решить эту проблему из памяти или путем непосредственного восприятия своего видения хода проблемы. Мышление «включается в работу», когда возникает вопрос (задание), а окончательный ответ не запоминается ни при тщательном размышлении. Таким образом, человек попадает в проблемную ситуацию, поскольку задача неразрешима известными способами.

«Научить думать» означает уметь разрешать противоречия между знаниями, которыми обладает ученик, и знаниями, которых у него нет; но которые необходимы для решения познавательных задач, которые возникли перед ним.

И И. Лернер писал о проблемном обучении, что «... с педагогической точки зрения это такая тренировка, в которой студенты систематически участвуют в процессе решения проблем на основе содержания программного материала».

М.И. Махмутов отметил, что «... при таком обучении знания не передаются студентам « в готовом виде», а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации». Основным преимуществом проблемного образования является функция активизации познавательной деятельности.

Конечно, учебный процесс является более широким и универсальным процессом мышления. Однако оба эти процесса можно рассматривать как своего рода поисковую деятельность, направленную на решение теоретических и практических проблем, которые возникают перед человеком. Процесс обучения, который имитирует процесс мышления, можно назвать проблемным обучением.

В теории такого обучения используются следующие понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная задача, проблема, как принцип обучения.

Каково содержание этих понятий?

Проблема - это теоретический или практический вопрос, на который нет готового ответа, и поэтому для его поиска требуется изучение, исследование. Как правило, проблемы сталкиваются с человеком объективно: возникает новая проблема, которая не может быть решена известными («старыми») методами, и тогда в игру вступает научная мысль. В образовательных целях задачи передаются обучаемому конкретно учителем.

Задача обучения - это определенная модель практической жизненной проблемы, разработанная студентом в соответствии с законами моделирования. Он должен воспроизводить значительные отношения и отношения объекта изучения при абстрагировании от несущественного или, наоборот, с наличием ряда несущественных моментов, от которых студент должен уметь отвлекать и выделять существенное. В последнем случае изменяется только образовательная цель при решении той же проблемы.

Проблемная ситуация - это психологическое состояние субъекта, когда он сталкивается с проблемой, которую он ясно или смутно распознает как интеллектуальную трудность, которая мешает ему немедленно решить познавательную или практическую задачу и требует поиска новых знаний или новых способов действия, это устранит трудности. Субъективная потребность в новых знаниях, возникающих в проблемной ситуации, обуславливает познавательную активность человека в процессе обучения.

Проблемная ситуация выражает отношение субъекта познания к созданным трудностям, но это отношение, при котором он не знает пути его преодоления, его еще предстоит найти. Однако необходимость в поиске может возникнуть только при ясном, а не смутном осознании сути возникшей трудности. Дело в том, что, попадая в проблемную ситуацию, субъект на данный момент воспринимает это обстоятельство только как трудность, а не как проблему, которую нужно решать особым образом.

Часто бывает, что смутно осознанное затруднение постепенно превращается в проблемную ситуацию и побуждает субъекта к деятельности искать выход из него путем приобретения новых знаний, приобретения нового способа действия, то есть вызывает познавательную деятельность личности, стимулирует мышление. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с «удивления», с противоречия. В дополнение к тому, что проблема должна иметь место, для начала умственной деятельности субъект должен обладать необходимыми знаниями. Преподаватель должен создать условия для формирования этих знаний среди учащихся, если не заранее, то во время решения проблемы в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация может возникнуть непреднамеренно, в процессе учебной деятельности. Такое случайное возникновение проблемной ситуации возможно, когда учащийся не может положительно разрешить какое-то противоречие, которое его одноклассники (индивидуальная проблемная ситуация) могут полностью разрешить, или вся учебная группа (проблемная ситуация для всех) не может объяснить какое-либо явление, с которым он знакомится по учебнику.

Итак, психология образовательной деятельности как научной теории позволяет учителю выстроить обучение учащегося как формирование собственной познавательной деятельности, что в свою очередь означает «научить его учиться». Задача учителя состоит не в том, чтобы просто представить готовые научные знания, а в том, чтобы «помочь учащемуся самому построить свою учебную деятельность», как того требуют объективные законы усвоения знаний (принять учебное задание для решения; решить его с помощью силы мысли для того, чтобы в конечном итоге научиться мыслить и уметь творчески применять в различных условиях усвоенный способ решения таких проблем).

Правильное обучение, соответствующее теории образовательной деятельности, в результате приводит не к простому накоплению знаний и навыков, а к умению мыслить с помощью знаний, т. е. дает развитие интеллектуальных способностей.

Поисковая деятельность, направленная на решение теоретических и практических проблемных задач, стоящих перед человеком в процессе обучения, называется проблемным обучением.

 

Сравнительная характеристика проблемно-развивающего и традиционного образования

 

В чем главное отличие проблемного и традиционного обучения? Основным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.

Цель традиционного образования: усвоение результатов научных знаний, вооружение студентов знаниями основ науки, привитие им соответствующих знаний и формирование навыков.

Задача проблемно-диалогического обучения шире: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесс получения этих результатов, он также включает в себя формирование познавательной активности учащегося и развитие его творческих способностей. Здесь акцент делается на развитие мышления.

Проблемное образование основано на теоретических принципах американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго экспериментальную школу, в которой учебная программа была заменена игрой и работой.

Занятия по чтению, счету, письму проводились только в связи с потребностями, инстинктами, которые возникали у детей спонтанно, так как они физиологически зрелы. Он выделил четыре инстинкта обучения: социальный инстинкт, конструктивный инстинкт, художественный инстинкт самовыражения, исследовательский инстинкт. Чтобы удовлетворить инстинкты, ребенок был предоставлен в качестве источников знаний: слово, произведение искусства, технические устройства, дети были вовлечены в игру и работу. Дж. Дьюи утверждал, что стремление к знаниям возникает у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую он не может решить известными ему методами. Решая проблему, он учится. Концептуальные положения Дж. Дьюи основывались на том факте, что ребенок в онтогенезе следует по пути человечества в познании; что усвоение знаний является спонтанным, неконтролируемым процессом; что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая чувства, но усваивая его в результате удовлетворения своей потребности в знаниях.

В советской педагогике возникновение дидактической системы проблемного обучения связано с исследованиями Л.В. Занкова, М.А. Данилова, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина В.В. Давыдова и Д. Брунер (организация содержания и построение учебного процесса); М.Н Скаткина И.Я. Лернер, (содержание и методы обучения); Н. А. Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер (построение системы когнитивных методов).

Выдвинув идею новой дидактической системы развивающего образования, Л.В. Занков представил его как совокупность новых дидактических принципов, построенных с учетом законов соотношения обучения и развития школьников, экспериментально доказавших преимущество новой схемы образовательного процесса над традиционной.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением заключается в двух моментах: они различаются по целям и принципам организации педагогического процесса.

Целью проблемного типа обучения является не только усвоение результатов научного знания, системы знаний, но и сам процесс получения этих результатов: формирование так называемых универсальных учебных действий, формирование познавательных инициативность студента и развитие его творческих способностей.

Целью традиционного типа обучения является усвоение результатов научных знаний, оснащение студентов знаниями основ наук и привитие им соответствующих навыков.

Организация преподавателя объяснительного и иллюстративного обучения основана на принципе передачи студентам готовых выводов науки.

В основе организации задачи учебного процесса лежит принцип поиска студентами учебно-познавательной деятельности, то есть принцип обнаружения научных выводов, методов действия, изобретения новых объектов или способов применения знания на практике.

В случае проблематичного обучения деятельность учителя заключается в том, что он систематически создает проблемные ситуации, информирует учащихся о фактах и ​​организует учебно-познавательные мероприятия так, чтобы на основе анализа фактов студенты делали свои собственные выводы и обобщения. Учащиеся с помощью учителя формируют определенные понятия, законы; и только в необходимых случаях преподаватель приводит объяснение содержания материала и самых сложных понятий. В результате учащиеся развивают навыки умственных операций и универсальных образовательных действий, развивают навыки передачи знаний, внимания, воли и творческого воображения.

Проблемное обучение - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, презентация учебного материала с его объяснением и управление деятельностью студентов, направленной на овладение новыми знаниями, как традиционным способом, так и посредством самостоятельной постановки учебных задач и их решения. 

Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность студентов по усвоению знаний и методов деятельности путем восприятия объяснений учителя в проблемной ситуации, самоанализа проблемных ситуаций, формулирования проблем и их решения посредством предложения предложений, гипотез, обоснования и доказательства их, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальная трудность человека, возникающая в том случае, если он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс реальности не может достичь цели известным ему способом, это побуждает человека, искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация - это модель продуктивной, творческой познавательной деятельности. Это определяет начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Для практики обучения особенно важно, чтобы мышление не сводилось к функционированию готовых знаний.

С.Л. Рубинштейн выдвинул требование раскрыть мышление, прежде всего, как продуктивный процесс, который может привести к новым знаниям; изучить его активный, творческий аспект. Таким образом, в российской психологии была поставлена ​​задача изучить не только и не столько результат умственной деятельности, сколько прежде всего процесс, который приводит к такому результату и способствует не только устойчивому усвоению знаний, но и « воспитание подлинного, самостоятельного, продуктивного творческого мышления.

Поэтому организация самостоятельного поиска в процессе обучения создает у студентов оптимальные условия для усвоения новых знаний и развития мышления.

Умственный поиск - сложный процесс, обычно он начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не каждый ли поиск связан с проблемой? Если учитель дает задание ученикам, указывая, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Подлинная активация студентов характеризуется независимым поиском, вовсе не поиском решений проблем. Если поиск направлен на решение теоретической, технической, практической образовательной проблемы или форм и методов художественного показа, он становится проблемой обучения.

Психологическая наука установила определенную последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в проблемной ситуации: Проблемная ситуация> проблема > поиск путей ее решения > решение проблемы.

Полный цикл психических действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • Возникновение проблемной ситуации;
  • Осознание сути проблемы и постановки проблемы;
  • Найти решение, угадывая или делая предположения и подтверждая гипотезу;
  • Подтверждение гипотезы;
  • Проверка правильности решения проблемы.

Общие черты проблемного обучения:

  • Студенты изучают систему знаний и методы умственной практической деятельности;
  • Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов;
  • Формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основа).

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

  • Обучение навыкам творческого усвоения знаний (использование определенных логических приемов и методов творческой деятельности);
  • Обучение навыкам творческого применения знаний (применение полученных знаний в новой ситуации) и умение решать образовательные задачи;
  • Формирование и накопление опыта в творческой деятельности (освоение методов научного исследования, решение практических задач и художественное отражение действительности).

Итак, основное различие между проблемным и традиционным обучением заключается в двух моментах: они различаются по назначению и принципам организации педагогического процесса. В традиционном обучении ученик лишь пассивно принимает готовые знания от учителя, а при постановке проблемных вопросов большинство учеников самостоятельно участвуют в познавательной деятельности при решении проблемных ситуаций.

Вопрос учителя должен быть настолько сложным, чтобы вызывать затруднения у учащихся, и в то же время выполнимым для самостоятельного ответа.

 

Структура содержания образовательной деятельности в проблеме обучения

 

Новая дидактическая система получила дальнейшее развитие в исследованиях В.В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, которые обосновали необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала.

В интерпретации В.В. Давыдовой и Д. Б. Эльконина образовательная деятельность - одина из видов деятельности студентов, направленная на овладение теоретическими знаниями и способствующий интенсивному развитию мышления. Образовательную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения различных знаний и приемов действий, которые происходят во время труда, игр, спорта. Педагогическая деятельность - это особый вид обучения, который организован так, что учащийся, осуществляя его, меняет себя.

Важной составляющей образовательной деятельности является учебная задача. Эта концепция была введена и конкретизирована Д. Б. Элькониным. Он подчеркнул, что учебной задачей является любая практическая задача, в процессе решения которой обнаруживается обобщенный метод решения этой и всех тех же проблем. Учебное задание можно считать действительно решенным только в том случае, если в предмете произошли предопределенные изменения (т. е. ученик открыл и понял способ ее решения).

В процессе учебной деятельности, по словам В.В. Давыдова, молодые поколения изучают культурный и исторический опыт, созданный предыдущими поколениями. Этот опыт нельзя механически назначить или перенести в их сознание. Нужна специальная организация работы по ее «присвоению». Учебная деятельность студентов воспроизводит работы тех, кто впервые создал изучаемый продукт. Следовательно, типичная «учебная ситуация» типична для обучения. А.Н. Леонтьев писал, что для овладения продуктом человеческой деятельности необходимо осуществлять деятельность, адекватную той, которая воплощена в этом продукте. Эффект образовательной деятельности является прямым результатом «активности самих студентов, связывающей их с внешним миром». Однако эта деятельность должна быть организована специалистами - учителями, с которыми студенты сотрудничают в процессе ее реализации.

Образовательная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность - задача - мотивы - действия - операции.

Потребность проявляется в учебной деятельности как стремление студента получить теоретические знания по определенной предметной области. Теоретические знания отражают законы и законы возникновения, формирования и развития объектов определенной области. Они могут быть освоены только в процессе специально организованной учебной и теоретической деятельности, в то время как эмпирические знания (повседневные идеи и концепции) приобретаются в ходе практической деятельности, то есть вне специально организованного обучения.

Важнейшим элементом структуры образовательной деятельности является учебная задача, при решении которой студент выполняет определенные учебные действия и операции. Мотивы обучения различны (внешние, внутренние), но основным специфическим мотивом для него является познавательный интерес. Целью образовательной деятельности является усвоение теоретических знаний.

Специфическим содержанием образовательной деятельности является решение образовательных задач. Остановимся на этом процессе более подробно. Целью решения практической (единственной) проблемы является изменение отдельной темы. Это важно, но все же не главное, когда речь идет об образовательной задаче. Решение образовательной проблемы не ставит цель самих изменений в предмете, хотя они могут происходить, но чтобы освоить способ внесения этих изменений.

Организация проблемного обучения в современной школе (на примере изучения конкретного учебного предмета).

Специфика образовательной задачи заключается именно в том, что, решая ее, человек одновременно учится решать все проблемы одного типа, какими бы разными они ни казались, и метод решения становится обобщенным, пригодным для все проблемы одного типа. Студент должен овладеть самым общим способом решения относительно широкого круга частных практических задач, а учитель должен познакомить студента с ситуацией, которая будет ориентировать его на этот общий способ решения во всех видах конкретных и специфических условий.

Сторонники «целевого подхода» утверждают, что невозможно по-настоящему овладеть научной дисциплиной, пока весь учебный процесс не станет системой для решения образовательных задач. Образовательная деятельность должна состоять из систематического, а не эпизодического, решения образовательных задач по применению изучаемой теории к реальности, если мы понимаем деятельность как сознательную деятельность самого студента, а не передачу ему готовых знаний учителя или из книги.

Процесс решения проблемы студентами представляет собой универсальное учебное действие, которое включает в себя следующие операции:

  • Постановка учебного задания учителем перед учеником или самим учеником;
  • Принятие проблемы студентами для решения;
  • Трансформация учебного задания с целью выявления в нем определенной общей взаимосвязи изучаемого предмета;
  • Моделирование выбранных отношений;
  • Преобразование этой модели отношений для изучения ее свойств в «чистом виде»;
  • Построение системы частных задач по этой проблеме, решаемых в общем виде;
  • Контроль за выполнением предыдущего действия для правильного перехода к следующему действию;
  • Оценка (самооценка) успешности всех действий в результате овладения общим способом решения учебной задачи.

Учебная деятельность включает в себя не только знания, навыки, навыки, лежащие в их основе, действия и действия учащихся с учебным материалом; но также принятие студентом учебного задания, осуществление самоконтроля, самооценки и т. д.

Итак, образовательная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность - задача - мотивы - действия - операции. Последовательное выполнение всех обозначенных элементов каждого учебного мероприятия и в целом составляет учебную деятельность студентов.

Научиться учиться означает овладеть способностью выполнять учебную деятельность, что является основной задачей для любого студента.

 

Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке

 

Процесс постановки образовательных задач требует знания не только логических, психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки задач.

Учитель, зная уровень подготовленности своих учеников и исходя из специфики обучения, может ставить проблемы, с которыми он уже сталкивался ранее. При этом он учитывает следующее:

  • алгоритм решения ранее решенных задач может быть использован для решения новых сложных проблемных задач;
  • решение проблем, возникших ранее, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний, усиливает интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что почти все проблемы в области образования решаемы - для этого вам нужно иметь больше знаний;
  • постановка задачи, ранее решенной классом, в другой постановке дает возможность для творческой работы при повторении материала;
  • проблемы, ранее решенные коллективом, могут быть использованы для вторичной постановки перед слабыми учениками для самостоятельного решения.

Как показали исследования, можно выделить типы и методы проблемных ситуаций, которые наиболее распространены для всех субъектов:

Типы проблемных ситуаций:

  • Первый тип: проблемная ситуация возникает, если ученики не знают, как решить проблему, я не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение нового факта в образовательной или жизненной ситуации.
  • Второй тип: проблемные ситуации возникают, когда студенты сталкиваются с необходимостью использовать ранее полученные знания в новых практических условиях.
  • Третий тип: проблемная ситуация легко возникает, если существует противоречие между теоретически возможным способом решения проблемы и практической невыполнимостью выбранного метода.
  • Четвертый тип: проблематичная ситуация возникает, когда существуют противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.

Методы проблемных ситуаций:

  • Первый способ - побудить студентов теоретически объяснить явления, факты и внешние противоречия между ними. Это заставляет студентов искать и проводит активное усвоение новых знаний.
  • Второй метод - это использование учебных и жизненных ситуаций, которые возникают, когда учащиеся выполняют практические задания в школе, дома, во время наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает, когда студенты пытаются самостоятельно достичь своих практических целей.
  • Третий метод - это постановка образовательных задач для объяснения явлений или поиска путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа студентов на учебной экспериментальной площадке, в мастерской и так далее.
  • Четвертый способ - побудить студентов анализировать факты и явления реальности, которые вызывают противоречия между жизненными идеями и научными представлениями об этих фактах.
  • Пятый способ - выдвигать предположения (гипотезы), формулировать выводы и проверять их экспериментально.
  • Шестой способ - побудить студентов сравнивать, и сопоставлять факты, явления, правила, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  • Седьмой метод состоит в том, чтобы побудить студентов предварительно обобщать новые факты. Студенты получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать независимое обобщение.
  • Восьмой метод состоит в том, чтобы познакомить студентов с фактами, которые как бы необъяснимы и приведены в истории науки, чтобы поставить научную проблему.
  • Девятый метод - организация межпредметных связей. Зачастую материал предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторении курса и т. д.). В этом случае вам следует использовать факты и данные наук, связанные с изучаемым материалом.
  • Десятый метод - это вариация задач с использованием примера с отсутствующими, избыточными или противоречивыми данными, с намеренно допущенными ошибками; формулировка новых вопросов для задания.

Таким образом, для того, чтобы преподавать проблемно, учитель должен систематически и последовательно создавать проблемные ситуации в классе, которые являются необходимым условием для развития мышления; для этого учитель должен знать различные типы проблемных ситуаций и способы их создания.

 

Методы организации способов проблемного учебного процесса

 

Теоретические основы проблемного обучения основаны на научно-методических исследованиях отечественных педагогов и психологов: М. Н. Скаткина, И. Я. Лернер (содержание и методы обучения).

М. Н. Скаткин выделил три основных типа проблемного обучения:

  1. Проблемное представление знаний.
  2. Привлечение студентов к поиску на определенных этапах представления знаний.
  3. Исследование методики обучения.

И. Я. Лернер, активный исследователь в области проблемного обучения, утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно становиться единственной или преобладающей системой обучения. Если бы школа пошла по этому пути, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего нас мира, который человечество прошло через свою историю ... проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько позволяет проблемно-ориентированный материал ».

Наиболее известна номенклатура методов, предложенных М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер:

  • пояснительная иллюстративная;
  • репродуктивна;
  • проблемнаяя презентация;
  • частично - поисковая;
  • исследоватеьский метод.

В целом можно говорить о шести дидактических методах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), которые представляют собой три типа представления учебного материала преподавателем и три типа организации самостоятельной образовательной деятельности студентов. :

  1. Монологический метод. Учитель сам объясняет суть новых понятий, фактов, дает студентам готовые выводы по науке, но это делается в проблемной ситуации; Форма представления - рассказ, лекция.
  2. Метод рассуждения. В первом варианте учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения; со вторым вариантом учитель излагает тему, создавая искусственную логику научного исследования, конструируя суждения и выводы. Форма представления - беседа, лекция.
  3. Диалогический метод. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит задачу и решает ее, но с помощью учеников, которые активно участвуют в постановке проблемы, высказывают предположения и проверяют гипотезы. Формы представления - поисковый разговор, рассказ.
  4. Эвристический метод. Суть метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобного осуществляется не учителем с участием учащихся, а самими учениками под руководством и с помощью учителя. Презентация - это эвристический разговор и решение проблемных задач.
  5. Метод исследования. Преподаватель, устанавливая теоретические и практические задачи исследования для студентов, организует высокий уровень проблемной ситуации на уроке. Студент, выполняя логические операции, самостоятельно раскрывает суть новой концепции и нового способа действия. Форма организации исследования может быть различной: студенческий эксперимент, экскурсия, сбор фактов, общение с публикой, подготовка отчета, проектирование и модуляция.
  6. Запрограммированный метод. Это метод, с помощью которого учащиеся, используя специально подготовленные дидактические инструменты, могут получить новые знания и новые действия.

Выбор методов определяется педагогической теорией обучения, которая определяется социально значимыми целями и содержанием образования, учитывает положения и принципы дидактики и включает в себя систему методов учебного воздействия на студента.

Организация разъяснительного и иллюстративного обучения основана на принципе передачи студентам готовых выводов науки для студентов. Организация проблемно-развивающего учебного процесса основана на принципе поиска учащимся учебно-познавательной деятельности (исходя из закономерности трудности усвоения знаний), то есть его открытия научных выводов, методов действия и «изобретение» новых способов применения знаний на практике.

Следовательно, проблемно-развивающее обучение обеспечивает особый тип мышления, глубину веры, силу усвоения знаний и их творческое применение на практике, помогает мотивировать успех и развивает умственные способности студентов.

 

Экспериментальная работа по проблемному образованию в начальной школе

 

В современной школе новые цели образования достигаются разными способами: одни учителя используют в своей работе традиционные образовательные технологии, другие внедряют проблемно-поисковые технологии.

На основании теоретического анализа и обобщения, использование проблемного метода обучения в начальной школе способствует развитию познавательной активности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Люди с хорошо развитыми обобщающими способностями и высоким уровнем концептуального мышления имеют преимущество в выражении своих мыслей, точном формулировании актуальных проблем, грамотности в письменной и устной речи, в состоянии увидеть основную суть проблем, а при чтении они быстро улавливают суть написанного и основные мысли автора.

Оценить особенности вербального (концептуального) мышления и способность устанавливать логические связи и связи между понятиями, а также способность стабильно сохранять данный метод рассуждения при решении длинного ряда различных проблем.

Этот критерий достаточно важен, так как наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов для получения образования среди основной массы студентов, что приводит к снижению основных показателей образования и воспитания выпускников, образовательных учреждений.

Показателем зрелости мотивационной составляющей студентов является высокий уровень постановки целей. Большое количество предметов имеет внутреннюю мотивацию к обучению, то есть проявляет интерес к процессу и результату деятельности, стремится к саморазвитию. Наряду с ними есть предметы, которые проявляют внешнюю мотивацию: они выполняют образовательную деятельность в силу долга, обязательства, давления со стороны родственников и учителей и тому подобное. Значительная часть субъектов мотивирована на достижение успеха: они ставят позитивную цель и активно участвуют в ее реализации, однако есть субъекты, мотивированные избегать неудачи. Они болезненно реагируют на критику, не уверены в себе и не испытывают удовольствия от учебной деятельности.

Одним из показателей личностного развития студента является качество знаний по изучаемым предметам. 

Технология проблемного образования решает эту проблему посредством системы методов и приемов обучения.

 

Вывод:

 

Мы попытались раскрыть сущность и содержание технологии проблемного обучения; определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся начальной школы, выявить возможность использования проблемного обучения при изучении русского языка в начальной школе, установить влияние проблемного обучения обучение познавательной деятельности младшего школьника.

На сегодняшний день проблемное образование является наиболее перспективным. С развитием рыночных отношений все структуры общества переходят из режима функционирования в режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. И преодоление этих противоречий всегда связано с рефлексивными способностями личности. Они подразумевают способность адекватно оценивать ситуацию, выявлять причины трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личной), а также планировать и проводить специальные мероприятия для преодоления этих трудностей. Эти способности являются одними из основных для современного человека. Они не передаются лекциями и рассказами, а «выращиваются» в процессе обучения и воспитания. Поэтому учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но только на образовательном содержании. На мой взгляд, эти требования развития наиболее соответствуют этим требованиям.

Проблемное обучение на современном этапе в контексте внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов остается одним из ведущих методов обучения. Это основа компетентностного образования, которое направлено на развитие познавательных потребностей человека и его интеллектуальной деятельности. В то же время совершенствуются не только образовательные инструменты, но и методы и приемы.

Основой развития школьников можно считать познавательную деятельность, которая «понимается как особая форма деятельности, направленная на овладение принципами конструирования определенных действий с изучаемым объектом - словом (в данном случае).

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к знаниям возникает у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую он не может решить известными ему методами. Решая проблему, он учится.

«Способность к обучению» - это способность самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, которая невозможна без сознательного принятия и творческого выполнения учебного задания с обязательным осмыслением - самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий. «Учиться обучаться» означает овладение способностью выполнять учебную деятельность, что является наиболее важной задачей для любого учащегося.

Чтобы учить проблемным, учитель должен знать различные типы проблемных ситуаций и как их создавать; Следует систематически и последовательно создавать проблемные ситуации в классе, которые являются необходимым условием развития мышления.

Это проблематичная учебная, поисковая и исследовательская деятельность, которая обеспечивает эффективность образовательного процесса, поддерживает интерес ребенка к уроку и заставляет его активно участвовать в образовательном процессе, способствуя тем самым повышению качества преподаваемых предметов.