Организация обучения одаренных детей.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Одной из приоритетных задач современной педагогики является определение и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциала в образовательном процессе. Забота о одаренных детях обусловлена ​​тем, что им в первую очередь поручены задачи по решению стоящих перед обществом проблем, они связаны с ожиданиями внесения наибольшего вклада в развитие культуры и науки, экономики и техники. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» заявляет: в российской системе образования должна быть построена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение на протяжении всего периода становления личности. Необходимо не только создать специальную систему поддержки одаренных учеников, но и создать единую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей. Организация работы с одаренными детьми - это достижение нового уровня качества образовательного процесса, создание научных и организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие личности одаренного ребенка, и обеспечение стабильного опережающего характера образовательный процесс. Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении должна обеспечивать поддержку и развитие каждого ребенка, помогать ему в самоопределении, в том числе профессиональном, в разработке и использовании новых технологий для обучения и воспитания. Организация работы с одаренными детьми характеризуется разнообразием методов, форм и приемов педагогической деятельности, альтернативностью и гибкостью, динамичностью, целостностью и интегративностью образовательного процесса.

Одаренность - это системное качество, которое характеризует психику ребенка в целом. Это личность, ее ориентация, система ценностей, которая ведет к развитию способностей и определяет, как будет реализован ее потенциал. Такой подход делает приоритетом обучение, а не просто обучение одаренного ребенка, забота о одаренном ребенке, подразумевающее понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые одаренные дети несут с собой.

Среди приоритетных направлений работы с одаренными детьми:

  • диагностика одаренности и контроль ее развития;
  • рассмотрение одаренности в контексте изучения различных проявлений (интеллектуальных, творческих и других форм мышления, деятельности);
  • одаренное педагогическое образование;
  • интегративный подход к изучению одаренности;
  • создание учебной среды для детей с особыми образовательными потребностями;
  • создание системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей выявление и развитие одаренности детей на протяжении всего периода обучения и воспитания учащегося в образовательном учреждении и направленной на формирование успешной личности одаренного ребенка. Это определяет необходимость серьезной воспитательной работы среди педагогов с целью формирования информированных представлений о природе, методах выявления и способах развития одаренности, а также предоставления им инструментов для выполнения такой работы.

Цель исследования - охарактеризовать особенности обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.

Объект исследования - одаренность

Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

Задачи:

  • раскрыть понятие детской одаренности как педагогического феномена;
  • охарактеризовать понятие «одаренность» и его виды;
  • рассмотреть педагогическую поддержку развития одаренности детей;
  • учиться воспитанию одаренных детей в общеобразовательной школе;
  • изучить подготовку учителей для работы с одаренными детьми;

 

Понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», признаки и виды

 

Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной, что связано с потребностью современного общества в неординарной, творчески мыслящей личности, с одной стороны, и необходимостью проявления высокой активности человека, его навыков, способностей, стандартного поведения для решения поставленных перед ним задач путем постоянно меняющихся условий среды с другой стороны. Одаренный ученик часто находится в ограниченном пространстве своего таланта. У него разный взгляд на мир, разные ощущения себя в мире, что усложняет степень интеграции личности в систему общественных отношений. Такие дети из-за своего творческого одиночества нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то от родителей или учителей. С такими детьми всегда сложнее, чем с обычными, послушными, не «выпадающими» из общих стандартов. Адаптация одаренных детей неравномерна и достаточно сложна. Трудности связаны как с социальными условиями, в которых находится такой ребенок, так и с его нестандартностью.

На основании исследования Л.И. Петрова осветит проблемы адаптации одаренных детей к окружающей действительности:

  • трудности общения со сверстниками и взрослыми. Одаренный ребенок отличается от окружающих детей своим отношением, реакцией на внешние раздражители. Одноклассники могут быть раздражены его постоянной готовностью правильно ответить на любой вопрос учителя, а взрослые - его знаниями в разных (или в одной любой) области. Взрослые, включая учителей, часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их авторитет;
  • трудности в управлении модификациями их поведения. Одаренные дети не любят однообразной и скучной работы; как правило, они теряют интерес к деятельности до ее окончания;
  • трудности в развитии творческой активности. Одаренные дети в основном нацелены на глубокое и длительное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Они могут быть осложнены творческим заданием, предложенным взрослыми.

В истории изучения категории одаренности сложилось четыре взаимодополняющих понятия:

  1. Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись мотивация и воля;
  2. Выявление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемое с помощью тестов интеллекта ;
  3. Рассмотрение одаренности в соответствии с анализом дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепловым и получила наибольшее распространение в нашей стране ;
  4. Соотношение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребенка; в возможностях легкого и творческого обучения; в умении создавать новые креативные «продукты» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.

В нашей стране, как теоретически, так и прикладно, наиболее развитыми были проблемы специальных способностей. Для этих целей созданы и успешно работают специализированные школы - математические, музыкальные, спортивные и другие. Дидактические системы были разработаны и внедрены для развития умственных способностей, выявленных с помощью тестов. В то же время проблема выявления и развития творческого потенциала детей была менее развитой. В настоящее время теоретической основой для организации работы с одаренными детьми является рабочая концепция по одаренности, разработка и издание которой были выполнены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и за счет федеральной целевой программы «Одаренные дети». При интерпретации концепции одаренности мы опираемся на рабочую концепцию одаренности и рассматриваем ее как системное качество психики, которое развивается на протяжении всей жизни, которое определяет способность человека достигать более высоких, экстраординарных результатов в одном или нескольких типах активность по сравнению с другими людьми. Такое толкование связано с тем, что развитие способностей и реализация индивидуального таланта зависят от личности, ее ориентации и системы ценностей. Согласно Рабочей концепции одаренности, этот подход делает приоритетной задачей не только и не столько обучение одаренного ребенка, сколько обеспечение условий для формирования полноценной и успешной личности. Это определяет необходимость создания системы психолого-педагогической поддержки одаренного ребенка, в которой особое внимание уделяется бережному отношению к его личности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется своими яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в конкретном виде деятельности. При раскрытии проблемы одаренности особенно важно определить источники одаренности: одаренность как продукт самой природы или естественный результат обучения и воспитания. Сегодня большинство психологов признают, что уровень, качество, оригинальность и характер развития одаренности всегда являются результатом сложного взаимодействия наследственности (естественных склонностей) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игра, школа, работа). В то же время особое значение имеют собственная деятельность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального таланта. Потенциальные предпосылки для достижений в различных видах деятельности присущи многим детям, в то время как гораздо меньшее число детей демонстрирует действительно выдающиеся результаты. Тот или иной ребенок может быть особенно успешным в широком спектре видов деятельности, поскольку его умственные способности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Это создает условия для формирования различных видов одаренности. Кроме того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить уникальность своего таланта в отношении его различных аспектов.

Одаренность в детстве может рассматриваться как потенциал для умственного развития в связи с последующими этапами жизненного пути человека.

Однако следует учитывать следующие особенности одаренности детей:

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление законов возрастного развития. У каждого детского возраста есть свои предпосылки для развития способностей. Так, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к овладению языком, высоким уровнем любопытства и необычайным блеском фантазии; Для старших подростков характерны различные формы поэтического и литературного творчества и т. д. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает появление одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т. д.
  2. Под влиянием изменения возраста, образования, развития культурных норм, таких как семейное воспитание и т. д., может произойти «исчезновение» признаков детской одаренности. В результате этого чрезвычайно трудно оценить меру устойчивости одаренности, продемонстрированной данным ребенком в течение определенного периода времени. Кроме того, возникают трудности, связанные с прогнозом превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Особенность динамики формирования детской одаренности часто проявляется в виде неравномерного психического развития. Таким образом, наряду с высоким уровнем развития определенных способностей существует отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В результате, с одной стороны, ребенок может быть идентифицирован как одаренный, с другой - как умственно отсталый.
  4. Проявления одаренности детей часто трудно отличить от обучения (или в более широком смысле - от степени социализации), что является результатом более благоприятных условий жизни для данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия для его развития) будет демонстрировать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого аналогичные условия не были созданы.

Оценка конкретного ребенка как одаренного во многом условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже в самых, казалось бы, благоприятных условиях, могут постепенно или очень быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Вы не должны использовать фразу «одаренный ребенок» в терминах определения (жесткой фиксации) статуса конкретного ребенка, поскольку психологическая драма ситуации очевидна, когда ребенок, привыкший к «одаренности», внезапно объективно теряет признаки его эксклюзивность на следующих этапах развития. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что делать дальше с ребенком, который начал обучение в специализированном учебном заведении, но затем перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»). Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности связаны с высоким уровнем производительности. В то же время одаренность ребенка должна оцениваться в единстве категорий «я могу» и «я хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект характеризует методы деятельности одаренного ребенка и может быть описан следующими признаками:

  • Наличие конкретных стратегий деятельности. Методы деятельности одаренного ребенка обеспечивают его особую, качественно своеобразную продуктивность. В то же время, существует три основных уровня успешности деятельности, каждый из которых имеет свою собственную конкретную стратегию ее реализации: быстрое развитие деятельности и высокий успех ее реализации; использование и изобретение новых методов деятельности в условиях нахождения решения в данной ситуации; выдвигать новые цели деятельности из-за более глубокого владения предметом, приводя к новому видению ситуации и объясняя появление идей и решений, которые были неожиданными на первый взгляд;
  • Формирование качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в тенденции «делать все по-своему» и связанного с самодостаточной системой саморегуляции, присущей одаренному ребенку. Например, для него это очень типично - наряду со способностью почти мгновенно или очень быстро уловить важную деталь - найти способ решения проблемы - рефлексивный способ обработки информации (стремление тщательно проанализировать проблему, прежде чем принимать какое-либо решение, ориентация оправдывать свои действия);
  • Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнородных отношений; коагуляция знаний в соответствующей предметной области при их готовности раскрыться в качестве контекста для поиска решения в нужное время; категорический характер (энтузиазм по поводу общих идей, тенденция искать и формулировать общие законы). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от одного факта или изображения к их обобщению и расширенную форму интерпретации;
  • Знание одаренного ребенка (а также одаренного взрослого) характеризуется повышенной «хваткостью» (ребенок сразу же схватывает и усваивает информацию, относящуюся к его интеллектуальной ориентации), высокой долей процедурных знаний (знание методов действия и условия их использования), большой объем метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т. д. Знания могут иметь различную структуру в зависимости от того, заинтересован ли человек в соответствующем предмете. площадь. Особые характеристики знания одаренного ребенка могут в большей степени проявиться в сфере его доминирующих интересов;
  • Своеобразный тип обучения, который проявляется как в высокой скорости и простоте обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, идей и навыков. Одаренные дети, как правило, уже в раннем возрасте обладают высоким уровнем самообучения, поэтому им необходимо не столько целевое образовательное воздействие, сколько создание разнообразной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к той или иной стороне реальности, а также к его деятельности и может быть описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определенным аспектам объективной реальности (знакам, звукам, цветам, устройствам и т. д.), определенным формам собственной деятельности (физической, познавательной, художественной и выразительной и т. д.), сопровождаемым, как правило, опыт ощущения удовольствия;
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытном любопытстве, а также в готовности по собственной инициативе выйти за рамки первоначальных требований деятельности;
  • Выраженный интерес к той или иной профессии или сфере деятельности, чрезвычайно высокий энтузиазм по любому предмету, погружение в то или иное дело. Наличие такой интенсивной склонности к определенному виду деятельности приводит к поразительному упрямству и трудолюбию;
  • Предпочтение парадоксальной, противоречивой и расплывчатой ​​информации, отказ от стандартных, типичных задач и готовых ответов;
  • Высокие требования к результатам своей работы, стремление ставить сверхтвердые цели и упорство в их достижении, стремление к совершенству.

Психологические характеристики детей, демонстрирующих одаренность, можно рассматривать только как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, которые ее порождают. Блестящая память, феноменальное наблюдение, способность к мгновенным вычислениям и т. д. сами по себе не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Следовательно, наличие этих психологических характеристик может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном присутствии.

Поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам одновременно. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) различны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку они в значительной степени зависят от объективного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание учителя и ориентировать его на тщательный и длительный анализ каждого конкретного случая.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, лежащим в основе классификации. В одаренности можно выделить как качественные, так и количественные аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику умственных способностей человека и особенности их проявления в определенных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют нам описать степень их серьезности.

Среди критериев различения видов одаренности:

  1. Вид деятельности и сферы психики, которые ее поддерживают.
  2. Степень образования.
  3. Форма проявления.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

Согласно критерию «вид деятельности и сферы психики, ее поддерживающие», выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом различных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации.

Основными видами деятельности являются: практическая, теоретическая (с учетом возраста детей, желательно говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Внутри каждой сферы можно выделить следующие уровни ментальной организации. Итак, в рамках интеллектуальной сферы различаются сенсомоторный, пространственно-визуальный и концептуально-логический уровни. Внутри эмоциональной сферы уровни эмоциональной реакции и эмоционального опыта. В рамках мотивационно-волевой сферы - уровни мотивации, постановки целей и генерации смысла.

Соответственно, можно выделить следующие виды одаренности:

  • в практической деятельности можно выделить одаренность в ремесле, спорте и в организации;
  • в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различного типа в зависимости от объективного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т. д.);
  • в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, визуальная и музыкальная одаренность;
  • в коммуникативной деятельности - лидерстве и привлекательном таланте - в духовной и ценностной деятельности - одаренности, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый тип одаренности включает в себя одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием уровня, который является наиболее значимым для данного конкретного вида деятельности и в своих проявлениях охватывает, в той или иной степени, все пять видов деятельности. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и сферы психики, ее обеспечивающей» является наиболее важной с точки зрения понимания качественной оригинальности характера одаренности. Этот критерий является исходным, а остальные определяют конкретные формы, которые в настоящее время характерны для человека.

По критерию «степень формирования одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальная одаренность.

Актуальную одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне активности в конкретной предметной области по сравнению с возрастными и социальными нормами. В данном случае речь идет не только об обучении, но и о широком спектре различных видов деятельности. Талантливые дети составляют особую категорию талантливых детей. Считается, что талантливый ребенок - это ребенок, достижения которого отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий той или иной степени профессионального мастерства.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который обладает только определенными умственными способностями (потенциалом) для высоких достижений в конкретном виде деятельности, но не может реализовать свои способности в данный момент из-за их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может быть ограничено рядом неблагоприятных причин (сложные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкая саморегуляция, отсутствие необходимой образовательной среды и т. д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой предсказуемости используемых диагностических методов, поскольку речь идет о несформированной системе качества, о дальнейшем развитии которой можно судить только по индивидуальным признакам. Интеграция компонентов, необходимых для совершенства, все еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, оказывающих определенное влияние на развитие исходных умственных способностей ребенка.

По критерию «формы проявления» можно говорить о:

  • явная одаренность;
  • скрытая одаренность.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка довольно четко и отчетливо (как будто «сама по себе»), в том числе в неблагоприятных условиях. Достижения ребенка настолько очевидны, что его одаренность не вызывает сомнений. Поэтому специалисту в области детской одаренности с высокой степенью вероятности удается сделать вывод о наличии одаренности или высоких способностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность проявляется так ясно.

Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, ее не замечают другие. В результате возрастает риск ошибочных выводов об отсутствии одаренности такого ребенка. Это можно отнести к числу «бесперспективных» и лишенных необходимой помощи и поддержки. Часто в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда такие «бесперспективные дети» достигли самых высоких результатов. Причины явления скрытой одаренности кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с другими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми во время его воспитания и развития и т. д. Скрытые формы одаренность - это психические явления, которые являются сложными по своей природе. В случаях скрытой одаренности, которая до определенного времени не проявляется в успехе какой-либо деятельности, особенно важно понимание личных характеристик одаренного ребенка. Личность одаренного ребенка ясно свидетельствует о его необычайности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органически связанные с одаренностью, дают право предполагать наличие у такого ребенка повышенных способностей.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общая одаренность;
  • особая одаренность.

Общая одаренность проявляется в отношении различных видов деятельности и выступает основой их продуктивности. Психологическое ядро ​​общей одаренности является результатом интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых строятся эмоциональные, волевые и другие личностные качества. Наиболее важными аспектами общей одаренности являются умственная деятельность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационного и эмоционального участия в деятельности, степень ее направленности. Особая одаренность проявляется в определенных видах деятельности и обычно определяется в отношении определенных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). В основе одаренности к различным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление перевести ценностное содержание его жизненного опыта в выразительные художественные образы. Кроме того, особые способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженной оригинальности сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д. Другим примером особых способностей является социальный талант - талант в области лидерства. и социальное взаимодействие (семья, политика, деловые отношения в рабочей команде). Общая одаренность связана с особыми видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления особой одаренности достигают качественно более высокого уровня развития конкретных видов деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т. д.). В свою очередь, особая одаренность влияет на выборочную специализацию общих, умственных ресурсов человека, тем самым усиливая индивидуальную самобытность и самобытность одаренного человека.

Организация обучения одаренных детей.

По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить:

  • ранняя одаренность;
  • поздняя одаренность.

Решающими показателями здесь являются темпы умственного развития ребенка, а также те возрастные стадии, на которых одаренность проявляется в явной форме. Следует иметь в виду, что ускоренное умственное развитие и, соответственно, раннее выявление талантов (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детстве не означает негативного заключения относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которых называют "вундеркиндами". Вундеркинд (буквально «замечательный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с необычайными, блестящими успехами в любом конкретном виде деятельности - математике, поэзии, музыке, рисовании, танцах, пении и т.д.

Особое место среди этих детей занимают интеллектуальные гики - взрослые дети, чьи способности проявляются в чрезвычайно высоких темпах развития умственных способностей. Они характеризуются чрезвычайно ранним, с 2-3 лет, развитием чтения, письма и счета; освоение трехлетней учебной программы к концу первого класса; выбор сложных видов деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с иллюстрациями ручной работы, другой мальчик того же возраста составляет свою собственную энциклопедию по истории и т. д.). Их отличает необычайно высокое развитие индивидуальных когнитивных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. д.).

Существует определенная корреляция между возрастом, в котором проявляется одаренность, и сферой деятельности. Самые ранние таланты появляются в области искусства, особенно в музыке. Несколько позже одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значительных результатов в виде выдающихся открытий, создание новых направлений и методов исследования и т. д. обычно происходит позже, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых научные открытия невозможны. Перед другими появляются математические таланты . Эта закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейбниц, Галуа, Гаусс).

Итак, любой отдельный случай одаренности детей можно оценить с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Таким образом, одаренность - это многомерное явление. Для практикующего это возможность и в то же время необходимость более широкого взгляда на уникальность одаренности конкретного ребенка. Различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности на этой основе, несмотря на ее условность, основано на сравнении различных показателей, характеризующих одаренность детей, со средней возрастной нормой достижения. Дети, которые так превосходят в своих способностях и достижениях других, обычно называют детьми с исключительным, особым талантом. Успех их деятельности может быть необычайно высоким. Однако именно эти дети чаще других сталкиваются с серьезными проблемами, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов. Следовательно, при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) для одаренности с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Обладание гармоничным типом развития можно назвать «счастливой» версией жизни ребенка. Такие дети характеризуются возрастной зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в конкретной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети становятся взрослыми и достигают необычайных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития могут отличаться не только очень высоким уровнем индивидуальных способностей и достижений (часто эти дети имеют IQ от 130 до 180). Этот вариант одаренности может основываться на другом генетическом ресурсе, а также на других механизмах возрастного развития, которые чаще всего характеризуются ускоренным, но иногда замедленным темпом. Кроме того, в его основе может быть представлена ​​другая структура с нарушением интегративных процессов, что приводит к неравномерному развитию различных психических качеств и иногда ставит под сомнение существование одаренности как таковой. Процесс становления одаренным, у таких детей почти всегда сопровождается сложным комплексом различных психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, из-за которых они могут быть включены в «группу риска». Очень часто развитие одаренных детей связано с ранним (в дошкольном возрасте) выявлением соответствующих признаков. В то же время, умственная одаренность, талант к науке также можно найти у тех, кто в школьные годы не имел оснований предполагать их присутствие. Почему это возможно?

Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто невозможно различить: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют.

Во-вторых, дремлющие способности могут быть пробуждены, как если бы они вспыхнули и разгореться успешным индивидуальным подходом при более благоприятных обстоятельствах.

В-третьих, одаренность часто обнаруживается на более поздних возрастных стадиях, что может быть генетически обусловлено.

В-четвертых,  никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности.

В-пятых, развитие способностей, творческих проявлениях в значительной степени зависит от черт характера, которые формировались годами, от всей черты личности, а также от особенностей реализации личности.

 

Педагогическая поддержка развития одаренности детей

 

Организация работы с одаренными детьми предполагает, что учитель преодолеет педагогические и психологические трудности, вызванные различными типами одаренности, многими противоречивыми теоретическими подходами и методами, изменчивостью современного образования и чрезвычайно небольшим числом специалистов, подготовленных для работы с одаренные дети.

Отсюда проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.

Цели организации работы с одаренными детьми включают решение проблем формирования и развития личности ребенка по следующим позициям:

  • психолого-педагогические - создание оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого учащегося;
  • социально-целевое воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
  • дидактическая - создание новой методологической системы обучения студентов, принципиально отличающейся от традиционной, прежде всего за счет решения индивидуальных образовательных задач учащихся. Организация работы учителя с одаренными детьми предполагает:
  • признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, осознание его образовательных потребностей по отношению к внешнему миру в процессе субъектно-субъектных и субъектно-объектных образовательных воздействий;
  • признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальный путь развития образовательных направлений;
  • изменение позиции преподавателя на сопровождающего в связи с деятельностью студента;
  • приоритетность личного содержания образования, формируемого в процессе прохождения отдельных образовательных траекторий;
  • приоритет продуктивной составляющей содержания образования, выраженный в творческой функции студента.

Одаренные дети должны приобретать знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические характеристики одаренных детей, а также социальные ожидания по отношению к этой группе студентов позволяют выделить конкретный компонент по отношению к традиционной цели обучения, связанный с усвоением определенного объем знаний в рамках школьных предметов.

Этот специфический компонент - это высокий (или повышенный) уровень и широта общего образования, которые определяют развитие целостного мировоззрения и высокий уровень компетентности в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Для всех детей основной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и даров с целью их последующего воплощения в жизнь и профессиональную деятельность. Но в отношении одаренных детей эта цель особенно значима.

Следует подчеркнуть, что именно на этих детях общество прежде всего надеется решить насущные проблемы современной цивилизации. Поддерживать и развивать личность ребенка, не терять, не замедлять рост его способностей - это особенно важная задача обучения одаренных детей. Конкретные цели обучения одаренных учеников определяются с учетом качественных особенностей определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей его развития.

Итак, в качестве приоритетных направлений обучения детей с общей одаренностью можно выделить следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важен не сам талант, а то, какое приложение он будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности;
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие личности и индивидуальной идентичности его возможностей);
  • обеспечение широкого общего образования высокого уровня, определяющего формирование целостного мировоззрения и высокий уровень компетентности в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и наклонностями учащихся.

Общие принципы обучения одаренных детей относятся к основным общим принципам воспитания, включая всех детей в целом:

  • Принцип развивающего и воспитательного обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и навыков, но и когнитивному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации образования. Он заключается в том, что цели, содержание и учебный процесс должны максимально полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, в которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме;
  • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает, что содержание методов обучения и преподавания соответствует специфическим характеристикам одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие способности могут легко вызвать завышение трудностей в обучении, что может привести к негативным последствиям.

Учитывая многообразие, разнообразие и индивидуальное своеобразие индивидуальности феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. С какой одаренностью мы имеем дело (общая или особенная в виде спорта, искусства или других);
  2. В какой форме может проявляться одаренность: явная, скрытая, потенциальная;
  3. Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие денежных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, в том числе разработка и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т. д.;
  4. Какой тип учебного заведения целесообразно использовать: гимназия, специально ориентированная на работу с одаренными детьми, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования и т. д.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей стоит выделить:

  • система дошкольных образовательных учреждений, прежде всего, детских садов общеразвивающего типа, центров развития ребенка, в которых создаются наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. и младший школьный возраст, обеспечивающий преемственность среды и методов развития детей при поступлении в школу;
  • система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  • система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и обеспечения выявления, поддержки и развития их способностей в рамках внеклассных мероприятий;
  • система школ, ориентированная на работу с одаренными детьми и призванная обеспечивать поддержку и развитие возможностей для таких детей в процессе получения общего среднего образования (включая лицеи, гимназии, нестандартные образовательные учреждения высшей категории и т. д.)

Психологические особенности одаренных детей, наряду со спецификой социального порядка по отношению к этой группе студентов, определяют определенные акценты в понимании основных целей образования и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений в определенных предметных областях, а также создание условий для когнитивного и личностного развития студентов с учетом их таланта.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  1. Осознание важности этой работы каждым преподавателем.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными студентами.
  3. Признание руководством и персоналом школы того, что внедрение системы работы с одаренными учениками является одним из приоритетных направлений в ее работе.
  4. Включение в работу с одаренными учениками учителей, обладающих следующими качествами:  учитель для одаренного ребенка - это человек, который продуктивно реагирует на вызов, способен воспринимать критику и не испытывать стресса при работе с людьми, способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным. Учитель верит в свою компетентность и способность решать проблемы. Он готов нести ответственность за последствия своих решений и в то же время чувствует себя надежным человеком, уверенным в своей человеческой привлекательности и жизнеспособности. Учитель считает, что другие могут самостоятельно решить свои проблемы, поверить в их дружелюбие и в то, что у них есть позитивные намерения, у них есть чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и защищать. Педагог стремится к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением своих знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
  5. Непрерывная работа по совершенствованию учебного процесса с целью неуклонного снижения образовательной и психологической перегрузки учащихся.

 

Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей

 

Обучение одаренных детей в общеобразовательной школе может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (путем выявления групп учащихся в зависимости от их типа одаренности, организации индивидуальной учебной программы, обучения индивидуальным программам по отдельным предметам и т. д.).

К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по отдельным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащего за ее пределами. Следует также обеспечить, чтобы работа над отдельными программами, в том числе обучение с помощью внешних исследований, не приводила к отделению ребенка от команды сверстников. Работа над индивидуальным планом и подготовка индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получить адресную информационную поддержку в зависимости от его потребностей. Существенную роль в индивидуализации одаренного обучения может сыграть наставник (тьютор). Репетитор может быть высококвалифицированным специалистом (ученым, поэтом, художником, шахматистом и т. д.), готовым взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Главная задача наставника - с помощью диалога и совместного поиска помочь его подопечному разработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Ценность работы наставника (как значительного взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в согласовании индивидуальной идентичности одаренного ребенка, характеристик его образа жизни и различных вариантов содержания образования. Занятия по свободному выбору - по выбору и, особенно, организация небольших групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют дифференцировать обучение с использованием различных методов работы. Это помогает учитывать различные потребности и возможности одаренных детей. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или ассоциаций, которые дают студентам возможность выбирать не только направление исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения по предмету. Как уже отмечалось, программы по работе с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, можно усложнить программу, не вызывая перегрузок только до определенного предела. Дальнейшее развитие способностей студента должно происходить в рамках его участия в исследованиях, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только путем включения личности в творческий процесс. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень систематических знаний, что исключает ее формализм. Сеть творческих объединений позволяет осуществлять совместную исследовательскую деятельность преподавателей и студентов.

Одаренные ученики могут быть вовлечены в совместную работу с учителями и в то же время быть лидерами секций исследований в классе по этому предмету. Межклассовые ассоциации-секции могут возглавлять учителя. Создание меж возрастных групп, объединенных одной проблемой, устраняет основную трудность в положении одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким отрывом, оставаясь, тем не менее, среди сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика сотрудником на уроке. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту других детей, но и оказывает прямое воспитательное воздействие: оно укрепляет авторитет этого ученика и, что наиболее важно, формирует его ответственность за его товарищи. Тем не менее, эта форма работы избегает ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование для детей.

Однако привлечение одаренных студентов к работе исследовательских объединений требует предварительной подготовки, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может проводиться как в рамках специального образования на шестой (развивающий) день, так и во время факультативных занятий. Эта система может дать оптимальный эффект только в том случае, если ученики развивают познавательную ориентацию и более высокие духовные ценности. С этой целью учебные программы должны включать изучение личных стратегий и моральных действий, стоящих за научным открытием. Распространенной формой включения в исследование является метод проектирования. Учитывая интересы и уровни талантов конкретных студентов, им предлагается завершить проект: проанализировать и найти решение практической проблемы, выстроить свою работу в исследовательском режиме и дополнить ее публичным докладом в защиту своей позиции. Эта форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться со сверстниками и оставаясь вовлеченным в обычные социальные отношения, в то же время качественно углубить свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют большое значение для воспитания детей. В школах, где вышеуказанные формы обучения не применяются, для одаренных детей целесообразно сочетать школьное и внешкольное обучение. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня» (математический, историко-археологический, философский и лингвистический профили), которая обеспечивает общение с талантливыми специалистами , включает в себя серьезную научно-исследовательскую работу и т. д. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет сокращения часов по этому предмету в общеобразовательной школе.

Большую помощь в реализации дифференциации образовательного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных школ может оказать использование различных форм организации образования, в основе которых лежит идея группировки учащихся по конкретным пунктам в образовательный процесс. Выбор той или иной формы зависит от характеристик школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированного персонала, возможностей, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

Наиболее благоприятные образовательные возможности для одаренных детей предоставляются следующие формы обучения:

  • Дифференциация параллелей. В школе предусмотрены несколько классов внутри параллелей для детей с разными типами способностей. Эта форма обучения является многообещающей, начиная с самого старшего подросткового возраста (с 9-го класса), и особенно актуальна для тех одаренных детей, которые к концу подросткового возраста проявили устойчивый интерес к определенной области знаний;
  • Перестановка параллелей. Учащиеся одного возраста распределяются по классам по каждому учебному предмету в группы, в которых учитываются их аналогичные способности. Один и тот же ребенок может заниматься некоторыми предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) - обычным. Это говорит о том, что во всех параллелях занятия по одним и тем же предметам проходят в одно и то же время, и по каждому предмету студенты группируются по-новому;
  • Выделение группы одаренных учеников из параллели. Предполагается объединить в группу по 5–8 наиболее успешных учеников в каждой параллели, которая размещается в одном из классов, где помимо них учатся еще около 20 учеников. Специально подготовленный учитель обычно работает с этим классом и дает одаренной группе сложную и обогащенную программу. Основная часть класса и группа одаренных людей преподаются параллельно, что предусматривает различные задачи;
  • Альтернативное обучение. Эта форма обучения включает группирование детей разных возрастов, но не на все академическое время, а только на его часть, что дает одаренным детям возможность общаться со сверстниками и позволяет им находить детей равными в академическом плане и соответствующем образовательном содержании. С помощью этой формы способные ученики имеют возможность участвовать в занятиях старшеклассников в течение части учебного дня. Наиболее естественным вариантом является то, что одаренные дети имеют возможность общаться со старшими учениками по предмету, по которому они наиболее вовремя изучают все остальные предметы со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны иметь возможность посещать занятия по выбранным предметам на уровне университета;
  • Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени, необходимого для прохождения обязательной программы. В этом случае для одаренных детей часть обычных занятий заменяется деятельностью, соответствующей их познавательным потребностям. Ученик оценивается, прежде чем он начинает осваивать следующий раздел. Если он показывает хороший результат, ему разрешают сократить его обязательное образование, а программы обогащения предоставляются взамен. Положительное влияние этой формы обучения на овладение математикой и естественными науками и, в меньшей степени, гуманитарных наук было установлено.
  • Группировка учащихся в одном классе в однородные малые группы по тем или иным причинам (уровень интеллектуальных способностей, успеваемость и т. д.). Эта форма обучения имеет ряд преимуществ перед другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: создание оптимальных условий для развития всех групп студентов (а не только одаренных) за счет дифференциации, индивидуализации и гибкости образовательного процесса; реалистичная реализация, обусловленная отсутствием необходимости каких-либо организационных, управленческих изменений на уровне организации учебного процесса в школе, наличия дополнительных средств обучения, преподавательского состава и т.д . «Массовое» приложение, в связи с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, деревнях, поселках и т. д.).

Важно помнить, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации образования должны основываться не только на возможностях конкретной школы, но, прежде всего, на основе индивидуальных особенностей школы. Ребенок, который должен определиться с выбором оптимальной стратегии развития для него. В частности, использование различных форм организации образовательного процесса для дифференциации обучения одаренных учащихся, основанных на идее группировки одаренных детей по конкретным моментам в образовательном процессе, может быть эффективным только при условии содержания и обучения методы изменены.

В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом завершения учебного плана, что недостаточно для фактического развития таких детей и удовлетворения их индивидуальных познавательных потребностей, поэтому выделение одаренных Ученики в отдельной группе могут иметь больше негативных последствий, чем позитивных.

 

Подготовка учителей к работе с одаренными детьми

 

Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию одаренного ребенка, является учитель. Это предъявляет особые требования не только к его профессиональной подготовке, но и к его личности. Встреча с одаренными учениками, по сути, является своего рода экзаменом для учителя в профессиональных, личных и даже духовно-нравственных отношениях. В случае успеха он принесет несравненный положительный опыт, в случае неудачи соответственно отрицательный. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижение по пути профессионального и личностного становления.

Учитель, работающий с одаренными детьми, должен соответствовать следующим требованиям:

  • уметь разрабатывать гибкие индивидуальные образовательные программы;
  • уметь создавать эмоционально безопасную атмосферу в группе, классе;
  • уметь организовывать в процессе обучения обратную связь со студентами;
  • использовать различные стратегии обучения;
  • обеспечить формирование у студентов адекватной самооценки;
  • уважать личность ученика и принимать его таким, какой он есть;
  • овладеть методами стимулирования творческой активности и саморазвития одаренного ребенка;
  • поощрять творчество, оригинальность и работу воображения.

Основным компонентом профессиональной квалификации учителей для работы с одаренными детьми является:

  • общепрофессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения;
  • основные профессионально значимые личностные качества учителя.

Специфическую составляющую профессиональной квалификации учителей для работы с одаренными детьми формируют:

  • Психолого-педагогические знания, навыки и умения, вытекающие из активного овладения психологией и педагогикой одаренности (знания о одаренности, ее типах, психологических основах, критериях и принципах идентификации; знания о психологических характеристиках одаренных детей, их возрасте и индивидуальное развитие; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знание направлений и форм работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; навыки развития и внедрение методов идентификации одаренных детей на основе признаков одаренности, а также навыков в области дидактики и методов обучения одаренных детей с учетом типов и характеристик одаренных учащихся, их условных и конкретных условий обучения,  умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);
  • Профессиональная и личная позиция учителей, которая позволяет успешно внедрять традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, успешно активировать и развивать одаренность детей, управлять и контролировать учебный процесс и предоставлять учащимся свободу учиться;
  • Профессионально значимые личностные качества учителей: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д. Эти качества эффективно работают только в системе, и когда они подчинены наиболее важному качеству учителя - «желанию жить в ученике».

Подготовка учителей для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать создание и развитие как базовых, так и специфических компонентов их профессиональной квалификации.

В процессе подготовки учителей необходимо обеспечить формирование не только соответствующих навыков, но и «оттачивание» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.

Специфика такого обучения требует учета следующих факторов:

  1. Профессиональная и личная позиция преподавателей;
  2. Комплексный (психологический, педагогический и профессионально-личностный) характер воспитания учителей;
  3. Создание системы консультирования и обучения. Именно в этой форме, как показывает опыт преподавателей, им легче осознать свои личные проблемы, которые мешают их работе. Эта форма эффективна для формирования навыков, необходимых учителю для самопознания, самоконтроля, а также для потребностей саморазвития;
  4. Создание психолого-педагогических условий (система факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
  5. Демократизация и гуманизация всех процедур обучения, создание творческой и свободной атмосферы обучения;
  6. Уровень образования и сфера деятельности учителей (учителей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, учителей-предметников, учителей, работающих в системе дополнительного образования, педагогов, дефектологов, практических психологов, а также представителей администрации школы и т. д.);
  7. Характеристики студенческого населения (их возраст, состояние здоровья и т. д., при этом особое внимание следует уделять конкретным группам одаренных детей - сиротам, детям-инвалидам и т. д.);
  8. Профессиональная, послевузовская подготовка и профессиональный опыт педагогов: опыт педагогической, воспитательной работы с детьми; уровень ранее приобретенных знаний в ходе специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем получаемой информации об идентификации, обучении, развитии и воспитании одаренных детей, участии в специальных учебных занятиях по развитию способностей, педагогической навыки общения и т. д., стажировки и стажировки и т. д.);
  9. Специфика образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием (или, наоборот, отсутствием) определенных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеев, концертных залов, библиотек, театров), а также специалисты, такие как психологи, учителя дополнительного образования и т. д.).

В соответствии с этим подготовка учителей может основываться на следующих принципах: Принцип единства и дифференциации общего и специального образования.

Общее образование - раздел о одаренности должен быть включен в систему методологических мероприятий на разных уровнях. Принцип поэтапного обучения. Обучение должно проводиться непрерывно на протяжении всей профессиональной деятельности.

Принцип единства теоретического и практического обучения. В процессе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретические и практические занятия. Реализация этого принципа требует использования существующих или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на основе которых можно подготовить специалистов для работы с одаренными детьми в сочетании с последовательным или одновременным прослушиванием теоретических курсов; изучение, обобщение и распространение опыта учителей, добившихся успехов в работе с одаренными детьми.

 

Вывод:

 

На протяжении многих веков одаренность считалась чем-то автономным из социально-педагогической практики. И это произошло прежде всего потому, что исследования не были востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было сосредоточено не на самом феномене одаренности как личностного образования или социально-психологического феномена, а на проблеме его происхождения (дар Божий или земной). Основными видами одаренности считались интеллектуальная и творческая одаренность.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшей формы творчества. Большинство филологов, психологов и преподавателей были склонны видеть проявление высочайшего таланта в научном творчестве и научном мышлении.

В настоящее время возрастает интерес к проблеме одаренности, проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки учителей к работе с ними.

Эндаумент теперь определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической сфере. Дар должен рассматриваться как достижение и как возможность достичь. Смысл этого утверждения заключается в том, что вам необходимо учитывать те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности - сложная проблема, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личной подготовки учителей, психологов и руководителей образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения следует отметить, что одаренность - это сложный умственный объект, в котором когнитивная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы человеческой психики неразрывно переплетены.

Черты, присущие одаренному, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличают высокая чувствительность во всем; у многих очень развито чувство справедливости; они способны чутко фиксировать изменения в социальных отношениях, новые тенденции времени в науке, культуре, технологиях, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - постоянная познавательная деятельность и высокоразвитый интеллект позволяют получать новые знания о мире. Творческие способности привлекают их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание одаренных детей с интуитивным и дискурсивным (дискурсивно - рациональным; оправдано предыдущими суждениями) мышлением (в подавляющем большинстве случаев, когда первое доминирует над вторым) делает процесс приобретения новых знаний весьма продуктивным и значительным.

В-третьих, для большинства одаренных людей характерна огромная энергия, решительность и настойчивость, которые в сочетании с обширными знаниями и творческими способностями позволяют реализовать множество интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует как минимум две точки зрения на одаренное обучение. По словам одного из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные учебные заведения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны учиться со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Хотя не существует комплексного диагноза для определения общей и специфической одаренности, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Эндаумент раскрывается только тогда, когда ей как-то удается проявить и закрепиться. Тот факт, что из-за личных качеств одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям, еще не полностью учтен. В этой области не хватает знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Практическая реальность также подчеркивает тот факт, что в школе существуют особые потребности в учебниках и программах, которые учитывают индивидуальные потребности и интересы одаренных детей. В программах не заложены альтернативные способы продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому система дополнительного образования играет большую роль в развитии одаренного ребенка. Внешкольные клубы, студии, творческие мастерские (возможно, главная роль здесь принадлежит учреждениям культуры). Позволяют реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение следует напомнить, что работа учителя с одаренными детьми является сложным и бесконечным процессом. Это требует от педагогов и педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их подготовки, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это требует постоянного роста навыков, педагогической гибкости, способности отказаться от того, что даже сегодня казалось творческой находкой и силой.

Работа с одаренными детьми является одним из вариантов конкретной реализации права человека на индивидуальность. В целом, массовое образование является одним из важнейших институтов современного общества. Это образование по самой своей природе должно заботиться, прежде всего, о большинстве учащихся. Тем не менее, школа, ориентированная на среднюю школу, не очень хорошо приспособлена для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня, как в направлении меньших, так и больших способностей.

К сожалению, очень мало сделано для детей, которые во многих отношениях превышают свою возрастную норму. Между тем, именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, а разбазаривание талантов является недопустимой ошибкой для развития любого государства.