Организация межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Определение «зелёной» экономики

Экономическая статистика

Показатели и результаты участия Китая в мировой экономике и международных отношениях

Ценовая политика субъекта хозяйствования. Виды и системы цен. Ценовая стратегия предприятия

 

Введение:

Несмотря на позитивные изменения в системе межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформирования межбюджетных отношений, ряд актуальных проблем все еще остается нерешенным.

Как показывает практика, сохраняются значительные диспропорции между доходами и расходами региональных и местных бюджетов. В условиях экономического кризиса, значительного снижения доходов и практически неизменности уровня расходных обязательств, субъекты РФ столкнулись с проблемой.

Кроме того, существует риск сбалансированности бюджетов, сокращения занятости, уменьшения финансовых ресурсов для капитальных инвестиций, а также риск возникновения кредиторской задолженности по приоритетным обязательствам.

Современные проблемы межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации

В связи с этим необходимо разработать и реализовать меры, направленные на смягчение последствий экономического кризиса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, осуществить структурные изменения в системе межбюджетных отношений и повысить их эффективность в среднесрочной перспективе, улучшить качество управления бюджетными процессами на всех уровнях.

Разработка и реализация в субъектах Российской Федерации мер, направленных на повышение эффективности расходов соответствующих бюджетов, находится на начальной стадии. В частности, не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и практически отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

В последнее время сложилась широкая практика делегирования расходных обязательств с передачей субвенций как между государственными, так и между муниципальными органами.

В дополнение к вышесказанному важно отметить также отсутствие взаимодействия между государством и местными органами власти. Однако объем государственных полномочий (в первую очередь, региональных), передаваемых на муниципальный уровень, позволяет в ряде случаев оценить их как избыточные, в том числе и в силу косвенного отношения к поддержке населения. В настоящее время количество региональных полномочий, переданных на муниципальный уровень, варьируется в субъектах Российской Федерации от 1 до 27 (без учета субвенций на общеобразовательный процесс). Доля субвенций в доходах отдельных муниципальных районов составляет 50-60% доходов их местных бюджетов, в среднем по муниципальным образованиям - 23%. По фактическим данным, на 1 января 2009 г. в муниципальные бюджеты поступило 317,8 млрд руб. субвенций из региональных компенсационных фондов, что на 8,1% больше, чем в 2008 г., или на 23,9 млрд руб. больше.

В то же время снижается ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств. Муниципальные органы власти не заинтересованы в наиболее эффективном исполнении государственных полномочий, недостаточно проработаны механизмы контроля за эффективностью и ответственностью их исполнения, что позволяет отодвинуть их исполнение на второй план. В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности контроля за качеством исполнения переданных полномочий.

При отсутствии законодательно установленных ограничений на передачу полномочий и в то же время постоянного расширения перечня полномочий, которые могут быть переданы на муниципальный уровень, эта ситуация будет ухудшаться, и многие муниципалитеты не смогут обеспечить их исполнение по объективным причинам, даже если они будут иметь достаточную финансовую поддержку.

Более того, отсутствует ясность в разграничении расходных полномочий на территориях, относящихся к компетенции как муниципальных районов, так и поселений, что позволяет предположить, что функции этих муниципалитетов могут дублировать друг друга. К таким функциям относятся: организация досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и т.п.

В целях совершенствования системы разграничения расходных обязательств между субъектами хозяйствования.

Муниципальные образования различных уровней бюджетной системы Российской Федерации

Российская Федерация и муниципальные образования различных уровней бюджетной системы нуждаются в дальнейшей корректировке бюджетной системы, которая предоставит соответствующим субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям такие полномочия, которые они смогут наиболее эффективно осуществлять. В частности, они могут иметь полномочия по обеспечению деятельности полиции, общественной безопасности, магистратов, судебно-медицинской экспертизы и др.

Организация межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации

В последние годы наметилась заметная тенденция значительного роста количества и объемов субсидий. С 2001 года количество субсидий, предоставляемых Федерацией, увеличилось с 17 до 90, а их объем - более чем в 20 раз. Аналогичная ситуация сложилась и с субсидиями, предоставляемыми субъектами Российской Федерации местным бюджетам.

Данная тенденция приводит к негативным последствиям как с точки зрения финансовой независимости региональных и местных бюджетов, так и с точки зрения эффективного использования выделенных средств. Кроме того, региональные и местные бюджеты, вынужденные соблюдать правила предоставления субсидий, увеличивают объемы бюджетных ассигнований в одном районе в ущерб другим.

При таком большом количестве субсидий размывается приоритет отдельных секторов практически во всех секторах и снижается стимулирующее воздействие целевых межбюджетных трансфертов на модернизацию бюджетных секторов в целом. Поскольку количество субсидий не ограничено, а положения Бюджетного кодекса РФ описывают только общие цели субсидий, существует множество вариантов их планирования и распределения.

В этой связи необходимо обратить внимание на субсидии, предоставляемые для софинансирования приоритетов социальной политики с точки зрения высшего бюджета.

Современный механизм бюджетного регулирования

Нынешний механизм бюджетного регулирования имеет недостатки, которые требуют внесения соответствующих поправок в существующую нормативную базу.

Одним из главных недостатков бюджетного регулирования является неудовлетворительное состояние действующих методов распределения бюджетных средств. Многие субъекты Российской Федерации пока не нашли оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического развития и налоговым потенциалом муниципалитетов, снижением уровня дотаций и повышением ответственности за принятие местных финансовых решений.

Система финансового выравнивания, несмотря на формализованный подход, имеет существенный недостаток: при низких налоговых поступлениях и гарантированных субсидиях регионы и муниципалитеты мало заинтересованы в увеличении доходной базы своих бюджетов, что порождает иждивенческие настроения. Кроме того, многие финансисты считают, что гарантированное предоставление средств из федерального и региональных бюджетов не способствует социально-экономическому развитию регионов и муниципалитетов. Поэтому стимулирующая роль трансфертов зависит от того, как решается вопрос об оказании финансовой помощи на местах. Если она воспринимается как дополнительный доход, то стимулирующий эффект отсутствует.

Существенным недостатком является то, что методология расчета индекса налогового потенциала не учитывает изменения налоговой базы муниципалитетов в период экономического кризиса при выделении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов.

Во многих регионах неоднократно вносились изменения в порядок распределения межбюджетных трансфертов, ставилась под сомнение целесообразность внесения изменений в методику распределения средств на следующий финансовый год.

Действующий механизм "негативного трансферта" не приводит к существенному снижению различий в уровне расчетных налоговых поступлений муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, где по независящим от местных властей причинам сформированы муниципальные образования с чрезмерно высоким налоговым потенциалом. В то же время данный механизм не стимулирует местные органы власти к принятию мер по повышению налогового потенциала на своих территориях. Необходимо скорректировать механизм "негативного трансферта", который ориентирован на изъятие избыточных доходов с целью выравнивания налогового потенциала муниципалитетов и создания дополнительных стимулов для увеличения налогового потенциала территории.

Заключение

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в межбюджетных отношениях на уровне остается нерешенным следующий круг вопросов:

  1. существенные диспропорции доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  2. несовершенство системы разграничения расходных обязательств между субъектами РФ и муниципальными образованиями на разных уровнях бюджетной системы;
  3. снижение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств;
  4. значительный рост количества и объемов субсидий;
  5. несовершенство существующих методов распределения межбюджетных трансфертов;
  6. существующий механизм "негативного трансферта" не приводит к существенному снижению различий в уровне расчетных налоговых поступлений муниципальных образований в субъектах Российской Федерации;
  7. слабое применение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, практическое отсутствие методики оценки эффективности бюджетных расходов. Таким образом, современная российская система взаимоотношений органов власти всех уровней предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.