Ордолиберализм как идейная основа «экономического чуда» ФРГ

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Неблагоприятный отбор на рынках капитала в российской экономике

Реинжиниринг основного бизнес-процесса в организации ООО

Понятие предприятия, юридического лица, основные признаки и учредительные документы

Роль информации при принятии решений в стратегическом менеджменте

 

Введение:

 

Старшему поколению бывшей Западной Германии есть чем гордиться. Именно его трудом и тогда побежденная и разрушенная страна за относительно короткое время после войны сумела подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополучных и процветающих в Европе. Сегодня для любого немца немецкая марка - это не просто денежная единица, а символ национального трудолюбия и экономической стабильности, позволяющий в глубине души относиться вниз не только к рублям и леям, но и к лирам, драхмам и т. д. другие эскудо.

Восстановление Германии было не просто экономической победой. Это было прежде всего демонстрацией воли большинства населения вырваться из плена прошлого, вернуть себе национальное достоинство.

Можно любить или не любить ненцев, можно глумиться над их страстью к порядку, дисциплиной и привычкой «считать гроши», но надо признать, что это была заслуженная победа трудолюбивого и мужественного народа, честного труда всех народ не мог с этим справиться» - эти слова Л. Эрхарда, произнесенные им в декабре 1945 года, когда Германия еще лежала в руинах, могли стать эпиграфом к любой книге, посвященной экономической истории Германии в послевоенный период. 

 

Экономическое положение в послевоенной Германии

 

В чем «секрет» быстрого возрождения немецкой экономики, ее необычайной стабильности и жизнеспособности? Усердие - это усердие, но каждый человек должен знать, зачем и во имя чего он работает, чтобы быть уверенным, что он работает не напрасно. Если это не так, если экономический курс политического руководства ни к чему не ведет, если само правительство постоянно шарахается из стороны в сторону и направляет народ по принципу «иди туда - не знаю куда, ищи это - не знаю что», то вскоре любое произведение превращается в Сизифа, и тогда у людей полностью пропадает желание работать.

Все эти, в общем, простые истины были хорошо поняты и учтены в своей практической политике Эрхардом, под руководством которого в 1948 г. началось осуществление денежно-кредитных и экономических реформ в Германии. Старт был тяжелым и болезненным. Промышленное производство составляло всего 40 процентов от уровня 1936 года. Крайне не хватало самых элементарных товаров. Невероятно увеличившаяся денежная масса не оставляла места для разумной денежно-кредитной политики. Спекуляция и черный рынок процветали. Пачка американских сигарет стала настоящей валютой.

«Воцарились голод, нужды и экономический хаос. Люди были полны сомнений, деморализованы и не имели никакой надежды на улучшение в будущем".

«Подсчитано, что в среднем из одного немца производили только раз в пять лет одну пластину, каждые двенадцать - пару обуви, что только каждый пятый ребенок мог лечь в своей постели и только каждый третий немец имел возможность лежать в ней. его собственный гроб ".

Политика оккупационных властей в то время основывалась на идеях возмездия, наказания и опеки. В то же время они переняли у нацизма командную экономику с ее тотальным нормированием, дефицитом, контролем над ценами, финансами, экспортом и импортом.

«В то время СДПГ и ХДС (то есть обе основные партии в Западной Германии), а также профсоюзы были против введения рыночной экономики. СДПГ требовала «социалистической экономики посредством планового управления» ХДС заявил в своей Аденской программе:

«Планирование и регулирование экономики необходимы в значительном объеме уже давно» и предлагали обобществить горнодобывающую и металлургическую отрасли. Профсоюзы хотели введения государственной собственности в ключевых секторах».

Изначально экономическая политика ХДС, как правящей партии того времени, была изменена по политическим причинам - из-за жесткого противостояния с Восточной Германией, где началось построение командной экономики. При этом союзники осознали, что послевоенное возрождение Европы невозможно без Германии (план Маршалла был принят в Америке, где значительная помощь оказывалась и Западной Германии, кроме того, западные союзники отказались от получения репараций) , и что последнее невозможно без предоставления немцам определенной независимости. Так в западных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. директором этого совета по экономике был избран Л. Эрхард. С какими проблемами он сразу столкнулся и как собирался их решать, то есть какова была его программа?

 

Программа национального спасения

 

По своим экономическим взглядам Эрхард был убежденным «рыночным человеком». Высококвалифицированный экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансово-экономической политики национал-социализма, включающих в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, Жесткий контроль над ценами, диктующийся крупнейшими производителями-монополистами, военный сектор в отрасли вырос до гигантских размеров. Эрхард назвал такую ​​экономику «принудительной».

Ключевые положения экономической философии самого Эрхарда сводились к следующему:

  1. «Принудительная» экономика никогда не может быть эффективной, где угодно и в какой бы то ни было форме. Есть только одна альтернатива командной системе, и другой в природе нет. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства.
  2. Демонтаж командной системы и замена ее рыночной не может быть продлен во времени, поскольку законы работы обеих систем исключают друг друга, и попытки сесть между двумя стульями - худшая политика, которая может привести только к окончательному хаосу и полная дезорганизация экономики. «Критическая масса» рыночных преобразований должна осуществляться быстро, решительно и последовательно.
  3. Восстановление жизнеспособной денежной единицы не является естественным результатом заключительного этапа реформ, а является отправной точкой и необходимой предпосылкой для успешного продвижения к цели. Инфляционная «накачка» экономики, как бы хорошо она ни была оправдана, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.
  4. Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и методы такого вмешательства должны быть ориентированы на поддержку свободного рынка, защиту рынка от социального популизма и зависимости.
  5. Социальная функция государства - не «равномерно распределять бедность», а, прежде всего, создавать условия для эффективного производства. Прежде чем вы сможете что-то распространять, вам нужно произвести это «что-то». Что касается самой раздачи, то здесь главная задача государства - позаботиться о слабых. Для тех, кто умеет позаботиться о себе, необходимо создать необходимые условия.

Убедить немцев в том, что единственное спасение от бедности и голода, от засилья спекулянтов и бюрократов, оказалось непросто - это отказаться от карточной системы, «оставить» цены, заменить старую обесценившуюся рейхсмарку на новую. и быстро запустить все рыночные механизмы. За двенадцать лет господства нацистской разновидности «социализма» и три года послевоенной разрухи люди отвыкли работать без кнута, отвыкли представление о том, что за свой труд можно получить полные деньги. , утратили привычку к инициативе, свободе и нераздельной ответственности за себя. Все боялись, что может стать хуже. В условиях нехватки самых элементарных товаров система распределения под контролем оккупационных властей многим казалась наименьшим злом.

Среди западных оккупационных властей не было единодушия. В Англии лейбористское правительство, пришедшее к власти после окончания войны, с энтузиазмом экспериментировало с крупномасштабной национализацией промышленности. Соответственно, в британской зоне взгляды и позиции социал-демократов вызывали больше симпатий, чем либеральные проекты Эрхарда.

Наибольшее понимание Эрхард встретил у американцев, хотя было много сторонников кейнсианских рецептов выхода из «великих депрессий». И тем не менее именно американцы в конечном итоге наиболее решительно поддержали главную цель, к которой стремился Эрхард - освободить немецкую экономику от пут командно-административных методов управления экономикой и вернуть ее на рыночные рельсы.

 

Старт экономических реформ

 

Основной программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная техническая и финансовая мера выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. В то же время денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет смысла без последней: «Денежная реформа так и осталась бы единичным действием, если бы она не была основана на здоровой основе поистине органического выравнивания и всех тех кранах, которые были установлены ошибочным частным и общественным планированием. Замораживание цен - лишь повод для известной хаотичной политики".

 

Ордолиберализм как идейная основа «экономического чуда» ФРГ

По словам Эрхардта, существует также глубокая связь с социальной реформой: «У нас самая антисоциальная экономика, которая может существовать, поскольку тот, кто работает, не получает ничего,« деньги », с которыми он ничего не может сделать ... Когда есть действующая валюта, централизованное управление практически невозможно. «В то же время с социальной точки зрения денежная реформа обязана восстановить доверие к денежной единице, а для этого она должна была дать что-то каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла Эрхард постоянно подчеркивал, что ни одно государство не может создать такой резерв (хотя государственный резерв также необходим), что единственный способ материально поддержать денежную реформу - это одновременное снижение цен, поддерживаемое последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. В то же время Эрхард опирался на свое собственное исследование в 1931 году, когда он предложил преодолеть кризис: «Мы должны согласиться отдать последние потребительские программы на рынок ... и, что касается инвестиций. , защищайте только то, что определенно требует поддержки".

Процедура обмена была следующей: 20 июня каждый гражданин, включая несовершеннолетних, получил так называемые подушные деньги в размере 40 немецких марок, а через два месяца еще 20 марок.

Частные сбережения и активы кредитных организаций, в том числе вклады, были пересчитаны в соотношении 10: 1. Половина счетов была сохранена после проверки происхождения денег финансовыми органами. Из второй половины октября было отменено 70%.

Итак, в конечном итоге 100 рейхсмарок были обменены на 6,5 новых немецких марок.

Были полностью отменены скопления банков, государственных учреждений, почты, управления железных дорог и национал-социалистических организаций. При этом были списаны и долги Рейха банковской системе, остальные долги государства были погашены только в 1957 году в соотношении 10: 1. По заработной плате, пенсиям и арендной плате коэффициент обмена составлял 1: 1, по прочим денежным отношениям - 10: л». Это техническая сторона реформы.

Благодаря «редкости» новых банкнот и объявлению Эрхардом в тот же день по радио решения об объявлении цен наступил переломный момент. До 19 июля 1948 года все полки магазинов были пусты. Утром все окна были полны. (Конечно, частники готовились заранее, пряча товары.) «Карты были - за исключением некоторых продуктов питания - вопреки намерениям оккупационных властей, аннулированы, замораживание цен было немедленно отменено, а замораживание заработной платы было немного поздно.

Вскоре был создан независимый от правительства центральный банк, задачей которого было предотвращение инфляции. Сразу запретили землям и общинам формировать дефицитный бюджет. 20 июня Эрхард через своего представителя пообещал освобождение базовых цен, что сильно удивило военное руководство, которое считало вопросы экономической политики исключительно своей компетенцией. Уже 21 июня заявление представителя Erhard о немедленном отпуске цен вызвало у нее резкое недовольство.

Несмотря на введение новых денег, цены в первые месяцы продолжали расти: например, с июня по декабрь цены на промышленное сырье выросли на 26%, на продукты питания - на 18, а на одежду - на 35%.

Вначале безработица значительно выросла - с 3,2% в июне 1948 г. до 12,2% в марте 1950 г. Однако на это повлиял значительный рост населения за счет беженцев и переселенцев - с 1939 по 1954 г. более чем на 10 миллионов человек, или 25%.

Можно утверждать, что как с ценами, так и с безработицей произошло следующее - из скрытой и разрушительной формы эти важнейшие барометры экономической жизни превратились в открытые индикаторы самого сложного процесса социально-экономического восстановления. Конечно, здесь прежде всего проявились противоречия социальной рыночной экономики, конкретное развитие которой мы рассмотрим ниже. Но сначала общий вопрос: какую роль сыграли внешние «лекарства», помогая экономике и обществу Западной Германии встать на ноги?

«Иногда утверждается, что решающим для развития страны был план Маршалла. Западная Германия получила за 10 лет по этому пла­ну с 1948 г. около 1,9 млрд. долл., что по тогдашнему курсу составляет 150 марок на человека! Это меньше, чем бесплатные поставки 1945 — 1948 гг. продуктов питания, удобрений и семян».

При этом автор цитируемой статьи профессор X. Херберг считает, что «западногерманское экономическое чудо является ребенком от брака денежной реформы и рыночного порядка».

Необходимо только добавить социальную реформу, которая тесно связана с двумя другими. Именно она сыграла роль того «обезболива­ющего средства», которое помогло проглотить «горькую пилюлю» де­нежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это относи­тельно равные стартовые условия (вспомним процедуру обмена денег). Элементы социальной реформы, которая как и экономическая развива­лась на протяжении всего периода строительства рыночного хозяйства (приблизительно 10—15 лет, до достижения конвертируемости DM), следующие:

  • восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе социального страхования;
  • введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);
  • определение законных прав участия рабочих в управлении сна­чала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);
  • возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);
  • программа строительства жилья, которая с самого начала име­ла целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;
  • восстановление дееспособности пенсионного страхования и вве­дение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;
  • введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.

Эти и другие меры позволили значительно облегчить переход к ры­ночной экономике. Но как точно заметил Ральф Цепперник. «социаль­ное в конкуренции как раз то, что вообще на рынок приходит большое предложение товаров».

Ту же самую мысль Эрхард выразил другими, более эмоциональ­ными словами: «Мы были на наилучшем пути, чтобы приговорить де­мократию к смерти и превратить демократические основные права на­шего народа в химеру- Только когда эти права вновь найдут свое выра­жение в свободном выборе профессии, в свободном выборе рабочего места и прежде всего в свободе потребления, лишь тогда сможем мы ожидать, что немецкий народ будет вновь активно участвовать в поли­тическом определении своей судьбы».

Именно так стоял тогда вопрос: союзники готовы были снять свое опекунство над Западной Германией лишь тогда, когда она докажет свою способность к экономически эффективному и демократическому развитию. Вскоре это и произошло.

 

Заключение


Ордолиберализм - фундаментальная концепция неолиберальной экономической мысли в Германии во второй половине 20 века. В экономической литературе это направление неолиберализма также называется фрайбургской школой и рассматривается, с одной стороны, как теория экономического порядка, основоположниками которой являются У. Ойкен и Ф. Бём, а с другой стороны, как основа теории социальной рыночной экономики, которая была разработана в научных трудах Ф. Лутца, А. Мюллер-Армака, Л. Эрхарда и Х. Ламперта.

Изучение ордолиберальной теории и ее сравнение с другими областями экономической мысли позволяет нам сделать вывод, что, выступая в качестве специфической западногерманской версии экономической теории, фрайбургская школа объединила междисциплинарный подход немецкой исторической школы и теоретическую строгость неоклассиков. и основные принципы либерализма.

Основным социально-политическим мотивом ордолиберализма было то, что рыночная система должна быть нацелена в первую очередь на экономическую эффективность, а государство - на поддержание принципов ее эффективности и конкуренции. Следовательно, и рынок, и государство могут существовать только в неразрывном единстве.

На практике идеи фрайбургской школы начал воплощать западногерманский экономист и государственный деятель Л. Эрхард. Лейтмотивом социальной рыночной экономики Л. Эрхарда было «благо для всех». Смысл политических реформ заключался во всесторонней реформе финансовой системы и модернизации отношений «рынок-государство».

Ордолиберализм послужил теоретической базой для практической реализации концепции социальной рыночной экономики (получившей широкое распространение как в ФРГ после Второй мировой войны, так и во время интеграции ГДР в единое экономическое пространство Германии), даже несмотря на значительные модификации и отклонения. от исходной «идеальной» модели - конкурентного порядка. Именно в рамках этой теории были разработаны основные принципы и конкретные механизмы и инструменты экономической политики в контексте кардинального изменения экономических порядков (в контексте системной трансформации) - политика порядка, способная придать целостность, взаимосвязанность и внутреннюю логику взаимодействию государственных органов, бизнеса и общества, которая может быстро и эффективно изменять порядок в ответ на новые проблемы и вызовы, что особенно важно важно в контексте несовершенного знания о будущих тенденциях и их последствиях.